Научная статья на тему 'Модернизация системы тарифного регулирования газового рынка России'

Модернизация системы тарифного регулирования газового рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / ГАЗОВЫЙ РЫНОК / ОАО "ГАЗПРОМ" / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАРИФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашникова С. В.

ЮФУ, соискатель кафедры экономической теории, 344002, г Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88 В статье расматривается необходимость реформирования государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке? А также предложена программа, которая должна обеспечить предсказуемость параметров корректировки цен на газ, повысить привлекательность газовой промышленности для инвесторов и дать дополнительные стимулы для внедрения газосберегающих техники и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы тарифного регулирования газового рынка России»

С целью практического исполнения намеченных задач и для восполнения научной и образовательной сфер способной молодежью необходимо всемерно содействовать укреплению научных школ и более широко использовать моральные и материальные стимулы. Так объем финансирования науки в 2008 году составил 125 млрд. руб., а с учетом внебюджетных источников, около 200 млрд. руб. [10, с.3].

В то же время, осуществляемый в стране переход к новому качеству экономического развития привел к необходимости пересмотра критериев качества жизни населения, которые нельзя сводить исключительно к улучшению материального благосостояния. Необходимо также удовлетворять растущие запросы людей в потребностях высшего порядка: в творческом труде; в улучшении качества общественных услуг - здравоохранения, образования и др.; уменьшении загрязнения окружающей среды; устранения рискованных технологий и обеспечение личной и общественной безопасности населения и т.д.

Тем более что исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что на современном этапе развития общества всё более усиливается зависимость между экономическим ростом и инвестициями, вложенными в развитие трудового потенциала и человеческого капитала. Следовательно, под воздействием научно-технического прогресса и компьютеризации в сфере материального производства должны происходить существенные изменения в развитии и использовании трудового потенциала, поскольку результаты деятельности в экономике все в большей степени зависят от человека и содержания его труда. Вследствие этого развитие и сберегающее использование человеческого капитала и трудового потенциала становится главной целью социальных реформ и осуществления проводимых целевых программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абалкин Л.И. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии //Вопросы экономики 2006. №12.

Ь 2. Князев Ю. О проблеме социального выбора. //Общество и экономика 2006. № 6. ¡¡3 3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. Ч.1.

J 4. Медведев Д.А. Национальные приоритеты. Статьи и выступления. М.: Европа, 2008. ^ 5. Наука в Российской Федерации. Статистический сборник. М.: ГУВШЭ, 2005, с.35.; Наука России в цифрах - 2005. Статистический сборник. М.:ЦИСН, 2005.

6. Наумова Т.В. Отток кадров из российской науки: выигрыш или проигрыш? //СОЦИС 2008. №9.

7. Путин В.В. выступление на расширенном заседании Государственного совета. Стратегии развития Рос-^ сии до 2020 года. М.: «Европа», 2008.

I- 8. Россия в цифрах. 2008: Крат. стат. сб. /Росстат. - М., 2008.

00 9. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С.Буланова и проф. Н.А. Волгина. М.: ЭКЗАМЕН 2007. Ö 10. Талант на импорт // Российская газета. 13.02.2008. №116.

(=у 11. Фурсенко А. Об основных направлениях работы Министерства по модернизации научной отрасли и разви-ф тию новых технологий//Вестник высшей школы. Aima mater. 2007. №6.

ö 12. Шамхалов Ф.И. Подготовка и аттестация научных кадров должны быть сопряжены. //Академия. 1.11.2008. S №32 (388)

s 13. Drucker P.F. The Education Revolution. - N.Y., 1973.

o. 14. Glaser H. Das Verschwinden der Arbeit. Die Chancen der neuen Tätigkeitsgesellschaft. Düsseldorf. 1988. iE 15. Marshall A. Principles of Economics. - London, 1961.

1

>

0 МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1

ф

со

п

Z

ш

ГАЗОВОГО РЫНКА РОССИИ КАЛАШНИКОВА С.В.

о а о

£ -

О ЮФУ, соискатель кафедры экономической теории, 344002, г Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88

О ■_

£5 В статье расматривается необходимость реформирования государственного регулирования цен на газ

9 и тарифов на услуги по его транспортировке? А также предложена программа, которая должна обес-

О печить предсказуемость параметров корректировки цен на газ, повысить привлекательность газовой

О промышленности для инвесторов и дать дополнительные стимулы для внедрения газосберегающих

О техники и технологий. о.

|= Ключевые слова: естественные монополии; газовый рынок; ОАО «Газпром»; государственное регули-

£ рование; тариф

О Ф

Коды классификатора JEL: L95

о Необходимость прямого государственного регулирования естественных монополий теоретически обос-

^ нована с позиций классической экономической теории тем фактом, что максимизирующий прибыль объем

Ц выпуска, устанавливаемый фирмой в точке равенства предельного дохода и предельных издержек, наруша-

о ет Парето-оптимальность, монопольная цена оказывается выше предельных издержек, а выпуск ниже, чем

о общественно необходимый. Результатом данного равновесия является возникновение чистых потерь бла-

(Т) госостояния (DWL), которые обычно рассматриваются как социальная цена монополии и свидетельствуют о

нарушении принципа эффективного ценообразования. Таким образом, ситуация естественной монополии трактуется как одна из причин «провалов» рынка, что служит веским основанием для необходимости прямого государственного регулирования, результатом которого должно быть установление цены, близкой к цене конкурентного рынка.

Теоретически ясная модель в практике регулирования превращается в сложную систему, анализ которой нами осуществляется в настоящей работе на примере газового рынка России. Современная структура газового рынка России явилась результатом реформ в начале 90-х годов, основным условием которых было сохранение технологической целостности газовой промышленности. Исходя из стереотипов предшествующей экономической системы, а также отсутствия нормативно-правовой основы и опыта в области регулирования взаимоотношений в рамках единой производственно-технологической цепочки (такое регулирование основано на контрактной системе), "технологическое единство" отождествлялось с единой собственностью. Реорганизация бывшего отраслевого министерства в холдинговую компанию привела к созданию уникального в отечественной и мировой практике образования. Предприятия по добыче, подготовке, транспортировке и распределению природного газа с чрезвычайно высокой степенью концентрации на всех звеньях газовой цепочки были "закреплены" за ОАО "Газпром" (включающем Единую систему газоснабжения России).

Производитель продукции (услуг) для потенциально конкурентных рынков оказался в то же время владельцем инфраструктуры с характеристиками естественной монополии. Поэтому нельзя согласиться с утверждением, что ОАО "Газпром" являются типичной естественной монополией с экономической, и с юридической точек зрения [1]. По своей экономической природе эта компания является многопродуктовой фирмой с естественно-монопольным ядром. Она действует не только на естественно-монопольном, но и на конкурентных или потенциально конкурентных рынках. Видимо поэтому ОАО «Газпром» не включен ни в Реестр субъектов естественных монополий, ни в Реестр предприятий-монополистов, составляемые Министерством П по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по хозяйствующим субъектам, доля реали- ^ зации которых на товарных рынках превышает 35%. О

Естественный монополизм транспортировки газа создает предпосылки монополизации производства и добычи, которые закрепляются соответствующей структурной организацией компаний. В структуре «Газпро- ^ ма» смешиваются естественные условия, связанные с особенностями ресурсной базы и созданной технико технологической системой добычи и транспортировки газа, с «неестественными» условиями. К «неестест-

венным» здесь относятся особенности ценовой и тарифной политики, необходимость организации весьма ^ сложных и непрозрачных схем перекрестного субсидирования — в рамках как газовой промышленности, так и топливно-энергетического комплекса в целом; порядок использования объектов инфраструктуры, предоставления прав на пользование не разрабатываемыми, но содержащими запасы природного газа учас- □ тками недр. «Естественный монополизм в одном звене технологической цепочки неизбежно влечет за собой □ монополизм (в данном случае - "неестественный") в другом». [2] В результате «монопольная транспортная ^ составляющая дает возможность монопольного завышения всего тарифа» [3]. Однако В. Крюков считает, что используемые "Газпромом" экономические инструменты оправданны, поскольку «они направлены на достижение основной цели - сохранение единой компании с мощным финансово-экономическим потенциалом, способной конкурировать с компаниями других стран (прежде всего Норвегии и Алжира)» [2].

До настоящего времени отдельной государственной программы или стратегии реформирования ОАО «Газпром» не разработано. В настоящее время, по заявлению руководства компании, ОАО «Газпром» в целом ® решил задачи по совершенствованию структуры управления, регламентных процедур и системы бюджетирования на уровне головной компании. Теперь «Газпром» переходит к этапу повышения эффективности работы Общества как вертикально-интегрированной компании и оптимизации структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ. Решение этих задач зависит в первую очередь от политики тарифного регулирования отрасли. Еще более важное значение имеет совершенствование тарифной политики в газовой отрасли для конечных потребителей, т.е. юридических или физических лиц, использующих газ в качестве топлива и (или) сырья. ^

О

О о

I—

ш

В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ ^ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории России [5] цена на газ для конечного потре- о

I_

0

1_

о

бителя, на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным

сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги. Государственному регулированию на территории Россий- ^

ской Федерации подлежат: ^

а) оптовые цены на газ; о

б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых орга- ^ низаций; 1

в) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотран- о спортным организациям; т

г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;

д) оплата снабженческо-сбытовых услуг, оказываемых конечным потребителям поставщиками газа (при о регулировании оптовых цен на газ); ^

е) розничные цены на газ, реализуемый населению. | Федеральная служба по тарифам РФ осуществляет государственное регулирование оптовых цен на газ; о

тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций; о

тарифов на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспор- (Т)

п

л ь 0 (О

X *

а

г ш

о I-

00 □

ш

о

о

1— ф

1— ^

0 а ф

со ^

1

>

0

1 I Ф со I—

О

а о

о

0

1_

0

1_

о <3

со О 1— О О о.

тным организациям; тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ). Розничные цены на природный газ, реализуемый населению и жилищностроительным кооперативам, и сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом мер социальной защиты населения [4].

Таким образом, цена природного газа для большинства конечных потребителей складывается из нескольких составляющих:

Ц = (Ц + ТГРС + П )* К , (1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"конеч.. *~опт.. ГРС ссу' ндс ' * '

где: Цопт - регулируемая оптовая цена на газ, установленная регулирующим органом (ФСТ России) для данного субъекта Российской Федерации (без учета НДС); ТГРС - региональная составляющая розничной цены - включает в себя расходы на транспортировку газа по газораспределительным сетям; Пссу - оплата снаб-женческо-сбытовых услуг, оказываемых конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ); Кщс - ставка начисления налога на добавленную стоимость.

Все составляющие цены на природный газ для конечных потребителей являются регулируемыми.

Анализ цен на природный газ по субъектам федерации Южного федерального округа в 2007-2008 г.г. показывает, что в структуре цены для конечных потребителей наибольшее значение имеет оптовая цена на газ. Прочие элементы конечной цены составляют 7 - 26% конечной цены для промышленных потребителей (без учета НДС и в зависимости от объема потребления) и 38-61% для населения (с учетом НДС) (паблица 1).

Поэтому основные новации тарифного регулирования связаны именно с формированием оптовой цены природного газа. Принципы реформирования тарифного регулирования газовой отрасли были изложены еще в «Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» [9]. Согласно этому документу цены добычи газа должны контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством. Однако очевидно, что поставленные цели, реализация которых должна была осуществиться в 19972000 гг., достигнуты не были. До настоящего времени основным методом регулирования оптовых цен на газ является их индексация исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен.

Таблица 1.

Соотношение конечной и оптовой цен на природный газ по субъектам ЮФО в 2007-2008 гг.

Субъект Российской Федерации Прирост конечной цены,% 2007 год Прирост конечной цены,% 2008 год

1 группа (свыше 500 млн. м3/год) 2 группа (свыше 100 млн.м3/год) 3 группа (от 10 до 100 млн.м3/год) 4 группа (до 10 млн.м3/год) Население* 1 группа (свыше 500 млн. м3/год) 2 группа (свыше 100 млн.м3/год) 3 группа (от 10 до 100 млн.м3/год) 4 группа (до 10 млн.м3/год) Население*

В целом по РФ 12% 12% 17% 22% 59% 11% 11% 16% 22% 57%

Волгоградская область 14% 14% 17% 21% 53% 11% 11% 16% 20% 54%

Карачаево-Черкесская республика 5% 5% 10% 13% 63% 5% 5% 7% 9% 54%

Краснодарский край 8% 8% 17% 21% 55% 9% 9% 16% 20% 53%

Республика Адыгея 13% 13% 17% 21% 59% 13% 13% 16% 20% 58%

Республика Дагестан 9% 9% 11% 15% 49% 8% 8% 10% 14% 45%

Республика Ингушетия - - - 14% 46% - - - 13% 45%

Республика Калмыкия - - 13% 17% 49% - - 11% 16% 48%

Республика Северная Осетия-Алания 16% 16% 20% 24% 60% 15% 15% 19% 23% 58%

Ростовская область 13% 18% 21% 26% 61% 14% 17% 20% 26% 61%

Ставропольский край 7% 7% 13% 19% 53% 7% 7% 13% 19% 53%

Чеченская республика - - - 12% 43% - - - 10% 38%

о ф

Приведены полные розничные цены, включающие НДС. Рассчитано автором по: Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам № 10 (288), 21 марта 2008.

О Ф т

0

1

О

о

Однако либерализация оптовых цен на газ является магистральным направлением реформирования тарифного регулирования. Основной новацией тарифного регулирования становится переход от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации для всех поставщиков газа. На первом этапе осуществляются государственное регулирование оптовых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам для независимых организаций, разработка

*

методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам и ее апробация, организация одной или нескольких газотранспортных компаний, осуществляющих транспортировку газа по магистральным газопроводам, а также введение в сфере услуг по транспортировке газа раздельного учета продукции (услуг) и затрат, относимых на их себестоимость.

На втором этапе подготавливаются обоснования для либерализации цен на газ и ограничения сферы государственного регулирования газовой отрасли за счет установления тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям. В рамках реализация этой новации уже с 2008 г. оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта для некоторых групп потребителей могут определяться по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен.

В качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, устанавливаемые исходя из определяемых Правительством РФ средних темпов роста оптовых цен. В качестве предельного максимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, которые устанавливаются исходя из определяемых Правительством РФ средних темпов роста оптовых цен и увеличиваются в 2007 г. на 60%, в 2008 г. - на 50%, с 1 января 2009 г. - на 40%, с 1 июля 2009 г. - на 30%, с 1 января 2010 г. - на 20% и с 1 июля 2010 г. - на 10% [6]. Предельные минимальный и максимальный уровни оптовой цены на газ на 2009 г. с разбивкой по регионам также определены Федеральной службой по тарифам. [8]

Определен и перечень потребителей, для которых цена газа может оказаться выше на 40% регулируемой. Это конечные потребители, впервые заключившие договоры поставки газа; потребители, приобретающие газ П сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2008 год (без учета дополнительных объемов ^ газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) и конечные потребители, о поставка газа которым осуществляется в связи с проведением работ по расширению Единой системы газоснабжения. Однако в условиях монополии большинство соглашений между поставщиком газа и новым покупателем скорее всего будут предполагать установление предельной максимальной цены. При этом потребитель не может защищать свои интересы, доказывая злоупотребление поставщика своим монопольным положением.

Другой важной новацией тарифного регулирования оптовой цены на газ является выравнивание внешних и внутренних цен на природный газ с 2013 г. С 1 января 2011 г. поставка добываемого ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами газа всем потребителям (кроме населения) осуществляется по оптовым ценам, (д определяемым по формуле цены, обеспечивающей равную доходность поставок газа на внешний и внутрен- □ ний рынки. [6] В Положении об определении формулы оптовой цены на газопределено, что расчет оптовых ^ цен на газ, дифференцированных по ценовым поясам, проводится по следующей формуле:

,100% - с±ф-

Е

дифференциации цен. [7]

Цена реализации газа в Дальнее Зарубежье (Ц ) определяется по следующей формуле:

О о

I—

ф

ц=(цдз х ) - ^— Рдз - АтрФ) х К' (2) &

^ У^ДЗ 100% 9 дз Рф> диф ^

ЕУДЗ] 1

1=1 >

0

1_

где: ЦДЗ - цена реализации газа на экспорт за исключением экспорта в страны - участники СНГ (далее °

ф

со

"да

- Дальнее Зарубежье), руб./1000 м3; сэФФ- - эффективная ставка экспортной таможенной пошлины на газ,%;

' ' V

ТСг - сумма таможенных сборов в г-том квартале базового периода, руб.; ДЗ - объем реализации газа в о

Дальнее Зарубежье в '-том месяце базового периода, 1000м3; ' - порядковый номер месяца базового периода; ^

I_

г - порядковый номер квартала базового периода; РДЗ - удельная (приведенная к объему реализации газа) ве- 2

личина расходов, связанных с поставками газа в Дальнее Зарубежье (транспортировка, хранение, реализация т

I—

газа на территории зарубежных стран), руб./1000м3; ДТр - разница между средней стоимостью транс- о

РФ о_

портировки газа от мест добычи до границы Российской Федерации и средней стоимостью транспортировки ^

К' *

газа от мест добычи до потребителей Российской Федерации, руб./1000 м3; диф - коэффициент поясной ф

о ф

т

0

1 О

£ (ВДЗ). * Keajlj )

ЦЯ = ^--(3)

£ ^Дзу j=i

в

где: ДЗ - выручка от реализации газа в Дальнее Зарубежье в j-том месяце базового периода, долларов К

США; eajj - обменный курс рубля к доллару на последний день j-того месяца базового периода.

Таким образом, регулируемая цена на газ для российских потребителей будет жестко привязана к изменению конъюнктуры мирового рынка газа и позиций ОАО «Газпром» на этом рынке. Справедливость принципа равнодоходности внешних и внутренних цен (принцип net back) на газ крайне сомнительно, а экономическая эффективность нуждается в серьезном обосновании. В любом случае принятие такого решения есть не что иное, как демонстрация еще одного «провала государства» в тарифном регулировании естественных монополий. Использование цены внешнего рынка в качестве базы для расчета внутренней цены на продукцию, которую сложно накапливать и перепродавать на внешнем рынке это, по сути, признание факта неспособности создать эффективный механизм тарифного регулирования естественных монополий.

В целях информирования участников рынка газа о принципах формирования цен на газ, применяемых начиная с 2013 года, Федеральная служба по тарифам ежеквартально определяет оптовые цены на газ по формуле (2). Сравнительный анализ регулируемых оптовых цен на газ, минимальных и максимальных цен 2009 г. и цен, определенных по принципу net back по субъектам ЮФО на 4-квартал 2008 г. показывает, что СП цена net back 2008 года в 3 раза превышает регулируемую цену на 1 января 2009г. и в 1,82 - максимальную ¡5 цену, используемую для соглашений между поставщиками и покупателями дополнительных объемов газа. О В рамках совершенствования политики ценообразования на газ, реализуемый на внутреннем рынке, и j тарифов на услуги по его транспортировке необходимо принятие на федеральном уровне программы поэтапного совершенствования цен на газ, позволяющей прогнозировать уровень цен на газ для инвесторов и У потребителей.

Z Данная программа предусматривает:

Ш - создание условий для возмещения организациям газовой отрасли экономически обоснованных затрат ]> и получения прибыли, обеспечивающих устойчивое газоснабжение российских потребителей и испол-

нение международных обязательств; Од - ликвидацию перекрестного субсидирования одних потребителей газа за счет других;

□ - постепенный переход к формированию рыночных механизмов ценообразования на газ взамен дирек-

□ тивных за счет постепенного расширения нерегулируемого сегмента рынка, в том числе биржевой торговли частью газа по свободным ценам;

объективный учет в ценах на газ его качественных характеристик по сравнению с альтернативными видами топлива, обеспечивающий его рациональное использование. Введение надбавки к цене газа, взимаемой с потребителей, использующих его в качестве топлива; о - защиты прав конечных потребителей при заключении договоров с газоснабжающими организациями. ф Выполнение такой программы должно обеспечить предсказуемость параметров корректировки цен на _ газ, повысить привлекательность газовой промышленности для инвесторов и дать дополнительные стимулы

Ш

О о

I—

ф

I

> для внедрения газосберегающих техники и технологий.

ЛИТЕРАТУРА

на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации. (в ред. Поста-

1. Закон РФ «О естественных монополиях» // Экономика и жизнь. 1995. №35 (сент.) С.28-29. а 2. Крюков В. А. "Естественной монополии" - естественные перемены // ЭКО. 1997. №6. С.100.

< 3. Никифоров А. Ценовое регулирование естественных монополий // Вопросы экономики. 1998. №4. С.135.

о 4. Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 №332 "О мерах по упорядочению государственного регу-£5 лирования цен на газ и сырье для его производства".

£5 5. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. № 1021 « О государственном регулировании цен т новлений

° 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. №333 «О совершенствовании го-о сударственного регулирования цен на газ» Правительства РФ от 22.05.2002 N 328, от 07.12.2006 N 750, от ^ 28.05.2007 N 333, от 30.10.2007 N 722, от 10.12.2008 N 950).

7. Приказ Федеральной службы по тарифам от 05 июля 2007 г. № 156-э «Об утверждении Положения об оп-о ределении формулы оптовой цены на газ»

$ 8. Приказ ФСТ России от 06.11.2008 № 217-э/1 «Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его Ч аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации.

^ 9. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 426 «Об основных положениях структурой ной реформы в сферах естественных монополий».

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

о о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.