Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе обучения студентов МГТУ га'

Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе обучения студентов МГТУ га Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / СПЕЦИФИКА / АДАПТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипас Владимир Васильевич, Журбина Александра Даниловна

Рассматривается необходимость целенаправленного использования средств физического воспитания в соответствии со спецификой профессий в системе подготовки будущих специалистов ГА. Даются рекомендации по снижению риска возникновения профессиональных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антипас Владимир Васильевич, Журбина Александра Даниловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALY-APLIED PHYSICAL TRAINING IN THE SYSTEM OF MSTUCA STUDENTS TRAINING

The necessity for the purposeful use of physical training means in compliance with the specific features of professions in the system of future CA specialists training are dealt with. Recommendations on reducing the risk of professional diseases are given.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе обучения студентов МГТУ га»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 192

УДК 37.0371:001.85-057.875

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МГТУ ГА

В.В. АНТИПАС, А.Д. ЖУРБИНА

Статья представлена доктором технических наук, профессором Зубковым Б.В.

Рассматривается необходимость целенаправленного использования средств физического воспитания в соответствии со спецификой профессий в системе подготовки будущих специалистов ГА. Даются рекомендации по снижению риска возникновения профессиональных заболеваний.

Ключевые слова: профессия, специфика, адаптация, физические качества, двигательные навыки, здоровье.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), являющаяся составной частью системы подготовки студентов к будущей профессии, благодаря алгоритму с использованием специально подобранных физических упражнений к конкретной специальности (учитывая психофизические требования, предъявляемые конкретной профессией) позволяет уже в стенах университета адаптировать в определённой степени студентов к их будущей специальности: приобрести те двигательные умения и навыки, физические и психические качества, педагогические навыки, которые в своей совокупности будут необходимы в будущей профессиональной деятельности.

Исходя из психофизических особенностей профессий, все специальности, по которым обучаются студенты нашего университета, можно условно объединить в две группы:

первая группа - малоподвижные работы с небольшими мышечными усилиями, с преобладанием нервного и умственного напряжения; как правило, это монотонный труд, выполняемый сидя, с ограниченными движениями, требующими точной координации, напряжения внимания, зрения (инженеры-программисты, инженеры-экономисты, инженеры-аналитики, диспетчеры);

вторая группа - профессии, сочетающие физическую и умственную деятельность при средних физических усилиях и достаточно большом разнообразии трудовых движений; работа характеризуется частой сменой динамических и статических напряжений (инженеры-механики, инженеры-электрики, инженеры радиоэлектронных систем).

Анализируя характер этих двух групп профессий, мы заметим существенное различие с позиции физической подготовки: для первой группы профессий необходимо средствами физического воспитания компенсировать недостаток двигательной активности, который, как мы понимаем, отрицательно влияет как на качество профессиональной деятельности, так и на функционирование систем организма: из-за недостаточного кровотока (когда в определённых участках тела сосуды и нервы сдавлены) ухудшаются и нарушаются обменные процессы на внутриклеточном уровне, отдельные органы и системы организма не дополучают должного количества кислорода, питательных веществ и микроэлементов, мышечная система ослабевает; организм человека находится долгое время в дискомфортном состоянии и, в конце концов, начинает заболевать. Длительное умственное и нервное напряжение, характерное для этого ряда профессий, ещё более усугубляет картину; в конечном итоге происходит то, что называют профессиональным заболеванием. Особо проблемными органами являются позвоночник (зачастую шейный и поясничный отделы), мышцы шеи, спины, которые долгое время (как в режиме одного рабочего дня, так и в многолетней производственной деятельности) находятся в статическом положении; на протяжении рабочего дня межпозвонковые диски испытывают такую нагрузку,

как, предположим, штангист за тренировку. Вспомнив, что такое позвоночник и что внутри позвоночного канала проходит от головного мозга на протяжении всего позвоночного столба спинной мозг с многочисленными нервными ответвлениями, можно сказать без преувеличения, что позвоночник является «стержнем здоровья» человека. Стоит нарушить иннервацию (из-за сдавливания межпозвонковых дисков), т.е. прохождение нервных импульсов, идущих от головного мозга к конкретному органу, так сразу нарушается его деятельность.

Но, в конце концов, не так всё и плохо, если вспомнить о производственной гимнастике и призвать её на помощь. А если ещё добавить (в недельном цикле) несколько самостоятельных занятий (или, что ещё лучше, занятий в группе под руководством педагога) физической культурой вне рабочего времени, то жизнь становится если не прекрасной, то вполне достойной, т.е. то, что мы называем «в здоровом теле здоровый дух».

Представители второй же группы профессий (по её определению) с позиции двигательной активности имеют значительные привилегии, т.е. характер самой профессиональной деятельности предполагает многообразие двигательных действий разной интенсивности и амплитуды, смены статических поз на динамические действия; работа не монотонна и достаточно разнообразна. В суставах и мышцах нет таких застойных явлений, какие обычно присутствуют при малоподвижном образе жизни.

Подведем небольшой итог к вышесказанному, обозначив некоторые наиболее важные требования этих двух групп профессий с точки зрения психофизических качеств и дав рекомендации к физической подготовке студентов.

Для первой группы профессий очень важным являются: высокая степень статической выносливости мышц туловища, в особенности шеи и спины, хорошая подвижность суставов рук и пальцев и большая точность их движений (ловкость), психоэмоциональная устойчивость к продолжительной однообразной умственной работе, хороший уровень двигательной реакции и высокая степень устойчивости и распределения внимания, хорошая функциональная подвижность нервной системы и хорошее состояние сердечнососудистой и дыхательной систем.

Важнейшим условием для нормальной работы всех органов и систем организма является высокая работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому в процесс физической подготовки необходимо включать упражнения, активизирующие деятельность этих систем: наклоны, повороты, вращения головой; упражнения, связанные с быстрым изменением положения туловища и головы (попеременные рывково-тормозные наклоны туловища во фронтальной и профильной плоскостях, повороты и вращения). Эти упражнения хорошо тонизируют сосуды, обеспечивая усиленный кровоток, тренируют вестибулярный аппарат, обеспечивая улучшение обменных процессов (по данным академика Б.Н. Колосовского). В комплекс физической подготовки следует также включать разнообразные движения глазами (при неподвижной голове), например, вращательные движения, описание «восьмёрки» и др.

Для улучшения статической силы и выносливости мышц спины и шеи необходимо использовать упражнения в изометрическом режиме (или, на первых порах, в медленном динамическом режиме) - это из различных исходных положений удержание туловища (или медленные движения им), упражнения с самосопротивлением для мышц шеи.

В комплексе, разумеется, должны присутствовать общеразвивающие упражнения и на мышцы рук, плечевого пояса и ног как силовой направленности, так и для улучшения суставной подвижности и координационных способностей.

Говоря о второй группе профессий, будем исходить из следующих позиций:

- комплекс упражнений должен быть направлен на всестороннюю физическую подготовку, воспитывающую основные физические качества и двигательные навыки;

136

В.В. Антипас, А.Д. Журбина

- необходимо использовать упражнения для развития статической и динамической выносливости основных мышечных групп;

- включать упражнения, тренирующие вестибулярный аппарат и повышающие его устойчивость к динамическому и статическому равновесию как, например, при передвижении по ограниченной опоре (в том числе и на высоте);

- использовать специальные упражнения, вырабатывающие навыки в лазании и переноске небольших грузов;

- общеразвивающие упражнения по развитию ловкости (координации и точности движений) также должны присутствовать в комплексе.

К средствам, которые могут быть использованы в профессионально-прикладной физической подготовке студентов, можно отнести: широкий спектр гимнастических упражнений - об-щеразвивающие упражнения, включая упражнения с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, обручами), гантелями и амортизаторами, групповые и упражнения в парах, на снарядах (и с ними) массового пользования (гимнастических стенках, скамейках, канате), на спортивных снарядах (брусьях, перекладине, коне, кольцах), акробатические упражнения; разнонаправленные упражнения на тренажерах; эстафеты и подвижные игры, спортигры; легкоатлетические упражнения; занятия на лыжах.

Один из вариантов эффективного проведения занятий по ППФП - это занятия на универсальном гимнастическом городке (разработанном на кафедре физвоспитания МГТУ ГА и установленном на территории стадиона), состоящем из трех одинаковых секций из металлоконструкций (по15 м каждая), включающих серию гимнастических стенок, разновысоких перекладин, параллельных брусьев, мест для укрепления мышц живота. Занятия можно проводить с высокой моторной плотностью, ибо на одной секции можно задействовать единовременно 30 человек, т.е. учебную группу. Несложно при соответствующей организации учебного процесса использовать гимнастический городок для разных вариантов круговой тренировки; система повторяющихся снарядов позволяет выполнять задания прикладного характера - преодоление препятствий: ходьба на руках (на брусьях), передвижение в висе на руках (на перекладине), прохождение по гимнастическим стенкам, варьируя высоту и многое другое.

Важно отметить особую пользу занятий физической подготовкой на открытом воздухе, когда параллельно с реализацией основных задач физического воспитания (общего оздоровления организма, воспитания основных физических качеств, жизненно-важных двигательных умений и навыков и др.) решается вопрос адаптации организма человека к меняющимся метеоусловиям, в том числе температуре воздуха; т.е. в процессе систематических занятий организм закаливается, что особенно важно представителям второй группы профессий, когда специалисту приходится перемещаться со служебных помещений на аэродром (и наоборот).

Система тестов и контрольных упражнений позволяет отслеживать уровень физической подготовленности студентов и вносить коррективы в процессе всего обучения в университете.

Профессионально-прикладная физическая подготовка, являясь подсистемой физического воспитания, гармонично вплетена в учебную программу кафедры. Успешная реализация задач ППФП возможна при выполнении следующих условий:

- наличие материально-технической базы (спортзалы, площадки, стадион, спортивные снаряды и инвентарь, тренажеры);

- наличие учебно-методической литературы;

- хороший уровень организации физического воспитания в коллективе;

- наличие квалифицированных специалистов - руководителей ППФП;

- просветительская работа среди студентов.

Таким образом, ППФП студентов - это сложный системный процесс, связанный с воспитательной, образовательной и оздоровительной работой, проводимой на кафедре физического воспитания и имеющей важное значение для подготовки специалистов в области гражданской авиации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учеб. пособие. - М.: Высшая школа,1985.

2. Гимнастика и методика преподавания: учеб. для институтов физической культуры / под ред. В.М. Смолевского. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: ФИС, 1987.

3. Антипас В.В. Оздоровительная гимнастика: пособие. - М.: МГТУ ГА, 2007.

4. Шевченко А.А., Перевощиков Ю.А. Основы физического воспитания. - Киев: Высшая школа, 1984.

5. Арестов Ю.М., Климин В.П. Контроль и оценка физического состояния студентов учебных заведений гражданской авиации. - М.: МГТУ ГА, 1999.

PROFESSIONALY-APLIED PHYSICAL TRAINING IN THE SYSTEM OF MSTUCA STUDENTS TRAINING

Antipas B.B., Jurbina A.D.

The necessity for the purposeful use of physical training means in compliance with the specific features of professions in the system of future CA specialists training are dealt with. Recommendations on reducing the risk of professional diseases are given.

Key words: profession, specific features, adaptation, physical qualities, motor habits, health.

Сведения об авторах

Антипас Владимир Васильевич, 1952 г.р., окончил МОГИФК (1977), старший преподаватель кафедры физического воспитания МГТУ ГА, автор более 15 научных работ, область научных интересов -методическое и техническое обеспечение учебного процесса по физическому воспитанию, эффективность и качество учебных занятий.

Журбина Александра Даниловна, окончила ВГИФК (1971), ВНИИФК (1976), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания МГТУ ГА, почетный работник высшего профессионального образования, автор более 40 научных работ, область научных интересов - физическая культура и спорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.