УДК 377.112
ОВЛАДЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
И.В. Шинтяпина
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал г. Ялта)
Крымский федеральный университет им. В.Вернадского e-mail: [email protected]
В статье рассматривается вопрос компетентности будущих педагогов-музыкантов в сфере вокального исполнительства, как одной из важнейших задач профессионального образования. В системе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта важную роль наряду с дисциплинами теоретического блока играют предметы практической направленности, в том числе вокальная подготовка. Образовательный комплекс, включающий психолого-педагогическую, воспитательно-организационную, художественно-культурологическую подготовку, свидетельствует о лидирующих в этом списке профессионально-компетентностных качествах практических умений в области вокального и инструментального исполнительства. Обучение в вокальном классе подразумевает овладение культурой вокального исполнительства.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагог-музыкант, исполнительская культура, вокальное искусство.
Процесс подготовки специалистов высшей квалификации в области музыкального образования и исполнительства предъявляет достаточно высокие требования к их профессиональным компетенциям, соответствующим современному уровню реформирования образования. Данные процессуальные изменения проходят по трем основным направлениям: консолидация в международном образовательном пространстве; стабилизация национальных образовательных традиций; совершенствование художественно-творческого потенциала
обучающихся. Данные тенденции обязывают систематично и планомерно совершенствовать учебный процесс, приводя его в соответствие с современными образовательными доминантами. Всестороннее и глубокое художественно-творческое и культурное развитие потенциальных педагогов-музыкантов в современном обществе во многом олицетворяет и модель музыкального образования.
Профессиональные ресурсы подготовки музыкантов в сфере вокально-исполнительского культуро - творчества является важным составляющим компонентом образовательного процесса в высшей школе. Вокальное искусство правомерно выступает одним из древнейших, во многом отражающим парадигмы художественной культуры различных народов. Большинство исследователей отмечают в данном направлении особо мощные целительные и воспитательные свойства в воздействии на личностные характеристики человека его музыкально-семантические характеристики. Именно вокальное исполнительство сегодня притягивает миллионы слушателей своим тематическим демократизмом и глубиной эмоционально-чувственного содержания, разнообразной тембральной палитрой и интерпретационной экспрессивностью, драматургическим подтекстом, многостильностью и полижанровостью, синкретизмом поэтического и музыкального звука.
Вокально-исполнительская подготовка, как компонент базового музыкального образования, в структуре профессионального компетентностного формирования педагога-музыканта занимает значительное место. Требованиями ФГОС ВО к подготовке специалистов в сфере вокального искусства, определены комплексные подходы развития вокально-исполнительских умений и навыков, необходимых для достижения соответствующего профессионального соответствия, включающего и аспекты вокальной культуры, а именно: постижение художественно-технических аспектов постановки голоса, овладение основами музыкально-текстологической культуры и вокальной методики, мастерством совершенствования культуры исполнительской интерпретации.
Для осмысления понятийных сущностных характеристик культуры вокального исполнительства необходим анализ литературных источников в области культурологии, педагогики, музыкознания, вокального искусства, раскрывающих семантическую многомерность понятий «вокальная культура» и «вокальное исполнительство». По мнению многих исследователей ценностно и категориально вокальная культура выступает как продукт музыкально-исполнительской деятельности, включающий: культуру мышления и артистизм; владение вокально-техническими навыками; культуру вокального интонирования и сценического воплощения [7].
Индивидуально-исполнительские характеристики вокального творчества, как уникального вида искусства, несомненно, выявляются благодаря единому походу к фундаментально-теоретическим основам вокальной культуры, педагогики и практического исполнительства, а также возможности анализа и осмысления закономерностей их взаимодействия. Данный феномен характеризует вокальное исполнительство, как разновид художественно-сценического творчества и составную часть вокальной культуры в целостной ретроспективе, с присущей ему функционально-структурной двойственностью. Несомненным в данном аспекте является рассмотрение вокального творчества как компонента художественно-творческой деятельности и вокально-исполнительской культуры, с присущим им функционированием по общим для различных видов искусств законам. Культура вокального исполнительства в данном контексте является: «компонентом вокального искусства, подчиняется его законам, отражая окружающую действительность специфическими средствами певческого голоса, системой вокально-выразительных средств, в связи с чем оно имеет свои особенности и способно выполнять воспитательную, эстетическую и другие функции искусства как феномена культуры» [8].
Вокальное исполнительство позиционируется как один из распространенных и доступных видов музыкального творчества. Возможность рассмотрения данного феномена как полиаспектного вида художественного творчества, позволяет определить их общие категориальные аспекты: эвристичность, вариативность, процессуальность, традиционность, объектно-субъектное
взаимодействие, интерпретационность, артистизм и др. [9, с. 157-161].
Вокальная культура, как творческая категория вокально-исполнительской деятельности, несомненно, рождается в процессе образования и музыкального воспитания потенциального педагога-музыканта. Вокальное искусство в практике педагогического и исполнительского становления возможно рассматривать в широком и узком спектрах. В широком - это «способность голоса выражать музыкальные мысли» [4], в узком - способность личности к осуществлению потенциально-творческой деятельности, в ходе которой возможно осмысление художественно-драматургического контекста музыкальной ткани произведения через осмысление и практическую
реализацию вокальных технологий.
Проблемы исполнительской культуры в вокальном искусстве привлекают интерес ученых еще с древних времен, что подтверждают высказывания античных мыслителей. В фундаментальных трудах отечественных исследователей вокального искусства: Д.Л. Аспелунда, В.А. Багадурова, К.М. Мазурина, И.К. Назаренко и др. проводится системный анализ аспектов, касающихся историко-теоретических и объективно-практических граней художественного вокального исполнительства; научно-объективное оценивание историко-культурологического состояния данной проблематики; осуществляется возможность детализации, обобщения и классификации достижений выдающихся вокальных педагогов и исполнителей.
Восприятие вокального произведения, как единицы вокальной культуры и искусства возможно только при наличии исполнителей: вокалиста и концертмейстера. При этом оно представляет собой суммарную характеристику эпохи, стиля, жанра, а также индивидуальную интерпретацию исполнителя. Исполнители, актом прочтения, а точнее возрождения произведения, не механистически воспроизводят текст, но фактически являются творцами музыкальной информации. Лишь певец с развитыми: художественными приоритетами, вокально-исполнительской культурой, стилевым осмыслением, соответствующим темпераментом - готов к вокально-сценическому раскрытию во всей полноте драматургической глубины исполняемого произведения. Такое соединение синергетики поэтического слова и музыкальной палитры дает возможность вокальному искусству выступать зоной «сверхвысокого напряжения, концентрацией всех жизненных сил, интуиции и т.д. И то, что порождается всем этим, сродни потрясению, которое охватывает всех участников этого процесса» [6].
Исходя из этого, следует отметить, что важным блоком творческого, культурного и исполнительского потенциала обучающихся вокалистов представляет эстетическое сознание. Именно осознанное отношение к исполнительскому процессу способно в большой степени активизировать музыкантов, раскрыть перспективность креативного подъема, определить неизведанные доминанты. Осознанная направленность к культурно-творческому совершенствованию, сознательное стремление к постижению высот профессионального
мастерства характеризуются как несомненные показатели творческого и культурного роста обучающихся вокалистов.
Актуализируем максимально важные категории культурно -эстетического сознания, в значительной мере аккумулирующие внутренний потенциал обучающихся: интерес, потребности, вкус, способности, ценностные ориенталии. «Художественный интерес, олицетворяя творческий ресурс сознательной сферы, несет в себе потенциально-организующий элемент. Именно интерес активизирует сознание, чувственную и эмоциональную сущность личности музыкантов. Он может пронизывать всю видовую структуру деятельностной сферы, включая познавательную, ценностно-ориентационную, преобразовательную, коммуникативную и художественную категории» [5].
Таким образом, эстетический интерес, потребность, вкус необходимо рассматривать с позиций возможной их стимуляции творческой работы, так же как снижение уровня художественно-педагогического процесса или его крайняя непродуктивность характеризуются, несомненно, их низким потенциалом. Очевидно, что эстетический интерес, потребность, вкус доминируют как своеобразная эталонная точка и в организации учебно-творческого процесса, и в технологии формирования исполнительской культуры обучающихся вокалистов. Важно способствовать развитию, расширению структурных характеристик перечисленных дефиниций. Широкий круг эстетических интересов, потребностей, вкусов позволяет стимулировать познавательную, поисково-творческую работу, эстетическую деятельность обучаемых в целом [10].
Область эстетического интереса обучающихся, степень его активности, устойчивость, спектр и глубина проявления могут свидетельствовать о наличии соответствующих способностей, возможностей. Ю.П. Азаров подчеркивает, что эстетические интересы выступают своеобразным зеркалом способностей, духовно-творческого потенциала в целом [1].
Эстетическое сознание, эстетическая деятельность обучающихся вокалистов как во многом определяют вокально-исполнительскую культуру, так и являются ее отражением, своеобразным продуктом творческой личности музыканта. Чтобы стать проводником
композиторского информативного поля слушательской аудитории, исполнителю необходимо овладеть умением точного интонационного соответствия, зонного попадания в исполнении. Интонационное ядро -как важное средство художественно-эмоционального общения несет в себе большую культурно-информативную нагрузку, средоточие способов эмоционально-художественного взаимодействия со слушателем, формой передачи мотивационно-ценностных ориентаций. Интонирование в музыке, как проявление человеческой речи, сознания и мысли подробно освещено в работах выдающегося отечественного музыковеда академика Б.В. Асафьева. Введенный им термин «зерно интонации» позволяет раскрыть главный смысл музыкального произведения посредством заложенных в данном сочинении музыкальных доминант [2].
Благодаря возможности интонационно точного прочтения текста складываются звенья коммуникативной системы процесса музыкального воспроизведения: автор - исполнитель - интонационно-выразительные средства - воспринимающий. В процессе педагогического общения -обучения данная система дополняется еще одним звеном - педагогом-наставником. Эмоционально-слуховое восприятие произведения, его анализ - осмысление и практическая вокализация, как процесс вокально-исполнительского художественного творчества через эстетико-смысловое воздействие, получаемое исполнителем, комплексно осуществляют воспитание, информирование, познание, передачу опыта.
Теория вокального исполнительства - относительно новая область отечественной музыкально-педагогической науки. Среди основоположников понимания культуры вокального исполнительства как музыкально-педагогической науки являются корифеи вокального искусства прошлых веков: Дж. Манчини, Дж. Дюпре, М. Гарсия, Ф. Ламперти и др., подходивших к рассмотрению проблемы в непосредственной связи с музыкально-ценностными категориями общества, культурно-художественными критериями временных периодов.
Д.Л. Аспелунд в свою работу «Развитие певца и его голоса» включил главу, посвященную психологическому аспекту вокальной культуры. Он указывает, что «психология пения является наименее разработанным участком вокально-педагогической теории. В то же время весь процесс обучения, образования, воспитания неразрывно связан с
формированием психологии певца, все голосовые проявления человека всегда психологически обусловлены» [3]. Автор отмечает, что все теоретические концепции в области вокала сводятся к власти мышечной физиологии, а вопросам творческого мышления и художественным эмоциям отводится очень мало места. Согласно его определению, культура пения представляет собой синтез музыки, творчества, голосовой техники.
Многие теоретики вокала и известные певцы указывают на то, что только техническая работа над постановкой голоса не позволяет достичь желаемого художественно-творческого результата. Для осуществления плодотворного учебно-воспитательного процесса необходимо опираться на индивидуальный подход, открывающий путь к развитию и самосовершенствованию вокальной культуры исполнителя.
Анализ различных вокально-педагогических школ указывает на наличие разнообразной, полифоничной структуры, многоуровневого содержания певческой природы. Такие понятия, как «техника исполнения», «исполнительство», «исполнительское мастерство» не могут в себя вобрать разнообразный комплекс технических, художественно-образных, личностно-творческих, ценностно-
ориентационных, коммуникативных, познавательно-воспитательных элементов, связанных с профессиональной компетентностью обучающихся вокалистов. В подобных условиях наиболее адекватным понятием, раскрывающим многогранную природу профессиональной подготовки вокалистов, выступает культура вокального исполнительства.
Возможность овладения исполнительской вокальной культурой, как звеном общей профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта, непосредственно связана как с актом овладения профессиональным базовым комплексом в области теории и практики, приобретаемым в вокальном классе, так и с необходимостью развития индивидуально-личностного потенциала обучаемого, обусловливающего приоритет его профессиональной культуры. Профессиональные характеристики педагога-музыканта, это многогранное синтетическое единство его общекультурных и специально-профильных потенций. Пробуждение через любовь к музыке умения чувствовать и ценить ее красоту является первой ступенью в процессе развития творческих способностей, которые в свою очередь выступают гарантом
формирования определенных профессиональных и личностных качеств, в том числе исполнительской культуры.
Таким образом, осмысление проблемы овладения культурой вокального исполнительства в свете профессионального становления потенциального педагога-музыканта дает возможность акцентировать ведущие аспекты, характеризующие процессуальные положения данного процесса: - музыкальность, как потенциал культуры певческого звука через художественно-смысловое интонирование; - техногенность, как совокупность вокально-исполнительских знаний, умений и навыков через единство интонационно-образного восприятия и возможности жанрово-стилевого воспроизведения; - креативность, как интерпретационно-творческое понимание исполнительства; - артистизм, как возможная самоиндентификация; - рефлексия, как профессиональное смысло-осознание; - эмпатийность, как способность эмоционально-аффектного взаимодействия.
Перечисленные категории также дали основание рассматривать процесс овладения культурой вокального исполнительства как полиаспектную способность личности, характеризуемую взаимопроникновением когнитивного, деятельностного, креативного компонентов, являющих взаимосвязь комплекса общекультурных и специально-профессиональных знаний, исполнительских умений и навыков, сформированность которых гарантирует успешность осуществления компетентной педагогической деятельности.
Список литературы
1.Азаров, Ю.Л. Основы трансцендентальной педагогики. - М.: Новый Логос, 2000. -135 с.
2.Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В.Асафьев. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - 144 с.
3.Аспелунд, Д.Л. Развитие певца и его голоса. - М.: Лань, 2016. - 178 с.
4.Дмитриев, Л.Б. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 7. - М.: Музыка, 1984.
5.Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: уч. пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2000. -522 с.
6.Нургаянова, Н.Х. Педагогические условия формирования вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки: автореф. дис. ... канд. педагогических наук. - Казань, 2010. - 23 с.
7.Рапацкая, Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Москва, 1991. - 26 с.
8.Сетдикова, Ю.Б. Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Москва, 2006. - 24 с.
9.Шинтяпина, И.В. Художественно-творческие умения как компонент развития творческих способностей в процессе вокальной подготовки в ВУЗе // Наука, искусство, культура. - 2017. - № 3 (15). - С. 157-161.
10.Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования. -Москва, 2000. - 176 с.
MASTERING VOCAL EXECUTION IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER
MUSICIAN
I.V. Shyntyapina
Humanities and Education Academy (branch in Yalta), Crimean Federal University V. Vernadsky e-mail: [email protected]
The article deals with the issue of competence of future music teachers in the field of vocal performance, as one of the most important tasks of vocational education. In the system of professional training of the future teacher-musician, along with the disciplines of the theoretical unit, practical subjects, including vocal training, play an important role. The educational complex including psychological and pedagogical, educational, organizational, artistic and cultural training, indicates the leading in this list of professional and competence qualities of practical skills in the field of vocal and instrumental performance. Education in the vocal class involves mastering the culture of vocal performance.
Keywords: vocational training, teacher-musician, performing culture, vocal art.