Научная статья на тему 'Роль дисциплины "Физическая география России" в становлении патриотического самосознания бакалавров педагогического института профиля "Безопасность жизнедеятельности - география"'

Роль дисциплины "Физическая география России" в становлении патриотического самосознания бакалавров педагогического института профиля "Безопасность жизнедеятельности - география" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / PHYSICAL GEOGRAPHY / FEATURES OF LECTURING / COMPETENCE / EDUCATION / PATRIOTISM / STUDYING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюменцева Елизавета Михайловна

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием патриотического самосознания во время обучения в вузе. Воспитание твердых нравственных и политических принципов, социальных чувств, содержанием которых является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее одно из важнейших направлений работы преподавателя вуза. В результате обучающийся приобретает компетенцию, позволяющую создавать воспитывающую образовательную среду, способен осуществлять духовно-нравственное воспитание в учебной и внеучебной деятельности. Формировать ее необходимо и при чтении курсов профессионального профиля. Показаны особенности этого процесса на примере чтения обязательной дисциплины «Физическая география России». В статье обращается внимание на современные системные технологии обучения. При освоении курса молодые люди приобретают комплекс знаний о природе России, ее уникальности, осознают, что от их отношения к родной стране зависит ее будущее. Подчеркивается особая значимость регионального курса физической географии России в процессе духовно -нравственного воспитания обучающихся. Автор отмечает, что современная обстановка в мире требует от российского общества поиска новых теоретических и методологических подходов к патриотическому воспитанию молодежи, в том числе и в процессе обучения специальности. Педагог играет важную роль в формировании активной гражданской позиции. Анкетирование студентов, проведенного автором, показало, что молодежь любит родной край, Сибирь, Россию и не мыслят свою дальнейшую жизнь вне ее. Уважительно относится к месту своего рождения и постоянного проживания, соблюдают местные традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of discipline "Physical Geography of Russia" in the formation of patriotic consciousness of bachelors of Pedagogical Institute (specialty "Life Safety-Geography")

This article deals with the issues related to the formation of patriotic consciousness while studying at the University. Education of strong moral and political principles, social feelings, which content is love to the Motherland and the willingness to sacrifice their interests for it, is one of the most important areas of the University lecturers. As a result, a student should acquire the competence to create an educational environment, is able to carry out spiritual and moral education in educational and extracurricular activities. It is necessary to form it when reading professional courses. The features of this process on the example of reading the compulsory discipline «Physical Geography of Russia» are shown. The article draws attention to modern system technologies of training. When mastering the course, young people acquire a complex of knowledge about the nature of Russia, its uniqueness, realize that their attitude to their native country depends on its future. The special importance of the regional course of physical geography of Russia in the process of spiritual and moral education of students is emphasized. The author notes that the current situation in the world requires the Russian society to search for new theoretical and methodological approaches to the patriotic education of young people, including in the process of training. A lecturer plays an important role in the formation of active civic position. A survey of students conducted by the author showed that young people love their native land, Siberia, Russia and do not think their future life outside it. They are respectful to the place of their birth and residence and observe local traditions.

Текст научной работы на тему «Роль дисциплины "Физическая география России" в становлении патриотического самосознания бакалавров педагогического института профиля "Безопасность жизнедеятельности - география"»

https://mir-nauki.com

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/32PDMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 07.11.2018; опубликована 26.12.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Тюменцева Е.М. Роль дисциплины «Физическая география России» в становлении патриотического самосознания бакалавров педагогического института профиля «Безопасность жизнедеятельности -География» // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Tiumentceva E.M. (2018). The role of discipline «Physical Geography of Russia» in the formation of patriotic consciousness of bachelors of Pedagogical Institute (specialty «Life Safety-Geography»). World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN618.pdf (in Russian)

Роль дисциплины «Физическая география России» в становлении патриотического самосознания бакалавров педагогического института профиля «Безопасность жизнедеятельности - География»

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием патриотического самосознания во время обучения в вузе. Воспитание твердых нравственных и политических принципов, социальных чувств, содержанием которых является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее - одно из важнейших направлений работы преподавателя вуза. В результате обучающийся приобретает компетенцию, позволяющую создавать воспитывающую образовательную среду, способен осуществлять духовно-нравственное воспитание в учебной и внеучебной деятельности. Формировать ее необходимо и при чтении курсов профессионального профиля. Показаны особенности этого процесса на примере чтения обязательной дисциплины «Физическая география России». В статье обращается внимание на современные системные технологии обучения. При освоении курса молодые люди приобретают комплекс знаний о природе России, ее уникальности, осознают, что от их отношения к родной стране зависит ее будущее. Подчеркивается особая значимость регионального курса физической географии России в процессе духовно -нравственного воспитания обучающихся. Автор отмечает, что современная обстановка в мире требует от российского общества поиска новых теоретических и методологических подходов к патриотическому воспитанию молодежи, в том числе и в процессе обучения специальности. Педагог играет важную роль в формировании активной гражданской позиции. Анкетирование студентов, проведенного автором, показало, что молодежь любит родной край, Сибирь, Россию и не мыслят свою дальнейшую жизнь вне ее. Уважительно относится к месту своего рождения и постоянного проживания, соблюдают местные традиции.

For citation:

УДК 378.147.88

Тюменцева Елизавета Михайловна

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия

Педагогический институт Кандидат географических наук, доцент E-mail: tumencev@irk.ru, tumentzeva.liz@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4945-2863 РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id= 141799

https://mir-nauki.com

Ключевые слова: физическая география; особенности преподавания; компетенции; воспитание; патриотизм; технологии обучения

В условиях современной России актуализируется проблема воспитания, тесно связанная с формированием гражданской позиции и патриотизма. Патриотическое воспитание в современных условиях является важным направлением государственной политики РФ. Этой проблеме посвящено значительное число исследований в педагогической литературе. Так, по мнению И.В. Вяткиной [1], воспитание молодежи должно стать органичной составляющей педагогической деятельности. Итогом патриотического воспитания является сформированное патриотическое самосознание [2]. Особенно это важно для будущего учителя, личностными характеристиками которого должны быть патриотизм, любовь к родине, стремление принести пользу родной стране. Патриотизм должен стать не только идеологией современного учителя, но и методологией, сутью всех образовательных технологий [3]. Разработке концептуальных и практических подходов к патриотическому воспитанию в нашей стране уделяется большое внимание [4]. Процесс гражданско-патриотического воспитания в вузе осуществляется не только через изучение дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, но и через изучение естественных дисциплин профессионального цикла. В российской системе образования, как отмечает С.В. Крамская, возникла острая необходимость в педпроцессе высших учебных заведений максимально задействовать воспитательный потенциал преподаваемых учебных дисциплин [5]. Курс «Физическая география России» позволяет молодым людям понимать, узнавать ландшафт родной страны, проникнуться к нему интересом и участием [6].

При написании статьи были использованы материалы многолетнего опыта преподавания дисциплины «Физическая география России» на кафедре географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института Иркутского государственного университета. Основной метод исследования - наблюдение и анализ. Кроме того, для выявления гражданской позиции, личностного отношения к объекту и предмету «Физическая география России» в апреле 2018 г было проведено анкетирование среди студентов 2-5 курсов, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование профиля «Безопасность жизнедеятельности - География». В опросе приняли участие около 100 студентов из разных регионов Иркутской области, обучающихся на кафедре географии, безопасности жизнедеятельности и методики.

Особая роль дисциплины «Физическая география России» (ФГР) определяется её большим мировоззренческим и воспитательным значением, способствующим формированию патриотизма, идеалов и ценностей демократического общества, выработке активной гражданской позиции. Она относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению «педагогическое образование» с двумя профилями подготовки) «Безопасность жизнедеятельности -География». Играет важную роль в личностном развитии и гражданском воспитании студентов. Целью освоения дисциплины «Физическая география России» является - формирование комплексного представления о природе России, а также развитие личностных качеств: любви

Введение

Методы

Результаты

https://mir-nauki.com

к Родине во всем ее многообразии. Одна из задач дисциплины - формирование патриотического самосознания, любви к России, своей малой родине. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общенаучных, универсальных и профессиональных компетенций, таких как ОК-3 - способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве, ПК-4 - способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, мета предметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов и СПК-4 -способность определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях; способность выявить взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов и географических комплексов разного ранга; владеть методами естественнонаучных исследований. Дисциплина изучается на 4 курсе в 7 и 8 семестрах. Она базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в курсах «Землеведение» и «Физическая география материков и океанов». Компетенции, сформированные при изучении дисциплины, значительно повышают эффективность учебного процесса в целом и дают возможность студентам осваивать последующие дисциплины учебного плана на более высоком уровне. Изучение и успешная аттестация по данной дисциплине, наряду с другими дисциплинами, являются необходимыми для освоения специальных дисциплин и прохождения учебной практики.

Образовательные технологии, которые используются при изучении дисциплины:

1. Лекция: Вводная, информационная, лекция с элементами дискуссии, интерактивная лекция (лекция диалог), лекция проблемная, с использований обучающих деловых игр, лекция дискуссия, лекция информация с элементами моделирования.

2. Практическое занятие: практикум с использованием презентации результатов исследовательской деятельности, практикум с элементами дискуссии, диагностики и проектирования; обучающая деловая игра с элементами дискуссии, обучающая сюжетно-ролевая игра, проектирование, самодиагностика, игровое моделирование, диагностический семинар, тренинговые упражнения.

3. Самостоятельная работа студентов в ходе аудиторных занятий: диагностика (метод тестирования) в ходе лекции, участие в обучающих деловых играх, самостоятельная работа с глоссарием, картами, атласами и контурными картами, письменный экспресс-опрос студентов, конспектирование лекции (традиционное или по схеме «бортового журнала), построение структурно-логической схемы лекции, разработка опорного конспекта к материалам лекции, подготовка вопросов лектору.

Программа по физической географии России разделена на две части: общий обзор природных закономерностей и характеристика физико-географических стран. Содержание курса включает ряд тем очень важных и непосредственно влияющих на процесс гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов. Начиная с темы физико-географическое положение России, где анализируется место России на карте Евразии как северного субконтинента и акцентируется внимание на размерах - самая большая по площади страна мира. Проводится сравнение с площадью континентов, других стран.

Наиболее актуальна тема становления границ России. При рассмотрении этой темы обращается внимание не только на природные объекты, по которым проходит граница, но и на историю развития отношений между трансграничными государствами. Анализируются как положительные, так и отрицательные стороны размеров территории страны и протяженности ее границ. При изучении темы на практических занятиях активно используются спилс-карты Российской Федерации. Сбор карты на время позволяет повысить уровень знаний в области

https://mir-nauki.com

федеративного устройства страны, географии, способствует воспитанию патриотизма, развивает внимательность и интерес.

При изучении темы «Моря, омывающие территорию России» большое внимание уделяется Арктике. Регион находится в зоне стратегических интересов России. Роли русских в освоении арктического бассейна. Анализ политической ситуации вокруг Арктики, притязания других стран на природные ресурсы. Природа края суровая, но удивительно красивая. И студенты должны понимать, что сохранить ее таковой наша задача. Изучение этой темы позволяет воспитывать у студентов чувство патриотизма и уважения к людям, которые в суровых условиях изучали природу России. Анализируя географические карты, обучающиеся обращают внимание на то, что огромное количество природных объектов названы в честь российских путешественников и ученых. Занятия сопровождаются показом видеоматериалов, что позволяет «окунуться» в эту эпоху и судить о времени и условиях, в каких первопроходцы открывали новые территории.

Гидрологические объекты России также отличаются красотой и уникальностью: мощные и длинные реки, огромное количество малых рек, речек и ручьев, глубокие и мелкие живописные озера, подземные источники с ключевой водой. При изучении опираемся на положение, определенное еще Л.С. Бергом, что каждый отдельный географический объект действительно уникален и неповторим, является географическим индивидом неповторимым ни в пространстве, ни во времени.

Россия обладает удивительным миром растений и животных. Какой ни возьми регион России он имеет разнообразную и своеобразную фауну и флору с наличием реликтовых и уникальных видов. Безусловно, изучая Дальний Восток студенты понимают, что здесь встречаются уникальные сообщества с дальневосточными леопардами, амурскими тиграми, гималайскими медведями, даже насекомые здесь отличаю яркостью окраски и крупными размерами - парусники Маака и ночные брамеи. Есть виды, которые встречаются только в нашей стране, например, азиатская дикуша в темнохвойных лесах Якутии, Сахалина, Сихотэ-Алиня. Некоторые студенты выбирают тему курсовой работы - изучение географии ареала того или иного редкого или уникального вида. Например, О.В. Понаморева студентка 5 курса два года работала по теме «Геоэкологические проблемы сохранения амурского тигра», в которой были рассмотрены проблемы охраны и сохранения амурского тигра, и успешно защитила выпускную квалификационную работу.

Необходимо на лекционных занятиях эмоционально излагать географические сведения о природе, тем самым способствовать формированию у обучающихся любви к природе России. Некоторые современные проблемы физической географии поднимаем при контактной работе со студентами активно дискутируя, например, такие как формирование рельефа с точки зрения тектоники плит, пути сохранения ландшафтного и биологического разнообразия и др.

Большое внимание студенты уделяют изучению региональной части России. Особенно привлекает материал о природе родного края - юге Средней Сибири. Изучение природы своей области проводим, как правило, в форме конференции. Самый большой интерес на последней конференции привлек доклад с презентацией о пос. Усть-Орда, который расположен в долине реки Куды среди луговых степей. Усть-Орда является центром крупного сельскохозяйственного региона Восточной Сибири. Окрестности поселка были сняты с квадрокоптера. На первый взгляд ничего необычного в пейзаже не было. Но автор с такой любовью рассказывал о своей малой родине, что покорил слушателей.

Современная методика преподавания в вузе делает упор на активизацию учебного процесса посредством игровой деятельности [7]. Так, при изучении природы физико-географических стран используем игровую технологию с эвристическими элементами.

https://mir-nauki.com

Например, группе было дано задание представить и рассказать о природе Прибайкалья и Забайкалья в любой форме. Одна группа выбрала метод конференции, ими были представлены доклады с презентациями о природе Прибайкалья. Доклады носили дискуссионный характер, так как анализировалось современное экогеографическое состояние Байкала. В последние годы в регионе обострились экологические проблемы, связанные как с антропогенными (пожары, несанкционированные рубки, замусоривание берегов и др.) причинами, так и с природными. Двадцатилетний засушливый период привел к понижению уровня Байкала. Увеличилась температура воды в некоторых относительно мелких бухтах. Это стало причиной усиленного размножения спирогиры и загрязнения берегов гниющей водорослью. Вторая группа представила рассказ о природе Забайкалья в форме беседы студентов с попутчиками -иностранцами в поезде Москва-Пекин. Студенты использовали знания по истории, краеведению и умения говорить на английском языке. Второй вариант оказался интереснее. Или, к примеру, после изучения раздела «Общие закономерности природы России» на практическом занятии проводим «Свою игру» по аналогии с одноименной игрой на НТВ. Структура игры. Студенты делятся на 2 или 3 группы. Каждой команде по очередности задаются вопросы по разделам: «Физико-географическое положение России», «Границы», «История изучения природы России», «Тектоника и рельеф», «Климат», «Реки и озера», «Почвы», «Растительность», «Животный мир», «Географическая номенклатура». Вопросы могут быть как устные, так и видео. Каждый вопрос оценивается от 100 до 500 баллов в зависимости от его сложности. Участник сам выбирает сложность вопроса. В заключении игры подсчитываются полученные баллы и выявляется победитель. Выигравшая команда стимулируется дополнительными баллами для промежуточной аттестации и награждается призом. В результате проведенной игры можно оценить степень сформированных компетенций и уровень знаний по дисциплине: кто из студентов лучше знает предмет, а кому надо еще подучить. Игра ориентирована на более близкое взаимодействие студентов с преподавателем и друг с другом. Благодаря игре вводится в учебную деятельность элемент соревнования. Таким образом, с помощью игровых технологий у обучающихся формируются профессиональные и личностные компетенции: отношения с окружающими, установление контакта, не конфликтность, уравновешенность, самоконтроль, уверенность в себе.

В настоящее время в ПИ ИГУ большое внимание уделяется развитию электронного образования, создана электронная образовательная среда. У студентов есть электронный доступ в том числе к рабочей программе по дисциплине «Физическая география России», где имеются контрольные задания, материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы.

Значительную роль в образовательном процессе играет проводимая коллективом кафедры раз в два года научно-педагогическая конференция «Байкал - Родина - Планета». Очередная конференция состоялась 9 ноября 2018 г. Цель: обобщение опыта исследования природных и социально-экономических процессов, выявление ключевых проблем устойчивого развития, формирование целостного представления о значении ценностей малой Родины как неотъемлемой части мирового сообщества через распространение географической культуры и обеспечения образованности молодого поколения в области безопасности жизнедеятельности. Одной из задач проведения конференции является формирование в образовательных учреждениях системы культурно-просветительской деятельности, направленной на воспитание гражданина, патриота, способного внести свой достойный вклад в процветание Отечества. Научно-педагогическая конференция «Байкал - Родина - Планета» основана на организации рабочих диалоговых площадок, посвященных различным аспектам современного школьного и вузовского образования. В программе конференции были широко представлены секционные и стендовые доклады бакалавров и магистров по физической географии России, природным особенностям Средней Сибири и Прибайкалья.

https://mir-nauki.com

Воспитательная работа ведется не только при контактной работе на занятиях, но и продолжается во внеурочное время. Научно-исследовательской работой по изучению природных геосистем Прибайкалья, Приангарья и гор Южной Сибири студенты занимаются совместно с преподавателями в составе экспедиции студенческо-преподавательского туристического клуба «Портулан». Результаты исследований бакалавров и магистров публиковались в кафедральном сборнике «Вестник кафедры географии ВСГАО». Кроме того, многие обучающиеся нашего отделения работают в волонтёрских молодежных организациях, помогают в проведении экологических мероприятий: проводят беседы со школьниками по экологической культуре, создают экологические тропы, убирают мусор по берегам Байкала и

Оценить отношение обучающихся к родной природе позволило проведенное анкетирование. Опросный лист включал следующие вопросы:

1. Пол

2. Место проживания: Иркутск

Город районного значения

Поселок

село

3. Выезжали ли Вы за пределы области?

6. Какую страну мечтаете посетить?

7. Где бы Вы хотели жить в России?

8. Хотели бы уехать на ПМЖ за рубеж? Если да, то в какую страну?

9. Любите ли Вы природу родного края?

10. Где бы Вы предпочли жить? На берегу реки

На берегу озера На берегу моря В горах В лесу В степи

11. Где любите или хотели бы отдыхать? В лесу

др.

Да

Нет

4. Куда бы Вы хотели поехать в России?

5. Планируете ли Вы поездку за рубеж? Да

Нет

https://mir-nauki.com

У озера На берегу реки

На даче

12. Какой компонент природы Вы считаете самым важным при выборе места жительства?

Анализ анкетирования показал, что за пределы области выезжали 75 % обучающихся. На вопрос: «Куда бы Вы хотели поехать в России?» студенты отметили приморские районы: Сочи, Крым, Калининград, Камчатка, Владивосток. Это вполне объяснимо: Иркутск -срединный регион России. Возросло внимание к соседним сибирским районам Красноярскому краю, Алтаю, Приобью. Каждый четвертый планирует посетить Санкт-Петербург и Москву. Наибольшее разнообразие мест, куда хотели бы поехать в России, выбрали студенты 5 курса, которые прослушали курс ФГР. В их ответах встречаются такие регионы как Алтай, Камчатка, Карелия, Урал. Студенты думают и о зарубежных поездках в США, Канаду, из европейских государств - Францию, Италию, Германию, Испанию, Чехию, из азиатских - Китай, Японию, Корею, Таиланд, Вьетнам и даже в такие экзотические, как Бразилия, Аргентина, страны Африки. А для постоянного места жительства студенты предпочитают разные регионы России (94 %). Не удивительно, когда молодежь выбирает Москву или Санкт-Петербург. Радует, что все же большая часть студентов хотят жить и работать в Сибири, на Байкале, Иркутске, в Иркутской области, в других сибирских городах - Красноярске, Новосибирске, Улан-Удэ. Нередок был ответ «в деревне», или «дома устраивает», «где родился». Хотя, к сожалению, определенная часть студентов, менее 10 % респондентов, хотели бы уехать на ПМЖ за рубеж, причем среди них доминируют девушки. А уехать хотели бы в США, Китай, Чехию, ОАЭ, Англию, Италию, Южную Корею и др. Выбирают богатые страны, их природные особенности менее важны. У юношей более четкая гражданская позиция. Но вся опрошенная молодежь (100 %) на вопрос: «Любите ли вы природу родного края?», ответила да! «Какой пейзаж предпочтительнее для проживания?» - чаще всего выбирают берег моря (от 30 до 56 %), далее следуют берег реки, затем берег озера, горы - менее 10 %, лес - 5-7 %, степь - менее 3 %. А отдыхать любят на берегу озера. Для иркутян привычный и, наиболее популярный, отдых на берегу Байкала. Времяпровождение на загородных садовых участках для молодежи самое непривлекательное: из 100 человек только трое отметили дачи как любимое место отдыха. Следует отметить, что молодежь понимает, что природа - источник жизни и красоты. Мир этот хрупкий и сохранить ее наша общая задача. Результаты опроса показали относительно высокий уровень гражданской сознательности. Географические знания сегодня - это важная составляющая культуры людей. И чем полнее и глубже знания о природе, тем серьезнее и бережнее отношение к ее состоянию.

В настоящее время возрастает роль преподавателя. Он должен помочь каждому студенту сформировать свою индивидуальную образовательную траекторию, заинтересовать предметом и сферой своей научной деятельности [8].

Рельеф Климат Воды

Почвы, растительность, животный мир

Обсуждение

https://mir-nauki.com

Образовательная среда педагогического вуза становится фактором формирования профессиональной компетентности будущего учителя [9]. Особенно, если содержание обучаемых дисциплин не только интересно, но и ориентировано на действительность, полученные знания легко применимы в школьной практике, а отношения, возникающие между преподавателем и студентом демократичны, доброжелательны, комфортны, личностные и профессиональные качества педагога являются предметом для подражания. Приобщение обучающихся к морально-нравственному наследию географии России, исторической и физической, способствует развитию национального самосознания, нравственному отношению к России, которое перерастает в конкретные дела на благо малой и большой Родины. В патриотическом воспитании важным является формирование социальных качеств личности: гражданственности, социальной активности, ответственности и др.

Современная обстановка в мире требует от российского общества поиска новых теоретических и методологических подходов к патриотическому воспитанию молодежи, в том числе и в процессе обучения специальности. Педагог играет важную роль в формировании у студентов активной гражданской позиции.

В последние годы в России наметился устойчивый переход к укреплению государственности, возрождению культуры, патриотических традиций. В этих условиях особую роль играет патриотическое воспитание [10]. Российские педагоги сходятся во мнении, что в вузах необходимо целенаправленно, постоянно заниматься патриотическим воспитанием всеми имеющимися методами и средствами, так как будущее отечества напрямую зависит от степени готовности молодого поколения достойно отстаивать самобытность и многонациональность нашей страны, умения уважать права человека, быть честными, справедливыми, заботливыми, готовыми служить своей стране. Следует отметить, что это общемировая тенденция. Во многих странах воспитание является основным направлением социально-экономической модернизации. Некоторые страны запускают государственные программы, пропагандирующие официальный язык и культуру. В Казахстане проводится эксперимент по развитию гражданской активности и всестороннему патриотическому воспитанию [11].

Патриотическое воспитание одно из главных направлений при подготовке высококвалифицированных педагогов. Поэтому необходимо создать модель и систему воспитания гражданина на всех уровнях образования с учетом региональной специфики. Разработать критерии и диагностические инструменты для оценки сформированности патриотического самосознания. Уделять постоянное внимание процессу патриотического воспитания при изучении всего комплекса программных дисциплин.

Заключение

Интернет-журнал «Мир науки» 2018, №6, Том 6 ISSN 2309-4265

World of Science. Pedagogy and psychology 2018, No 6, Vol 6 https://mir-nauki.com

ЛИТЕРАТУРА

1. Вяткина И.В. Роль интеграции учебной и внеаудиторной деятельности в профессиональном воспитании студентов в техническом вузе [Текст] / И.В. Вяткина // Вестник Казанского технологического университета. - Казань: Издательство: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2011. - № 3 - C. 261-268.

2. Райхлина Е.Л. Роль воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза в развитии патриотического самосознания студентов // Современные проблемы науки и образования. - Изд-во «Академия Естествознания», 2016. - № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view? id=24322 (дата обращения: 05.11.2018).

3. Чернов В. Воспитание в вузе: роль гуманитарных дисциплин [Текст] / В. Чернов // Высшее образование в России. - 2006, № 9. - С. 147-149.

4. Голунов, С. Патриотическое воспитание в России: за и против [Электронный ресурс] / С.В. Голунов // Вопросы образования, 1913. - № 3. - С. 258-273. Режим доступа: https://jle.hse.ru/index.php/vo/article/view/5853.

5. Крамская С.В. Роль воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.-практ. конф. № 5 (40). - Новосибирск: СибАК.

6. Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России. [Текст]: Федеральная целевая программа «Культура России / Е.Ю. Колбовский - Ярославль: Академия развития, 2004. - 288 с.

7. Вакулина М.А., Попова Ю.А. Педагогические технологии в процессе формирования компетенций обучающихся в вузе [Электронный ресурс] / М.А. Вакулина, Ю.А. Попова // Современные проблемы науки и образования, 2015. -№ 6. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23036 (дата обращения: 05.11.2018).

8. Леонова Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза [Текст] / Е.В. Леонова // Высшее образование в России. - 2010, № 2. - C. 124-131.

9. Мерзон Е.Е. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / Е.Е. Мерзон // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.2. - С. 170-172. - URL https://moluch.ru/archive/33/3737/ (дата обращения: 05.11.2018).

10. Лытнева В.В., Егорова А.М. Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном вузе (на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 26. - ART 75316. - 0,4 п.л. - URL: http://ekoncept.ru/2015/75316.htm. - ISSN 2304-120X.

11. Tolen Zhengisbek, Tulenova Slushash, Assyltaeva Elnura, Aitymbetov Nurken Formation of civil and patriotic education of youth in Kazakhstan. Procedia - Social and Behavioral Sciences 116 (2014) 4859-4863. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.1038.

https://mir-nauki.com

Tiumentceva Elizaveta Mikhaylovna

Irkutsk state university, Irkutsk, Russia Pedagogical institute E-mail: tumencev@irk.ru, tumentzeva.liz@yandex.ru

The role of discipline «Physical Geography of Russia» in the formation of patriotic consciousness of bachelors of Pedagogical Institute (specialty «Life Safety-Geography»)

Abstract. This article deals with the issues related to the formation of patriotic consciousness while studying at the University. Education of strong moral and political principles, social feelings, which content is love to the Motherland and the willingness to sacrifice their interests for it, is one of the most important areas of the University lecturers.

As a result, a student should acquire the competence to create an educational environment, is able to carry out spiritual and moral education in educational and extracurricular activities. It is necessary to form it when reading professional courses. The features of this process on the example of reading the compulsory discipline «Physical Geography of Russia» are shown. The article draws attention to modern system technologies of training. When mastering the course, young people acquire a complex of knowledge about the nature of Russia, its uniqueness, realize that their attitude to their native country depends on its future. The special importance of the regional course of physical geography of Russia in the process of spiritual and moral education of students is emphasized. The author notes that the current situation in the world requires the Russian society to search for new theoretical and methodological approaches to the patriotic education of young people, including in the process of training. A lecturer plays an important role in the formation of active civic position. A survey of students conducted by the author showed that young people love their native land, Siberia, Russia and do not think their future life outside it. They are respectful to the place of their birth and residence and observe local traditions.

Keywords: physical geography; features of lecturing; competence; education; patriotism; studying technologies

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32PDMN618

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.