ОСОБЕННОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ АКЦИЗОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.В. Нестеренко, студент
Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
(Россия, г. Калуга)
Б01:10.24412/2411-0450-2023-3-1-106-110
Аннотация. В статье рассматривается фискальная функция, как форма пополнения федерального бюджета Российской Федерации за счёт взимания акцизов с товаров, перемещаемых через таможенную границу. Уплата акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ контролируется ФТС России, при подаче таможенной декларации на товары. В статье рассмотрены ставки акцизов, проведен анализ поступления акцизов в федеральный бюджет, процесс маркировки подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию в Российскую Федерацию. Несмотря на то, что таможенные органы успешно решают эти вопросы в 2023-2024 годах ожидается корректировка режима налогообложения отдельных видов табачной продукции, централизация части акцизов на нефтепродукты. В статье выделены основные проблемы формирования ставок акцизов предложены меры по их решению.
Ключевые слова: федеральный бюджет, таможенные платежи, акциз, подакцизные товары, акцизные марки, маркировка.
Акциз является одним из видов налогов выполняющим фискальную функцию как внутри страны, так и при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Содержание данной функции заключается в пополнении федерального бюджета Российской Федерации за счёт взимания ввозных и вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов, НДС и акцизов, при перемещении товаров через таможенную границу. Акцизы выполняют регулирующую функцию государства, оказывают воздействие на регулирование спроса по подакцизным товарам.
Статья 179 НК РФ признает плательщиками акциза организации и ИП, а также иных лиц, которые осуществляют производство, продажу и перемещение подак-
цизных товаров через таможенную границу страны.
Статья 186 Налогового кодекса РФ регламентирует особенности взимания акциза по товарам, ввозимым на территорию нашей страны. Контроль за взиманием акцизов осуществляется налоговыми и таможенными органами.
Уплата акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ контролируется ФТС России, при подаче таможенной декларации на товары. Вид акцизной ставки определяется налоговым законодательством Российской Федерации.
Поступление акцизов в федеральный бюджет РФ за 2020-2022 гг. показало положительную динамику (табл. 1).
Таблица 1. Динамика поступления таможенных платежей за ^2020-2022 гг., млрд. руб.
Таможенные платежи 2020г. 2021г. 2022г. 2022г. в % к
2020 г. 2021 г.
1. НДС 2701,6 3421,5 2644,2 97,8 77,3
2. Ввозная таможенная пошлина 615,5 755,9 480,6 78,1 63,6
3. Вывозная таможенная пошлина 1 148,1 2 526,4 2731,5 В 2,3 раза больше 108,1
4. Акциз при ввозе товаров 98,0 130,9 100,8 102,9 77,0
5. Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами 28,9 43,7 77,2 В 3 раза больше 176,6
6. Иные платежи 159,7 278,5 167,9 105,1 60,3
7. Итого 4 751,8 7 156,9 6222,2 130,9 86,9
В 2022 году доходы федерального бюджета, администрируемые ФТС России составили 6222,2 млрд руб., что ниже результата 2021 года на 934,7 млрд руб. или на 13,1%. Акциз при ввозе в 2022 году составил 100,8 млрд., рублей, что на 2,8% больше 2020 году (130,9 млрд., рублей), по сравнению с 2021 годом темп роста акцизов снизился на 23%.
Несмотря на то, что в денежном выражении отмечен рост акцизов, доля в общей сумме таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет, сокращается. В 2022 году доля акцизов составила -1,6%, что ниже по сравнению с 2021 годом на 0,2.
Таблица 2. Структура таможенных платежей, перечисленных в доходную часть бюджета РФ, в %_
Таможенные платежи 2020г. 2021г. 2022г. Отклонение 2022 г. +/- к
2020г. 2021г.
1. НДС 56,80 47,81 42,5 -14,3 - 5,3
2. Ввозная таможенная пошлина 12,90 10,56 7,7 - 5,2 - 2,86
3. Вывозная таможенная пошлина 24,20 35,30 43,9 +19,7 + 8,6
4. Акциз при ввозе товаров 2,10 1,83 1,6 - 0,5 - 0,2
5. Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами 0,60 0,61 1,2 + 0,6 + 0,6
6. Иные платежи 3,40 3,89 2,7 - 0,7 - 1,19
7. Итого 100,00 100,00 100,0
На основании таблицы 2, можно сделать вывод, что наибольший вес в структуре таможенных платежей на протяжении трех лет представляют НДС - 42,5% в среднем, вывозная таможенная пошлина -около 43,9%, ввозная таможенная пошлина занимает более 7,7% в обще структуре; акциз - 1,6%; иные таможенные платежи занимают - около 2,7% в среднем, и, наконец, самую незначительную часть занимают таможенные платежи и налоги, уплачиваемые физическими лицами -примерно 0,7%.
Помимо контроля за оборотом подакцизных товаров ФТС России осуществляет функции государственного заказчика акцизных марок для маркировки подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию в Российскую Федерацию.
В 2022 году таможенными органами выдано организациям - импортерам табачной продукции 235,1 млн. штук акцизных марок, что на 22,4% меньше, чем в 2021 году (302,9 млн. штук акцизных марок) (табл. 3).
Таблица 3. Динамика выдачи таможенными органами организациям-импортерам табачной продукции акцизных марок, млн. шт. ___
Показатели 2020г. 2021г. 2022г. 2022 г. в % к
2020г. 2021г.
Таможенными органами выдано организациям-импортерам табачной продукции 495,0 302,9 235,1 47,5 77,6
Для каждого подакцизного товара существует определенная ставка. В классификации подакцизных товаров выделены две основные группы:
1. Товары, подлежащие маркировке акцизными марками.
2. Иные товары, которые согласно законодательству подлежать взиманию акциза.
К товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, относятся: алкогольная продукция, табак и табачные изделия.
Наличие подлинной акцизной марки на алкоголе свидетельствует о качестве спиртного, оплате всех налогов и занесении информации о нем в единую государственную автоматизированную информа-
ционную систему учета алкоголя в РФ -ЕГАИС. Акцизная марка является документом строгой государственной отчетности и соответствует установленному законодательством образцу при условии изготовления только уполномоченными организациями изготовителями. Марки приобретаются заявителем в территориальных органах Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения заявителя или его обособленного подразделения, указанного в лицензии на производство и (или) оборот алкогольной продукции. Приобретение акцизных марок осуществляется при условии их предварительной оплаты, денежные средства поступают в федеральный бюджет.
Существует специальная технология организации работы таможенных органов с подакцизными товарами, подлежащими маркировке. Таможенный орган при ввозе подакцизных товаров проверяет полученные документы, после чего приступает к заказу на изготовление акцизных марок.
Обязательством об использовании приобретенных акцизных марок для алкогольной продукции является:
1) нанесение их на алкогольную продукцию в установленном порядке;
2) возврат поврежденных или неиспользованных акцизных марок выдавшему их таможенному органу;
3) представление отчета об использовании выданных акцизных марок;
4) ввоз в установленном порядке маркированных товаров на таможенную территорию РФ и их доставку до места назначения;
5) помещение маркированной акцизными марками алкогольной продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и уплату причитающихся таможенных пошлин, налогов либо помещение под таможенные процедуры уничтожения или реэкспорта.
Одним из основных статистических показателей деятельности таможенных органов в сфере проведения таможенных операций с подакцизными товарами, подлежащими маркировке, является количество выпущенных по заявкам участников ВЭД акцизных марок. Таможенные органы
успешно решают эти вопросы при безусловном выполнении участником ВЭД всех требований законодательства.
Кроме этого, в 2023-2024 годах ожидается поступление дополнительных доходов федерального бюджета за счет принятия таких решений, как: корректировка режима налогообложения ряда добывающих отраслей, выравнивание условий обложения акцизами отдельных видов табачной продукции, централизация части акцизов на нефтепродукты.
В части налоговой политики в 2024 году предусмотрена индексация ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо на уровне прогнозируемой инфляции; изменены значения условных цен оптового рынка на моторное топливо, используемых при расчете демпфирующей компоненты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку; планируется внесение изменений в налоговое законодательство в части акцизов на табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, на электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака, на никотино-содержащие жидкости. Также в 2024 году предусмотрено внесение изменений в Бюджетный Кодекс РФ.
Таким образом, рассмотрев принципы построения акцизов на отдельные виды подакцизных товаров можно сделать следующие выводы:
- акциз - представляет собой вид косвенного налога, это надбавка к цене товара, которая вводится на государственном уровне для пополнения федерального бюджета;
- акцизы позволяют перераспределять прибыль организаций, получаемых с производства и реализации высокодоходной продукции (табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты);
- перечень подакцизных продуктов периодически пересматривается, взносы меняются не только в сторону роста, но и уменьшения, однако сохраняется общая тенденция к повышению налоговой нагрузки на потребителя.
Подводя итоги, можно выделить следующие проблемы формирования ставок ак-
цизов на отдельные товары ежегодный щикам и приносить стабильный доход. рост ставок на акцизы, дополнительное Новые ставки акцизов на подакцизные то-увеличение размера ставки на уровень ин- вары необходимо сопровождать мерами фляции, и, как следствие увеличение тене- поддержки населения. Корректировка за-вого сектора (контрабанда и контрафакт. конодательства должна привести к пере-
Таким образом, налоговая политика распределению налоговой нагрузки без должна основываться на принципах про- существенного изменения суммарного стоты, прозрачности, нейтральности и ста- влияния на отрасль. бильности, быть понятна налогоплатель-
Библиографический список
1. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата доступа 19.01.2023г.).
2. Значение и роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета / М. В. Непарко, Е. М. Короткова, Е. С. Печерская, В. Н. Мишукова // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 37 (2). - С. 218-223. - DOI 10.24411/2304-6139-2020-10168. - EDN NIUTPF.
3. Мигел, А. А. Поступления таможенных платежей в российский бюджет от экспорта углеводородов: оценка и перспективы снижения зависимости от нефтяной конъюнктуры / А. А. Мигел, М. В. Непарко, Д. А. Костылев // Modern Economy Success. - 2021. - № 3. -С. 117-122. - EDN WHPEAE.
4. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/0NBNiTTP_2022-2024.pdf (дата доступа 21.01.2023 г.).
5. Сердюкова, И. И. Проблемы взимания акцизов с товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации / И. И. Сердюкова, Г. Л. Харитонов, Т. В. Черникова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. -№ 4-4 (67). - С. 131-135. - DOI 10.24412/2500-1000-2022-4-4-131-135. - EDN DXKIWM.
6. Neparko, M. Application of innovative methods in the formation of intercultural competencies among students of higher educational institutions in the digital educational environment / M. Neparko // AIP Conference Proceedings: PROCEEDINGS OF THE II INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE ON ADVANCES IN SCIENCE, ENGINEERING AND DIGITAL EDUCATION: (ASEDU-II 2021), Krasnoyarsk, 28 октября 2021 года. Vol. 2647. - Krasnoyarsk: AIP PUBLISHING, 2022. - P. 040043. - DOI 10.1063/5.0104186. - EDN KKTIBG.
FEATURES OF THE RECEIPT OF EXCISE TAXES TO THE FEDERAL BUDGET OF
THE RUSSIAN FEDERATION
A.V. Nesterenko, Student Supervisor: M.V. Neparko, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article considers the fiscal function as a form of replenishment of the federal budget of the Russian Federation through the collection of excise taxes on goods transported across the customs border. The payment of excise duty when importing excisable goods into the territory of the Russian Federation is controlled by the Federal Customs Service of Russia, when submitting a customs declaration for goods. The article considers excise tax rates, analyzes the receipt of excise taxes to the federal budget, the process of labeling excisable goods imported into the customs territory of the Russian Federation. Despite the fact that the customs authorities are successfully solving these issues, in 2023-2024, it is expected to adjust the taxation regime for certain types of tobacco products, centralize part of excise taxes on petroleum products. The article highlights the main problems of the formation of excise rates and suggests measures to solve them.
Keywords: federal budget, customs payments, excise duty, excisable goods, excise stamps, labeling.