Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования экологической культуры старшеклассников'

Педагогические условия формирования экологической культуры старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ / УЧЕБНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / ENVIRONMENTAL GAMES / TEACHING AND PLAYING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикенева Ирина Валерьевна, Лутовина Екатерина Емельяновна

Статья посвящена решению актуальных проблем формирования и развития экологической культуры у обучающихся старших классов. Определена эффективность применения учебно-игровой деятельности при рассмотрении теоретических и практических аспектов экологизации мировоззрения старшеклассников. Выявлены и предложены вниманию читателей эффективные направления педагогического воздействия, определяющие экологическое воспитание будущих выпускников посредством реализации модели экологического образования: междисциплинарная концепция в развитии системы формирования экологических взглядов обучаемых; реализация принципов систематичности и непрерывности при изучении учебной экологосообразной информации; просвещение обучаемых в области улучшения окружающей природной среды; реализация взаимосвязи глобальных, национальных и краеведческих экологических проблем и возможных экологических опасных ситуаций при построении содержательной части учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE OLD SCHOOLS

The article is devoted to the solution of actual problems of formation and development of ecological culture in high school students. The effectiveness of educational and game activities in the consideration of theoretical and practical aspects of greening the world Outlook of high school students. Effective directions of pedagogical influence that determine the ecological education of future graduates through the implementation of the model of environmental education have been identified and proposed to the attention of readers: an interdisciplinary concept in the development of the system for the formation of environmental views of trainees; implementation of the principles of systematic and continuity in the study of educational environment-friendly information; educating trainees in the field of improving the natural environment; realization of interrelation of global, national and regional ecological problems and possible ecological dangerous situations at construction of the substantial part of educational process.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования экологической культуры старшеклассников»

Педагогика

УДК: 371

кандидат биологических наук, доцент Чикенева Ирина Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат биологических наук, доцент Лутовина Екатерина Емельяновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена решению актуальных проблем формирования и развития экологической культуры у обучающихся старших классов. Определена эффективность применения учебно-игровой деятельности при рассмотрении теоретических и практических аспектов экологизации мировоззрения старшеклассников.

Выявлены и предложены вниманию читателей эффективные направления педагогического воздействия, определяющие экологическое воспитание будущих выпускников посредством реализации модели экологического образования: междисциплинарная концепция в развитии системы формирования экологических взглядов обучаемых; реализация принципов систематичности и непрерывности при изучении учебной экологосообразной информации; просвещение обучаемых в области улучшения окружающей природной среды; реализация взаимосвязи глобальных, национальных и краеведческих экологических проблем и возможных экологических опасных ситуаций при построении содержательной части учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: формирование экологической культуры, экологическое образование, организация учебного процесса, экологические игры, учебно-игровая деятельность.

Annotation. The article is devoted to the solution of actual problems of formation and development of ecological culture in high school students. The effectiveness of educational and game activities in the consideration of theoretical and practical aspects of greening the world Outlook of high school students.

Effective directions of pedagogical influence that determine the ecological education of future graduates through the implementation of the model of environmental education have been identified and proposed to the attention of readers: an interdisciplinary concept in the development of the system for the formation of environmental views of trainees; implementation of the principles of systematic and continuity in the study of educational environment-friendly information; educating trainees in the field of improving the natural environment; realization of interrelation of global, national and regional ecological problems and possible ecological dangerous situations at construction of the substantial part of educational process.

Keywords: formation of ecological culture, environmental education, organization of educational process, environmental games, teaching and playing activity.

Введение. Среди многообразия направлений, которые сегодня актуализируются в образовательной среде, существует необходимость в создании экологосообразного образовательного пространства, которое представляет собой среду нового типа, позволяющую эффективно осуществлять рассмотрение теоретических и практических аспектов экологизации мировоззрения старшеклассников в рамках формирования экологической культуры у будущих выпускников.

Если рассматривать процесс воспитания у обучающихся старшего возраста природоохранного восприятия окружающей природной среды при осуществлении экологического обучения, то важно отметить, что в последнее время данная работа реализуется не в полном объеме, а ведется весьма фрагментарно. Так, старшеклассники имеют возможность получить некоторые представления в области экологических знаний, однако этого недостаточно, поэтому необходимо планомерно вести работу по развитию личностных учебных универсальных действий посредством педагогического влияния на духовно-нравственную сферу старшеклассника, а также обеспечить формирование ответственности и внутренней мотивации в области природоохранной деятельности.

При анализе возрастных этапов развития личности старшеклассников целесообразно отметить, что на повышение уровня сформированности экологической культуры обучаемых влияет полнота научных представлений о природосберегающих мероприятиях, природоохранной деятельности, возможностях обеспечения экологической безопасности.

Кроме того, большое значение имеют умения и навыки осуществлять наблюдение за окружающим природным пространством, умение вести экологический мониторинг, опыт организации акций, проектов и иных мероприятий, позволяющие повысить эффективность воспитательной работы в области экологизации личности старшеклассников.

В целом анализ целеполагания в экологическом образовании позволяет раскрыть следующие аспекты: развить экологическое сознание и мышление у обучаемых, сформировать экологическую культуру личности старшеклассника, создать условия для развития ответственности по отношению к природой среде.

На основе анализа теоретических и методологических аспектов, предложенных в научных трудах исследователей и педагогов, мы имеем возможность дать характеристику процессу развития экологической культуры старшеклассников и определить, что это сложная система взаимоотношений между природным, социальным и личностным миром.

Содержательная часть процесса взращивания экологически культурной личности старшеклассника включает осознанное освоение отношений в экологическом сообществе, нравственное отношение к природному богатству природной среды и природоохранное отношение к среде, в которой обитает обучающийся.

Под процессом формирования экологической культуры нами понимается необходимость в развитии следующих компонентов:

- развитие экологических представлений и углубление знаний обучаемых в области безопасной среды обитания людей;

- формирование умения осуществлять взаимодействия с природной средой, основанное на интеграции системы знаний, умений и навыков воспитанников;

- воспитание нравственных установок и эмоционально-эстетических переживаний, которые станут основой для развития положительного отношения к окружающему природному пространству.

Если действовать по пути включения экологического содержания в преподавание разных дисциплин, нет гарантии, что мы получим высокий результат, так как обучаемые будут делать основной уклон в изучении на базовые вопросы конкретного предмета.

Любовь к природе можно формировать посредством создания условий для восприятия природной среды при взаимодействии с ней. Такое осмысление окружающего пространства позволит развить у обучаемых такие качества как ответственность, бережное отношение к взаимодействию с окружающим миром, познавательный интерес к явлениям в природе, желание осуществлять природосберегающую деятельность.

В процессе экологизации мировоззрения обучаемых необходимо рассматривать природный мир в единстве (в комплексе его положительных и отрицательных естественных факторов и явлений) [2, 3].

Цель статьи - доказать эффективность педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование экологической культуры у старшеклассников:

- внедрение методов педагогического воздействия, которые будут способствовать совершенствованию умений в аналитической деятельности, умений обобщать и проводить умозаключения в рамках экологической тематики;

- внедрение метода решения экологических ситуационных задач, направленных на формирование природоохранного мышления у старшеклассников;

- применение интегрированного подхода к формированию когнитивной сферы обучаемого в области экологии и сбережения природных ресурсов;

- развитие мотивационной сферы старшеклассников и аксиологического восприятия окружающего природного пространства;

- применение способов выполнения поисковой и краеведческой деятельности при изучении экологических проблем, а также при выборе путей их решения;

- формирование эмоционально комфортных условий процесса освоения нового материала, создание ситуации успеха, благоприятного микроклимата в рабочих группах;

- обеспечение развития коммуникативных качеств всех участников учебно-воспитательной деятельности в рассматриваемой предметной области.

Изложение основного материала статьи. Анализ педагогического опыта позволил выявить, что эколого-педагогическая деятельность представляет собой совокупность профессиональных действий специалистов в сфере образования, которые направлены на организацию и реализацию педагогических условий, обеспечивающих экологическое воспитание обучающегося, способных положительно влиять на устойчивое развитие биосферы и общества, что может быть достигнуто посредством решения задач экологического содержания, воспитательная внеурочная деятельность в общеобразовательной организации, развитие у обучающихся представлений о динамической системе экологических идей, формирование ценностно-смысловой ориентации, экологического мировоззрения; привлечение к взаимодействию педагогических работников, родителей и иных партнёров и специалистов для поиска путей решения проблем экологического воспитания обучающихся [4, 5].

При рассмотрении ретроспективного анализа экологического воспитания нужно отметить, что его реализация предполагает сочетание современной педагогической практики и опыта внедрения разнообразных форм экологического педагогического воздействия.

Тенденции формирования экологического воспитания обучающихся в условиях общеобразовательной организации:

1. координационные действия образовательной организации направлены на обеспечение организации образовательного экологического процесса и рациональное использование и изучение окружающей природы;

2. реализация классно-урочных мероприятий, направленных на сочетание урочной и внеурочной деятельности обучаемых в условиях природной среды;

3. применение инновационных форм экологического обучения и воспитательного процесса, которые предполагают использование имитационных технологий, информационно-коммуникационных технологий; внедрение работы координационного общешкольного совета по охране и сбережению природы; экологический практикум, дискуссия, проектная деятельность и т.п.;

4. использование в практике экологического воспитания и образования интеграции со средствами массовой информации.

К основным показателям, указывающим на успешность в развитии экологической культуры обучаемых, мы отнесли следующие:

- повышенный интерес к проблемам экологического характера;

- уровень сформированности когнитивной сферы обучаемого в области экологических представлений;

- знание информации о глобальных экологических ситуациях в масштабе территории проживания;

- экологизация мировоззрения, которая проявляется в понимании глобальных эколого-биологических процессов в планетарном масштабе;

- повышение познавательной активности и познавательной деятельности при изучении дополнительного материала по экологии окружающего природного пространства;

- высокий уровень развития ответственности и понимание ценности природоохранной деятельности [6, 8].

Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры в учебно-игровой деятельности осуществлялась на базе МБОУ «Гимназия №3» г. Оренбурга.

По ходу выполнения опытно-экспериментальной работы нами были обследованы 50 старшеклассников. Группы обучающихся однородны по возрасту. В 10 «А» класс обучается 26 старшеклассников (экспериментальная группа), а в 10 «Б» классе - 24 старшеклассника (контрольная группа).

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась поэтапно: констатирующий; формирующий; контрольный этапы траления.

В период констатирующего этапа нами была проведена работа по изучению уровня сформированности познавательных результатов обучения старшеклассников в области экологической тематики, уровня

сформированности морально-ценностного отношения к природе у обучаемых старшего школьного возраста, уровня развития коммуникативных и организаторских навыков, проявляющиеся в организации природоохранных мероприятий.

Результаты диагностических процедур в процессе исследования.

1. Тестирование для оценки уровня сформированности познавательных экологических результатов обучения старшеклассников (по методу Е.И. Тупикина).

При анализе результатов тестирования установлено, что высокий уровень знаний демонстрируют 17% обучаемых в экспериментальной группе. Данные старшеклассники сделали правильный выбор варианта ответа в предложенных тестовых заданиях, смогли дать правильное определение понятиям и выбрали правильные действия.

Средний уровень демонстрируют 53% обучаемых. Данная группа обучаемых допустила затруднения или некоторые неточности при выборе ответа к тестам.

Низкий уровень знаний демонстрируют 30% обучаемых в экспериментальной группе. Данные обучаемые ответили неверно на многие вопросы теста. Они владеют фрагментарными представлениями в области экологического образования.

В контрольной группе нами также проводилось тестирование и при анализе результатов тестирования установлено, что высокий уровень знаний демонстрируют 22% обучаемых в контрольной группе. Данные старшеклассники сделали правильный выбор варианта ответа в предложенных тестовых заданиях, смогли дать правильное определение понятиям и выбрали правильные действия.

Средний уровень демонстрируют 45% обучаемых. Данная группа обучаемых допустила затруднения или некоторые неточности при выборе ответа к тестам.

Низкий уровень знаний демонстрируют 33% обучаемых в экспериментальной группе. Данные обучаемые ответили неверно на многие вопросы теста. Они владеют фрагментарными представлениями в области экологического образования.

На этапе формирующего фазиса траления нами были апробированы игровые формы обучения при организации и построении образовательного процесса с обучаемыми старшего школьного возраста.

Среди оптимальных средств в формировании экологической культуры обучаемых является игровая деятельность в рамках работы туристических объединений экологической направленности; основой деятельности которых является стремление изучить природу родного края, расширить и углубить эколого-биологические знания, реализовать научно-исследовательскую и практическую природоохранную деятельность.

Участие в экологических конференциях, когда обучаемые защищали проекты, которые были разработаны и выполнены по ходу выполнения туристско-краеведческой деятельности. Целесообразно, если обучаемые будут не только разработчиками проектов, но и экспертами творческих проектов, это будет способствовать развитию их поисковой, познавательной активности.

Участие в экологических акциях. Работа по экологическому воспитанию будет эффективной, если учитель включает в свою педагогическую деятельность практическую направленность. Обучающиеся могут принимать участие в экологических акциях, направленных на уборку берегов рек, территории парков, благоустройство территории для отдыха. Ценностным аспектом данной деятельности является возможность увидеть результат своих природосберегающих действий.

Участие в экологическом слете. Данный вид работы направлен на развитие научно-исследовательской компетенции, так как в рамках проведения слета обучаемые могут обмениваться результатами проведенных исследований, а также объединяться в новые научные коллективы.

Участие в экологических играх. Командная игровая деятельность позволяет обучаемым старших классов решать интеллектуальные экологические задачи, практические ситуационные задачи, осуществлять поиск выхода из экологически опасной ситуации.

Результаты диагностических процедур на контрольном фазисе исследования, проведенных после внедрения оптимальных форм решения проблемы экологизации мировоззрения старшеклассников.

1. Тестирование для оценки уровня сформированности познавательных экологических результатов обучения старшеклассников (по методу Е.И. Тупикина).

При анализе результатов тестирования установлено, что высокий уровень знаний демонстрируют 38% обучаемых в экспериментальной группе. Данные старшеклассники сделали правильный выбор варианта ответа в предложенных тестовых заданиях, смогли дать правильное определение понятиям и выбрали правильные действия.

Средний уровень демонстрируют 51% обучаемых. Данная группа обучаемых допустила затруднения или некоторые неточности при выборе ответа к тестам.

Низкий уровень знаний демонстрируют 11% обучаемых в экспериментальной группе. Данные обучаемые ответили неверно на многие вопросы теста. Они владеют фрагментарными представлениями в области экологического образования.

В контрольной группе нами также проводилось тестирование, при анализе результатов тестирования установлено, что высокий уровень знаний демонстрируют 22% обучаемых в контрольной группе. Данные старшеклассники сделали правильный выбор варианта ответа в предложенных тестовых заданиях, смогли дать правильное определение понятиям и выбрали правильные действия.

Средний уровень демонстрируют 45% обучаемых. Данная группа обучаемых допустила затруднения или некоторые неточности при выборе ответа к тестам.

Низкий уровень знаний демонстрируют 33% обучаемых в экспериментальной группе. Данные обучаемые ответили неверно на многие вопросы теста. Они владеют фрагментарными представлениями в области экологического образования.

Нами проведен сравнительный анализ результатов исследования, который позволил установить, что на контрольном фазисе исследования в экспериментальной группе значительно повысился уровень сформированности познавательных экологических результатов обучения старшеклассников.

Кроем того, нами выявлено положительное влияние на развитие уровня сформированности морально-ценностного отношения к природе у обучаемых старшего школьного возраста, уровня развития коммуникативных и организаторских навыков. У обучаемых наблюдается становление экологического мировоззрения, ответственное отношение к социоприродному окружению. Обучающиеся

продемонстрировали стремление участвовать в экологических мероприятиях, которые требуют знаний, умений, активности и решительности в природоохранных действиях.

Выводы. Установлено, что внедрение игровых форм обучения способствовало эффективности и результативности процесса формирования экологической культуры у обучаемых старшего школьного возраста, обучаемые стали более информированы о необходимости проведения природосберегающей деятельности и изменения экологического сознания у населения.

Таким образом, нами сделан вывод о том, что результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают эффективность выбранных форм и методов формирования у старшеклассников экологической культуры в учебно-игровой деятельности.

Литература:

1. Байкова, Л.А. Технология игровой деятельности / Л.А. Бойкова - Рязань, 2004. - 176 с.

2. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников / Г.В. Буковская. - Тамбов: Школьная пресса, 2009. - 235 с.

3. Гельфан, Е.М. От игры к самовоспитанию / Е.М. Гельфан, С.А. Шмаков - М.: Педагогика, 2001. - 132 с.

4. Гирусов, Э.В. Экология и культура / Э.В. Гирусов, И.Ю. Широкова. - М.: Дрофа, 2009. - 195 с.

5. Иоганзен, Б.Г. К постановке экологического обучения и воспитания в средней школе / Б.Г. Иоганзен // Проблемы экологического образования в школе. - М.: Просвещение, 2009. - 136 с.

6. Куликова, С.В. Взаимосвязь учебного и свободного времени в формировании экологической культуры подростков (на материале деятельности сельских малокомплектных школ): автореф. дис. канд. пед. наук / С.В. Куликова. - Брянск: ТэкоЦентр, 2003. - 21 с.

7. Новоселова, С.Л. Классификация экологических игр / С.Л. Новоселова. - М.: Новая школа, 2004. - 158 с.

8. Тупикин, Е.И. Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: учеб. пособие / Е.И. Тупикин. - М.: ЦДЮТур Минобразования России, 2004. - 121 с.

Педагогика

УДК 378.09

кандидат педагогических наук, доцент Чуйкова Элина Сергеевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Самарский филиал (г. Самара)

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ПОДГОТОВКУ КАДРОВ?

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки педагогических кадров, способных обучать и консультировать различных специалистов по вопросам написания академических текстов на иностранном языке. Работа в данной сфере вскрывает основные препятствия на пути реализации программы обучения языковых студентов в российских вузах: отсутствие требований в образовательном стандарте к обязательному владению иностранным языком в академических целях и отсутствие достаточных проектных площадок для практики данных специалистов еще на этапе обучения. В статье описываются специальные условия организации данной практики и примеры их реализации.

Ключевые слова: академическое письмо, тьютор по академическому письму, условия обучения письму.

Annоtation. The paper is focused on a professional training for writing teachers, i.e. specialists who are prepared for tutoring various students in writing academic papers in a foreign language. The analysis of the educational practice in Russian higher institutions allows naming two main obstacles that prevent implementation of the necessary teaching strategies. Firstly, Russian educational standard includes no requirements for academic literacy of the language students in writing in a foreign language. Secondly, practice for future writing teachers is limited by an insufficient number of global projects in academic writing.

Keywords: academic writing, writing teacher, teaching writing strategies.

Введение. В большинстве ведущих отечественных педагогических журналов поднимается вопрос о подходах и методах повышения уровня академической грамотности молодых ученых в области письменной речи на английском языке. Необходимость в хорошем владении академическим английским языком диктуется процессами, происходящими в высшем образовании, в частности, интернационализацией образования и науки. Современному исследователю вменяется в обязанность быть не только профессионалом в своей сфере, но и владеть иностранным языком на уровне, достаточном, чтобы «уметь общаться с зарубежными коллегами в виртуальном и реальном пространствах, а также создавать публикации на английском языке» [3, 33]. Однако, даже в ситуации высокой востребованности в образовательных стандартах не прописаны требования к академической грамотности, в частности к грамотности иноязычного академического письма.

В публикациях последних лет рассматривается направление индивидуальной поддержки исследователей в системе Письменных центров России [6, 13, 16], предлагается пересмотр задач, тактик обучения академическому языку [2], частично затрагиваются вопросы обновления методики обучения стратегически важным форматам академического общения [7]. Тем не менее, не поднимается первоочередной вопрос о необходимости введения курса академического английского как обязательной дисциплины в рамках подготовки новых кадров - преподавателей английского языка. Тщательное изучение проблемы формирования академической грамотности в сфере иностранного языка подводит нас к логичному решению: интернационализация начинается со студентов-педагогов, которые смогут научить специалистов других областей только при условии, что им самим дали базовые знания академического языка, обучили азам академического письма и методике формирования этих универсальных умений у различных категорий обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За рубежом существует специальность writing teacher - обучающий письменному аспекту речи [12, 14, 15, 17]. Данная специальность требует особых знаний и умений в сфере обучения иноязычной письменной речи. Фактически, преподаватели, которые могли бы оказать профессиональную поддержку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.