Научная статья на тему 'Роль экологизации сознания обучающихся в образовательном процессе'

Роль экологизации сознания обучающихся в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / АКСИОЛОГИЯ / ПРОЕКТ / ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS / EDUCATION / ENVIRONMENTAL CULTURE / STUDENTS / AXIOLOGY / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козина Юлия Васильевна

Статья посвящена аналитическому обзору современного процесса формирования экологического сознания обучающихся высшей школы. Автором исследованы аспекты взаимосвязи экологического образования и экологической культуры, выделены ключевые направления реализации процесса образования в рамках аксиологии. Также определена роль проектного подхода как эффективного метода взаимодействия формирования экологического сознания обучающихся посредством изучения различных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS TRAINING IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article is devoted to the analytical review of the modern process of the formation of students' environmental consciousness. The author explores aspects of the relationship of environmental education and ecological culture, identifies key areas for the implementation of the educational process in axiology. The role of the project approach as an effective method of interaction between the formation of students' environmental consciousness and the process of studying other disciplines is also defined.

Текст научной работы на тему «Роль экологизации сознания обучающихся в образовательном процессе»

Выводы. Следовательно, проанализированные педагогические условия эффективной реализации модели развития всех составляющих профессионализма учителей русского языка и литературы понимаются нами как совокупность благоприятных, организационно-педагогических факторов, обеспечивающих достижение запланированных целей в ходе обучения в реальном педагогическом процессе.

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1993. - 288 с.

2. Глузман Н. А. Использование педагогического наследия как основы становления профессионализма будущего учителя Республики Крым // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № S1. -С. 39-43.

3. Картавая Ю. К. Развитие профессиональной компетентности учителей-филологов в системе последипломного образования Автономной Республики Крым: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». - Ялта, 2013. - 301 с.

Педагогика

УДК:378.37.033

кандидат филологических наук, доцент Козина Юлия Васильевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

РОЛЬ ЭКОЛОГИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Статья посвящена аналитическому обзору современного процесса формирования экологического сознания обучающихся высшей школы. Автором исследованы аспекты взаимосвязи экологического образования и экологической культуры, выделены ключевые направления реализации процесса образования в рамках аксиологии. Также определена роль проектного подхода как эффективного метода взаимодействия формирования экологического сознания обучающихся посредством изучения различных дисциплин.

Ключевые слова: экологическое сознание, образование, экологическая культура, воспитание, аксиология, проект.

Annotation. The article is devoted to the analytical review of the modern process of the formation of students' environmental consciousness. The author explores aspects of the relationship of environmental education and ecological culture, identifies key areas for the implementation of the educational process in axiology. The role of the project approach as an effective method of interaction between the formation of students' environmental consciousness and the process of studying other disciplines is also defined.

Keywords: environmental consciousness, education, environmental culture, education, students, axiology, project.

Введение. Одной из комплекса целей современного высшего образования является формирование экологической культуры студенческой молодежи, формирование навыков, фундаментальных экологических знаний, экологического мышления и сознания, основанного на отношении к природе как универсальной, уникальной ценности. Экологическая и культурологическая проблематика, основываясь на фундаментальных отношениях «человек-природа», не просто имеют много общего, а являются родственными. Культура, с одной стороны, представляет собой результат развития отношений человека и природы. С другой стороны -от уровня ее развития зависит такое важное для человечества обстоятельство, как способы и формы отношений и взаимодействия общества с окружающей природной средой. Экологическая ситуация в мире достаточно сложная и требует принятия определенных мер. Для возможности реализации их необходимо осознание как студенческой молодежью, так и всем обществом глубины и важности экологических проблем.

Проблемы формирования экологической культуры осмысливались и обсуждались многими исследователями. Среди них следует назвать таких ученых, как: Алилова К.М., Гладких Е.В., Гришаева Ю.М., Карабукаев К.Ш., Ларионова И.С., Желудева Е.В., Магомедова А.Н., Панина Г.В., Симонова И.Н., Цветкова И.В., Шклярук В.Я. и пр.

Не смотря на широкий круг вопросов, которые исследовались учеными по в рамках экологической культуры, малоизученным остается проблема формирования экологической культуры обучающихся высших учебных заведений в современных условиях информатизации и глобализации общественных процессов, что и обусловило выбор цели данной статьи.

Цель - выделить ключевые направления экологизации образования в рамках аксиологического подхода.

Изложение основного материала статьи. В образовательной системе перехода к устойчивому развитию ведущее место должно занять экологическое образование и воспитание. Ведь современная экология в наибольшей степени причастна к таким методологическим и мировоззренческим проблемам, как жить и выживать в условиях истощения природных ресурсов, загрязнения и прогрессирующей деградации окружающей среды. Главной задачей экологического образования и воспитания в этих условиях является формирование нового типа экологического сознания.

Невозможно отделить экологическую культуру от общей культуры человека. Экологическую культуру можно рассматривать как отдельную форму в структуре общей культуры. Высокий уровень экологической культуры предполагает умение оценить каждый фрагмент природы как часть глобального мира. Понимание направлений гармонизации отношений между человечеством и природной средой, которая постоянно меняется под влиянием антропогенного фактора, возможно только вследствие формирования экологического сознания. Способность обобщенного, целенаправленного, творческого отражения, делает человека способным действовать в соответствии с экологическими императивами - наличие экологического сознания, влияет на формирование мировоззрения. Таким образом, единственный вектор развития - формирование

нового экологического мировоззрения, экологического мышления, экологического сознания, экологической этики - составляющих экологической культуры [6, с. 15].

Элементы экологической культуры проявляются в различных сферах жизни общества: экономической, социальной, политической, духовной, нравственной. Формирование экологической культуры должно происходить в течение всей жизни средствами экологического воспитания, экологического образования, путем формирования экологического сознания и экологической ответственности с позиций экологического мировоззрения. Современное экологическое образование - это совокупность следующих компонентов: экологические знания, экологическое мышление, экологическое мировоззрение, экологическая этика, экологическая культура.

В экологическом воспитании обучающихся современных высших учебных заведений принимают участвие преподаватели, кураторы студенческих академических групп, тьюторы. Большое значение имеет также участие обучающихся в экологических акциях, встречах с учеными и представителями экологических организаций. Принципиально важным аспектом экологического воспитания является осознание обучающимися необходимости обеспечения экологически чистых условий производства.

Формирование экологической культуры начинается с осознания аксиологического значения экологических проблем. Как известно, индивидуальное и общественное сознание находятся в диалектическом единстве, то есть отсутствие аксиологической значимости экологической составляющей в общественном сознании отражается на индивидуальной, во время процесса социализации не происходит формирования экологического мировоззрения, экологической культуры и экологического сознания. Такое положение присуще именно трансформационному кризису, поскольку вынуждает широкий круг решать, прежде всего, вопросы ежедневного выживания, а не долгосрочных перспектив.

Экологическому сознанию присущ динамический социокультурный характер, что закрепляется в опыте человека и усваивается индивидуально. Он отображает окружающую среду и может трансформироваться. Этому способствует практика взаимодействия индивидов в процессе жизнедеятельности. Все это говорит о том, что экологическое сознание выступает предпосылкой к существенным изменениям во взаимодействии человека и природы [3, с. 37]. Именно поэтому первый шаг к экобезопасному устойчивому развитию -формирование экологического сознания на индивидуальном уровне, что обеспечит последовательный выход на уровень общественного экологического сознания. Возникает необходимость формирования новой системы экологических ценностей высшего уровня жизненного благополучия, а также инициирование прогрессивных видов экономической деятельности, направленных на предупреждение и преодоление экологических угроз, вызванных антропогенным и техногенным воздействием на окружающую среду.

Утверждение экологических приоритетов в общественном развитии происходит преимущественно в условиях высокой экономической культуры и деловой активности. Экологическое сознание - это глубокое, доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности их среды обитания. В мировоззренческом плане экологическое сознание являет собой высший уровень осознания человеком своего места и значения в эволюции биосферы в связи с бурным развитием науки и технологий [8, с. 16].

Формирование экологической культуры не сиюминутный, но весьма необходимый процесс. Придать этому процессу ускорение можно только при условии системного непрерывного и качественного образования. Просветительскую деятельность следует считать неотъемлемым, существенным звеном в системе формирования экологического сознания, а затем и необходимого уровня культуры отношений в системе «человек - природа».

Экологическое образование формирует экологическую культуру личности и общества в целом, что предполагает овладение знаниями о законах функционирования биосферы, умениями и навыками применять полученные знания в комплексе с профессиональными, формирование творческой деятельности по решению экологических проблем и экологически целесообразного, эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде [1, с. 33]. Неоспоримым является факт, что экологическое воспитание молодежи осуществляется в различных институтах - школах, колледжах, техникумах, вузах. Ведь только человек, осознавший себя как часть вселенной, психологически подготовлен к экологически целесообразной экологической деятельности [2, с. 3].

Необходимым условием развития личности является взаимодействие, совместная деятельность с другими участниками учебного процесса. Образовательная среда является условием реализации полученных знаний, влияет на формирование интересов, потребностей, мотивов. Динамично меняющиеся процессы в обществе требуют проектирования новой образовательной среды, которая должна отвечать современным тенденциям развития культуры, экономики, производства, технологий. Внедрение в образовательную среду технологии формирования экологической культуры путем экологизации сознания предполагает:

- анализ комплекса глобальных экологических проблем современности, синтез новой системы экологических морально-этических норм и принципов;

- системный принцип экологических знаний как базы для дальнейшего формирования экологического сознания человека, который будет отвечать общечеловеческим гуманистическим идеалам;

- однородность подхода в образовательной среде во всех видах учебной деятельности и при осуществлении будущей профессиональной деятельности;

- комплексный подход в экологическом образовании, что обеспечивает реализацию принципа «экологического образования в течение жизни», на всех этапах получения образования по уровням, в том числе и в высшей школе [4, с. 79].

Анализ литературы, освещающей проблемы экологического воспитания обучающихся вузов позволяет выделить ряд противоречий между:

- общественной потребностью в экологическом воспитании и недостаточным количеством разработок технологий и условий ее формирования;

- объективным наличием воспитательного потенциала средствами педагогики, который способствует положительному решению задач экологического воспитания обучающихся, и отсутствием научно разработанных концепций реализации этого потенциала [10, с. 74].

Раскрытие содержания экологического образования и воспитания должно базироваться на аксиологических ценностях. Информационный характер экологического образования и воспитания отражает технологические достижения общества. Ориентация на общечеловеческие ценности, идеи гуманизма,

демократии, гуманизации отношений человека с природой будет способствовать совершенствованию внутреннего мира человека.

Экологическое образование в высших учебных заведениях должно учитывать, что его первоочередная задача состоит в формировании научных представлений о биосфере, как уникальной оболочке Земли, где существует жизнь, а также связывать усвоение научных представлений о биосфере с развитием диалектического противоречивого единства «биосфера - человечество». Экологическое образование и воспитание должны ориентироваться на активное взаимодействие человека с природой, построенное на научной основе, на оценке человека как части природы, формировать научные представления о социальных корнях глобальных экологических проблем [7, с. 48].

Проблема взаимосвязи природы и общества тесно переплетается с широким кругом этических и эстетических вопросов. Окружающая среда и информационная социосфера, созданная человеком, должны рассматриваться как единое целое, подходя к оценке и характеристикам с экологических, экономических, социальных, законодательных, культурных и эстетических позиций [9, с. 125]. Экологическое образование и воспитание должны быть непрерывными и представлять собой подсистему в системе высшего образования.

Кроме вышеуказанного, стоит отметить, что экологизация образования включает: систему экологических знаний, систему умений и навыков по рациональному природопользованию, систему практических действий. Важным компонентом экологического образования является междисциплинарный подход: наличие во всех учебных дисциплинах экологических составляющих, что поможет будущему специалисту сформировать базу знаний, приближенную к конкретным проблемам, связанным с будущей деятельностью. То есть, междисциплинарный подход рассматривает экологические вопросы не в рамках отдельных дисциплин, а прежде всего как принцип, при котором все дисциплины учебного плана пронизаны идеями сохранения окружающей среды. Это дает возможность получить целостное представление об окружающей среде, вооружить будущих специалистов эффективными методами безопасного воздействия на него. Вследствие межотраслевого характера проблем, связанных с окружающей средой, подготовку кадров целесообразно осуществлять преимущественно на уровне специализации. Каждая специализация ставит собственные специфические задачи и требует своего подхода [8, с. 17].

Содержание экологического образования является педагогической категорией, которая в методологическом уровне понимается как педагогическая модель социального заказа, обращенного в учебный план. Ключевой фигурой в формировании экологической компетенции будущих поколений был, есть и остается педагог, для которого важным фактором в учебной деятельности является компетентность в процессе формирования у обучающихся экологической культуры посредством образования. Поэтому профессиональная подготовка педагогов, их экологическое образование, культура, готовность к природоохранной и эколого-натуралистической работе с обучающимися, гражданская позиция и, наконец, экологическая компетентность является важной составляющей профессиональной подготовки.

В современной экологической ситуации будущий специалист в определенной области должен обладать профессиональными знаниями, опираясь на собственное экологическое сознание, решать практические задачи в профессиональной сфере с учетом экологического фактора. Инновационные подходы к формированию экологической культуры требуют изменений содержательной (концепции обучения и воспитания, учебные программы, планы) и методической (формы, методы организации учебной деятельности, характер контроля) составляющих образовательной среды. Организация проектной деятельности, ориентированная на интересы и установки обучающихся, взаимосвязь теории и практики, коммуникативная деятельность обеспечивают профессиональное становление будущего специалиста. В этом аспекте интерес обучающихся может быть направлен на национальную составляющую экологической культуры, учитывающей исторический опыт этноса во взаимодействии с окружающей средой, его отношение к окружающей среде. Именно национальная экологическая культура является основой для экологического воспитания и экологического образования в течение жизни. Экологическая составляющая мировоззрения наряду с теоретическими знаниями может насчитывать бытовые знания в виде обычаев, традиций [5, с. 11].

Метод проектов является эффективным методом взаимодействия педагога и обучающихся высших учебных заведений в контексте непрерывного экологического образования. Этот метод используется для привлечения студентов к активной работе, в которой производиться умение независимо мыслить, критически анализировать и решать проблемы, навыки сотрудничать в группах [1, с. 31]. Суть использования проектного метода в формировании экологического сознания заключается в последовательном осуществлении обучающимися запланированных действий с целью успешного выявления экологических проблем (от локальных до глобальных), формирования у обучающихся готовности к деятельности в условиях экологического кризиса. Проектный метод в процессе формирования у обучающихся экологического сознания:

- обеспечивает использование знаний, вхождение процесса их изучения в конкретную, продуктивную, творческую, личностно значимую деятельность;

- актуализирует мотивацию изучения экологического состояния своего населенного пункта на основе обеспечения аутентичного характера его функционирования;

- активизирует учебную деятельность обучающихся, способствует реализации их личностного потенциала, повышению производительности их учебной и природоохранной работы;

- обеспечивает возможность автономного освоения форм самостоятельной исследовательской деятельности и природоохранной работы;

- формирует у обучающихся экологическую компетенцию, чувство ответственности за результат своей деятельности, готовность к участию в экологических акциях;

- обеспечивает эффективную подготовку обучающихся к природоохранной деятельности.

Выводы. Таким образом, формирование экологической культуры выпускника высшей школы предполагает наличие специально сконструированной учебно-воспитательной технологии в аспекте междисциплинарности. Ее сущность заключается в обеспечении постепенного движения от менее к более высокому уровню сформированности экологических ценностей, экологизации сознания. При этом сохраняется преемственность и непрерывность в процессе восхождения к новому более высокому типу экологической культуры на основе критического восприятия ее предыдущего уровня сформированности. Построение иерархической системы эколого-ценностных ориентаций носит закономерно логичный поэтапный характер: сознательное освоение эколого-значимого тезауруса; создание условий для

предоставления сумме полученных знаний целесообразного экологического направления и получения соответствующих умений. Полученная информация в дальнейшем подвергается рефлексивной эколого-ориентированной оценке с позиции объективно существующих типов взаимодействия человека и природы, осуществляется выработка более гуманного, более нравственного способа взаимодействия с природой.

Литература:

1. Алилова К. М. Экологическая культура в контексте познавательной культуры / Алилова К. М. // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2015. - № 3 (82). - С. 30-33.

2. Гладких Е.В. Способ познания мира через экологическую культуру / Гладких Е. В. // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2018. - Т. 9. - № 1. - С. 3.

3. Гришаева Ю. М. Экологическая культура в информационном обществе: к новым задачам образования / Гришаева Ю. М. // Вестник Международной академии наук (Русская секция). - 2014. - № 1. -С. 36-38.

4. Карабукаев К. Ш. Трансформация экологических традиций в экологическую культуру / Карабукаев К. Ш. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2017. - № 7-8 (6869). -С. 78-80.

5. Ларионова И. С. Экологическое образование - путь к экологической культуре / Ларионова И. С., Желудева Е. В. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2017. - № 9-10 (70-71). -С. 8-12.

6. Магомедова А. Н. Современное экологическое образование и его ориентация на культуру / Магомедова А. Н. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2016. - № 4 (108). -С. 14-17.

7. Панина Г. В. Экологическая культура как компонент профессиональной культуры современного специалиста / Панина Г. В. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2014. - № 3 (88). - С. 46-53.

8. Симонова И. Н. Экологическая культура студентов технических вузов / Симонова И. Н. // Образование и наука в современном мире. Инновации. -2017. - № 3 (10). - С. 15-20.

9. Цветкова И. В. Представления об экологической культуре современной молодежи / Цветкова И. В. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2017. - № 2 (40). - С. 124-130.

10. Шклярук В. Я. Экологическая культура как фактор самосохранительного поведения личности в современном социуме / Шклярук В. Я. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2017. - № 1 (65). - С. 71-75.

Педагогика

УДК 373.3

учитель начальных классов Курченко Анна Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ялтинская средняя школа-коллегиум № 1» (г. Ялта)

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ ВЕЛИЧИН В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Аннотация. В статье раскрыты и проанализированы методы знакомства с величинами в начальной школе, посредством общеметодического подхода, актуализированы знания о величинах, которые получили дети в дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: величина, математика, младший школьник, начальная школа, общеметодический подход.

Annotation. The article reveals and analyzes the methods of familiarization with the values in elementary school, through a general methodic approach, updated knowledge of the values that children received in preschool educational institutions.

Keywords: value, mathematics, elementary school student, elementary school, general methodical approach.

Введение. Программа начального курса математики, как уже отмечалось ранее, предполагает ознакомление с такими величинами, единицами их измерения, как длина, масса, емкость, площадь, время, скорость, стоимость, при этом каждая величина предусматривает методические особенности, отражающие ее специфику. Несмотря на это, существует общий подход (если мы рассматриваем величину как свойство предмета) и методика их изучения. Учитель, применяя единый методический подход, осознанно упрощает организацию деятельности обучающихся [10, с. 48].

Поскольку изучение величин является связующим звеном с реальной жизнью, то и при изучении этого понятия необходимо использовать конкретные ситуации из жизни младшего школьника. Обучающиеся выполняют простейшие действия сравнения объектов по выделенным признакам, выясняя что они одинаковы либо отличаются друг от друга [11]. Например, когда ребенок берет предмет в руки, он выясняет какой из них тяжелее, а какой легче, если предметы по массе явно отличаются друг от друга. Прежде, чем происходит знакомство с темой «Масса» школьники уже знают о том, что большинство предметов, которые их окружают связаны определенными отношениями: «легче», «тяжелее», «одинаковы» (арбуз тяжелее банана, яблоко легче дыни и другие) [13].

Изложение основного материала статьи. Изучение величин в курсе математики начальной школы имеет прикладной характер. Учащиеся знакомятся с непосредственным измерением длин отрезков, определяют вместимость сосудов, массу тел, учатся определять время по часам, даты по календарю, измерять площадь фигуры с помощью палетки [12]. Анализ методической литературы по формированию понятия «величина» в начальных классах позволил выделить следующие основные этапы в работе над величинами [10, с. 8].

Во 2 классе младших школьников знакомя с новой мерой измерения длины - миллиметром. Для мотивации введения новой меры длины учащимся предлагают с помощью линейки измерить длину разноцветных отрезков в задании № 2 [6, с. 10]. Выразить длину в сантиметрах дети не могут, так как число

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.