Научная статья на тему 'ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ АНСАМБЛЯ В ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРАХ'

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ АНСАМБЛЯ В ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛЬ / ОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ ПРИБОР / ГРУППА СВЕТИЛЬНИКОВ / МАТЕРИАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абкеримов Саид Абдулджелимович

В данной статье рассматриваются методические аспекты построения ансамблевых композиций в осветительных приборах. Их взаимосвязь по материалу, форме, цвету и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ АНСАМБЛЯ В ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРАХ»

трубочек, спиралей, кораллов, металлических листьев, бутов и зёрен, как и в других украшениях. О способе ношения «БОДОМ ОЙ» есть разные мнения: одни считают его головным украшением, другие - парной височной подвеской [1, с. 118].

В Хорезме женские украшения имеют свой неповторимый дизайн. Так, например, Такьядузи, один из женских головных уборов, выполнен из множества мелких пластин из метала, которые, вкупе с подвесками, образовывают форму военного шлема. Также уникальной отделкой отличаются специальные футлярчики для оберегов, Тумор. Кроме украшения эмалью, туморы так же часто покрывают текстами молитв. Подвески в форме листочков, плоских пластинок, монет, нанизанных в большом количестве на нити, закреплялись на головных уборах. Считалось, что звон, который они издавали во время движения, отгоняет злых духов и оберегает женщину. Всё в той же Хорезмской области беременной женщине принято дарить кулон в виде сердца, «асык», которое украшено особым знаком «чахар-чорах», перекрестьем.

Изучение ювелирного искусство позволяет использовать его как исторический источник, как художественное наследие и как часть художественной культуры, на основе которой складываются традиции.

Список литературы

1. Сазонова М.В. Украшения узбеков Хорезма. В кн. «Традиционная культура народов Передней и Средней Азии». Сб. МАЭ, XXVI. Л., 1970.

2. Марченков В.И. Ювелирное дело. М., 1990.

3. Абдуллаев Т., Фахреддинова Д., Хакимов А. Песнь о металле. Т.: Изд. литературы и искусства имени Г. Гуляма, 1986.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ АНСАМБЛЯ В ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРАХ Абкеримов С.А.

Абкеримов Саид Абдулджелимович - старший преподаватель, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются методические аспекты построения ансамблевых композиций в осветительных приборах. Их взаимосвязь по материалу, форме, цвету и т.д.

Ключевые слова: ансамбль, осветительный прибор, группа светильников, материал.

Любой предмет почти никогда не существует отдельно, а, как правило, всегда является частью более крупного целого, а она, в свою очередь, элементом системы более сложного и высокого уровня.

В любом ансамбле его композиционное единство достигается за счет тех же закономерностей, за счет тех же средств их достижения, что были установлены для отдельных предметов: за счет выявления главного, второстепенного, за счет соподчиненности и гармонического отношения частей между собой и к целому и т.д.

Однако построение ансамбля имеет и свои особенности, свои специфические принципы и закономерности.

В решении форм самих предметов, составляющих ансамбль, также есть специфические особенности.

Если композиция отдельной вещи строится «внутри» самой вещи, на отношениях

ее частей между собой и к целому, то в ансамбле композицию необходимо строить, прежде всего, между предметами, либо группами предметов как частями целого, добиваться их взаимосвязи.

При этом могут быть выявлены и установлены следующие закономерности:

• если отдельный предмет может быть более сложным, богатым по форме, по сочетанию материалов, цвета и др., то предмет, входящий в группу, должен быть проще, лаконичней, ясней; сложность и богатство - в самом сочетании предметов;

• в большом многопредметном ансамбле, построенном на сочетании групп предметов, уже сами эти группы должны быть цельней, однородней, выразительней, определенным образом соотнесены друг к другу;

• чем многопредметней группы, входящие в ансамбль, тем сложнее и множественней связи между предметами в них, там образуются свои подгруппы;

• предметы, входящие в ансамбль, должны строиться с учетом закономерностей построения больших и малых форм.

Для того чтобы убедиться в справедливости вышесказанного, рассмотрим несколько примеров.

В отдельном самостоятельном светильнике, изображенном на рис. 1а, композиция строится на пропорциональном отношении двух его частей - на противопоставлении тонкой несущей вертикальной верхней части и несомого наполненного горизонтального объема - нижней. Можно ли из подобных сложных и скомпонованных по отдельности светильников составить единую группу?

Рис. 1б убедительно показывает, что каждый светильник настолько сложен, многообразен и богат по форме, что «живет» самостоятельно, вне всякой композиционной связи с другими светильниками группы. В целом - очень сложное, неясное, никак не задуманное, случайное сочетание богатых форм.

На рис.1в группа также из трех разных светильников, но составлена она из очень простых, четко читаемых односложных геометрических фигур: конуса, шара, цилиндра. Каждый элемент, входящий в группу, благодаря ясности, четкости и односложности своей формы, подчеркивает форму других соседних элементов.

Далее посмотрим, возможно, ли при составлении композиции из нескольких групп прежнее построение внутри группы. Каждая группа (рис.2) в отдельности внутри себя имеет свой замысел построения и группы разные, но эта разница не сразу улавливается, и хотя светильники и объединены в группы, но сопоставление ведется не между группами, а по-прежнему между отдельными светильниками в группах.

а

б

а

Рис. 1. Пример построения ансамблей из предметов различной формы

,й / Ь I

Рис. 2. Составление композиции из нескольких групп

ги

А

Рис. 3. Составление композиции из нескольких групп

Сравним предыдущую композицию с композицией на рис. 2, 3. Каждая группа составлена из однородных геометрических тел: или шаров, или конусов, или цилиндров, и благодаря этому смотрится одним единым элементом, четко прочитывается контраст форм между группами.

Рассмотрим случай, когда в построение групп внесено некоторое разнообразие за счет цвета (рис. 4).

а б в

Рис. 4. Построение групп из объектов разного цвета

Посмотрим, как будет меняться характер взаимосвязи между элементами внутри групп и между группами.

В первом случае (рис. 4а), когда цвет всех светильников был один, вся группа в

целом прочитывалась как единый сложный силуэт. Композиция строилась только на разности (контрасте) форм элементов, составляющих группу. Можно ли помимо различия по форме каждого светильника добавить и их различие по цвету? Если цвет локальный, не разбивает форму, то да. В этой группе, состоящей всего из четырех светильников, такой прием возможен (рис. 4б). Он делает композицию богаче, сложней, но одновременно и более дробной, более мелкомасштабной, так как ослабляется восприятие общего силуэта, целиком группы, и тем сильней, чем сильней контраст между светильниками по светлоте. В том случае (рис. 4 в), когда на форме имеется еще и рисунок, он ослабляет действие форм, формы воспринимаются не так четко, кроме того, он начинает спорить с основной композиционной темой -сопоставлением форм, отвлекает внимание, начинается сравнение характера рисунка на каждом светильнике.

Список литературы

1. Sketching: Drawing Techniques For Product Designers - Koos Eissen, Roselien Steur and BIS Publishers, China, 2007. 243 с.

2. Васин С.А., Талащюк А.Ю., Бандорин В.Г., Грабовенко Ю.А., Морозова Л.А., Редько В.А. Проектирование и моделирование промышленных изделий. Учебное пособие для вузов. М: Изд. "Д. Аронов", 2004. 690 с

3. JoserM. Garrofe. Structural packaging - Index book. 476 с.

4. O'ralov А., Po'latov Х., Miryusupova М. Arxitekturaviy loyihalash asoslari uchun darslik. T: Изд. «Noshir», 2010. 205 с.

РОЛЬ «ДУТАРНЫХ МАКОМОВ» В УЗБЕКСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ Турабоева Б.Р.

Турабоева Башорат Рахмонжановна - преподаватель, кафедра национального пения, факультет народного творчества, Институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: тот факт, что дутор является одним из очень древних инструментов, хорошо известен нам из древних рукописей и археологических исследований. Дутороподобные двухструнные музыкальные инструменты, найденные в Хорезмской области, свидетельствуют о том, что дутор был создан более двух с половиной тысяч лет назад. В то время, конечно, на этом инструменте исполнялись разные мелодии, создавались произведения. Исходя из этого, можно сказать, что некоторые классические произведения, созданные для исполнение на дуторе, являются очень древними. И на сегодняшний день можно сказать, что определенная часть этих произведений дошла до наших дней. В данной статье дана информация о "Дутарных макомах" и их роли в узбекской классической музыке.

Ключевые слова: дутор, маком, музыка, произведение, Курд, Каддим хамлиги, Урганжи.

УДК 78.023

В связи с появлением в истории классической музыки макомных категорий Шашмаком и подобных произведений, ведущее место стали занимать такие музыкальные инструменты, как танбур, дутор и дойра. Различные проявления этих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.