Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГИБДД / UNMANNED AERIAL VEHICLE / ROAD SAFETY / TRAFFIC POLICE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заикин Вадим Юрьевич, Лозовский Денис Николаевич, Лозовская Наталья Николаевна

В статье рассмотрены отдельные аспекты применения в беспилотных летательных аппаратов в процессе обеспечения безопасности дорожного движения. Проанализирован положительный региональный опыт, выявлены формы использования беспилотных летательных аппаратов в деятельности ГИБДД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Заикин Вадим Юрьевич, Лозовский Денис Николаевич, Лозовская Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF USING UNMANNED AERIAL VEHICLES IN THE ACTIVITIES OF THE TRAFFIC POLICE

The article discusses some aspects of the use of unmanned aerial vehicles in the process of ensuring road safety. The positive regional experience is analyzed, the forms of use of unmanned aerial vehicles in the activities of the traffic police are revealed.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД»

УДК 340

DOI 10.23672/SAE.2020.2020.61578

Заикин Вадим Юрьевич

преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал Ростовского юридического института dlozovsky@mail.ru

Лозовский Денис Николаевич

доктор юридических наук, доцент,

профессор кафедры криминалистики и правовой информатики, Кубанский государственный университет dlozovsky@mail.ru

Лозовская Наталья Николаевна

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин, Краснодарский университет МВД России nnl_66@mail.ru

Vadim Yu. Zaikin

Teacher of Department of Tactical and Special Training, Volga Branch of the Rostov Legal Institute dlozovsky@mail.ru

Denis N. Lozovsky

Doctor of Law,

Associate Professor,

Professor of Department of Criminalistics

and Legal Informatics,

Cuban State University

dlozovsky@mail.ru

Natalya N. Lozovskaya

Candidate of Law Sciences,

Senior teacher of Department

of Special Disciplines,

Krasnodar University Ministry of Internal

Affairs of the Russian Federation

nnl_66@mail.ru

Возможности использования

беспилотных летательных аппаратов в деятельности гибдд

The possibility of using unmanned

aerial vehicles in the activities of the traffic police

Аннотация. В статье рассмотрены отдельные аспекты применения в беспилотных летательных аппаратов в процессе обеспечения безопасности дорожного движения. Проанализирован положительный региональный опыт, выявлены формы использования беспилотных летательных аппаратов в деятельности ГИБДД.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, безопасность дорожного движения, деятельность ГИБДД.

Annotation. The article discusses some aspects of the use of unmanned aerial vehicles in the process of ensuring road safety. The positive regional experience is analyzed, the forms of use of unmanned aerial vehicles in the activities of the traffic police are revealed.

Keywords: unmanned aerial vehicle, road safety, traffic police activity.

Результаты интенсивного научно-технического прогресса в XXI веке позволили расширить сферы эффективного применения авиации, прежде всего за счет совершенствующихся летательных и воздухоплавательных аппаратов и возможности оборудования их другими специальными техническими средствами. Комплексное сочетание уникальных возможностей разнородных технических средств позволило решать усложненные задачи. Применение совмещенных разнородных технических средств (систем) на базе летательных или воздухоплавательных аппаратов дало возможность получить ряд новых возможностей авиации, которые стали востребованы в социально-экономической сфере, научно-исследовательской деятельности и в деятельности по обеспечению безопасности нашей страны [1; с. 7].

Основой успешного обеспечения безопасности дорожного движения на сети дорог является деятельность нарядов и экипажей дорожно-патруль-ной службы Госавтоинспекции, осуществляющих повседневное плановое выполнение возложенных на службу задач с использованием технических средств по наблюдению за движением на дороге, выявлению и фиксации нарушений со стороны его участников.

В настоящее время для осуществления надзора, в частности выявления инспектором нарушений правил дорожного движения можно использовать различные технические средства, в том числе беспилотные летательные аппараты (БПЛА) [2; с. 46].

Возможности эффективного использования беспилотных летательных аппаратов можно

рассмотреть на примере УГИБДД МВД России по Республике Адыгея.

По инициативе данного подразделения организовано взаимодействие с авиационным отрядом специального назначения Управления Росгвар-дии по Республике Адыгея (далее - АОСН) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. № 1669 «О порядке использования авиации войск национальной гвардии Российской Федерации в интересах других федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в Правила осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» и совместным приказом МВД России и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28.09.2018 № 430дсп/635дсп.

Летательные аппараты сил и средств АОСН используются для обеспечения безопасности дорожного движения на аварийно-опасных участках дорог, как федерального, так и регионального значения, с высоким уровнем аварийности по причине выезда на полосу, предназначенную для встречного движения.

В результате применения беспилотных летательных аппаратов в 2018 году было выявлено 136 административных правонарушений в области дорожного движения, связанных с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения (выполнено 75 полетов с общим налетом 132 часа).

За 12 месяцев 2019 года выявлено 83 аналогичных административных правонарушения (выполнено 88 полетов с общим налетом 119 часов).

Взаимодействие подразделений Госавтоинспекции с АОСН осуществляется следующим образом:

1. На каждый совместный выезд готовится заявка за подписью Министра внутренних дел по Республике Адыгея на имя руководителя Управления Росгвардии по Республике Адыгея с приложением, в котором указываются дата, район и участок дороги на котором будет применяться авиация.

2. После согласования в установленном порядке заявки издается совместный приказ МВД по Республике Адыгея и Управления Росгвардии по Республике Адыгея о взаимодействии.

3. Мобильный пункт управления БПЛА, оборудованный на базе служебного автомобиля «Форд Транзит», не имеющий специальной цветографической схемы и автомобиль ДПС с опознавательными знаками ГИБДД, размещаются в местах оптимальной видимости для участников дорожного движения.

Для контроля за дорожным движением сотрудниками АОСН используются сертифицированные комплексы, состоящие на вооружении Феде-

ральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации:

- аэростат высотного видеонаблюдения (привязной аэростат «ОКО-1»);

- беспилотный летательный аппарат «ZALA 421-16Е».

Технические возможности вышеуказанных средств видеонаблюдения позволяют контролировать участки автодороги протяженностью до 5 км в обоих направлениях. Период непрерывного использования БПЛА «ZALA 421-16Е» на одном комплекте батарей составляет более 3 часов (комплект предусматривает наличие сменных батарей).

В случае фиксации выезда транспортного средства на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение требований дорожной разметки, по команде оператора (сотрудника АОСН) производится «автозахват» цели. Программное обеспечение БПЛА позволяет осуществлять сопровождение цели в автоматическом режиме до момента остановки сотрудником ДПС. При этом видеозапись правонарушения и движения транспортного средства до момента его остановки сохраняется на жестком диске АРМ оператора БПЛА. После остановки транспортного средства водителю демонстрируется видеозапись правонарушения и выполняется её копирование на оптический диск для приобщения в качестве доказательства к протоколу об административном правонарушении.

В ходе рассмотрений судом вышеуказанных материалов об административных правонарушениях принимаются решения о привлечении нарушителей ПДД к административной ответственности.

Фактов прекращения судами производства по делам об административных правонарушениях, зафиксированных с применением БПЛА, в связи с недостаточностью или непригодностью доказательств не отмечено.

Применение комплекса высотного видеонаблюдения «ОКО-1» оказывает существенный профилактический эффект и дисциплинирует водителей.

Следует отметить, что на участках автодорог, в период применения привязного аэростата, дорожно-транспортных происшествий не зарегистрировано.

В то же время практика применения БПЛА «ZALA 424-16Е», обладающего большими возможностями по маневру, позволяет обеспечить контроль за БДД на более протяженных и сложных участках автомобильных дорог.

Кроме того, в целях информационно-пропагандистского сопровождения БДД информация о применении средств АОСН на дорогах Республики Адыгея БПЛА освещается на Интернет-сайтах МВД и ГИБДД республики, в средствах массовой информации (ТВ, радио, печатные СМИ),

сети Интернет, включая социальные сети и различные мессенджеры, и дает существенный профилактический эффект.

Таким образом, использование БПЛА обладает рядом преимуществ:

• быстрое выявление и идентификация нарушителей дорожного движения, благодаря возможностям установки тепловизионных камер, даже в ночное время суток возможно определение номеров и марки машины нарушающих правила дорожного движения;

• быстрый поиск и преследование участников аварий в случае их бегства при задержании;

• мониторинг и выявление на заданных участках недавно угнанных автомобилей;

• осмотр и выявление машин, незаконно припаркованных у административных зданий и государственных учреждений;

• электрические двигатели не требуют высоких расходов, необходимо только периодически их подзаряжать от источников электроэнергии.

Современная авиация может значительно повысить эффективность деятельности органов внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности за счет инновационных подходов по оборудованию летательных аппаратов специальными техническими комплексами, при решении даже самых сложных задач по обеспечению правопорядка на территории России. Высокая мобильность, оперативность и прилет в зоны происшествий делает БПЛА действительно надежным и незаменимым помощником в деятельности ГИБДД.

Литература:

1. Бецков А.В. Применение аэромобильных комплексов МВД России при противодействии преступности : учеб. пособие. М. : Академия управления МВД России, 2017. С. 7.

2. Туманов Е.А. Возможности применения беспилотных летательных аппаратов на службе госавтоинспекции / Е.А. Туманов, С.В. Назаров, Д.А. Та-расенков, В.Д. Головкин // Дневник науки. 2019. № 12. С. 46.

Literature:

1. Betskov A.V. Application of airmobile complexes of the Ministry of internal Affairs of Russia in countering crime : textbook. M. : Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2017.

2. Tumanov E.A. Possibility of using unmanned aerial vehicles in the service of the state traffic Inspectorate / E.A. Tumanov, S.V. Nazarov, D.A. Tarasen-kov, V.D. Golovin // Journal of science. 2019. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.