Научная статья на тему 'Становление и развитие экологического сознания и экологической культуры у студентов'

Становление и развитие экологического сознания и экологической культуры у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTAL AWARENESS / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY / ECOLOGICAL WORLD OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Татьяна Николаевна

Статья посвящена актуальной и открытой для исследований проблеме формирования экологического сознания и экологической культуры у студентов в процессе их обучения. Автор обосновывает актуальность и необходимость определения экологических проблем в стране, называет факторы их решения. Подчеркивается взаимосвязь экологического сознания и экологической ответственности, названы этапы формирования экологической ответственности, выделены педагогические условия формирования экологической культуры и экологического сознания у студентов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие экологического сознания и экологической культуры у студентов»

дисциплины «Педагогика» в вузе // Педагогическое образование и цифровая революция: теоретические и практические аспекты: сборник материалов XI учебно-методической конференции. - 2018. - С. 26-32.

9. Коломийченко Л. В., Груздева И. В. Социокультурная компетентность: ее культурологические аспекты, сущность, подходы к определению // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 1585.

10. Кондаков А. Системное мышление в цифровой экономике. Содержание школьного образования: вчера, сегодня, завтра // Учительская газета. - 2017. - № 42.

11. Милькевич О. А. Концептуальные основы внедрения инновационных процессов в региональную образовательную систему // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография. - Уфа, 2015. - С. 84-110.

12. Милькевич О. А., Скударёва Г. Н. Проблема преемственности оценки результатов образования на различных ступенях // Социокультурные вызовы: теоретическое осмысление и педагогическая реальность. -Орехово-Зуево, 2018. - С. 112-146.

13. Абрамкина О. Г. [и др.] Образовательно-инновационные технологии: теория и практика / под общ. ред. И. О. Кирикова. -Воронеж, 2012. - Т. 11. - 156 с.

14. Скударева Г. Н. Формирование профессиональной компетентности учителя общественно-активной школы: учеб.-метод. пособие для бакалавров, обуч. по направл. подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», пед. -слушателей фак. повыш. квал. - М., 2015.

15. Скударёва Г. Н., Павлова О. Г. Цифровое образование: от теоретического осмысления к реализации социального заказа // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2017. - № 4. - С. 150-157.

16. Юсупова Н. Г. Перспективы развития непрерывного образования педагогов Московской области // Начальная школа. -2014. - № 1. - С. 3-7.

17. Юсупова Т. Г. Задачи построения педагогического процесса // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - № 54-6. - С. 241-246.

Т. Н. Сафонова

УДК: [159.922:37.033]:378.18

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ

уществующие в нашей стране экологические проблемы специалисты в области экологического воспитания и образования обуславливают причинами социально-экономического характера. Экологическое неблагополучие обосновывают кризисным состоянием окружающей среды, низким уровнем или полным отсутствием экологической культуры, самосознания и ценностного отношения населения к природе.

Ученые связывают кризисную экологическую ситуацию в большей степени с нарушенными осознанными мировоззренческими и ценностными установками людей и в меньшей степени - с кризисом самой природы.

Решение экологических проблем необходимо осуществлять не только технически, но и посредством изменения поведения, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений, повышения экологической культуры большинства людей к природному окружению.

Стабильное и экологически благоприятное общественное развитие возможно при становлении экологического сознания и культуры, которые станут средством социального воздействия и обеспечат приоритет средово-го благополучия.

В науке определены факторы, дающие возможность решения проблем экологии, главными из них называются следующие: желание лично участвовать в деятельности по охране природы; быть готовыми психологически внедрять и использовать только технологии, характеризующиеся экологической безопасностью; владеть высокой экологической

культурой и экологическим сознанием, которые определяются как понимание проблем экологии с точки зрения их социальной значимости и безусловной связи с задачами в сфере политики, экономики, социологии.

Для учета и реализации вышеназванных факторов особую значимость приобретает экологическое образование, направленное на нравственное, культурное, экологическое становление личности. Следует отметить, что современное образование характеризуется экологической направленностью образовательных систем и предполагает преемственность в приобщении учащихся, студентов к научно-исследовательской деятельности, к самостоятельному творческому нахождению путей достижения позитивных изменений в окружающей среде.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании необходимости становления экологического сознания и экологической культуры у студентов в процессе их экологического образования.

Задачи исследования:

- выработать педагогические условия формирования экологической культуры и экологического сознания у студентов в процессе обучения;

- определить основные элементы экологически грамотного поведения студента.

Рассмотрев имеющиеся научные работы, можно констатировать тот факт, что проблемы, связанные с экологическим образованием, достаточно интенсивно исследовались учеными. Среди них - Н. Н. Вересов, С. Н. Гла-зачев, Д. Н. Кавтарадзе, И. Д. Лаптев и др. (содержание экологического образования); И. И. Кравченко, В. А. Лосев, Н. Г. Рыбалкин, Е. Д. Самочеев - изыскания, связанные с теоретическим обоснованием экологического образования. Работы И. Д. Зверева, Л. В. Моисеевой, К. А. Романовой, В. А. Сластенина, И. Т. Суравегиной, 3. И. Тюмасевой и др. освещают вопросы, касающиеся формирования экологической ответственности обучающихся, получающих профессиональное образование. Авторы Ю. К. Бабанский И. Д. Зверев, Т. А. Ильина, Д. Н. Кавтарадзе, Л. В. Моисе-

ева, И. Н. Пономарева, Е. С. Сластенин, И. Т. Су-равегина, 3. И. Тюмасева, И. Ф. Харламов, Г. И. Щукина и др. отмечают актуальность и комплексность проблемы формирования экологического сознания в системе образования. Таким образом, можно констатировать недостаточную освещенность проблем, связанных со становлением экологического сознания и экологической культуры у обучающейся молодежи, что делает их открытыми для дальнейших исследований.

Следует отметить своеобразие отношений человека с природой в ХХ-ХХ1 веках, в связи с которыми изменяется общественное мировоззрение, требующее пересмотра этических норм экологии для регулирования взаимодействия человека с окружающей средой. Ученые, политики, практики, общественники указывают на ответственность ныне живущего поколения за сохранение жизни на планете Земля в будущем. В настоящее время отмечается второстепенность экологических проблем и вопросов этического отношения человека к природе, что обосновывается более актуальными социальными вопросами в современной России. По авторитетному мнению академика Д. С. Лихачева, это снижает уровень экологической культуры в стране и обнаруживается как отсутствие взаимозависимости между нравственными, вещественно-культурными, экономическими ценностями [2, с. 11].

В связи с преобладающим в социуме прагматизмом и восприятием природы человеком на уровне пользы или вреда, наблюдается противопоставление человеком себя природе, что отрицательно сказывается на этических нормах поведения в природе и взаимодействии с ней по установленным правилам. Сегодня в стране все еще актуально нахождение определенных психолого-педагогических механизмов выравнивания сложившихся отношений между человеком и природой.

Природоотношение - это важная составляющая экологической культуры человека и, одновременно, сознательности личности. Всякое отношение (отношение к природе тоже) эмоционально, субъективно и проявляется

как поступки, практические действия, деятельность. Психологические, нравственные механизмы, оказывающие влияние на все сферы личности, а также познание природы, формируют сознательное отношение к ней.

Вопросы о становлении сознательного отношения к природе неразрывно связаны с положениями экологической этики. Термин «этика» впервые ввел Аристотель, определивший эмпирическую ориентированность этики как науки, направленную на изучение путей достижения человеком желаемых целей.

Различные аспекты экологической этики в той или иной степени рассматривали многие российские ученые: В. Е. Борейко в своем исследовании «Прорыв в экологическую этику» (2003 г.); С. Н. Глазачев в работе «Постулаты экологического образования» (1996 г.); С. Д. Дерябо, В. А. Левин в «Экологической педагогике и психологии» и другие.

Воспитание экологической культуры, по мнению современных ученых С. Н. Глазаче-ва, В. В. Сальниковой, О. Н. Яницкой и других, следует начинать рано, актуально - в школьные годы. Некоторыми из этих авторов раскрывается понятие «экологическая культура». С. Н. Глазачев трактует экологическую культуру как способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности. В. В. Сальникова считает, что экологическая культура - это результат педагогического процесса, имеющего своей целью формирование у школьников осознанной установки на взаимодействие с природой, совокупности экологических знаний о сущности взаимодействия с природой, умений и практических навыков разумного природопользования [3].

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать тот факт, что экологическая культура - это интегральная категория, включающая четыре взаимосвязанные и взаимодополняющие компонента: когнитивный (познавательный), ценностно-смысловой, эмоционально-эстетический, деятельностный, и рассматриваемая в плане формирования в единстве нескольких основных задач:

- широко пропагандировать знания о губительных последствиях загрязнения природной среды;

- соблюдать экологический подход в экономике и других сферах жизнедеятельности общества;

- формировать экологическое сознание.

Одним из важных компонентов экологической культуры, по мнению исследователей, считается экологическое сознание, дающее понимание и осознание своей ответственности перед природой. Этот компонент экологической культуры личности очень важно формировать у студентов в процессе обучения, так как он помогает не только овладевать знаниями, умениями, навыками в сфере охраны природы, но и формировать самосознание (мировоззрение).

Учитывая большую значимость становления и развития экологического сознания у студентов, следует отметить тот факт, что научных исследований, связанных с этим компонентом экологической культуры, недостаточно. Экологическое сознание (этико-когни-тивное отношение человека к природе) определяется как взаимодействие, построенное на персональной ответственности за рациональное природопользование, основанное на профессиональной компетентности [1, с. 13].

Практика взаимодействия со студентами убеждает нас в том, что эта важная составляющая экологического сознания является незрелой. Этот факт объясняется непродуманной и недостаточно действенной системой экологического воспитания и образования студентов и в целом всего населения, которое должно осуществляться как можно раньше и систематически. В условиях обучения и организации определенных психологических условий (новой развивающей образовательной среды, использования специализированных психолого-педагогических технологий развития) формируется и изменяется мировоззрение личности, устойчивый моральный облик современного человека, составной частью которого и базисом экологического сознания является экологическая этика. «Все уровни экологического образования должны быть выстроены таким образом, что-

20/<?/2-

бы обеспечивалась последовательность формирования экологического сознания - от первоначальной заинтересованности до необходимого активно мотивированного поведения» [7].

Авторами работ в сфере экологического воспитания и образования определены этапы формирования экологического сознания и ответственности, каждый этап, в свою очередь, является важной составляющей экологического поведения обучающегося:

I этап - познание, включающее разнообразные знания по различным дисциплинам: гуманитарным, естественнонаучным, а также экологические знания, относящиеся к знаниям о целостной картине мира;

II этап - нравственное отношение, включающее развитие нравственных образцов на основе имеющихся знаний, осознанную природоохранную деятельность и охрану здоровья человека;

III этап - поведение, предполагающее экологическую активность студентов, приобретение опыта деятельности. Между всеми этапами прослеживается взаимообусловленность и взаимосвязь. Приобретение знаний, освоение нравственных отношений и поведения осуществляется не только в процессе получения образования, большое влияние на эти процессы оказывают и другие факторы [1, с. 14].

Результативность процесса приобщения к экологической культуре и развития экологического сознания у студентов в ходе обучения возможна при соблюдении важнейших педагогических условий, а именно:

- выбор правильной позиции педагогами, приоритетный выбор ими этических основ экологического обучения студентов;

- обладание четкой идеологической направленностью на познавательную активность преподавателей и обучающихся;

- высокий уровень образованности студентов, в том числе в области содержания экологической деятельности;

- правильно построенный процесс обучения с использованием принципов системности, вариативности, витагенности (использование жизненного опыта для развития самого

человека, нахождение способа встраивания его в жизнь социума);

- применение инновационных развивающих форм обучения;

- обеспечение технологической организации процесса экологического обучения студентов;

- привыкание обучающихся к существующей экологической ситуации, обеспечение гибкости их экологического сознания, необходимого для будущей профессиональной деятельности [4, с. 15; 5].

Кроме названных педагогических условий, исследователи Н. С. Батукаев, и М. А. Ира-зова называют еще несколько важных педагогических условий, соблюдение которых будет способствовать не только формированию, но и повышению экологической культуры студентов:

- проведение научно-исследовательской деятельности; работы должны носить междисциплинарный характер и экологическую направленность;

- планирование мероприятий, связанных с обязательными презентациями работ экологической направленности;

- повышение экологической культуры преподавателей: имеется в виду развитие способностей и умений экологизировать процесс преподавания [6].

Обозначенные педагогические условия позволяют добиться качественного личност-но-профессионального развития студентов и формирования их экологического сознания и экологической культуры, особенно в результате их комплексного использования педагогами. При этом педагоги могут выполнять ряд функций, выделенных А. В. Гагариным и С. Н. Глазачевым в отношении формирования у учащихся эколого ориентированных ценностей, которые в полной мере справедливы в отношении студентов при формировании у них экологического сознания и экологической культуры:

- прогнозирующе-проектирующей - оценивание и прогнозирование существующих отношений и форм поведения студентов в системе «человек-природа-общество»;

- образовательной - целенаправленное обучение и развитие посредством освоения обучающимися эколого ориентированных ценностей;

- воспитательной - воспитание у студентов стремления и готовности воплощать в реальной практике знания;

- мобилизующей - способность при необходимости переориентировать обучающихся на совершение конкретных эколого ориентированных действий);

- регулятивной - осуществление контроля за освоением и реализацией обучающимися эколого ориентированных ценностей во взаимодействии с окружающим природным миром [7].

В настоящее время, по мнению исследователей, важна экологизация всех жизненно важных общественных сфер и, прежде всего, должен быть экологизирован сам человек. Это относится ко всем сферам его деятельности: производству, быту, воспитанию и обучению. Основанием для формирования сознательно-научного, этического отношения к проблемам экологии служит широкий круг информированности экологической направленности, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе. Приоритетность иного сознательного отношения к природе - это процесс продолжительный, напрямую связанный с разнообразными условиями жизнедеятельности общества: экологическими, социальными и другими. Не зависимо от будущей профессиональной деятельности студента, владение им экологической этикой, экологической культурой и экологическим сознанием важно и необходимо. Как справедливо отмечают Н. С. Ба-тукаев и М. А. Иразова, «если передача знаний, умений, навыков - задача специалистов, то формирование отношения к природе, целей и мотивов взаимодействия с ней, готовности выбрать экологически целесообразные стратегии деятельности - задача всех педагогов» [6].

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальной и открытой для исследований проблеме формирова-

ния экологического сознания и экологической культуры у студентов в процессе их обучения. Автор обосновывает актуальность и необходимость определения экологических проблем в стране, называет факторы их решения. Подчеркивается взаимосвязь экологического сознания и экологической ответственности, названы этапы формирования экологической ответственности, выделены педагогические условия формирования экологической культуры и экологического сознания у студентов в процессе обучения.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое сознание, природоохранная деятельность, экологическая ответственность, экологическое мировоззрение.

SUMMARY

The article is devoted to the actual and open for research problem of formation of ecological consciousness and ecological culture of students in the process of their education. The author substantiates the relevance and the need to determine the environmental problems in the country, calls the factors of their solution. The relationship between environmental awareness and environmental responsibility is emphasized, the stages of environmental responsibility formation are named, the pedagogical conditions for the formation of environmental culture and environmental consciousness among students in the learning process highlighted.

Key words: ecological culture, environmenttal awareness, environmental management, environmental responsibility, ecological world outlook.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иваньковская Н. А. Формирование эти-ко-когнитивных отношений к природе у студентов в процессе профессионально-экологического обучения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2006. - 29 с.

2. Осипова С. В. Формирование профессионально-экологической ответственности у студентов колледжа: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2004. - 26 с.

3. Пелецкая Л. А., Арустамов Э. А. Воспитание экологической культуры школьников - важнейшая задача системы образования

[Электронный журнал] // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. - № 3. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN317.pdf (доступ свободный).

4. Сафонова Т. Н. Педагогические условия формирования экологической культуры и экологического сознания у студентов в процессе экологического образования // Машиностроение и безопасность жизнедеятельности. -2013. - № 2 (16). - С. 13-16.

5. Сафонова Т. Н. Педагогические условия формирования экологической культуры и экологического сознания у студентов в процессе экологического образования // Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России: сб. тез. докл. Всероссийской межвузовской научной конференции VI Всероссийские научные Зворыкинские чтения. Муром, 14 февр. 2014 г. - Муром: Изд.-поли-граф. центр МИВлГУ, 2014.

6. Батукаев Н. С., Иразова М. А. Формирование экологической культуры и компетентности студентов [Электронный ресурс] // Педагогика высшей школы. - 2015. - № 3. -С. 60-62. - URL https://moluch.ru/th/3/archive/ 14/449/ (дата обращения: 27.01.2019).

7. Гагарин А. В., Глазачев С. Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация: учебное пособие [Электронный ресурс]. -М., 2012. - URL https://yandex.ru/search/?text= (дата обращения: 27.01.2019).

Т. В. Гильмидинова

УДК 37.01

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

[L

1 роблема комплексной оценки качества педагогических инноваций находится в перспективном поле научных исследований и до сих пор остается неразрешенной. При разработке методологических основ качества ученые сталкиваются с рядом затруднений. Так, инновационная деятельность в образовании носит субъективный характер, что создает сложности оценки ее неподдающихся формализации аспектов. Положительные и отрицательные последствия преобразований могут быть неоднозначными, по-разному восприниматься субъектами инновационной деятельности. Ее результаты могут быть как поддающимися измерению в реальном времени, так и отсроченными в нем, многозначными, неравномерно распределенными в инновационном процессе.

Понятие качества также может рассматриваться с различных позиций: как «интегральная характеристика», «единство внутренних и внешних характеристик» (Л. А. Беляева, С. М. Вишнякова); «степень достижения поставленных целей и задач» (В. А. Кальней, С. Е. Шишов), «соотношение цели и результата» (М. М. Поташник), «удовлетворение требований всех заинтересованных сторон» (Е. Н. Горчакова, Ф. Е. Поклонский), «информация о свойствах объекта» (А. Н. Колмогоров) и т. д. Качество описывается в рамках разнообразных подходов: процессуального, функционального, квалиметрического, динамического, административного, нормативного и других. Сложность оценки качества мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.