Научная статья на тему 'Особенности ценообразования и тарифного регулирования в сфере ЖКХ Калининградской области'

Особенности ценообразования и тарифного регулирования в сфере ЖКХ Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
815
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колосовский А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ценообразования и тарифного регулирования в сфере ЖКХ Калининградской области»

Таблица 4. Данные исследований по определению влияния изменения различных наборов фак-

торов на коэффициент корреляции

Для значений № эксперимента Существенные факто ры (ОПЖ, СПО, ОПО, ВНДЧ^ръ USD) Ох X «в Значение (к. к-ичрХ т.е. Rxy

1. ОПЖ, СПО 0,0345 0,8288 0,0397 0,99994

2. ОПЖ, ОПО 0,0206 0,8286 0,0249 0,99994

3. ОПЖ, ВНДЧ?^ в USD 0,0241 0,8274 0,0291 0,99848

4. СПО, ОПО 0,0205 0,8283 0,0247 0,99975

5. СПО, ВНД^^ в USD 0,0239 0,8271 0,0289 0,99781

6. ОПО, ВНДЧ?^ в USD 0,0198 0,8274 0,0239 0,99752

7. ОПЖ, СПО, ОПО 0,0329 0,8285 0,0397 0,99994

8. ОПЖ, ОПО, ВНДЧ?^ в USD 0,0322 0,8274 0,0389 0,99918

9. ОПЖ, СПО, ВНДппп'н'в USD 0,0363 0,8273 0,0439 0,99924

10. ОПЖ, СПО, ОПО, ВНДппс'н'в USD 0,0444 0,8275 0,0537 0,99959

В связи с этим при принятии решений о выделении ресурсов, требуемых для достижения целевых показателей социально-экономического развития страны, необходимо учитывать влияние корреляции для получения более правильных прогнозов в части первоочередного

выделения ресурсов на увеличение ожидаемой продолжительности жизни и ВНДппсН'в USD, а также ОПО и СПО (либо большего их объема), нацеленных на увеличение качества жизни граждан РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарбузов В.Ф. Оценка уровня обслуживания населения и качества жизни: теоретические и методические аспекты // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. №4(14). С.126-136.

2. Программа развития ООН (ПРООН). Доклад о развитии человека 2011 «Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех». Индексы и данные. URL: http://hdr.undp.org/en/statistics, (дата обращения: 08.06.2012).

3. Лопатников Л.И. Экономико-математтеский словарь. М.: Дело. 2003.

4. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. В 2-х т. Том I. СПб: Наука. 2007.

5. Interactive STATISTICA: Электронный учебник. URL:_ http://www.statistica.ru, (дата обращения: 24.09.2012).

УДК 361.058.85 ББК 65.49

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

A.M. Колосовский

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Калининградский филиал 236022, г. Калининград, ул. генерала Озерова, д. 19

Особенности тарифной политики и ценообразования в сфере ЖКХ Калининградской области определяются действием как общих, так и специфических факторов и условий, имеющих институциональную, инфраструктурную, простран-

ственную, кадровую и иные составляющие.

Институциональные особенности связаны с эксклавным положением Калининградской области и действием режима ОЭЗ-1996 и ОЭЗ-2006, а также вступ-

лением России в ВТО, что обусловливает более высокие текущие затраты на оказание услуг и трансакционные издержки.

Значительное влияние на состояние и развитие сферы ЖКХ оказывает норма-тивно-прадов^ база и методические обеспечение в области тарифообразова-ния и регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства. По оценкам специалистов, на сегодняшний день на всех властных уровнях существует проблема правоприменения в сфере регулирования тарифов, которая состоит в отсутствии нормативно-правовых актов и методических документов, определяющих формирование тарифа в соответствии с требованиями политики реформирования отрасли и ориентации на эффективную деятельность [1].

Действующая система регулирования тарифов на услуги ЖКХ со стороны Федеральной службы по тарифам (ФСТ) России, основанная на установлении предельных индексов изменения цен на услуги организаций ЖКХ, не только не сдерживает их рост, но и в целом ограничивает возможности проведения модернизации и реформирование отрасли. Например, в тарифах на услуги за тепло и электроэнергию (совокупно составляющие до 65% платы за все коммунальные услуги) затраты на топливо составляют до 70% всех затрат, которые ежегодно увеличиваются в пределах 20-25%. Учитывая это обстоятельство, ограничение роста тарифов до уровня 10-15% возможно лишь за счет сокращения других статей расходов (текущий ремонт, инвестиционная составляющая, технологическая модернизация и обновление и т.д.). В конечном счете это приводит к снижению производственных мощностей, увеличению потерь, уменьшению выработки, к невозможности включения в тариф затрат, необходимых для выполнения в полном объеме мероприятий по энергосбережению и росту энергоэффективности (Ф3-№261). В сложившихся условиях недофинансирования отрасли единственным действенным механизмом остается система перекрестного субсидирования, когда более низкие тарифы для населения

поддерживаются за счет более высоких для всех остальных групп потребителей.

Инфраструктурные особенности главным образом связаны с техническим состоянием, обновлением и заменой основных фондов, в том числе генерирующих мощностей, сетей и иных инфраструктурных объектов сферы ЖКХ.

Предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:

- недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе систем, связанных с новым строительством;

- неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;

- высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений;

- неэффективное использование природных ресурсов в виде потерь при транспортировке, а также тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей;

- низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.

В соответствии с оценками, изложенными в Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» объекты коммунальной инфраструктуры, несмотря на проводимую реформу, находятся в изношенном состоянии. Нормативный срок отслужили на 1 января 2009 г. около 60% основных фондов коммунального хозяйства. По данным технической инвентаризации, в

Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2009 г., физический износ основных фондов котельных составил 55%; центральных тепловых пунктов — 50,1%; тепловых сетей - 62,8%; тепловых насосных станций — 52,3%; требуют немедленной перекладки около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В результате этого износа расход энергетических ресурсов коммунальных предприятий на 25-30%, а иногда и до 50% выше, чем европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20%, по электроэнергии - 15%, по теплу - до 40% [1].

Пространственные особенности и проблемы территориального планирования в развитии ЖКХ Калининградской области обусловлены наблюдаемым разрывом в уровне освоения экономического потенциала и состоянии социальной сферы муниципальных образований. Для повышения эффективности региональной политики в Калининградской области необходимо обеспечить сбалансированность территориальной организации общества (экономики, социальной жизни, природопользования) на всех уровнях территориального управления - местном (муниципальном), региональном, федеральном. В структуре оказываемых услуг в сфере ЖКХ наибольшего внимания в рамках пространственного развития заслуживают водоснабжение горячее, отопление и электроснабжение, что предполагает оптимальное развитие генерирующего комплекса на территории Калининградской области. Это, в свою очередь, определяет возможности сокращения разрыва в развитии муниципальных образований как по цене, так и качеству оказываемых жилищно-коммунальных услуг и напрямую влияет на уровень жизни как в городской, так и сельской местности.

Кадровый потенциал в сфере ЖКХ предполагает повышение компетенции и профессионализма специалистов как в сфере тарифного регулирования региональных и муниципальных органов власти и контролирующих органов, так и за-

нятых в организациях, оказывающих услуги по содержанию и ремонту жилья, водоснабжению и водоотведению, отоплению, в поставках электрической и тепловой энергии и т.д. На рынке труда Калининградской области существуют проблемы повышения интенсивности, производительности и качества труда в условиях ограниченности трудового потенциала и его ежегодном сокращении (как и других отраслях производственной и непроизводственной сферы). В этой ситуации в ЖКХ стоит задача модернизации среднего профильного и высшего образования в направлении расширения инновационных образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров.

Комплекс названных условий, помимо основных структурообразующих факторов ценообразования в сфере ЖКХ, оказывает дополнительное влияние как на рост тарифов, так и на формирование их завышенной величины на уровне Калининградской области в целом и в муниципальных образованиях с учетом их территориальных особенностей. Для исследования этого влияния был проведен анализ динамики величины тарифов в Калининградской области и сделана их сравнительная оценка со средними значениями по регионам РФ и субъектам Северо-Западного федерального округа. Это позволило выделить услуги горячего водоснабжения, отопления, снабжения электрической энергией, в процессе та-рифообразования которых преимущественное значение имеют региональные особенности, связанные с вопросами газоснабжения, выработкой электроэнергии, поставками энергетических ресурсов и топлива, а не экономические принципы ценообразования.

Газоснабжение. В 2010 году завершены работы по расширению существующих мощностей газопровода Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград для обеспечения подачи газа в объеме 2,5 млрд куб. м в 2010 году. В результате потребление природного газа в 2010 году составило 1,38 млрд куб.м.

Учитывая, что поставка природного

газа осуществляется в регион с основной территории России, в формировании конечного тарифа для потребителя существенное значение имеет отпускная оптовая цена.

Оптовая цена на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) по состоянию на 1 января 2011 года, была зафиксирована для Калининградской области на уровне 2 965 руб/1000 м3. По отношению к 2010 году она не изменилась при сохранении предельных минимальных оптовых цен на уровне 2 965 руб/1000 м3, а максимальных предельных оптовых цен - 3262 руб/1000 м3[2; 3].

Несмотря на то что тариф не повышался с 2010 года, в 2011 году он оказался ниже только в сравнении с Псковской областью (97,8%) и Республикой Карелия (99,4%). По сравнению с другими субъектами Северо-Западного федерального округа тариф был выше в среднем на 1020%. Наибольшее превышение было установлено по отношению к Республике Коми (122,0%) и Архангельской области (115,4%).

Оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами для последующей реализации населению в 2011 году, оставались неизменными по сравнению с 2010 годом [4]. Согласно Приказу ФСТ РФ от 18.12.2009 №440-э/2 «Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации», в 2010 году в Калининградской области, с 1 января 2010 года, действовал тариф 2004 руб/1000 м3, с 1 апреля 2010 года - 2305 руб/1000 м3.

По сравнению с субъектами СевероЗападного федерального округа в 2011 году, оптовая цена газа, реализуемого населению, в Калининградской области была выше в среднем на 1,0-5,0%, за исключением Республики Коми, по отношению к которой оптовая цена оказалась выше на 8,1%, и Псковской области, в сравнении с которой тариф был ниже на 0,3%.

Значительное влияние на конечную

цену газа для потребителей имеет в структуре тарифа плата за снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа населению по газораспределительным сетям, оказываемые с 1 января 2011 года ЗАО «Газпроммежрегион-газ Санкт-Петербург».

Так, ЗАО «Газпроммежрегионгаз Санкт-Петербург» на 2011 год установлен тариф на услуги по транспортировке газа и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги на уровне от 35,43 руб/1000 м3 при поставках газа в объеме не менее 500 млн куб м. до 150,12 руб/1000 м3 при поставках газа в объеме не менее 0,01 млн м3 [5]. По сравнению с 2010 годом тариф на оказание снабжен-ческо-сбытовых услуг в отношении Калининградской области не повышался. До 1 января 2011 года услуги по транспортировке газа также оказывало ОАО «Калининградгазификация», однако с начала года общество осуществляет поставку только сжиженного газа потребителям Калининградской области и прекратило выполнение функций поставщика попутно-нефтяного газа населению и комму-нально-бытовьм предприятиям региона.

В результате розничные цены на природный газ, поставляемый населению региона, в 2011 г. были сохранены на уровне розничных цен, действующих с 1 апреля 2010 г. [6]:

- 7110,00 руб./тыс.куб.м (с НДС) на приготовление пищи и горячее водоснабжение;

- 4520,00 руб./тыс.куб.м (с НДС) на отопление жилых помещений, а также на приготовление пищи, горячее водоснабжение и отопление жилых помещений при наличии одного прибора учета газа;

- 4540,00 руб./тыс.куб.м (с НДС) на прочие нужды.

Средняя розничная цена природного газа для населения составила в 2011 году 5110,29 руб./тыс.куб.м (с НДС).

Однако с 1 июля 2012 года начали действовать новые тарифы, рост которых по сравнению с предыдущим годом в среднем составил 110,5%, в том числе [7]:

- 7890,0 (111,0%) руб./тыс.куб.м (с НДС) на приготовление пищи и горячее водоснабжение;

- также на приготовление пищи, горячее водоснабжение и отопление жилых помещений при наличии одного прибора учета газа.

Средняя розничная цена природного газа составила 5275,63 руб./тыс.куб.м (с НДС) - рост по сравнению с 2010 годом составил 103,2%.

При отсутствии приборов учета расхода газа плата за газ рассчитывается исходя из нормативов потребления газа, составляет в месяц [7]:

- 92,43 руб./чел. на приготовление пищи с использованием газовой плиты при наличии централизованного горячего водоснабжения (норматив - 13,0 куб.м/чел.);

- 142,20 руб./чел. на приготовление пищи и подогрев воды с использованием газовой плиты при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя (норматив - 20,0 куб.м/чел.);

- 199,08 руб./чел. на приготовление пищи с использованием газовой плиты и подогрев воды с использованием газово-

- 5120,0 (113,3%) руб./тыс.куб.м (с НДС) на отопление жилых помещений, а

го водонагревателя при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (норматив - 28,0 куб.м/чел.);

- 24,86 руб./кв.м общей площади на отопление жилых помещений от газовых приборов (норматив - 5,5 куб.м/кв.м общей площади в течение года).

Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.12.2010г. № 73-01э/10 розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, установлены с 01.01.2011 г. в следующем размере (с НДС):

- 29,95 руб./кг, или в паровой фазе 68,29 руб./куб.м, газ из групповых резер-вуарных установок;

- 27,50 руб./кг газ в баллонах без учета расходов по доставке до потребителя;

- 33,75 руб./кг, газ в баллонах с учетом расходов по доставке до потребителя (на уровне предыдущего года);

- 29,70 руб./кг, газ в баллонах с места промежуточного хранения (сиада).

Рис. 1. Динамика изменения оптовых цен на газ и индекса коммунальных услуг в сопоставимых ценах (2006 - 100%). В 2012 году учитывается рост стоимости коммунальных услуг в пределах 105,5%. Примечание: рассчитано на основе сведений ЦБСД Росстат, ФСТ России [9].

Основными причинами роста роз- ничных цен на сжиженный газ является

рост оптовой стоимости сжиженного газа, утверждаемой ФСТ России (по 15 % в 2011 и 2010 гг.), повышение эксплуатационных затрат газоснабжающей организации, снижение объема перекрестного субсидирования сжиженного газа в соответствии с графиком ликвидации перекрестного субсидирования, по указанию ФСТ России.

С 1 июля 2012 года розничные цены на сжиженный газ также возросли [9]:

- 34,44 руб./кг (рост 114,99%), или в паровой фазе 78,52 руб./куб.м, газ из групповых резервуарных установок;

- 31,60 руб./кг (рост 114,90%), газ в баллонах без учета расходов по доставке до потребителя;

- 38,80 руб./кг (рост 114,96%), газ в баллонах с учетом расходов по доставке до потребителя;

- 34,15 руб./кг (рост 114,98%), газ в баллонах с места промежуточного хранения (склада).

Приведенные сведения об изменении оптовых и розничных цен на газ в Калининградской области свидетельствуют о том, что в конечном тарифе для потребителей структурообразующее значение имеют как федеральная, так и региональная компоненты. При сохранении оптовых цен на уровне 2010 года тариф на коммунальные услуги продолжает расти, причем, в случае изменения стоимости газа для потребителей, этот рост был бы в несколько раз выше (см. рис. 1). Так, по сравнению с 2006 годом стоимость коммунальных услуг в 2012 году увеличилась в 2,0 раза, в то время как цена на газ возросла в 1,7 раза.

Электроэнергия. Объем распределенной электроэнергии по Калининградской области в 2011 году составил 4 056,2 млн кВтч, что выше баланса энергоресурса в предыдущем году на 82,5 млн кВтч. Собственная выработка электрической энергии ОАО «Калининградская генерирующая компания» за 2011 год составила 47,7 млн кВтч, или 108,1% к 2010 году. Станции ОАО «Калининградская генерирующая компания» производят электроэнергию в режиме комбинированной выработки электрической и теп-

ловой энергии, работают в основном в осенне-зимний период, когда осуществляется теплоснабжение (отопление) потребителей городов Гусев, Светлый и Калининград. Объем покупной электроэнергии ОАО «Янтарьэнерго» с ОРЭ составил в отчетном периоде 3 800,4 млн кВтч без учета потерь в сетях ЕНЭС, что ниже на 1,2 млн кВтч прошлогоднего уровня. Отпуск с шин региональными станциями в электрические сети ОАО «Янтарьэнерго» увеличился на 4,9 млн кВтч, полезный отпуск электроэнергии ОАО «Янтарьэнерго» также увеличился на 25,63 млн кВтч, при этом снизились потери электрической энергии в сетях на 22,0 млн кВтч. Потребителям области в 2011 году отпущено электроэнергии 3 185,88 млн кВтч, или 100,8 % к уровню прошлого года. Отпуск электроэнергии населению увеличился на 44,197 млн кВтч. (рост на 103,9%). Потребление прочими потребителями снизилось на 18,917 млн кВтч или (99,1% к 2010 году). Рост потребления электроэнергии в регионе по отношению к 2001 году составил 40,6%. В том числе промышленное электропотребление увеличилось на 32,6%, потребление непромышленными потребителями на 53,6%, отпуск электроэнергии населению увеличился на 43,9% [10].

Уровень обеспечения Калининградской области собственной электроэнергией в 2010 году составил 77,7% (справка: потребление электроэнергии составило 4,093 млрд кВт.ч, в том числе собственная выработка электроэнергии - 3,18 млрд. кВт.ч, из них Калининградской ТЭЦ-2 - 3,08 млрд. кВт.ч.), что достигалось за счет ввода в эксплуатацию второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 (450 МВт) [11].

Несмотря на то что в 2010 году Калининградская область была отнесена Правительством РФ к «неценовой зоне» по покупке электроэнергии с ФОРЭМ, оптовая цена электроэнергии для Калининградской области в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 14% и составила [12; 13]:

- на электрическую энергию -793,60 руб./МВтч, с ростом к 2010 году

147,2 %;

- на мощность - 300 266,20 руб./МВт (в месяц), к 2010 году - 86,3 %.

Однако в соответствии с приказом ФСТ России от 13 апреля 2011 г. №72-э/2 цены и тарифы на электрическую энергию и мощность для покупателей — субъектов оптового рынка электрической энергии (электроэнергия, вырабатываемая КТЭЦ-2 и ОАО «Янтарьэнерго») с 1 апреля 2011 года были снижены с 793,6 до 706,6 руб/МВт.ч или на 10,96% [14].

В то же время установленный на 2011 год предельный максимальный тариф на электрическую энергию для населения Калининградской области, утвержденный ФСТ России и Службой государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, на уровне 272 коп./кВтч не пересматривался (рост по сравнению с 2010 годом -110,1%), равно как и прочих потребителей, для которых рост тарифа в 2011 году составил от 114% до 118 %.

Продажа электрической энергии, вырабатываемой на территории Калининградской области (ТЭЦ-2) и получаемой по единой национальной электрической сети, осуществляется через ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО «АТС» субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности) [15].

В результате в структуре цены (тарифа) на получаемую электрическую энергию значительный удельный вес имеет не только региональная составляющая — оптовая цена и себестоимость выработки электроэнергии, которая определяется стоимостью поставок топлива (газ), текущими затратами и инвестиционной составляющей, но и федеральная компонента, которая связана с величиной тарифов на услуги ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «АТС».

Так, в соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 28 декабря 2010 года для Калининградской области были уста-

новлены следующие ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии ОАО «ФСК ЕЭС», руб/МВт мес:

- в 2010 году- 87 868,77;

- в 2011 году - 116 782,52;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в 2012 году- 148 257,05;

- в 2013 году- 179 538,84;

- в 2014 году- 206 910,98.

Тариф на услуги коммерческого оператора ОАО «АТС», рассчитанный методом индексации с 01 января 2011 года, составил 0,696 руб./МВт*ч. В соответствии с выполненным расчетом рост тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые в 2011 году, к уровню указанного тарифа, утвержденного на 2010 год, составил 12%. На 2012 год ОАО «АТС» сохраняет в первом полугодии тариф на уровне 2011 года. Исходя из экономически обоснованной необходимой валовой выручки ОАО «АТС» на 2012 год и объемов услуг на 1-е и 2-е полугодие 2012 года, в условиях сохранения тарифа на 1-е полугодие 2012 года на уровне тарифа, установленного на 2011 год - 0,696 руб./МВт*ч, тариф на 2-е полугодие 2012 года составит 0,75 руб./МВт*ч. Прирост тарифа во втором полугодии 2012 года к уровню тарифа, установленного на 1-е полугодие 2012 года, составит 7,7% [16].

В 2011 году в Калининградской области в результате сдерживания оптовых цен на газ и электроэнергию, а также тарифов на снабженческо-сбытовым услуги и транспортировку рост цен на коммунальные услуги организаций и предприятий, являющихся главными потребителями энергетических ресурсов, удалось зафиксировать в пределах 6,1%. По предварительным итогам 2011 года, этот показатель является наименьшим среди регионов РФ, второе место занимает Ленинградская область с ростом тарифов на уровне 6,8% [17].

По итогам 2011 года, рост тарифов на электрическую энергию к уровню 2010 года для потребителей Калининградской области составил:

- для населения - 110%;

- для прочих потребителей - от 114 до 119%.

При этом расчетный среднеотпуск-ной тариф на электроэнергию по Калининградской области составил 248,8 коп./кВтч с ростом 112,8 % к тарифу 2010 года. На увеличение среднеотпускного тарифа на электроэнергию на 2011 год повлияли:

- рост стоимости покупной электрической энергии (мощности) оптового рынка на 114,5%;

- удорожание услуг ОАО «ФСК ЕЭС» на 143%;

- увеличение стоимости услуг ОАО «АТС» на 111,6%.

Рост тарифов для прочих потребителей обусловлен наличием в тарифах для данной группы суммы перекрестного субсидирования по населению (1 147 млн. руб., или 52,4 коп./кВт.ч ).

По состоянию на 2012 год, с учетом затрат по эксплуатации сетей и подстанций ОАО «Янтарьэнерго», ОАО «Обо-ронэнерго», тридцати сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии сторонним потребителям, энергоснабжающих организаций ООО «Западная энергетическая компания», ОАО «Региональная энергетическая компания», а также затрат генерирующих компаний ОАО «Калининградская генерирующая компания» и МП «Советсктеплосети», среднеотпускной тариф на электрическую энергию по Калининградской области на 2012 год составил:

- 1 полугодие 2012 года - 230,72 коп./кВтч без НДС;

- 2 полугодие 2012 года - 250,0 коп./кВтч без НДС.

Средний (за 2012 год) тариф на электроэнергию составил 240,187 коп./кВтч.

Структура потребителей электроэнергии в Калининградской области характеризуется достаточно высокой долей населения в общем объеме электропотребления - до 40 %. ФСТ России определена задача по снижению перекрестного субсидирования при установлении тарифов для населения, однако в целях социальной защиты населения при тариф-

ном регулировании на 2012 год перекрестное субсидирование продолжает иметь место.

Тариф на электроэнергию для городского населения с газовыми плитами с 1 января 2012 года установлен на уровне предельного максимального тарифа, утвержденного ФСТ России на 1-е полугодие 2012 года, в размере 272,0 коп/кВтч (с НДС) без роста к предыдущему году, для сельского населения и населения с электроплитами - 190,0 коп./кВтч (с НДС), что ниже экономически обоснованного уровня тарифа на электрическую энергию на низком уровне напряжения (335 коп./кВтч с НДС). На второе полугодие 2012 года тариф на электроэнергию для городского населения с газовыми плитами установлен в соответствии с предельным максимальным тарифом -288,0 коп/кВтч (с НДС), рост к 2011 году 105,9 %, для сельского населения и населения с электроплитами - 201,0 коп./кВтч (с НДС), рост к 2011 году 105,8 %. Экономически обоснованный тариф на электрическую энергию на низком уровне напряжения во втором полугодии 2012 года составляет 350 коп./кВтч с НДС. Сумма перекрестного субсидирования по субъекту в 2012 году составила 769,152 млн руб.

Отопление и горячее водоснабжение. Система теплоснабжения Калининградской области включает отопительные котельные и электростанции (ТЭС и блок-станций). Выработка тепловой энергии осуществляется преимущественно с использованием природного газа, что во многом определяет стоимость тепла на территории Калининградской области. В течение 2000-2010 гг. доля природного газа в вырабатываемой тепловой энергии составляла от 35,0-55,0%, топочный мазут - 13,0-35,0%, уголь каменный - 10,020,0%, дизельное топливо - до 1,5%, топливо печное бытовое - до 0,5%, дрова для отопления - до 0,3%, прочие виды топлива - до 2,0% [18]. В целом около 97,7% потребляемой тепловой энергии вырабатывается на видах топлива, поставляемых извне. 86,2% источников те-плообеспечения являются устаревшими,

малоэффективными, работающими на мазуте и угле. Почти 81% источников теплообеспечения работает на угле и производит только 21,6% потребляемой тепловой энергии. Таким образом, система теплоснабжения, особенно на уровне муниципальных образований Калининградской области, является уязвимой, учитывая ориентацию на ввозимые виды топлива, а также техническое состояние объектов комплекса (износ котельных составляет свыше 49%). Около 57,4% тепловых сетей в Калининградской области находятся в удовлетворительном состоянии, 42,6% - требуют замены.

Все это влияет на формирование для населения конечного тарифа по обеспечению теплоснабжения и горячего водоснабжения. При этом в структуре цены определяющее значение имеет как стоимость используемого и завозимого в регион топлива и энергетических ресурсов, так и величина текущих затрат организаций коммунального хозяйства, рост которых обусловливается необходимыми затратами по содержанию и ремонту основных фондов.

В целом формирование тарифа с учетом региональных особенностей определяется следующими факторами.

Во-первых, отмечается высокая зависимость стоимости тепловой энергии от закупочных цен топлива, ввозимого из соседних областей. При сложившемся индексе цен на различные виды топлива в структуре себестоимости 1 Гкал тепла по-прежнему будет расти удельный вес затрат на приобретение сырья, а не инвестиционной составляющей, направляемой на техническое перевооружение и развитие объектов, иначе удорожание стоимости тепла для потребителей будет происходить значительными темпами. Высокая зависимость от ввозимого топлива во многом ограничивает возможности развития и модернизации теплоэнергетики.

Во-вторых, преобладающими тепловыми источниками в регионе являются объекты, работающие на угле и природном газе. В условиях роста цен на энергоресурсы главная проблема - малые ко-

тельные, особенно угольные. Они имеют низкую эффективность, связанную с устаревшей конструкцией котлов, высокой стоимостью топлива, его доставки и шла-коудаления, большой трудоемкостью эксплуатации и низкой производительностью труда. В этой связи должна быть продолжена планомерная работа по закрытию нерентабельных котельных с переключением потребителей на централизованные источники тепла и использование местных видов топлива — например, торфа.

В-третьих, мощность муниципальных тепловых источников является явно недостаточной для удовлетворения спроса отраслей и населения с учетом прогнозируемых темпов социально--экономического развития Калининградской области. Из всех источников теплоснабжения, установленных в муниципальных образованиях области, около 14 источников имеют мощность котлов, которая превышает 10 Гкал/час. Они же обеспечивают около 60% потребляемой тепловой мощности.

В силу названных причин в Калининградской области на протяжении 20062010 гг. наблюдалось увеличение тарифа на отопление и горячее водоснабжение, имеющее только компенсационный механизм покрытия текущих расходов для организаций коммунального хозяйства при сохранении инерционного состояния отрасли и низкой эффективности. При этом величина тарифа в несколько раз превосходила средние показатели по регионам РФ и субъектам СевероЗападного федерального округа (рис.2). Таким образом, формирование тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в Калининградской области определяется следующими условиями и факторами федерального и регионального значения, которые должны быть учтены при разработке тарифной политики.

Во-первых, особым экономическим анклавным положением Калининградской области и отсутствием собственной сырьевой топливно-энергетической базы, что предопределяет зависимость тарифо-образования от действий ФСТ России и

учета специфических условий развития регионального ТЭК и ЖКХ. В первую очередь требуется разработка и применение специальных мер поддержки, а также установление дотаций в решении вопросов газоснабжения, выработки и продажи электроэнергии на оптовом рынке, поставок на территорию региона топливно-энергетических ресурсов (уголь, мазут и т.д.).

Во-вторых, несовершенством действующих механизмов тарифообразования в регионе, что проявляется в завышенных нормативах потребления отдельных видов услуг ЖКХ, слабой проработке на региональном уровне вопросов техниче-

ского состояния объектов учета и начисления тарифов (техническое состояние, этажность и благоустройство жилых домов, включая работу всех систем жилищ-но-коммунадьного хозяйства).

Кроме этого, как было отмечено ранее, в регионе отсутствует система установления и регулирования тарифов, отвечающая требованиям политики реформирования отрасли и ориентации на эффективную деятельность, что предполагает необходимость разработки и внедрения обязательных стандартов качества услуг, работ и базовых нормативов расходов ресурсов (основные фонды, трудозатраты, материальные затраты и т.п.).

450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

423,97

| Отопление, за кв. м общей площади Водоснабжение горячее, за месяц с человека

343,2

343,2

262,1

235,4

212,1

129,4

150,62

11,

13,

е

Рн

23,6

О ©

м

и

2006

------174,18

149,9

13

О ЬЙ

15,:

е

рн

26,3

О

е

м

и

2007

178,5'

198,5

15,1

О

17,3

■I

© Рн

29,9 ■

О

е

и

2008

228,4

246,04

18,2

О И

21,03

© рц

36,9

О ©

м

и

2009

288,88 267,84

21,03

23,69

О ЬЙ

© Рн

36,9 Ц|

О ©

м

и

2010

310,2312,76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22,61

О

23'914142

© Рн

О ©

и

2011

О И

4

Рис. 2. Динамика изменения тарифа на отопление и горячее водоснабжение в Калининградской области (КО), Северо-Зшадном федеральном округе (СЗФО) и в среднем по регионам РФ в 2006-2011 гг., руб. [9]

В-третьих, нормативно-правовым обеспечением функционирования сферы ЖКХ в регионе, необходимостью разработки и реализации программ по развитию отдельных сфер и видов экономической деятельности в составе отрасли, направленном на создание адекватных стимулов снижения себестоимости услуг, поставок ресурсов, повышение доходности и уровня прозрачности формирования тарифов в Калининградской области. В частности, следует рассмотреть возможность принятия закона о тарифной поли-

тике и жилищно-коммунальном комплексе Калининградской области на период до 2020 года.

В-четвертых, слабым развитием рыночных отношений в сфере ЖКХ Калининградской области, несмотря на активную реализацию программных мер по ее реформированию, имеющийся опыт и положительные результаты на уровне регионов РФ. Это касается как функционирования организаций жилшцно-комму-нального комплекса, так и развития внутренних рынков (энергетика, топливно-

энергетические ресурсы, снабженческо-сбытовые услуги и т.д.).

В-пятых, нерешенностью вопроса о путях и мерах создания институциональных, инфраструктурных, пространственных, кадровых и информационных условий для развития сферы ЖКХ. В настоящий момент в регионе отсутствует комплексный подход к проблемам сферы ЖКХ. В результате усилия региональных и местных органов власти направлены на решение текущих вопросов, а не страте-

гических и тактических задач модернизации и технологического обновления отрасли.

В рамках обозначенных проблем является достаточно показательным влияние региональной тарифной политики на уровень жизни населения Калининградской области, а также эффективность применяемых мер по сохранению уровня благосостояния регионального сообщества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тарифы на услуги жилшцно-ком^^адьного хозяйства в Российской Федерации в 2000 - 2010 годах: аналитический доклад // Институт энергетики и финансов [Электронный ресурс]. URL: http ://genproc.gov. ru/upload/iblock/a3 6/bhmyrs_epjuxlazyj %2014.01.11.doc (дата обращения: 13.11.2011).

2. Приказ Федеральной службы по тарифам от 10 декабря 2010 г. №412-э/2 «Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения). [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6645780/(flaTa обращения: 13.03.2011).

3. Приказ Федеральной службы по тарифам от 18 декабря 2009 г. №440-э/2 «Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6645780/(flaTa обращения: 13.02.2010).

4. Приказ Федеральной службы по тарифам от 29 ноября 2010 г. № 353 -э/2 «Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению» [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6645780/(flaTa обращения: 13.01.2011).

5. Тарифы на услуги по транспортировке газа и размер платы за ССУ на 2011 год II Официальный сайт сетям ЗАО «Газпроммежрегионгаз Санкт-Петербург» [Электронный ресурс]. URL: http://www.peterburgregiongaz.ru/345 (дата обращения: 14.01.2012).

6. Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.12.2010г. № 73-01э/10 «О розничных ценах на газ, реализуемый населению Калининградской области» [Электронный ресурс]. URL: http://gov39.ru/vlast/sluzhby/grzit/index.php(flaTa обращения: 14.01.2011).

7. Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29 декабря 2011 года № 139-01э/11 «О розничных ценах на природный газ, реализуемый населению Калининградской области» [Электронный ресурс]. URL: http://gov39.ruMast/sluzhby/grzit/index.php (дата обращения: 14.01.2012).

8. Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 26 декабря 2011 года № 133-01э/11 «О розничных ценах на сжиженный газ, реализуемый населению Калининградской области» [Электронный ресурс]. URL: http://gov39.ruMast/sluzhby/grzit/index.php (дата обращения: 14.01.2012).

9. ЦБСД Росстат. Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=1921001 (дата обращения: 17.09.2011).

10. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, ОГБУ «Центр экспертиз цен и тарифов» 2012 - 2013 годы [Электронный ресурс]. URL: http://old.gov39.ru/index.php?option=com_phocadownload&view=category&download=2961:2012-2013-&id=149:--&Itemid=693 (дата обращения: 10.11.2012).

11. По данным Правительства Калининградской области [Электронный ресурс]. URL: http://www. gov39.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 12287&Itemid= 133. (Дата обращения: 13.11.2012).

12. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного Планирования за 2010 год Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области. [Электронный ресурс]. URL: http://gov39.ru/index.php?option =com_phocadownload&view=category&download=1729:2010-.&id=149:--&Itemid=693 (дата обращения: 19.09.2011). '

Мордовец В.А., МихееваД.Г.

13. Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29 декабря 2010 года № 85-02э/10. [Электронный ресурс]. URL: http://gov39.ru/vlast/sluzhby/grzit/index.php (дата обращения: 14.11.2011).

14. Приказ Федеральной службы по тарифам от 13 апреля 2011 г. №72-э/2 «Об утверждении индикативных цен и тарифов на электрическую энергию и мощность для покупателей - субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (неценовых зон), и о внесении изменений в приказ Федеральной службы по тарифам от 16 декабря 2010 года N 435-Э/3». [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6645780/ (дата обращения: 13.11.2011).

15. 1 июля 2008 года ОАО «Калининградская ТЭЦ-2» присоединено к ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» на правах филиала. Станция сохранила за собой название и приобрела статус филиала «Калининградская ТЭЦ-2» ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» II Официальный сайт КТЭЦ-2. [Электронный ресурс].URL: http://www.ktec2.ru/ (дата обращения: 13.09.2011).

16. Об утверждении тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО «АТС» II Пресс-релиз по результатам заседания Правления ФСТ России от 29.11.2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fstrf.ru/press/news/1303 (дата обращения: 13.09.2011).

17. В Калининградской области - самые низкие темпы роста тарифов на коммунальные услуги II Официальный сайт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области. [Электронный ресурс]. URL: http://minstroy39.ru /info/news_detail.php?ELEMENT_ID=751 (дата обращения: 20.09.2011).

18. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики II Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии в Калининградской области за 2005-2010 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://kalmingrad.gks.ru/(flaTao6p^emüi: 13.04.2011).

УДК 338.001.36 ББК 65.2

СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЭРГИИ (МОЩНОСТИ) САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В.А. Мордовец, Д.Г. Михеева

Санкт-Петербургский государственный университет

Сервиса и экономики (СПбГУСЭ 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Электроснабжение является одной из жизненно важных сфер городской инженерной инфраструктуры. Ситуация в этой сфере оказывает сильное влияние на все городское хозяйство и региональную экономику, на предпринимательский и инвестиционный климат.

Особенностями сферы электроснабжения является наличие сетевой технологии, связанной с ней естественной монополии (при передаче электроэнергии) и фактическое отсутствие у потребителя возможности отказаться от данных услуг (низкая ценовая эластичность спроса).

В традиционном смысле под электроснабжением понимается процесс обеспечения доставки товара - электроэнергии - до потребителя и его реализации, включающий в себя следующие этапы:

- производство электроэнергии;

- сбыт произведенной и/или купленной электроэнергии;

- передача электроэнергии через технические устройства электрических сетей;

- оперативно-диспетчерское управление технологическими режимами работы энергооборудования.

С 2003 года происходила постепенная трансформация рынка электроэнергии. Наиболее существенные изменения функционирования рынка коснулись разделения видов деятельности в электроэнергетике с целью отделения конкурентных сфер от сфер естественной монополии, а также введения свободных (нерегулируемых) цен при расчетах за электрическую энергию.

Согласно Общероссийскому класси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.