Научная статья на тему 'Роль духовных факторов в формировании личности'

Роль духовных факторов в формировании личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2519
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / СПОСОБНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пименова Елена Юрьевна

В статье представлен материал, отражающий факторы, влияющие на развитие духовных способностей человека: раскрываются свойства духовности, ценностные ориентации, моральные и нравственные нормы, значимость эмоционального фактора в формировании духовной личности и ее потенциальных возможностей. Представлена структура духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль духовных факторов в формировании личности»

Достижение этой задачи возможно при условии учета следующих структурных компонентов профессионально-творческого развития студента: чувственно-эмоционального, художественно-образного, исполнительского.

Список литературы

1. ШияновЕ.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 2000. С. 288.

2. ПоташникМ.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. С. 80.

3. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся муз. отд. пед. вузов и консерваторий. М.: Интерпракс, 1994. С. 384.

4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1987. С. 105.

5. РажниковВ.Г. Путеводитель по дневнику творческого развития. М., 2000. С. 88.

РОЛЬ ДУХОВНЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Пименова Е.Ю.

Пименова Елена Юрьевна — преподаватель, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа № 4 им. Д.А. Хворостовского, г. Красноярск

Аннотация: в статье представлен материал, отражающий факторы, влияющие на развитие духовных способностей человека: раскрываются свойства духовности, ценностные ориентации, моральные и нравственные нормы, значимость эмоционального фактора в формировании духовной личности и ее потенциальных возможностей. Представлена структура духовности.

Ключевые слова: факторы, формирование, способность, духовность, потенциал структура.

Формирование духовной культуры личности является одной из актуальных проблем на современном этапе. На развитие духовности человека оказывают влияние множество факторов и воспитание: эстетическое, нравственное, патриотическое. На протяжении многих веков духовность регулирует противоречия между разумом и эмоциями, уравновешивает рациональное и чувственное начало человека, помогает им взаимодействовать, накапливает и обогащает духовные ценности.

В общечеловеческом понимании душа - внутренний мир человека, его переживания. На начальном этапе изучения «души» древние философы, рассматривали ее как субстанцию. Первым, кто изменил это видение, был Сократ. Он приравнял два понятия «душа» и «человечность». «Нежелание же, неумение или неспособность видеть истинные идеи или идею идей - Благо, по утверждению Сократа, - и есть отсутствие духовности у человека» [6]. Исследую научные труды необходимо отметить, что термин «духовность» в разных источниках определяется по-разному, в одних как специфическое человеческое качество, в других как личностная ценность, или как общечеловеческая исходная потребность в ориентации на высшие ценности [4].

Духовная личность более ощутимо чувствует добро, красоту и гармонию, для нее близки понятия толерантность и равноправие. Благодаря духовности ярче проявляется потребность к познанию, формируются творческие качества, развивается самоэффективность личности. Человек издавна и постоянно испытывает потребность в познании, в поиске истины и смысла жизни. Только человеку дана возможность жить в нематериальном мире, мире творчества, искусства и воображения.

Чтобы приумножить собственное моральное сознание, чтобы достичь понимания общечеловеческих ценностей необходимо приобщаться к культуре собственного народа и знать ее. Отсюда, человеческий опыт, изложенный в традициях, обычаях, мифах и легендах тоже является духовным фактором, влияющим на формирование духовных потенциальных возможностей личности.

Исходя из философских и психолого-педагогических трудов следует, что термин «духовность» изучается в двух направлениях: религиозном и научном (секулярном).

По мнению Макаровой К.В. [3], основополагающим духовным фактором проявления и регуляции способностей личности являются семейные традиции и нормы ее морали. Востребованные нормы и моральные критерии, становление главной духовной особенности личности формируются через семью.

На развитие духовных способностей могут влиять деятельностно-духовные факторы: игра и учебная деятельность. В детстве ведущим видом деятельности является игра, именно посредством игры вырабатываются нормы поведения и определяются жизненные ценности ребенка. Д.Б. Эльконин отмечал, что, играя, ребенок переходит в мир правил человеческих взаимоотношений, в мир человеческой деятельности. Ребенок, проигрывая жизненные ситуации, примеряет на себя различные роли и разрешает эти ситуации с учетом норм, правил и поведения, которые он наблюдает вокруг себя. Учебная деятельность, приходя на смену игровой, вносит новые правила. В результате обучения у ребенка постепенно наступает одухотворение, формируются определенные позиции, мнение.

Одним из духовных факторов развития личности может явиться трудовая деятельность. От того какие духовных ценностей в приоритете зависит точка зрения на цель, содержание и результаты труда, что в свою очередь стимулирует развитие духовных способностей личности.

Искусство, как часть культуры, также может явиться духовным фактором развития личности, так как через любой вид искусства можно передать реальные человеческие переживания. Восприятие произведений искусства приводят человека к переживанию, эмпатии тем самым способствуя проявлению воодушевления, одухотворения и созиданию.

Показателем духовности в развитии способностей человека может считаться поступок, значимость которого определяется моральными нормами и общечеловеческими ценностями. Таким образом человек приобщается к духовности своего народа, приобретает качества человечности. Через эмоциональное состояние, в результате удовлетворения поступком, личность активизирует формирование своих потенциальных возможностей.

На эффективное формирование потенциала может влиять проявление эмпатии как личностное качество в результате эмоциональных переживаний и эмоциональных оценок, закрепленных конкретными действиями.

Русский философ Н.А. Бердяев основой духовного становления считает свободу личности. Рассматривая данное понятие через призму экзистенциализма, он утверждает, что свобода первичнее бытия и трактует ее, как «внутреннюю творческую энергию человека» [2]. В данном понимании прослеживается взаимосвязь духовного и творческого, что имеет предпосылки рассматривать духовное и творческое начало в совокупности.

Научные труды B.C. Соловьева опираются на синонимичность двух понятий духовного и нравственного, предметом изучения которых является добро. Н.О. Лосский к истокам духовности, кроме добра добавляет истину, свободу, красоту и любовь. И.А. Ильин пополняет этот список чувством стыда, долга, совестью, потребностью в красоте и сострадании. Изучая данную проблему, он пришел к выводу, что духовное начало в человеке определяет смысл жизни любого индивида, а из основ духовности выделял любовь и веру. Следует отметить философско-психологическую концепцию личности С.Л. Рубинштейна [5]. Он был одним из первых психологов, кто обратил свое внимание на неразрывную связь человека с миром. Проблему духовных потребностей он связывает с развитием полноценной личности, утверждая «подлинно человеческое содержание личности», когда «культура становится природой человека».

Абсалямова Г.Г., Байгулова Г.С. определяют следующие характеристики духовности [1]: самодисциплина (способность личности следовать своим целям и решениям, независимо от ситуации); осознанность (способность осознания себя, своей природы); мудрость (восприятие жизни через собственный опыт, через любовь к себе, к окружающим, к жизни); любовь (проявление высших человеческих качеств альтруизм, щедрость гуманизм); самосовершенствование (целенаправленно и осознанное действие человека, приводящее к самостоятельном постижению жизненного опыта); самоконтроль (волевое проявление личности, приводящее к осознанию собственных поступков и действий); совесть (объективный внутренний голос, оценивающий действия в соответствии с нормами этики, морали и нравственности, следую голосу совести человек с каждым разом все больше раскрывает себе духовность).

Таким образом, духовность — это сложноструктурированное качество, включающее достаточно широкий диапазон составляющих. Их взаимодействие, гармонизация имеет большое значение в развитии духовности, ибо, интегрируясь, они образуют особый, относительно самостоятельный план отражения, преобразования окружающего мира и «Я» в этом мире.

Список литературы

1. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Мифы и реальность // под ред. Е.С. Писаревой. М.:

Молодая гвардия, 2014. 320 с.

2. Максакова В.И. Педагогическая антропология Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2001. 74 с.

3. Макарова К.В. Духовный фактор в деятельности и творческих способностях: монография М.: Прометей, 2012. 241 с.

4. БердяевН.А. Судьба России. Самопознание. М.: Эксмо, 2008. 640 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер, 2013. 712 с.

6. Абсалямов Г.Г., Байгулова Г.С. О сущности и структуре духовности личности / Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 2 (37). С. 104-107.

INNOVATIVE PEDAGOGICAL SYSTEMS AND TECHNOLOGIES FOR TEACHING AND DEVELOPING PRESCHOOLERS Mirzaeva D.Sh.1, Kenjaeva Z.B.2, Rahmatova D.H.3

'Mirzaeva Dilfuza Shavkatovna — Teacher, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION;

2Kenjaeva Zulayho Bahtiyorovna — Student;

3Rahmonova Dilsora Hayot qizi — Student, FACULTY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION, BUKHARA STATE UNIVERSITY,

BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the article the ways of learning and development of preschool children through the use of innovative technologies. The emergence of innovations in pedagogy is dictated by modern conditions for the development of society and education.

Keywords: pedagogy, innovation, developing, society, pedagogical technologies.

When speaking of innovation in modern pedagogical literature, a new tool the process of assimilation is understood. Innovation is a new tool, method, technique, technology and application. By editing this textbook" pedagogy" V.A. Slasten, I.F. Isaev, A.I. Mishchenko, E.N.Y. Shiyanov (Moscow: School-Press, 1998), innovation is interpretation as a tool and process. In relation to the pedagogical process, the term "innovation" means "the introduction of something new into the goals, content, methods and forms of education and upbringing". The emergence of innovations in pedagogy dictates modern conditions for the development of society and education.

The pedagogical system is understood as an independent developing and Managed Integrity, consisting of a number of components (purpose, content, form, methods of realization of the goal, conditions and degree of results). Preschool education can be considered as a pedagogical system.

Pedagogical technology is the systematic, consistent implementation of the previously developed pedagogical process in practice. Pedagogical technology is interrelated with pedagogical skill. Modern training programs for Preschoolers have innovation and technology features. When describing the most widely used educational programs, we will consider general (complex) and additional (partial) programs that are not described in the subject. Recall that the universal (comprehensive) educational programs include all the main directions of the development of the personality of the child.

Additional (partial) programs include one or more areas of Child Development (R.B. Sterkin).

General (complex) programs: "origin", "from childhood to adolescence".

G.N.Y. On the basis of the analysis of pedagogical Technologies conducted by Selevko, we can distinguish the following innovative technologies that are used in the system of preschool education:

• game technology;

• problem-based education in technology;

• development of educational technologies;

• alternative technology;

• computer technology.

The game as one of the technologies of preschool education and development.

The game, along with work and study, is one of the main types of human activity, an amazing phenomenon of our existence. Since ancient times, people have used the game as a way of teaching and transmitting the experience of older generations to young people. The game is widely used in folk pedagogy, preschool and extracurricular institutions. The role play is mastered by the third year of life, the child gets acquainted with human relations, begins to distinguish the external and internal sides of events, determines the existence of experiments and begins to bring them into action.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.