2013
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА
№ 192
УДК 347.822.4:37.037.1
ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Д.В. МОРЩИНИНА, В.В. КАРПУШИН, В.И. ШАЛУПИН
Рассматриваются вопросы профессионально-прикладной физической подготовки специалистов гражданской авиации с целью их использования для безопасности полетов.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая культура, безопасность полетов.
Дальнейшее совершенствование авиационной техники, возрастание объема и интенсивности труда предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов гражданской авиации.
В связи с этим важную роль имеет обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающее физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств (ПВК) и психомоторных способностей. Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 году П.Ф. Лесгафт писал, что вводя физическое образование в профессиональную школу, мы можем достичь искусства в ремесле. Профессор В.В. Гориневский, выступая в 1923 году на съезде врачей, отмечал, что кроме хорошей организации труда, снижающей опасность профессии, кроме улучшения быта и условий труда в санитарном отношении, необходимо улучшить профессиональные качества специалиста путем физических упражнений, которые делают человека приспособленным к более трудной деятельности и стойким к неблагоприятным факторам.
Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название - профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).
Теоретическое обоснование ППФП одним из первых дал В.В. Белинович [1]. Автор определил задачи ППФП, направленные на содействие всестороннему физическому развитию и достижению высокого уровня физической подготовленности учащихся, а также развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности и воспитание специфических волевых качеств. Общепринято, что в содержание прикладной физической подготовки должны входить обычные средства - физические упражнения и виды спорта, но подобранные и организованные в соответствии с поставленными задачами.
В основе влияния занятий физическими упражнениями на успешность профессиональной деятельности лежит механизм переноса двигательного навыка, умений, сформированных в области физической культуры, на результат овладения навыками и умениями в трудовой деятельности [7].
Основная направленность занятий заключается в том, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма человека, расширить арсенал его двигательной координации, а также обеспечить эффективную адаптацию организма к различным факторам трудовой деятельности.
В 1985 г. Р.Т. Раевский дал определение профессионально-прикладной физической подготовки: под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности [6].
Сущность ППФП состоит в оптимальном использовании средств, методов и форм физического воспитания с целью достижения и поддержания на базе общефизической подготовки ОФП преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоения профессии [3].
В процессе исследований Р.Т. Раевского было выявлено, что недостаточный уровень развития физических качеств молодых инженеров промышленных предприятий является причиной 24 % всех задержек в работе, аварий, остановкой оборудования, а недостаточный уровень психических качеств и того больше - 37 % ошибок [6].
По данным ученых точно установлено, что общая физическая подготовка не находит непосредственного применения в процессе труда, а лишь создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптации к условиям труда [4, 5].
Не вызывает сомнений, что каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда, психофизиологическими характеристиками и предъявляющую различные требования к уровню развития физических качеств, психофизиологических функций и психических свойств и качеств личности.
Известно, что адаптация человека к условиям производства без специальной психофизической подготовки может длиться от 1 года до 5-7 лет [2]. Поэтому учебные заведения гражданской авиации, обучающие профессиональной деятельности (вузы, колледжи и др.), для повышения качества выпускаемых специалистов развивают специфические физические качества, физиологические функции, психические качества, передают соответствующие знания, умения и навыки, необходимые для эффективного овладения конкретными профессиями.
В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым учебным заведением гражданской авиации (ГА) ставится задача - вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в практической работе или научных исследованиях. Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.
Исследования показывают, что общая физическая подготовка специалистов ГА не может полностью решить задачи по качественному обслуживанию авиационной техники, так как современный высококвалифицированный труд авиационных инженеров требует, кроме того, определенного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в вузах ГА имеет свои специфические особенности: конкретная направленность его как предмета учебного плана определяется не только общими социальными задачами, которые призваны решать физическое воспитание, но и требо-
132
Д.В. Морщинина, В.В. Карпушин, В.И. Шалупин
ваниями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента. Вследствие этого физическое воспитание студентов авиационных вузов должно осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки, использовать средства физической культуры и спорта для формирования профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности.
Эксперты Федеральной авиационной службы (ФАС) считают, что основной причиной авиапроисшествий остается «человеческий фактор», т.е. ошибки летного, диспетчерского и технического состава (79 % от общего количества авиапроисшествий) [8]. Этим и объясняются те высокие требования к летному и диспетчерскому составу в области не только знаний техники, наставлений по производству полётов и руководящих документов по профессиональной подготовке, но и к физической и психофизиологической подготовке, определяющей их надежную работу в условиях профессиональной деятельности. Следовательно, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) является одним из компонентов при системной организации профессиональной подготовки летного, диспетчерского и технического состава гражданской авиации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1959.
2. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов (Научно-методические и организационные основы). - М.: Высшая школа, 1979.
3. Кузнецов В.С. Прикладная физическая подготовка. - М.: Владос, 2003.
4. Макаров Р.Н., Нужный А.А. Основы физической подготовки летного состава ГА. - М.: Воздушный транспорт, 1989.
5. Нужный А.А. Организационно-дидактические основы физической подготовки курсантов-пилотов. - М.: Луга,
1993.
6. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. - М.: Высшая школа, 1985.
7. Федорова С.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка: учеб. пособие. - Владивосток: Даль-рыб. ВТУЗ, 2003.
8. Шалупин В.И., Нужный А.А., Карпушин В.В. Основы профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов ГА. - М.: МГТУ ГА, 2011.
VALUABLE ASPECTS OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL PREPARATION IN THE COURSE OF TRAINING OF EXPERTS OF CIVIL AVIATION
Morschinina D.V., Karpushin V.V., Shalupin V.I.
Questions of professional and applied physical training of specialists of civil aviation for the purpose of their use for safety of flights are considered.
Key words: professional and applied physical preparation, physical culture, safety of flights.
Сведения об авторах
Морщинина Диана Викторовна, окончила Азербайджанский ГИФК им. С. Кирова (1985), заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный мастер спорта РФ, заслуженный тренер РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов - физическая культура студентов высших учебных заведений.
Карпушин Валерий Владимирович, 1949 г. р., окончил Смоленский ГИФК (1972), почетный работник высшего профессионального образования РФ, доцент кафедры физического воспитания МГТУ ГА, автор более 20 научных работ, область научных интересов - физическая культура студентов учебных заведений гражданской авиации.
Шалупин Владимир Ильич, 1955 г.р., окончил ВИФК (1979), заслуженный работник физической культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания МГТУ ГА, автор более 60 научных работ, область научных интересов - профессионально-прикладная физическая подготовка.