целом прочитывалась как единый сложный силуэт. Композиция строилась только на разности (контрасте) форм элементов, составляющих группу. Можно ли помимо различия по форме каждого светильника добавить и их различие по цвету? Если цвет локальный, не разбивает форму, то да. В этой группе, состоящей всего из четырех светильников, такой прием возможен (рис. 4б). Он делает композицию богаче, сложней, но одновременно и более дробной, более мелкомасштабной, так как ослабляется восприятие общего силуэта, целиком группы, и тем сильней, чем сильней контраст между светильниками по светлоте. В том случае (рис. 4 в), когда на форме имеется еще и рисунок, он ослабляет действие форм, формы воспринимаются не так четко, кроме того, он начинает спорить с основной композиционной темой -сопоставлением форм, отвлекает внимание, начинается сравнение характера рисунка на каждом светильнике.
Список литературы
1. Sketching: Drawing Techniques For Product Designers - Koos Eissen, Roselien Steur and BIS Publishers, China, 2007. 243 с.
2. Васин С.А., Талащюк А.Ю., Бандорин В.Г., Грабовенко Ю.А., Морозова Л.А., Редько В.А. Проектирование и моделирование промышленных изделий. Учебное пособие для вузов. М: Изд. "Д. Аронов", 2004. 690 с
3. JoserM. Garrofe. Structural packaging - Index book. 476 с.
4. O'ralov А., Po'latov Х., Miryusupova М. Arxitekturaviy loyihalash asoslari uchun darslik. T: Изд. «Noshir», 2010. 205 с.
РОЛЬ «ДУТАРНЫХ МАКОМОВ» В УЗБЕКСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ Турабоева Б.Р.
Турабоева Башорат Рахмонжановна - преподаватель, кафедра национального пения, факультет народного творчества, Институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: тот факт, что дутор является одним из очень древних инструментов, хорошо известен нам из древних рукописей и археологических исследований. Дутороподобные двухструнные музыкальные инструменты, найденные в Хорезмской области, свидетельствуют о том, что дутор был создан более двух с половиной тысяч лет назад. В то время, конечно, на этом инструменте исполнялись разные мелодии, создавались произведения. Исходя из этого, можно сказать, что некоторые классические произведения, созданные для исполнение на дуторе, являются очень древними. И на сегодняшний день можно сказать, что определенная часть этих произведений дошла до наших дней. В данной статье дана информация о "Дутарных макомах" и их роли в узбекской классической музыке.
Ключевые слова: дутор, маком, музыка, произведение, Курд, Каддим хамлиги, Урганжи.
УДК 78.023
В связи с появлением в истории классической музыки макомных категорий Шашмаком и подобных произведений, ведущее место стали занимать такие музыкальные инструменты, как танбур, дутор и дойра. Различные проявления этих
музыкальных инструментов известны у многих народов. Но в тембро - акустической структуре наших танбура, дутора, дойры, а также в звуках исполняемой в них мелодии отражаются уникальные тона макома. Дутор был усовершенствован исполнителями и мастерами на протяжении многих лет. Не будет ошибкой сказать, что дутор альт был создан на основе Северного узбекского дутора бахши. Потому что они близки друг к другу в плане компактности. Бахши, живущие на юге нашей страны, в частности в Кашкадарье и Сурхандарье, поют дастаны на домбире. Однако усовершенствованная дутор прима по своей форме близка к домбре, что делает ее удобной для воспроизведения светской музыки и произведений узбекских композиторов за счёт соединения штрихов. Но в области традиционного исполнения дутор занимает важное место среди музыкальных инструментах. В исполнении ансамбля действует как фундамент [1].
В древние времена главным и ключевым инструментом Хорезмской классической музыки был дутор. А с проникновением принципов Шашмакома танбур выходит на главное место. С этого момента начинается разделение макомов Хорезма на танбурные и дуторные. Существует ряд свидетельств, доказывающих принадлежность «Дутарных макомов» к более древним традициям Ургенча. Например, под названием «Дутарных макомов» есть несколько произведений, как «Каддим хамлиги», «Курд» и другие классические мелодии и песни приписываются как «Урганжий». В связи с этим можно принести информацию о том, что главный макомистов дворца Кокандских ханов учился в Ургенче 18 лет, а также он и его ученики исполняли на Ферганском стиле некоторые произведения «Дутарных макомов» как «Мискин» и «Аликамбар».
В структуре категорий макомов на дутаре наблюдаются четыре опорные точки. Главный раздел, который они носят в названии этого макома, - это Зихий Наззора, Урганжий, Мискин, Раховий и другие. Главная часть является центральной и первобытной частью каждого макома. В макомах на дутаре такая базовая точка одна. Только в единственном Зихий Наззора находится маком Урганжи. В Шашмаком и Хорезмской шесть с половиной макомах их много, и они находятся внутри макома. В макомах на дутаре также звучат стихи в духе похвалы, напоминающие в главных частях Хорезмских шесть с половиной макомов и Шашмаком [2].
Одной из особенностей музыкального ландшафта этого периода является то, что макомы дутора и танбура начинает развиваться в двух независимых направлениях. Исходя из старого, макомы дутора были определены как "открытая" система. Новые макомы танбура, введенный представителями школы Ниезжона Ходжи, был решен в стиле "закрытой" системы.
В 70-х годах XIX века под руководством Феруза хана было проведено большое творческое исследование по написанию макомов Хорезма. Феруз передает эту работу одному из ведущих поэтов, музыкантов и хафизов Хивы Полвонниёзу Мирзабоши (литературный псевдоним: Комил Хорезми). Запись, в которой изображены несколько мелодий из макома Рост, была полностью составлена из макомов Хорезма под руководством его сына Мухаммада Расула Мирзабаши. Это было названа среди местных музыкантов как «Танбурские линии», а в научных источниках как «Хорезмская танбурная нота» и «Хорезмская табулатура» [3].
Открытие новых копий табулатуры показало, что в Хорезме, в дополнение к системе шести с половиной маком и другие классические произведения были записаны на древнюю ноту. В 2002 году стало известно, что у Хафиза Олланазарова была копия табулатуры, состоящая из 168 страниц [4]. Здесь, в дополнение к работам по хорезмской системе шести с половиной макомов, было обнаружено, что существуют и более отдельные «Дутарные макомы». То есть данные произведения исполняются под аккомпанемент инструмента дутор. Значение этого издания заключается в том, что песни макомах танбура и дутора написаны с полными поэтическими текстами. И в более чем десятке экземпляров, найденных ранее,
64
поэтические тексты были даны не полностью, а "Дутарные макомы" вообще не встречаются. Оригинал этого уникальной табулатуры сейчас хранится в Государственной консерватории Узбекистана.
Согласно списку, Макомы на дутаре состоит из 6 категорий. А в этой категории есть 27 наименований песен [5]. Перечислим некоторые аспекты "Дутарных макомов":
1. Пение и музыкальные партии в свободной системе;
2. Порядок в системе макомов специфично. Один из них Ирок, и он семикратный. Пять из них называются Урта Ифори, Нигорон, Оромижон, Буй Мухаммад, Саклансин. Остальные два склонения не имеют имени. Следующие произведения называют Чапандоз, Мугилча, Навои, и они имеют 6 склонений, названия склонений не известны. Садри Ирок, Рохавий и Орази Бом имеет 3 склонений. Ташниз, Маджнундали 4 склонений, Охёр и Мискин 2 склонений, но ни одного название не известно.
3. "Дуторные макомы" начинаются не от главной части, а начинаются от Накша, Талкин и заканчиваются Уфорами.
4. Структуры усулей относительно другими Хорезмскими макомами просты. Следует отметить, что фраза "Дуторные макомы" не означает только мелодии,
предназначенные для этого инструмента. Возможно, в целом это означает более широкое распространение макомов за пределами дворца. Об этом также свидетельствует найденный новый экземпляр табулатуры. Отмечается, что в дополнение к пяти категориям макомов дворца - Рост, Бузрук, Наво, Дугох и Сегох, отмечены еще семь макомов, каждый из которых идентифицируется независимыми именами и усулями. Таким образом, "Дуторные макомы" включали в себя множество произведений песен и мелодий. Обозначение макомов с танбуром и дутором указывает на то, что дворец и традиции за его пределами также были замечены в независимых местах.
Список литературы
1. Турабоева Б. Р. «Дутор и его роль в Хорезмской музыкальной исскустве». «Вестник науки и образования». № 13 (91), 2020.
2. Махмудова Ф.Н. «Макомы на дутаре». «Проблемы современной науки и образования». № 4(137), апрель 2019.
3. Матякубов М.Ж. «Танбурная нотация». «Вестник науки и образования». № 14 (50), 2018.
4. Матёкубов О. «Макомот». Тошкент, 2004.
5. Зияева М. «Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения». «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.