Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / COMPETENCE / ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL COMPETENCE / EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаялеева А. Д., Гайсин И. Т.

В данной статье рассматриваются технологии формирования экономико-географической компетентности студентов колледжей в образовательном процессе. Актуальность статьи обусловлена тем, что в современных условиях модернизации образования остро стоит вопрос технологизации образовательного процесса, и меняется сама система взаимодействия между субъектами образовательной деятельности. В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО)новая модель образования предполагает формирование мотивированной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию и, в том числе, экономико-географического содержания; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных экономико-географических знаний, умений и навыков. В работе раскрыта сущность образовательной технологии, так же выделены дидактические условия для эффективной реализации процесса формирования экономико-географической компетентности студентов колледжей в процессе изучения естественно-географических дисциплин. Таким образом, образовательная технология процесса формирования экономико-географической компетентности студентов колледжей представляет собой целенаправленный, научно обоснованный, целостно-педагогический процесс, обеспечивающий деятельность совокупности средств и методов, направленных на реализацию экономико-географического содержания обучения согласно указанным и критериально определенным конечным результатам. И все это позволяет ускорить процесс формирования экономико-географической компетентности студентов колледжей. Это проходит наиболее эффективно в процессе изучения естественно-географических дисциплин: биологии, химии, географии. Таким образом, использование образовательных технологии в учебном процессе дает возможность формировать необходимые компоненты(когнитивные, мотивационные, деятельностные), и являются основой для их дальнейшего развития при изучении предметов общеобразовательного и общепрофессионального циклов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хаялеева А. Д., Гайсин И. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Some aspects of the technology for the formation of economic and geographical competence of college students in the educational process are treated in the article. The relevance of the article is due to the fact that in modern conditions of modernization of education the issue of technological development of the educational process is an acute issue and the system of interaction between the subjects of educational activity is changing. In the federal state educational standards of secondary vocational education (GEF SPO), a new model of education involves the formation of a motivated personality that can quickly navigate in a dynamically developing and updated information space; receive, use and create a variety of information, including economic and geographical content; make informed decisions and solve life problems based on the acquired economic and geographical knowledge, skills. The essence of educational technology is revealed in the work, the didactic conditions for the effective implementation of the process of forming the economic and geographical competence of college students in the process of studying natural geographical disciplines are also highlighted. Thus, the educational technology of the process of formation of economic and geographical competence of college students is a focused, scientifically substantiated, holistic pedagogical process that provides the activity of a set of tools and methods aimed at the implementation of the economic and geographical content of training according to the specified and critically defined end results. And all this allows us to accelerate the process of formation of economic and geographical competence of college students. This is most effective in the process of studying natural geographical disciplines: biology, chemistry, geography. Thus, the use of educational technology in the educational process makes it possible to form the necessary components (cognitive, motivational, activity), and are the basis for their further development in the study of subjects of general and professional cycles.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Среднее профессиональное образование

УДК 378

Технологии формирования экономико-географической компетентности студентов колледжей в образовательном процессе

Technologies for the formation of economic and geographical competence of college students in the educational process

Хаялеева А.Д., Казанский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российскийуниверситет кооперации», camat185@mail.ru

Гайсин И.Т., Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», gaisinilgizar@yandex.ru

Khayaleeva A., Kazan Cooperative Institute (branch) of the Autonomous Non-Profit Educational Organization of Higher Education of the Central Union of the Russian Federation "Russian University of Cooperation", camat185@mail.ru

Gaisin I., Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Kazan (Volga) Federal University", gaisinilgizar@yandex.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.026

Ключевые слова: компетенция, компетентность, экономико-географическая компетентность, образование, студенты.

Keywords: competence, economic and geographical competence, education, students.

Аннотация. В данной статье рассматриваются технологии формирования экономико-географической компетентности студентов колледжей в образовательном процессе. Актуальность статьи обусловлена тем, что в современных условиях модернизации образования остро стоит вопрос технологизации образовательного процесса, и меняется сама система взаимодействия между субъектами образовательной деятельности. В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО)новая модель образования предполагает формирование мотивированной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию и, в том числе, экономико-географического содержания; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных экономико-географических знаний, умений и навыков. В работе раскрыта сущность образовательной технологии, так же выделены дидактические условия для эффективной реализации процесса формирования экономико-географической компетентности студентов колледжей в процессе изучения естественно-географических дисциплин. Таким образом, образовательная технология процесса формирования экономико-географической компетентности студентов колледжей представляет собой целенаправленный, научно обоснованный, целостно-педагогический процесс, обеспечивающий деятельность совокупности средств и методов, направленных на реализацию экономико-географического содержания обучения согласно указанным и критериально определенным конечным результатам. И все это позволяет ускорить процесс формирования экономико-географической компетентности студентов колледжей. Это проходит наиболее эффективно в процессе изучения естественно-географических дисциплин: биологии, химии, географии. Таким образом, использование образовательных технологии в учебном процессе дает возможность формировать необходимые компоненты(когнитивные, мотивационные, деятельностные), и являются основой для их дальнейшего развития при изучении предметов общеобразовательного и общепрофессионального циклов.

Abstract. Some aspects of the technology for the formation of economic and geographical competence of college students in the educational process are treated in the article. The relevance of the article is due to the fact that in modern conditions of modernization of education the issue of technological development of the educational process is an acute issue and the system of interaction between the subjects of educational activity is changing. In the federal state educational standards of secondary vocational education (GEF SPO), a new model of education involves the formation of a motivated personality that can quickly navigate in a dynamically developing and updated information space;

receive, use and create a variety of information, including economic and geographical content; make informed decisions and solve life problems based on the acquired economic and geographical knowledge, skills. The essence of educational technology is revealed in the work, the didactic conditions for the effective implementation of the process of forming the economic and geographical competence of college students in the process of studying natural geographical disciplines are also highlighted. Thus, the educational technology of the process of formation of economic and geographical competence of college students is a focused, scientifically substantiated, holistic pedagogical process that provides the activity of a set of tools and methods aimed at the implementation of the economic and geographical content of training according to the specified and critically defined end results. And all this allows us to accelerate the process offormation of economic and geographical competence of college students. This is most effective in the process of studying natural geographical disciplines: biology, chemistry, geography. Thus, the use of educational technology in the educational process makes it possible to form the necessary components (cognitive, motivational, activity), and are the basis for their further development in the study of subjects of general and professional cycles.

Введение. В современных социально-экономических условиях в России происходят существенные изменения во всех сферах деятельности общества: социальной,

экономической и образовательной. В настоящее время основной целью образования в ссузах и вузах является подготовка грамотных и компетентных специалистов, способных системно мыслить, находить правильные решения в различных жизненных экономико-географических ситуациях. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования нового поколения (ФГОС СПО) ориентирует осуществлять подготовку профессионалов на основе использования в образовательном процессе компетентностного подхода. В современной России колледжи и техникумы являются промежуточным звеном между начальным и высшим образованием, результатом интеграции [3;8].

Модернизация образования, внедрение новых ФГОС СПО требуют новых современных ресурсов и организационных возможностей. В связи с этим остро стоит вопрос образовательной технологизации, которая является инструментом достижения образовательных целей и повышения эффективности образования на основе введения новых поколений в мир высокотехнологической культуры. Также меняется сама система взаимодействия между субъектами

образовательного процесса. Новая модель образования предполагает формирование мотивированной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные экономико-географические проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Материалы и методы исследования. В своих работах В.В. Гузеев выделяет образовательные технологии по широте применения к

преподаванию различных предметов:

универсальные - пригодные для преподавания почти любого предмета; ограниченные - для преподавания нескольких предметов;

специфические - одного-двух предметов или лишь отдельных тем и даже фрагментов тем одного предмета [7].

М.В. Кларин выделяет следующие виды образовательных технологий: исследовательские образовательные технологии; технологии опытно-экспериментальной работы; технологии научного исследования; технологии

развивающего обучения; технологии

проблемного обучения; технологии проектного обучения и т.д. [1;9].

Таким образом, классифицировать дидактические образовательные технологии достаточно сложно. В современном мире педагогическая наука знает более двадцати видов образовательных технологий, которые рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательной технологии напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. В свою очередь, термин «образовательные технологии» - подразумевает также воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств студентов [2;4].

Результаты исследования. При разработке технологии формирования экономико-географической компетентности студентов колледжей в процессе изучения естественно-географических дисциплин, нами были выделены следующие дидактические условия для эффективной реализации процесса:

1) обеспечение интеграции и междисциплинарных связей дисциплин общеобразовательного, общепрофессионального и профессионального циклов, содержащих экономико-географические знания;

2) использование активных и интерактивных форм обучения с целью формирования у студентов колледжей объективного представления о сути экономико-географических явлений и процессов;

3) организация дифференциации обучения в зависимости от интересов студентов колледжей в процессе изучения экономико-географических вопросов на занятиях [1;10].

Первое дидактическое условие - обеспечение интеграции и междисциплинарных связей дисциплин общеобразовательного,

общепрофессионального и профессионального циклов, содержащих экономико-географические знания, состоит в том, что при систематическом и целенаправленном осуществлении интеграции и междисциплинарных связей они выступают как современный дидактический принцип, обладающий свойством всеобщности и реализуемый между разноцикловыми учебными дисциплинами, благодаря чему перестраивается весь процесс обучения. Когда же интеграция и междисциплинарные связи устанавливаются между учебными дисциплинами одного цикла, то они понимаются как условие, дающее возможность систематизировать и обобщать знания по смежным учебным дисциплинам и способствующее формированию у студентов целостной картины мира, позволяющее совершенствовать содержание учебных дисциплин, устранять дублирование материала, изучаемого в различных дисциплинах [1;5].

В формировании экономико-географической компетентности интеграция способствует развитию личностных характеристик: созданию оптимальных условий для развития мышления студентов; повышению их интереса к учебным дисциплинам. В нашем исследовании интегрирование дисциплин было проведено при акцентировании внимания на экономико-географических вопросах, содержащихся в естественно-географических дисциплинах:

биологии, химии, географии. Процесс интеграции учебных дисциплин в образовательном процессе колледжа может быть основан на междисциплинарных связях в процессе формирования экономико-географической

компетентности, а также при использовании интегрированных занятий и метод проектов -составление бизнес плана, инфографика и т.д.

Для преодоления предметоцентризма необходимо в учебном процессе использовать междисциплинарные связи, которые направлены на актуализацию экономико-географических знаний, их обобщение и систематизацию. Междисциплинарные связи представляют собой

взаимную согласованность учебных программ. В нашем исследовании согласование производится в пределах экономических и географических модулей естественно-географических дисциплин. Осуществление связей между учебными дисциплинами одного цикла

(естественнонаучного) даст возможность систематизировать и обобщать знания, умения, опыт по смежным учебным дисциплинам и способствует формированию у студентов экономико-географической компетентности. Таким образом, междисциплинарные связи экономико-географического характера позволяют более успешно усваивать содержание учебных дисциплин, уменьшают дублирование материала в различных дисциплинах, направлены на достижение всесторонне развитой личности студента, содействуют усилению взаимосвязи образования, развития и воспитания, помогают студентам формировать такие качества как системность, глубина, осознанность, гибкость. Например, на занятиях географии, рассматривая тему: «География мировых природных ресурсов», можно выделить основные факты, понятия, законы, имеющиеся в предметах по биологии, химии и экологии. Систематическое использование на занятиях междисциплинарных связей позволяет оптимально реализовать возможность каждого учебного предмета в формировании экономико-географической

компетентности студентов колледжей.

Одним из примеров метода-проекта является создание инфографики для оценивания уровня междисциплинарных результатов обучения студентов при формировании у них экономико-географической компетентности. Выбор этого метода в процессе осуществления принципа преемственности при формировании экономико-географической компетентности связан с тем, что интегративный характер инфографики как объекта, обращенного к ассоциативному мышлению студентов, отвечает принципу формирования экономико-географического мышления [8].

Поэтому сам процесс представления экономико-географической информации в виде визуальных образов, состоящих из множества связанных между собой емких элементов, был подчинен разработанному нами поэтапному линейному алгоритму:

I этап - вводный (при создании инфографики поставьте перед собой задачу: быстро и кратко передайте основные тезисы статьи; в одной картинке старайтесь размещать минимум информации).

II этап - организационный (составление плана, сбор информации, выбор аргументов, выводы).

III этап - информационно-исполнительский (выбор методов для предоставления информации - графики, диаграммы, схемы и т.д., добавление логотипа фирмы или порта, размещение водяных знаков, чтобы защитить работу, выстраивание причинно-следственных связей, составление схем на бумаге, выбор цветов из 4-х сочетаемых между собой оттенков).

IV этап - защита проекта (презентация своего проекта, рефлексия полученных результатов и их коррекция).

Следовательно, студенты учатся

формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; овладевать методикой сбора и оформления материала; знакомиться с научными терминами по теме своей работы; оформлять проекты и др. [6;8].

Второе дидактическое условие -использование активных и интерактивных форм обучения с целью формирования у студентов объективного представления о сути экономико-географических явлений и процессов, которое состоит в том, что построение учебного процесса на интегральной основе воплощается также в таких формах организации педагогического процесса, как интегрированные занятия, основанные на междисциплинарных связях, т.е. когда два-три учебных предмета могут быть объединены. Формами таких занятий являются: лекция, семинар, экскурсия; занятия в форме соревнований, конкурсы, эстафета, викторина; занятия в форме деловой игры, ролевая игра, конференция и т.д.; занятия творчества, исследование, изобретательство, проект, репортаж, мозговой штурм и т.д.; презентация; занятия с имитацией публичных форм общения, такие как аукцион, пресс-конференция, дискуссия [1;6].

Рассмотрим один из вариантов алгоритма проведения работы студентами колледжей с использованием мозгового штурма на занятиях географии и во внеурочное время.

Первый этап. Подготовительный (нужно предлагать как можно больше разнообразных идей, разрешается, как угодно комбинировать высказывание идей, развивать их, видоизменять, приветствуются различные реплики и шутки).

Второй этап. Создание банка идей (собственно мозговой штурм).

Третий этап. Анализ идей (одна группа участников в этом случае играет роль критиков, а другая - роль защитников критикуемых идей, это

позволяет оценить как достоинства идей, так и их недостатки).

Четвертый этап. Окончательная оценка идей (на этом этапе нужно произвести отбор нескольких идей, учитывая не только их оригинальность, но и рациональность, возможность их практической реализации) [3;6].

Проведение интерактивных занятий дает более глубокое проникновение в суть изучаемой темы, позволяет использовать весь комплекс методических возможностей интегрируемых дисциплин, повышает интерес обучающихся к предметам, повышает качество знаний студентов, способствует развитию комплексных методов познания. Метод проекта позволяет опираться на творчество студентов, приобщает к исследовательской деятельности, развивает их интересы, склонности и способности, а также формирует необходимые умения и навыки [7].

Таким образом, различные типы занятия, проекты и внеаудиторные работы расширяют возможность интеграции и параллельного изучения родственных дисциплин

общеобразовательного и

общепрофессионального циклов.

Основной задачей использования активных форм и методов обучения является побуждение студентов к инициативности, творческому подходу и активной позиции в процессе любой познавательной деятельности. Мотивом для побуждения студентов к активности выступает интерес к изучаемому объекту, игровая форма и т.д. Сущность активных форм и методов обучения заключается в том, что студент получает необходимые экономико-

географические знания путем изучения и анализа различных источников информации, поэтому его деятельность носит продуктивный характер.

Методы активного обучения делятся на два типа: проблемные, дискуссии, практические занятия, конференции, олимпиады, практика и имитационные, игровые и неигровые. Активные формы и методы обучения имеют большое значение для процесса формирования экономико-географической компетентности студентов в процессе изучения естественно-географических дисциплин: обучение проводится максимально приближенно к социально-экономическим реалиям жизни; теоретический материал усваивается в процессе его практического использования, что, в свою очередь, требует применения определенных личностных качеств; процесс коллективного творчества труда формирует навык активного субъекта, способного участвовать в социальном партнерстве [1;8].

Исходя из этого, игра, оказавшись многосторонним процессом воздействия на личность, приближает обучение к жизни за счет создания имитирующих реальность ситуаций и развивает значимо важные качества студента. Игра в процессе формирования экономико-географической компетентности студентов развивает опыт, а также широкий спектр экономико-географических способностей

студентов: предприимчивость, рациональность и пр.; происходит открытие разных социальных форм поведения: потребность, предприниматель, работодатель и пр.

При изучении предметов естественно-географического цикла интересной формой работы является использование кейс-методов. Суть его заключается в том, что студентам предлагается реальная жизненная ситуация (она может быть настоящей или гипотетической), которая актуализирует не только практическую проблему «кейс», но и комплекс знаний, необходимых для разрешений этой проблемы [2;6]. При выполнении метода кейса студентам предлагается осмыслить и проанализировать реальную жизненную или профессиональную ситуацию, обычно включающую в себя постановку проблемы, сформулировать возможные варианты решения и выбрать лучшие из них. Описанная в кейсе проблема не только отражает какую-либо практическую задачу, но одновременно и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы. При этом студентам необходимо разделить сложную учебную и профессиональную ситуацию и снова сложить вместе, чтобы понять ситуацию в целом.

В литературе выделяют несколько типов кейсов в зависимости от содержания проблемы, дидактических целей ее исследованиях: кейсы, иллюстрирующие проблемы; кейсы, обучающие анализу и оценке; кейсы, обучающие решению проблемы и принятию решений. Например, данный метод успешно используется при изучении темы: «Международная торговля», «Центры мировой экономики» и др. на уроках географии, экономики и др. Поэтому основной особенностью применения «кейс-метода» в учебном процессе является развитие творческих, коммуникативных навыков, участники группы должны не только найти решение проблемы общими силами, но и обсудить возникающие проблемные вопросы, актуализировать свои знания, осознать и проанализировать собственные чувства и ощущения, понять правила внутригруппового взаимодействия. Для работы

над кейсами целесообразно группу делить на подгруппы численностью до 5 - 6 человек [5].

Работу по созданию и использованию кейса можно разделить на следующие этапы: формирование дидактических целей кейса, строящееся на анализе программы, раздела, темы; поиск объекта и сюжета для написания кейса; сбор эмпирической информации;

структурирование данных и написание текста кейса; создание заданий к кейсу, диагностика правильности и эффективности кейса, то есть апробация кейса на занятии; внесение изменений, адаптации и переструктурирование информации; подготовка окончательного варианта кейса; использование кейса на практике обучения [4].

Кейс включает задания разного уровня сложности, что позволяет использовать его в группе с разным уровнем подготовленности студентов колледжей. Следует подчеркнуть, что в кейсах должны доминировать не только репродуктивные задания (о чем говорится, что, сколько, где), а задания проблемные, творческие, позволяющие осуществлять анализ, выбор решения, нестандартно раскрыть пути решения проблемы.

Третье дидактическое условие - организация дифференциации обучения в зависимости от интересов студентов с учетом субъективного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализация личностных функций обучаемого в процессе изучения экономико-географических вопросов на занятиях естественно-географических дисциплин [1;4].

Дифференциация обучения также выступает важнейшим фактором развития познавательной активности студентов. В нашем исследовании процесс обучения был организован так, что каждый студент, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, имел возможность и право отдавать приоритетное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Цель дифференциации обучения в процессе изучения естественно-географических дисциплин заключалась в обеспечении каждому обучаемому условий для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов, обеспечения самоопределения, самораскрытия, самореализации личности в процессе усвоения экономико-географических знаний для формирования личностного компонента экономико-географической компетентности студентов. Поэтому дифференциация обучения в процессе формирования компонентов экономико-географической компетентности студентов

проходила на занятиях естественно-географических дисциплин и во внеаудиторное время при выполнении творческих заданий, связанных с личностными интересами студентов. Основными видами учебной деятельности были исследовательская работа, выполнение проектов (бизнес план, инфографика), написание эссе и др.

[1;3].

В процессе выполнения проекта экономико-географического содержания студенты учатся искать эффективное решение поставленной проблемы, что приводит к развитию конструктивного экономико-географического мышления, которому при традиционной форме обучения сложно научить. Проектирование создает условия для проявления собственного взгляда в решении различных экономических, экологических и географических проблем, нахождение решений, способов их решения, формирование ответственности студентов за выбор способов и видов деятельности, необходимых для достижения поставленной цели.

Заключение. Таким образом, использование технологий при формировании экономико-географической компетентности студентов колледжей в учебно-воспитательном процессе представляет собой целенаправленный, научно-обоснованный педагогический процесс, обеспечивающий деятельность совокупности методов, направленных на реализацию экономико-географического содержания

обучения согласно указанным и критериально определенным конечным результатам. Процесс формирования экономико-географической

компетентности студентов колледжей проходит наиболее эффективно в процессе изучения естественно-географических дисциплин,

биологии, химии, географии, так как они дают возможность формировать необходимые компоненты и являются основой для дальнейшего развития этих компонентов в процессе изучения дисциплин

общеобразовательного, общепрофессионального и профессионального циклов.

Литература:

1. Андросова А.В. Формирование экономической компетентности старшеклассников в процессе изучения общественно-научных дисциплин: дисс. ... кан. пед. наук / А.В. Андросова. - Белгород, 2013. - 184 с.

2. Верещагина Н.О. Формирование экономических понятий при изучении «Экономической и социальной географии мира» (на примере материала темы «Мировое хозяйство»): автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н.О. Верещагин. -Санкт-Петербург, 2000. - 20 с.

3. Гайсин И.Т. Хаялеева А.Д Формирование экономико-географической компетенции в процессе изучения естественно-географических дисциплин / И.Т. Гайсин, А.Д. Хаялеева // Развитие творческого потенциала личности в процессе изучения естественно-географических дисциплин в школе и вузе: предметный и метапредметный аспект / Материалы междун. науч. практич. конф. - Казань, 2019. - С. 20-23.

4. Гайсин И.Т. Педагогические технологий в эколого-географическом образовании школьников / И.Т. Гайсин, Р.И. Гайсин, Р.С. Шарипов и др. // Научные разработки: евразийский регион / Материалы межд. науч. конф. теоретических и прикладных разработок (г. Москва, 18 января 2019 г.); отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. - М: Изд-во Инфинити, 2019. - С. 110113.

5. Гайсин Р.И. Математические методы в преподавании социально-экономической общей географии: сборник // Р.И. Гайсин, Г.А. Степин //

Профессиональное образование: современная теория и инновационная практика / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной педагогическому наследию академика РАО Мухаметзяновой Гузел Валеевны. - 2018. - С. 162-165.

6. География в современной школе: монография / А.А. Лобжанидзе, И.И. Баринова, Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина, В.Д. Сухоруков; под. ред. А.А. Лобжанидзе: Русск геогр. общ-во. - М., 2014. - 292 с.

7. Гузеев В.В. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение / В.В. Гузеев, М.Б. Романовская. -Москва: НИИ развития проф. образования, 2006. - 21 с.

8. Камалеева А.Р. Научно-методическая система формирования основных естественнонаучных компетенций учащейся молодежи (при примере обучении / предметам естественнонаучного цикла): монография / А.Р. Камалеева. - Казань: ТГГПУ, 2011. -330 с.

9. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубеж. опыта) / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 75 с.

10. Хаялеева А.Д. Методология формирования экономико-географической компетентности современной системы образования / А.Д. Хаялеева // «I Международная Поволжская конференция по экономике, гуманитарным наукам и спорту FICEHS 2019» 24-25 сентября 2019, г. Казань, г. Набережные Челны, Россия.

1. Androsova A.V. Formirovaniye ekonomicheskoy kompetentnosti starsheklassnikov v protsesse izucheniya obshchestvenno-nauchnykh distsiplin: diss. ... kan ped. nauk / A.V. Androsova. - Belgorod, 2013. - 184 p.

2. Vereshchagina N.O. Formirovaniye ekonomicheskikh ponyatiy pri izuchenii «Ekonomicheskoy i sotsial'noy geografii mira» (na primere materiala temy «Mirovoye khozyaystvo»): avtorsf. diss. ... kand. ped. nauk / N O. Versshchagin. - Sankt-Peteiburg, 2000. - 20 p.

3. Gaysin I.T. Khayaleyeva A.D Formirovaniye ekonomiko-geograficheskoy kompetentsii v protsesse izucheniya yestestvenno-geograficheskikh distsiplin / I.T. Gaysin, A.D. Khayaleyeva // Razvitiye tvorcheskogo potentsiala lichnosti v protsesse izucheniya yestestvenno-geograficheskikh distsiplin v shkole i vuze: predmetnyy i metapredmetnyy aspekt / Materialy mezhdun. nauch. praktich. konf. - Kazan', 2019. - P. 20-23.

4. Gaysin I.T. Pedagogicheskiye tekhnologiy v ekologo-geograficheskom obrazovanii shkol'nikov / I.T. Gaysin, R.I. Gaysin, R.S. Sharipov i dr. // Nauchnyye razrabotki: yevraziyskiy region / Materialy mezhd. nauch. konf. teoreticheskikh i prikladnykh razrabotok (g. Moskva, 18 yanvarya 2019 g.); otv. red. D.R. Khismatullin - M: Izd-vo Infiniti, 2019. - P. 110-113.

5. Gaysin R.I. Matematicheskiye metody v prepodavanii sotsial'no-ekonomicheskoy obshchey geografii: sbornik // R.I. Gaysin, G.A. Stepin // Professional'noye obrazovaniye: sovremennaya teoriya i innovatsionnaya praktika / Materialy Mezhdunarodnoy

ces:

nauchno-prakticheskoy konfersntsii, posvyashchennoy pedagogicheskomu naslediyu akademika RAO Mukhametzyanovoy Guzel Valeyevny. - 2018. - P. 162165.

6. Geografiya v sovremennoy shkole: monografiya / A.A. Lobzhanidze, I.I. Barinova, N.F. Vinokurova, V.V. Nikolina, V.D. Sukhorukov; pod. red. A.A. Lobzhanidze: Russk. geogr. obshch-vo. - M., 2014. - 292 p.

7. Guzeyev V.V. Sovremennyye tekhnologii professional'nogo obrazovaniya: integrirovannoye proyektnoye obucheniye / V.V. Guzeyev, M.B. Romanovskaya. - Moskva: NII razvitiya prof. obrazovaniya, 2006. - 21 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kamaleyeva A.R. Nauchno-metodicheskaya sistema formirovaniya osnovnykh yestestvennonauchnykh kompetentsiy uchashcheysya molodezhi (pri primere obuchenii / predmetam yestestvennonauchnogo tsikla): monografiya / A.R. Kamaleyeva. - Kazan': TGGPU, 2011. - 330 p.

9. Klarin M.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya v uchebnom protsesse: (Analiz zarubezh. opyta) / M.V. Klarin. - M.: Znaniye, 1989. - 75 p.

10. Khayaleyeva A.D. Metodologiya formirovaniya ekonomiko-geograficheskoy kompetentnosti sovremennoy sistemy obrazovaniya / A.D. Khayaleyeva // «I Mezhdunarodnaya Povolzhskaya konferentsiya po ekonomike, gumanitarnym naukam i sportu FICEHS 2019» 24-25 sentyabrya 2019, g. Kazan', g. Naberezhnyye Chelny, Rossiya

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.