Научная статья на тему 'РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ГЕОГРАФИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ECONOMICS / GEOGRAPHY / COMPETENCE / STUDENTS / ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаялеева Альбина Дамировна

В статье рассмотрена роль естественно-географических дисциплин в формировании экономико-географической компетентности обучающихся среднего профессионального образования (СПО), которая имеет повышенную значимость в сфере усовершенствования экономико-географических компетенций обучающихся. Развитие данных компетенций особенно важно в процессе формирования мировоззренческих идей, а также при усвоении представлений, понятий, установлении причинно-следственных связей. Показано, что формирование экономико-географической компетентности обучающихся необходимо осуществлять при обучении естественно-географических дисциплин: биологии, химии, географии, в том числе, посредством введения задач экономико-географического содержания, а также использования в учебно-воспитательном процессе различных инновационных форм и методов обучения. В ходе исследования выявлены: осознанность усвоения экономических и географических знаний; понимание экономико-географической компетентности как интегративное личностное качество, представляющее собой систему экономико-географических умений, знаний, навыков, основанную на понимании географической и экономико-географической карты, хозяйства, позволяющие наиболее полно реализоваться в познавательной и социально-ориентированной экономико-географической деятельности и др. Результаты исследования подтвердили сформированность экономико-географической компетентности у обучающихся СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хаялеева Альбина Дамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NATURAL-GEOGRAPHIC DISCIPLINES IN THE FORMATION OF ECONOMIC-GEOGRAPHIC COMPETENCE OF STUDENTS

The article considers the role of natural-geographical disciplines in the formation of economic and geographical competence of students of secondary vocational education, which is of great importance in the field of improving the economic and geographical competencies of students. The development of these competencies is especially important in the process of forming worldview ideas, as well as in the assimilation of ideas, concepts, and the establishment of causal relationships. It is shown that the formation of economic and geographical competence of students must be carried out when teaching natural and geographical disciplines: biology, chemistry, geography, including through the introduction of tasks of economic and geographical content, as well as the use of various innovative forms and methods of teaching in the educational process . The study revealed: awareness of the assimilation of economic and geographical knowledge; understanding of economic and geographical competence as an integrative personal quality, which is a system of economic and geographical skills, knowledge, skills, based on an understanding of the geographical and economic and geographical maps, economies that are most fully realized in cognitive and socially-oriented economic and geographical activities, etc. The results of the study confirmed the formation of economic and geographical competence among students of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

12. Lehionen J. Globalization. National Cultures, and the Paradox of Intercultural Competence. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://viesli.jyu.fi/laitos/ lehtoneagIobaluation.html Retrieved December 2, 2003. (дата доступа 12.10.2019)

13. Phillips E. I. Developing learners' intercultural competence// LOTE CED Communique, issue 3. Retrieved February 17, 2004. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://wwvv.sedl.org/loteced (дата доступа 02.11.2019)

Педагогика

УДК 372.8:911.3

преподаватель Хаялеева Альбина Дамировна

Казанский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Казань)

РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассмотрена роль естественно-географических дисциплин в формировании экономико-географической компетентности обучающихся среднего профессионального образования (СПО), которая имеет повышенную значимость в сфере усовершенствования экономико-географических компетенций обучающихся. Развитие данных компетенций особенно важно в процессе формирования мировоззренческих идей, а также при усвоении представлений, понятий, установлении причинно-следственных связей. Показано, что формирование экономико-географической компетентности обучающихся необходимо осуществлять при обучении естественно-географических дисциплин: биологии, химии, географии, в том числе, посредством введения задач экономико-географического содержания, а также использования в учебно-воспитательном процессе различных инновационных форм и методов обучения. В ходе исследования выявлены: осознанность усвоения экономических и географических знаний; понимание экономико-географической компетентности как интегративное личностное качество, представляющее собой систему экономико-географических умений, знаний, навыков, основанную на понимании географической и экономико-географической карты, хозяйства, позволяющие наиболее полно реализоваться в познавательной и социально-ориентированной экономико-географической деятельности и др.

Результаты исследования подтвердили сформированность экономико-географической компетентности у обучающихся СПО.

Ключевые слова: экономика, география, компетентность, компетенция, обучающиеся, экономико-географическая компетентность.

Annоtation. The article considers the role of natural-geographical disciplines in the formation of economic and geographical competence of students of secondary vocational education, which is of great importance in the field of improving the economic and geographical competencies of students. The development of these competencies is especially important in the process of forming worldview ideas, as well as in the assimilation of ideas, concepts, and the establishment of causal relationships. It is shown that the formation of economic and geographical competence of students must be carried out when teaching natural and geographical disciplines: biology, chemistry, geography, including through the introduction of tasks of economic and geographical content, as well as the use of various innovative forms and methods of teaching in the educational process . The study revealed: awareness of the assimilation of economic and geographical knowledge; understanding of economic and geographical competence as an integrative personal quality, which is a system of economic and geographical skills, knowledge, skills, based on an understanding of the geographical and economic and geographical maps, economies that are most fully realized in cognitive and socially-oriented economic and geographical activities, etc.

The results of the study confirmed the formation of economic and geographical competence among students of secondary vocational education.

Keywords: economics, geography, competence, competence, students, economic and geographical competence.

Введение. Динамичные социально-экономические изменения в России: вхождение в рыночную экономику, появление новых форм собственности, развитие предпринимательства определили новый социальный заказ образовательным организациям со стороны общества. В процессе развития любого современного общества наибольшие затруднения вызывает недостаточность экономико-географических знаний у обучающихся. По этой причине актуализируется задача развития у обучающихся географических и экономических знаний и навыков применения данных знаний в реальной жизни. Представляется, что без овладения подобными компетенциями не возможна успешная деятельность в современном мире [3].

На современном этапе развития российского образования компетентностному подходу принадлежит специфическая роль. Значимость развития подобного подхода определяется необходимостью и актуальностью достижения образования такого качества, которое максимально отвечало бы социальным запросам современности. Компетентностный подход, принимаемый в качестве одного из приоритетных в образовательной системе, определяет трансформации, происходящие в содержании и формах современного отечественного образовательного процесса. Таким образом, в сфере географического образования отмечается переход от традиционных методик передачи учебной информации к учебным приемам, ориентированным на развитие у обочающихся способности к самостоятельной добычи знаний на основе обновленных образовательных стандартов [5].

Цель исследования: разработка теоретических и практических аспектов роли естественно-географических дисциплин в формировании экономико-географической компетентности обучающихся.

Методы исследования. Теоретический анализ и обобщение научно-методической, географической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент); математические методы обработки результатов эксперимента.

Изложение основного материала статьи. Формирование у обучающихся экономико-географической компетентности в процессе обучения является ключевым фактором получения экономического и

географического образования в учреждениях среднего профессионального образования. Необходимо осуществлять формирование экономико-географической компетентности обучающихся, в первую очередь, при обучении естественно-географических дисциплин: биологии, географии, химии. Объединение естественно-географических знаний дает возможность сформировать верное целостное представление о явлениях природы, формируя определенную базу для дальнейшего дифференцированного изучения наук о природе и хозяйстве. Роль естественно-географических дисциплин в повышении качества экономико-географических знаний и умений у обучающихся среднего профессионального образования очень важна. Наибольшее значение естественно-географических дисциплин обнаруживается в процессе формирования мировоззрения, усвоения представлений, понятий, определения причинно-следственных связей [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт СПО построен по модели критериальной оценки результатов. Показателями этой оценки выступают сформированность общих и профессиональных компетенций. Системно-деятельностный подход, не отрицающий традиционного подхода, направленного на формирование знаний, умений и опыта, определен как основной способ достижения образовательных результатов. Соответственно, имеет право на существование формула: «компетенция - деятельность -компетентность». Компетенция должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, это формула дает понять, что компетентность - это знание в действии [5, 7].

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволил сделать вывод, что под компетенцией понимается обозначение образовательного результата обучающегося к реальному владению методами, средствами деятельности, обладание умениями и навыками, которые позволяют достичь поставленной цели, а под компетентностью - интегральная характеристика личности, обладающая способностями и личностными качествами, обеспечивающими реализацию в современной деятельности своих знаний, умений и опыта деятельности. В свою очередь, экономико-географическая компетентность понимается как интегративное качество личности, представляющее собой совокупность экономико-географических знаний, умений, опыта деятельности и личностных качеств обучающихся СПО, основанная на понимании географической картины мира, экономико-географической карты, хозяйства, позволяющее наиболее полно реализоваться в социально-ориентированной экономико-географической деятельности [1, 2, 5].

Географии принадлежит специфическая роль в общей структуре естественно-географических дисциплин. Данная научная дисциплина занимает особенное место на границе общественных и естественных наук. Предметом географии в ее современном понимании выступает модель «природа-хозяйство-население». Экономико-географическое строение общества на современном этапе выступает как сложная многоуровневая структура, в которой сочетаются разнообразные факторы - природные условия, социальная иерархия, географическое положение региона и т.п. Значительная доля современных экономических проблем непосредственно взаимосвязана с географическими факторами. Одновременно с этим, обнаруживается и воздействие экономических факторов на географические условия регионов и стран.

В учебных программах среднего профессионального образования учебному курсу «экономическая и социальная география мира» принадлежит специфическая роль. В рамках данного курса изучаются понятия и категории экономико-географического содержания: структура хозяйства государства; кооперация; специализация; структура внешней торговли; производственная и непроизводственная сфера экономики и т.д. Экономическая и социальная географии мира закладывает основные принципы осмысления материальности и познаваемости общества, взаимосвязи явлений. Она ориентирована на формирование у обучающихся широкого спектра знаний относительно структуры и специфики хозяйства государства, трудовых ресурсов и населения, закономерностях размещения производства в рамках регионов и стран [3, 4]. В настоящие время в учебных планах происходит уменьшение количества часов, предусмотренных ФГОС СПО для изучения курса экономической и социальной географии, безусловно, это приводит к отсутствию в учебном процессе среднего профессионального образования системности в применении инновационных педагогических технологий: геоинформационных технологий, кейс-технологий, использования на уроках географии космических снимков, GPS-навигаторов, которые можно применять при выполнении практических работ на местности. В связи с этим содержание социально-экономических разделов курса необходимо постоянно изменять, дополнять в соответствии с существующими изменениями в обществе [3].

Для успешного формирования экономико-географической компетентности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования были использованы нетрадиционные формы обучения: деловая игра, ролевая игры, пресс-конференция, КВН, диспут, викторина, кейс-задания, экономико-географическое эссе, проектная деятельность (бизнес план, инфографика), мозговой штурм, синквейн, технология развития критического мышления и др.

Нетрадиционные формы обучения обучающимся дают возможность не только поднять их интерес к изучаемому предмету, а также развить у них творчество и самостоятельность, обучать к работе с различными источниками знаний [1, 4].

Преподаватели на занятиях географии, биологии, химии успешно применяют проектные работы (инфографика). Графическое представление сложной информации называется инфографикой и она необходима, когда сложные данные (статистические) нужно доступно изложить широкой аудитории. Через зрительное восприятие обучающиеся значительно быстрее запоминают любую информацию до 80%, что способствует осознанному сохранению информации. При работе с инфографикой у обучающихся развивается умение: сравнивать; классифицировать; выделять главное в познавательном объекте; умение самостоятельности; запоминание и длительное сохранение в памяти информации в виде схематичных зрительных образов; осознанность полученных знаний; умение групповой формы работы.

Такие проектные работы, созданные на основе междисциплинарных связей, позволяют обучающимся закреплять и углублять полученные знания и умения, по географии, химии, биологии. Например, на занятиях экономической и социальной географии созданы проекты инфографики по следующим темам: «Ресурсы мирового океана», «Природно-ресурсный потенциал», «География населения мира», «Численность населения мира и ее динамика», «Продовольственный кризис стран «третьего мира»», «Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения», «Мировое хозяйство», «Международное географическое разделение труда», «Топливно-сырьевая ситуация в мире», «Глобальные проблемы человечества» и др.

В ходе исследования нами были выделены критерии оценивания инфографики по теме «Регионы мира»:

1) есть название таблицы - 1 балл; есть единицы измерения - 1 балл; в названии указаны годы, за которые даны данные - 1 балл, итого максимальный балл - 3 балла;

2) указаны названия столбцов - 1 балл; таблица заполнена с выделение более крупных и мелких регионов - 2 балла; таблица заполнена только названиями крупных (выделенных на оригинале) регионов или только подрегионов - 1 балл, итого максимальный балл - 3 балла;

3) для выбранных регионов цифровые данные перенесены в таблицу без ошибок за последнее 5 лет, для всех занесенных в нее регионов - 1 балл, итого максимальный балл - 1 балл.

В курсе биологии в формировании экономико-географической компетентности обучающихся могут использоваться разделы, относящиеся как к макроэкономике (например, физиологические потребности человека, работоспособность), так и к микроэкономике (равновесие в экосистеме и т.д.). Обучающим, на занятиях биологии, можно предложить темы для подготовки докладов «Взаимодействие природы и общества», «Биологические особенности миграции животных», «Влияние кислотных дождей на окружающую среду». У обучающихся среднего профессионально образования уже заложены фундаментальные естественно-географические знания, в связи с этим рекомендуется проведение занятий-проектов в виде бизнес-плана на темы: «Производство меда в Республике Татарстан», «Бизнес план по выращиванию клубники», «Применение лекарственных растений», «Планета в пластиковой упаковке» и т.д.

Облегчает формирование экономико-географической компетентности обучающихся использование на занятиях биологии конкретных экономико-географических заданий: состав продукции сельского хозяйства России; парниковое хозяйство в Крыму; чайные плантации Грузии; изменение природных комплексов под влиянием хозяйственной деятельности человека; назовите основные виды сельскохозяйственных культур, выращиваемых на территории вашего района. Оцените соответствие видового состава сельскохозяйственных культур агроклиматическим ресурсам; какое значение имеют леса для жизни человека; назовите лекарственные растения и редких животных вашего края; назовите пути рационального использования биологических ресурсов; оцените экологическую роль леса, приведите примеры влияния леса на атмосферу, гидросферу и литосферу; чем почва отличается от горной породы; какие растения используются для изготовления одежды; какие растения используются для строительства домов, изготовления мебели?

Формирование экономико-географической компетентности обучающихся на примере химии отчетливо проявляется при обучении сходных экономических процессов: динамика цен; рыночное равновесие; колебания и т.д., знание свойств отдельных элементов помогают лучше понять причины их использования.

На занятиях по химии для формирования экономико-географических компетентности также используют экономико-географические задания: добыча угля открытым способом; выплавка алюминия в электролизном цехе; приведите примеры использования водных ресурсов в промышленном и сельскохозяйственном производстве; какие источники загрязнения водных ресурсов вы можете назвать; какое полезное ископаемое относится к химическим и широко используется в сельском хозяйстве; какие полезные ископаемы относятся к нерудным? На какие группы их можно разделить по использованию; под действием чего разрушаются твердые горные породы и др.

В процессе исследования нами были определены основные уровни сформированности экономико-географической компетентности обучающихся: очень низкий, низкий, средний, высокий. К структурным компонентам экономико-географической компетентности обучающихся среднего профессионального образования относятся следующие: мотивационный, когнитивный, личностно-ориентированный, деятельностный, обуславливающие человеческие смыслы, ценности, знания, мотивы, потребности, способы жизнедеятельности, творческие действия. Эксперимент проводился в два этапа: констатирующий и формирующий. В экспериментальных группах приняли участие 52 человек; в контрольных 54 человек. На формирующем этапе исследования были использованы дополнительные информационно-дидактические материалы экономико-географического содержания. Для выявления уровня сформированности экономико-географических компетентностей применялись контрольные срезы.

Как показывает проведенное исследование, уровень сформированности экономико-географической компетентности у обучающихся в экспериментальных классах составил - 73 %, а в контрольных классах -49%, что ниже на 28%. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности разработанной методики формирования экономико-географической компетентности в процессе обучения естественно-географического цикла.

В условиях модернизации образования приоритетными направлениями развития географии являются такие процессы как гуманизация, экономизация, гуманитаризация, социологизация, глобализация и др. [1, 2, 6]. Социологизация географии ярко выражена в общественной жизни. Тенденция развития этого направления заключается в введении материалов социального характера, раскрывающим особенности жизнедеятельности населения и его структурные характеристики. Особенностью экономизации в обществе считается, не только изучение общих экономических параметров, экономических методов, экономических расчетов, но и полное представление о рациональном расслоении социума. С помощью познаний в сфере экономики общество может удовлетворять свои потребности в условиях современной рыночной экономики, для этого необходимо опираться на систему государственных законов, которые отражают современные требования социально-экономической политики государства.

В процессе обучения географии обучающиеся знакомятся с особенностями процессов глобализации, которые проявляются на всех уровнях социально-экономического развития; самостоятельно анализируют любую экономическую, политическую и социальную информацию; оценивают экономическую ситуацию. В условиях рыночных отношений в уреждениях среднего профессионального образования необходимо увеличить количество часов в учебных планах на преподавание дисциплины географии, усовершенствовать методику обучения дисциплины. География позволяет овладеть на должном уровне познаниями и опытом, а также становится все более востребованной наукой в современном мире [4, 6].

Выводы. Таким образом, роль естественно-географических дисциплин в формировании экономико-географической компетентности обучающихся очень велика, так как именно экономико-географическая компетентность обучающихся среднего профессионального образования способствует формированию социально значимых компонентов образовательного процесса. В процессе обучения экономико-географическим дисциплинам у обучающихся формируются навыки созидательной деятельности, понимание пространственных образов, умение оперировать понятиями и категориями планетарного масштаба. Повышение роли естественно-географических дисциплин открывает широкие возможности в деле

формирования гармонично развитой личности, обладающей навыками современного понимания естественных процессов и жизнедеятельности людей. Для личности, обладающей экономико-географической компетентностью, особенное значение приобретает умение организации эффективного взаимодействия с природой и обществом.

Литература:

1. Андросова А.В. Формирование экономической компетентности старшеклассников в процессе изучения общественно-научных дисциплин: дис.: кан.пед.наук. - Белгород, 2013. - 184 с.

2. Верещагина Н.О. Формирование экономических понятий при изучении «Экономической и социальной географии мира» (на примере материала темы «Мировое хозяйство»): автореферат дис... канд. пед. наук. -Санкт-Петербург, 2000. - 20 с.

3. Гайсин И.Т. Педагогические технологий в эколого-географическом образовании школьников // Научные разработки: евразийский регион: Материалы межд. науч. конф. теоретических и прикладных разработок (г. Москва, 18 января 2019 г.). / И.Т. Гайсин, Р.И. Гайсин, Р.С. Шарипов и др.; отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. - М: Изд-во Инфинити, 2019. - С. 110-113.

4. Гафуров М.Т. Формирование эколого-экономических знаний учащихся в процессе изучения естественно-географических дисциплин: автореф. дис. канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2012. - 22 с.

5. Камалеева А.Р. Научно-методическая система формирования основных естественнонаучных компетенций учащейся молодежи (при примере обучении / предметам естественнонаучного цикла): Монография. - Казань: ТГГПУ, 2011. - 330 с.

6. Сухоруков В.Д. Приоритеты современного школьного географического образования / В.Д. Сухоруков // География в школе. - 2011. - №3. - С. 37-43.

7. Хуторский А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 18-20.

Педагогика

УДК: 371.011

кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО АКТИВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются возможные направления организации взаимодействия социальных институтов и образовательной организации с целью активизации социально-правового воспитания обучающихся. Автором представлена роль социально-правового воспитания в формировании правовой культуры, компетентной в области права личности. Рассмотрен опыт организации взаимодействия социальных институтов с образовательной организацией, направленного на активизацию социально-правового воспитания обучающихся, формирование их правовой компетентности, посредством деятельности общешкольного правового совета старшеклассников.

Ключевые слова: социально-правовое воспитание, правовая культура, правовая компетентность, интеграция, интернализация, социально-правовой опыт, правовая социализация.

Annotation. The article discusses the possible directions of the organization of interaction between social institutions and educational organizations in order to enhance the social and legal education of students. The author presents the role of social and legal education in the formation of legal culture, competent in the field of personal law. The experience of the organization of interaction of social institutions with educational organization aimed at enhancing socio-legal education of students, formation of their legal competence, through the activities of the school legal Council of seniors.

Keywords: social and legal education, legal culture, legal competence, integration, internalization, social and legal experience, legal socialization.

Введение. Характеристика процессов, происходящих в современном социуме позволяет акцентировать внимание на проблеме несогласованности деятельности социальных институтов по осуществлению социально-правового воспитания обучающихся, оказывающего несомненное влияние на формирование общей правовой культуры российского общества. Среди основных требований, предъявляемых обществом к подготовке обучающихся, является его готовность в условиях правовой действительности выстраивать взаимодействие с социальным окружением на основе ответственного отношения к себе и к окружающим, правомерного поведения и стремления к участию в социально-значимой деятельности.

Повсеместное распространение компетентностного подхода в системе образования предъявляет определенные требования к специалистам различных сфер деятельности, профессионалами в которых станут современные обучающиеся. Сформированность знаний нормативно-правовой базы, регулирующей разнообразные профессиональные сферы, особенно необходима специалистам сферы образования, и других сфер, чья деятельность затрагивает интересы подрастающего поколения. В соответствии с этим актуален процесс интеграции усилий различных учреждений в организации и реализации социально-правового воспитания будущих профессионалов на стадии получения образования еще в школе. Только совместными усилиями различных социальных институтов и образовательных организаций можно решить глобальные проблемы, связанные с формированием правовой культуры у граждан, как элемента общественной культуры, включающего правоотношения, правопорядок, правомерное поведение, общественное правосознание.

На наш взгляд, роль социально-правового воспитания в формировании компетентной в области права личности, очевидна. Являясь целостным социально-педагогическим процессом, учитывающим особенности развития современного общества, социально-правовое воспитание, при условии правильной его организации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.