АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 351.74 ББК 67.629
© 2021 г. Заброда Дмитрий Григорьевич,
профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД Крымского филиала Краснодарского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент. E-mail: zabroda_dg@mail.ru
Капранов Алексей Владимирович,
доцент кафедры судебной экспертизы и криминалистики Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) кандидат юридических наук, доцент. E-mail: Kapranov-61@yandex.ru
Кудовба Оксана Николаевна,
старший преподаватель кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук. E-mail: oxana.kudovba@yandex.ru
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ФОРМЫ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ»
Авторами охарактеризованы основные подходы к дефиниции «формы несения службы участковым уполномоченным полиции». Проанализированы научные публикации и учебные издания, в которых раскрывается содержание рассматриваемой категории, выделены признаки данного понятия и предложена его авторская формулировка.
Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, форма несения службы, служебные обязанности, дефиниция.
Zabroda Dmitry Grigoryevich - Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activities, the Crimean Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.
Kapranov Alexey Vladimirovich - Associate Professor, the Department of Forensic Science and Criminalistics, Rostov State University of Economics (RINH), PhD in Law, Associate Professor.
Kudovba Oxana Nikolaevna - Senior Lecturer, Department of Administrative Law, Rostov Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
MAIN APPROACHES TO THE DEFINITION OF THE CONCEPT OF «FORMS OF SERVICE BY THE DISTRICT POLICE OFFICER»
The authors characterize the main approaches to the definition of «the form of service by the district police officer». Scientific publications and educational publications are analyzed, in which the content of the category under consideration is revealed, the signs of this concept are highlighted and its author's formulation is proposed. Keywords: district police officer, form of service, official duties, definition.
Законодательством Российской Федерации установлено, что защита граждан от противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются предназначением и главной обязанностью полиции. При этом основным субъектом реализации этой функции являются подразделения полиции общественной безопасности, в первую очередь, служба участковых уполномоченных полиции (далее - УУП).
Так, в 2020 г. УУП рассмотрено около 13,4 млн заявлений и сообщений граждан, что составляет почти 40 % от всех обращений, поступивших в органы внутренних дел, в результате чего 2,4 млн правонарушителей привлечены к административной ответственности, к более чем 2,4 млн граждан применялись меры профилактического воздействия. Установлены обвиняемые (подозреваемые) по 288,9 тыс. преступлениям, разыскано 4,2 тыс. лиц,
скрывавшихся от органов следствия, дознания, суда. Также на 4,8 % (до 74,5 тыс.) уменьшилось количество преступлений, совершенных на бытовой почве, а в сфере семейно-бытовых отношений - на 9,5 % (до 28,9 тыс.), в том числе зафиксировано на 11,6 % (5,4 тыс.) меньше фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, на 6,1 % (7,2 тыс.) -средней тяжести, на 4,1 % (15,8 тыс.) - легкого вреда здоровью, на 4,8 % (35,2 тыс.) - фактов угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью [1; 2].
Изучение результатов деятельности территориальных органов МВД России по исполнению административного законодательства показывает наличие тенденции к снижению общего числа административных правонарушений, пресеченных сотрудниками полиции: в 2015 г. их было выявлено 11,45 млн, в 2020 г. - 7,4 млн. УУП было пресечено 2 718 897 правонарушений (37,3 %), среди них - 70,5 % административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, ответственность за которые установлена законодательством субъектов Российской Федерации [3].
Несмотря на некоторое улучшение криминогенной ситуации в целом по стране, а также позитивные показатели, отражающие деятельность УУП, руководство нашего государства обращает их внимание на необходимости повышения эффективности выполнения предоставленных полномочий. В частности, В.В. Путин указал, что «они (участковые уполномоченные полиции - курсив автора) должны владеть ситуацией на своей территории, чаще общаться с жителями, своевременно выявлять назревшие конфликтные ситуации, активнее работать с гражданами из, так называемых, групп риска. Тем более, что с прошлого года участковым предоставлены дополнительные полномочия, как вы знаете, для пресечения разного рода противоправного поведения. Нужно этими полномочиями грамотно и, главное, своевременно пользоваться. В противном случае отсутствие должной реакции, халатное отношение к своим обязанностям могут обернуться трагедией» [4].
Президент России определил приоритетные для УУП задачи, реализация которых требует совершенствования применения имеющегося у них арсенала форм и методов служебной деятельности, повышения качества исполнения служебных обязанностей, активного использования предоставленных УУП полномочий.
В связи с этим актуальным и своевременным является исследование сущности форм
несения службы УУП, уточнения их понятия и раскрытия содержания.
В частности, современные проблемы в деятельности службы УУП исследовались в публикациях С.Ю. Анохиной, М.В. Барышникова, А.Г. Бачурина, А.А. Беженцева, А.А. Гайдукова, А.Г. Гришакова, М.В. Давыдова, В.А. Дже-мелинского, И.В. Зырянова, Е.В. Кашкиной, М.В. Костенникова, Р.Н. Кучмезова, Н.С. Куликовой, Б.В. Маслова, А.В. Новикова, Ю.А. При-бытко, А.Г. Репьева, А.В. Савоськина, Р.А. Се-менюка, Д.А. Сергеевой, В.А. Соколова, А.В. Равнюшкина, К.Д. Рыдченко, М.Е. Труфа-нова, А.В. Хандогиной, А.С. Шиенковой и др.
Изучение научных публикаций и учебных изданий показало наличие дефицита в комплексном исследовании современных форм несения службы УУП. В частности, принятие в 2019 г. нового нормативного правового акта, регламентирующего деятельность службы, привело к введению в теорию и практику ряда видов деятельности УУП, которые ранее не исследовались специалистами или анализировались с учетом действующего ранее законодательства.
По нашему мнению, к ним следует относить: автоматизацию деятельности УУП с применением Сервиса обеспечения охраны общественного порядка на базе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД Российской Федерации; включение в число задач УУП и «осуществление превентивных мер по снижению риска совершения преступлений лицами, имеющими непогашенную (неснятую) судимость»; установление режима несения службы УУП, связи и контроля, в том числе и с использованием современных средств подвижной радиотелефонной, радио- и проводной связи; закрепление перечня основных форм несения службы и определение общего порядка их применения; расширение форм профилактического воздействия, осуществляемого УУП; уточнение показателей ежедневной отчетности УУП и др.
В целом указанные новшества направлены на оптимизацию предупредительной деятельности УУП и связаны с внедрением в практику положений законодательства, регулирующего основы профилактики правонарушений в Российской Федерации.
Также продолжается совершенствование ведомственного правового регулирования отдельных форм предупредительной деятельности полиции. Например, принят приказ МВД России, определяющий порядок объявления органами внутренних дел Российской Федерации
официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения [5]; внесены изменения в порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы [6]; разработан проект приказа МВД России, регламентирующий порядок профилактической беседы о недопустимости продолжения антиобщественного поведения [7].
В то же время считаем, что комплексное изучение форм несения службы УУП позволит выявить особенности их правового регулирования, проблемы в осуществлении, а также высказать предложения по их совершенствованию.
Целью данной статьи является характеристика основных подходов к формулированию понятия «формы несения службы участковым уполномоченным полиции».
Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач: уяснение происхождения терминов, составляющих данное определение; анализ нормативных и научных подходов к пониманию их сущности форм и установление соотношения с другими понятиями, раскрывающих внешнее проявление деятельности полиции (например, «формы деятельности полиции», «формы административной деятельности полиции», «формы несения службы» и др.); выделение признаков, отражающих сущность рассматриваемой нами категории; формулирование определения понятия «формы несения службы УУП».
Рассматривая происхождение слова «форма», следует отметить, что этимологически, по отдельным источникам, оно заимствовано в XVII в. из польск. «forma» (лат. «Forma») -«форма, вид», «наружность, облик», вероятно, того же корня, что «foris» - «снаружи» [8].
В толковых словарях слово «форма» (немецкое - «Form.», латинское - «Forma») означает: 1. Способ существования содержания (во 2 знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания. 2. Внешнее очертание, наружный вид предмета и др. [9].
В справочной философской литературе определение «форма» (Ф.) употребляется соотношении с понятием «содержание» (С.) как категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной жизни [10].
С морфологической точки зрения существительное «несение» характеризует действие по
глаголу «нести» [11]. Под «несением службы» в некоторых словарях понимается «выполнение каких-либо обязанностей, поручений» [12].
Категория «форма» применительно к тем или другим видам полицейской деятельности используется в законах и подзаконных актах. Например, в ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в аспекте форм профилактического воздействия (ст. 17-27) [13]; в ФЗ «О полиции» - форм охраны общественного порядка (п. 6 ч. 1 ст. 12) [14].
Формы несения службы закреплены в Уставе патрульно-постовой службы полиции. Например, в п. 44 указано, что несение службы может осуществляться на одном или нескольких маршрутах (постах); п. 64 устанавливает режим непрерывного несения службы нарядами ППСП на внешних постах и маршрутах в различных температурных режимах; пп. 66, 69 указывают место несения службы; пп. 187-189 регулируют основные формы организации ППСП в сфере пассажирских перевозок; особенности несения службы в различные условия отдельно установлены в других частях Устава [15].
Опыт Республики Казахстан свидетельствует, что несение службы на патрульных участках нарядами полиции является «формой выполнения оперативно-служебной задачи», что соответствует положению ранее действовавшего Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности [16].
В указанных правовых актах приводится перечень соответствующих форм, однако их понятие в контексте несения службы не раскрывается.
В связи с этим предлагается обратить внимание на пп. «а» - «р» п. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, в котором определено, что «в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы или нет», а также перечислены случаи, когда военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы [17].
В свою очередь, анализ текста приказа МВД России № 205 от 29.03.2015 позволяет сделать вывод, что в нем «несение службы» отождествляется с «исполнением служебных обязанностей» (п. 1 Инструкции) [18].
Под категорией «служебные обязанности» в законодательных и нормативных актах МВД России понимаются «обязанности по замещаемой
должности» [19, ч. 1 ст. 9; 21, п. 180]. При этом выделяют «основные» и «служебные» обязанности (ст. 27 ФЗ «О полиции», пп. «а» п. 5 Дисциплинарного Устава органов внутренних дел Российской Федерации) [14; 21].
Служебные обязанности и права УУП (помощника УУП) конкретизируются в должностном регламенте (должностной инструкции) [20].
В учебной литературе обязанности УУП предлагается разделить обязанности на: основные и дополнительные [22]; главные, основные и вспомогательные [23]; общие полицейские (ст. 12, 13 ФЗ «О полиции»), основные как сотрудника полиции (ст. 27, 28 ФЗ «О полиции») и специальные [24-27].
В контексте исследования нами предлагается выделять блоки обязанностей, выполняемых УУП в процессе реализации: а) возложенных на него задач, предусмотренных п. 9 и 10 Инструкции; б) основных форм несения службы (п. 22 Инструкции).
Приведем примеры обязанностей УУП в соответствии с предложенной нами классификацией. Так, в процессе выполнения возложенных на него задач УУП обязан: нести службу в форменной одежде с огнестрельным оружием с двумя снаряженными магазинами (п. 13 Инструкции); осуществлять свою деятельность по утвержденному графику несения службы (п. 14 Инструкции); проходить инструктаж перед заступлением на службу (п. 16 Инструкции); находиться на доступной подвижной радиотелефонной, радио- или проводной связи с непосредственным руководителем или оперативным дежурным территориального органа (п. 18 Инструкции); прибывать в территориальный орган или отдел полиции и докладывать о проделанной работе непосредственному руководителю (начальнику), в их отсутствие - ответственному от руководства территориального органа или оперативному дежурному, а также вносить информацию в ежедневный отчет (п. 19 Инструкции); осуществлять деятельность на обслуживаемой территории либо в служебном помещении, расположенном на административном участке (п. 21 Инструкции).
Значительное число обязанностей УУП закреплены в законодательных и подзаконных актах, регулирующих деятельность органов внутренних дел и полиции в целом, производство по делам об административных правонарушениях, по уголовным делам, применение мер государственного принуждения. Например, в одном из должностных регламентов для УУП было перечислено 50 обязанностей (учитывающих и особенности не-
сения службы в сельской местности). При этом наиболее конкретизированной является обязанность УУП, возникающая при получении информации о дорожно-транспортном происшествии [28].
В другом должностном регламенте обязанности УУП сформулированы путем отсылки к соответствующим статьям ФЗ «О полиции» (п. 1-9, 11-19, 21, 24, 26-39, 41 ч. 1 ст. 12), ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 12), Дисциплинарного устава органов внутренних дел (п. 5, 6); приказу МВД России № 205 (полностью); перечисления общих трудовых обязанностей, в том числе и связанных с соблюдением антикоррупционного законодательства, основных навыков; выделения обязанностей УУП при выполнении им задач на обслуживаемом административном участке.
К обязанностям по несению службы относятся: знать территорию административного участка, систему дорог, расположение и режим работы предприятий, учреждений, организаций не зависимо от форм собственности, места хранения культурных и товарно-материальных ценностей, места стоянок автотранспорта, иные особенности; владеть информацией о задействованных на обслуживаемом административном участке в охране общественного порядка силах и средствах, представителях общественных объединений правоохранительной направленности; знать руководителей средних, средне-специальных образовательных учреждений, комендантов общежитий, частных охранных предприятий и служб безопасности, общественных формирований, представителей национальных диаспор, их контактные телефоны; владеть информацией о количестве совершенных на административном участке преступлений, в т. ч. на территории средних, средне-специальных образовательных учреждений, их виды, способы, места и время совершения, обстоятельства, способствовавшие их совершению; лиц, поведение которых в установленном законом порядке контролируется сотрудниками органов внутренних дел; данные о потерпевших; знать и выявлять места концентрации лиц с противоправным поведением, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления; проводить среди населения обслуживаемого административного участка разъяснительную работу о способах и средствах правомерной защиты от преступлений,
административных правонарушений и иных противоправных посягательств, информировать население по указанным вопросам с использованием органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений организаций; изучать складывающуюся на административном участке оперативную обстановку; проводить отчеты перед населением на обслуживаемом административном участке; налаживать доверительные отношения с гражданами [29].
Выявлению признаков понятия «формы несения службы участковыми уполномоченными полиции» будет способствовать обращение к научным публикациям и учебным изданиям.
Поиск по запросу «формы несения службы» в электронных библиотеках («КиберЛенинка», eLIBRARY.RU, каталога РГБ) показал, что эта категория не была еще предметом самостоятельного исследования, а встречается в перечне ключевых слов к научным публикация, изучающим общую проблематику деятельности ППСП, УУП и других подразделений полиции.
В то же время в административно-правовой науке формы деятельности полиции рассматриваются как производные от форм государственного (публичного, административно-публичного) управления, а также их связи с компетенцией конкретного сотрудника полиции как представителя исполнительной власти.
Наиболее емким, по нашему мнению, является общее определение форм управления, данное Ю.Н. Стариловым, в соответствии с которым - это «внешнее выражение практической реализации функций и методов управления, -самого управляющего воздействия, конкретных действий, производимых в процессе осуществления исполнительной власти, административной деятельности» [30].
В контексте деятельности полиции приемлемо использовать понятие, сформулированное В.С. Климченя, «это внешнее организационно-правовое, практическое выражение управленческой деятельности, совершаемое ОВД (должностным лицом) в пределах его компетенции, направленное на выполнение задач по обеспечению общественного порядка и общественной
Литература
1. URL: https://xn-b1aew.xn-p1ai/Deljatelnost/ gosprogram/Gosprogramma_2020 OOP_i_ PP.pdf.
2. URL: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/ 001/869/963/Godovoy_otchet_za_2019_ OOP_i_PP.pdf.
безопасности на улицах, площадях и в иных общественных местах, создание условий для реализации прав и свобод граждан, защиту жизни, здоровья, чести, достоинства человека и гражданина, нравственности, собственности физических и юридических лиц от противоправных посягательств, которое вызывает последствия юридического характера или имеет определенное юридическое значение» [31].
Обобщая изученные нами материалы, предлагаем к основным признакам форм несения службы УУП относить: назначение - определение характера действий УУП, направленных на достижение поставленных перед ним целей и задач; административно-правовая природа -урегулированость основных служебных обязанностей УУП административно-правовыми нормами; однородность - сходство действий, которые уполномочен совершать УУП, по виду административно-правовой деятельности (контрольно-надзорной, юрисдикционной, исполнительной); ярко выраженная профилактическая направленность полномочий УУП, целью реализации которых является устранение факторов, создающих угрозы правам и свободам граждан, правопорядку и общественной безопасности; тесная связь с другими формами деятельности полиции: оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной, аналитической и информационной; ориентированность на население, проживающее на административном участке; комплексный характер применяемых способов осуществления (сочетание мер убеждения и принуждения, правовых и неправовых форм деятельности); систематический характер - повторяемость проводимых мероприятий, частота которых регулируется нормативными актами МВД России и решениями руководителей территориальных ОВД.
Таким образом, под формами несения службы УУП предлагается понимать урегулированные преимущественно административным законодательством, однородные по своему характеру и правовой природе группы действий, с помощью которых обеспечивается выполнение возложенных на УУП служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке.
Bibliography
1. URL: https://xn-b1aew.xn-p1ai/Deljatelnost/ gosprogram/Gosprogramma_2020 OOP_i_ PP.pdf.
2. URL: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/ 001/869/963/Godovoy_otchet_za_2019_OOP_i_ PP.pdf.
3. Обзор о результатах деятельности территориальных органов внутренних дел по исполнению административного законодательства в 2019 г. (без учета ГУОБДД и ГУВМ). М., 2020.
4. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 65090.
5. Приказ МВД России от 04.03.2020 № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» // СПС «Гарант».
6. Приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СПС «Гарант».
7. Проект приказа МВД России (по состоянию на 09.10.2019) «О проведении сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации профилактической беседы о недопустимости продолжения антиобщественного поведения» // СПС «КонсультантПлюс».
8. URL: https://lexicography.online/etymology/ shansky/%D 1%84/%D 1 %84%D0%BE%D 1% 80%D0%BC%D0%B0.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006.
10. Философский словарь. М., 2001.
11. URL: https: //www.slovogriz.ru/morfolog-icheskii-razbor/sushhestvitelnoe/%D0%BD% D0%B5%D 1%81 %D0%B5%D0%BD%D0% B 8%D0%B5.
12. URL://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%
3. Review of the results of the activities of the territorial bodies of internal affairs on the implementation of administrative legislation in 2019 (excluding the GUOBDD and GUVM). Moscow, 2020.
4. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 65090.
5. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 119 dated 04.03.2020 «On certain issues of the announcement by the internal Affairs bodies of the Russian Federation of an official warning (warning) about the inadmissibility of actions that create conditions for the commission of crimes, administrative offenses, the resolution of which is attributed to the competence of the police, or the inadmissibility of continuing antisocial behavior» // LRS «Garant».
6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 08.07.2011 № 818 «On the procedure for the implementation of administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty» // LRS «Garant».
7. Draft order of the Ministry of Internal Affairs of Russia (as of 09.10.2019) «On conducting a preventive conversation by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation on the inadmissibility of continuing antisocial behavior» // LRS «ConsultantPlus».
8. URL: https://lexicography.online/etymology/ shansky/%D 1%84/%D 1 %84%D0%BE%D 1% 80%D0%BC%D0%B0.
9. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. Moscow, 2006.
10. Philosophical Dictionary. M., 2001.
11. URL: https: //www.slovogriz.ru/morfolog-icheskii-razbor/sushhestvitelnoe/%D0%BD% D0%B5%D 1%81 %D0%B5%D0%BD%D0%
D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%B5.
D1%81 <^0%ВВ(^0%ВЕ(Ж0%В2(Ж0%В0/
%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%
D0%B8%D0%B5.
13. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС «Гарант».
14. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «Гарант».
15. Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции (вместе с Уставом патрульно-постовой службы полиции)» // СПС «Гарант».
16. Приказ МВД РФ от 18.01.1993 № 17 «О мерах по совершенствованию организации патрульно-постовой службы милиции» (утратил силу) // СПС «Гарант».
12. URL://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD% D0%B0%D 1 %87%D0%B5%D0%BD%D0%B8% D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/ %D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD% D0%B8%D0%B5.
13. Federal Law № 182-FL of 23.06.2016 «On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation» // LRS «Garant».
14. Federal Law № 3-FL of 07.02.2011 «On the Police» // LRS «Garant».
15. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 80 dated 29.01.2008 «Issues of organizing the activities of combatant units of the patrol and post service of the police (together with the Charter of the patrol and post service of the police)» // LRS «Garant».
16. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 17 dated 18.01.1993
17. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // СПС «Гарант».
18. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // СПС «Гарант».
19. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Гарант».
20. Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Гарант».
21. URL: https://rg.ru/2012/11/12/ustav-dok.html.
22. Зырянов И.В. Правовое положение участкового уполномоченного полиции // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 4.
23. Виноградова В.С. Обязанности полиции как элемент ее правового статуса // Вестник Мариупольского державного университета. 2012. № 2-3.
24. Настольная книга участкового уполномоченного полиции: методическое пособие. М., 2013.
25. Барышников М.В. Обязанности полиции: учебное (практическое) пособие. Орел, 2014.
26. Комментарий к Наставлению по организации деятельности участковых уполномоченных полиции. Домодедово, 2015.
27. Гайдуков А.А. Обязанности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке: лекция. Барнаул, 2015.
28. Должностной регламент (должностная инструкция) участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Б-му р-ну. ОМВД России по Б-му р-ну, 2017.
29. Должностной регламент (должностная инструкция) участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по С. р-ну капитана полиции Б. ОМВД России по С. р-ну, 2019.
30. Старилов Ю.Н. Административное право. Ч. 2. Воронеж, 2007.
31. URL: https://elib.amia.by/bitstream/docs/33/ 1/30_032.pdf.
«On measures to improve the organization of the patrol and post police service» (expired) // LRS «Garant».
17. Decree of the President of the Russian Federation № 1495 dated 10.11.2007 «On approval of the General Military Regulations of the Armed Forces of the Russian Federation» // LRS «Garant».
18. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 29.03.2019 № 205 «On the service of the district police commissioner in the serviced administrative area and the organization of this activity» // LRS «Garant».
19. Federal Law № 342-FL of 30.11.2011 «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // LRS «Garant».
20. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 50 dated 01.02.2018 «On Approval of the Procedure for organizing service in the Internal Affairs bodies of the Russian Federation» // LRS «Garant».
21. URL: https://rg.ru/2012/11/12/ustav-dok.html.
22. Zyryanov I.V. The legal status of the district police commissioner // Bulletin of the Tyumen Institute for Advanced Training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 4.
23. Vinogradova V.S. Duties of the police as an element of its legal status // Bulletin of the Mariupol State University. 2012. № 2-3.
24. The desk book of the district commissioner of the police: methodical manual / Edited by S.I. Girko, Yu.N. Demidova. Moscow, 2013.
25. Baryshnikov M.V. Duties of the police: a training (practical) manual. Orel, 2014.
26. Commentary to the Manual on the organization of the activities of district police commissioners. Domodedovo, 2015.
27. Gaidukov A.A. Duties of the district police commissioner when serving at an administrative station: lecture. Barnaul, 2015.
28. Official regulations (job description) of the precinct police commissioner of the Department of precinct police commissioners and Juvenile Affairs of the OMVD of Russia in the B-mu district. OMVD Rossii po B-mu R-nu, 2017.
29. Official rules (job description) police commissioners of the Department of police officers and juvenile OMVD Rossii po S. p-well of a police captain B. OMVD Rossii po S. R-nu, 2019.
30. Starilov Yu.N. Administrative law. Part 2. Voronezh, 2007.
31. URL: https://elib.amia.by/bitstream/docs/33/ 1/30_032.pdf.