Научная статья на тему 'Роль детских общественных организаций в воспитании подрастающего поколения'

Роль детских общественных организаций в воспитании подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3014
361
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / CHILDREN'S MOVEMENT / CHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATION / VOLUNTEER MOVEMENT / PUBLIC ASSOCIATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Зубкова Светлана Николаевна

Разнообразные социальные и политические преобразования в стране привели к возникновению такой проблемы, как социальное становление детей и подростков в условиях демократизации общества. Присутствует противоречие между стремлением детей к признанию их роли и значения в обществе и отсутствием каких-либо условий и возможностей в утверждении своей новой социальной позиции. Детские движения являются особым выражением общественно направленной организованной деятельности детей, обладающей огромным социальным и воспитательным потенциалом. Детские общественные организации являются стабильной и структурированной частью детских движений и представляют собой своеобразный социальный институт воспитания. Таким образом, проблема реализации детских общественных организаций в общеобразовательных школах имеет особую актуальность в настоящий момент. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение особенностей функционирования детских общественных организаций в общеобразовательных школах г. Орска. Исследование проводилось на основе изучения документации общеобразовательных школ г. Орска. В исследовании охвачена 41 общеобразовательная школа города Орска Оренбургской области. На основании проведенного исследования было выявлено, что в школах детские движения реализуются путем создания различных детских общественных организаций и волонтерских движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION

Various social and political changes in the country have led to the emergence of such a problem as the social development of children and adolescents in a democratized society. There is a contradiction between the desire of children to recognize their role and importance in society and the lack of any conditions and opportunities to assert their new social position. Children's movements are a special expression of the socially oriented organized activities of children, which have great social and educational potential. Children's social organizations are a stable and structured part of children's movements and represent a kind of social institution of education. Thus, the problem of implementation of children's public organizations in secondary schools is of particular relevance at the moment. This article presents the results of a study aimed at studying the functioning of children's public organizations in secondary schools of the city of Orsk. The study was conducted on the basis of the study of documentation of secondary schools in the city of Orsk. The study covered 41 secondary schools in Orsk, Orenburg region. Based on the study, it was found that children's movements are implemented in schools through the creation of various children's public organizations and volunteer movements.

Текст научной работы на тему «Роль детских общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»

Andrienko Oksana Aleksandrovna, Zubkova Svetlana Nikolaevna THE ROLE OF CHILDREN'S PUBLIC ...

pedagogical sciences

UDC 37.068

РОЛЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

© 2019

Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Зубкова Светлана Николаевна, студентка психолого-педагогического факультета Оренбургский государственный университет, филиал Орский гуманитарно-технологический институт (462403, Россия, Орск, проспект Мира, 15А, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

Аннотация. Разнообразные социальные и политические преобразования в стране привели к возникновению такой проблемы, как социальное становление детей и подростков в условиях демократизации общества. Присутствует противоречие между стремлением детей к признанию их роли и значения в обществе и отсутствием каких-либо условий и возможностей в утверждении своей новой социальной позиции. Детские движения являются особым выражением общественно направленной организованной деятельности детей, обладающей огромным социальным и воспитательным потенциалом. Детские общественные организации являются стабильной и структурированной частью детских движений и представляют собой своеобразный социальный институт воспитания. Таким образом, проблема реализации детских общественных организаций в общеобразовательных школах имеет особую актуальность в настоящий момент. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение особенностей функционирования детских общественных организаций в общеобразовательных школах г. Орска. Исследование проводилось на основе изучения документации общеобразовательных школ г. Орска. В исследовании охвачена 41 общеобразовательная школа города Орска Оренбургской области. На основании проведенного исследования было выявлено, что в школах детские движения реализуются путем создания различных детских общественных организаций и волонтерских движений.

Ключевые слова: детское движение, детская общественная организация, волонтерское движение, общественное объединение, воспитание.

THE ROLE OF CHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION

© 2019

Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Zubkova Svetlana Nikolaevna, student of psycho-pedagogical faculty Orenburg State University, branch Orsk Humanities and Technology Institute (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: andrienko-oa@mail.ru)

Abstract. Various social and political changes in the country have led to the emergence of such a problem as the social development of children and adolescents in a democratized society. There is a contradiction between the desire of children to recognize their role and importance in society and the lack of any conditions and opportunities to assert their new social position. Children's movements are a special expression of the socially oriented organized activities of children, which have great social and educational potential. Children's social organizations are a stable and structured part of children's movements and represent a kind of social institution of education. Thus, the problem of implementation of children's public organizations in secondary schools is of particular relevance at the moment. This article presents the results of a study aimed at studying the functioning of children's public organizations in secondary schools of the city of Orsk. The study was conducted on the basis of the study of documentation of secondary schools in the city of Orsk. The study covered 41 secondary schools in Orsk, Orenburg region. Based on the study, it was found that children's movements are implemented in schools through the creation of various children's public organizations and volunteer movements.

Keywords: children's movement, children's public organization, volunteer movement, public association, education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Наиболее важной проблемой становления общества является сложность реализации различного рода взаимоотношений взрослых и детей. Сущность детских общественных организаций, с точки зрения педагогики, рассматривается как «интегрированная совокупность специально созданных средовых условий, обеспечивающих устойчивые социально педагогические взаимоотношения детей и взрослых как равноправных партнеров с различным социальным статусом» [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Анализ психолого-педагогический литературы показывает, что изучением проблемы детских общественных организаций занимались многие исследователи. Различные аспекты данной проблемы в своих работах затрагивали Л.В. Алиева [2], Т.А. Безенкова [3; 4], А.В.Волохов [5], Р.А.Литвак [6], С.В. Тетерский [7], И.И. Фришман [8], И.С. Кон [9] и др.

Детская общественная организация выступает как формирование детей, объединившихся на основе общих интересов для реализации различных общественно значимых целей, по инициативе и при педагогическом со-

провождении взрослых [10].

«Через общественные объединения реализуют межвозрастное общение, связь с наукой; социализация детей, школы профессиональных и социальных практик; постоянное обучение кадров в сфере воспитания; преумножение компетенций классного руководителя как тьютора в сфере воспитания и др.» [11, с.172].

На данный момент многие ученые отмечают, что у молодых людей возрастает желание стать частью какого-либо молодежного движения, вносить свой вклад в общее дело и, придерживаясь главного принципа волонтерского движения, - приносить пользу обществу. Благодаря этому, подчеркивается высокая гражданская позиция представителей молодежных и детских объединений [12, с.313].

Исследованием проблем взаимодействия института образования с различными социальными институтами и сферами общественной деятельности занимается социология образования.

Главное место среди субъектов социального контроля занимают волонтерские движения и общественные организации [13].

«Исходя из этого, образование является сферой, которой на данный момент уделяется наибольшее внимание государственных органов и общественных организаций. Качество образования обеспечивается постоян-

педагогически науки

Андриенко Оксана Александровна, Зубкова Светлана Николаевна РОЛЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ...

ным контролем, включающим в себя государственные и общественные контрольные механизмы» [14, с.217].

Детские и молодежные общественные организации играют важную роль в воспитании молодого поколения. Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи выделяют,

во-первых, организационную функцию (коллектив детей - субъект управления своей общественно полезной деятельностью);

во-вторых, идейно-воспитательную функцию (детский коллектив - это носитель и пропагандист определенных идейно-нравственных убеждений);

в-третьих, стимулирующую функцию (коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений) [15].

Министерство образования Российской Федерации разработало методические рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений о необходимости взаимодействия с детскими общественными организациями. Рекомендации включают в себя создание совместных программ и формирование положительного общественного мнения о детских и молодежных организациях.

Детские общественные организации играют важную роль в жизни общества и при этом выполняют ряд социально-значимых функций:

а) функция организационного сплочения;

б) функция идейно-ценностного объединения;

в) просветительская функция;

г) функция каналов общественной коммуникации и

др. [16].

Практика показывает, что «стимулирование волонтерской активности может быть эффективным только в случае, если молодежное добровольчество будет развиваться как система знаний и навыков в масштабах страны» [17, с.75].

Е.Н. Потехина указывает, что «общественное объединение становится объединяющим структурным компонентом, так как рождает, развивает и поддерживает инициативы детей во всех направлениях, тогда как традиционно в образовании обращается внимание лишь на событийное добровольчество, то есть на решение задач, поставленных сверху» [11].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось исследование особенностей функционирования детских общественных организаций в общеобразовательных школах города Орска Оренбургской области.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Работа проводилась на основе изучения документации общеобразовательных школ города Орска Оренбургской области.

В представленном исследовании приняла участие 41 школа города Орска.

В результате проведенного исследования, направленного на изучение особенностей функционирования детских общественных организаций в общеобразовательных школах города Орска, были получены следующие результаты.

В 34,15% общеобразовательных школ города Орска функционируют различные детские общественные организации и волонтерские движения:

1. В 21,95% реализуются детские общественные организации, такие как:

- «Юные Макаренцы»;

- «Юнармия»;

- «Мир»;

- «Орлята»;

- «Страна пятишкольников»;

- «ЮнгОр»;

- «Российское движение школьников» (РДШ);_

- «Содружество»;

- «Туристята»;

- «Пионерская дружина имени О.Кошевого».

В данных образовательных учреждениях детские общественные организации используются как средство воспитания молодого поколения, школа и общественные организации действуют как единое целое, имея схожие цели.

Участники таких организаций имеют активную жизненную позицию и множество социальных связей. Ежегодно проводятся обсуждения проведенной работы, подведение итогов деятельности и постановка целей на следующий год.

Данные детские общественные организации направлены на различные сферы жизни обучающихся, такие как патриотическое, экологическое, культурное воспитание. Участники этих организаций участвуют в школьных, межшкольных, областных и региональных мероприятиях и соревнованиях, что благотворно влияет на становление их личности и формирование самооценки.

2. В 12,2% реализуются волонтерские движения, такие как:

- отряд «Добрые сердца»;

- «Орден Феникса»;

- «Парус надежды»;

- «Люди доброй воли».

Участие в волонтерских движениях дает возможность молодому поколению реализовать себя в добровольческой деятельности, направленной на помощь окружающим, на решение экологических и других проблем. Таким образом, эти движения дают школьнику возможность почувствовать себя частью чего-то большего, имеющего значимость не только на уровне образовательного учреждения.

Помощь окружающим раскрывает в детях такие качества, как доброта, забота, отзывчивость и многие другие. Наличие таких организаций в общеобразовательных учреждениях показывает детям, что общественно значимая деятельность занимает главное место в процессе воспитания личности.

3. 65,85% общеобразовательных школ города Орска не имеют никаких детских общественных организаций и волонтерских движений.

При этом все школы проводят различные общественные мероприятия, соревнования и благотворительные акции, которые тоже помогают детям, не принимающим участие ни в одной из организаций, проявить себя в общественной деятельности.

Также в городе действует множество учреждений дополнительного образования. Таким образом, дети, не задействованные в общественной деятельности посредством общеобразовательной школы, имеют множество возможностей реализовать себя, занимаясь в подобных кружках, направленных как на культурное, так и на физическое развитие личности.

На территории города Орска действует более 80 творческих коллективов, так же в городе имеется 5 детских школ искусств и 1 художественная школа, около 17 спортивных секций.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Проанализировав полученные данные можно сделать следующий вывод. В общеобразовательных школах города Орска мало функционируют различные детские общественные организации, но при этом они активно развиваются. Важное место среди них занимают волонтерские движения, приобщающие детей с раннего возраста к активному взаимодействию и деятельности на благо общества.

Учитывая, что в школах детские общественные организации развиты мало, по городу действует множество кружков направленных на развитие различных сфер личности, помогающие детям реализовать себя в общественно значимой деятельности.

Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т.3. № 2(4)

45

Andrienko Oksana Aleksandrovna, Zubkova Svetlana Nikolaevna THE ROLE OF CHILDREN'S PUBLIC ...

pedagogical sciences

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Костылева В.Б. К вопросу о роли детских общественных объединений в социализации личности подростка // Социализация и ре-социализация подростков и молодежи: междисциплинарный аспект. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 8 декабря 2011г. Перм. Гос. Пед. ун-т. Пермь, 2011. 375 с.

2. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума //Педагогика. 2000. №7. С. 48-52.

3. Безенкова Т.А., Андрусяк Н.Ю., Олейник Е.В. Исследование до-суговых предпочтений подростков как показателя оценки качества социально-культурной деятельности (на примере г. Магнитогорска) // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 12. С. 79-83.

4. Orekhovskaya N.A., Galushkin A.A., Maleko E.V., Bezenkova T.A., Plugina N.A. Globalization and youth: philosophical analysis of challenges and ways to overcome them //XLinguae. 2018. Т. 11. № 2. С. 256-264.

5. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). Ярославль, 1999 156 с.

6. Литвак Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях. Челябинск, 1996 210с.

7. Тетерский С. В., Педагогический потенциал детско-молодеж-ных общественных объединений //Москва: Научная цифровая библиотека p0RTALUS.RU. Дата обновления: 17 октября 2007. URL: https:// portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=11 92625964&archive=1196815384&start_from=&ucat=& (дата обращения: 23.04.2019).

8. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М.: Академия, 2004 160с.

9. Кон И.С. Ребенок и общество. М., Академия, 2003. 336 с.

10. Волохов А.В. Детские организации и объединения в третьем тысячелетии // Воспитание как социокультурный феномен. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24 апреля 2003 г. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. Часть II. С. 23

11. Потехина Е.Н. Деятельность общественного объединения на базе общеобразовательной организации как ключевое педагогическое условие формирования гражданственности подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21) 171-174с.

12. Голобоков А.С., Савченко Е.С., Хилько А.С. Проблемы и перспективы развития молодежного волонтерского движения в Приморском крае //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23), с.313-316.

13. Филимонов А. Общественный контроль: перспективы законодательного закрепления. URL: http://www. garant.ru/ article/544004/#ixzz3DdytC0Bb (дата обращения: 22.04.2019).

14. Епхиева М.А., Салказанова М.Э. О некоторых особенностях независимого общественного контроля в образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17), с. 216-218.

15. Андриенко О.А. К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т.8. № 2(27).

16. Михайлов М.И. Из истории социальных движений и общественной мысли. М.: Наука, 1981.

17. Быстрова Н.А., Цыплакова С.А., Чумакова Л.А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи // Карельский научный журнал.2018. Т.7.№1 (22) с.73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.