Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО СНАБЖЕНИЯ ГАЗОМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И НАСЕЛЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО СНАБЖЕНИЯ ГАЗОМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилин О.Ф., Кутовой Г.П., Петров А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО СНАБЖЕНИЯ ГАЗОМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И НАСЕЛЕНИЯ»

Вестник ФЭК России

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЭК

Жилин О.Ф.,

Зам председателя ФЭК России Кутовой Г.П., Зам председателя ФЭК России Петров A.A.

Начальник отдела Управления перспективного развития ООО «Межрегионгаз»

ПРОБЛЕМЫ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО СНАБЖЕНИЯ ГАЗОМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И НАСЕЛЕНИЯ.

Основной функцией ФЭК России является государственное регу-

■ иоование и контроль деятельности субъектов естественных монопо-ий, в том числе в сфере транспортировки газа по трубопроводам,

эытекающей из целей и задач ФЭК России, определенных постанов-г 1ием Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года №960.

Наиболее важным элементом государственного регулирования в ■с (юре транспортировки газа является ценовое регулирование, приз-1ное обеспечить наряду с другими методами, баланс экономичес-■их интересов производителей и потребителей газа, его доступность, пэможность и необходимость проведения: политики энергосбере-кения в производственных процессах и формирование на этой основе конкурентной рыночной среды в сфере деятельности субъектов ес--ес енных монополий - транспортировке газа, являющейся одним из - авных элементов системы газоснабжения в Российской Федера-

В области ценового регулирования газовой отрасли работа ФЭК России строилась в следующих основных направлениях:

-законодательное и методологическое обеспечение регулирова-

пмя;

-установление оптовых цен на газ и тарифов на его транспорти-кжку;

-координация деятельности РЭК по вопросам регулирования резальных газораспределительных систем, установления розничных а газ и нормирования его расхода на коммунально-бытовые нуж-ч населения.

С момента утверждения Положения о ФЭК России Комиссией с I стием других организаций и ведомств в основном создана мето-; готическая и законодательная база регулирования естественной полии в газовой отрасли. Так к концу 1998 года были решены взлросы о свободном доступе независимых производителей газа к ¡¡тральным газопроводам ОАО «Газпром», создана Межведом-внная комиссия по регулированию споров связанных с доступом к

системе газопроводов. В оазвитие основных положений структурной реформы и во ис--ение протокола заседания Президиума Правительства Российс-СРедерации от 10 мая 1997 года № 10 ФЭК России был разрабо-■ -мект «Правил поставки газа в Российской Федерации». Принци-ми>нчм отличием данных Правил от ранее действовавших, являет -зможность заключения прямых договоров, создание условий для очения договоров на транспортировку газа между субъектами е< зенных монополий.

данный проект Правил утвержден постановлением Правитель-°оссийской Федерации от 5 февраля 1998 года N9162. «азом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1998г. -26. планом мероприятий по реализации этого указа, принятым --ановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа № 987, и рядом поручений Правительства Российской Феде-ФЭК России было поручено осуществить меры по совершен-:с! нию государственного регулирования цен. Во исполнение этой задачи, с целью формирования экономичес-снованных оптовых цен на газ. Федеральной энергетической

■ чиссией разработано и утверждено «Временное положение о госу-□сс -венном регулировании дифференцированных оптовых цен на

С учетом проведенного анализа и результатов независимой экс-чз_ экономической обоснованности фактических затрат на до-

бычу и транспортировку газа, прибыли, необходимой для осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйственной деятельности субъекта регулирования, ФЭК России утвердила в 1998 году для ОАО «Газпром» среднюю оптовую (базовую) цену на газ для потребителей.

Указанная цена была определена по состоянию на 1 августа 1998 года на уровне 262 руб/1000 куб. метров, тогда как средний уровень действовавшей цены на эту дату составлял 252 руб/1000 куб. метров.

Однако в связи с подписанием 17 сентября 1998 года ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС России и ФЭК России соглашения о стабилизации цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий пересчет прейскурантных цен с целью их доведения до уровня базовой цены не производился.

В целях развития внутреннего рынка газа и уточнения перечня услуг субъектов естественных монополий (постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 года № 865) принято решение о прекращении ценового регулирования независимых производителей газа.

В 1997-99 гг. ФЭК России проводилась работа по более полному отражению в ценах на газ фактических затрат на его транспортировку по регионам России.

Так, в 1996 году независимо от удаленности от основных мест добычи, газ отпускался потребителям по единой цене 260 рублей/1000 куб. метров.

В начале 1997 года указанная цена была дифференцирована ФЭК Росси по трем зонам (район основной добычи, прилегающие регионы, остальные регионы), а в декабре 1997 года - по шести поясам с учетом затрат на добычу, переработку и транспортировку газа по поясам.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 3 апреля 1997г. N5 389 «О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий» уровень оптовой цены на газ, предназначенный для последующей реализации населению на 1 марта 1999 года был доведен до уровня оптовой цены на газ для промышленных потребителей за минусом акциза. При этом за период 1997-99 гг. цена на газ для последующей подачи населению была увеличена с 50 рублей до 192 рублей за 1000 куб. метров или в 3,8 раза.

Однако в связи со снижением с 1 января 1999 г акциза с 30% до 15% (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 1999 г. N 81) проблема ликвидации перекрестного субсидирования в настоящее время с повестки не снята.

Эффект (сумма дополнительной выручки от повышения цен на газ для населения) на первом этапе был адресно направлен на снижение (на 25%) оптовых цен на газ, поставляемый на тепловые электростанции субъекты ФОРЭМ, а в последствии - на снижение цен на газ, поставляемый предприятиям по производству минеральных удобрений осуществляющих поставку химических средств защиты растений аграрному комплексу Российской Федерации.

Ликвидация перекрестного субсидирования в газовой промышленности осуществлялась Федеральной энергетической комиссией одновременно с проведением мероприятий по адресной социальной защите населения: установлены объемы отпуска газа малоимущим слоям населения для отопления индивидуального жилищного фонда по пониженным ценам, действовавшим на 1 апреля 1998 года в объеме 10% от общей поставки газа населению.

Указанный порядок льготного отпуска газа действует до решения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вестник ФЭК России

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЭК

вопросов представления жилищных субсидий этой категории населения.

В связи с тем, что положительных изменений в социальном положении населения не прослеживается, указанная проблема, по-види-мому, требует своего решения и на отопительный сезон 1999-2000 года.

ФЭК России проведена определенная работа в области ценового регулирования региональных газораспределительных сетей.

В соответствии с Основными положениями структурной реформы в сферах естественных монополий ФЭК России утверждена «Методология определения тарифов на услуги (тарифов на транспортировку газа по местным сетям) газораспределительных организаций».

В тарифах, рассчитанных в соответствии с указанной Методоло-ией, нашли отражение развитие и состояние газового хозяйства, уровень газификации, объем поставок газа и конкретных экономических условий регионов России, Это позволит, по мере готовности субъектов исполнительной власти Российской Федерации, делегировать часть полномочий в сфере регулирования естественных монополий РЭК.

В целях установления единого порядка определения норм потребления и розничных цен на природный газ, реализуемый населению, постановлением ФЭК России от 30 сентября 1998 года № 40/2 утверждены Методические указания по определению розничных цен на природный газ.

Разработано и утверждено Правительством России «Положение об обеспечении доступа независимых организаций к местным газораспределительным сетям», которое определяет условие и порядок доступа независимых организаций к местным газораспределительным сетям на территории Российской Федерации.

Указанное положение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998г. № 1370, в котором определены условия и порядок доступа независимых организаций к газораспределительным сетям и распространило его действие на правовые отношения, возникающие между юридическими лицами при транспортировке газа по местным газопроводам. Право на не дискриминационный доступ к местным сетям на территории Российской Федерации представлено любой организации.

Вместе с тем ряд проблем ценового регулирования ждет своего решения.

В развитие мер по совершенствованию государственного регулирования цен на газ в целях выбора правильных направлений реформирования системы ценообразования, а также во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года N9 889 ФЭК России совместно с Минэкономики России, Минтопэнерго России, ОАО «Газпром», ОАО «Росгазификации», а также с участием научных консультантов институтов газовой промышленности был подготовлен проект «Концепции (основные положения) государственного регулирования цен и тарифов в газоснабжении на территории Российской Федерации».

Имеется неоднозначность подхода к практическим аспектам концепции ценообразования Минэкономики России, Минтопэнерго России, ОАО «Газпром», в связи с чем ФЭК России разработала компромиссный вариант указанного документа и проводится его согласование с заинтересованными организациями, имея в виду внести его в Правительство Российской Федерации до 15 октября сего года.

Учитывая, что реализация газа на внутреннем рынке не компенсирует всех затрат поставщика, особую актуальность приобретают вопросы методологии и практики учета в ценах на газ инфляционных процессов в экономике. Не секрет, что с октября 1996 года уровень средневзвешенной цены на газ для промышленных потребителей сохраняется неизменным, в то время как индекс роста цен в промышленности с конца 1996 года составил 1,8. Это приводит к тому, что в настоящее время начала ощущаться нехватка средств у поставщика газа - ОАО «Газпром» на поддержание мощностей в добыче и транспортировке газа, систематическое недофинансирование мероприятий по поддержанию минерально-сырьевой базы и программ газификации в регионах, выполняемых этим акционерным обществом, что в конечном счете, может отрицательно сказаться на надежности газоснабжения.

В связи с этим ФЭК России проводит экспертизу материалов по повышению цен на газ в 1999 году.

Что касается финансирования развития газораспределительных сетей, то этот вопрос решен введенным в действие Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации».

Необходимо ускорить принятие Правительством Российской Федерации порядка формирования инвестиционной составляющей к региональным тарифам. Отсутствия указанного порядка в ряде случаев не позволяет осуществлять эффективный контроль регионов за инвестициями в газораспределении.

Требует своего решения и такая проблема, как предоставление поставщиком скидок с цен на газ потребителям, финансируемым из бюджетов всех уровней и ГРО. Как показала практика применения скидок в 1998-1999 годах, анализ которой ФЭК России проводится регулярно, увязка предоставления скидок с уровнем оплаты газа в денежной форме с применением авансовых платежей ведет к повышению уровня расчетной дисциплины и погашению задолженности потребителей за ранее поставленный газ. Однако необходима разработка такого механизма предоставления скидок, который был бь, выгоден потребителям, как с низким, так и с высоким уровнем оплаты за газ.

В связи с этим необходимо отметить, что указанный порядок снижения цен на газ в настоящее время применяется ограниченно, поскольку поставка газа в большинстве регионов России становится убыточной, а цена на газ, в соответствии с действующим порядком, не должна быть ниже себестоимости его добычи и транспортировки.

В настоящее время методологическая деятельность ФЭК России в области ценообразования на газ направлена на разработку Методики установления тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам.

Имеется первая редакция методики, которая требует дальнейшей доработки в части согласования основных принципов построения и порядка формирования тарифов в увязке со структурой газотранспортных предприятий ОАО «Газпром».

Необходимо найти в основах ценообразования приемлемые решения по срокам и размеру дифференциации тарифов на газ в разрезе территорий. При этом необходимо создать реальные предпосылки для здоровой конкуренции на региональном уровне различных видов котельно-печного топлива. Особенно сложно эта проблема решается в угледобывающих регионах, в которых цена на газ должна иметь запретительный уровень по отношению к ценам на уголь.

В заключение нужно отметить, что, несмотря на незначительный временной срок деятельности органов государственного регулирования в России, мы находимся в стадии становления, как самих органов, так и методологии государственного регулирования естественных монополий, осуществляемого в интересах всего общества.

• Нужно активно изучать отечественную и международную практику в этих вопросах, имеющийся опыт отдельных региональных органов регулирования и совместно совершенствовать нормативную, правовую и методическую базу государственного регулирования в России.

• Особое внимание ФЭК России уделяет работе по сдерживанию темпов роста цен на газ для промышленных потребителей. В этих целях ведутся исследования по возможности стимулирования ценами отказа от бартера и перевода расчетов в денежную форму.

• Ликвидация перекрестного субсидирования с мерами по социальной защите населения. Прозрачное ценообразование на газ с выделением стоимости транспорта газа и перевода расчетов за него по обособленным тарифам.

• По нашему мнению, необходимо решить на уровне Правительства Российской Федерации проблему ценообразования на попутный и сжиженный газ, поскольку одна из наиболее болезненных проблем перекрестного субсидирования населения заключается в схеме сжиженный газ - природный газ. В связи с ростом цен на нефтепродукты представляется актуальным решение на уровне Правительства Российской Федерации вопроса о расширении использования газа в качестве моторного топлива. Для этих целей ФЭК России установлена особая цена - 55 руб. 75 коп. за 1000 куб. метров, которая в 4,7 раза ниже цены газа для других потребителей. Указанная цена (55 руб. 75 коп.) будет сохранена и в дальнейшем.

• Необходимо ускорить работу по переводу городского транспорта на природный газ, что даст экономию для бюджета и улучшит экологию городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.