Научная статья на тему 'Образовательные аспекты формирования физической культуры личности'

Образовательные аспекты формирования физической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / EDUCATION / PHYSICAL EDUCATION AND HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалупин Владимир Ильич, Морщинина Диана Викторовна

Рассмотрена проблема образования и воспитания студентов вузов гражданской авиации в области физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалупин Владимир Ильич, Морщинина Диана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ASPECTS OF THE PHYSICAL TRAINING OF THE PERSON

We consider the problem of education and training university students of Civil Aviation in the field of physical culture.

Текст научной работы на тему «Образовательные аспекты формирования физической культуры личности»

2011

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 166

УДК 378:316.37

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В.И. ШАЛУПИН, Д.В. МОРЩИНИНА

Рассмотрена проблема образования и воспитания студентов вузов гражданской авиации в области физической культуры.

Ключевые слова: образование, физическая культура, здоровье.

Формирование здорового образа жизни людей и особенно молодежи посредством физической культуры и спорта в настоящее время приобретает исключительно важное значение. Исследования показывают, что безопасный уровень здоровья (БУЗ) имеют примерно 7% студентов; 30% - средний; 27% - ниже среднего; 36% - низкий, а после завершения учебы около 75% студентов страдают теми или иными заболеваниями [1]. Очевидно, что такое положение во многом связано с результативностью работы системы образования в данном направлении.

Поиск решения данной проблемы особенно актуален в сфере вузовской физической культуры на фоне все чаще звучащих в последнее время сомнений в необходимости приоритетного внимания в процессе учебной работы к вопросам формирования необходимого уровня образованности в области физической культуры. Многие исследователи прямо склоняются к тому, что основной направленностью занятий физической культуры должна быть отнюдь не образовательная, а оздоровительная [1; 3; 5] или тренировочная [7; 8].

Наряду с глубокой убежденностью в несомненной пользе специальных физкультурных знаний в литературе можно встретить и сомнения по поводу значимости познавательного компонента, эффективности его влияния на отношение учащихся к физической активности, звучащие порой даже со стороны весьма известных и уважаемых ученых и специалистов-практиков. По мнению одного из самых известных и уважаемых в стране учёных в области физической культуры профессора Л.П. Матвеева, стремление расширить теоретико-образовательное содержание учебного предмета «физическая культура» не вызывает возражения, но «...лишь при абстрактном подходе» [8]. Из его высказываний следует, что бороться за обогащение интеллектуального содержания физической культуры надо, но не путем разработки и обоснования соответствующей образовательной концепции, а путем борьбы с чиновничьим аппаратом, не желающим отступать «. от крайне заниженного лимита времени, выделяемого на освоение ценностей физической культуры» [8]. При этом фактически полностью игнорируется тот очевидный факт, что самым эффективным инструментом в подобной борьбе как раз и является убедительность доказательства бесперспективности существующих и всесторонняя обоснованность инновационных подходов к реформированию общего образования в области физической культуры, опирающихся на строго научную аргументацию, представленную в форме целостной образовательной концепции.

Для устранения сомнений в полезности полноценной теоретической подготовки в области физической культуры, видимо, уместно напомнить о том, что, если само по себе наличие знаний еще не является гарантией их активного использования и прямого, непосредственного влияния на повышение двигательной активности, эффективности формирования физической культуры личности, то их отсутствие лишает всяких надежд на это когда бы то ни было. Понимание этого обстоятельства делает очевидными как несправедливость упреков, связанных с отсутствием непосредственного и видимого эффекта от процесса усвоения знаний, так и недостаточную обоснованность, поверхностность суждения о том, что «уроки физкультуры существуют для того, чтобы студенты двигались, а не занимались разговорами».

Сторонникам такого мнения необходимо осознать, что оно справедливо для любой другой формы физического воспитания, но только не для учебных занятий. Именно ради повышения эффективности всех других форм учебные занятия по физической культуре должны нести в себе прежде всего образовательную функцию, обеспечивая необходимый уровень образованности населения в сфере физической культуры. Кроме него такую функцию не может взять на себя и выполнить ни одна другая форма физического воспитания. В природе не существует более приспособленной формы для решения

образовательных задач, чем учебное занятие (урок). Не решая в должной мере эти задачи на уроках физической культуры, мы фактически не решаем их вовсе и тем самым не просто обедняем весь процесс физического воспитания, но и лишаем его самой главной из основ.

Не секрет, что на протяжении многих лет и десятилетий занятия по физической культуре в вузах, в основном, сводились к тренингу: пробежать столько-то кругов по стадиону, подтянуться на перекладине, выполнить сгибание рук в упоре лежа и т.д., сдать контрольные нормативы. Однако основными задачами, стоящими перед педагогами физической культуры в высшей школе являются следующие:

• научить студента правильно и рационально подбирать необходимые упражнения для повышения работоспособности в будущей профессиональной деятельности;

• обучить методике тренировки того или иного физического качества;

• научить правильно оценивать свое функциональное состояние, определять степень утомления и переутомления, регулировать интенсивность физической нагрузки;

• сформировать ценностно-ориентированное отношение к физической культуре и спорту, внедрить спортивный стиль жизни;

• сформировать навыки оказания первой медицинской помощи;

• дать знания по методике самостоятельных занятий физическими упражнениями, умению определять по ЧСС (пульсу) свою готовность к занятиям физическими упражнениями.

Проведенные нами исследования показывают, что теоретические знания и методические навыки студентов в физической культуре невысоки. При этом упование на образовательный эффект от самих физических упражнений вряд ли имеет под собой достаточные основания. При упрощенном подходе к организации и определению содержания учебных занятий, когда их основу составляет лишь освоение и выполнение физических упражнений, все дело, по сути, сводится к формированию всего лишь сенсомоторного уровня интеллектуальных способностей, характерного для высших животных и детей младше двухлетнего возраста (до появления речи). Поэтому занятия по физической культуре в вузе, ориентированные на образовательный эффект, который может быть получен лишь от выполняемых физических упражнений, неизбежно приобретают характер, который академик Л.А. Орбели метко назвал «обезьяньей гимнастикой». К сожалению, полученные в наших исследованиях материалы свидетельствуют о том, что именно такой подход к пониманию образовательной направленности учебных занятий по физической культуре в высшей школе характерен для большинства практических работников. По этой причине упускается уникальная, в дальнейшем практически невосполнимая возможность качественного решения задач общего образования в области физической культуры. Отсутствие необходимых знаний не позволяет в полной мере организовать преемственность в системе многоуровневой подготовки специалистов гражданской авиации.

Можно с уверенностью сказать, что в качестве ведущих компонентов учебной дисциплины «Физическая культура» должны выступать не только способы деятельности, но и соответствующие теоретические знания и методические навыки. Значение этих компонентов обусловлено тем, что они способствуют существенному повышению целенаправленности и эффективности процесса физического воспитания студентов высших учебных заведений.

В современной стратегии образования значимость повышения интеллектуального потенциала молодежи в области физической культуры является одним из первоочередных направлений его гуманизации и базисом гармонического развития личности. В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг. одной из важных задач, наравне с формированием у россиян (и, по нашему мнению, особенно у студентов) потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, стоит повышение образованности в области физической культуры [6].

Благодаря такому подходу могут быть созданы благоприятные условия для реализации в жизненной практике положения, высказанного еще Г.В.Ф. Гегелем [4] о том, что человек должен посредством собственной деятельности сделаться господином своего тела. Чтобы это стало возможным, требуется образование.

Поэтому приоритетным направлением модернизации структуры и содержания общего образования является повышение эффективности и качества образовательной области «Физическая культура», призванной обеспечить укрепление и сохранение здоровья студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физ. культуры. - 1990. - № 1.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://lib.sportedu.ru/DocQuery.idc? (дата обращения 02.10.2010).

3. Грец Г.Н Применение нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры в целях достижения планируемых двигательных показателей и нормализации деятельности систем организма // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 9. - С. 46-48. [Электронный ресурс]. ШЬ: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2000N9/p46-48.htm (дата обращения 14.11.2010).

4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - СПб.: Наука, 1997.

5. Коваленко В.А Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов / Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). - М.: Полиграф-сервис, 2002. -С. 43-66.

6. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2015 года // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 4. - С. 2-8.

7. Латушная Е.М., Макарова Н.В. Позиции физической культуры в системе вузовского образования //Физическая культура на рубеже тысячелетий: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 3 ч. - СПб., 2000. - Ч. 1.

8. Матвеев А.П. Теоретико-методические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: дис. ... докт. пед.наук. - М., 1997.

9. Пустовой А.П. Реальные и мнимые ориентиры совершенствования физического воспитания студентов / Физическая культура на рубеже тысячелетий: материалы. Всерос. науч.-практ. конф.: в 3 ч. - СПб., 2000. - Ч. 1.

EDUCATIONAL ASPECTS OF THE PHYSICAL TRAINING OF THE PERSON

Shalupin V.I., Morschinina D.V.

We consider the problem of education and training university students of Civil Aviation in the field of physical culture.

Key words: education, physical education and health.

Сведения об авторах

Шалупин Владимир Ильич, 1955 г.р., окончил ВИФК (1979), заслуженный работник физической культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Физическое воспитание» МГТУ ГА, автор более 50 научных работ, область научных интересов - профессионально-прикладная физическая культура.

Морщинина Диана Викторовна окончила Азерб. ГИФК им. С. Кирова (1985), заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный мастер спорта РФ, заслуженный тренер РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание» МГТУ ГА, автор 27 научных работ, область научных интересов -физическая культура студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.