Научная статья на тему 'Этапы формирования патриотического самосознания студенческой молодежи'

Этапы формирования патриотического самосознания студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / НАРОДНЫЙ ЭПОС / NATIONAL EPIC / КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО / CREATIVE BUSINESS / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS / ОРГАНИЗАТОР / ORGANIZER / ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / GAME INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгая Наталья Александровна

В статье рассмотрены вопросы формирования патриотического самосознания у студенческой молодежи на основе изучения устного народного творчества народов Дагестана, связанных с героическим прошлым их национальных героев. Описаны основные этапы развития патриотического самосознания при изучении дисциплин гуманитарного цикла, в частности «Методика организации коллективного творческого дела». Сделан акцент, на то чтобы научить студента не только организовывать коллективное творческое дело, но при этом воспитать у него патриотические чувства. В статье выделены и обоснованы причины формирования патриотического самосознания именно у студенческой молодежи. Данный подход продиктован необходимостью совершенствования содержания, методов и технологий патриотического воспитания в высших учебных заведениях, стремлением создать единое пространство для гражданско-патриотического воспитания студентов, сформировать положительную мотивацию у студенческой молодежи в изучении народного эпоса и тем самым сформировать чувство принадлежности к своему народу в частности и народа России в целом. Обширные и разнообразные материалы, используемые при организации коллективно творческих дел, позволят студентам педагогических вузов не только разносторонне узнать судьбу своей республики и малой Родины, но и в последующем передать эти знания школьникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгая Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of formation of Patriotic consciousness of student’s youth

In the article the questions of formation of Patriotic consciousness of student youth on the basis of studying of folklore of the peoples of Dagestan, associated with the heroic past of their national heroes. Describes the main stages of development of Patriotic consciousness in the study of humanitarian disciplines, in particular "Methods of organizing collective creative works". The emphasis, then, is to teach students not only to organize collective creative business, but at the same time to educate his Patriotic feelings. The article identifies and justifies the reasons for the formation of Patriotic consciousness of it among students. This approach is dictated by the need of improving the content, methods, and technologies of Patriotic education in institutions of higher education, the desire to create a space for the civil-Patriotic education of students, create positive motivation among students in the study of folk epics and thereby create a sense of belonging to his people in particular and the people of Russia in General. A wide range of materials used in the organization collectively creative Affairs, will allow students of pedagogical universities are not only versatile to learn the fate of the Republic and the homeland, but subsequently pass the knowledge to the students.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования патриотического самосознания студенческой молодежи»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 5 (сентябрь - октябрь) https://mir-nauki.com/vol5-5.htmI URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN517.pdf Статья опубликована 16.10.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Долгая Н.А. Этапы формирования патриотического самосознания студенческой молодежи // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Долгая Наталья Александровна1

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», Россия, Махачкала Доцент кафедры «Педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования»

Кандидат педагогических наук E-mail: bars19832006@rambler.ru

Этапы формирования патриотического самосознания студенческой молодежи

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования патриотического самосознания у студенческой молодежи на основе изучения устного народного творчества народов Дагестана, связанных с героическим прошлым их национальных героев. Описаны основные этапы развития патриотического самосознания при изучении дисциплин гуманитарного цикла, в частности «Методика организации коллективного творческого дела». Сделан акцент, на то чтобы научить студента не только организовывать коллективное творческое дело, но при этом воспитать у него патриотические чувства. В статье выделены и обоснованы причины формирования патриотического самосознания именно у студенческой молодежи. Данный подход продиктован необходимостью совершенствования содержания, методов и технологий патриотического воспитания в высших учебных заведениях, стремлением создать единое пространство для гражданско-патриотического воспитания студентов, сформировать положительную мотивацию у студенческой молодежи в изучении народного эпоса и тем самым сформировать чувство принадлежности к своему народу в частности и народа России в целом. Обширные и разнообразные материалы, используемые при организации коллективно творческих дел, позволят студентам педагогических вузов не только разносторонне узнать судьбу своей республики и малой Родины, но и в последующем передать эти знания школьникам.

Ключевые слова: патриотическое сознание; патриотическое воспитание; народный эпос; коллективное творческое дело; студенческая молодежь; организатор; игровое взаимодействие

На протяжении многих веков великие просветители, философы, мыслители и педагоги говорили о важности формирования у человека, гражданина своей страны, патриотических чувств. Особенно значимым это становится на рубеже третьего тысячелетия. События, происходящие в мире, всё чаще стали вызывать вопросы: к чему могут привести отступление от правил общечеловеческой морали в процессе формирования патриотического самосознания

1 367018, Махачкала, проспект Петра 1, д. 49а, кв. 18

Мир Науки

2017, Том 5, номер 5 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

у молодежи, какие ориентиры в патриотическом воспитании молодежи в нынешнем обществе, как необходимо развивать патриотическое сомосознание у молодежи, чтобы оно было устойчивым и имело истинную направленность, каковы перспективы развития патриотических чувств у будущих поколений. Перечисленные вопросы являются поводом для раздумий не только непосредственным участникам воспитательного процесса, но и всего современного общества.

Вопросы патриотического воспитания, приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в нормативных документах (Постановление Правительства РФ "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", Федеральный закон РФ "Об образовании", Федеральный закон РФ "О высшем и послевузовском образовании", Указ Президента Российской Федерации "О концепции национальной безопасности Российской Федерации", Республиканская целевая программа "Патриотическое воспитание граждан в республике Дагестан на 2011-2025 годы" и др.).

Согласно Республиканской целевой программе "Патриотическое воспитание граждан в республике Дагестан на 2011-2025 годы", система образования призвана обеспечить: увеличение количества подготовленных организаторов и специалистов в области патриотического воспитания; рост патриотических объединений, клубов, центров; увеличение числа граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров и т. д.

Несомненно, состояние патриотического воспитания молодёжи по-прежнему несопоставимо с советским периодом, когда отлаженная система этой деятельности позволяла решать стоящие перед государством задачи.

По-прежнему остаются нерешенными проблемы:

• по созданию организационных условий, способствующих успешному формированию патриотического самосознания студенческой молодежи, с присущими ей ценностями взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; вовлечению их в коллективно-творческую деятельность; развитию творческого потенциала каждого студента в соответствии с его возможностями и интересами;

• по увеличению числа студентов, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров и т. д.

Следует отметить, что проблем по формированию патриотического самосознания у молодежи гораздо больше чем мы обозначили и они требуют решения как на уровне государства, так и общества в целом. Нами были выбраны именно эти проблемы, поскольку их можно решить в период обучения молодежи в учреждениях высшего профессионального образования.

Работа со студентами в Вузе дает огромные возможности по формированию у них патриотического самосознания, это обусловлено рядом причин:

1. В этом возрасте закладываются основы сознательного отношения к таким понятиям как Родина, патриотизм, история страны и т. д.;

2. Большую часть времени молодежь проводит в учебном заведении;

3. Возможность участвовать на всевозможных региональных, всероссийских, международных форумах по патриотическому воспитанию, с выездом на них.

Огромным потенциалом по формированию патриотического самосознания у молодежи в высшем учебном заведении обладают дисциплины гуманитарного цикла, а также внеучебные занятия соответствующей направленности.

На факультете Дошкольного образования «Дагестанского государственного педагогического университета» в рамках дисциплины «Методика организации коллективно творческой деятельности» мы предложили студентам разработать и реализовать на практике КТД по тематике устного народного творчества народов Дагестана, связанных с героическим прошлым их национальных героев.

Работа по формирования патриотического самосознания у молодежи на основе организации КТД включала следящие этапы:

1 этап: Подготовительный

1. Выявление потенциала дагестанского фольклора (легенды, сказания, былины), как средства формирования представлений об уникальности родного края как части России знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.); знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.; понимание сущности и особенностей российского патриотизма.

2. Анкетирование студентов, позволяющее оценить уровень знаний о дагестанском фольклоре, сформированности патриотического самосознания.

Анкетирование проводится среди студентов 1-4 курсов и магистрантов. До начала анкетирования организаторы КТД представляются присутствующим респондентам, кратко объясняет им цель и задачи опроса, подчеркивает его значение для повышения уровня патриотического самовоспитания молодежи.

После проверки анкет подводятся итоги анкетирования.

3. Разработка плана по организации и проведению цикла мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи.

Организаторы КТД совместно с преподавателем дисциплины кратко расписывают мероприятия, конкретно определяется со сроками их проведения.

4. Формирование творческих групп из числа квалифицированных педагогов, занимающихся вопросами этнопедагогики и студентов, и магистрантов, заинтересованных в сохранении культурного наследия народов Дагестана.

Организаторами КТД выбирается и согласовывается место проведения сбора. На сборе преподаватель дисциплины представляет каждого участника и предлагает немного рассказать о себе и почему он решил учувствовать в разработке и реализации мероприятий. Для организаторов КТД проводится организационное собрание, где разъясняют цели и задачи коллективно творческих дел, обозначают сроки. Составляется список организаторов КТД со всеми выходными данными. Совместно с ними определяются основные направления дальнейшей работы.

2 этап: Практический Содержание деятельности

1. Организация и проведение обучающих семинаров «Методика коллективно творческой деятельности».

Мир Науки

В частности педагогом проводятся занятия, дающие студентам основные знания по организаторам КТД:

Тема 1. Закономерности взаимодействия в детском коллективе

Единство и взаимосвязь успешности игрового взаимодействия и социального становления ребенка. Взаимозависимость результатов игрового взаимодействия и включенности участников детских объединений в разнообразную общественно полезную деятельность. Обусловленность эффективности игрового взаимодействия и характера мотивов общения личности с окружающим миром. Динамизм функций взаимодействия.

Тема 2. Коллективно-творческая деятельность и методика ее организации

Понятие «Коллективное Творческое Дело». Главные принципы КТД. Коллективное творческое воспитание Понятие коллективной творческой деятельности. Личная ориентированность коллективных творческих дел. Педагогическая позиция педагога, работающего по методике КТД. Анализ эффективности коллективного творческого дела. Цели и задачи КТД.

Направления общей творческой заботы воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей.

Подходы к планированию воспитательной работы. Коллективно-организаторская деятельность воспитателей и воспитанников.

Коллективные творческие дела. Условия эффективности коллективных творческих дел. Чередование творческих поручений (ЧТП) Микроколлективов.

Тема 3. Виды КТД

Коллективное творческое дело (КТД). Коллективная творческая игра (КТИ). Общественно - политические КТД. Трудовые КТД. Познавательные КТД. Экологические КТД. Спортивные КТД. Художественные КТД. Досуговые КТД. КТД с целенаправленным нравственным содержанием.

Тема 4. Приёмы проведения КТД

Приём создания микрогрупп «Мозговой штурм». Отбор идей Защита идей. Дискуссия.

2. Работа творческих групп по направлениям (по отдельным этносам).

Студенты совместно с квалифицированными педагогами изучают литературу, организуют беседу с этнографами, которые занимаются данной проблемой. Затем студенты публично представляют найденные легенды, былины, сказания перед всей аудиторией. Со студентами проводятся виртуальные экскурсии (по средствам мультимедиа презентации) по тем местам, которые упомянуты в докладах. После того, как все студенты группы ознакомлены со всем собранным материалом, они выбирают отдельный этнос, по которому они в дальнейшем будут работать. Легенды, сказания, былины сортируются по отдельным этносам для дальнейшей работы.

На этом этапе квалифицированные педагоги учат студентов работать с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельно находить и анализировать информацию.

3. Разработка сценариев КТД патриотического содержания.

Студенты разрабатывают коллективно-творческие дела по выбранной тематике (легенды лезгинского народа, легенды аварского народа и т. д.). КТД должны быть должным образом оформлены и отличаться оригинальностью. Для этого со студентами проводятся дополнительно два занятия:

а) Оформление КТД. (Обязательно должны быть изложены цель, задачи, средства, возраст, содержание мероприятия, список использованной литературы).

б) Работа с программой «Антиплагиат». (Студентам при разработке КТД разрешается использовать интернет для поиска информации, однако найденная информация должна быть переработана, а не взята целиком с сайта. Разрешается 50 процентов плагиата, главное, чтобы информация была не взята с 1-3 сайтов).

4. Организация и проведение коллективно-творческих дел на факультете дошкольного образования ДГПУ.

Участниками проекта проводятся КТД для студентов других факультетов, курсов. По окончанию демонстрации всех КТД, которые проходят в течение 2-х месяцев, проводится круглый стол, на котором студенты совместно с преподавателями и приглашёнными специалистами в области этнографии, обсуждают вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения средствами народного фольклора.

3 этап. Аналитический

Вовлечение студентов в коллективно творческую деятельность, развитие творческого потенциала каждого студента в соответствии с его возможностями и интересами.

Содержание деятельности:

1. Проведение диагностических мероприятий с организаторами КТД.

Проводится повторное анкетирование среди студентов 1-4 курсов и магистрантов.

После проверки анкет подводятся итоги анкетирования.

2. Рефлексия выбранной темы организаторов КТД.

Участники и организаторы КТД вспоминают основные компоненты деятельности (ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т. п.).

3. Разработка студентами пособия «Легендарный Дагестан» для сопровождения образовательного процесса, способствующего решению задач патриотического воспитания студенческой молодежи.

Внимательное ознакомление с текстом, тщательно проверяются все источники, цитаты, библиографические данные. Идет непосредственное исправление собранного материала.

Оформление глав и параграфов согласно логики изложения материала в издании, подборка фотографий.

Организаторы КТД отбирают оригинальные фотографии, сделанные ими во время проведения коллективных творческих дел.

Мир Науки

2017, Том 5, номер 5 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

Проведение занятий в такой форме позволяет у студентов:

• сформировать представления об уникальности родного края как части России;

• развить умения общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный материал;

• сформировать систему знаний о современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;

• сформировать профессионально-педагогический интерес к организации коллективной творческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгая Н. А. Формирование патриотических чувств средствами КТД // Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Махачкала - 2015. С. 144-146.

2. Долгая Н. А., Магомедова А. А. Формирование патриотического самосознания учащейся молодежи в поликультурном пространстве вуза // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В. А. Кан-Калика. Чеченский государственный педагогический университет. - Грозный -2016. С. 152-156.

3. Иванов И. П. "Энциклопедия коллективно-творческих дел". М.: Просв., 1989.

4. Лутовинов В. И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. - М. Армпресс, 2006. - 36 с.

5. Лутовинов В. И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях. - М.: ВУ, 1997. - 124 с.

6. Магомедова З. М. Антропологические знания в контексте цивилизационных ценностей. Махачкала, АЛЕФ, 2012, - 118 с.

7. Магомедова Л. И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2.

8. Постановление Правительства Республики Дагестан от 20 августа 2010 г. №304 «О Республиканской целевой программе патриотического воспитания граждан в Республике Дагестан на 2011-2025 годы».

9. Фришман И. И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Монография. - Ярославль: Медиум-пресс, 2000. - 302 с.

2017, Том 5, номер 5 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

Dolgaia Natalia Aleksandrovna

Dagestan state pedagogical university, Russia, Makhachkala E-mail: bars19832006@rambler.ru

Stages of formation of Patriotic consciousness of student's youth

Abstract. In the article the questions of formation of Patriotic consciousness of student youth on the basis of studying of folklore of the peoples of Dagestan, associated with the heroic past of their national heroes. Describes the main stages of development of Patriotic consciousness in the study of humanitarian disciplines, in particular "Methods of organizing collective creative works". The emphasis, then, is to teach students not only to organize collective creative business, but at the same time to educate his Patriotic feelings. The article identifies and justifies the reasons for the formation of Patriotic consciousness of it among students. This approach is dictated by the need of improving the content, methods, and technologies of Patriotic education in institutions of higher education, the desire to create a space for the civil-Patriotic education of students, create positive motivation among students in the study of folk epics and thereby create a sense of belonging to his people in particular and the people of Russia in General. A wide range of materials used in the organization collectively creative Affairs, will allow students of pedagogical universities are not only versatile to learn the fate of the Republic and the homeland, but subsequently pass the knowledge to the students.

Keywords: Patriotic consciousness; Patriotic education; national epic; creative business; students; organizer; game interaction

Мир Науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.