Научная статья на тему 'РОЛЬ АКЦИЗНОГО НАЛОГА, ВЗИМАЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ, В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА'

РОЛЬ АКЦИЗНОГО НАЛОГА, ВЗИМАЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ, В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
косвенный налог / подакцизные товары / акцизное налогообложение / нелегальное налогообложение / федеральный бюджет / ставки косвенных налогов / indirect tax / excisable goods / excise taxation / illegal taxation / federal budget / rates of indirect taxes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К.А. Булычева, О.А. Майсак, О.М. Петрушина

Санкционная политика европейских государств по отношению к нашей стране, а также необходимость в росте валового внутреннего продукта характеризуют сегодняшнюю экономическую ситуацию в России, ставя перед Правительством задачу о пополнении федерального бюджета, для выполнения финансовых обязательств государства перед населением. В данном случае государство увеличивает ставки косвенных налогов. В статье косвенный налог рассматривается как регулирующий сбалансированность бюджетов. Акциз, включенный в цену товара, взимается при совершении операций с подакцизными товарами. Во – первых, акциз взимается с товаров массового потребления, которые признаны вредными и опасными для здоровья. Однако потребительская корзина не облагается акцизом так, как поддерживает жизнеспособность населения. Во – вторых, плательщиками акцизов выступают курящие люди и употребляющие вино – водочные изделия, то есть товары, которые никак не относятся к предметам общей необходимости. Таким образом, акциз – налог, которые не затрагивает малоимущих граждан, является инструментом регулирования спроса на товары, которые доступны не всем слоям населения. Авторами статьи произведен анализ изменения налогообложения ставок акциза, роли акцизов в формировании бюджета, а также влияния данного налога на формирование цены подакцизных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EXCISE TAX LEVIED BY CUSTOMS AUTHORITIES IN THE FORMATION OF THE STATE BUDGET

The sanctions policy of European states in relation to our country, as well as the need for an increase in the gross domestic product characterize the current economic situation in Russia, setting the Government the task of replenishing the federal budget in order to fulfill the state's financial obligations to the population. In this case, the state increases the rates of indirect taxes. In the article, the indirect tax is considered as regulating the balance of budgets. The excise tax included in the price of the goods is levied on transactions with excisable goods. First, the excise tax is levied on consumer goods that are recognized as harmful and hazardous to health. However, the consumer basket is not subject to excise tax in the way that maintains the viability of the population. Secondly, the payers of excise taxes are people who smoke and consume wine and vodka products, that is, goods that do not in any way belong to general necessities. Thus, excise a tax that does not affect poor citizens, is a tool to regulate the demand for goods that are not available to all segments of the population. The authors of the article analyzed the changes in the taxation of excise rates, the role of excise taxes in the formation of the budget, as well as the influence of this tax on the formation of the price of excisable goods.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АКЦИЗНОГО НАЛОГА, ВЗИМАЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ, В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА»

3. Lipchiu N.V. Corporate finance / Lipchiu N.V., Gerasimenko O.A., Yurchenko A.A. // Textbook for bachelors and masters studying in the direction of training "Economics" / Edited by N.V. ... Lipchiu. Moscow, 2012.

4. Pelipenko E. D. METHODS OF BALANCING THE STATE BUDGET / Pelipenko E.D., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A.// In the collection: Actual problems of the budgetary structure of the Russian Federation. Collection of articles of the international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnov. 2019.S. 99-103.

5. Takhumova O. V. Economic security as a factor of sustainable development of the regional system / Takhumova O.V., Kovryakova E.A., Kolesnik A.V. //

6. Kant. 2018. No. 1 (26). S. 229-233.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10692

К.А. Булычева - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, K.A. Bulycheva - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

О.А. Майсак - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, О.А Maysak - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

О.М. Петрушина - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

O.M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University.

РОЛЬ АКЦИЗНОГО НАЛОГА, ВЗИМАЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ, В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА THE ROLE OF EXCISE TAX LEVIED BY CUSTOMS AUTHORITIES IN THE FORMATION OF THE STATE BUDGET

Аннотация. Санкционная политика европейских государств по отношению к нашей стране, а также необходимость в росте валового внутреннего продукта характеризуют сегодняшнюю экономическую ситуацию в России, ставя перед Правительством задачу о пополнении федерального бюджета, для выполнения финансовых обязательств государства перед населением. В данном случае государство увеличивает ставки косвенных налогов.

В статье косвенный налог рассматривается как регулирующий сбалансированность бюджетов. Акциз, включенный в цену товара, взимается при совершении операций с подакцизными товарами. Во - первых, акциз взимается с товаров массового потребления, которые признаны вредными и опасными для здоровья. Однако потребительская корзина не облагается акцизом так, как поддерживает жизнеспособность населения. Во - вторых, плательщиками акцизов выступают курящие люди и употребляющие вино - водочные изделия, то есть товары, которые никак не относятся к предметам общей необходимости.

Таким образом, акциз - налог, которые не затрагивает малоимущих граждан, является инструментом регулирования спроса на товары, которые доступны не всем слоям населения. Авторами статьи произведен анализ изменения налогообложения ставок акциза, роли акцизов в формировании бюджета, а также влияния данного налога на формирование цены подакцизных товаров.

Abstract. The sanctions policy of European states in relation to our country, as well as the need for an increase in the gross domestic product characterize the current economic situation in Russia, setting the Government the task of replenishing the federal budget in order to fulfill the state's financial obligations to the population. In this case, the state increases the rates of indirect taxes.

In the article, the indirect tax is considered as regulating the balance of budgets. The excise tax included in the price of the goods is levied on transactions with excisable goods. First, the excise tax is levied on consumer goods that are recognized as harmful and hazardous to health. However, the consumer basket is not subject to excise tax in the way that maintains the viability of the population. Secondly, the payers of excise taxes are people who smoke and consume wine and vodka products, that is, goods that do not in any way belong to general necessities.

Thus, excise - a tax that does not affect poor citizens, is a tool to regulate the demand for goods that are not available to all segments of the population. The authors of the article analyzed the changes in the taxation of excise rates, the role of excise taxes in the formation of the budget, as well as the influence of this tax on the formation of the price of excisable goods.

Ключевые слова: косвенный налог, подакцизные товары, акцизное налогообложение, нелегальное налогообложение, федеральный бюджет, ставки косвенных налогов.

Key words: indirect tax, excisable goods, excise taxation, illegal taxation, federal budget, rates of indirect taxes.

Одним из видов таможенных платежей является акциз, взимаемый таможенными органами при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Союза. Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акцизы относятся к числу федеральных налогов и взимаются с подакцизных товаров, перечень которых приведен в НК РФ (часть II). По своей экономической природе акцизы относятся к косвенному налогу. Следует отметить, что акциз, во-первых, «привязан» к конкретным (подакцизным) товарам, во-вторых,

уплачивается один раз производителем подакцизного товара или лицом, совершающим внешнеторговые операции с этим товаром.[1]

Тем не менее, в среде экономистов встречаются различные трактовки акциза. Так, российский экономист Лопухов А.М. полагает, что «акциз - это вид косвенного налога на товары массового потребления и услуги. Доход, от которого поступает в казну (бюджет) всех уровней. Акцизами облагаются предметы не первой необходимости, но широко потребляющиеся населением: крепкие алкогольные напитки, табачные изделия, бензин и т.д. Акциз включается в цену товара или тариф».[4]

Липсиц И.В. рассматривает акциз как налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. [2]

Экономист Бутромеев А. даёт следующее определение акцизу: «акциз - это налог на товары внутреннего потребления». [5]

Российские ученые Домашек Е.В., Вильчинская О.В., Чагина А.В. считают, что сумма акциза при ввозе на территорию Российской Федерации нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров акциз - косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. [7]

Акциз выполняют фискальную функцию, потому как он наравне с другими налогами, пошлинами и сборами используется в качестве источника доходов государства, т.е. способствуют созданию материальных условий его функционирования. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Среди главных преимуществ акциза можно выделить следующие:

Во-первых, ведущим качеством акциза является его быстрое поступление в госбюджет. После осуществления реализации товара происходит перечисление налогов в госбюджет, что позволяет государству так-же быстро финансировать расходы.

Во- вторых, воздействие на государственное регулирования акцизного налогообложения. Государство, используя все свои возможности и инструменты, должно предоставить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, что приведет к росту объемов реализации и увеличит поступления в бюджет. Основной проблемой данного преимущества является правильный выбор товаров, который будет облагаться акцизом.

В-третьих, ставки на акцизное налогообложение воздействует на потребителей. Государство при помощи установления ставок на подакцизную продукцию, может регулировать объемы потребления опасной для здоровья человека продукцией. Но данное регулирование должно быть открытым и гласным, так как не всегда интересы государства и интересы общества совпадают.

Таможенные органы выполняют важную для государства задачу, формируя основную доходную часть федерального бюджета, путем взимания таможенных платежей. В качестве источника доходов государства выступает и акцизных налог.

Для подтверждения значимости акциза как налога, являющегося одним из элементов дохода бюджета государства, рассмотрим его объем в общей сумме поступлений таможенных платежей в бюджет в 2017-2019 гг.

Таблица 1 - Динамика таможенных платежей, перечисленных

в доходную часть федерального бюджета РФ., млрд. руб.

Вид таможенного платежа 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к

2017 г. 2018 г.

НДС 1 900,8 2 255,5 2 613,4 137,5 115,9

Ввозная таможенная пошлина 506 578,6 618,2 122,3 106,8

Вывозная таможенная пошлина 1 968,3 3 025,7 2 291,3 116,4 75,7

Акциз 76 95,2 88,8 116,8 93,3

Таможенные сборы 18,4 20,3 20,0 108,7 98,5

Иные платежи 98,8 71,6 72,4 73,3 101,1

Исходя из данных таблицы 1 видим, что, хотя акциз и не занимает лидирующих позиций в системе таможенных платежей, перечисляемых в доходную часть бюджета, но за анализируемый период прослеживается стабильное увеличение поступлений от акциза. Так в 2019 году по отношению к 2017 году такое увеличение составило 16,8%, а по отношению к 2018 году произошло незначительное снижение поступлений на 6,7%.

Стоит отметить, что общая сумма акцизов, поступающих в бюджет РФ, ежегодно превышает триллион рублей, при этом более половины этой суммы - налог на табачную продукцию (таблица 2).

Таблица 2 - Акцизы на табачную продукцию, мл рд. руб.

Источники поступления 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к

2017 г. 2018 г.

Реализуемая внутри страны 467,0 573,3 564,4 120,6 98,4

Ввозимая на территорию страны 16,4 17,5 18,9 115,2 108,0

Всего 483,4 590,8 583,2 120,6 98,7

Доля акцизов с маркируемых товаров, ввозимых на территорию России, превышает 6%. Исходя из данных, представленных в таблице 3, можно сделать вывод о том, что в нашей стране наблюдается рост акцизов спиртосодержащей продукции и пива как реализуемых внутри страны, так и ввозимых на территорию РФ.

Таблица 3 - Акцизы на спиртосодержащую, алкогольную продукцию и пиво, млрд. руб.

Источники поступления 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % к

2017 г. 2018 г.

Реализуемая внутри страны 327,6 363,0 358,6 109,5 98,8

Ввозимая на территорию страны 24,4 37,6 39,9 163,5 106,1

Всего 352,0 400,5 398,5 113,2 99,5

Таможенный контроль за перемещением подакцизных товаров, является очень Важным элементом в системе государственного контроля за оборотом табачной и алкогольной продукции. Особую значимость таможенному контролю придает то, что при рго проведении происходит недопущение к ввозу или вывозу товаров, которые запрещены или ограничены к перемещению.

Осуществляя таможенный контроль при ввозе подакцизных товаров на территорию ЕАЭС, сотрудники таможенных органов сталкиваются с рядом проблем:

1. Отнесение товаров к категории подакцизных;

На практике часто возникает проблема с классификацией спиртосодержащих дезинфицирующих товаров, а также товаров с алкогольной пропиткой и средств для очистки стекол. Для возможности правильной идентификации товаров необходимо создать перечень актуальных на сегодняшний день сносок ТН ВЭД, которые в свою очередь будут подтверждать цель применения ввозимого товара.

2. Упущение акцизных платежей из бюджета РФ;

Поставляя подакцизные товары на территорию РФ, поставщики пытаются занижать качество товаров или же предоставлять один товар взамен другого. Соответственно в ходе таких действий меняется классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС, а также уменьшается таможенная стоимость. Для решения данной проблемы таможенные органы, руководствуясь Административным регламентом ФТС, предоставляют услуги по предоставлению услуг о принятии предварительных решений по классификации товаров.

3. Проблемы маркировки, при ввозе подакцизных товаров;

Маркировку подакцизных товаров, могут осуществлять только уполномоченные на это таможенные управления. Если подакцизный товар ввозится через управление, которое не имеет права осуществлять такие операции, возникает необходимость помещения товаров под процедуру таможенного транзита, что приводит к дополнительным затратам.

4. Незаконный ввоз подакцизных товаров на территорию ЕАЭС.

Решить данную проблему поможет обязательная маркировка товаров в РФ. Необходимо также продолжить работу по совершенствованию и развитию системы управления рисками, создания и внедрения маркировки товаров средствами идентификации.

Таким образом, исходя из анализируемых выше данных, на современном этапе акциз вносит существенный вклад в формировании бюджета Российской Федерации, так как акцизы всегда занимали весомое место в совокупных налоговых поступлениях. Изменения ставок по акцизу - это один из эффективных способов влияния на цену отдельных видов товаров. Государственное регулирование в области акцизного налогообложения оказывает влияние на степень потребления отдельных видов товаров или позволяет снизить их импорт.

Источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 10.11.2020).

2. Липсиц И.В. Экономика: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. В 2 книгах. Книга 1. - 16 изд. - М. Вита-Пресс, 2015. - С. 312.

3. Николаев А.Д., Мигел А.А. Современные формы обеспечения уплаты таможенных платежей в ЕАЭС//Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-9. С. 54-57.

4. Словарь терминов и понятий по обществознанию / автор-составитель А.М.Лопухов; вступит.слово А.С. Стрельцов. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. - С. 13.

5. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Изд. 4-е - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - С.187.

6. Петрушина О.М., Непарко М.В., Филиппов М.И., Гужа В.О. Особенности обеспечения уплаты таможенных платежей в России// Финансовая экономика. 2019. № 1. С. 517-520.

7. Толковый словарь русского языка с приложениями/ Под ред. В. Бутромеева. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - С. 10. References:

1. Tax code of the Russian Federation (part two) No. 117-FZ of 05.08.2000 [Electronic resource] URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (accessed 10.11.2020).

2. Lipsits I. V. Economics: textbook for 10-11 grades of General education. I'm sorry. In 2 books. Book 1. - 16 ed. - M. VitaPress, 2015. - P. 312.

3. Nikolaev A.D., Miguel A. A. Modern forms of ensuring payment of customs payments in the EAEU//Trends in the development of science and education. 2020. No. 62-9. Pp. 54-57.

4. Dictionary of terms and concepts in social science / author-compiler a.m. Lopukhov; will enter.Slovo A. S. Streltsov. - 3rd ed. - Moscow: iris-press, 2009. - P. 13.

5. social Studies in tables and diagrams / E. V. Domashek, O. V. Vilchinskaya, A.V. Chagina. - Ed. 4th-Rostov n/A: Feniks, 2013. - P. 187.

6. Petrushina O. M., Neparko M. V., Filippov M. I., Guzha V. O. Features of ensuring payment of customs payments in Russia// Financial economics. 2019. No. 1. Pp. 517-520

7. Explanatory dictionary of the Russian language with appendices/ Edited by V. Butromeev, Moscow: RIPOLL classic, 2005, P. 10.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10693

С.В. Бутова - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами Южного федерального университета, Россия, г. Ростов-на-Дону, s.voropaeva@mail.ruL

S.V. Butova - PhD Econ., associate professor of HRM department, Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don;

О.В. Несоленая - старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами Южного федерального университета, Россия, г. Ростов-на-Дону, olesya-81-81@mail.ru,

O.V. Nesolyonaya - senior lecturer of HRM department, Southern Federal University, Russia, Rostov-

on-Don.

ФАКТОРЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ FACTORS OF THE GROWTH OF LABOR PRODUCTIVITY IN RUSSIA UNDER CONDITIONS OF INSTABILITY

Аннотация. Статья посвящена изучению ключевых факторов, способствующих росту производительности труда в России в современных условиях. Рассмотрены различные классификации факторов, определяющие изменение уровня производительности труда. Проведен сравнительный анализ и группировка основополагающих факторов увеличения производительности труда по отдельным секторам экономики. Рассмотрены основные причины отставания России по темпам роста производительности труда от развитых европейских стран.

Abstract. The article is devoted to the study of key factors that contribute to the growth of labor productivity in Russia in modern conditions. Various classifications of factors that determine changes in the level of labor productivity are considered. A comparative analysis and grouping of the fundamental factors of increasing labor productivity by individual sectors of the economy is carried out. The main reasons for Russia's lagging behind developed European countries in terms of labor productivity growth are considered.

Ключевые слова: производительность труда, факторы повышения производительности труда, классификация факторов роста производительности труда.

Keywords: labor productivity, factors of increasing labor productivity, classification of factors of growth in labor productivity.

Темпы восстановления российской экономики после 2020 года, прошедшего в условиях пандемии COVTD-19, как и в условиях регресса 1998-го и 2008 года, во многом находятся в зависимости от уровня производительности труда. Глубина текущего финансового регресса пока не прогнозируется. Почти все находится в зависимости от развития ситуации с заболеваемостью. Понижение ВВП может быть как меньше, так и больше кризисных значений 1998 г., когда регресс составил 5,3% и нестабильных условий 2009 г. (минус 7,8%). Тем не менее, остро стоит вопрос об источниках восстановления, среди которых - производительность труда.

Весомое значение в 2011-2016 гг. получило продолжавшееся движение рабочей силы из секторов экономики с невысокой производительностью труда (сельское хозяйство, обрабатывающая индустрия) в сферу денежных и бизнес-услуг и расширенного добывающего комплекса, который содержит добычу полезных ископаемых, в том числе, энергоресурсов, и их переработки. Качество рабочей силы, ее способности и уровень образования оказывали небольшое влияние на производительность труда, но в последние годы их роль увеличивается.

Отставание в несколько раз по уровню производительности от стран Европы спровоцировано следующими факторами:

— недостатками в функционировании трудовых процессов;

— устаревании и неэффективности методов управления человеческими ресурсами;

— недостаточной квалификации управленческих кадров.

Целью работы является рассмотрение классификаций факторов роста производительности труда, группировка факторов роста производительности труда в различных отраслях экономики и выделение ключевых факторов, присущих экономике России в целом на современном этапе развития.

В научной литературе можно встретить различные классификации факторов роста производительности труда. Одни исследователи делают акцент на резервах интенсификации труда в рамках нормальной интенсивности и, в соответствии с этим выделяют факторы роста живого и овеществленного труда. Другие авторы рассматривают такой ресурс как время и выделяют текущие, связанные с организационно-техническими мерами, не требующими инвестиционного переоснащения и перспективные факторы, характеризующиеся технологическим и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.