Научная статья на тему 'РОЛЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОВД (ПОЛИЦИИ) В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

РОЛЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОВД (ПОЛИЦИИ) В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы внутренних дел (полиция) / дорожное движение / безопасность дорожного движения / надзор / профилактика / правоприменительная деятельность / административная юрисдикция. / internal affairs bodies (police) / traffic / road safety / supervision / prevention / law enforcement / administrative jurisdiction.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Поделякин А.А.

В статье рассматривается вопрос надзора должностными лицами органов внутренних дел (полиции) за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Автор подчеркивает важность работы Госавтоинспекции и других подразделений полиции в обеспечении безопасности на дорогах. В данной публикации описываются задачи и функции этих подразделений, а также проблемы, с которыми они сталкиваются в своей деятельности. Изучение законодательной базы, анализ статистических данных и рассмотрение правоприменительной практики позволяют оценить текущее состояние и предложить возможные направления для повышения эффективности данного аспекта деятельности органов внутренних дел (полиции). В заключение автор делает вывод о необходимости улучшения координации взаимодействия указанных субъектов и усилении надзора в обеспечении безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Поделякин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF OFFICIALS OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS (POLICE) IN THE IMPLEMENTATION OF SUPERVISION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

The article deals with the issue of supervision by officials of the internal affairs bodies (police) over the observance by road users of the requirements of the legislation of the Russian Federation on road safety. The author emphasizes the importance of the work of the State Traffic Inspectorate and other police units in ensuring road safety. The tasks and functions of these departments are described, as well as the problems they face in their activities. The study of the legislative framework, the analysis of statistical data and the review of law enforcement practice make it possible to assess the current state and suggest possible directions for improving the effectiveness of this aspect of the activities of the internal affairs bodies (police). In conclusion, the author concludes that it is necessary to improve the coordination of interaction between these entities and strengthen supervision in ensuring road safety.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОВД (ПОЛИЦИИ) В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2023.61.14.005 УДК 342.9

РОЛЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОВД (ПОЛИЦИИ) В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Поделякин А.А.

Краснодарский университет МВД России

Аннотация. В статье рассматривается вопрос надзора должностными лицами органов внутренних дел (полиции) за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Автор подчеркивает важность работы Госавтоинспекции и других подразделений полиции в обеспечении безопасности на дорогах. В данной публикации описываются задачи и функции этих подразделений, а также проблемы, с которыми они сталкиваются в своей деятельности. Изучение законодательной базы, анализ статистических данных и рассмотрение правоприменительной практики позволяют оценить текущее состояние и предложить возможные направления для повышения эффективности данного аспекта деятельности органов внутренних дел (полиции). В заключение автор делает вывод о необходимости улучшения координации взаимодействия указанных субъектов и усилении надзора в обеспечении безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: органы внутренних дел (полиция), дорожное движение, безопасность дорожного движения, надзор, профилактика, правоприменительная деятельность, административная юрисдикция.

THE ROLE OF OFFICIALS OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS (POLICE) IN THE IMPLEMENTATION OF SUPERVISION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

Alexander A. Podelyakin

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract. The article deals with the issue of supervision by officials of the internal affairs bodies (police) over the observance by road users of the requirements of the legislation of the Russian Federation on road safety. The author emphasizes the importance of the work of the State Traffic Inspectorate and other police units in ensuring road safety. The tasks and functions of these departments are described, as well as the problems they face in their activities. The study of the legislative framework, the analysis of statistical data and the review of law enforcement practice make it possible to assess the current state and suggest possible directions for improving the effectiveness of this aspect of the activities of the internal affairs bodies (police). In conclusion, the author concludes that it is necessary to improve the coordination of interaction between these entities and strengthen supervision in ensuring road safety.

Keywords: internal affairs bodies (police), traffic, road safety, supervision, prevention, law enforcement, administrative jurisdiction.

Введение.

Обеспечение безопасности дорожного движения (далее - ОБДД) является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Важность данного направления обусловлена достаточно высоким уровнем травматизма и смертности на дорогах. Так, за 9 месяцев 2022 года на территории России отмечалось снижение основных показателей дорожно-транспортной аварийности, зарегистрировано 92218 (-6,1 %) дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в которых погибли и (или) были ранены люди, но по итогам 9 месяцев 2023

года отмечается рост, зарегистрировано 96768 (+4,9 %) аналогичных ДТП [1].

Безопасность дорожного движения является одной из ключевых задач, стоящих перед субъектами управления ОБДД в Российской Федерации. Ключевые задачи по ОБДД возложены на Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России).

Повышение уровня безопасности на дорогах напрямую зависит от эффективности деятельности ОВД (полиции), их компетентности и предоставляемых полномочий. Одним из основных

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

элементов системы ОБДД является надзор за соблюдением правил дорожного движения. В данной статье будет исследована роль сотрудников ОВД (полиции) в системе надзора за безопасностью дорожного движения.

Обсуждение и результаты.

В системе МВД России надзор осуществляется:

1) Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Центром специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России - на территории Российской Федерации;

2) территориальными органами МВД России на региональном уровне - в пределах соответствующих субъектов Российской Федерации;

3) территориальными органами МВД России на районном уровне - в пределах зон ответственности соответствующих подразделений полиции на районном уровне.

За пределами территорий обслуживания территориальных органов МВД России надзор осуществляется в соответствии с положениями, предусмотренными ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» и Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее - Порядка) [2].

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять надзор, являются сотрудники Госавтоинспекции, имеющие специальное звание, а также участковые уполномоченные полиции в соответствии с требованиями Порядка и нормативных правовых актов, регламентирующих организацию деятельности участковых уполномоченных полиции.

Сотрудники других подразделений полиции при выполнении обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности вправе в пределах установленной компетенции осуществлять отдельные действия в рамках надзора совместно с сотрудниками Госавтоинспекции.

Далее, рассмотрим некоторые аспекты деятельности участковых уполномоченных полиции и сотрудников других подразделений полиции в указанной сфере правоотношений.

Деятельность УУП как субъектов обеспечения правопорядка имеет свою специфику, которая определяется особенностями территории, на которой они работают. Например, на административных участках, расположенных в сельской местности или в отдаленных, труднодоступных местах, где расстояние до ближайшего подразделения Госавтоинспекции может составлять

несколько сотен километров, что затруднит своевременное прибытие сотрудников Госавтоинспекции на место дорожно-транспортного происшествия [3].

В такой ситуации УУП становится единственным представителем правоохранительных органов. Так, при выполнении на обслуживаемом административном участке служебных задач, УУП, в пределах компетенции участвует в исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения [4].

Принимая во внимание основы теории права и порядка реализации механизмов правовых институтов путем построения и конкретизации правовых основ по иерархии от правовых актов высшей юридической силы к подзаконным и ведомственным нормативным правовым актам, естественен тезис, что правовые акты, расположенные по иерархии ниже, не должны противоречить правовым актам высшей юридической силы [5]. Однако анализ нормативных правовых актов, регулирующих федеральный государственный контроль (надзор) в области ОБДД определил нелогичность юридической конструкции. Так, согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1101, в системе МВД России уполномоченными на осуществление федерального надзора являются:

- сотрудники Госавтоинспекции, имеющие специальное звание;

- старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения;

- старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора [6].

Соответственно, УУП не может осуществлять функции федерального государственного контроля (надзора) в области ОБДД.

Для обеспечения эффективной работы, необходимыми остаются гармонизация различных нормативно правовых положений, регулирующих порядок осуществления ОВД (полицией) надзора в области ОБДД, и устранения не оправданных различий между ними.

В этом контексте, мы полагаем, что ввиду сложившегося правового несоответствия рассматриваемой сферы общественных отношений, МВД России следует осуществить нормативно-правовое регулирование юридического противоречия. Предлагаем внести изменение в приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» и изложить п. 10.5 «Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служеб-

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

ных обязанностей на обслуживаемом административном участке» в следующей редакции: «Осуществление надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения» со сноской на п. 19.1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и вышеуказанный Порядок.

Следует отметить еще одну категорию должностных лиц, уполномоченных осуществлять надзор в области ОБДД. Анализируя положения Порядка, к таковым относят сотрудников других подразделений полиции, которые при выполнении обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности вправе в пределах установленной компетенции осуществлять отдельные действия в рамках надзора совместно с сотрудниками Госавтоинспекции. Возникает вопрос, о каких сотрудниках полиции идет речь?

Говоря о компетентности в указанной сфере правоотношений, приказом МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание», принятым в соответствии с ч. 4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) определены категории должностных лиц уполномоченных составлять протоколы по всем видам административных правонарушений, отнесенных к ведению ОВД (полиции), в том числе и по отдельным статьям главы 12 КоАП РФ [7].

Проведенный анализ перечисленных в статье нормативных правовых актов, а также правоприменительной практики и статистики показал, что помимо сотрудников Госавтоинспекции административные правонарушения в области дорожного движения выявляют и пресекают подразделения охраны общественного порядка, а именно УУП на административных участках и наряды патрульно-постовой службы полиции (далее - ППС) на маршрутах и постах патрулирования.

Так, в 2022 году сотрудниками Госавтоинспекции пресечено - 20,3 млн. административных правонарушений, что составило 99,1 % от всех нарушений в области дорожного движения, УУП пресечено - 128,7 тыс. административных правонарушений (0,63 %), ППС пресечено - 50,6 тыс. таких нарушений (0,25 %). Другие службы ОВД пресекли около 0,03 % правонарушений в области дорожного движения [8].

Далее, остановимся на одной из задач ППС -«обеспечение безопасности граждан, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений». Этой задаче в Наставлении об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-

постовой службы полиции территориальных органов МВД России (далее - Наставление) [9] посвящен отдельный раздел - «Порядок проведения профилактической работы».

П П С относится к строевым подразделениям территориальных органов МВД России и является одним из субъектов обеспечения правопорядка на улицах и в иных общественных местах, объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.

Помимо осуществления общеполицейских функций, наряды ППС принимают участие в обеспечение и профилактики безопасности дорожного движения:

1. Обязаны знать основные положения законодательства Российской Федерации в области дорожного движения. К таковым можно отнести Правила дорожного движения Российской Федерации (далее - Правила) [10], где, например, в разделе I говорится исключительно об основных понятиях и терминах, используемых в них, иными словами, раздел I Правил это понятийный аппарат данного нормативного правового акта.

2. Пресекать факты управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения, или лицами, не достигшими возраста, дающего право управления транспортным средством (когда возраст очевиден или известен сотруднику) и, в установленном порядке, пресекать эти и другие правонарушения, влекущие очевидную угрозу жизни и здоровью граждан.

3. При обнаружении ДТП или иной угрозы безопасности дорожного движения, незамедлительно докладывают оперативному дежурному дежурной части территориального органа МВД России и (или) инспектору группы управления нарядами, командиру подразделения ППС или нарядам Госавтоинспекции.

4. Оказать помощь нарядам Госавтоинспекции в устранении помех для дорожного движения. Как следует из содержания п. 177.4 Наставления, сотрудники ППС не имеют право самостоятельно устранять помехи для дорожного движения, только во взаимодействии с сотрудниками Госавтоинспекции.

Таким образом, оперативное выполнение одной из самых важных задач по обеспечению и профилактике безопасности дорожного движения, возложенной на наряды ППС, возможно только в случаях взаимодействия с нарядами Госавтоинспекции и может выражаться:

- в обмене оперативной информацией об обстановке на дорогах общего пользования;

- в обучении на занятиях по служебно-боевой подготовки приемам и методам предупреждения и пресечения административных правонарушений в области дорожного движения в пределах их полномочий;

- в проведении совместных инструктажей;

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

- во взаимопомощи в решении служебных задач.

Заключение.

При всей широте полномочий УУП, ППС и других подразделений полиции в рассматриваемой сфере правоотношений их обязанности сводятся к выявлению, пресечению административных правонарушений и оформлению материалов по главе 12 КоАП РФ. Осуществление таких полномочий требует наличия достаточных познаний в административно-юрисдикционной деятельности ОВД.

Должностные лица полиции играют важную роль в поддержании и укреплении безопасности до-

рожного движения. Осуществление надзора требует высокой квалификации, знания нормативно-правовой базы и умения оперативно реагировать на изменяющиеся условия дорожного движения. Повышение эффективности надзора в области ОБДД возможно путем внедрения инновационных подходов и технологий, обмена опытом и организации обучающих программ для сотрудников полиции.

В перспективе, дальнейшее исследование на тему осуществления надзора в области безопасности дорожного движения может оказаться весьма полезным вкладом в административно-правое регулирование деятельности указанных в статье субъектов.

Литература:

1. Обзор дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за 9 месяцев 2023 года. URL : https://xn--90aga7a7b.xn--b1aew.xn--p1ai (дата обращения 10.12.2023).

2. Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 мая 2023 г. № 264 // ИПО «Гарант». URL : http://study.garant.ru/#/document/407122554/ (дата обращения 10.12.2023).

3. Колузакова Е.В. Особенности обеспечения безопасности дорожного движения участковыми уполномоченными полиции на административном участке / Е.В. Колузакова // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2017. Т. 7. № 3-2. С. 14-18.

4. О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности: приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 // ИПО «Гарант». URL : http://study.garant.rU/#/document/72288134 (дата обращения 11.12.2023).

5. Зейналов Ф.Н. Нормативно-правовое закрепление полномочий сотрудников органов внутренних дел на примере деятельности дорожно-патрульной и патрульно-постовой служб полиции / Ф.Н. Зейналов // Современная наука. 2021. № 3. С. 50-59.

6. Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1101 // ЭПС «Система Гарант»: Гарант-Максимум. Режим доступа: свободный, из локальной вычислительной сети университета.

7. Шевченко Ю.П. Полицейские меры в сфере дорожного движения / Ю.П. Шевченко // Вестник Омской юридической академии. 2016. № 3(32). С. 91-95.

8. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2022 году. URL : https://xn--90aga7a7b.xn--b1aew.xn--p1ai/dop (дата обращения 12.12.2023).

9. Об утверждении наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 28 июня 2021г. № 495 // ЭПС «Система Гарант»: Гарант-Максимум. Режим доступа: свободный, из локальной вычислительной сети университета.

10. О правилах дорожного движения: постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 // ИПО «Гарант». URL : http://study.garant.ru/#/document/1305770/paragraph/368300:7 (дата обращения 15.12.2023).

References:

1. Review of road traffic accidents in the Russian Federation for 9 months of 2023. URL : https://xn--90aga 7a7b.xn--b1aew.xn--p1ai (date of the application 10.12.2023).

2. On approval of the Procedure for supervision of compliance by road users with the requirements of the legislation of the Russian Federation on road safety: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation dated May 2, 2023 № 264 // IPO «Garant». URL : http://study.garant.ru/#/document/407122554 (date of the application 10.12.2023).

3. Koluzakova E.V. Features of ensuring road safety by precinct police officers at an administrative site / E.V. Koluza-kova // Nauka. Thought: an electronic periodical. 2017. Vol. 7. № 3-2. P. 14-18.

4. On the service of the district police commissioner in the serviced administrative area and the organization of this activity: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 29, 2019 № 205 // IPO «Garant». URL : http://study.garant.ru/#/document/72288134 (date of the application 11.12.2023).

5. Zeynalov F.N. Regulatory and legal consolidation of the powers of employees of internal affairs bodies on the example of the activities of the highway patrol and patrol-post police services / F.N. Zeynalov // Modern science. 2021. № 3. P. 50-59.

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —

6. On approval of the Regulations on Federal State Control (Supervision) in the Field of road safety and Invalidation of Certain Acts of the Government of the Russian Federation and Certain Provisions of Certain Acts of the Government of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation dated June 30, 2021 № 1101 // EPS «Garant System»: Garant is The Maximum. Access mode: free, from the local computer network of the university.

7. Shevchenko Yu.P. Police measures in the field of traffic / Yu.P. Shevchenko // Bulletin of the Omsk Law Academy. 2016. № 3(32). P. 91-95.

8. Law enforcement activities in the field of road safety in 2022. URL : https://xn--90aga7a7b.xn--b1aew.xn--p1 ai/dop (date of the application 12.12.2023).

9. On approval of the instruction on the organization of official activities of combatant units of the patrol and post service of the police of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 28, 2021 № 495 // EPS «System Garant»: Garant-Maximum. Access mode: free, from the local computer network of the university.

10. On the rules of the road: Resolution of the Council of Ministers - Government of the Russian Federation dated 10/23/1993 № 1090 // IPO «Garant». URL : http://study.garant.ru/#/document/1305770/paragraph/368300:7 (date of the application 12/15/2023).

Информация об авторе

Поделякин Александр Александрович

старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, Краснодарский университет МВД России podlyialexandr@gmail.com

Alexander A. Podelyakin

Senior Lecturer of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs, Krasnodar University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia podlyialexandr@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.