JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 347.1
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-95-98 NIION: 2015-0066-3/22-338 MOSURED: 77/27-011-2022-03-537
Дисциплинарное принуждение в административной деятельности полиции
Владимир Вячеславович Журавлев
Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
Рязань, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению организационных и нормативно-правовых аспектов применения мер дисциплинарного принуждения должностными лицами органов внутренних дел РФ. Анализируются основания и порядок реализации отдельных мер государственного принуждения сотрудниками полиции, участвующими в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: дисциплина, принуждение, трудовые отношения, государственная служба, права полиции, безопасность дорожного движения
Для цитирования: Журавлев В. В. Дисциплинарное принуждение в административной деятельности полиции // Вестник экономической безопасности. 2022. № 3. С. 95-98. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-95-98.
Original article
Disciplinary coercion in the administrative activities of the police
Vladimir V. Zhuravlev
Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',
Ryazan, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the study of organizational and regulatory aspects of the application of disciplinary coercion measures by officials of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The grounds and procedure for the implementation of certain measures of state coercion by police officers involved in measures to protect public order and ensure road safety have been analyzed.
Keywords: discipline, coercion, labor relations, public service, police rights, road safety
For citation: Zhuravlev V. V. Disciplinary coercion in the administrative activities of the police. Bulletin of economic security. 2022;(3):95-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-95-98.
Служебная дисциплина, будучи неотъемлемым элементом административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел, представляет собой весьма сложный и многоаспектный объект научного анализа, что подтверждается достаточно существенным количеством диссертационных исследований, посвященных данной тематике. Наиболее часто авторами, исследовавшими данную проблематику, под служебной дисциплиной понимается необходимость соблюдения различных нормативно-правовых предписаний, запретов и ограничений, установленных и санкционированных органами государственной вла-
© Журавлев В. В., 2022
сти, приказов и распоряжений начальников, а также морально-этических норм поведения, связанных с прохождением государственной службы [8, с. 8-9]. Их невыполнение делает возможным, а подчас и необходимым, принятие действенных мер воздействия в отношении нарушителей в целях реализации принципа общей и частной превенции таких проступков. Особый характер трудовых отношений в системе государственной службы повлиял на необходимость применения специфического вида юридической ответственности - дисциплинарной ответственности. Отдельные авторы понимают под ней необходимость
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
понести должностным лицом органов внутренних дел наказание, «выражающееся в государственном осуждении противоправного, виновного поведения нарушителя служебной дисциплины и вытекающее из факта совершения дисциплинарного и иного правонарушения» [9, с. 9]; совершение деяния как в служебное, так и во внеслужебное время, предполагающее необходимость претерпевать неблагоприятные последствия, которые возлагаются на нарушителя руководителем с целью оказания воспитательного и превентивного воздействия [7, с. 6]. Приведенные мнения отражают авторские позиции относительно дисциплинарной ответственности, как элемента дисциплинарного принуждения, реализуемого для решения внутриорганизационной задачи по поддержанию в органах и подразделениях системы внутренних дел должного уровня законности, соблюдению установленных для этого вида государственной службы правил поведения, запретов и ограничений. Вместе с тем, рассматривая сущность дисциплинарного принуждения в деятельности полиции возможно выделить также и иную форму его реализации. Она предполагает использование дисциплинарного принуждения, как метода оказания управляющего воздействия на физических или юридических лиц, участвующих в правоотношениях в сфере общественного порядка и общественной безопасности, и является выражением внешневластной стороны в административной деятельности полиции. Реализация мер дисциплинарного принуждения является правом, которым наделены отдельные категории должностных лиц органов внутренних дел, находящимся в системной взаимосвязи с выполнением обязанностей, возложенных на полицию пунктами 4, 5, 7 статьи 13 Федерального закона [3] и др., и предполагающим необходимость выявлять обстоятельства, которые способствовали совершению противоправных деяний, а также принимать исчерпывающие меры, направленные на их устранение; проводить индивидуальную профилактическую работу с гражданами, имеющими намерения совершить противоправные и антиобщественные действия; обеспечивать защиту прав граждан в сфере общественного порядка и безопасности дорожного движения, а также в условиях действия специальных административно-правовых режимов. Таким образом, дисциплинарное принуждение можно представить, как реализацию властных полномочий, которыми наделены сотрудники полиции, в целях предупреждения действий или бездействий граждан, хоть и не содержащих признаки объективной стороны наказуемого правонарушения, но могущего стать таковым при продолжении противоправного деяния.
Для определения границ и пределов применения мер дисциплинарного принуждения рассмотрим от-
дельные примеры его реализации должностными лицами органов внутренних дел. В соответствии с пунктом 35.3. Приказа МВД России от 29.03.2019 № 205 [5] участковый уполномоченный полиции имеет право применять такую форму профилактического воздействия, как «объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения», которая корреспондирует к статье 20 Федерального закона от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ [2] и предполагает применение данной нормы при условии отсутствия в деянии лица признаков административного правонарушения или уголовного преступления путем вынесения и вручения документа установленной формы [6]. Как отмечает один из авторов данной нормы В. Пискарев, вынесение официального предостережения возможно в случаях «когда необходимо пресечь антиобщественное поведение лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте или квартире и тем самым не допустить совершение им более тяжкого наказуемого деяния» [10], что следует признать одной из первоначальных мер, направленных на контроль за соблюдением законодательства.
Следующим примером является совокупность полномочий сотрудников полиции, закрепленных в части 1 статьи 14 ФЗ «О полиции». Пункт 7 рассматриваемой статьи наделяет должностных лиц органов внутренних дел правом рекомендовать гражданам, находящимся в месте проведения законного публично-массового мероприятия, участником которого они не являются, покинуть это место, если их нахождение там создает угрозу охраняемым государством общественным отношениям в области жизни, здоровья, собственности, безопасности дорожного движения и нормальной работе учреждений и предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы. Пунктом 18 предусмотрено право использования группы административно-предупредительных мер, направленных на обеспечение безопасности в местах проведения различных публичных или массовых мероприятий, сопряженных со скоплением значительного числа граждан: визуальный осмотр лиц и находящихся при них вещей, ручной клади, в том числе с использованием технических средств, а также запрещение допуска граждан к месту проведения такого мероприятия в случае их отказа от выполнения требования сотрудника полиции.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения сотрудникам полиции, в соответствии с пунктом 20, предоставлено право временно ограничивать или запрещать дорожное движение на отдельных участках уличной дорожной сети, принимать решение о необходимости изменения его организации,
JURISPRUDENCE
в том числе при проведении публичных или массовых мероприятий, сопряженных со значительным скоплением людей. Помимо этого, дисциплинарное принуждение, как один из элементов профилактики ДТП и снижения тяжести их последствий, находит свое отражение в положениях приказа МВД России от 22.03.2019 № 177 [4], регламентирующий порядок организации сопровождения транспортных средств с участием автомобилей Госавтоинспекции. Так, пункт 27 предусматривает, что в случае выявления обстоятельств, препятствующих осуществлению сопровождения, и не принятия представителем перевозчика мер, направленных на их устранение, уполномоченным должностным лицом ГИБДД принимается решение об отказе в удовлетворении заявки на сопровождение, о чем заявитель письменно уведомляется в течение трех дней. Кроме того, данный приказ предусматривает право сотрудников Госавтоинспекции прекратить сопровождение в случаях, когда у сопровождаемого транспортного средства выявлены технические неисправности, при наличии которых их эксплуатация запрещена, болезненного состояния (болезни) водителя и иных обстоятельств, наличие которых создает угрозу безопасности участникам дорожного движения и повышает риск возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Реализация дисциплинарного принуждения находит свое отражение, в том числе и в характере правоотношений, возникающих между должностными лицами органов внутренних дел и гражданами, выразившими согласие на внештатное сотрудничество в целях оказания помощи полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Так, пункт 3 части 4 статьи 10 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ [1] предусматривает, что взаимодействие и работа с внештатным сотрудником может быть прекращена при неоднократном невыполнении требований, которые к нему предъявляются, а равно в случаях фактического самоустранения такого сотрудника от выполнения возложенных на него обязанностей.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что дисциплинарное принуждение, будучи внешневласт-ным выражением прав отдельных категорий должностных лиц органов внутренних, предполагает активное моральное и психологическое воздействие, направленное на сознание и поведение субъектов правоотношений, обязывающее их к выполнению определенных действий либо воздержанию от их совершения.
Таким образом, обобщая изложенное, предложим авторское определение понятию дисциплинарное принуждение (в его внешневластной форме), под которым понимаются высказанные устно или пись-
менно законные требования уполномоченного сотрудника полиции, имеющие своей целью оказание воздействия на физических или юридических лиц, являющихся участниками общественных отношений в сфере общественного порядка и общественной безопасности, с целью их склонения к правомерному поведению, соблюдению установленных в нормативных правовых актах предписаний, норм морали и этики при отсутствии в действиях таких лиц признаков состава административного правонарушения или преступления.
Список источников
1. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // [Электронный ресурс] СПС «Консультант-Плюс».
2. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».
4. Приказ МВД России от 22.03.2019 № 177 «Об утверждении Порядка осуществления сопровождения транспортных средств с применением автомобилей Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России» // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».
5. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции»).
6. Приказ МВД России от 04.03.2020 № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» (вместе с «Порядком объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компе-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
тенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, включая порядок его направления (вручения)») // [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».
7. Бялт В. С. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 6.
8. Кученин Е. С. Административно-правовое обеспечение служебной дисциплины в органах внутренних дел : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 8-9.
9. Никифоров А. В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел : ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2008. С. 9.
10. Полицейские смогут объявить предостережение: что это и зачем необходимо. URL: http://duma. gov.ru/news/46410/ (дата обращения: 15.12.2021). Текст : электронный.
References
1. Federal Law No. 44-FZ of 02.04.2014 «On the participation of citizens in the protection of public order» // [Electronic resource] SPS «ConsultantPlus».
2. Federal Law No. 182-FZ of 23.06.2016 «On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation» // [Electronic resource] SPS «ConsultantPlus».
3. Federal Law No. 3-FZ of 07.02.2011 «On the Police» // [Electronic resource] SPS «ConsultantPlus».
4. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 177 dated 22.03.2019 «On Approval of the Procedure for Escorting vehicles using Vehicles of the State Road Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Recognition of Regulatory Legal Acts of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation as Invalid» // [Electronic resource] SPS «ConsultantPlus».
5. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 205 dated 29.03.2019 «On the
service of a precinct police commissioner in a serviced administrative area and the organization of this activity» (together with the «Instructions for the performance of official duties by a precinct police commissioner in a serviced administrative area», «Instructions on the organization of the service of precinct police officers»).
6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 119 dated 04.03.2020 «On certain issues of the Announcement by the Internal Affairs bodies of the Russian Federation of an official warning (warning) about the inadmissibility of actions creating conditions for the commission of crimes, administrative offenses, the resolution of which is attributed to the competence of the police, or the inadmissibility of continuing antisocial behavior» (together with «The procedure for the announcement by the Internal Affairs bodies of the Russian Federation of an official warning (warning) about the inadmissibility of actions creating conditions for the commission of crimes, administrative offenses, the resolution of which is attributed to the competence of the police, or the inadmissibility of continuing antisocial behavior, including the procedure for its direction (delivery)») // [Electronic resource] SPS «ConsultantPlus».
7. Byalt V. S. Disciplinary responsibility of employees of internal affairs bodies : abstract. dis. ... cand. jurid. sciences'. M., 2011. P. 6.
8. Kuchenin E. S. Administrative and legal support of service discipline in the internal affairs bodies : abstract. dis. ... cand. jurid. sciences'. M., 2013. P. 8-9.
9. Nikiforov A. V. Disciplinary responsibility of employees of the internal affairs bodies : abstract. dis. ... cand. jurid. sciences'. Omsk, 2008. P. 9.
10. The police will be able to announce a warning: what is it and why is it necessary. URL: http://duma. gov.ru/news/46410 / (accessed: 12/15/2021). Text : electronic.
Информация об авторе
В. В. Журавлев - старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the author V. V. Zhuravlev - Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 27.07.2022.
The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 27.07.2022.