Научная статья на тему 'РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ О РЕГУЛИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ГАЗОВОЙ ОРОМЫШЛЕИНОСТИ'

РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ О РЕГУЛИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ГАЗОВОЙ ОРОМЫШЛЕИНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Устюжанин Г.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ О РЕГУЛИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ГАЗОВОЙ ОРОМЫШЛЕИНОСТИ»

Вестник ФЭК России

МЕЖПУНАРОПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЭК РОССИИ

Заместитель Председателя ФЭК России

Г.С. Устюжанин

Роль Федеральной энергетической комиссии в регулировании российской газовой промышленности

В резупьтате реформ, проводимых в народном хозяйстве России с начала 90-х годов, промышленность в основном перешла на расчеты за производимую продукцию по свободным ценам. Однако ряд продуктов промышленности, в том числе и природный заз, продолжали поставляться по регулируемым государством оптовым ценам

Государственное регулирование цен на природный газ было сохранено в связи с его значимостью для стабильной работы энергетики страны и создания благоприятных условий для дальнейшего реформирования народного хозяйства. В подтверждение этого можно сказать, что на протяжении последних пет доля природного газа в балансе котельно-печного топлива приближается к 50%.

Объем поставок газа потребителям России составляет около 300 миллиардов кубических метров в год, в т.ч. для населения и коммунально-бытовых нужд -30-35 миллиардов кубических метров.

Государственное регулирование цен, осуществляемое в последние годы, заключалось в установлении:

- оптовых цен на газ для промышленных потребителей ;

- оптовых цен на газ, предназначенный для последующей реализации населению.

Изменение цен проводилось на основе утверждения повышающих коэффициентов, применяемых к базовому уровню оптовой цены, учитывающих уровень инфляции. В отдельные периоды, с целью сдерживания инфляционных процессов, в народном хозяйстве к ценам на газ применялись коэффициенты, сглаживающие фактический темп инфляции в про-

мышленности, или даже происходило замораживание цен.

Темп роста цен на газ к середине 1997 года, по сравнению с 1990 годом, составил около 8000 раз, при росте цен в цепом по промышленности около 14000 раз.

Как видно из приведенных цифр, темп роста оптовых цен на природный газ в резупьтате проводимых мер по их регулированию ниже, чем рост цен на промышленную продукцию. При этом следует отметить, что повышению цен на газ в этот период кроме инфляционных процессов способствовало введение акцизного сбора и увеличение его ставки.

Акцизный сбор взимается начиная с 1993 года. Ставка акциза на природный газ установлена в процентах и является частью цены реализации газа акционерным обществом «Газпром» газораспределительным организациям. В период с 1993 года ставка акциза выросла с 15% до 30%.

Розничная цена для населения составляет около 30 долларов, для конечных промышленных потребителей - 51-63 доллара (по действующему курсу на 15 ноября 1997 года). Можно отметить, что уровень цен на газ для российских потребителей значительно ниже цен на локальных европейских и американских рынках газа.

Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации занимается вопросами регулирования цен на газ практически с начала 1997 года.

Основные цепи и задачи ФЭК России в области регулирования цен на газ определены Федеральным законом о естествен-

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЭК РОССИИ

рис.2

Оптовые цены на газ в Сахапинской обпасти, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия) (основные газодобывающие районы)

Вестник II Piccuu

МЕЖПУНАРОПНАЯ ПЕЯТЕПЬНОСТЬ ФЭК РОССИИ

350000 — рубли

300000--

250000--

200000 - -

150000

100000--

50000■

Шштт изменения оптовых цен на природный газ без НДС за 1394-1999 годы рис. з

LJ Надбавка ГРО EU Акциз

О Цена промышленности В Цена для населения

1994 1995 1996 1.01.1997 1.02.1997 1.10.1997 1998 прогноз 1999 прогноз

ГОДЫ

450000 _

Стррр оптовых

рублм

да hü газ р« конечных пошреботелев в динамик 1995-1997 Ы

рис. 4

300000

17%

23%

52%

ЯНВАРЬ 1998

МЕЖДУНАРООНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЭК РОССИИ

1993

1994

1995

1996

1997

ных монополиях, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. В числе этих задач:

- ценовое регулирование природного газа, в том числе установление цен на газ для промышленных потребителей; цен на газ, предназначенный для реализации населению; тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам и местным сетям;

- регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам;

- достижение баланса экономических интересов потребителей и субъектов естественных монополий газовой промышленности, обеспечивающего доступность реализуемого ими газа для потребителей и повышающего эффективность функционирования субъектов естественных монополий;

- создание экономических стимулов,

обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;

- формирование конкурентной среды в добыче и поставках газа;

- развитие внутрироссийского рынка газа по схеме «газ - газ» и «газ - уголь -мазут»*.

Одним из первых принятых решений ФЭК России по регулированию цен на газ явилось установление с февраля 1997 года дифференцированных цен на природный газ по трем зонам: для потребителей, расположенных в районах, добывающих газ; для потребителей, расположенных в регионах, прилегающих к районам добычи; для всех остальных потребителей. Указанные цены были рассчитаны на базе средней действующей цены на газ и разница между минимальной и максимальной ценой составила около 11% (рис. 1).

С декабря 1997 г. на газ вводятся оптовые цены с более глубокой дифференциа-

Вестник 11 России

цией в зависимости от расстояния транспортировки газа от мест добычи до мест потребления по шести поясам. Самые низкие цены установлены для добывающих районов, самые высокие - для потребителей Европейской части страны, наиболее удаленных от мест добычи. Пиапазон между крайними ценами составляет 25 процентов (рис. 2).

В связи с тем что основные районы добычи газа находятся на значительном расстоянии от основных мест потребления (расстояние перекачки газа до 3500 км) и при полном учете затрат на транспортировку газа, min и max цены отличаются кратно. ФЭКом России дифференциация цен на газ по группам потребителей прорабатывается как отдельное направление ценообразования. При этом имеется в виду, что для энергетиков и энергоемкого производства должны быть установлены самые низкие цены, более высокие - для населения и жилищно-коммунального хозяйства. Опыт такой дифференциации цен отработан в странах Европы, который нам необходимо изучить и использовать в российских условиях.

В 1997 году ФЭК России в два этапа провел раОоту по ликвидации перекрестного субсидирования потребителей газа (рос. 3).

С февраля 1997 г. цена на газ, отпускаемый перепродавцам (газораспределительным организациям) для дальнейшей реализации населению, повышена до 55 процентов от уровня оптовой цены на газ (за вычетом акциза) для промышленных потребителей (100 тыс. рублей за 1000 кубических метров). С 1 октября 1997г. эта цена уже составляет 65 процентов от оптовой цены газа, отпускаемого для промышленных нужд, а с 1999 года оптовые цены на газ для последующей реализации населению будут равны оптовым ценам на газ для промышленности.

При этом в принятом ФЭК России решении сумма доходов от повышения цены на газ, предназначенный к реализации населению, направлена на снижение цены на

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЭК РОССИИ

газ для электростанций - субъектов Федерального оптового рынка электроэнергии (на 14 процентов).

В действующих ценах на газ значительную долю (более 50 процентов) составляют различные налоги. Это акциз, налог на добавленную стоимость, местные налоги (рис. 4).

В условиях перехода на дифференцированные цены на газ и возможном последующем переходе на регулирование тарифов на транспортировку газа для предприятий РАО «Газпром» действующий порядок взимания акциза от цены реализации приходит в противоречие с вводимой схемой ценообразования (рис. 5). В структуре цен на газ основная составляющая приходится на стоимость транспортировки газа. Следовательно, от нее зависит, главным образом, величина акцизного сбора. В связи с этим прорабатывается вопрос об установлении ставок акцизов ренты, дифференцированных в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий месторождений, что будет способствовать созданию конкурентной среды в добыче газа.

В цепях создания конкуренции и развития внутрироссийского рынка газа, наращивания объемов его поставки через систему магистральных газопроводов РАО «Газпромом» утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых поставщиков газа (не входящих в РАО «Газпром»). Утверждено и положение о доступе производителей и потребителей газа к единой газотранспортной системе РАО «Газпром», создана Межведомственная комиссия по урегулированию связанных с доступом к ЕСГ споров. В Правительство РФ внесены согласованные с заинтересованными ведомствами Правила поставки газа потребителям Российской Федерации.

В настоящее время прорабатывается вопрос о возможности реализации газа независимыми поставщиками по свободным (договорным) ценам.

- ЯНВАРЬ 1998

МЕЖПУНАРОПНАЯ ОЕЯТЕПЬНОСТЬ ФЭК РОССИИ

Однако ожидать конкуренции со стороны независимых поставщиков газа в бпижайшее время не приходится, в связи с тем что объемы поставки, по сравнению с предприятиями РАО «Газпром», незначительны (до 5%) и не могут с ними конкурировать.

Поэтому наряду с созданием на рынке газа условий для конкуренции одной из задач является создание условий для развития конкуренции между разными видами энергоносителей: газ - уголь - мазут.

Важным этапом в ценовом регулировании является передача в 1998 г. полномочий по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по местным сетям (сети газораспределительных организаций) региональным энергетическим комиссиям под методическим руководством и контролем федеральных органов исполнительной власти.

Работа по регулированию цен и тарифов на газ осложнена отставанием подготовки законодательной базы. Федеральные законы о газоснабжении, о единой газотранспортной системе, о магистральном трубопроводном транспорте находятся на стадии разработки.

В стадии подготовки находится также методологическая база по дальнейшей дифференциации цен в зависимости от расстояния транспортировки газа, по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам и по сетям низкого давления (газораспределительных организаций).

ФЭК России принимаются меры по созданию аналитического центра, который бы осуществлял разработку норматив-но-правовой базы, определял перспективные направления регулирования естественных монополий с привлечением как независимых экспертов, так и специапи-стов федеральных и региональных органов.

Добычей и транспортировкой природного газа занимаются в основном предприятия и организации РАО «Газпром». В его состав входили в качестве дочерних

АСТЭК

компаний предприятия, занимающиеся геологоразведкой, бурением скважин, обустройством газовых месторождений, комплектацией, сельским и жилищно-коммунальным хозяйством и др. Такая структура РАО «Газпром» позволила в условиях экономического спада сохранить стабильность функционирования отрасли, надежное газоснабжение потребителей и поступление крупных экспортных доходов в бюджет страны.

Однако неразделенность в рамках РАО «Газпром» монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности не позволяет установить необходимый контроль за издержками предприятий РАО в монопольных видах деятельности. В связи с этим было признано целесообразным провести структурную реорганизацию РАО «Газпром», выделив производственные подразделения, добычу и транспорт газа. Это позволит более четко разграничить финансовые результаты по отдельным структурным подразделениям РАО «Газпром» и по видам их деятельности обеспечить обоснованность формирования затрат по всей «газовой цепочке».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, в 1999-2000 гг. должен быть осуществлен переход от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на транспортировку газа для предприятий РАО «Газпром».

Проводимые мероприятия по реформированию «Газпрома» являются необходимым этапом для перехода на тарифное регулирование, установление дифференцированных цен по группам потребителей.

* Смотри также: Устюжанин Г. С. «О регупировании в газовой отраспи» (Комментарий к решениям ФЭК России №107, 109, 110): «Вестник ФЭК России» - ноябрь 1997- с.35-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.