Научная статья на тему 'Проблема готовности учителя к патриотическому воспитанию учащихся'

Проблема готовности учителя к патриотическому воспитанию учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ГОТОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION / SPIRITUALITY / MORALITY / CIVIC CONSCIOUSNESS / CIVIC IDENTITY / PATRIOTISM / READINESS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавриленко Людмила Николаевна

Данная статья является частью диссертационного исследования по теме: «Формирование в системе дополнительного профессионального образования готовности учителя географии к патриотическому воспитанию учащихся». В статье определена актуальность данной проблемы, рассмотрены различные подходы к определению готовности учителя к воспитательной деятельности в трудах педагогов и психологов. Описываются современные требования, предъявляемые к профессиональной деятельности в сфере образования. Готовность педагога к профессиональной деятельности определяется в профессиональном стандарте «Педагог», в котором описаны компоненты готовности. В данном исследовании готовность учителей географии к патриотическому воспитанию учащихся средствами учебного предмета в общеобразовательной школе определяется как многомерное интегративное образование, включающее профессионально-когнитивный, мотивационноличностный, аксиологический и проектно-деятельностный компоненты, находящиеся в системной взаимосвязи. В статье раскрывается содержание компонентов готовности. Чтобы правильно определиться в научном поиске рациональных направлений и содержания готовности учителя к воспитанию у учащихся гражданской идентичности и патриотизма средствами учебного предмета, в практике реального образовательного процесса по изучению географии в школе был проведен констатирующий эксперимент. Цель эксперимента: выявление уровня готовности педагогов к формированию гражданской идентичности и патриотизма у обучающихся. В констатирующем эксперименте принимали участие педагоги пяти субъектов Российской Федерации. В ходе исследования было установлено, что наибольший уровень готовности учителя географии к патриотическому воспитанию школьников средствами учебного предмета определяется педагогами по личностному и технологическому критериям. Наиболее низкий уровень готовности отмечается по когнитивному критерию. Все это позволяет отметить, что по профессионально-когнитивному компоненту организации воспитательной деятельности учителю географии недостает специальных методологических, теоретических и методических знаний, а так же прикладных умений для целенаправленного их использования в целях системного воспитания у учащихся гражданской идентичности и патриотизма на уровне готовности служения Отечеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гавриленко Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of teacher’s readiness for patriotic education of students

This article is part of the dissertation research on the topic: "Formation in the system of additional professional education readiness of geography teachers to Patriotic education of students". The article defines the relevance of this problem, considers various approaches to determining the readiness of teachers for educational activities in the works of teachers and psychologists. The modern requirements to professional activity in the sphere of education are described. The teacher's readiness for professional activity is determined in the professional standard "Teacher", which describes the components of readiness. In this study, the readiness of geography teachers to Patriotic education of students by means of a subject in a secondary school is defined as a multidimensional integrative education, including professional-cognitive, motivational-personal, axiological and project-activity components that are in a systemic relationship. The article reveals the content of readiness components. In order to correctly determine the scientific search for rational directions and the content of the teacher's readiness for the education of students' civic identity and patriotism by means of the educational subject, in the practice of the real educational process for the study of geography in the school, a ascertaining experiment was conducted. The purpose of the experiment: to identify the level of readiness of teachers to the formation of civic identity and patriotism in students. In ascertaining experiment teachers of five subjects of the Russian Federation took part. The study found that the highest level of readiness of teachers of geography to Patriotic education of students by means of the subject is determined by teachers on personal and technological criteria. The lowest level of readiness is noted by cognitive criterion. All this allows us to note that the professional-cognitive component of the organization of educational activities of the teacher of geography lacks special methodological, theoretical and methodological knowledge, as well as applied skills for their targeted use for the purpose of systematic education of students of civil identity and patriotism at the level of readiness to serve the Fatherland.

Текст научной работы на тему «Проблема готовности учителя к патриотическому воспитанию учащихся»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/88PDMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Гавриленко Л.Н. Проблема готовности учителя к патриотическому воспитанию учащихся // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/88PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Gavrilenko L.N. (2019). The problem of teacher's readiness for patriotic education of students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/88PDMN219.pdf (in Russian)

УДК 37.017 ГРНТИ 14.37.27

Гавриленко Людмила Николаевна

ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования», Рязань, Россия

Старший преподаватель E-mail: riro.geo@mail.ru

Проблема готовности учителя к патриотическому воспитанию учащихся

Аннотация. Данная статья является частью диссертационного исследования по теме: «Формирование в системе дополнительного профессионального образования готовности учителя географии к патриотическому воспитанию учащихся». В статье определена актуальность данной проблемы, рассмотрены различные подходы к определению готовности учителя к воспитательной деятельности в трудах педагогов и психологов. Описываются современные требования, предъявляемые к профессиональной деятельности в сфере образования. Готовность педагога к профессиональной деятельности определяется в профессиональном стандарте «Педагог», в котором описаны компоненты готовности. В данном исследовании готовность учителей географии к патриотическому воспитанию учащихся средствами учебного предмета в общеобразовательной школе определяется как многомерное интегративное образование, включающее профессионально-когнитивный, мотивационно-личностный, аксиологический и проектно-деятельностный компоненты, находящиеся в системной взаимосвязи. В статье раскрывается содержание компонентов готовности. Чтобы правильно определиться в научном поиске рациональных направлений и содержания готовности учителя к воспитанию у учащихся гражданской идентичности и патриотизма средствами учебного предмета, в практике реального образовательного процесса по изучению географии в школе был проведен констатирующий эксперимент. Цель эксперимента: выявление уровня готовности педагогов к формированию гражданской идентичности и патриотизма у обучающихся. В констатирующем эксперименте принимали участие педагоги пяти субъектов Российской Федерации. В ходе исследования было установлено, что наибольший уровень готовности учителя географии к патриотическому воспитанию школьников средствами учебного предмета определяется педагогами по личностному и технологическому критериям. Наиболее низкий уровень готовности отмечается по когнитивному критерию. Все это позволяет отметить, что по профессионально-когнитивному компоненту организации воспитательной деятельности учителю географии недостает специальных методологических, теоретических и методических знаний, а так же прикладных умений для целенаправленного их использования в целях системного воспитания у учащихся гражданской идентичности и патриотизма на уровне готовности служения Отечеству.

Ключевые слова: воспитание; духовность; нравственность; гражданственность; гражданская идентичность; патриотизм; готовность; образовательный процесс

За последнюю четверть века в жизни российского общества происходят существенные социально-экономические изменения. У современного молодого поколения наблюдаются серьезные изменения в восприятии ценностно-смысловых ориентиров окружающей действительности. Особенно тревожным при этом является недостаточно адекватное осмысление сущности понятий «гражданская идентичность» и «патриотизм» как духовных жизненно значимых ценностей бытия человека в мире. Система образования, призванная решать задачи воспитания гражданина своей страны, находится в поиске философских, психологических и педагогических инноваций, обусловливающих высокий уровень образованности как фактора успешности жизнедеятельности человека в основном с позиций материального благосостояния. В то же время в нормативных документах российского образования таких как Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации [1] актуализируется задача духовно-нравственного становления и развития обучающихся, воспитание у подрастающего поколения чувствования гражданской идентичности и патриотизма, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, духовно-нравственное воспитание гражданина России как первоочередная задача. Между тем, в современном российском образовании научный поиск создания соответствующей инновационной воспитательной системы не имеет выверенной методологической основы. Перед учителем общеобразовательной школы стоит проблема готовности к созданию инновационной педагогической системы, обусловливающей воспитание у учащейся молодежи гражданской идентичности и традиционных ценностей отечественной культуры.

В теории педагогики существуют различные подходы к определению готовности учителя к воспитательной деятельности. Дьяченко М.И. и Кандыбович Л.А. определяют соответствующую готовность как синтез качеств личности, мотивов и ситуаций [2]. Сластенин В.А. определяет профессиональную готовность к педагогической деятельности как совокупность профессионально обусловленных требований к учителю. В составе профессиональной готовности, по мнению Виталия Александровича, можно выделить: «...с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма» [3]. К ним относится психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а также научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма. Ученый объединяет профессиональные требования к учителю в три основных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Маркова А.К. выделяет составляющие готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности - это деятельность, общение и личность педагога, имеющая ценностные ориентации, идеалы, внутренние силы [4; 5]. Изучению вопроса готовности педагога к воспитанию учащихся посвящены работы Кулик Е.Ю., Назарова В.С., Лукьяновой М.И. и других. Кулик Е.Ю. в своей работе рассматривает готовность как состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей учителя в профессиональной деятельности, в которой интегрируются внешние требования информационного общества к организации личностно-ориентированного обучения с внутренней направленностью учителя на их выполнение [6]. Структурный состав готовности Кулик рассматривает как совокупность мотивационного, методологического, операционного и проектировочно-технологического компонентов. Назаров В.С. в своих работах предлагает внести изменения в оценку готовности

к профессиональной деятельности выпускников педагогического вуза. К ведущим показателям готовности он относит: «профессионально-педагогическую компетентность, содержательной составляющей которой выступают: когнитивная, функциональная, личностная компетенции, являющиеся ««сквозными» в структуре универсальных (социально-личностных и общекультурных, общенаучных, инструментальных) и профессиональных компетенций, заявленных в проекте стандартов нового поколения» [7]. В рассмотренных работах большое внимание уделяется формированию когнитивной составляющей готовности педагогов к профессиональной деятельности. В тоже время роль ценностной составляющей в профессии педагога не имеет достаточного смыслового выражения.

В отличии от предыдущих авторов М.И. Лукьянова в своем исследовании определяет готовность как комплексное, интегративно-личностное образование, включающее в себя: «устойчивую систему гуманистических ценностных ориентаций, профессионально ценных личностно ориентированных целей, знаний, умений и сформированность профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих осознание учителем себя субъектом личностно ориентированной педагогической деятельности» [8]. Маргарита Ивановна выделяет структурные компоненты профессиональной готовности учителя: мотивационно-целевой; аксиологический; аутопсихологический; когнитивный; конструктивно -технологический; рефлексивный. Автор актуализирует аксиологический компонент профессиональной готовности, но при этом определяет как наиболее значимые гуманистические ценностные ориентации, не акцентируя внимание на духовно-нравственных ценностях отечественной культуры и их значимости в становлении и развитии личности. Таким образом, исследователями педагогической деятельности в основном рассматривается совокупность профессиональных умений педагога к ее успешной организации в целом по освоению содержательной составляющей учебного предмета. Ценностная сторона использования возможности изучаемых знаний как воспитательного инструментария остается при этом за пределами системного научного исследования.

Готовность педагога к профессиональной деятельности в сфере образования определяется в профессиональном стандарте «Педагог» [10].1 К компонентам готовности разработчики профессионального стандарта «Педагог» относят: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания по трем направлениям обучение, воспитание, развитие. В данном документе определены трудовые функции, связанные с воспитательной деятельностью, которые включают трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания. Трудовые действия включают проектирование ситуаций и событий, развивающих ценностные ориентации ребенка, формирование гражданской позиции у обучающихся. К числу необходимых умений относят умение находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечение его понимания и переживания обучающимися. В данном документе предлагается формирование гражданской позиции, но не предполагается формирование гражданской идентичности как основы гражданской позиции в будущем, отмечаются необходимость формирования ценностных ориентаций и выделение ценностного аспекта учебного знания, но не отмечается необходимость целенаправленной актуализации воспитания у школьников ценностей патриотизма. В то же время известно, что без целенаправленного воспитания у учащихся гражданской идентичности и патриотизма невозможно формировать гражданскую позицию личности.

В данном исследовании готовность учителей к патриотическому воспитанию учащихся средствами учебного предмета в общеобразовательной школе определяется как многомерное интегративное образование, включающее профессионально-когнитивный, мотивационно-

1 Профессиональный стандарт. Педагог. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 24 с. Страница 3 из 7

личностный, аксиологический и проектно-деятельностный компоненты, находящиеся в системной взаимосвязи.

Профессионально-когнитивный компонент предполагает владение педагогом необходимыми теоретическими и методическими знаниями, а также прикладными умениями изучения географии в школе. Наибольшую значимость в контексте нашего исследования приобретают знания нормативно-правовой базы образовательного предмета, ведущих педагогических идей, актуализирующих процесс патриотического воспитания, современных педагогических технологий и инноваций в сфере организации патриотического воспитания учащихся. Особую значимость приобретают умения использовать учебный предмет как средство становления и развития патриотического воспитания личности. Четкое представление педагога о системе базовых национальных ценностей отечественной культуры, актуализация их приоритетности средствами учебного предмета география в системе окружающего жизненного пространства, организация опыта творческой деятельности школьников в процессе овладения духовно-нравственными ценностями являются необходимыми условиями воспитания у обучающихся чувств гражданственности и патриотизма.

Мотивационно-личностный компонент готовности педагога представлен положительным отношением и концентрацией профессиональных сил педагога, направленных на формирование гражданской идентичности и патриотическое воспитание учащихся в образовательном процессе по изучению географии в школе. Поскольку готовность определяется внутренним настроем личности на определенное поведение в процессе профессиональной деятельности, то на начальном ее этапе формируются внутренние мотивы поведения, а затем происходит их реализация в практике профессионально-педагогической деятельности учителя. Личностный компонент готовности педагога к реализации мотивации своей педагогической деятельности напрямую зависит от мировоззренческих его взглядов, особенностей характера и профессиональных способностей. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям из вне, является основой ее саморазвития и профессионализма. Теоретическая готовность учителя к воспитанию гражданской идентичности и профессионализма у обучающихся сопровождается становлением соответствующей практической готовности, создает предпосылки организации в данном отношении опыта творческой деятельности по освоению возможностей использования особенностей предмета география в практике учебной деятельности, как у учителя, так и у школьников.

Аксиологический компонент готовности педагога к воспитанию гражданственности и патриотизма у обучающихся средствами изучения географии в школе является непременным условием принятия педагогом его интегративных духовно-нравственных ценностей в системной взаимосвязи территориальных границ, природных богатств, климатических особенностей и культурообразующих ценностей народностей, населяющих различные регионы государства. Межкультурные объединяющие ценностные отношения являются лейтмотивом взаимоуважения и миролюбия народов, основополагающими ориентирами сохранения и развития своего Отечества и окружающего мирового пространства.

Проектно-деятельностный компонент готовности учителя к воспитанию у обучающихся гражданственности и патриотизма предполагает владение учителем способностями: системного анализа знаний, подлежащих к изучению в курсе географии; прогнозирования инновационных изменений в структурировании и взаимосвязи необходимых компонентов; разработки проектной деятельности в связи с внедрением инноваций; организации опытно -экспериментальной работы по решению поставленных задач и достижению цели исследования; способности научного поиска новых подходов к профессиональной деятельности по воспитанию гражданина Российской Федерации.

Чтобы правильно определиться в научном поиске рациональных направлений и содержания готовности учителя к воспитанию у учащихся гражданской идентичности и патриотизма средствами учебного предмета, необходимо было в практике реального образовательного процесса по изучению географии в школе провести констатирующий эксперимент. Цель эксперимента: выявление уровня готовности педагогов к формированию гражданской идентичности и патриотизма у обучающихся. Для этого была использована комплексная методика педагогического исследования: беседы, дискуссии, анкетирование, творческие задания, включающие вопросы, характеризующие уровни исследуемой готовности. В констатирующем эксперименте принимали участие педагоги пяти субъектов Российской Федерации: Волгоградская, Ростовская, Рязанская области, республика Северная Осетия -Алания, Краснодарский край. В ходе эксперимента учителям географии предлагалось провести самооценку исследуемой готовности, определить степень затруднений по определенным критериям, указать не менее пяти формируемых базовых ценностей и провести их ранжирование по степени значимости и востребованности в воспитательном процессе. В эксперименте принимали участие 170 учителей географии из заявленных регионов. Изучение исследуемой ситуации в различных регионах позволяло выявить существующие характерные для учителей проблемы воспитания готовности к патриотическому воспитанию учащихся, результаты анализа полученных данных были систематизированы. Участники эксперимента отмечали, что хорошо ориентируются в содержании нормативно-правовых документов, регламентирующих воспитательную деятельность педагога. При этом 32 % указали, что знают в данном отношении содержание руководящих документов поверхностно, 47 % испытуемых сослались на затруднения в определении показателей и критериев эффективности патриотического воспитания школьников. Анализ мотивационного компонента готовности учителей к воспитанию гражданственности и патриотизма выявил, что в его определении затруднения испытывают 27 % участников эксперимента (см. рисунок).

когнитивный мотивационный личностный технологический компоненты готовности

Рисунок. Готовность учителей географии к патриотическому воспитанию учащихся (составлено автором)

Более 25 % испытуемых учителей в Рязанской области, 20 % - в Ростовской и 18 % - в Волгоградской отмечали личностный компонент готовности педагога к саморазвитию профессиональной способности по организации патриотического воспитания учащихся в

процессе изучения географии в школе как основополагающий компонент. По результатам анализа полученных данных пяти регионов можно было констатировать, что 55,5 % педагогов определяли высокую готовность учителя к патриотическому воспитанию обучающихся по данному критерию. Анализ результатов эксперимента по технологическому критерию показал, что в целом 47 % учителей географии оценивают свою готовность как высокую. 56 % участников способны выделять материал воспитывающего, ценностно-смыслового характера в предметном содержании. Участникам констатирующего эксперимента предлагалось перечислить не менее пяти базовых национальных ценностей, заложенных в концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, которые может формировать школа. Большинство учителей географии не смогли справиться с заданием.

Таким образом, было установлено, что наибольший уровень готовности учителя географии к патриотическому воспитанию школьников средствами учебного предмета определяется педагогами по личностному и технологическому критериям. Наиболее низкий уровень готовности отмечается по когнитивному критерию. Все это позволяет отметить, что по профессионально-когнитивному компоненту организации воспитательной деятельности учителю географии недостает специальных методологических, теоретических и методических знаний, а так же прикладных умений для целенаправленного их использования в целях системного воспитания у учащихся гражданской идентичности и патриотизма на уровне готовности служения Отечеству. По сути сложившейся ситуации совершенно очевидна необходимость соответствующей в данном отношении дополнительной подготовки учителя географии к целенаправленной организации системного подхода к патриотическому воспитанию гражданина России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации. [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков - М.: Просвещение, 2011. - 23 с.

2. Кандыбович, Л.А. Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия [Текст] / Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко - Минск, 1996 - 399 с.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия». 2002. - 576 с.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

5. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии: Научный журнал. - 1987. -№5 - С. 40-48.

6. Кулик Е.Ю. Система формирования готовности учителей к конструированию информационной образовательной среды предметного обучения: Дисс. ... кан. пед. наук. 13.00.01 / Евгения Юрьевна Кулик. - Саратов, 2004. - 169 с.

7. Назаров В.С. Изменения в оценке готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности: Дисс. ... кан. пед. наук. 13.00.08 / Сергей Владимирович Назаров. - Омск, 2010. - 294 с.

8. Лукьянова М.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности: Дисс. ... доктора пед. наук: 13.00.08 / Маргарита Ивановна Лукьянова. - Ульяновск, 2004. - 604 c.

https://mir-nauki.com

Gavrilenko Liudmila Nikolaevna

Ryazan institute of education development, Ryazan, Russia

E-mail: riro.geo@mail.ru

The problem of teacher's readiness for patriotic education of students

Abstract. This article is part of the dissertation research on the topic: "Formation in the system of additional professional education readiness of geography teachers to Patriotic education of students". The article defines the relevance of this problem, considers various approaches to determining the readiness of teachers for educational activities in the works of teachers and psychologists. The modern requirements to professional activity in the sphere of education are described. The teacher's readiness for professional activity is determined in the professional standard "Teacher", which describes the components of readiness. In this study, the readiness of geography teachers to Patriotic education of students by means of a subject in a secondary school is defined as a multidimensional integrative education, including professional-cognitive, motivational-personal, axiological and project-activity components that are in a systemic relationship. The article reveals the content of readiness components. In order to correctly determine the scientific search for rational directions and the content of the teacher's readiness for the education of students' civic identity and patriotism by means of the educational subject, in the practice of the real educational process for the study of geography in the school, a ascertaining experiment was conducted. The purpose of the experiment: to identify the level of readiness of teachers to the formation of civic identity and patriotism in students. In ascertaining experiment teachers of five subjects of the Russian Federation took part. The study found that the highest level of readiness of teachers of geography to Patriotic education of students by means of the subject is determined by teachers on personal and technological criteria. The lowest level of readiness is noted by cognitive criterion. All this allows us to note that the professional-cognitive component of the organization of educational activities of the teacher of geography lacks special methodological, theoretical and methodological knowledge, as well as applied skills for their targeted use for the purpose of systematic education of students of civil identity and patriotism at the level of readiness to serve the Fatherland.

Keywords: education; spirituality; morality; civic consciousness; civic identity; patriotism; readiness; educational process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.