Научная статья на тему 'РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ФОРМИРОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ФОРМИРОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ФНС / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьяконов А. В.

В данной статье рассмотрено влияние налоговых и таможенных поступлений (таможенные сборы, пошлины) в федеральный бюджет Российской Федерации. Как известно, основным инструментом формирования бюджета государства являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство имеет возможность аккумулировать средства и перераспределять доходы, в связи с чем бюджет становится инструментом государственного управления. Весьма актуальным является определение таможенных платежей как средства формирования доходной части федерального бюджета России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FEDERAL TAX SERVICE AND CUSTOMS AUTHORITIES IN THE FORMATION OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article examines the impact of tax and customs revenues (customs duties) in the federal budget of the Russian Federation. As you know, the main tool for forming the state budget are taxes and fees. With the help of the tax system, the state has the opportunity to accumulate funds and redistribute income, and therefore the budget becomes an instrument of public administration. The definition of customs payments as a means of forming the revenue side of the federal budget of Russia is very relevant.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ФОРМИРОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ФОРМИРОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.В. Дьяконов, магистрант

Научный руководитель: А.Х. Маликова, д-р юрид. наук, профессор Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOL10.24412ШП-0450-2023-6-1-П6-П8

Аннотация. В данной статье рассмотрено влияние налоговых и таможенных поступлений (таможенные сборы, пошлины) в федеральный бюджет Российской Федерации. Как известно, основным инструментом формирования бюджета государства являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство имеет возможность аккумулировать средства и перераспределять доходы, в связи с чем бюджет становится инструментом государственного управления. Весьма актуальным является определение таможенных платежей как средства формирования доходной части федерального бюджета России.

Ключевые слова: федеральный бюджет, ФНС, таможенные органы, налоговый контроль, таможенный контроль, налог, налоговая система.

Налогообложение является комплексной системой взимания налогов и сборов в порядке, установленном законом. Нельзя не отметить, что важнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы в условиях рыночных отношений являются налоговые поступления и таможенные платежи (сборы, пошлины).

Важно, что в налоговую систему не входят таможенные сборы (пошлины) [1]. Таможенные платежи делятся на таможенные сборы (за таможенные операции, сопровождение, другие действия) и налоги (акцизы, НДС, ввозная и вывозная таможенная пошлина) [2].

Товары, перемещаемые через таможенную границу, являются объектом обложения таможенными пошлинами и налогами.

Анализируя исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2022 год [3], можно отметить, что налоговые и таможенные поступления являются основной составляющей доходной части федерального бюджета России. Основными показателями доходов бюджета являются налоги [4], акцизы, вывозные таможенные пошлины, экспортные пошлины. Так, например, в структуре нефтегазовых доходов на протяжении последних пяти лет основную

долю (94,5% за 2022 год, 82,4% за 2018 год) занимают налоги и таможенные пошлины, связанные с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов.

На протяжении последних пяти лет в структуре ненефтегазовых доходов основную долю составляют оборотные налоги и сборы (НДС, акцизы, ввозные пошлины) -72,8% в 2018 году, 68,4% в 2022 году, из которых доля оборотных налогов, связанных с внутренним производством (внутренних НДС и акцизов), составила 45,2% в 2022 году. Доля поступлений внутреннего НДС в структуре ненефтегазовых доходов увеличилась с 34,3% в 2018 году до 40,0% в 2022 году в результате увеличения налоговой базы и роста ставки НДС с 18% до 20%.

Для сравнения, доля налогов на прибыль и доходы (налог на прибыль организаций и НДФЛ) составила 11,2% в 2022 году.

Можно отметить, что система налогообложения позволяет государству исполнять свои обязательства [5], в связи с чем необходимы постоянное улучшение налоговой и бюджетной систем, поиск новых источников пополнения бюджета и исключение факторов, негативно влияющих на формирование финансовых ресурсов государства. Таковыми могут быть налоговая задол-

женность, налоговые правонарушения и преступления.

Контроль за соблюдением налогового законодательства, побуждение к своевременному осуществлению уплаты налогов и сборов, обеспечиваются за счет налогового контроля. Эффективная работа налоговых органов позволит в некоторой мере сократить разницу в прогнозах дохода и фактическом его поступлении.

Так, по состоянию на 01.01.2023 год Управлением ФНС России по Республике Адыгея проведены 123,514 камеральные проверки и дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени) в размере 107,863 рублей; 13 выездных проверки организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой, Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени) 234,284 рублей. Однако стоит иметь ввиду значительную нагрузку налоговых органов, вызванную наличием большого количества зарегистрированных (и нет) юридических лиц.

Важную роль играет и задача, стоящая перед таможенными органами - формирование доходной части федерального бюджета путем взимания соответствующих таможенных платежей при таможенном оформлении участниками внешнеэкономической деятельности [6].

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ), в федеральный бюджет по нормативу 100% зачисляются НДС и акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию России (ст. 50 БК РФ), и таможенные пошлины и сборы, образовывая неналоговые доходы федерального бюджета (ст. 51 БК РФ) [7].

Библиографический список

1. Письмо Министерства финансов Российской Федерации № 03-02-07/1-265 от 03.06.2010 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2022 год // Министерство финансов Российской Федерации: офиц. сайт. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/04/main/ispolnenie_federalnogo_budzheta_pr edvaritelnye_itogi.pdf / (дата обращения: 14.06.2023 г.).

Таможенными органами за пять месяцев 2023 года перечислено 2,3 трлн рублей в федеральный бюджет России, из которых доходы от импорта товаров составили 1,8 трлн рублей [8].

Немаловажна претензионная деятельность Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России). Так, по результатам ведения в 2022 году претензионной работы ФТС России направлено в адрес поставщиков (исполнителей, подрядчиков) 51 требование об уплате неустоек на сумму 39,4 млн. рублей, уплачено добровольно/взыскано в доход федерального бюджета/списано 10,5 млн. рублей (в 2021 году - 60 требований на сумму 20,9 млн. рублей, уплачено добровольно/взыскано в доход федерального бюджета/списано 4,8 млн. рублей) [9].

Таким образом, доходы государства -важная часть современного общества, с помощью которых решаются социально-экономические, политические и духовные задачи.

В общем доходе федерального бюджета значительную часть составляют таможенные и налоговые платежи. Их объем достигает порядка 90% бюджета государства. Данное пополнение бюджета является результатом качественной и эффективной деятельности Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы России по контролю и надзору за соблюдением и исполнением законодательства о налогах и сборах, таможенного законодательства, за правильностью исчисления платежей, своевременностью и полнотой их внесения в бюджет, соблюдением запретов и ограничений соответственно.

4. Токаева С.К. Роль и значение налоговых поступлений в структуре доходов бюджета РСО-Алания / С.К. Токаева, Е.Ф. Аккужин // Экономика и предпринимательство. - 2018. -№ 8(97). - С. 441-448. - EDN XRUXML.

5. Маликова А.Х. Влияние бюджетно-финансовой политики на проблемы обеспечения достойной жизни // Развитие рынка труда на современном этапе социально-экономических преобразований: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции -Пенза: РИО ПГАУ, 2020. - С. 52-55.

6. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года // Федеральная таможенная служба России: офиц. сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?id=17220&Itemid=2375&option=com_content (дата обращения 15.06.2023 г.).

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023) // СПС «КонсультантПлюс».

8. О перечислении средств в федеральный бюджет за январь-май 2023 года // Федеральная таможенная служба России: офиц. сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/400520 (дата обращения: 15.06.2023 г.).

9. Проект итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2022 году // Федеральная таможенная служба России: офиц. сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/storage/document/document_info/2023-03/09/itog_doklad_2022.pdf (дата обращения: 15.06.2023 г.).

THE ROLE OF THE FEDERAL TAX SERVICE AND CUSTOMS AUTHORITIES IN THE FORMATION OF THE FEDERAL BUDGET

OF THE RUSSIAN FEDERATION

A.V. Dyakonov, Graduate Student

Supervisor: A.Kh. Malikova, Doctor of Legal Sciences, Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. This article examines the impact of tax and customs revenues (customs duties) in the federal budget of the Russian Federation. As you know, the main tool for forming the state budget are taxes and fees. With the help of the tax system, the state has the opportunity to accumulate funds and redistribute income, and therefore the budget becomes an instrument of public administration. The definition of customs payments as a means of forming the revenue side of the federal budget of Russia is very relevant.

Keywords: federal budget, Federal Tax Service, customs authorities, tax control, customs control, tax, tax system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.