Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ичэнь М.

В статье проведен теоретический анализ подготовки учителей изобразительного искусства в современном педагогическом университете. Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать условия компетентностного подхода при подготовке учителей изобразительного искусства. Автор анализирует подготовку учителей изобразительного искусства, сформированность художественных навыков, а также психолого-педагогическую готовность. Научная новизна заключается в выявлении и соотнесении условий компетентностного подхода с подготовкой учителей изобразительного искусства. В результате исследования определено, что психолого-педагогическая готовность будущих учителей изобразительного искусства является основой художественнопедагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ичэнь М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF TRAINING TEACHERS OF FINE ARTS IN A MODERN PEDAGOGICAL

The article provides a theoretical analysis of the training of teachers of fine arts in a modern pedagogical university. The purpose of the study is to analyze the conditions of the competence-based approach in the training of teachers of fine arts. The author analyzes the training of fine art teachers, the formation of artistic skills, as well as psychological and pedagogical readiness. The scientific novelty of the study lies in the fact that the conditions of the competency-based approach are identified and correlated with the training of teachers of fine arts. As a result of the study, it was determined that the psychological and pedagogical readiness of future teachers of fine arts is the basis of artistic and pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

Условия подготовки учителей изобразительного искусства в современном педагогическом

университете

Ичэнь Мань

Аспирант очной формы обучения

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Санкт-Петербург, Россия 543990735@qq.com 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 18.01.2022 Принята 09.02.2022 Опубликована 15.04.2022

© 10.25726/с0610-9833-8745-т

Аннотация

В статье проведен теоретический анализ подготовки учителей изобразительного искусства в современном педагогическом университете. Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать условия компетентностного подхода при подготовке учителей изобразительного искусства. Автор анализирует подготовку учителей изобразительного искусства, сформированность художественных навыков, а также психолого-педагогическую готовность. Научная новизна заключается в выявлении и соотнесении условий компетентностного подхода с подготовкой учителей изобразительного искусства. В результате исследования определено, что психолого-педагогическая готовность будущих учителей изобразительного искусства является основой художественно-педагогической деятельности.

Ключевые слова

изобразительное искусство, учитель, педагогический университет, компетентностный подход, художественно-педагогическая деятельность.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что уже больше 20 лет происходит модернизация высшего образования. Перемены - это неотъемлемый фактор современного мира. Точкой отсчета изменений можно считать присоединение России к Болонскому процессу, а если быть точнее принятие декларации «Зона европейского высшего образования» 19 июня 1999 года, благодаря которой Россия перешла на многоуровневую систему высшего образования. Движущая сила данного процесса обусловлена такими явлениями, как унификация политических, экономических и культурных аспектов, интегрирование информационных и коммуникационных технологий, уровневая подготовка, непрерывность образовательного процесса (Кортунов, 2022).

Материалы и методы исследования

Студенческий возраст с 18 до 25 лет - это важный период становления личности. В социально-психологическом аспекте современный студент существенным образом отличается от других слоев населения. Это отличие связано с тем, что молодое поколение в этом возрасте усиленно пользуется новыми достижениям, обладает высоким уровнем познавательной мотивации и образовательного потенциала (Зимняя, 2009).

В нашем теоретическом исследовании нас интересует проблема подготовки учителей изобразительного искусства в современном педагогическом пространстве в условиях компетентностного подхода. Проблема связана с тем, что современное образование педагогов изобразительного искусства

в разных странах опирается на разные модели построения образовательного процесса. Например, в странах Западной Европы сложилась единая модель художественного образования, которая предполагает разделение преподавательского искусства на два блока: художественно-творческий и дидактический. Художественный блок предполагает развитие индивидуальных творческих способностей будущего специалиста, знакомство с историей мировой художественной культуры, с освоением основных функций и задач искусства в социуме. Дидактический блок включает в себя методологию преподавания изобразительного искусства в образовательном учреждении (Анчуков, 2005).

Результаты и обсуждение

В Китае больше половины времени учебного процесса отводится на освоение художественных навыков студентов. Изучение изобразительного искусства осуществляется по двум направлениям: национальное и классическое.

В России лишь с 1995 года построение учебного процесса приблизилось к оптимальной, системе, которая стала сочетать в себе 4 основных блока: общекультурный, медико-биологический, психолого-педагогический, предметный. До этого момента развитию творческих способностей не хватало времени, так как учебный процесс был построен на определенном наборе учебных предметов (Анчуков, 2005).

Развитие кадрового ресурса закреплено в реализации Федерального проекта «Учитель будущего» от 31.12.2019 года (Распоряжение, 2022). Данное распоряжение затрагивает не только принципы профессионального роста педагогических работников, но и систему модернизации подготовки будущих педагогов. По мнению Правительства РФ, проблема модернизации подготовки педагогических кадров может быть с успехом решена с помощью совершенствования ФГОС высшего образования, внедрения единой концепции формирования кадровых специалистов. Требования, предъявляемые к совершенствованию подготовки педагогов, обуславливают не только сформированность у них профессиональных компетенций, но и психолого-педагогическую готовность специалистов.

Согласно статистическим данным 2019 года Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 33% россиян уверены, что на первом месте должен стоять профессионализм педагога. 27% россиян считают, что педагог должен, прежде всего, любить детей. 21 % опрошенных респондентов проголосовали за такое личностное качество, как доброжелательность. 12% голосов получили такие личностные качества, как терпение и честность. 9% россиян считают главным качеством педагога - это правильное донесение информации до ума школьников. Лишь 8% выделили такие качества личности педагога, как внимательность, грамотность, образованность, уравновешенность (Аналитический, 2022).

По утверждению А.В. Акуловой, главной задачей современного педагога является постоянный анализ изменений и требований общества в сфере образовательного процесса. Для этого уже на этапе профессионального высшего образования у будущего специалиста должны быть сформированы знания, умения и навыки, способствующие развитию профессиональной компетентности (Акулова, 2007).

Современная уровневая подготовка педагогических кадров - это свобода профессионального выбора, благодаря которой студент сможет построить собственную модель профессионального образования. Развитие системы образования направлено на формирование у студентов таких качеств, как целостность, социальная активность, творческая креативность, обусловленное социальным запросом общества (Акулова, 2012).

Как уже упоминалось выше, программа подготовки учителей изобразительного искусства построена по модульной системе. Каждый блок включает в себя базовую часть, с помощью которой можно выстроить вариативную часть для построения индивидуального образовательного маршрута, а также основной набор компетенций.

Модульное обучение представляет собой синкретичную систему, в основе которой лежит идея, что педагог - это организатор, координатор и контролер образовательного процесса. В свою очередь, обучающийся должен стремиться не столько к получению уже готовых знаний, сколько к самообразованию и личностному росту.

Структура включает в себя:

- формирование теоретических знаний и практического опыта по дисциплине;

- самостоятельную работу;

- практическую часть;

- научно-исследовательскую работу;

- различные виды аттестации (Воспитание, 2010).

Рассмотрим построение образовательного процесса на примере университета РГПУ имени А.И. Герцена в рамках образовательной программы бакалавриата по профилю «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства». В течение 4 лет студент проходит:

- 8 обязательных модулей (мировоззренческий, коммуникативный, здоровьесберегающий, психолого-педагогический, методический, дополнительное образование, учебно-исследовательский, предметно-содержательный);

- 2 модуля, сформированных на основе образовательных отношений (живопись, рисунок и эстамп);

- 4 вариативных модуля (академическая живопись, академический рисунок и скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство, искусствоведение и художественное образование).

В процессе прохождения обучения будущий учитель изобразительного искусства должен обладать следующими универсальными компетенциями:

- системность и критичность мыслительного процесса;

- использование проектного метода;

- сформированность коммуникационных и лидерских качеств

- межкультурное взаимодействие;

- самоорганизация;

- использование здоровьесберегающих факторов (Примерная, 2022).

Если рассмотреть многоуровневую программу подготовки учителей изобразительного искусства в целом, то в этом случае можно констатировать следующее. В основе образовательной программы вуза лежит два уровня: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). В качестве дополнительного уровня можно считать получение образования в аспирантуре (3 года) и докторантуре (2 года).

Студенты, проходящие обучение по уровню бакалавр, в рамках развития профессиональных компетенций знакомятся с историей возникновений изобразительного искусства, живописью, композицией, построением перспективы, анатомией, цветоведением. Для формирования психолого-педагогической готовности бакалавр осваивает тонкости педагогики и психологии, проходит производственную практику.

Магистранты проходят обучение в творческих мастерских и научных школах.

Студенты института художественного образования принимают участие в выставках российского и международного масштаба. Для лучших работ устаиваются персональные выставки (Васильева, 2006).

Компетентностный подход в рамках подготовки учителей изобразительного искусства - это расстановка приоритетных задач, главной целью которых должно быть получение качественного образования. По мнению Э.Ф. Зеера главными факторами компетентностного подхода являются: заинтересованность в обучении, стремление к личностному росту, адаптация к социуму и развитие индивидуальности (Зеер, 2005).

Обозначим терминологию определения «компетентность». Компетенция - это область вопросов, в которых индивид оптимально осведомлен (Ожегов, 2020).

Так как будущий педагог - это профессионал образовательного процесса, рассмотрим также определение «профессионализм».

Согласно психолого-педагогическому словарю, «профессионализм - это качественный показатель профессиональной деятельности специалиста, который проявлен высоким уровнем подготовленности к выполнению задач (Новейший, 2010).

На наш взгляд, педагог - это не просто субьект образовательного процесса, это его «двигатель». Невозможно решить проблемы образования без профессиональных навыков будущего специалиста.

Следовательно, необходимо рассмотреть третий пункт - «психолого-педагогическую готовность студента», которая подразумевает синтез личностных качеств, включающий в себя мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный компоненты, с целью осуществления успешной профессиональной деятельности после окончания высшего образовательного учреждения (Новейший, 2010).

Педагог изобразительного искусства - это, прежде всего, творческая личность, для которой характерна индивидуальная свобода. Поэтому актуальной задачей является согласование творческого потенциала с требованиями образовательного учреждения.

Объединив между собой вышеперечисленные факторы, мы можем сформулировать собственное определение, которое предполагает, что профессиональная компетентность педагога изобразительного искусства - это синтез профессиональных компетенций, психолого-педагогической готовности к осуществлению образовательного процесса и творческой креативности специалиста.

С целью формирования эффективного образовательного процесса в рамках обучения учителей изобразительного искусства необходимо выполнение следующих условий:

- построение образовательной среды, с опорой на инновационные и информационные технологии, сохраняя при этом доступное, качественное образование;

- формирование навыков профессионального самообразования;

- использование компетентностного подхода и методов научного исследования (Прищепа,

2016).

Заключение

Преподаватель является инициатором для развития познавательной и практической деятельности студентов. С целью достоверного анализа сформированности профессиональной компетентности, целесообразно использовать портфолио для каждого студента, в котором будет отмечены все личностные, профессиональные и учебные успехи (Обрубова, 2014).

Таким образом, построение целостной методической системы должно быть ориентировано на условия, направленные на формирование профессиональных компетенций, психолого-педагогической готовности и развития творческой креативности студента.

Список литературы

1. Акулова О.В. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2007. 158с.

2. Акулова О.В. Образовательный процесс в вузе в условиях уровневой подготовки педагогических кадров // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 36-40.

3. Аналитический обзор. Учитель в России: профессия или призвание. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/uchitel-v-rossii-professiya-ili-prizvanie

4. Анчуков С. В. Экспериментальное исследование многоуровневой подготовки художника-педагога: Учебное пособие. СПб: Ризограф НОУ «Экспресс», 2005. 131 с.

5. Васильева А.А. Многоуровневая система художественного образования на факультете изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена: современное состояние и перспективы развития // Современные проблемы науки и образования. 2006. №1. С. 40-42.

6. Воспитание и развитие творческих способностей у студентов. Учебно-методическое пособие /Сост. Эррера Л.М. Новомосковск: РХТУ, 2010. 47 с.

7. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.

8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2009. 384 с.

9. Кортунов А.В. Россия и Болонский процесс - 20 лет спустя. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-bolonskiy-protsess-20-let-spustya/

10. Новейший психолого-педагогический словарь / Сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современная школа, 2010. 928 с.

11. Обрубова A.B. Формирование профессиональных компетенций педагога-художника на основе электронно-образовательного ресурса по искусствознанию // Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. 2014. № 3. С. 33-235.

12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и образование, 2020. 1376 с.

13. Примерная основная образовательная программа РГПУ им. А.И. Герцена. 44.03.01 Педагогическое образование. Направленность «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства». Уровень высшего образования - бакалавриат. https://www.herzen.spb.ru/uploads/potehinas/files/44.03.01%20педагогическое%20образование_0бразова ние%20в%20области%20изобразительного%20и%20декоративно-прикладного%20искусства^

14. Прищепа А.А., Майдибор О.Н. Условия подготовки будущих художников-педагогов к педагогической и творческой деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9 (51) Часть 4. С. 75-79.

15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12. 2019 г. № 3273-р. http://static.government.ru/media/files/QOjrSM8iUrAZ2bsImiNyGh0vKn0SjSAF.pdf

Conditions of training teachers of fine arts in a modern pedagogical

Yichen Man

Postgraduate student ,full-time education The Herzen State Pedagogical University of Russia St. Petersburg, Russia 0000-0000-0000-0000

Received 18.01.2022 Accepted 09.02.2022 Published 15.04.2022

i 10.25726/C0610-9833-8745-m

Abstract

The article provides a theoretical analysis of the training of teachers of fine arts in a modern pedagogical university. The purpose of the study is to analyze the conditions of the competence-based approach in the training of teachers of fine arts. The author analyzes the training of fine art teachers, the formation of artistic skills, as well as psychological and pedagogical readiness. The scientific novelty of the study lies in the fact that the conditions of the competency-based approach are identified and correlated with the training of teachers of fine arts. As a result of the study, it was determined that the psychological and pedagogical readiness of future teachers of fine arts is the basis of artistic and pedagogical activity.

Keywords

fine arts, teacher, pedagogical university, competency-based approach, artistic and pedagogical activity. References

1. Akulova O.V. Kompetentnostnaja model' sovremennogo pedagoga: Uchebno-metodicheskoe posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. Gercena, 2007. 158s.

2. Akulova O.V. Obrazovatel'nyj process v vuze v uslovijah urovnevoj podgotovki pedagogicheskih kadrov // Chelovek i obrazovanie. 2012. № 2 (31). S. 36-40.

3. Analiticheskij obzor. Uchitel' v Rossii: professija ili prizvanie. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/uchitel-v-rossii-professiya-ili-prizvanie

4. Anchukov S. V. Jeksperimental'noe issledovanie mnogourovnevoj podgotovki hudozhnika-pedagoga: Uchebnoe posobie. SPb: Rizograf NOU «Jekspress», 2005. 131 s.

5. Vasil'eva A.A. Mnogourovnevaja sistema hudozhestvennogo obrazovanija na fakul'tete izobrazitel'nogo iskusstva RGPU im. A.I. Gercena: sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2006. №1. S. 40-42.

6. Vospitanie i razvitie tvorcheskih sposobnostej u studentov. Uchebno-metodicheskoe posobie /Sost. Jerrera L.M. Novomoskovsk: RHTU, 2010. 47 s.

7. Zeer Je. F. Kompetentnostnyj podhod k modernizacii professional'nogo obrazovanija // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 4. S. 23-30.

8. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija. M.: Logos, 2009. 384 s.

9. Kortunov A.V. Rossija i Bolonskij process - 20 let spustja. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-bolonskiy-protsess-20-let-spustya/

10. Novejshij psihologo-pedagogicheskij slovar' / Sost. E.S. Rapacevich. Minsk: Sovremennaja shkola, 2010. 928 s.

11. Obrubova A.B. Formirovanie professional'nyh kompetencij pedagoga-hudozhnika na osnove jelektronno-obrazovatel'nogo resursa po iskusstvoznaniju // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: novye gumanitarnye issledovanija. 2014. № 3. S. 33-235.

12. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. M.: Mir i obrazovanie, 2020. 1376 s.

13. Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma RGPU im. A.I. Gercena. 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Napravlennost' «Obrazovanie v oblasti izobrazitel'nogo i dekorativno-prikladnogo iskusstva». Uroven' vysshego obrazovanija - bakalavriat. https://www.herzen.spb.ru/uploads/potehinas/files/44.03.01%20Pedagogicheskoe%20obrazovanie_Obrazova nie%20v%20oblasti%20izobrazitel'nogo%20i%20dekorativno-prikladnogo%20iskusstva.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Prishhepa A.A., Majdibor O.N. Uslovija podgotovki budushhih hudozhnikov-pedagogov k pedagogicheskoj i tvorcheskoj dejatel'nosti // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016. № 9 (51) Chast' 4. S. 75-79.

15. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.12. 2019 g. № 3273-r. http://static.government.ru/media/files/QOjrSM8iUrAZ2bsImiNyGh0vKn0SjSAF.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.