Научная статья на тему 'Педагогические условия развития профессионализма учителей-русистов в Крыму'

Педагогические условия развития профессионализма учителей-русистов в Крыму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / УЧИТЕЛЬ-РУСИСТ / РЕФЛЕКСИВНАЯ СРЕДА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PEDAGOGICAL CONDITION / PROFESSIONALISM / FORMATION / DEVELOPMENT / TEACHER-SPECIALIST IN RUSSIAN / REFLEXIVE ENVIRONMENT / CONCEPTUAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавая Юлия Константиновна

В статье определены, обоснованы и описаны педагогические условия формирования и развития профессионализма учителей русского языка и литературы Республики Крым. Автором выделены такие условия, как: учет образовательно-культурного аспекта Республики Крым; способность филолога к инновационной деятельности; непрерывность профессионального роста; наличие мотивации развития профессионализма учителя-русиста; информационное обеспечение образования учителей-филологов; рефлексивная среда для реализации стремления к саморазвитию, которые рассмотрены в аспекте концептуальной направленности, области применимости результатов и выводов, а также терминологической корректности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT FOR TEACHERS OF RUSSIAN IN THE CRIMEA

The article defines, substantiates and describes the pedagogical conditions for the formation and development of the professionalism of teachers of the Russian language and literature of the Republic of Crimea. The author singled out such conditions as: taking into account the educational and cultural aspect of the Republic of Crimea; the ability of a philologist to innovate; continuity of professional growth; the presence of a motivation for the development of the professionalism of a Russian teacher; information support for the education of teachers and philologists; reflexive environment for the realization of the desire for self-development, which are considered in terms of the conceptual focus, the field of applicability of the results and conclusions, as well as terminological correctness.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития профессионализма учителей-русистов в Крыму»

должны учитываться и условия деятельности, в частности социально-психологические особенности учащихся, и морально-психологическая атмосфера педагогического коллектива [1].

На профессиональное самочувствие будущего специалиста большое влияние оказывает организация учительского труда, с которым студенты сталкиваются во время производственной практики, это: и посильная нагрузка, и разумно составленный расклад, позволяющий выделить время для подготовки уроков, содержательного досуга и др.

Таким образом, одной из главных задач современной высшей школы педагогического образования России является подготовка будущих учителей начальной школы к непрерывному профессиональному совершенствованию, постоянного развития личностного потенциала в тесной взаимосвязи с духовными ценностями, развитию способностей к независимому мышлению, формированию у них интереса, потребности в самообразовании средствами информационно-коммуникационных технологий [3].

Интересной тенденцией, приобретающей популярность с каждым годом, на сегодня есть возможность студентов участвовать в международных образовательных программах, а также получать гранты развития, предоставляемых на обучение, исследования, участие в мероприятиях и тому подобное.

Учебные программы для студентов обычно не имеют узкой специализации и не включают исследования. Несмотря на это, возможности получить финансовую помощь от колледжа или университета, от общественной организации или от частного фонда достаточно высоки. У желающих продолжить свое образование как transfer student есть больше шансов получить финансовую помощь, чем у студентов, поступающих на первый курс. Следует отметить, что получить гранты могут только те студенты, которые хорошо владеют иностранным языком и имеют глубокие знания. Международные проекты для будущих учителей в большей степени направлены на: модернизацию учебно-воспитательного процесса; развитие и распространение новых учебных программ, учебных материалов; укрепление роли учителей в обществе и их вклада в развитие обучения и тому подобное [5].

Выводы. Таким образом, рассмотрение отдельных аспектов проблемы профессионального становления будущего учителя начальной школы через формирование стиля воспитательной деятельности убеждает: изменяются как внешние, так и внутренние условия профессиональной деятельности будущего учителя, параметры развития и критерии оценки его труда, растет требовательность к учителю со стороны общества. Учебно-воспитательный процесс в образовательной организации высшего образования должен быть направленным на оказание всесторонней помощи становлению будущего специалиста как педагога-профессионала, как воспитателя, совершенствование условий его жизни и деятельности, облегчение и ускорение процесса его социально-профессиональной адаптации.

Литература:

1. Зязюн И.А. Педагогическое мастерство: [учебник для вузов] / И. А.Зязюн, Л. В.Крамущенко, И.Ф. Кривонос. - М.: Высшая школа, 2017. - 349 с.

2. Ильченко О. В. Теоретические основы формирования профессиональной направленности будущих учителей / О.В.Ильченко // педагогические науки. - М:, 2006, ч. 2. - С. 246-250.

3. Кузнецов Ж.В. Основы стилевой поведения современного учителя: [учеб.-метод. Посиб.] / Ж.В. Кузнецов. - М: ППР, 2014. - 38 с.

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения: [уч. пособ.] / Н .В.Кузьмина. - М.: Высшая школа, 2017. - 119 с.

5. Орлов В.Ф. Теоретические и методические основы профессионального становления будущих учителей художественных дисциплин: автореф. дис. на соискание наук. степени д-ра пед. Наук: 13.00.04 "Теория и методика профессионального образования" / В.Ф.Орлов. - К., 2014. - 44 с.

6. Савченко О. Я. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов / А.Я.Савченко // Подготовка педагогических кадров к работе в условиях уровневой структуры и содержания начального образования: материалы Всеукраинской научно-практической конференции (Полтава, 23-25 апреля 2001г.). - Полтава: ПГПУ, 2001. - С. 8-10.

Педагогика

УДК [371.14:811.161.1](292.471)

кандидат педагогических наук, доцент Картавая Юлия Константиновна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЕЙ-РУСИСТОВ В

КРЫМУ

Аннотация. В статье определены, обоснованы и описаны педагогические условия формирования и развития профессионализма учителей русского языка и литературы Республики Крым. Автором выделены такие условия, как: учет образовательно-культурного аспекта Республики Крым; способность филолога к инновационной деятельности; непрерывность профессионального роста; наличие мотивации развития профессионализма учителя-русиста; информационное обеспечение образования учителей-филологов; рефлексивная среда для реализации стремления к саморазвитию, которые рассмотрены в аспекте концептуальной направленности, области применимости результатов и выводов, а также терминологической корректности.

Ключевые слова: педагогические условие, профессионализм, формирование, развитие, учитель-русист, рефлексивная среда, концептуальная направленность.

Annotation. The article defines, substantiates and describes the pedagogical conditions for the formation and development of the professionalism of teachers of the Russian language and literature of the Republic of Crimea. The author singled out such conditions as: taking into account the educational and cultural aspect of the Republic of Crimea; the ability of a philologist to innovate; continuity of professional growth; the presence of a motivation for the development of the professionalism of a Russian teacher; information support for the education of teachers and philologists; reflexive environment for the realization of the desire for self-development, which are considered in

terms of the conceptual focus, the field of applicability of the results and conclusions, as well as terminological correctness.

Keywords: pedagogical condition, professionalism, formation, development, teacher-specialist in Russian, reflexive environment, conceptual orientation.

Введение. Педагогические условия формирования и развития профессионализма учителей русского языка и литературы в Республике Крым является совокупностью устойчивых обстоятельств и требований образовательной среды, определяющие ход и специфику исследуемого процесса, направление на достижение оптимально возможных результатов индивидуализации совершенствования учителей-русистов с учетом их социальных и нравственных качеств.

Предпосылками совершенствования системы образования педагогов в Республике Крым являются: требования модернизации образования как общего, так и профессионального; необходимость учета в содержании постдипломного образования регионального компонента; индивидуальные потребности учителей-филологов в постдипломном образовании и личностно-профессиональном росте.

По мнению Н. А. Глузман, «среди приоритетных целей образования на первый план выносятся задачи развития личности с учетом ее внутреннего потенциала и в соответствии с лучшими культурно-историческими, технологическими достижениями человечества и национальными ценностями» [2, с. 40].

Формулировка цели статьи. Основной целью нашего исследования является определение, обоснование и описание педагогических условий формирования и развития профессионализма учителей-русистов Республики Крым.

Изложение основного материала статьи. Опираясь на положения, позиции и предпосылки построения и совершенствования системы постдипломного образования учителей русского языка и литературы, а также учитывая региональные особенности и перспективы развития системы образования, нами определены педагогические условия формирования и развития профессионализма учителей-русистов:

- учет образовательно-культурного аспекта Республики Крым;

- способность филолога к инновационной деятельности;

- непрерывность профессионального роста;

- наличие мотивации развития профессионализма учителя-русиста;

- информационное обеспечение образования учителей-филологов;

- рефлексивная среда для реализации стремления к саморазвитию.

Проанализируем каждое предложенное нами педагогическое условие.

1. Образовательно-культурный аспект формирования и развития профессионализма учителей русского языка и литературы в Республике Крым освещает проблему поликультурного образования и взаимодействия субъектов педагогической деятельности с внешним миром, социумом, которая в условиях полиэтничности и полиментальности Крыма приобретает особое значение. Образование в регионе является не только средством трансляции знаний, но и становится условием развития творческой личности, способной к адаптации в поликультурной среде.

Республика Крым Российской Федерации представляет собой сложное культурно-языковое пространство, в котором лингвистика играет роль фактора коллективного сосуществования. Языковая среда Крыма образована тремя полярными языками: русским, украинским и крымскотатарским, поэтому лингвистика в поликультурном мире формируется путем выявления признаков полилингвокультурной среды, что имеет свой культурный фон, культурно-историческое наследие и традиции.

Система постдипломного образования обеспечивает возможность личностного и профессионального роста учителей-филологов, самореализацию педагогов через взаимодействие с представителями различных этносов и конфессий. Одной из актуальных проблем образования на полуострове есть нетерпимость или интолерантность, обусловленная личным, национальным и религиозным высокомерием, враждебным отношением и общим мнением, которое отличается от собственного. Именно поэтому важным является направление и ориентация молодежи на жизнь в поликультурном мире, что предполагает воспитание межэтнической толерантности. Учитель русского языка и литературы должен понимать, что формирование толерантности у учащихся является сложным и длительным процессом, который охватывает весь период обучения в школе и за ее пределами. В результате этого процесса создается многокультурная среда как основа для взаимодействия личности с представителями других культур, формируются осознанные позитивные ориентации личности всех участников педагогической деятельности по отношению к собственной национальности и самовыражению.

В условиях поликультурной реальности учителю-филологу принадлежит ведущая роль в осознании школьниками своей жизненной позиции, развитии их мировосприятия и миропонимания. Обучение языку, соединенное с ознакомлением с культурными и социальными ценностями, может и должно служить прочным средством взаимопонимания между этносами.

2. Способность филолога к инновационной деятельности является важным условием развития профессионализма учителей-русистов в Крыму. Активизация учителей-филологов и их вооружение современными технологиями обучения - это путь к личностному росту, к творческой активности, к совершенствованию образовательно-воспитательного процесса ради развития личности учащихся. Необходимо отметить, что для того, чтобы развивать креативный потенциал школьников, сам учитель должен быть готовым к инновационной деятельности и владеть педагогической креативностью.

В системе постдипломного образования учителей русского языка и литературы приоритетным выступает развитие инновационной деятельности педагогов, которая связана с отказом от стереотипов в профессии, известных штампов и поиском новых способов решения педагогических задач. Инновационные процессы выражаются во введении новообразований в педагогические технологии и практику, преобразовании отдельных инициатив и новаций в механизм развития образования, что предполагает применение качественно новых форм и методов обучения. Для успешного осуществления инновационной педагогической деятельности необходимо, чтобы у учителя-филолога были развиты определенные интегральные личностно-профессиональные качества, которые формируются на основе установок сознания, педагогической позиции, уровня педагогической культуры, в частности любознательность, устойчивое внимание, воля, навыки самостоятельного поиска и обработки информации, креативность и поиск выхода из сложных ситуаций.

3. Непрерывность профессионального роста учителя русского языка и литературы является обязательным условием профессионализма и помогает разрешить противоречия между современными требованиями к педагогу как конкурентоспособному субъекту образовательного процесса и недостаточным уровнем профессиональной компетентности учителей-русистов. Система постдипломного образования в Республике Крым реализует потребность в постоянной актуализации полученных в результате образования знаний, вызванная неумением работать и решать в процессе педагогической деятельности непредвиденные сложные социальные и профессиональные задачи. Непрерывность образования является целостным процессом, что обеспечивает постепенное развитие профессионализма и творческого потенциала учителя-филолога. Постдипломное образование русистов ориентируется на опережение развития общества, профессиональной карьеры, личностных качеств; предусматривает последовательность и многовариантность профессионального педагогического образования. Поэтому кроме профессиональных компетенций в систему повышения квалификации входят сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного накопления и поиска информации, самообразование. Непрерывность образования направлена на всестороннее развитие личности, способной к творческому мышлению, быстрой адаптации к постоянно меняющимся условиям, эффективного решения профессиональных проблем.

4. Развитие профессионализма учителей-русистов напрямую зависит от потребностей и мотивации развития профессиональной компетентности филологов, от того значения, которое педагог придает этой деятельности. В современных психологических исследованиях по проблеме формирования и развития мотивов выделяют основные положения: мотивы возникают, развиваются и формируются на основе потребностей; они взаимосвязаны, относительно самостоятельны; мотивы поведения и деятельности человека индивидуально-специфические и изменчивые; мотивы могут быть осознанными и бессознательными; совокупность одновременно действующих мотивов деятельности образуют мотивацию действий и поступков человека; различают диспозиционную и ситуационную мотивацию, первая включает мотивы, потребности, цели, намерения, интересы человека, а вторая отражает стимулы, вытекающие из определенной ситуации.

Мотивация формирования и развития профессионализма учителя напрямую связана с источниками деятельности, которые, по мнению А. В. Петровского, могут быть разделены на три основные категории: внутренние, обусловленные структурой потребностей человека (потребность в активности, информации, познавательные потребности); внешние, обусловленные структурой общественных условий жизнедеятельности человека (побуждение, к которым относятся требования, ожидания и возможности); личностные, обусловленные структурой личности человека (интересы, стремления, убеждения, ценности) [1].

Особое значение для стимулирования развития профессионализма учителя-русиста имеет взаимосвязь внешних, внутренних и личностных мотивов. Важным показателем позитивного отношения человека к любой деятельности является интерес, который выступает как один из наиболее существенных стимулов освоения компетенций.

С точки зрения развития профессионализма мотивация не исчерпывается функцией побуждения активности учителя в познавательной деятельности, а охватывает весь процесс его профессионального развития. Наличие профессиональной мотивации предполагает, что учитель русского языка и литературы становится активным субъектом своей профессиональной деятельности.

5. Важным условием, обеспечивающим успешность реализации процесса формирования и развития профессионализма учителей русского языка и литературы, является информационное обеспечение системы постдипломного образования учителей-филологов, которое одновременно будет способствовать разрешению противоречий между постоянно изменяющейся информацией и невозможностью оперативной разработки учебно-методических комплексов дисциплин.

Использование информационно-коммуникационных технологий создает условия для углубленного изучения лингвистического материала. Поскольку традиционное изучение требует обращения к источникам, количество которых ограничено объемом печатных изданий, то компьютерные технологии, основанные на базах данных, текстовая и графическая информация которых в несколько раз превышает объем печатных источников, обеспечивает доступ педагогов и учащихся к широким массивам филологических исследований. Информационно-технические возможности позволяют знакомиться с новейшими изданиями в различных отраслях педагогической науки, способствуют анализу содержания научно-практических конференций и симпозиумов, что не может не развивать самостоятельное, критическое, профессиональное мышления учителей-русистов.

6. Создание рефлексивной среды с целью реализации стремления к саморазвитию является одной из существенных условий формирования и развития профессионализма компетентности педагогов, поскольку подразумевает достижение положительного стиля межличностных отношений в коллективе, организацию разнообразных ситуаций, которые требуют профессиональной рефлексии, ведь педагогический коллектив -наиболее чувствительный индикатор всех социально-психологических процессов.

В процессе создания рефлексивной среды и групповой (коллективной) психологии большое значение имеет овладение навыками коллективного мышления и согласования взглядов и мнений. Педагогический коллектив, который живет одинаковыми учебно-деловыми целями, получает обширную практику в коллективном обсуждении различных проблем, быстро вырабатывает свое мнение по любому вопросу, в результате чего достигается взаимодействие и взаимовлияние.

В педагогической деятельности взаимоотношения между членами определенной группы имеют характер сотрудничества, которое строится на рефлексивной основе. Рефлексия обеспечивает способность учителя правильно воспринимать требования других людей, коллектива, анализировать ситуацию, в которой находится и действует человек в связи с реализацией этих требований, возможности успешного их выполнения, умение планировать различные виды деятельности согласно внешних условий и внутренних возможностей, готовности предъявлять требования самому себе, умение блокировать негативные мотивы и сосредотачиваться на выполнении поставленных перед собой целей по самосовершенствованию [2].

Организация педагогического коллектива становится мощным рычагом системы образования, потому что он создает энергичную, эффективную и ответственную группу людей с большим потенциалом. Успешность учебного процесса зависит от способности создавать в коллективе такой микроклимат, который способствовал бы достижению результатов, позволял решать педагогические проблемы и осуществлять изменения, то есть способствует повышению качества образования.

Выводы. Следовательно, проанализированные педагогические условия эффективной реализации модели развития всех составляющих профессионализма учителей русского языка и литературы понимаются нами как совокупность благоприятных, организационно-педагогических факторов, обеспечивающих достижение запланированных целей в ходе обучения в реальном педагогическом процессе.

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1993. - 288 с.

2. Глузман Н. А. Использование педагогического наследия как основы становления профессионализма будущего учителя Республики Крым // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № S1. -С. 39-43.

3. Картавая Ю. К. Развитие профессиональной компетентности учителей-филологов в системе последипломного образования Автономной Республики Крым: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». - Ялта, 2013. - 301 с.

Педагогика

УДК:378.37.033

кандидат филологических наук, доцент Козина Юлия Васильевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

РОЛЬ ЭКОЛОГИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Статья посвящена аналитическому обзору современного процесса формирования экологического сознания обучающихся высшей школы. Автором исследованы аспекты взаимосвязи экологического образования и экологической культуры, выделены ключевые направления реализации процесса образования в рамках аксиологии. Также определена роль проектного подхода как эффективного метода взаимодействия формирования экологического сознания обучающихся посредством изучения различных дисциплин.

Ключевые слова: экологическое сознание, образование, экологическая культура, воспитание, аксиология, проект.

Annotation. The article is devoted to the analytical review of the modern process of the formation of students' environmental consciousness. The author explores aspects of the relationship of environmental education and ecological culture, identifies key areas for the implementation of the educational process in axiology. The role of the project approach as an effective method of interaction between the formation of students' environmental consciousness and the process of studying other disciplines is also defined.

Keywords: environmental consciousness, education, environmental culture, education, students, axiology, project.

Введение. Одной из комплекса целей современного высшего образования является формирование экологической культуры студенческой молодежи, формирование навыков, фундаментальных экологических знаний, экологического мышления и сознания, основанного на отношении к природе как универсальной, уникальной ценности. Экологическая и культурологическая проблематика, основываясь на фундаментальных отношениях «человек-природа», не просто имеют много общего, а являются родственными. Культура, с одной стороны, представляет собой результат развития отношений человека и природы. С другой стороны -от уровня ее развития зависит такое важное для человечества обстоятельство, как способы и формы отношений и взаимодействия общества с окружающей природной средой. Экологическая ситуация в мире достаточно сложная и требует принятия определенных мер. Для возможности реализации их необходимо осознание как студенческой молодежью, так и всем обществом глубины и важности экологических проблем.

Проблемы формирования экологической культуры осмысливались и обсуждались многими исследователями. Среди них следует назвать таких ученых, как: Алилова К.М., Гладких Е.В., Гришаева Ю.М., Карабукаев К.Ш., Ларионова И.С., Желудева Е.В., Магомедова А.Н., Панина Г.В., Симонова И.Н., Цветкова И.В., Шклярук В.Я. и пр.

Не смотря на широкий круг вопросов, которые исследовались учеными по в рамках экологической культуры, малоизученным остается проблема формирования экологической культуры обучающихся высших учебных заведений в современных условиях информатизации и глобализации общественных процессов, что и обусловило выбор цели данной статьи.

Цель - выделить ключевые направления экологизации образования в рамках аксиологического подхода.

Изложение основного материала статьи. В образовательной системе перехода к устойчивому развитию ведущее место должно занять экологическое образование и воспитание. Ведь современная экология в наибольшей степени причастна к таким методологическим и мировоззренческим проблемам, как жить и выживать в условиях истощения природных ресурсов, загрязнения и прогрессирующей деградации окружающей среды. Главной задачей экологического образования и воспитания в этих условиях является формирование нового типа экологического сознания.

Невозможно отделить экологическую культуру от общей культуры человека. Экологическую культуру можно рассматривать как отдельную форму в структуре общей культуры. Высокий уровень экологической культуры предполагает умение оценить каждый фрагмент природы как часть глобального мира. Понимание направлений гармонизации отношений между человечеством и природной средой, которая постоянно меняется под влиянием антропогенного фактора, возможно только вследствие формирования экологического сознания. Способность обобщенного, целенаправленного, творческого отражения, делает человека способным действовать в соответствии с экологическими императивами - наличие экологического сознания, влияет на формирование мировоззрения. Таким образом, единственный вектор развития - формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.