ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021 -3-265-269
ББК 67 © М.С. Журавлев, 2021
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ) ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ
Михаил Сергеевич Журавлев, адъюнкт кафедры Управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений
Академия управления МВД России (125993, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: [email protected]
Научный руководитель: заместитель начальника кафедры УДПОООП Академии управления МВД России, кандидат юридических наук Ю.Н. Носатов
Аннотация. Рассматривается правовое регулирование (правовые основы) профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции. Определены источники, регламентирующие профилактическую деятельность участковых уполномоченных. Перечислены направления индивидуальной профилактической деятельности участковых уполномоченных с разными категориями лиц.
В качестве одной из проблем отмечается отсутствие установленного порядка получения медицинских документов по инициативе участкового уполномоченного. Для ее решения предлагается внести некоторые изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Также в качестве проблемы рассматриваются недостатки правовой регламентации профилактической работы участковых уполномоченных.
В заключении высказываются некоторые предложения по совершенствованию правового регулирования профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции.
Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, индивидуальная профилактическая работа, совершенствование законодательства, механизм правового регулирования, административно-правовое регулирование, проблемы профилактической работы УУП.
LEGAL REGULATION (LEGAL BASIS) OF PREVENTIVE ACTIVITIES OF PRECINCT POLICE OFFICERS
Mikhail S. Zhuravlev, Adjunct of the Department of Management of the Activities of Public Order Units of the Center for Command and Staff Exercises
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (125993, Moscow, ul. Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh, d. 8) E-mail: [email protected]
Research supervisor: Deputy Head of the Department of UDPOOPOP of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences Yu.N. Nosatov
Abstract. Legal regulation (legal basis) of preventive activity of district police commissioners is considered. Sources regulating the preventive activities of district commissioners have been identified. The directions of individual preventive activities of district commissioners with different categories of persons are listed.
As one of the problems, there is no established procedure for obtaining medical documents at the initiative of the district commissioner. To resolve it, it is proposed to make some changes to the Federal Law of November 21, 2011 No. 323-FZ «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation».
Also, the shortcomings of the legal regulation of the preventive work of district commissioners are considered as a problem. In conclusion, some proposals are made to improve the legal regulation of the preventive activities of district police commissioners. Keywords: district police officer, individual preventive work, improvement of legislation, mechanism of legal regulation, administrative and legal regulation, problems of preventive work of the precinct police officers.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Журавлев М.С. Правовое регулирование (правовые основы) профилактической деятельности участковых уполномоченных полиции. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(3):265—269.
На сегодняшний день правовое регулирование скольку в последнее время увеличился рост соверше-
деятельности участковых уполномоченных полиции ния преступлений и правонарушений лицами, боль-
(далее — УУП) достаточно сильно изменилось, в ными алкоголизмом или наркоманией, состоящими
том числе в части профилактического направления. на учете в медицинской организации и представляю-
Анализ правовых основ профилактической деятель- щими опасность для окружающих. Одной из причин
ности УУП представляет особую актуальность, по- такого положения дел являются пробелы в законо-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
• Непосредственная профилактика — это профилактика лиц, у которых имеются признаки развития криминальных наклонностей
• Ранняя профилактика — это профилактика на начальном этапе криминализации На этапе преступного поведения — это профилактика лиц, которые уже совершили преступления и были осуждены
' Профилактика рецидива
Рис. 1. Направления индивидуаль
дательстве, регламентирующем рассматриваемый вид правоотношений.
Некоторые вопросы, связанные с функциями и задачами УУП по предупреждению и пресечению правонарушений исследовались в трудах Д.Н. Бахраха, О.И. Бекетова, М.И. Еропкина, А.И. Каплунова, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, С.И. Котюргина, Ю.П. Соловья [3; 2, с. 49-53; 1, с. 9-16; 5; 8; 6].
Правовые основы функционирования УУП рассматривались в работах Т.И. Козырева, П.И. Кононов, И.В. Максимов, Б.В. Россинский, Ю.Н Ста-рилов, В.Е. Севрюгин, А.П. Шергин, А.Ю. Якимов, О.М. Якуба и др.
Отдельные аспекты профилактической деятельности УУП разрабатывались А.Г. Гришаковым, Т.М. За-ниной, Е.В. Кашкиной, А.Н. Кокорева, А.В. Куяно-вой, О.А. Шелег и др. Между тем, комплексного исследования непосредственно по рассматриваемой проблематике на сегодняшний день не имеется.
Правовое регулирование — это воздействие на общественные отношения при помощи правовой нормы. В деятельности УУП используются императивный и диспозитивный методы правового регулирования, на чем акцентируют внимание многие правоведы [4, с. 52]. При этом, все же императивный метод существенно преобладает над диспозитивным.
Указанная особенность присуща, в первую очередь, профилактической деятельности УУП, при осуществлении которой, он должен самостоятельно осуществлять выбор инструментов и методов профилактического воздействия на профилактируемых лиц, что полагаем вполне оправданным.
В соответствии с п. 2 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной Приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», одной из основных задач органов внутренних дел выступает выявление и постановка на про-
|-профилактической деятельности
филактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление1.
Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организация этой деятельности» (далее — Приказ МВД России № 205)2 существенно расширил профилактическую направленность деятельности УУП.
Так, в соответствии со ст. 9 Приказа МВД России № 205 все задачи, решаемые УУП, обладают только профилактической направленностью.
В частности, УУП осуществляет индивидуальную профилактическую работу с лицами, склонными к совершению преступлений и правонарушений, больными алкоголизмом и наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации и ранее привлекаемыми к административной ответственности за совершение административных правонарушений, указанных в п. 33.4, 33.5 Приказа МВД России № 205, нарушителями семейно-бытовых отношений, неблагополучными семьями.
Индивидуальная профилактическая деятельность с указанными категориями лиц имеет свою специфику и реализуется по направлениям, представленным на рис. 1.
Правовое регулирование профилактической деятельности УУП осуществляется посредством:
1 Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») (док. опубл. не был) // СПС «КонсультантПлюс».
2 Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции») (зарег. в Минюсте России 3 июля 2019 г. № 55115) // URL ://http ://www.pravo .gov.ru
♦ Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции»3 устанавливает общие начала осуществления профилактических функций сотрудниками полиции;
♦ Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» — устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений;
♦ Приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», согласно которому недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением, в пределах компетенции решается различными структурными единицами ОВД;
♦ Приказа МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 — устанавливает основные формы профилактического воздействия, используемые УУП.
Проблема осуществления индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете, заключается в наличии определенных сложностей при постановке на профилактический учет. В частности, нет четкого нормативного правового документа, в котором регулировался бы порядок получения медицинских документов УУП.
К примеру, можно привести такую категорию лиц, как «больные алкоголизмом, состоящие на учете в медицинской организации, которые в течение года два или более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а также по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ или больные наркоманией, состоящие на учете в медицинской организации, которым в течение года два и более раза назначено административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.8, 6.9, 6.91, ч. 2 и 31 ст. 20.20 КоАП РФ (далее — лица, больные алкоголизмом или наркоманией, состоящие на учете в медицинской организации)».
Так, комплексу индивидуальной профилактической работы с лицами, больными алкоголизмом и наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации, предшествует объемная деятельность по их определению. В данном случае представляется обоснованным наличие завершающего этапа этой работы — правовая урегулированная постановка на профилактический учет лиц, больных алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в медицинской организации. При отсутствии должного механизма правового регулирования стала неизбежной проблема эффективности работы УУП.
Обозначенная категория лиц состоит на учете в медицинской организации, поэтому при осуществлении профилактических обходов самостоятельно их выявить не представляется возможным. Требуется обратиться в уполномоченное медицинское учреждение с запросом на предоставление информации о лицах, состоящих у них на учете на основании п. 35 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», а также п. 9.3 Инструкции по исполнению УУП служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке.
Между тем, учреждения здравоохранения не соглашаются предоставить данную информацию, руководствуясь положениями врачебной тайны [2, с. 49]. В связи с чем УУП не может надлежащим образом осуществлять индивидуальную профилактическую работу с рассматриваемой категорией граждан.
В целях разрешения указанной проблемы, по нашему мнению, целесообразно на законодательном уровне урегулировать порядок взаимодействия между медицинскими организациями и УУП в части получения и предоставления сведений на лиц, больных алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в медицинской организации для постановки их на профилактический учет и проведения индивидуальных профилактических мероприятий.
В связи с этим, считаем необходимым дополнить п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»4 подп. 3.2 и изложить его в следующей редакции: «.. .по запросу сотрудника ор-
3 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 6 февраля 2020 г.) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
4 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
• Постановка на профилактический учет
• Профилактическая беседа
• Официальное предостережение
• Применение мер гражданского, административно-правового и уголовно-правового характера
• Внесение предписаний, представлений, постановлений и определений об устранении (ограничении) причин и условий,
способствующих совершению правонарушений
Рис. 2. Предлагаемые меры профилактики правонарушений
• Закрепить такие понятия, как «семейно-бытовые отношения», «бытовое насилие», «субъекты профилактики бытового насилия»
• Сформулировать принципы профилактики бытового насилия
• Классифицировать виды бытового насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое.
Рис. 3. Предложения по содержанию Федералы
ганов внутренних дел в целях осуществления им индивидуальной профилактической работы с больными алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в медицинской организации, а также постановки данных лиц на профилактический учет...».
В качестве следующей проблемы правового регулирования профилактической деятельности УУП можно отметить недостатки правового регулирования профилактической работы УУП. Так, большая часть норм права принимается без должной аналитики, что, в свою очередь, выливается в недочеты в профилактической деятельности УУП.
По нашему мнению, для разрешения указанной проблемы следует принять комплексный норматив-
го закона «О предотвращении насилия в семье»
ный правовой акт, регламентирующий профилактическую деятельность УУП.
Дополнительно полагаем обоснованным на законодательном уровне установить следующие меры профилактики правонарушений (рис. 2).
В качестве одной из проблем правового регулирования профилактической деятельности УУП в сфере семейно-бытового насилия можно назвать отсутствие четкой законодательной основы данной деятельности. Поэтому считаем целесообразным принять Федеральный закон «О предотвращении насилия в семье» (рис. 3).
Анализ, проведенный в настоящей статье, позволяет прийти к выводу, что на сегодняшний день
• Действующим законодательством не урегулирован порядок взаимодействия УУП с медицинскими организациями по наблюдению за лицами, больными алкоголизмом или наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации
• Отсутствует должное наблюдение за лечением лиц, больных алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в медицинской организации. При этом, если указанные лица снимаются с диспансерного учета ввиду невозможности обеспечить их осмотр, то утрачиваются основания их нахождения на профилактическом учете, осуществляемом УУП
• Медицинские организации не представляют информацию в службу УУП о находящихсянадиспансерном учете лиц, больных алкоголизмом или наркоманией, ссылаясь на врачебную тайну согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». При этом не учитываются исключения,
позволяющие представлять такие сведения
• Пробелы в законодательном регулировании профилактической работы УУП, а именно, отсутствие четкой правовой основы профилактической деятельности УУП в сфере семейно-бытового насилия
Рис. 4. Актуальные проблемы в деятельности УУП
Вестник Московского университета МВД России
нельзя считать профилактическую работу УУП эффективной, так как ее нормативное правовое регулирование имеет достаточно много пробелов и несовершенств, которые существенным образом сказываются на осуществлении деятельности УУП.
В частности, в деятельности УУП имеется ряд актуальных и серьезных проблем (рис. 4).
В связи с чем, правовое регулирование профилактической деятельности УУП требует своего дальнейшего совершенствования.
Решение вышеуказанных проблем в целом будет способствовать повышению эффективности работы УУП в рассматриваемом направлении и обеспечит правопорядок и безопасность граждан на обслуживаемом административном участке.
Литература
1. Акулов В.И., Кашкина Е.В. Некоторые аспекты профилактической работы участковых уполномоченных милиции с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2011. № 1(17). С. 9-16.
2. Гришаков А.Г. Индивидуальная профилактика в деятельности участкового уполномоченного полиции в современный период // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3. С. 48-53.
3. Деятельность участкового уполномоченного полиции: Курс лекций / Под ред. А.Г. Гришакова. Барнаул, 2016.
4. Капустина Е.Г. Административно-правовые формы и методы деятельности органов внутренних дел // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 3 (76). С. 52-59.
5. Кокорев А.Н., Лаврентьева М.С. Организация деятельности участковых уполномоченных милиции: Учеб. пособие. М., 2010.
6. Корнеев А.П. Административное право России. Ч. 1. М.: Щит-М, 2015.
7. Репьев А.Г. Организационно-правовое регулирование профилактической деятельности уча-
сткового уполномоченного полиции на административном участке с образовательным учреждением // Научный вестник Омской академии МВД России. 2016. № 4 (63). С. 41-45.
8. Шелег О.А. Организация деятельности подразделений участковых уполномоченных по предупреждению преступлений и административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений: Учеб.-метод. пособие. Калининград, 2012.
References
1. Akulov V.I., Kashkina E. V. Nekotoryye aspekty profilakticheskoy raboty uchastkovykh upolnomochen-nykh militsii s litsami, dopuskayushchimi pravonarus-heniya v sfere semeyno-bytovykh otnosheniy // Vestnik Vserossiyskogo instituta povysheniya kvalifikatsii so-trudnikov MVD Rossii. 2011. № 1(17). S. 9-16.
2. Grishakov A.G. Individual'naya profilaktika v deyatel'nosti uchastkovogo upolnomochennogo politsii v sovremennyy period // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 3. S. 48-53.
3. Deyatel'nost' uchastkovogo upolnomochennogo politsii: Kurs lektsiy / Pod red. A.G. Grishakova. Barnaul, 2016.
4. Kapustina E.G. Administrativno-pravovyye formy i metody deyatel'nosti organov vnutrennikh del // Na-uchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2018. № 3 (76). S. 52-59.
5. KokorevA.N., Lavrent'yeva M.S. Organizatsiya deyatel'nosti uchastkovykh upolnomochennykh militsii: Ucheb. posobiye. M., 2010.
6. Korneyev A.P. Administrativnoye pravo Rossii. Ch. 1. M.: Shchit-M, 2015.
7. Rep'yev A.G. Organizatsionno-pravovoye regu-lirovaniye profilakticheskoy deyatel'nosti uchastkovogo upolnomochennogo politsii na administrativnom uc-hastke s obrazovatel'nym uchrezhdeniyem // Nauchnyy vestnik Omskoy akademii MVD Rossii. 2016. № 4 (63). S. 41-45.
8. Sheleg O.A. Organizatsiya deyatel'nosti podrazde-leniy uchastkovykh upolnomochennykh po preduprezh-deniyu prestupleniy i administrativnykh pravonarusheniy v sfere semeyno-bytovykh otnosheniy: Ucheb.-metod. posobiye. Kaliningrad, 2012.