Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕВ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕВ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
896
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ЛИЦА / СОСТОЯЩИЕ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ / ЛИЦА / ФОРМАЛЬНО ПОДПАДАЮЩИЕ ПОД АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / НАРКОМАНИЯ / НЕМЕДИЦИНСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ / ЛИЦА / БОЛЬНЫЕ НАРКОМАНИЕЙ / ЛИЦА / СТРАДАЮЩИЕ АЛКОГОЛИЗМОМ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / СОВЕРШЕННЫЕ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ / DISTRICT POLICE COMMISSIONER / INDIVIDUAL PREVENTIVE WORK / PERSONS WHO ARE ON THE PREVENTIVE REGISTER / PERSONS FORMALLY SUBJECT TO ADMINISTRATIVE SUPERVISION / DRUG ADDICTION / NON-MEDICAL DRUG USE / DRUG ADDICTS / PERSONS SUFFERING FROM ALCOHOLISM / ADMINISTRATIVE OFFENSES COMMITTED WHILE INTOXICATED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишкин П.Е.

В статье характеризуются административно-правовые проблемы, возникающие при осуществлении индивидуальной профилактики, проводимой участковыми уполномоченными полиции с лицами, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел, в том числе совершившими административные правонарушения в области законодательства о наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсорах, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, а также лицами, больными алкоголизмом, совершившими административные правонарушения в состоянии опьянения. Обосновывается необходимость изменения действующего законодательства, регламентирующего вопросы осуществления индивидуальной профилактической работы, осуществляемой участковыми уполномоченными полиции территориальных органов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шишкин П.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ACTUAL QUESTIONS OF CARRYING OUT BY DISTRICT POLICE OFFICERS OF INDIVIDUAL PREVENTIVE WORK WITH THE PERSONS WHO ARE ON THE PREVENTIVE ACCOUNTIN LAW-ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes the administrative and legal problems that arise in the implementation of individual prevention carried out by district police officers with persons who are on preventive registration in the internal affairs bodies, including those who have committed administrative offenses in the field of legislation on narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, who are recognized as drug addicts or who consume narcotic drugs or psychotropic substances without a doctor's appointment, as well as persons with alcoholism, those who have committed administrative offenses in a state of intoxication. The article substantiates the need to change the current legislation regulating the implementation of individual preventive work carried out by district police officers of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕВ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.9

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ABOUT SOME ACTUAL QUESTIONS OF CARRYING OUT BY DISTRICT POLICE OFFICERS OF INDIVIDUAL PREVENTIVE WORK WITH THE PERSONS WHO ARE ON THE PREVENTIVE ACCOUNT IN LAW-ENFORCEMENT BODIES

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Шишкин Павел Евгеньевич,

старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

pavel_shishkin83@mail.ru

Ключевые слова:

участковый уполномоченный полиции, индивидуальная профилактическая работа, лица, состоящие на профилактическом учете, лица, формально подпадающие под административный надзор, наркомания, немедицинское потребление наркотиков, больные наркоманией, лица, страдающие алкоголизмом, административные правонарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения.

В статье характеризуются административно-правовые проблемы, возникающие при осуществлении индивидуальной профилактики, проводимой участковыми уполномоченными полиции с лицами, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел, в том числе совершившими административные правонарушения в области законодательства о наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсорах, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, а также лицами, больными алкоголизмом, совершившими административные правонарушения в состоянии опьянения. Обосновывается необходимость изменения действующего законодательства, регламентирующего вопросы осуществления индивидуальной профилактической работы, осуществляемой участковыми уполномоченными полиции территориальных органов МВД России.

Keywords:

district police commissioner, individual preventive work, persons who are on

the preventive register; persons formally subject to administrative supervision, drug addiction, non-medical drug use, drug addicts, persons suffering from alcoholism, administrative offenses committed while intoxicated.

The article describes the administrative and legal problems that arise in the implementation of individual prevention carried out by district police officers with persons who are on preventive registration in the internal affairs bodies, including those who have committed administrative offenses in the field of legislation on narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, who are recognized as drug addicts or who consume narcotic drugs or psychotropic substances without a doctor's appointment, as well as persons with alcoholism, those who have committed administrative offenses in a state of intoxication. The article substantiates the need to change the current legislation regulating the implementation of individual preventive work carried out by district police officers of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Служебная деятельность участкового уполномоченного полиции предполагает решение комплекса задач, связанных с профилактикой и выявлением правонарушений, осуществлением индивидуально-профилактической работы с различными категориями граждан, рассмотрением обращений граждан.

Концепция развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 гг., утвержденная приказом МВД России от 30 марта 2020 г. № 191 (далее - Концепция), определяет комплекс мер, направленных на устойчивое развитие данной службы, совершенствование ее потенциалов, реализация которых позволит наиболее эффективно выполнять поставленные руководством страны и Министерством внутренних дел Российской Федерации задачи. Согласно Концепции одной из ключевых задач является повышение уровня профессиональной подготовленности участковых уполномоченных полиции (далее - УУП).

По данным Центра статистической информации ГИАЦ МВД России, только за 2019 г. сотрудниками подразделений УУП на территории Российской Федерации были поставлены на профилактический учет 93 255 граждан, а по состоянию на конец указанного года на учете состояли 366 781 гражданин (URL: http://i0.5.0.i6/csi/files/content/stat/books/text/ txt578_202006.030.txt).

Согласно действующей Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утвержденной приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 (далее - Инструкция), УУП проводит индивидуальную профилактическую работу (далее - ИПР) в отношении шести категорий граждан (п. 36), и лишь неко-

торые из них являются проблемными и представляют научно-исследовательский интерес.

Первой категорией лиц, в отношении которых осуществляется ИПР и возникают существенные сложности при ее осуществлении, являются больные алкоголизмом, проходящие лечение и состоящие на учете в наркологическом лечебном учреждение, которые в течение года два и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а также по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ. В ранее действовавшем Наставлении, утвержденном приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166, указанная категория лиц отсутствовала, ИПР осуществлялась только в отношении лиц, которым поставлен диагноз алкоголизм, состоящих на учете в медицинской организации и представляющих опасность для окружающих (пп. 63.2). Указанная работа осуществлялась на основании Инструкции об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, утвержденной совместным приказом Минздрава РФ и МВД России от 30 апреля 1997 г. № 133/269. Согласно указанному нормативному правовому акту психоневрологический диспансер должен высылать в адрес органа внутренних дел по месту жительства лиц с психическими расстройствами, состоящих на активном диспансерном наблюдении и на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, следующую письменную информацию:

- ежегодно (до 20 января) список лиц, находящихся на активном диспансерном наблюдении и лечении у психиатра;

- сведения об изменении места жительства лицом с психическим расстройством, находящимся на активном диспансерном наблюдении или амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, а также при длительном отсутствии его по месту регистрации;

- данные о лицах, вновь включенных в список активного диспансерного наблюдения, принятых на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра и снятых с него, немедленно по принятии соответствующих решений (п. 2.1).

В настоящее время в отношении лиц указанной категории ИПР участковыми уполномоченными полиции не проводится. Согласно действующей Инструкции УУП ведет список лиц, страдающих психическими расстройствами, состоящих на учете в психиатрической лечебной организации и представляющих опасность для окружающих (п. 37.2, 38).

Основанием для осуществления ИПР в отношении указанных лиц является информация из подразделения по исполнению административного законо-

дательства после подтверждения медицинской организацией диагноза «алкоголизм». Однако в силу требований ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ об охране здоровья) сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Указанный законодательный акт исключает возможность разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, указанных в ч. 3 и ч. 4 ст. 13 указанного Федерального закона, а именно:

- с письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях;

- предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в рамках осуществления деятельности правоохранительных органов, в том числе и полиции, только в следующих случаях:

1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

2) в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и(или) медицинскую реабилитацию [подр.: 1];

3) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.

Сущность профилактической работы заключается в посещении УУП поду-четных по месту жительства и осуществлении с ними профилактической бесе-

ды (пп. 35.3 Инструкции). ИПР осуществляется в течение года с момента принятия решения о ее проведении. (пп. 35.2 Инструкции).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение участковым уполномоченным полиции ИПР с указанной категорией подучетных нельзя отнести ни к одному из вышеперечисленных оснований для предоставления сведений о диагнозе, то есть сведений, составляющих врачебную тайну. Следовательно, медицинские организации в силу вышеуказанных требований ФЗ об охране здоровья не вправе предоставлять сведения о постановке лиц указанной категории на диспансерный учет, исключение составляют лица, которым поставлен диагноз «алкоголизм», чьи действия могут представлять опасность для окружающих. Возможность решения данной проблемы организационными способами отсутствует и требует внесения изменений в ч. 4 ст. 13 ФЗ об охране здоровья. Из положений пп. 33.4 Инструкции не вполне понятно, сотрудники какого именно подразделения должны направлять в медицинскую организацию запрос о подтверждении нахождения лица на учете в наркологическом лечебном учреждении - участковые уполномоченные полиции или сотрудники подразделений по исполнению административного законодательства. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости существенной корректировки действующего законодательства в целях возможности проведения реальной ИПР с лицами данной категории либо изъятия указанной категории из списка лиц, в отношении которых УУП проводят ИПР.

Второй проблемной категорией лиц, в отношении которых участковые уполномоченные осуществляют ИПР, являются лица, больные наркоманией, состоящие на учете в медицинской организации, которым в течение года два и более раза назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8, 6.9, 6.9.1, ч. 2 и ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ (в случае неприменения административного выдворения за пределы Российской Федерации). За 9 месяцев 2020 г. сотрудниками полиции территориальных органов МВД России на территории Российской Федерации только по ст. 6.9 КоАП РФ были выявлены 79 864 административных правонарушения, из них УУП - 36 319 (URL: http://i0.5.0.i6/csi/files/content/stat/books/ text/txt578_202006.030.txt ). Как отмечает Н.Н. Цуканов, исследующий админи-стративно-деликтное законодательство в сфере немедицинского потребления наркотиков, количественные показатели административной практики не отражают подлинного объема наркопотребления [2, с. 99]. В ранее действующем Наставлении данная категория лиц, состоящих на профилактическом учете, присутствовала и носила несколько иное наименование. Согласно статистическим данным МВД России только за 2019 г. сотрудниками подразделений УУП были поставлены на профилактический учет 17 655 граждан, а по состоянию на конец 2019 г. на учете состояли 17 896 граждан (URL: http://10.5.0.16/csi/files/

content/stat/books/text/txt578_202006.030.txt ). Кроме того, на учете в органах внутренних дел состояли по состоянию на конец 31 937 лиц, больных наркоманией (URL: http://10.5.0.16/csi/files/c0ntent/stat/b00ks/text/txt578_202006.030. txt ). Особенности правового регулирования данной категории, исключенной новой Инструкцией из числа категорий профилактируемых, аналогично уже рассмотренной выше категории лиц, страдающих алкоголизмом.

ИПР применительно к лицам данной категории проводится на основании сведений из подразделения по исполнению административного законодательства после подтверждения медицинской организацией факта того, что лица данной категории состоят на учете в медицинской организации с диагнозом наркомания. Проблемы постановки на профилактический учет лиц рассматриваемой категории можно охарактеризовать как аналогичные предыдущей [3]. Единственным существенным отличием является возможность запрашивания участковыми уполномоченными полиции сведений о постановке на учет лица в наркологическом диспансере на основании п. 3.1 ч. 4 ст. 13 ФЗ об охране здоровья в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и(или) медицинскую реабилитацию. Однако направлению данного запроса должно предшествовать взаимодействие УУП с сотрудником подразделения по контролю за оборотом наркотиков в целях установления лиц, проживающих на обслуживаемом административном участке, в отношении которых возложена вышеуказанная обязанность. В таком случае, на наш взгляд, подготовка и направление соответствующего запроса в медицинскую организацию является оправданным и допустимым. Сущность и основания продления ИПР аналогичны с предыдущей категорией лиц, уже рассмотренной нами [пп. 35.3 Инструкции].

По нашему мнению, для преодоления обозначенных трудностей в рамках проведения ИПР с рассмотренными нами двумя категориями подучетных лиц, необходимо дополнить ч. 4 ст. 13 ФЗ об охране здоровья п. 3.2 следующего содержания: «на основании письменного запроса уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ИПР с работы с лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, а также с лицами, больными алкоголизмом».

Резюмируя, можно сделать общий вывод в части осуществления ИПР в отношении лиц, относящихся к рассматриваемым категориям, о том, что необходима существенная корректировка действующего законодательства в части расширения компетенции сотрудников подразделений УУП, предоставления несколько более обширных служебных прав на запрос сведений о диагнозе граждан, без их согласия. Альтернативным путем является исключение данных категорий из перечня лиц, в отношении которых органами внутренних дел осуществляется индивидуальная профилактическая работа.

Библиографический список

1. Практика реализации судами на территории Красноярского края положений Федерального закона от 25.11.2013 № 313-ФЗ. Проблемные вопросы приведения медицинскими и социальными учреждениями в исполнение вступивших в силу постановлений по делам об административных правонарушениях в части диагностики, профилактики, лечения, медицинской, социальной реабилитации на территории Красноярского края : отчет о научно-исследовательской работе (заключ.) / ФСКН России ; науч. рук. д.ю.н., доцент Н.Н. Цуканов. -Красноярск, 2015. - ГР 115020310198. - Инв. № 215070140017.

2. Цуканов, Н.Н. Статья 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как средство противодействия незаконному наркопотреблению / Н.Н. Цуканов // Вестник Омской юридической академии. - Омск : ОмА МВД России, 2017. - Т. 14. - № 4.

3. Шишкин, П.Е. К вопросу о проведения участковыми уполномоченными полиции профилактической работы с больными наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации, совершившими административные правонарушения в области законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах / П.Е. Шишкин // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. -Барнаул : БЮИ МВД России, 2020. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.