ЭКОНОМИКА. УПРАВЛЕНИЕ
УДК 330
Брагина Зинаида Васильевна
доктор технических наук Костромской государственный университет им. Н.А Некрасова
Махова Елена Александровна
кандидат экономических наук ООО «Газпром - межрегионгаз - Кострома»
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Энергоэффективность и энергосбережение являются стратегическими направлениями приоритетного технологического развития России. Вопреки принятой стратегии отказа от перекрестного субсидирования, с 2007 года наблюдается процесс наращивания величины субсидирования цен для населения за счет цен для промышленных потребителей. Мера заинтересованности субъектов рынка газа определяет их поведение и заинтересованность в эффективном использовании этого ресурса.
Ключевые слова: рынок газа, конкуренция, энергоменеджмент, энергоэффективность, потребители, поведение потребителей на рынке газа.
Структура российского рынка газа обуславливает его проблемы, основной из которых является неадекватный рост внутреннего потребления. В силу российского менталитета и обывательской уверенности в неисчерпаемости богатств нашей обширной страны высокая энергоёмкость экономики (представляется неуместным говорить о низкой энергоэффективности) во многом определяется не просто неэкономичным, но бесхозяйственным отношением к использованию ценных природных ресурсов. Ветшающая инфраструктура и недостаточное активное внедрение новых технологий в промышленность и ЖКХ усугубляют проблем у.
Энергосбережение - общенациональная задача: в процесс модернизации экономики России включены не только хозяйствующие субъекты, но и все общество в целом, общественные организации, политические партии, а вопросам энергосбережения и энергетической эффективности уделяется особое внимание.
Энергоэффективность и энергосбережение входят в пять стратегических направлений приоритетного технологического развития России, названных Президентом РФ, являются огромным резервом отечественной экономики.
В соответствии с государственной энергетической политикой необходимо оценивать эффективность деятельности любого предприятия как хозяйствующего субъекта с точки зрения его энергоэффективности и энергоемкости.
Российские специалисты-промышленники привыкли к оценке эффективности отдельных
установок и аппаратов [14]. Понятие энергоменеджмента находится на стадии осознания, осмысления. Энергоменеджмент - это комплексный подход разрешения общих энергетических проблем не только предприятия, но и крупных промышленных структур, таких как холдинги, концерны, госкорпорации, а также и отраслей экономики [15].
Организация энергоменеджмента чаще рассматривается как одно из направлений менеджмента внутри отдельно взятого предприятия и, как правило, основывается на зарубежном опыте: будь то стратегическое планирование или мотивация энергосбережения [13].
Учитывая сложившуюся практику, ограничившую энергоменеджмент узкими рамками предприятия, ошибочно присваивать ему сугубо утилитарную функцию прикладного инструмента получения дополнительных прибылей.
Развивающаяся концепция энергетического менеджмента подразумевает управление потреблением энергии с целью снижения затрат путем повышения энергетической эффективности и не ограничивается производственным процессом отдельно взятого предприятия. Требования энергетической эффективности подразумевают создание действенной системы управления не только производством, но и распределением и потреблением энергетических ресурсов, включающей разработку стратегических энергетических планов, замену нормирования потребления энергии приборным учетом, мониторинг энергопотребления, рациональное использования финансовых
средств, выделяемых на энергосбережение, информационное обеспечение, совершенствование системы мотивирования к энергосбережению (в том числе и неценовых ее факторов).
Энергия всегда была ресурсом, необходимым для производства, но сейчас она стала признаваться одним из главных видов затрат, который заслуживает особого внимания. Повышение энергоэффективности и энергосбережения не только влечет за собой ряд таких преимуществ, как увеличение прибыльности или получение дополнительных источников для развития бизнеса, но и создает условия для формирования конкурентной среды.
Поскольку вопросы энергоэффективности традиционно рассматривались как технические усовершенствования, следует признать, что внимание уделялось лишь техническим аспектам энергоэффективности, но не управлению энергоэффективностью. Понимание важности энергии как одного из видов ресурсов, который требует такого же менеджмента, как и любой другой дорогостоящий ресурс, а не накладных расходов предприятия, является первым шагом к энергоэффективности и снижению энергозатрат.
В России один из самых больших в мире технический потенциал повышения энергетической эффективности - более 40% от уровня потребления энергии в стране: в абсолютных объемах -это 403 млн. т.у.т. Газовая отрасль способна сыграть существенную роль в процессе повышения энергоэффективности российской экономики, поскольку доля газа в топливном балансе страны превышает 50%. Как отметил, выступая на международной конференции, посвященной эффективному распределению и использованию газа (Москва, 15 октября 2009г.), член Правления, начальник Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром» Олег Аксютин, ОАО «Газпром» уделяет снижению энергоемкости производственных процессов особое внимание: только в 2008 году за счет мероприятий по энергосбережению удалось сэкономить более 2,3 млрд. куб. газа и около 251 млн. кВт/ч - электроэнергии, а суммарная экономия природного газа с 2002 по 2008 год превысила 20 млрд. куб. м. [16].
Однако, в подтверждение отмеченного выше, основное направление в работе по сокращению потребления энергоресурсов реализуется посредством исполнения ряда мероприятий, направленных на повышение герметичности газо-
распределительных сетей, снижение потерь при выполнении регламентных работ на газопроводах. В практике работы газораспределительных организаций оценка подобных потерь строго регламентирована и производится на основании Методики определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа РД 15339.4-079-01, утвержденной приказом Министерства энергетики РФ от 01.08.2001 .№231 [3].
Технологические потери, рассчитанные в соответствии с Методикой, учитываются органами государственного регулирования в расходах газораспределительных организаций и включаются в тариф газораспределительных организаций на соответствующий финансовый год.
Анализ потерь газа в газораспределительных сетях приводит к следующим выводам: при росте объема потерь в натуральном выражении на 111,3%, средняя по регионам РФ доля потерь в газораспределительных сетях в 2009 г. по сравнению с 2007 г. демонстрирует темп роста - 111,8%, что не может не настораживать.
Согласно п.4.1 названной Методики потери в газораспределительных сетях выступают составным элементом газового баланса, представленного в виде уравнения, связывающего статьи прихода и расхода газового топлива:
Qn = Qcн + Qтн + Qaв + Qпт + Qпр, (1)
где Qn - количество поступающего от поставщика газа; Qcн - количество газа, расходуемое на собственные нужды, Qтн - количество газа, расходуемое на технологические нужды; Qaв - количество газа, расходуемое на проведение аварийных работ; Qпт - потери газа в системах газораспределения; Qпр - количество газа, реализованное газораспределительной организацией промышленным потребителям и населению.
При этом потери газа определяются по формуле:
Qпт = Оп - Ор, (2)
где Оп - количество газа, поступающего от поставщика ежемесячно, подтвержденное 2-сторонним фактом (приема, отпуска) газа поставщиком и газораспределительной организацией; Ор - количество газа реализованное.
Количество газа реализованное (Ор) определяется по формуле:
Ор = Опотр. + Онасел., (3)
где Опотр. - количество газа, реализованное промышленным потребителям ежемесячно, под-
твержденное 2-сторонним актом; Онасел. - количество газа, реализованное населению ежемесячно; рассчитывается по действующим нормам, а при наличии счетчиков - по их показаниям.
Этот же документ классифицирует потери газа в системах газораспределения. При этом приводимая классификация дает веский повод усомниться в адекватности Методики действительному положению вещей. В соответствии с п.6 потери в системах газораспределения делятся на действительные и так называемые «мнимые».
К действительным потерям относятся эксплуатационные утечки газа в газопроводах и оборудовании, потери газа при проведении сливо-налив-ных операций, а также аварийные выбросы газа при повреждении газопроводов и оборудования.
К «мнимым» потерям относят количество газа, полученное и полезно используемое потребителем, но неучтенное (и потому неоплаченное) вследствие несовершенства методов контроля и учета расхода газа.
Таким образом, возникает парадокс: признавая факт существования потерь, обусловленных спецификой учета, и принимая в расчет газового баланса стоимость поставленного газа, сформированную под влиянием «мнимых» потерь, потери не признаются как самостоятельный элемент газового баланса, что требует глубокого самостоятельного исследования.
«Мнимые» потери образуются как несоответствие между суммой денежных средств, предъявляемых потребителям к оплате за газ в результате расчетно-кассового сопровождения, и объемом газа, приобретенного трейдерами - региональными газовыми компаниями для последующей реализации потребителям. Данное явление получило в профессиональном обиходе наименование «небаланс», как отклонение объемов закупленного от фактически реализованного газа. Небаланс - разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика (по данным узлов учета газа), и объемом газа, реализованным потребителям, в том числе населению и газораспределительной организации (по данным приборов учета газа у потребителей или в случае их отсутствия или несоответствия требованиям стандартов - по установленным нормативам потребления и/или проектной мощности газоиспользующего оборудования).
Решение проблемы устранения небаланса газа рассматривается независимыми технически-
ми специалистами научно-исследовательских институтов при установлении нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета, в рамках действующей системы законодательства при выявлении фактов незаконного проживания граждан в квартирах, сдаваемых в наем с нарушением процедуры заключения договора, установлении фактов хищения и фальсификации показаний приборов учета потребителями. Все перечисленные факторы небаланса и меры экономического и внеэкономического воздействия, предпринятые в направлении устранения каждого из факторов, не приносят желаемого результата - эффективного сокращения небаланса газа.
Наиболее явные и, вместе с тем, наименее поддающиеся регулированию и устранению факторы, влияющие на формирование небаланса, -это проживание без регистрации в квартирах, сдаваемых в наем на незаконных основаниях, а также хищение газа путем самовольного подключения к газораспределительным сетям.
Фактором, усугубляющим потери, обусловленные небалансом, является перекрестное субсидирование в области цен на газ для потребителей внутреннего рынка РФ. Цены на газ для населения существенно ниже цен на газ для прочих потребителей [4-8; 10-12].
Вопреки принятой стратегии отказа от перекрестного субсидирования, с 2007 г. наблюдается процесс наращивания величины субсидирования цен для населения за счет цен для промышленных потребителей.
Учитывая курс Правительства на сглаживание перекрестного субсидирования и полный отказ от него к 2015 году, возможен значительный рост небаланса в связи с удорожанием газа, используемого для коммунально-бытовых нужд населения [9]. Данное обстоятельство повлечет существенное отклонение фактических показателей региональных компаний по реализации газа от их плановых значений, следствием чего будет являться усугубившийся дефицит собственных средств для финансирования основной деятельности.
Достоин особого внимания значимый аспект небаланса: в связи с тем, что нормы расхода газа, разрабатываемые независимой научно-исследовательской организацией и утверждаемые исполнительными органами власти субъектов РФ в установленном порядке [1; 2], не предназначены для отражения динамично изменяющихся условий
каждого хозяйствующего субъекта (домовладения), объективно возникает небаланс между нормой и условиями фактического расхода газа. Это обстоятельство не может не вызывать вопрос об адекватности и справедливости оценки показателей энергосбережения и энергоэффективности использования сетевого газа в регионе.
По сути, энергоэффективность - это оценка статусным субъектом (будь то государство, хозяйствующий субъект или домохозяйство) рациональности (продуктивности и интенсивности) использования ресурса. Мера заинтересованности этих субъектов, определяющая их поведение на конкурентном рынке в условиях признанного госпро-текционизма, и определяет эффективность использования этого ресурса. Это утверждение может быть проиллюстрировано рядом примеров:
1. Так, в случае, если технические характеристики оборудования обеспечивают минимальный расход энергетического ресурса, хозяйствующий субъект не заинтересован в обновлении оборудования такого типа.
2. Пока цена ресурса доступна для потребителя, а сам ресурс дешев по сравнению с товарами и услугами потребительской корзины, у потребителя отсутствует стимул к его экономии (в силу социальной значимости ресурса, розничные цены на газ искусственно смоделированы под покупательскую способность населения за счет перекрестного субсидирования).
3. Если стоимость газа, поставляемого в регион РФ, возмещается производителю в полной мере, то он имеет основания считать, что поставка газа эффективна. То есть, в случае полноты и своевременности расчетов региона за газ, энергоэффективность поставок высокая.
Эти примеры дают основания считать, что энергоэффективность определяет стратегию (правила) поведения потребителя на конкурентном рынке. С этой позиции надо рассматривать экономические последствия конкурентной организации рынка социально значимого ресурса, который не только влияет на динамику цен всех товаров и услуг, предлагаемых производителями, но и, в конечном счете, предопределяет уровень инфляции.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсут-
ствии приборов учета газа» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - N° 25. - Ст. 2 733; Российская газета. - 2006. - 21 июня.
2. Правила учета газа (утв. Минтопэнерго РФ 14.10.1996) // Российские вести. - 1996. - 5 дек.; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1996. - №9 11.
3.Приказ Минэнерго России от 01.08.01 № 231 «Методика определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа» РД 153-39.4-079-01 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skonline.ru/doc/10267.html. Дата обращения: 04.07.2011.
4. Приказ ФСТ РФ от 03.12.2004 №> 229-э/15 (ред. от 17.11.2005) «Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО “Газпром” и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации» // Информационный бюллетень ФСТ РФ. - 2004. - №> 15; МИНТОП. - 2004. - №> 12.
5. Приказ ФСТ РФ от 17.11.2005 №> 524-э/1 (ред. от 19.12.2006) «Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО “Газпром” и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации» // Информационный бюллетень ФСТ РФ. - 2005. - №> 33.
6. Приказ ФСТ РФ от 05.12.2006 №9 338-э/1 (ред. от 06.07.2007) «Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО “Газпром” и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации» // Информационный бюллетень ФСТ РФ. - 2006. - №> 46.
7. Приказ ФСТ РФ от 04.12.2007 №> 403-э/1 «Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО “Газпром” и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации» // Информационный бюллетень ФСТ РФ. - 2007. - №9 46.
8. Приказ ФСТ РФ от 24.12.2008 №> 413-э/11 «Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО “Газпром” и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации» // Информационный бюллетень ФСТ РФ. - 2008. -№ 48.
9. Приказ ФСТ РФ от 05.07.2007 №9 156-э «Об утверждении Положения об определении формулы оптовой цены на газ» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - №9 33.
10. Приказ ФСТ РФ от 17.09.2008 №9 173-э/5 «Об утверждении Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбыто-
вые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа» // Российская газета. -2008. - 15 окт. - №> 215.
11. Постановление ФЭК РФ от 19.12.2002 № 94-э/4 (ред. от 11.06.2003) «Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО “Газпром” и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации» // Информационный бюллетень ФЭК РФ. - 2002. - N° 24; Информационный бюллетень ФЭК РФ. - 2003. - N° 3, 5 (поправка).
12. Постановление ФЭК РФ от 29.10.2003 № 89-э/6 (ред. от 11.02.2004) «Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО “Газпром” и его аффи-
лированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации» // Информационный бюллетень ФЭК РФ. - 2003. - № 32.
13. Каравайков В.М. Организация энергетического менеджмента текстильного предприятия. - Кострома: КГТУ, 2003; Теплотехнические проблемы энергосберегающей технологии в текстильной и легкой промышленности / Межвузовский сборник научных трудов МТИ. - М., 1989.
14. Энергетический менеджмент: Руководство по энергосбережению концерна Du РоШ: (США) / пер. А.Г. Литвак. - Н.Новгород: Чувашия, 1997.
15. http://www.gazrossii.rU/page/archive/2009/4. Дата обращения - 05.07.2011.
УДК 130.2+330.16
Кружкова Татьяна Ивановна
кандидат исторических наук
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
Комарова Оксана Викторовна
кандидат экономических наук
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
ДЕЛОВОЙ МИР КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
В статье рассматриваются деловые связи как значимый элемент общественных отношений, рассматривается категория «делового мира» как социокультурного и социально-экономического феномена, выделяются значимые черты делового мира: традиционность, самобытность, экономическая активность и благотворительность.
Ключевые слова: деловые связи, деловой мир, предпринимательство, исторические традиции, социокультурный феномен, социально-экономический феномен, экономическая активность.
Роль предпринимательства в социальноэкономическом развитии страны общеизвестна. Однако в современных исследованиях больше внимания уделяется анализу предпринимательства в краткосрочном периоде: его влияние на текущее производство и занятость, социально-экономическую и политическую устойчивость общества и др. При этом роль неэкономических факторов, во многом определяющих развитие бизнеса и его эффективность, остаются нерассмотренными.
Одним из важных факторов развития предпринимательства является формирование положительного образа предпринимателя, основными чертами которого являются самостоятельность и независимость в бизнесе, творческий характер предпринимательства. Использование данного фактора возможно, если государство стимулирует
изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику доходов с целью удовлетворения потребностей, но и как к возможному жизненному пути.
Образ российского предпринимателя является достаточно негативным: российский предприниматель представляется склонным к махинациям и жульничеству, движим в основном жаждой наживы, имеет низкий уровень культуры и т.д., -это показал опрос, проведенный в мае 2010 Аналитическим Центром Юрия Левады [1].
Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей, исходя из принципов социальной ответственности и дело-