Научная статья на тему 'КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2000 Г. № 1021 “О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ГАЗ И ТАРИФОВ НА УСЛУГИ НО ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”'

КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2000 Г. № 1021 “О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ГАЗ И ТАРИФОВ НА УСЛУГИ НО ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшин Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2000 Г. № 1021 “О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ГАЗ И ТАРИФОВ НА УСЛУГИ НО ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”»

Вестник ФЭК России

ш

Н.д. ЯШИН,

Руководитель дирекции ТЭК и аудита МАРЭК

Комментарий к постановлению Правительства РШ от 29 декабря 2000 г.№ 1021 "0 государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги на его транспвртировке на территории Российской Шедерации"

В целях реализации государственной политики в области газоснабжения постановлением Правительства РФ утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации". С 1 января 2001 г. организации отрасли обязаны вести раздельный учет продукции (услуг) и затрат на ее производство по следующим видам деятельности: добыча природного газа; услуги по транспортировке природного газа по трубопроводам; хранение природного газа; услуги по поставке (реализации) природного газа.

В соответствии с указанным Постановлением ФЭК России по согласованию с Минэкономразвития РФ предстоит утвердить Методические указания по расчету регулируемых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке с внесением изменений, при необходимости, в формы статистического наблюдения.

Минэкономразвития РФ в первом полугодии 2001г. поручено разработать совместно с ФЭК России и утвердить Методику определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемых видах деятельности. Даны и другие поручения как ФЭК России, так и заинтересованным ведомствам.

В соответствии с Основными положениями регулированию подлежат:

а) оптовые цены на газ;

б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам;

в) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;

г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам независимых газотранспортных организаций;

д) тарифы на услуги по транспортировке газа по сетям газораспределительных организаций;

е) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги газораспределительных организаций;

ж) розничные цены на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам.

Предусмотрен поэтапный переход от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по его транспортировке по магистраль-

ным газопроводам на территории Российской Федерации.

Для понимания предстоящих решений следует иметь в виду, что Основные положения базируются на предшествующем опыте регулирования. Началом государственного регулирования цен в новых экономических условиях является постановление Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 55 «О мерах по либерализации цен», по которому организации могли применять, начиная со 2 января 1992 года, цены и тарифы, согласно утвержденным предельным коэффициентам повышения цен и тарифов. На природный газ предельный коэффициент повышения государственных цен к действующим ценам был установлен в размере 5 (без НДС).

В течение 1992-1995 годов оптовые цены на газ для промышленных потребителей и для населения устанавливались постановлениями Правительства РФ. В интервалах между постановлениями осуществлялась индексация цен на природный газ для промышленных потребителей и сбытовых надбавок газораспределительным организациям. Дальнейшее развитие государственное регулирование получило с выходом постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», утвердившего перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, регулирование цен (тарифов), по которым на внутреннем рынке России осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти. Утвержден аналогичный перечень продукции товаров и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) по которому осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этим перечнем государственное регулирование цен на газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, газ сухой отбензиненный, на широкую фракцию легких углеводородов, на газ сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти. На газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, а также на газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), государствен-

ное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке России осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Начало становления существующей системы регулирования было положено постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 863 «О совершенствовании государственного регулирования цен на природный газ».

Согласно этому постановлению, в 1996 году регулирование оптовых цен на природный газ, реализуемый организациями РАО «Газпром» газораспределительным организациям, а также непосредственно конечным потребителям, осуществляется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации (ФЭК России). ФЭК России с участием АО «Росгазификация» по согласованию с Правительством Российской Федерации предоставлялось право регулировать сбытовые надбавки к оптовой цене промышленности на природный газ, реализуемый конечным потребителям (кроме населения).

ФЭК России, согласно постановлению Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 960 "Об утверждении Положения о Феде-оальной энергетической комиссии Российской Федерации", "...осуществляет регулирование в установленном порядке оптовых цен на природный газ, реализуемый газораспределительным организациям, цен на природный газ, реализуемый непосредственно конечным потребителям, а также сбытовых надбавок к оптовой цене промышленности на природный газ, реализуемый конечным потребителям (кроме населения), газораспределительными организациями (перепродавцами)".

План поэтапного доведения цен на газ для населения до уровня цен на газ для промышленности был утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. № 389 «О поэтапном -рекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий», по которому оптовые цены на газ для населения должны составлять следующую часть оптовой цены на газ для промышленных нужд (без акциза):

65 процентов с 1 октября 1997 г.

80 процентов с 1 апреля 1998 г.

100 процентов с 1 января 1999 г.

Решением ФЭК России № 107 от 12 сентября 1997 года были введены в действие с 1 октября 1997 года оптовые цены на газ, отпускаемый всеми поставщиками для последующей реализации населению, дифференцированные по трем ценовым поясам, в размере (в деноминированных ценах) от 110 до 122 руб. за тыс. куб. м, что составило около 65% оптовых цен для промышленных -отребителей за вычетом акциза. Рекомендовано устанавливать для населения розничные цены, не превышающие указанный уровень более чем на 20%.

Решением ФЭК № ПО от 26 сентября 1997 года с 1 декабря 1997 года были введены в действие оптовые цены на газ для -ромышленных потребителей, дифференцированные по шести меновым поясам, в диапазоне от 224 до 280 руб. за тыс. куб. м. На газ для тепловых электростанций - субъектов ФОРЭМ оптовые цены были установлены в диапазоне от 193 до 241 руб. за тыс. куб. м.

Постановлениями ФЭК России (от 6 марта 1998 года № 12/ 5, от 11 июня 1998 года №24/1, от 30 декабря 1998 года №52/ 2) оптовые цены на газ, отпускаемый всеми поставщиками для -оследующей реализации населению, были повышены и доведены до 100% оптовой цены на газ для промышленных потребителей за вычетом акциза (30% оптовой цены).

С целью социальной защиты малоимущих слоев населения

_Вестник ФЭК России

ЕКЙ М ' : » шва ПН П) г . иге " ' I Г -V Г

НННЯНШНИНШНшмШМШУШМ

каждое повышение оптовых цен на газ для последующей реализации населению было связано с выделением каждому субъекту Российской Федерации объемов газа, поставляемого на отопление жилищного фонда по ценам, установленным по состоянию на 1 апреля 1998 года.

Постановлением ФЭК России от 6 марта 1998 гола № 12/5 оптовые цены на газ, поставляемый субъектам ФОРЭМ, установлены в размере от 188,2 до 233 руб. за тыс. куб. м. по перечню конкретных электростанций, а затем, согласно постановлению ФЭК России от 11 июня 1998 г. №24/1 - уменьшены до размеров от 168 до 209 руб. за тыс. куб. м.

Повышение цен на газ для последующей реализации населению согласно постановлению ФЭК России от 30 декабря 1998 года № 52/2 было связано со снижением цен на природный газ, отпускаемый предприятиям - производителям средств химизации, в 1999 году при сохранении действующих цен для субъектов ФОРЭМ.

Оптовые цены на природный газ были пересмотрены ФЭК России в конце 1998 года в соответствии с "Временным положением о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ", утвержденным постановлением ФЭК России от 29.05.98 № 22/1. С учетом проведенного анализа материалов, предоставленных ОАО "Газпром", и результатов независимой экспертизы по экономической обоснованности фактических затрат на добычу и транспортировку газа, а также прибыли, необходимой для осуществления хозяйственной деятельности ОАО "Газпром" и данных бухгалтерской отчетности за 1996, 1997 и по состоянию на 01.08.98 г., постановлением ФЭК России от 30.12.98 № 52/1 средняя оптовая (базовая) цена утверждена в размере 262 руб. за тыс. куб. м.

Далее постановлениями ФЭК России от 15 октября 1999 г. №46/5 и №46/8 оптовые цены на природный газ были увеличены в среднем на 15 %. В марте 2000 г. ФЭК России были открыты слушания по рассмотрению заявления ОАО "Газпром" о пересмотре оптовых цен на газ в 2000 году. В ходе слушаний рассмотрены материалы, представленные ОАО "Газпром", о себестоимости добычи, транспортировки природного газа как по поставкам на внутренний рынок Российской Федерации, так и за рубеж, на основании которых были приняты постановления ФЭК России от 14 апреля 2000 г. № 18/1, 18/2 и 18/3 о повышении оптовых цен на газ с 1 мая 2000 г. в среднем на 21 %.

Постановлением ФЭК России от 2 июня 2000 г. № 29/1 внесены изменения в оптовые цены на газ, предназначенный для последующей реализации населению Российской Федерации, а постановлением от 14 июля 2000г. №35/10 утверждены тарифные ставки за пользование распределительными газопроводами и дифференцированные тарифные ставки за услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам.

С 20 января 2001 г. оптовые цены на газ для потребителей увеличены на 18 %. Цена на газ, поставляемый электростанциям-субъектам ФОРЭМ, установлено на уровне цены на газ для промышленных потребителей соответствующего ценового пояса.

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации в 2001 году и в 2002-2003 годах, темпы экономического роста будут существенным образом определяться рядом ограничений и диспропорций, при этом к важнейшим из них отнесена возможность наращивания использования топливно-энергетических ресурсов.

За последние годы в газовом комплексе накопилось много проблем. Являясь несущей конструкцией российской экономи-

Вестник ФЭК России

Цг * шшшшш

ки и обеспечивая значительную долю валютных поступлений, комплекс работает с большим напряжением в режиме истощения своего производственного потенциала. Имеет место отставание объемов прироста разведанных запасов от объемов добычи, недостаточность темпов формирования современной инфраструктуры в сфере транспортировки и первичной переработки сырья. В критическом состоянии находится производственный аппарат, связанный с высоким моральным и физическим износом основных средств. Исходя из этого, на первый план выходит решение проблем нехватки инвестиционных ресурсов для поддержания нормального воспроизводственного процесса, наращивания разведанных запасов и подготовки месторождений к разработке.

В целом перед топливно-энергетическим комплексом стоит задача сохранения энергетической безопасности государства на базе устойчивого процесса воспроизводства и качественного обновления основных фондов, снижения энергоемкости всех отраслей экономики, снижения в нем доли газа и, соответственно увеличения доли альтернативных газу видов топлива.

Изменения в балансовых отношениях потребления топливных ресурсов должны быть подтверждены соответствующими корректировками ценовой политики. Цены на уголь, газ, мазут в действующем соотношении не стимулируют экономное и эффективное использование газа, вытесняют из топливного баланса энергетические угли и мазут, ведут к разрушению рынка энергоносителей.

Одной из причин создания и углубления ценового диспаритета на энергоносители является нескоординированная ценовая политика. Практика регулирования цен на газ не позволяет решить указанные проблемы в газовой отрасли.

Требуется обеспечение разработки ежегодного и на 3-4 года топливно-энергетического баланса, включая отдельные балансы электроэнергии, газа, угля и нефти в целом по России, отдельным федеральным округам и регионам, которые определяли бы государственную политику в соотношении использования основных видов ресурсов, запускали бы механизмы применения балансов потребления взаимозаменяемых энергетических ресурсов.

В связи с переходом к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа, настоятельно требуется завершить подготовку методической базы по регулированию тарифов, разработку с заинтересованными ведомствами структуры, принципов организации и модели функционирования рынка газа в России, методы контроля за поведением всех участников рынка газа и другие вопросы.

Переход к регулированию тарифов на услуги по транспортировке в газовой отрасли не должен сопровождаться утратой контроля за ценами на газ. Очевидно, что до достижения рынком состояния квазиравной выгоды использования альтернативных видов топлива, регулирование цен на газ было бы целесообразно сохранить. Основой такого регулирования и контроля могут стать действующие Федеральные законы "О естественных монополиях" и "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

При рассмотрении вопросов организации и функционирования будущего газового рынка должен быть учтен имеющийся положительный опыт реализации газа через сложившиеся региональные структуры компании ООО "Межрегионгаз", а также других независимых оптовых поставщиков газа.

При этом условием перехода к регулированию тарифов на транспортировку газа должны стать необходимые управляющие воздействия в ОАО "Газпром" по раздельному учету регулируемой и потенциально конкурентных видов деятельности и обеспечение их финансово-экономической прозрачности, как это предусмотрено решениями Президента РФ и Правительства РФ. Для этого необходимо разработать Положения о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции ¡услуг), и порядке их калькулирования с учетом особенностей отдельных отраслей (подотраслей, видов продукции и услуг) - в соответствии с п. 2 "Положения о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552. Второй путь - переработать уже имеющиеся положения с учетом действующих условий производства и реализации продукции (услуг). Все это может обеспечить обоснованный и контролируемый рост цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и способствовать сдерживанию инфляции и снижению затрат на производство.

В настоящее время остается открытым вопрос о дифференциации цен на газ, который бы способствовал стимулированию энергосбережения. Остается ряд проблем с Правилами учета газа, коммерческими системами учета организаций и системами внутреннего технологического контроля.

В Основных положениях не нашли отражения особенности формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке для организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов. Реальности таковы, что наполнение бюджетов зависит от сборов налоговых платежей нескольких сотен крупнейших организаций, деятельность которых зависит, в свою очередь, от воздействия ценообразования естественных монополий. Так, на заседании Правительства РФ 1 февраля 2001 г. поручено главным распорядителям средств федерального бюджета обеспечить уточнение сметы доходов и расходов по оплате топливно-энергетических ресурсов, потребленных бюджетными организациями, в том числе газа, на январь этого года. В марте-апреле предписано осуществить направление остатков имеющихся бюджетных средств на 1 января 200 I года. Таким образом, создается дебиторский "барьер", замедляющий возврат поступающих в оборот денег и ухудшающий финансовое положение организаций газовой отрасли. Если к этому добавить кумулятивный эффект от инфляции, то Основные положения государственного регулирования в равной степени должны быть распространены на бюджетные организации и соответствующие организации газовой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.