Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОКАЛИСТОВ'

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОКАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тяньпай Се

В статье проведен теоретический анализ подготовки учителей изобразительного искусства в современном педагогическом университете. Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать условия компетентностного подхода при подготовке учителей изобразительного искусства. Автор анализирует подготовку учителей изобразительного искусства, сформированность художественных навыков, а также психолого-педагогическую готовность. Научная новизна заключается в выявлении и соотнесении условий компетентностного подхода с подготовкой учителей изобразительного искусства. В результате исследования определено, что психолого-педагогическая готовность будущих учителей изобразительного искусства является основой художественнопедагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EMOTIONAL CULTURE IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF VOCALISTS

The article considers the role of emotionality in the creative development and professional development of a vocalist. The works of researchers devoted to the formation of the emotional culture of the individual are analyzed. Emotionality has versatility and contributes to the realization of the need for self-expression. A vocalist with a high emotional culture is able to evoke in the listeners a variety of feelings of experiencing music. The development of emotionality is a significant component in the professional training of vocalists.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОКАЛИСТОВ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Роль эмоциональной культуры в профессиональной подготовке вокалистов

Тяньпай Се

Аспирант

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Санкт-Петербург, Россия х1ейапре121 acp@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 16.01.2022 Принята 27.02.2022 Опубликована 15.04.2022

© 10.25726/с8575-9958-9683-а

Аннотация

В статье проведен теоретический анализ подготовки учителей изобразительного искусства в современном педагогическом университете. Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать условия компетентностного подхода при подготовке учителей изобразительного искусства. Автор анализирует подготовку учителей изобразительного искусства, сформированность художественных навыков, а также психолого-педагогическую готовность. Научная новизна заключается в выявлении и соотнесении условий компетентностного подхода с подготовкой учителей изобразительного искусства. В результате исследования определено, что психолого-педагогическая готовность будущих учителей изобразительного искусства является основой художественно-педагогической деятельности.

Ключевые слова

эмоциональность, эмоциональная культура, эмоциональный отклик, музыкальный образ, исполнительское мастерство.

Введение

На сегодняшний день актуальна проблема подготовки высокопрофессиональных, готовых к конкуренции вокалистов. Для этого необходимо развивать у будущих специалистов инициативность, творческую активность, самостоятельность. Важной составляющей творческой активности вокалистов является эмоциональность. Эмоции отражают объективный мир человека и являются довольно сложным явлением, влияющим на профессиональное становление вокалиста.

В государственных образовательных программах большое внимание уделяется созданию условий для развития профессионализма будущих музыкантов (Клабукова, 2018). Поэтому приоритетным направлением современной художественной и педагогической науки является рассмотрение вопросов связанных с развитием важных профессиональных качеств будущего специалиста в области музыки, и в частности его эмоциональной культуры. Это соотносится с эмоциональной отзывчивостью на музыку как музыкальной способностью.

Таким образом, существует необходимость определения значимости эмоциональности в творческом развитии и профессиональном становлении вокалиста. Изучение роли данной составляющей в творческом процессе музыканта, в создании уникальных художественных образов.

Материалы и методы исследования

Особенности психологических аспектов культуры чувств и эмоций рассматривались в работах известных ученых, таких как Б. Ананьев, Л. Божович, В. Вилюнас, Л. Выготский, Г. Костюк, С. Рубинштейн, Б. Теплов, П. Якобсон и др.

Изучением эмоциональной культуры занимались Л. Аболин, П. Анохин, Н. Бахтин, А. Белкин, П. Гальперин, А. Киричук, М. Лейзеров, В. Лисовский, О. Рудницкая, О. Чебыкин, Н. Чепелева, Т. Яценко и др.

Проблема эмоциональной культуры привлекает внимание также современных ученых И. Анненковой, В. Благовой, В. Додонова, И. Могилей, Л. Соколовой, С. Раппорт, М. Телешевской. По их мнению, эмоциональная культура является не только важным компонентом духовной культуры, но и составной частью профессиональной культуры, одним из критериев оценки профессионального мастерства будущего специалиста.

Рассматривая особенности эмоционального развития человека, можно вспомнить высказывание известного психолога Л.С. Выготского о том, что эмоции являются центральным звеном психической жизни человека (Выготский, 1968). Исследователь психологии музыкальных способностей Б.М. Теплов предлагал структуру музыкальных способностей, где эмоциональный отклик на музыку был центром музыкальности, главным ее признаком (Теплов, 1985).

И именно в музыкальной деятельности, по мнению Д. Кабалевкого, с наибольшей силой проявляет себя эмоциональная человечность искусства, поскольку в основе музыки лежит человеческий голос - поющий и говорящий (Кабалевский, 1963).

Результаты и обсуждение

Эмоции, как известно, это важная часть психической жизни человека. Эмоции оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности. Эмоциональность играет большую роль в развитии личностных черт человека, его социального и интеллектуального развития (Крамская, 2021).

К.Е. Изард рассматривал эмоции как психическое переживание, волнение, которое может быть приятным или неприятным для человека. При этом они характеризуются тремя компонентами:

- пережитым или осознанным в психике ощущением эмоции;

- процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;

- наблюдаются отчетливыми комплексами эмоций, в том числе, на лице (Изард, 1980).

Также следует отметить, что в психологии понятие «эмоции» определяют как переживание,

вызванное тем или иным явлением общественной жизни. Эмоции выполняют ряд функций: коммуникативную, защитную, мотивационную и др. Они проявляются с помощью мимики, пантомимики, жестов, изменений интонации и тембра голоса. А эстетическое содержание эмоций способствует гармонизации психических процессов.

На эмоциональность человека влияет его темперамент, уровень его эмоциональной культуры. Анализ исследований показал, что во многих случаях понятие «эмоциональность» трактуется как определенное свойство, играющее важную роль в жизни личности.

В психологии выделяют следующие эмоциональные свойства:

- проявляется через раздражительность, несдержанность, вспыльчивость, лихорадочность;

- способствует усилению чувствительности, уязвимости и т.п.;

- глубина переживания эмоций (эмоциональная глубина) выражается в том, насколько глубоко человек переживает эмоции;

- эмоциональная ригидность - лабильность.

Эмоциональная ригидность - это устойчивость эмоции, которая проявляется в том, что возникнув на какое-то событие или ситуацию, эта эмоция продолжает проявляться, несмотря на то, что обстоятельства уже изменились и возбудитель перестал действовать.

Лабильность эмоций (подвижность, способность к переключению) - заключается в том, что человек свободно выходит из одних эмоциональных ситуаций и быстро приспосабливается к другим. Но если это предопределяет ее импульсивность, то человек плохо управляет собой;

1) эмоциональная устойчивость рассматривается как:

- способность эмоционально сильно не возбуждаться в ситуационных условиях, подавлять эмоциональные реакции, самоконтролировать их;

- эмоциональное нереагирование на эмоциогенные раздражители;

2) экспрессивность - это проявление эмоций человека через мимику, жесты, голос, моторику, пантомимику, речь и т.п.; по степени проявления экспрессии выделяют:

- гипомимию, что означает ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств речи, монотонность интонации, «потухший» взгляд;

- гипермимия, которая связана с чрезвычайным выявлением средств выражения эмоций, с обилием ярких экспрессивных состояний, которые быстро меняются;

1) эмоциональный отклик - это степень чувствительность и восприятия; он проявляется в том, как легко и гибко человек эмоционально реагирует на социальные события, на процесс общения и особенности партнеров, на конкретную деятельность или предмет;

2) эмоциональный оптимизм - пессимизм. Раскрывая суть и важность эмоциональности как составляющей процесса становления будущего вокалиста, раскрытии значимости данного феномена в контексте его качественных характеристик в развитии личности (Крамская, 2021).

Многие исследователи отмечают тот факт, что сочетание мыслей, чувств, эмоций и идей помогают будущему вокалисту воспринимать окружающий мир во всем его материальном и духовном богатстве, находить в себе самые благородные чувства, передавать их своим слушателям и побуждать их к самосовершенствованию. Эмоции помогают раскрыть внутренний мир личности, влияют на его поступки, играют роль регулятора творческого общения.

Профессиональная подготовка вокалистов в высших учреждениях культуры должна предполагать не только формирование определенных знаний, умений, навыков, но и личностное развитие. Формирование вокалиста, способного к деятельности в современных условиях, возможно только в условиях максимального приближения к реальной профессиональной деятельности постоянным усовершенствованием его навыков и умений.

Развитие эмоциональной культуры вокалистов является залогом стабильности и успеха совершенствования исполнительского мастерства, и способствует:

- целостному восприятию музыкального образа;

- многоплановости музыкального мышления;

- ощущению разнообразия нюансов и тембров;

- творческой инициативы их применения;

- умению слушать и чувствовать весь музыкальный материал;

- быстрому переходу из одного эмоционального состояния в другое;

- пониманию значения каждой интонации и фразы в построении музыкальной формы;

- осмыслению акцентов, обособлению и совершенствованию ритмической линии произведения;

- обогащению технического мастерства и расширению звуковой палитры путем творческого переосмысления процесса исполнительства, где оттачиваются эстетические и волевые качества музыканта - самодисциплина и чувство личной ответственности.

Одновременно с этим, развитие эмоциональности дают возможность развивать многие аспекты музыкально-творческого процесса:

- активизирует творческое воображение исполнителя;

- расширяет границы его фантазии путем воплощения идей в творческом поиске;

- помогает музыканту преодолеть определенные собственные исполнительские недостатки (неустойчивость в выдерживании темпа, ритма), делает исполнение более уверенным;

- дает стимул к постоянной мобилизации внимания;

- стимулирует появление новых черт артистизма;

- помогает определить музыканту свое призвание путем освобождения от исполнительских недостатков;

- способствует развитию музыканта-исполнителя как солиста при отработке индивидуального мастерства;

- налаживает контактность, развивает творческие способности и является оригинальным способом самовыражения личности (Крамская, 2021).

Важным аспектом профессиональной подготовки вокалиста является осмысление эмоциональности как профессионально-исполнительского феномена интерпретации музыкальных произведений. Это предполагает умение осмысления эмоциональности в исполнительстве как индивидуальной художественной способности, как средства убедительной игры, как художественно-педагогического ресурса в деятельности будущего специалиста, который целенаправленно применяется с целью активизации его эмоционального переживания музыки.

Анализ исследования данной проблемы в научной литературе показал, что эмоциональность как интерпретационное требование по исполнению музыкальных произведений имеет разнообразное представление в научных источниках. Например, М.А. Давыдов видит механизм эмоциональной чувствительности в интонации, в целесообразности применения микро-интонационных выразительных исполнительских действий (Давыдов, 2021).

Исследователь Е. Реброва рассматривает эмоциональность как важный компонент интерпретации музыкальных произведений, реализуемых через личностное распределение эмоционального ресурса исполнителя в соответствии с драматургией развертывания образа (Реброва, 2012).

В работах Д. Лисун исполнительская интерпретация музыкальных произведений представлена как процесс, стимулирующий эмоциональную сферу творческой личности в исследованиях (Лисун, 2021).

Заключение

Таким образом, эмоциональность имеет множество функций, формируя систему ценностей, способствует реализации потребности в самовыражении. С помощью эмоций вокалист может ощутить стиль или эпоху, к которому относится произведение. Исполняя произведение более эмоционально, музыкант способствует развитию у слушателей разнообразных чувств переживания музыки.

Эмоциональность, являясь естественным психическим свойством, также включает в себя эмоциональный опыт, основанный на общении с искусством. Это делает эмоциональную сферу личности более наполненной жизненными реалиями человека, переданными и сохраненными интонационными и другими музыкально-выразительными средствами. Поэтому профессиональная подготовка вокалистов должна включать в себя развитие эмоциональности и осознание ее значимости в профессиональном становлении музыканта.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968 . 345 с.

2. Давыдов М.А. Концепция музыкально-художественной исполнительской технологии. https://docplayer.net/73571315-Koncepciya-muzichno-hudozhnoyi-vikonavskoyi-tehnologiyi.html

3. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. 440 с.

4. Кабалевский Д.Б. Человек в искусстве // Избранные статьи о музыке. М.: Сов. композитор, 1963. С. 244-254.

5. Клабукова А. В. Пути формирования исполнительского мастерства вокалистов в вузах культуры на основе деятельностного подхода // Вестник МГУКИ. 2018. №3 (83). С.183.

6. Крамская С.Г. Развитие эмоциональности будущих специалистов музыкально-исполнительского профиля в процессе профессиональной подготовки // Вопросы музыкознания и

обучения музыкальному искусству: монография под редакцией проф. Михайличенко О.В. М.: Academic Publishing, 2021.

7. Лисун Д. Интерпретация музыкального произведения как средство развития эмоциональной сферы творческой личности. http://nauka.hnpu.edu.ua/sites/default/files

8. Реброва О.Е. Теоретическое исследование художественно-ментального опыта в проекции педагогики искусства. Киев: НПУ имени М. П. Драгоманова, 2012. C. 69-70.

9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика,1985. 328с.

The role of emotional culture in the professional training of vocalists

Tianpei Xie

Postgraduate student, full-time education The Herzen State Pedagogical University of Russia St. Petersburg, Russia xietianpei21 acp@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 16.01.2022 Accepted 27.02.2022 Published 15.04.2024

i 10.25726/c8575-9958-9683-a

Abstract

The article considers the role of emotionality in the creative development and professional development of a vocalist. The works of researchers devoted to the formation of the emotional culture of the individual are analyzed. Emotionality has versatility and contributes to the realization of the need for self-expression. A vocalist with a high emotional culture is able to evoke in the listeners a variety of feelings of experiencing music. The development of emotionality is a significant component in the professional training of vocalists.

Keywords

emotionality, emotional culture, emotional response, musical image, performance skills..

References

1. Vygotskij L.S. Psihologija iskusstva. M., 1968 . 345 s.

2. Davydov M.A. Koncepcija muzykal'no-hudozhestvennoj ispolnitel'skoj tehnologii. https://docplayer.net/73571315-Koncepciya-muzichno-hudozhnoyi-vikonavskoyi-tehnologiyi.html

3. Izard K.E. Jemocii cheloveka. M.: MGU, 1980. 440 s.

4. Kabalevskij D.B. Chelovek v iskusstve // Izbrannye stat'i o muzyke. M.: Sov. kompozitor, 1963. S. 244-254.

5. Klabukova A.V. Puti formirovanija ispolnitel'skogo masterstva vokalistov v vuzah kul'tury na osnove dejatel'nostnogo podhoda // Vestnik MGUKI. 2018. №3 (83). S.183.

6. Kramskaja S.G. Razvitie jemocional'nosti budushhih specialistov muzykal'no-ispolnitel'skogo profilja v processe professional'noj podgotovki // Voprosy muzykoznanija i obuchenija muzykal'nomu iskusstvu: monografija pod redakciej prof. Mihajlichenko O.V. M.: Academic Publishing, 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Lisun D. Interpretacija muzykal'nogo proizvedenija kak sredstvo razvitija jemocional'noj sfery tvorcheskoj lichnosti. http://nauka.hnpu.edu.ua/sites/default/files

8. Rebrova O.E. Teoreticheskoe issledovanie hudozhestvenno-mental'nogo opyta v proekcii pedagogiki iskusstva. Kiev: NPU imeni M. P. Dragomanova, 2012. C. 69-70.

9. Teplov B.M. Psihologija muzykal'nyh sposobnostej // Izbrannye trudy: V 2-h t. T.1. M.: Pedagogika,1985. 328s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.