Научная статья на тему 'СЕМИНАР ПО ВОПРОСАМ ЦЕННОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В РОССИИ И США'

СЕМИНАР ПО ВОПРОСАМ ЦЕННОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В РОССИИ И США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕМИНАР ПО ВОПРОСАМ ЦЕННОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В РОССИИ И США»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

СЕМИНАР ПО ВОПРОСАМ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГА» В

РОССИИ И США

Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации совместно с Министерством энергетики США 22-24 апреля 1998 года провели международный семинар по вопросам ценового регулирования природного газа.

В семинаре приняли участие директор Департамента Энергетики США Л.Кобурн; вице-президент Управления государственных и регулирующих функций компании "Эн-рон Лимитед" - М.С. Шроедер; Директор отдела по связям с общественностью Ассоциации газодобычи - Ш.Ж. ЛэГэйтс; Директор отдела внутренней политики регулирования Департамента энергетики - Д.Ж. Боббиш; представители Аппарата Правительства России и Минюста России, руководители и специалисты Минэкономики России, Минтопэнерго России, ФЭК России, РАО "Газпром", ООО "Межрегионгаэ", АО "Росгазификация", РЭК. Программой семинара было предложено широкое обсуждение основ федерального и регионального регулирования добычи, транспорта и распределения газа. Особое внимание было уделено сравнительному анализу российского и американского опыта регулирования естественной монополии в газовой отрасли.

Специалисты Министерства энергетики США сделали обзор газовой промышленности США, рассказали о ценовом регулировании газа в США на федеральном уровне и на уровне штата, о системе трубопроводов в США; изложили принципы регулирования транспортных ставок и тарифов. Был представлен доклад, посвященный правовой основе США в области регулирования естественной монополии.

По данным специалистов США, протяженность магистральных газопроводов составляет около 500 тыс. км. длины, имеется более 400 крупных газохранилищ, их пропускная способность составляет чуть меньше 1 трлн.куб. метров газа. На обслуживании указанных мощностей занято примерно 170 тыс. человек.

Самые крупные пользователи газа (по данным 1996 года) это:

промышленность -44%

транспорт -2,9%

технологические нужды трубопроводов - 3%

жилье -23,3%

торговля -14,6%

электроприборы -11,6%

До 1984 года все газовые компании предоставляли стандартный пакет торговых услуг, т.е. компания закупала газ у производителя, прогоняла по своей трубе, перепродавала конечному пользователю.

В 1985 году комиссия по энергетике издала приказ №436, согласно которому конечные пользователи и распределительные компании непосредственно получили доступ к производителям газа и возможность заключать контракты с транспортными компаниями на транспортировку нужного им объема газа.

В 1992 году ФЭРК США издала приказ №636. Этим приказом был завершен процесс формирования пакета торговых услуг. Транспортная компания стала выполнять чисто транспортные функции.

В такой отрасли, как транспорт газа не существует единой формы владений или собственности. Ведущую роль играют так называемые комплексные компании - газоэлектрические, которые имеют и газовые, и электросистемы. В США газотранспортный бизнес подчиняется определенным правилам учета, который имеет однородную

форму и полно отражает деятельность таких компаний.

При установлении тарифов для различных категорий пользователей могут применяться различные политические подходы. Они характерны для той или иной компании и не могут быть общими для всех. Тарифы могут подвергаться изменениям в зависимости от того, на какое расстояние производится перекачка.

Тарифы на перекачку газа в США определяются таким образом, чтобы полностью обеспечить окупаемость инвестиций, с одной стороны, и с другой - защитить потребителей. В процессе определения тарифов участвует общественность, которая детально анализирует отчеты компаний и основывается на статистических данных и на отчетных данных. Возможно, дифференциация тарифов между различными категориями потребителей, между различными видами услуг, предоставляемых компаниями для того, чтобы компания могла достичь своих определенных стратегических целей или целей энергетической политики.

Регулирование газовой отрасли в CLUA осуществляется в течение 60 лет.

ФЭК России приступила к ценовому регулированию газовой отрасли практически в начале 1997 года.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" от 28 апреля 1997 г. Na426, реформирование сферы естественной монополии в газовой промышленности направлено в первую очередь на формирование системы цен на газ, отвечающей требованиям:

-обеспечение самофинансирования РАО "Газпром", посредством возмещения обоснованных затрат и обеспечения необходимого уровня прибыли;

-стимулирование надежного газоснабжения путем обеспечения необходимой гибкости цен при предоставлении потребителям права выбора условий своего газоснабжения;

-соответствие цен условиям равновесия спроса и предложения, недопущение дефицита или избытка газа;

•согласование механизма ценообразования с механизмами начисления и взимания налогов;

-установление цен на газ с учетом конкуренции различных видов топлива и принципов стимулирования энергосбережения.

Для выполнения этих задач в настоящее время создается единая нормативно-правовая база. Так в 1997 году ФЭК России разработала ряд документов, направленных на совершенствование механизма системы регулирования:

-Временные Методические указания (положения по установлению дифференцированных цен на газ;

-Временное положение о государственном регулировании тарифов на услуги по транспортировке газа по местным распределительным газопроводам;

-Положения о рассмотрении и утверждении оптовых цен на газ в Российской Федерации;

•Положение об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе РАО "Газпром";

-Правила поставки газа в Российской Федерации.

В1998 году работа по осуществлению структурных пре-

|Г-......1

63

Вестник ФЭК России

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

образований в газовой промышленности продолжается.

Для обеспечения условий дальнейшего развития и углубления социально-экономических реформ в газовой промышленности ФЭК России своими первоочередными задачами на 1998 год считает решение следующих вопросов:

-разработка и утверждение концепции ценообразования на газ по видам продукции (услуг) - добыча, хранение, транспортирование по магистральным и распределительным газопроводам;

-разработка и утверждение Положения о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ;

-прекращение перекрестного субсидирования путем доведения оптовых цен на газ, предназначенных для реализации населению, до уровня оптовых цен на газ для промышленных нужд (без акциза) к декабрю 1998 года;

-разработка предложений по совершенствованию метода расчета и изъятия в бюджет акциза на природный газ;

-участие в разработке федерального закона "О магистральном трубопроводном транспорте" и других нормативных актов, направленных на совершенствование системы государственного регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий.

Проделанная ФЭК России в 1997 г. и начале 1998 г. работа по реформированию сферы естественной монополии в газовой промышленности позволит провести обособление внутри РАО "Газпром" структурных подразделений по транспортировке газа от организаций по добыче газа и перейти к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа, как предусмотрено в Федеральном Законе "О естественных монополиях",

В докладе, подготовленном специалистами РАО "Газпром", о развитии газовой промышленности в России подчеркивалась динамичность работы отрасли объединения, которая в трудных условиях общей реформы обеспечивает потребителей России и способствует выполнению контрактов по газу с иностранными партнерами,

Объемы потребления газа в России за последние годы были снижены практически во всех регионах, отраслях промышленности и в целом по народному хозяйству, включая энергетику (кроме коммунально-бытового сектора). В тоже время единая система газоснабжения (ЕСГ) России, 30 лет формировалась, как единый технологический и организационно-технический комплекс с централизованным и одновременно многоуровневым управлением (геологоразведка, бурение, добыча, транспорт, переработка, хранение газа, поставка газа на экспорт), функционирует.

Наличие ЕСГ позволило оптимизировать уровни добычи газа по регионам, рационально сформировать газотранспортные потоки, надежно и бесперебойно обеспечить газоснабжение большинства районов страны, стран СНГ и Балтии, а также экспорт газа в крупных масштабах.

В конце 1996 года РАО "Газпром" приступило к осуществлению долгосрочной программы реструктуризации, предусматривающей на основе изучения мирового опыта и анализа производственно-хозяйственной деятельности отечественных предприятий совершенствование организационной структуры. Проводится отделение от основного производства (добыча, транспорт и переработка газа) и его технического обслуживания прочих видов деятельности (сельскохозяйственное производство, подрядное строительство, строительные материалы и др.)- Это повысит эффективность основного производства и усилит контроль за его затратами.

Правительство России в целях развития конкуренции способствует созданию выгодных условий для привлечения отечественного и иностранного капитала в строительство новых газопроводов и разработку новых месторож-

дений газа с учетом того, что освобождение газотранспортных предприятий от несвойственных им видов деятельности создают условия для дальнейшей либерализации цен на газ. Предусматривается, что в 1999-2000 годах добыча и продажа газа будут осуществляться по свободным договорным ценам при сохранении государственного регулирования только в сфере естественной монополии по тарифам на транспортировку газа. В докладе отмечалось, что такой порядок ценообразования действует во многих странах с развитой рыночной экономикой (США, Англия и др.).

В следующих номерах журнала будут опубликованы доклады участников семинара, как с Американской, так и с Российской стороны.

В подготовленном протоколе о намерениях между Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации и Департаментом энергетики США была подчеркнута целесообразность использования опыта регулирования естественных монополий в Соединенных Штатах Америки. Учитывая деловые контакты Департамента энергетики США и Федеральной энергетической комиссии РФ, нужно продолжать сотрудничество по переподготовке и повышению квалификации кадров в области регулирования естественных монополий аппарата Федеральной энергетической комиссии, а также Региональных энергетических комиссий, путем проведения международных семинаров по различным программам, сочетая повышение теоретического уровня с приобретение практических навыков как в Российской Федерации, так и в США.

Учитывая многолетний опыт регулирования естественных монополий в США, стороны высказывались за разработку программ повышения квалификации специалистов, организаций, занимающихся регулированием естественных монополий, составление плана-графика проведения семинаров, симпозиумов, конференций, практический занятий, обмена специалистами, стажировки кадров на рабочих местах. Координационную деятельность по повышению квалификации сотрудников стороны поручают Управлению делами ФЭК России (Валь М.В.) и компании "Лизингинвест" (Жуков H.A.) для совместного решения организационно-технических вопросов в России и США.

H.H. Демина НП "АСТЭК"

СЕНТЯБРЬ 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.