УДК 656.7.052:681.5
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ
В.И. ШАЛУПИН, Д.В. МОРЩИНИНА
В статье излагаются факторы снижения функционального состояния организма специалистов управления воздушного движения гражданской авиации.
Рассматривается влияние физической тренировки на повышение работоспособности специалистов УВД.
Ключевые слова: физическая тренировка, физическая нагрузка, работоспособность.
Увеличение самолетного парка, создание новых средств управления воздушным движением выдвинули особые требования к подготовке специалистов гражданской авиации, среди которых ведущим является надежность человеческого звена в контуре управления воздушным движением.
Человек является наиболее уязвимым звеном в решении проблем обеспечения безопасности полетов, успешности обучения, сохранения профессионального долголетия.
Анализ деятельности специалистов УВД показывает, что более 70% авиационных происшествий происходит по причинам ошибок, допускаемых человеком в процессе управления техникой. Недостаточный уровень развития физических и психофизических качеств, а также устойчивости организма к экстремальным факторам среды ведет к снижению уровня профессиональной работоспособности специалистов УВД и функциональных резервов организма, предопределяя ранний профессиональный износ.
Указанные факторы говорят о недостаточной надежности человеческого звена в комплексе обеспечения полетов гражданской авиации.
Специалисты управления воздушным движением в основном выполняют функции операторного профиля и, как правило, имеют малоподвижный образ профессиональной деятельности. Однообразное малоподвижное состояние организма, которое свойственно специалистам УВД, постепенно приводит к сглаживаю биологических ритмов (менее выраженными становятся суточные изменения пульса, температуры и других функций).
Снижается скорость синтеза веществ, соответственно уменьшается скорость и интенсивность самообновления клеток организма. Процессы распада веществ могут превосходить процессы их синтеза - наблюдается преждевременный процесс старения.
Уменьшение импульсации, поступающей в центральную нервную систему от работающих мышц, снижает ее тонус и функциональное состояние. Как следствие, уменьшается работоспособность головного мозга, в том числе снижаются высшие функции мозга (мышление, память, внимание и др.).
Снижение функционального состояния центральной нервной системы сопровождается:
— резким повышением эмоциональной возбудимости, что, в свою очередь, способствует развитию эмоциональных стрессов, а в дальнейшем - психосоматических заболеваний;
— ухудшением качества выполнения трофической функции - функции контроля за процессами обмена веществ во всех клетках организма;
— расстройством функций органов чувств, особенно зрительного анализатора;
— нарушением контроля за протеканием обмена веществ в клетках организма, что приводит к снижению функционального состояния всех органов и систем.
Ослабление контроля нервной системы за процессами обмена веществ клеток и ухудшение кровоснабжения органов ослабляют иммунитет организма.
В итоге сон становится некрепким, а в период бодрствования наблюдается низкая работоспособность, вялость, высокая утомляемость, плохое самочувствие и настроение, постоянное
желание отдохнуть, что существенно влияет на качество профессиональной деятельности специалистов гражданской авиации.
Снижается работоспособность всего организма, увеличивается «физиологическая стоимость нагрузки», то есть одна и та же нагрузка человеком с длительной низкой физической активностью будет вызывать большее напряжение в функционировании органов, ее обеспечивающих (сердца, дыхательной системы и др.). Кроме того, у длительно физически мало активных людей физиологические изменения во время нагрузки носят нерациональный характер, что приводит к высокой утомляемости даже при низких величинах физического напряжения. Снижается уровень жизнедеятельности организма как биологической системы. То есть организм переходит на новый, более низкий уровень функционирования. К примеру, основной обмен малоподвижного организма уменьшается на 10-20 % (основной обмен - это энергетические траты организма на протекание минимально необходимых жизненных функций: 1) обмена веществ в клетках; 2) деятельности постоянно работающих органов -дыхательных мышц, сердца, почек, мозга; 3) поддержания минимального уровня мышечного тонуса).
Такое явление получило название «гипокинетической болезни» или «гипокинезии».
При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию - удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д., которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является сердечнососудистая система. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы.
На пути дальнейшего развития авиации возник новый барьер - гиподинамический режим труда. Это одна из сложнейших проблем, которую приходится решать ученым различных направлений, психологам, врачам, специалистам физической культуры.
Изыскиваются пути, средства и методы повышения профессиональной надежности специалистов УВД. Один из них: поиск наиболее эффективных средств физической подготовки специалистов УВД, отвечающих современным требованиям их профессиональной деятельности.
В связи с этим возникает необходимость профессиографического изучения специалистов УВД. Исследовательская работа подобного характера была проведена в условиях повседневной профессиональной деятельности.
В опросном листе респондентам было предложено оценить значимость различных психических и психофизиологических свойств (при анализе сгруппированных в соответствующие качества) в обеспечении надежности и высокого качества профессионального труда. Оценка давалась по 4-х балльной шкале: 3 - свойство совершенно необходимо, 2 - необходимо, 1 -желательно, 0 - имеет индифферентное значение.
Таким образом, на основе субъективного мнения экспертов, в роли которых выступали студенты - будущие диспетчера, получены данные, отражающие необходимый количественный уровень развития психических и психофизиологических качеств для лиц данной профессии (специальности). Оценки распределились следующим образом: внимание - 2,48; наблюдательность - 2,05; память - 2,05; психомоторика - 2,44; сенсорика - 1,63; воображение - 2,09; мышление - 2,39; эмоциональность - 2,05; воля - 2,39; речь - 1,95; коммуникативность - 2,18.
Эти данные получены на довольно репрезентативной выборке. Однако для более точной картины в психограмму необходимо внести определенные поправки, которые могут быть получены путем экспериментального измерения соответствующих качеств у диспетчеров. В соответствии с этим целесообразно подбирать наиболее эффективные упражнения, с учетом их приоритета в решении задач физической подготовки специалистов УВД на современном этапе.
Работа операторов требует высокой бдительности и готовности к экстренным действиям за пультом управления, что в каждом конкретном случае определяется скоростью мобилизации резервных возможностей организма.
Задача физической тренировки при этом состоит в активации механизмов мобилизации этих возможностей. Наиболее эффективной является физическая тренировка, сопровождаемая интенсивным функционированием системы кровообращения.
Мышечная деятельность - непременное условие совершенного функционирования системы кровообращения. Поступление крови к работающим мышцам тем больше, чем большее количество мышечных групп вовлечено в работу. Отвечает этим требованиям в условиях дежурства строго дозированная ходьба на ступени разной высоты. Для этого следует изготовить специальное устройство в виде одностороннего пьедестала с общим основанием длиной 120 см, шириной 50 см, на котором располагаются три ступени высотой 20, 30 и 40 см. Оператор через 1,5-2 часа дежурства, когда появляются первые признаки снижения функциональной активности, последовательно и непрерывно выполняет упражнения в ходьбе на каждую ступень, начиная с низкой, в темпе 10 раз в минуту. Продолжительность ходьбы на каждой ступени - по две минуты. Если при ходьбе на ступень 40 см возникает значительное напряжение организма при указанном темпе, его целесообразно снижать адекватно возможностям с сохранением времени работы до 2 мин. После этого выполняются упражнения на расслабление мышц, тренировку подвижности в тазобедренных суставах, наклоны туловища вперед и назад. Заканчивается разминка непродолжительной ходьбой и упражнениями в глубоком дыхании.
Исследования в ходе профессиональной деятельности специалистов операторного профиля выявили высокую эффективность данного подхода, о чем свидетельствовали показатели функционального состояния операторов, их работоспособность и самооценка предложенной методики. По-видимому, это обусловлено четкой структурой и дозировкой основного выполняемого упражнения, значительной активизацией кислородообеспечивающих систем, а следовательно, организма в целом.
Таким образом, можно констатировать высокую практическую значимость разработанной методики в интересах повышения профессиональной надежности специалистов операторного профиля и в частности специалистов УВД.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ендальцев Б.В. Методика применения физических упражнений в условиях дежурств // Тезисы докладов итоговой научной конференции института. - СПб.: ВИФК, 1999.
2. Макаров Р.Н., Дроботун Н.Н., Иванов Э.С., Нужный А.А. Основы физической подготовки летного состава гражданской авиации // Воздушный транспорт. - 1989. - № 16.
IMPROVING THE RELIABILITY OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF CIVIL AVIATION AIR TRAFFIC USING DRUGS AND METHODS OF PHYSICAL EXERCISE
Shalupin V.I., Morschinina D.V.
The article outlines the factors reducing the functional state of the air traffic control specialists of civil aviation. The effect of physical training to improve the efficiency specialists ATC.
Key words: physical training, physical activity, efficiency.
Сведения об авторах
Шалупин Владимир Ильич, 1955 г.р., окончил ВИФК (1979), заслуженный работник физической культуры РФ, профессор, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания МГТУ ГА, автор более 50 научных работ, область научных интересов - профессиональноприкладная физическая культура.
Морщинина Диана Викторовна, окончила Азерб. ГИФК им. С. Кирова (1985), заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный мастер спорта РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания МГТУ ГА, автор более 20 научных работ, область научных интересов - физическая культура студентов высших учебных заведений.