Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СВЯЗАННОЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СВЯЗАННОЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДА / БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ДРОН / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапов Иван Николаевич

Рассматриваются особенности использования беспилотных летательных аппаратов сотрудниками полиции при обеспечении безопасности дорожного движения. На основе анализа имеющихся данных сформулированы предложения по применению беспилотных летательных аппаратов в деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лапов Иван Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE USE OF UNMANNED AERIAL VEHICLES IN THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES RELATED TO ENSURING ROAD SAFETY

The article is devoted to the peculiarities of the use of unmanned aerial vehicles by police officers in activities related to ensuring road safety. Based on the analysis of available data, proposals are formulated for the use of unmanned aerial vehicles in the activities of internal affairs bodies

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СВЯЗАННОЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Лапов Иван Николаевич

Перспективы применения беспилотных летательных аппаратов в деятельности органов внутренних дел, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения

Рассматриваются особенности использования беспилотных летательных аппаратов сотрудниками полиции при обеспечении безопасности дорожного движения. На основе анализа имеющихся данных сформулированы предложения по применению беспилотных летательных аппаратов в деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: беспилотные воздушные суда, беспилотный летательный аппарат, дрон, дорожно-транспортные происшествия, обеспечение безопасности дорожного движения, участники дорожного движения.

Prospects for the use of unmanned aerial vehicles in the activities of internal affairs bodies related to ensuring road safety

The article is devoted to the peculiarities of the use of unmanned aerial vehicles by police officers in activities related to ensuring road safety. Based on the analysis of available data, proposals are formulated for the use of unmanned aerial vehicles in the activities of internal affairs bodies.

Keywords: unmanned aerial vehicles, unmanned aerial vehicle, drone, traffic accidents, road safety, road users.

В соответствии со Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 20182024 годы повышение безопасности дорожного движения, направленное на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан, является одним из приоритетных направлений государственной политики и важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны. В результате действия мер, принимаемых государством, к 2024 г. гибель на дорогах должна снизиться до 4 человек на каждые 100 тыс. населения, к 2030 г. планируется достижение нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях [1].

Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России и обществу в целом колоссальный социальный, материальный и демографический ущерб. Отметим, что в России в период с 2018 по 2022 г. в дорожно-транспортных происшествиях погибло 73367 человек и пострадало 860610 человек [2].

Рассмотрим опыт и дальнейшие перспективы применения беспилотных летательных ап-

паратов для контроля безопасности дорожного движения.

В органах внутренних дел «беспилотники» активно применялись для обеспечения безопасности дорожного движения до 2016 г. Однако с 2016 г. в связи с переходом авиации внутренних войск и органов внутренних дел, имеющей беспилотные летательные аппараты, из системы МВД России в Росгвардию дроны используются полицией только при проведении совместных с Росгвардией или МЧС России мероприятий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения. Данное обстоятельство существенно снизило самостоятельность и оперативность применения беспилотных летательных аппаратов, при этом ситуации, возникающие на дорогах, зачастую требуют принятия незамедлительных решений для сохранения жизней людей.

Беспилотным воздушным судном управляет пилот, находящийся вне борта такого судна (внешний пилот) [3]. Размеры беспилотных летательных аппаратов - от небольшого самолета до дрона, помещающегося на ладони. Все беспилотные летательные аппараты, которые

72

имеют максимальную общую взлетную массу от 0,15 до 30 кг, подлежат обязательному государственному учету. Использование на территории России летательных аппаратов, контролируемых с земли, осуществляется только на основании предварительно согласованного полетного плана и после получения соответствующего разрешения на использование воздушного пространства. Каждый полет требует тщательной подготовки, внимательности и проведения определенных организационных мероприятий.

Несмотря на имеющиеся трудности и ограничения, связанные с регистрацией и дальнейшим использованием, рынок дронов стремительно развивается, соответственно, вариантов их возможного применения становится все больше. Появляются организации, берущие на себя ряд функций, связанных с эксплуатацией и согласованием полетов. Например, Госкорпорация «Ростех» анонсировала экосистему, позволяющую согласовывать программы полетов и аренду дронов. Теперь получить разрешение можно в онлайн-режиме в сокращенные сроки [4]. Ряд специалистов, ведущих разработки в области беспилотных летательных аппаратов, утверждают, что в скором времени дроны будут использоваться во всех сферах жизнеобеспечения [5].

Перспективными сферами применения беспилотных летательных аппаратов на сегодняшний день являются: фото- и видеосъемка, коммунальные услуги, сельское хозяйство, строительство, образование, страхование, производство, чрезвычайные ситуации. Их применяют не только органы государственной власти, но и обычные граждане при условии соблюдения определенных правил эксплуатации.

Основы применения беспилотных воздушных судов при осуществлении Госавтоинспекцией надзора за дорожным движением детально изложены в Административном регламенте МВД России, предусматривающем осуществление федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства в области безопасности дорожного движения [6].

В качестве основных целей использования беспилотных воздушных судов можно выделить следующие:

повышение безопасности дорожного движения путем применения инновационных технологий контроля за дорожной обстановкой;

реализация принципа неотвратимости наказания;

повышение эффективности при оформлении дорожно-транспортных происшествий (освещение места дорожно-транспортного происшествия, составление схемы дорожно-транспортного происшествия на основе объемной фотосъемки), а также соблюдение сотрудниками мер личной безопасности (безопасность сотрудников повышается за счет сокращения времени, проводимого на проезжей части);

уменьшение заторов на дорогах по причине дорожно-транспортных происшествий;

сокращение нагрузки на сотрудников Госавтоинспекции;

усиление психологического воздействия на участников дорожного движения для обязательного соблюдения ими требований Правил дорожного движения;

профилактика коррупционных правонарушений.

К основным задачам применения беспилотных летательных аппаратов можно отнести следующие:

контроль за передвижением людей, животных и грузов по дорогам общего пользования;

детекция нарушений правил движения на дорогах общего пользования, в том числе с применением комплексов автоматической фото- и видеофиксации;

фиксация дорожно-транспортных происшествий;

выявление разыскиваемого правоохранительными органами транспорта.

Учитывая то, что основной целью использования беспилотных летательных аппаратов является сохранение жизней людей и реализация положений Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, их применение на территории Краснодарского края осуществляется совместно с администрацией Краснодарского края - основным координатором государственной программы по развитию сети автомобильных дорог.

Так, в 2020 г. на основании анализа потенциальной опасности возникновения встречных столкновений на интенсивных двух- и трехполосных дорогах общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения Краснодарского края был сформирован перечень участков, на которых реализованы мероприятия по установке соответствующих информационных щитов «Внима-

73

ние! Контроль выезда на встречную полосу!». В настоящее время на дорогах Краснодарского края установлено 73 информационных щита, из которых 49 - на дорогах федерального значения и 24 - на дорогах регионального и (или) межмуниципального значения.

В 2020 г. Госавтоинспекцией Краснодарского края совместно с Росгвардией Краснодарского края проведено 13 рейдовых мероприятий с применением беспилотных воздушных судов, в ходе которых зафиксировано 203 нарушения Правил дорожного движения, в 2021 г. проведено 12 рейдовых мероприятий и выявлено 147 нарушений Правил дорожного движения.

С мая 2021 г. на территории края проходит опытную эксплуатацию беспилотный летательный аппарат с установленной на нем системой стабилизации изображения, камерой с высоким разрешением и двадцатикратным приближением изображения, что позволяет получать четкие изображения нарушений с возможностью распознавания номеров автомобилей. Данная работа проводится совместно с подразделениями Госавтоинспекции Краснодарского края. В настоящее время в Краснодарском крае рассматривается вопрос закупки беспилотных летательных аппаратов коптерного типа для детекции нарушений на перекрестках.

В таких регионах России, как Московская, Кемеровская и Воронежская области, в целях повышения эффективности работы по предотвращению дорожно-транспортных про-

1. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 янв. 2018 г. № 1-р) [Электронный ресурс]. URL: http:g6B XGgDI4fCEiD4xDdJUwlxudPATBC12.pdf (дата обращения: 12.07.2022).

2. Показатели состояния безопасности дорожного движения. [Электронный ресурс]. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 25.08.2022).

3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // Рос. газ. 1997. № 59-60; Собр. законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.

4. Какими будут дроны будущего? // Digital Reviewer [Электронный ресурс]. URL: https:// dzen.yandex.ru/media/digital_reviewer/kakimi-budut-drony-buduscego-5ef325c1a3f3fc6aca89c0f0 (дата обращения: 19.05.2022).

исшествий проводятся профилактические мероприятия, направленные на пресечение нарушений Правил дорожного движения совместно с подразделениями Росгвардии или МЧС России, имеющими на обеспечении (вооружении) беспилотные летательные аппараты. При оформлении административных материалов за нарушения Правил дорожного движения в качестве доказательств предоставляются видеозаписи с беспилотных летательных аппаратов.

Несмотря на то, что дроны использовались Госавтоинспекцией только для профилактики и выявления небольшой группы нарушений Правил дорожного движения (в основном связанных с выездом на полосу встречного движения и движением по обочинам), их применение для контроля за дорожным движением при задействовании средств массовой информации дает существенный профилактический эффект.

Учитывая, что сохранение жизней участников дорожного движения является одной из важнейших задач государства, проведенное исследование позволяет прийти к заключению, что в образовательных организациях системы МВД России необходимо создание условий для обучения курсантов и слушателей навыкам управления беспилотными летательными аппаратами, при этом особое внимание следует уделять подготовке специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

1. Strategy for road safety in the Russian Federation for 2018-2024 (approved by Decree of the Government of the Russian Federation d.d. Jan. 8, 2018 No. 1-r) [Electronic resource]. URL: http:g6BXGgDI4fCEiD4xDdJUwlxudPATBC12.pdf (date of access: 12.07.2022).

2. Indicators of the state of road safety [Electronic resource]. URL: http://stat.gibdd.ru/ (date of access: 25.08.2022).

3. Air Code of the Russian Federation d.d. March 19, 1997 No. 60-FL //Rossiyskaya Gazeta. 1997. March 26; Coll. legislation of the Russian Federation. 1997. No. 12. Art. 1383.

4. What will the drones of the future look like? // Digital Reviewer [Electronic resource]. URL: https// dzen.yandex.ru/media/digital_reviewer/kakimi-budut-drony-buduscego-5ef325c1a3f3fc6aca89c0f0 (date of access: 19.05.2022).

5. Malov Yu.V., Fokin S.A. Possibilities of using UAVs in solving operational tasks of the

74

5. Малов Ю.В., Фокин С. А. Возможности применения БПЛА при решении оперативных задач ОВД России //Деятельность оперативных подразделений: теория и практика: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / сост. А.Г. Гришин. СПб., 2022. С. 102-106.

6. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 23 авг. 2017 г. № 664 // Рос. газ. 2017 г. 13 окт.

Internal Affairs Directorate of Russia // Activity of operational units: theory and practice: materials of interuniversity sci. and practical conf. / comp. A.G. Grishin. St. Petersburg, 2022. P. 102-106.

6. On approval of the Administrative Regulations for the execution by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the state function of exercising federal state supervision over compliance by road users with the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of road safety: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. Aug. 23, 2017 No. 664 // Rossiyskaya Gazeta. 2017. Oct. 13.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Лапов Иван Николаевич, старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

I.N. Lapov, Senior Lecturer of the Department of Tactical and Special Training of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.