Научная статья на тему 'О некоторых вопросах осуществления профилактики преступлений и административных деликтов участковым уполномоченным полиции в отношении лиц ранее судимых'

О некоторых вопросах осуществления профилактики преступлений и административных деликтов участковым уполномоченным полиции в отношении лиц ранее судимых Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
554
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛИКТОВ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / DISTRICT POLICE COMMISSIONER / PREVENTIVE ACCOUNTING / CRIME PREVENTION / ADMINISTRATIVE TORT PREVENTION / INDIVIDUAL PREVENTIVE WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поликарпова Екатерина Викторовна

Рассматриваются вопросы осуществления профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции с лицами ранее судимыми, анализируется действующее законодательство в сфере профилактики и индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поликарпова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some issues of implementation of prevention of crimes and administrative delications by the district commissioner police against persons previously convicted

Discussed the implementation of the preventive activities of the district commissioner of police with previously convicted persons, analyzed the current legislation in the field of prevention and individual preventive work with persons registered in preventive.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах осуществления профилактики преступлений и административных деликтов участковым уполномоченным полиции в отношении лиц ранее судимых»

УДК 342.951 ББК 67.401.011

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10038 © Е.В. Поликарпова, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛИКТОВ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ РАНЕЕ СУДИМЫХ

Екатерина Викторовна Поликарпова,

старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: policewoman1980@rambler.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы осуществления профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции с лицами ранее судимыми, анализируется действующее законодательство в сфере профилактики и индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, профилактический учет, профилактика преступлений, профилактика административных деликтов, индивидуальная профилактическая работа.

ABOUT SOME ISSUES OF IMPLEMENTATION OF PREVENTION OF CRIMES AND ADMINISTRATIVE DELICATIONS BY THE DISTRICT COMMISSIONER POLICE AGAINST PERSONS

PREVIOUSLY CONVICTED

Ekaterina V. Polikarpova,

Senior Lecturer of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

(117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Discussed the implementation of the preventive activities of the district commissioner of police with previously convicted persons, analyzed the current legislation in the field of prevention and individual preventive work with persons registered in preventive.

Keywords: district police commissioner, preventive accounting, crime prevention, administrative tort prevention, individual preventive work.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Поликарпова Е.В. О некоторых вопросах осуществления профилактики преступлений и административных деликтов участковым уполномоченным полиции в отношении лиц ранее судимых. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):207-10.

Профилактика и снижение административной деликтности неотделимы от общего социально-экономического развития нашего государства. Не вызывает сомнений тот факт, что профилактика правонарушений направлена не только на уменьшение административной деликтности, но и на снижение роста преступлений, и должна рассматриваться как основа предупреждения преступности. Так, руководствуясь статей 2 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 182-ФЗ), «право-

нарушение — преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность» [2].

Говоря о профилактике преступлений и административных деликтов, необходимо отметить, что основная нагрузка в этой деятельности отведена службе участковых уполномоченных полиции, которые в соответствие с Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом

административном участке (далее — Инструкция), утвержденной Приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом участке и организации этой деятельности» [7], проводят индивидуальную профилактическую работу с категориями граждан в отношении которых установлен «административный надзор; освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; допускающие правонарушения в семейно-бытовой сфере; больными алкоголизмом, состоящими на учете в медицинской организации, которые в течение года два и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а также по части 1 статьи 20.20 КоАП РФ; больными наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации, которым в течение года два и более раза назначено административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 6.9.1, частями 2 и 3 статьи 20.20 КоАП РФ; совершившими административные правонарушения, порядок и общественную безопасность, при проведении общественно-политических или спортивно-массовых мероприятий посягающие на общественный порядок» [7].

Среди категорий лиц, состоящих на профилактическом учете, один из самых высоких процентов участия в противоправной деятельности имеют ранее судимые лица, что предопределяет принципиальное направление профилактической работы с ними. Данные портала правовой статистикипод-тверждают, что более половины преступлений совершается лицами, ранее судимыми [8].

Соответствующим нормативно правовым инструментарием профилактики правонарушений определены федеральные законы, указы Президента РФ, приказы МВД России и др., которые определяют административно-правовой статус, принципы,

формы, методы и порядок1 осуществления профилактики правонарушений участковым уполномоченным полиции.

Непосредственно организация работы участкового уполномоченного полиции по профилактики преступлений и административных деликтов с лицами, ранее судимыми, основания прекращения такой работы, а также используемые формы профилактического воздействия устанавливаются Инструкцией. Порядок осуществления участковым уполномоченным полиции наблюдения за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также выполнением им обязанностей2, определен в Приказе МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который принят в целях реализации Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [3].

Однако остается открытым вопрос о том, в соответствии с каким нормативным правовым актом осуществлять профилактическую работу участковому уполномоченному полиции, в отношении лиц, условно-досрочно освобожденных из мест

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации, 04.08.2014, № 31, ст. 4398; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета, № 25, 08.02.2011; Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // По информации СПС «Консуль-тантПлюс», 2019; Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // По информации СПС «Консуль-тантПлюс», 2019; Приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений // По информации СПС «Консультант-Плюс», 2019; Приказ Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 (ред. от 20.01.2017) «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений // По информации СПС «Консультант Плюс», 2019.

2 См: статья 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // По информации СПС «КонсультантПлюс», 2019.

лишения свободы. В настоящее время такой порядок отсутствует. Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце втором подпункта 4.2 Постановления от 8 декабря 2009 г. № 19-П, за лицом, освобожденным условно-досрочно, в течение всего срока оставшейся не отбытой части наказания сохраняется статус осужденного. Корреспондирующее положение содержится в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» [9]. В частности, в абзаце первом пункта 4 указано, что лицо, освобожденное условно-досрочно из мест лишения свободы в порядке статьи 79 УК РФ, считается не отбывшим наказание в виде лишения свободы. В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных возложены на ФСИН России [4]. Пунктом 26 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений [1]. Однако указанная норма не конкретизирует, в отношении какой именно категории освобождаемых из мест лишения свободы лиц, полиция обязана осуществлять контроль.

«При осуществлении профилактики правонарушений, каждый из элементов системы профилактики играет свою роль. Ни один из них не может обеспечить полной реализации задач профилактики. Для этого необходимо взаимодействие и четкое согласование усилий всех элементов, которые требуют организации их системы» [10]. При этом важно, чтобы субъектами профилактики правонарушений были не только сотрудники полиции, но и, например, должностные лица администраций, уголовно-исполнительной системы, служб по трудоустройству населения (центров занятости), медицинских организаций.

Именно комплексный подход к профилактике более эффективен, так как «профилактика правонарушений — совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения» [10].

Таким образом, на наш взгляд, для более эффективной профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции с лицами ранее судимыми, необходимо следующее:

1. Дальнейшее усовершенствование информационного сопровождения повседневной деятельности участкового уполномоченного полиции посредством Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России. Например Сервисы обеспечения охраны общественного порядка (СООП) оптимизируют такие направления полиции как исполнение административного законодательства, административного надзора, работу участковых уполномоченных полиции, что обеспечит оперативное информационное взаимодействие.

2. Требуется правовое регулирование деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике преступлений и административных деликтов с лицами, освобожденными из мест лишения свободы условно-досрочно. В настоящее время порядок такой работы отсутствует, что затрудняет работу участкового уполномоченного полиции с данной категорией лиц.

3. Установление взаимного доверия с жителями района обслуживаемого административного участка, а также взаимодействие с общественными объединениями и гражданами, участвующими в охране общественного порядка.

4. Активизация сотрудничества с уголовно-исполнительной системой, службами по трудоустройству населения (центры занятости), медицинскими организациями.

Литература

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2019.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2019.

3. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2019.

4. Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изменениями и дополнениями) // По информации СПС «Консультант Плюс», 2019.

5. Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2019.

6. Приказ Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 (ред. от 20.01.2017) «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящи-

ми на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений // По информации СПС «Консультант Плюс», 2019.

7. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом участке и организации этой деятельности» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2019.

8. Портал правовой статистики в Российской Федерации за январь—август 2019 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimestat.ru/ analytics (дата обращения: 07.10.2019).

9. Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» // По информации СПС «Консультант Плюс», 2019.

10. Емельянов В.М. Профилактика административных правонарушений подразделениями милиции общественной безопасности: Учебное пособие. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2008.

Административное право России. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. 744 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Серия «Dura lex, sed lex».

В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.