Научная статья на тему 'Модельные характеристики профессионально-прикладной физической подготовки специалистов технической эксплуатации транспортного радиооборудования гражданской авиации'

Модельные характеристики профессионально-прикладной физической подготовки специалистов технической эксплуатации транспортного радиооборудования гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ РС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалупин Владимир Ильич, Морщинина Диана Викторовна, Карпушин Валерий Владимирович

Рассматриваются вопросы профессионально-прикладной физической подготовки специалистов технической эксплуатации транспортного радиооборудования гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалупин Владимир Ильич, Морщинина Диана Викторовна, Карпушин Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FEATURES PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF SPECIALISTS OF TECHNICAL SERVICE OF RADIO EQUIPMENT FOR CIVIL AVIATION

Examines professional-applied physical preparation of specialists of technical service of radio equipment for civil aviation.

Текст научной работы на тему «Модельные характеристики профессионально-прикладной физической подготовки специалистов технической эксплуатации транспортного радиооборудования гражданской авиации»

УДК 347.822.4:37.037.1

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО РАДИООБОРУДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

В.И. ШАЛУПИН, Д.В. МОРЩИНИНА, В.В. КАРПУШИН

Статья представлена доктором технических наук, профессором Рубцовым В.Д.

Рассматриваются вопросы профессионально-прикладной физической подготовки специалистов технической эксплуатации транспортного радиооборудования гражданской авиации.

Ключевые слова: модельные характеристики профессионально-прикладной физической подготовки, физические упражнения, специалисты РС.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности. ППФП направлена на подготовку студентов к конкретной трудовой деятельности с учетом предъявляемых психофизических требований к ней [1, 5].

Прикладная направленность учебных занятий не исключает их воспитательной, образовательной, эмоциональной, игровой, спортивной деятельности. Наоборот, деятельность прикладных физкультурных занятий позволяет более эффективно решать поставленные прикладные задачи [3].

Необходимость внедрения в систему физического воспитания студентов вузов спортивноориентированных и оздоровительных технологий продиктована, с одной стороны, возрастающими требованиями к повышению качества профессиональной подготовки специалистов технической эксплуатации транспортного радиооборудования гражданской авиации, с другой стороны, необходимостью всесторонней подготовленности к социально значимой деятельности.

Многие из осваиваемых профессий специалистов гражданской авиации предъявляют повышенные требования к зрительному анализатору в целом и к отдельным его функциям, к слуховому анализатору, прежде всего к остроте слуха, а также к пребыванию в условиях повышенной или пониженной температуры воздуха, шума, вибрации. Эти условия предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию центральной нервной системы (ЦНС), особенно ее вегетативному отделу, к аппарату кровообращения в целом. Существует немало профессий, требующих применения ручного труда с элементами общего физического и статического напряжения, принятия вынужденной рабочей позы, напряжения отдельных мышечных групп, конечностей. Такие работы обусловили повышение требований к функциональному состоянию опорно-двигательного аппарата [4].

Как известно, некоторые функции и анализаторы нашего организма подвижны. В связи с этим актуально изучение тех природных задатков, из которых при надлежащих условиях воспитания и обучения должны развиться необходимые способности к успешному освоению профессии. В ряде случаев возможно и необходимо с помощью специальных физических средств развивать, повышать функциональные возможности молодых людей, желающих обучаться профессии, и тем самым воспитать их профессионально пригодными [2].

Именно эту задачу и призвана решать ППФП студентов в вузе.

В данной статье рассмотрены особенности профессионально-прикладной физической подготовки специалистов технической эксплуатации транспортного радиооборудования граждан-

ской авиации (в дальнейшем - специалистов РС), даны рекомендации по использованию средств и методов для развития и воспитания профессионально необходимых личностных, психофизических и физических качеств.

Физическая подготовка специалистов РС, которая осуществляется с учетом подготовки к их профессиональной деятельности, занимает 10-15 % времени учебного занятия и реализовывается как на учебных занятиях по физической культуре, так и во внеучебное время [4].

Итак, цель ППФП специалистов РС - достижение психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности.

На основании цели выделяем следующие задачи ППФП: 1) развитие ведущих для данной профессии физических качеств; 2) формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков; 3) повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;

4) воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;

5) повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.); 6) содействие формированию физической культуры личности, укреплению психики.

Для решения поставленных задач ППФП была разработана профессиограмма специалистов технической эксплуатации транспортного радиооборудования гражданской авиации. В ее содержание включается подробное описание условий труда, его характера и специфики.

Классификационные признаки трудовой деятельности представлены в табл. 1.

Таблица 1

Классификационные признаки трудовой деятельности [1]

Классификационные признаки трудовой деятельности

Содержание труда Средства труда У словия труда Организация труда Требования к субъекту труда

Физический Умственный Оперативный Операторский Творческий Ручной Механизированный Автоматизированный Автоматический Комфортный Экстремальный Вредный и опасный Статический Динамический Монотонный Индивидуаль- ный Коллективный Уровень способностей Профобразование Профопыт Состояние здоровья Физическое развитие

Чтобы лучше представить себе возможности ППФП специалистов РС, остановимся несколько подробнее на ее составляющих.

Прикладные знания — это те знания, которые могут быть необходимы для будущей профессиональной деятельности и которые можно приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными.

Специалисты технической эксплуатации транспортного радиооборудования в течение рабочего дня 6-8 часов проводят стоя, уже через 2-3 года у них начинают проявляться симптомы профессиональных заболеваний: плохая работа желудочно-кишечного тракта, боли в спине, повышенное давление и т.д. Знание о профессиональных заболеваниях позволяет заранее подобрать комплекс физических упражнений, выполняя который можно снизить отрицательные влияния профессии.

Прикладные качества. Профессиональная деятельность специалистов РС гражданской авиации требует развития психофизических качеств: быстроты реакции, хорошей координации движений, развития внимания, зрительного анализатора. Для выполнения операционных действий по обслуживанию авиационной техники необходимы такие физические качества, как общая выносливость и сила отдельных мышечных групп, ловкость. Следовательно, существенно важ-

ным является заблаговременное акцентирование, специальное формирование именно этих прикладных качеств до профессионально требуемого уровня, что и является одной из задач ППФП.

Прикладные психические качества и свойства личности специалистов РС ГА. Про-фессиографические исследования показали, что приоритетное значение придается функции внимания (концентрация, широта, переключение), эмоциональной устойчивости, координации движений и другим качествам.

Прикладными специальными качествами специалистов РС ГА являются способности организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и повышенной температуры, укачивания при передвижении воздушным транспортом. Эти способности могут совершенствоваться путем закаливания в ходе тренировки на открытом воздухе, дозированной тепловой тренировки физическими упражнениями, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, прыжки, вращения в различных плоскостях в гимнастике, акробатике и т. д.), специальным укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность при выполнении определенных видов работ по обслуживанию авиационной техники (лазание по вертикальной и наклонной лестнице (стремянке), перенос тяжестей и т.п.).

На основе анализа профессиограммы были подобраны физические упражнения, способствующие развитию физических качеств, обеспечивающих успешность выполнения специалистами РС ГА своей профессиональной деятельности:

1. Для развития прикладных знаний: наклоны туловища вперед; вис на перекладине, гимнастической стенке; наклоны туловища из положения лежа на спине; поднимание ног из положения вис; подтягивание на перекладине.

2. Для развития прикладных качеств: передача мяча; выполнение упражнений с мячом по внезапной команде; попеременное ведение баскетбольного мяча.

3. Для развития прикладных психических качеств и свойств личности: бросок мяча в корзину, в цель; простейшие элементы единоборств; балансировка палки на ладони.

4. Для развития прикладных специальных качеств: упражнения, воздействующие на вестибулярный аппарат (кувырки, прыжки, вращения в различных плоскостях в гимнастике, акробатике и т.д.); упражнения, способствующие укреплению мышц брюшного пресса (упражнение «угол в упоре», наклоны туловища из положения лежа); упражнения на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия (бег на короткие и средние дистанции).

5. Для развития прикладных умений и навыков: лазание по вертикальной и наклонной лестнице (стремянке); перенос тяжестей и т.п.

Нередко ППФП практически сливается с общей физической подготовкой, специализированной в какой-то мере в аспекте профессионального профиля, или спортивной тренировкой в избранном виде спорта.

Целостное применение различных видов спорта в целях психофизической подготовки и профессионального труда специалистов РС ГА основано на положении о том, что занятия спортом, а также квалификация спортсменов накладывают определенный отпечаток на состояние их физического развития и функциональной подготовленности.

Так, регулярные занятия легкой атлетикой, лыжным спортом, плаванием, туризмом, велоспортом, греблей, конькобежным спортом обеспечивают высокий уровень общей адаптационной способности, развитие целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, терпения, самостоятельности.

Выполнение приемов и упражнений с мячом в баскетболе, волейболе, минифутболе развивают координацию движений и ловкость.

В процессе систематических тренировок в видах спорта, требующих сложной сенсорномоторной координации в вариативно-конкретной ситуации (баскетбол, волейбол, теннис, хоккей, футбол, все виды борьбы, бокс), формируются навыки и умения оперативных и коллективных действий; обеспечивается достаточно высокий уровень общей работоспособности, функционирования центральной нервной системы, зрительного анализатора; развиваются распределение и переключение внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, чувство коллективизма, помехоустойчивость, коммуникативность.

Методически правильно построенные спортивные тренировки в прыжках в воду, на батуте, спортивной гимнастике, акробатике обеспечивают высокий уровень функционирования зрительного анализатора; развивают переключение и распределение внимания, самообладание.

Регулярные тренировки в стрельбе пулевой, стендовой, из лука, а также шахматах, обеспечивают выработку навыков предельного напряжения нервной деятельности, хорошее состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора, развивают концентрацию и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость, выдержку и самообладание, терпение.

Таблица 2

Модельные характеристики ППФП студентов (специалистов технической эксплуатации транспортного радиооборудования гражданской авиации)

№ п/п Контрольные упражнения, ед. измерения Уровни ППФП

Достаточный Оптимальный Высокий

1. Проба Руфье (индекс) 10-15 5-10 0-5

2. Проба Мартинета (%) 85-100 60-80 75 и менее

3. Подтягивание на перекладине (количество раз) 6-12 13-16 17 и более

4. Наклоны туловища вперед из положения лежа (количество раз) 20-30 40-50 60 и более

5. Баскетбольный тест (с) 10.5-9.5 9.0-8.0 7.5 и менее

6. Бег 100 м (с) 14.0-13.5 13.4-112.9 12.8 и менее

7. Бег 1000 м (мин.) 5.00-4.30 4.29-3.30 3.29 и менее

8. Челночный бег 10х10 м (с) 28.0-27.0 26.5-25.0 24.5 и менее

9. Подвижность плечевых суставов (см) 105-95 90-85 80 и менее

10. Прыжок в длину с места (см) 205-215 220-250 255 и более

На основе вышеизложенного были определены модельные характеристики профессионально-прикладной физической подготовленности специалистов РС ГА (табл. 2). Для определения их показателей в качестве контрольных тестов и упражнений ППФП были выбраны: проба Ру-фье, проба Мартинета, бег 100 м, бег 1000 м, прыжок в длину с места, баскетбольный тест, подвижность плечевых суставов, челночный бег 10х 10 м, подтягивание на перекладине.

Таким образом, несмотря на то, что деятельность специалистов РС ГА связана преимущественно с физическим трудом, в изложенном материале было показано, что средства и методы физической культуры и спорта помогают развивать и формировать профессионально значимые и необходимые личностные качества и, кроме того, позволяют сохранить высокую работоспособность в дальнейшем труде. Одной из задач любого учебного заведения является формирование у студентов активной общественной позиции, а физическая культура и спорт являются одними из самых массовых и действенных средств формирования социально активной личности будущих специалистов.

Выводы

Взаимосвязь физической культуры и профессиональной деятельности объективно существует, носит весьма разнообразный характер, имеет глубокие исторические корни и выражается в системе средств и методов физической культуры, разработанной применительно к профессионально трудовой деятельности, т.е. в профессионально прикладной физической культуре.

Методика и средства ППФП, изложенные в данной статье, могут быть рекомендованы для решения задач профессионально-прикладной подготовки будущих специалистов технической эксплуатации транспортного радиооборудования гражданской авиации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дружинин В.Н. Психология. - СПб.: Питер, 2001.

2. Егорычева Е.В. Атлетическая гимнастика как избранный вид двигательной активности для формирования профессиональных качеств будущих специалистов // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - № 4.

3. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная подготовка студентов. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. - М.: Гардарики, 1991.

4. Нужный А.А., Шалупин В.И., Карпушин В.В. Основы профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов ГА. - М.: МГТУ ГА, 2001.

5. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. - М.: Высшая школа, 1985.

MODEL FEATURES PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF SPECIALISTS OF TECHNICAL SERVICE OF RADIO EQUIPMENT FOR CIVIL AVIATION

Shalupin V.I., Morschinina D.V., Karpushin V.V.

Examines professional-applied physical preparation of specialists of technical service of radio equipment for civil aviation.

Key words: model features professional-applied physical preparation, exercise specialists RS.

Сведения об авторах

Шалупин Владимир Ильич, 1955 г.р., окончил ВИФК (1979), заслуженный работник физической культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания МГТУ ГА, автор более 60 научных работ, область научных интересов - профессионально-прикладная физическая подготовка.

Морщинина Диана Викторовна, окончила Азербайджанский ГИФК им. С. Кирова (1985), заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный мастер спорта РФ, залуженный тренер РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов - физическая культура студентов высших учебных заведений.

Карпушин Валерий Владимирович, 1949 г. р., окончил Смоленский ГИФК (1972), почетный работник высшего профессионального образования РФ, доцент кафедры физического воспитания МГТУ ГА, автор более 20 научных работ, область научных интересов - физическая культура студентов учебных заведений гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.