Научная статья на тему 'О некоторых вопросах усиления внутриведомственного взаимодействия подразделений полиции территориальных органов МВД России при реализации мер побуждения лиц, совершивших административные правонарушения, к прохождению^диагностики, лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации'

О некоторых вопросах усиления внутриведомственного взаимодействия подразделений полиции территориальных органов МВД России при реализации мер побуждения лиц, совершивших административные правонарушения, к прохождению^диагностики, лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / НЕМЕДИЦИНСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / БОЛЬНЫЕ НАРКОМАНИЕЙ / ДИАГНОСТИКА / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ЛЕЧЕНИЕ ОТ НАРКОМАНИИ / МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОЛИЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ ВОЗЛОЖЕННОЙ СУДОМ ОБЯЗАННОСТИ / СТ. 6.9.1 КОАП РФ / DRUG ABUSE / NONMEDICAL DRUG TAKING / AFFLICTED PERSONS SUFFERING FROM DRUG ADDICTION / DIAGNOSTICS / PREVENTIVE MEASURES / TREATMENT FROM DRUG ADDICTION / MEDICAL REHABILITATION / SOCIAL REHABILITATION / POLICE UNITS / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR EVASION OF FULFILLMENT OF DEMANDS OF COURT / ART. 6.9.1. THE CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишкин Павел Евгеньевич

В статье характеризуются административно-правовые проблемы, возникающие при реализации мер побуждения лиц, совершивших административные правонарушения в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, признанных больными наркоманией либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, к прохождению диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации. Обосновывается необходимость изменения действующего законодательства, в первую очередь ведомственных нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих вопросы взаимодействия различных подразделений полиции территориальных органов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шишкин Павел Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUES ABOUT WAYS TO INCREASE INNERDEPARTMENTAL INTERACTION OF POLICE UNITS FROM TERRITORIAL BODIES OF MIA OF RUSSIA IN THE ASPECT OF IMPLEMENTATION OF MEASURES TO UMPULSE PERSONS WHO HAVE COMMITTED ADMINISTRATIVE OFFENCES TO GO THROUGH DIAGNOSTICS, TREATMENT FROM DRUG ADICTION, MEDICAL AND (OR) SOCIAL REHABILITATION

The article characterizes administrative and legal problems, arising during the process of implementation of measures to impulse persons who have committed administrative drug-related offences in the sphere of legis-lation related to narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, being afflicted persons suffering from drug addiction, or taking narcotic drugs or psychotropic substances without medical prescribtion, to go through diagnostics, preventive measures, treatment form drug addiction, medical and (or) social rehabilitation. The author proves that legislative changes, first of all, in departmental normative acts of MIA of Russia, controlling issues of interaction of different police units from territorial bodies of MIA of Russia, are necessary.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах усиления внутриведомственного взаимодействия подразделений полиции территориальных органов МВД России при реализации мер побуждения лиц, совершивших административные правонарушения, к прохождению^диагностики, лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации»

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА СОИСКАТЕЛЕЙ J _УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ И ЗВАНИЙ

УДК 342.7

Павел Евгеньевич ШИШКИН,

старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

[email protected]

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УСИЛЕНИЯ ВНУТРИВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПОБУЖДЕНИЯ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, К ПРОХОЖДЕНИЮ^ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ ОТ НАРКОМАНИИ, МЕДИЦИНСКОЙ И (ИЛИ) СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

TO THE ISSUES ABOUT WAYS TO INCREASE INNERDEPARTMENTAL INTERACTION OF POLICE UNITS FROM TERRITORIAL BODIES OF MIA OF RUSSIA IN THE ASPECT OF IMPLEMENTATION OF MEASURES TO UMPULSE PERSONS WHO HAVE COMMITTED ADMINISTRATIVE OFFENCES TO GO THROUGH DIAGNOSTICS, TREATMENT FROM DRUG ADICTION, MEDICAL AND (OR) SOCIAL REHABILITATION

В статье характеризуются административно-правовые проблемы, возникающие при реализации мер побуждения лиц, совершивших административные правонарушения в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, признанных больными наркоманией либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, к прохождению диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании, медицинской и (или) социальной реабилитации. Обосновывается необходимость изменения действующего законодательства, в первую очередь ведомственных нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих вопросы взаимодействия различных подразделений полиции территориальных органов МВД России.

The article characterizes administrative and legal problems, arising during the process of implementation of measures to impulse persons who have committed administrative drug-related offences in the sphere of legis-lation related to narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, being afflicted persons suffering from drug addiction, or taking narcotic drugs or psychotropic substances without medical prescribtion, to go through diagnostics, preventive measures, treatment form drug addiction, medical and (or) social rehabilitation. The author proves that legislative changes, first of all, in departmental normative acts of MIA of Russia, controlling issues of interaction of different police units from territorial bodies of MIA of Russia, are necessary.

Ключевые слова: наркомания, немедицинское потребление, больные наркоманией, диагностика, профилактические мероприятия, лечение от наркомании, медицинская реабилитация, социальная реабилитация, подразделения полиции, административная ответственность за уклонение от выполнения возложенной судом обязанности, ст. 6.9.1 КоАП РФ.

Keywords: drug abuse, nonmedical drug taking, afflicted persons suffering from drug addiction, diagnostics, preventive measures, treatment from drug addiction, medical rehabilitation, social rehabilitation, police units, administrative responsibility for evasion of fulfillment of demands of court, art. 6.9.1. the Code of Administrative Offences of the Russian Federation.

Проблема наркомании в целом и совершения административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ в частности является серьезной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

Прошло более четырех лет с момента вступления в законную силу Федерального закона от 25 ноября 2013 года №313-Ф3, который ввел в структуру Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях часть 2.1 статьи 4.1 и закрепил средство побуждения лиц, совершивших административные правонарушения в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах (далее - наркотики), к прохождению диагностики, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации. [1]

В соответствии со статистическими данными МВД России, за 6 месяцев 2018 года на территории Российской Федерации сотрудниками органов внутренних дел были выявлены 71794 (+10625 АППГ) административных правонарушения, связанных с оборотом наркотиков (+10625 АППГ), из них по ст. 6.8 - 9726 (+652 АППГ), по ст. 6.9 - 49808 (+7331 АППГ), по ст. 6.9.1 - 12260 (+2642 АППГ). По данным УНК ГУ МВД России по Красноярскому краю, на территории края за 2017 год всего выявлены 1 489 (АППГ - 874) административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков (ст. 6.9, ст. 6.8, ч. 2 ст. 20.20, ст. 6.9.1 КоАП РФ), из них по ст. 6.9 КоАП РФ - 846 (АППГ - 471), по ст. 6.8 КоАП РФ - 341 (АППГ - 270); ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ - 114 (АППГ - 109); ст. 6.9.1 КоАП РФ - 188 (АППГ - 24). В 2017 году на территории Красноярского края на 58,6% увеличилось количество выявленных правонарушений указанной категории. Увеличение количественных показателей актуализирует отдельные проблемные вопросы, не

нашедшие до настоящего времени эффективного решения. [2]

В соответствии с Правилами контроля за исполнением лицом возложенной на него судьей при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотиков без назначения врача (далее - возложенная судьей обязанность), утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 мая 2014 года № 484 (далее -Правила контроля), контроль за исполнением лицом обязанности возлагается на органы, должностными лицами которых составляются протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 6.9.1 КоАП РФ.

В текущем году МВД России в рамках реализации положений Правил контроля утвержденный приказом МВД России от 26 февраля 2018 года № 111 был утвержден Порядок организации работы в органах внутренних дел Российской Федерации по осуществлению контроля за исполнением лицом возложенной на него судьей при назначении административного наказания обязанности (далее - Порядок организации работы). Данный нормативно-правовой акт возложил обязанность по осуществлению контроля за исполнением наркопотребителем обязанности на должностных лиц подразделений по контролю за оборотом наркотиков (далее - сотрудники подразделений ОНК) территориального органа МВД России на районном уровне по месту жительства наркопотребителя, назначенных приказом начальника данного территориального органа МВД России, в течение всего срока исполнения обязанности.

Несмотря на появление указанного нормативного правового акта МВД России, на наш взгляд, продолжают существовать ряд проблем, касающихся реализации полицией

контроля за выполнением рассматриваемой обязанности и осуществления профилактической работы в отношении лиц, на которых судом возложены обязанности, предусмотренные ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ. Во-первых, отсутствует нормативное регулирование взаимодействия подразделений ОНК с другими подразделениями территориальных органов МВД России, в первую очередь с подразделениями участковых уполномоченных полиции (далее - УУП) как одним из основных субъектов индивидуальной профилактики правонарушений. Одним из основных нормативных актов МВД России, регламентирующих деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений, является приказ МВД России от 17 января 2006 года № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», подпункт 10.5 которого определил одной из обязанностей сотрудников подразделений ОНК поддержание взаимодействия с УУП в области противодействия незаконному обороту наркотиков. Однако данный нормативный акт лишь декларирует, но не конкретизирует сущность и формы такого взаимодействия. Рассмотренный выше Порядок организации работы регламентирует только реализацию обязанности по контролю за изучаемой обязанностью.

Согласно статистическим сведениям МВД России за 6 месяцев 2018 года на территории Российской Федерации сотрудниками подразделений ОНК были выявлены 16937 правонарушений, связанных с оборотом наркотиков, из них по ст. 6.8 - 2167 (+355 АППГ), по ст. 6.9 - 11313 (+3639 АППГ), по ст. 6.9.1 - 3639 (+1426 АППГ); сотрудниками подразделений УУП - 38371 (+2195 АППГ) административное правонарушение, из них по ст. 6.8 - 2167 (+355 АППГ), по ст. 6.9 - 11313 (+3639 АППГ), по ст. 6.9.1 - 3639 (+1426 АППГ). Указанная статистическая информация наглядно свидетельствует о существенной роли подразделений УУП в выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.9 и ст. 6.9.1 КоАП РФ, и необходимости дальнейшего укрепления взаимодействия указанных подразделений в данном направлении опера-

тивно-служебной деятельности. Особенно актуальным данный вид взаимодействия может быть в удаленных территориальных органах МВД России с низкой плотностью населения и, соответственно, с небольшой штатной численностью сотрудников органов внутренних дел.

Высокая активность подразделений УУП по выявлению административных правонарушений в области потребления наркотиков обусловлена, на наш взгляд, в первую очередь нормами Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166 (далее - Наставление), определяющими необходимость проведения УУП индивидуальных профилактических мероприятий в отношении больных наркоманией и потребителей наркотиков. В соответствии с пп. 63.2 и 63.6 Наставления на УУП возложена обязанность проводить индивидуальную профилактическую работу с больными наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации и представляющими опасность для окружающих, а также с лицами, которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотиков либо за их потребление без назначения врача. При реализации данных норм возникает ряд проблем. Во-первых, в соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе составляют врачебную тайну, соответственно, медицинские организации данную информацию в органы внутренних дел не предоставляют. Эту проблему ранее обозначал А.П. Титаренко. [3] В результате сложностей постановки на профилактический учет в органах внутренних дел лиц, больных наркоманией, количество подучетных данной категории на всей территории России в 2017 году составило всего 9265 человек. Во-вторых, Наставление не конкретизирует административные правонарушения в области оборота наркотиков, за совершение которых лицо может быть поставлено на профилактический учет, а также

сроки нахождения на учете. Формулировка, используемая в Наставлении, - «граждан, которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача» - является неточной и неконкретной. Например, подлежит ли постановке на профилактический учет по данному основанию лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ либо ст. 20.21 КоАП РФ, в случае нахождения лица в состоянии наркотического опьянения. Кроме того, не ясными являются основания для постановки и сроки нахождения указанной категории лиц на профилактическом учете.

В целом можно оценить деятельность подразделений ОНК по осуществлению контроля за лицами, на которых судом возложена обязанность, предусмотренная ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ, и профилактическую работу УУП в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.9, 6.9.1 КоАП РФ, схожими в части целей указанных видов деятельности, несмотря на различие понятий «контроль» и «индивидуальная профилактическая работа». На это указывает ссылка п. 63.6 Наставления на ст. 41 Федерального закона от 8 января 1998 года №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», содержащую нормы, регламентирующие организацию противодействия незаконному обороту наркотиков. Так, согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» индивидуальная профилактика правонарушений направлена на «оказание воспитательного воздействия на лиц, указанных в ч. 2 ст. 24 данного Федерального закона, в том числе лиц, прошедших курс лечения от наркомании и реабилитацию, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми». Понятие «контроль» применительно к лицам, на которые судом возложена обязанность, предусмотренная

ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ, нормативного определения в действующем законодательстве не имеет. Толковый словарь С. И. Ожегова определяет понятие «контроль» как проверку, а также наблюдение с целью проверки. [4] Одной из основных целей как индивидуальной профилактической работы, так и контроля в отношении указанной категории лиц, на наш взгляд, является своевременное выявление фактов немедицинского потребления наркотиков и принятие соответствующих мер административно-правового реагирования.

Возвращаясь к вопросу о специфике проведения профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, на основании п. 63.6 Наставления территориальные органы МВД России на региональном уровне предпринимают попытки устранения вышеуказанных недостатков. В частности, в ГУ МВД России по Красноярскому краю была разработана Инструкция по организации профилактической работы с лицами, состоящими на профилактических учетах в территориальных органах МВД России на районном уровне Красноярского края (утверждена приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 9 декабря 2013 года № 486 (далее - Инструкция)). В данном документе конкретизированы основания для постановки на учет, в частности, лиц, больных наркоманией, представляющих опасность для окружающих, которые подлежат постановке на учет на основании документов из медицинской организации о лице, больном наркоманией. К категории подучетных лиц, которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача, Инструкция относит лиц, совершивших административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.8, 6.9, ч. 3 ст. 20.20, 20.22 КоАП РФ, считающихся подвергнутыми административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

На наш взгляд, в целях совершенствования реализации профилактической работы в отношении наркопотребителей, а также бо-

лее эффективного контроля за выполнением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию, необходимо:

во-первых, изложить пп. 63.6 Наставления в следующей редакции: «Которым назначено административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 6.8, ч. 1 ст. 6.9, ст. 6.9.1, ст. 6.10, ч. 1 ст. 6.13, ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ»;

во-вторых, дополнить п. 63 Наставления пп. 63.7 следующего содержания «лиц, признанных больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, на которых судом возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лиц, признанных в установленном порядке больными наркоманией, с их согласия направленных на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобожденных от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ»;

в-третьих, дополнить п. 81 Наставления пп. 81.4 следующего содержания: «с сотрудниками подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России, осуществляющими контроль за лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, на которых судом возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо

новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лиц, признанных в установленном порядке больными наркоманией, с их согласия направленных на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобожденных от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ»;

в-четвертых, п. 3 Порядка организации работы дополнить абзацем следующего содержания: «Должностные лица подразделения по контролю за оборотом наркотиков должны осуществлять контроль за исполнением наркопотребителем обязанности во взаимодействии с участковыми уполномоченными полиции территориального органа МВД России на районном уровне по месту жительства наркопотребителя»;

в-пятых, п. 67 дополнить пп. 67.6: «которым назначено административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 6.8, ч. 1 ст. 6.9, ст. 6.9.1, ст. 6.10, ч. 1 ст. 6.13, ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ - 1 год с момента постановки на профилактический учет», а также пп. 67.7: «в отношении лиц, указанных в пп. 63.7, - в соответствии с п. 13-15 Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судьей при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 мая 2014 года № 484.

Обмен информацией между подразделениями ОНК и подразделениями по организации деятельности УУП и их согласованные действия, направленные, в первую очередь, на выявление фактов немедицинского потребления наркотиков, можно оценить как комплекс мероприятий по контролю и профилактике. Указанные мероприятия по взаимодействию могут существенно повысить эффективность контроля и проведения про-

филактической работы в отношении рассматриваемой категории накропотребителей, что позволит, во-первых, снизить уровень потребления наркотиков указанной категорией лиц, а во-вторых, уменьшит вероятность совершения данными лицами преступлений, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков.

Вышеуказанные изменения, на наш взгляд, сформируют комплексный подход к контролю и индивидуальной профилактике

со стороны сотрудников органов внутренних дел, составят основы системы воздействия на наркопотребителей, в отношении которых судом возложена обязанность, предусмотренная ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ, что может существенно повлиять на эффективность воздействия полиции на наркопотребителей в целях недопущения и своевременного выявления фактов немедицинского потребления наркотиков.

Библиографический список

1. Димитрова, Е.А. Проблемы правового регулирования и организации контроля органами внутренних дел за исполнением возложенной судом обязанности в рамках ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ / Е.А. Димитрова // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2017. -№ 2.

2. Обзор результатов деятельности территориальных органов МВД России в сфере контроля за исполнением лицом возложенной на него судьей при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в 2017 году : письмо ГУНК МВД России от 10.05.2018 №8/7.

3. Титаренко, А.П. К вопросу об оптимизации деятельности участкового уполномоченного полиции по постановке на профилактический учет лица, склонного к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ / А.П. Титаренко // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2017. - № 15-1. - С. 76-78.

4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов ; под ред. проф. Л.И. Скворцова. - М. : Издательство АСТ, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.