ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №2(20)
УДК 37.03
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
© О.В.Шипицына
В статье актуализируется проблема воспитания социальной активности подростков в детских объединениях, рассматриваются особенности детских объединений, их роль в развитии детей и становлении личности, определяется значение участия в детских общественных движениях в формировании гражданской позиции и общей социализации подростка.
Ключевые слова: детские объединения, детские общественные организации, социальная активность подростков, социализация ребенка, детское движение.
90-е годы XX века в России отмечены синхронно происходящими процессами дифференциации и консолидации, многообразием реформируемых, возрождающихся и вновь формирующихся организационных структур, плюрализмом социальных ориентиров, а также возникновением, развитием и становлением новых детских объединений. Современное детское движение получило признание не только как явление педагогическое, выступающее самостоятельным фактором развития личности, но и как явление социальное, отражающее все инновационные процессы, которые происходят в жизни нашего общества. Так, например, если в общественном сознании россиян внимание сегодня акцентируется на ценностях отдельной личности, самоценности человека, значимости его прав и свобод, то для детского движения это означает поворот от приоритета необходимости обществу и государству к необходимости, прежде всего, самим детям.
Подростки, независимо от перемен в обществе, объединяются, стремясь удовлетворить потребности в совместной деятельности, общении, самоутверждении. В общественном устройстве функционирует немало детских объединений. Детей объединяют школы и учреждения дополнительного образования, структуры социальной защиты, общественные формирования и религиозные конфессии. Существующие в рамках этих государственных и общественных структур детские объединения имеют особенность: они специально созданы для вооружения детей знаниями, заботы об их здоровье, защиты от жизненных невзгод, внедрения в детское сознание определенных ценностей и т.п. Все эти детские объединения играют важную роль в развитии детей, формировании их личности, подготовке к взрослой жизни. Однако они не в силах исчерпать все многообразие детской жизни и детских потреб-
ностей. При самых совершенных педагогических технологиях ребенок в этих объединениях - объект обучения, воспитания, заботы, влияния. Здесь его деятельность регламентируется целями, заданными извне, программами, составленными для него, режимом, предписанным к исполнению без его определяющего участия.
За пределами созданных для ребенка обстоятельств существует иная сфера детской жизни. Включение в нее ребенка происходит под влиянием стремления жить в реальной жизни, а не только готовиться к завтрашнему дню, своими действиями творить обстоятельства собственной жизни, осознать себя полноценным членом общества и своими поступками утверждать себя в этом качестве. Именно эта мотивация служила в свое время глубинной причиной массового стремления в пионерскую организацию, и она же, неудовлетворенная, оборачивалась фактическим отстранением многих ребят от активного участия в ней.
В последние годы возросла потребность детей в защите от несправедливых действий взрослых, учителей, родителей, от жесткого обращения сверстников. В этой связи возникновение таких общественных объединений, как "Детский парламент", "Детская мэрия", служба общественного мнения "Детский голос", движение юных журналистов, вызывает интерес у значительной части подростков.
Если раньше в нашей стране доминировала единственная детская организация, которая фактически перестала быть организацией детей, а стала формой организации школьной жизни, то новые союзы, организации и объединения 90-х годов XX века избрали местом базирования не только школу, но и другие учреждения. Очень важно, чтобы у детей было место, куда можно было бы прийти, когда захочется, посидеть с друзьями, пообщаться со сверстниками в рамках
общих интересов, а также со взрослыми, которые говорили бы с ними как с равными, признавали их право иметь собственное мнение и отстаивать его. Более того, здесь дети хотят найти полезное дело, приобрести определенные практические навыки.
Самая характерная особенность подросткового возраста - превращение ребенка во взрослого, переход от детства к взрослости. В этот период меняется отношение к подростку и со стороны окружающих. Осознание своего физического развития вызывает у подростка желание подчеркнуть собственное достоинство, стремление к самостоятельности. Все это повышает его активность, развивает творческую инициативу, включает в общественную жизнь, поднимает ответственность и чувство долга. Названные особенности делают подростковый возраст особенно благоприятным для формирования социальной позиции подростка. В нынешних условиях социального расслоения общества, разрушения традиционных нравственных идеалов, снижения доступности сферы культуры, досуга, образования, резкого ухудшения криминогенной ситуации, в обстановке нестабильности и тревоги многие дети, стремясь удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности и потребности, находят выход из создавшегося положения, опору, понимание и защищенность в детских общественных объединениях.
Тотальная идеологизация, ориентация на подчинение личности воле и влиянию коллектива, заорганизованность и формализм в деятельности пионерской и комсомольской организаций сыграли далеко не последнюю роль в дискредитации детских и юношеских общественных организаций в нашей стране. Но спустя несколько лет после их распада стало более чем очевидно, что дети и подростки нуждаются в объединении, испытывают острую социальную потребность жить увлекательной жизнью и быть активными соучастниками общественных объединений и организаций. Стремление к объединению детей и подростков - естественная потребность в этом возрасте, т.к. объединяясь в компании и группы, дети стремятся самоутвердиться, самореализоваться, испытывают чувство защищенности.
Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех организациях, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления, самоуважения и защиты прав детей. Интересы их являются основой для создания различного рода неформальных объе-
динений. В настоящее время заявили о себе скауты, пластуны, рокеры, металлисты, детские религиозные, милосерднические, общественные, патриотические, экологические, спортивные и журналистские ассоциации. В то же время наблюдается рост спонтанно возникающих объединений агрессивно-разрушительной направленности. Имея общие корни, стихийное и организованное детское движение не тождественны. Последнее приобретает позитивную общественную направленность и соответствующую организованность благодаря специфической деятельности взрослых, интуитивно и сознательно улавливающих, упорядочивающих и направляющих устремления детей.
Включенность в детское движение позволяет ребенку наиболее полно удовлетворить многие социальные потребности, реализовать интересы и стремления, для которых в иных видах детских объединений в силу их особенностей нет достаточных условий. Детские общественные объединения могут играть важную компенсаторную роль, обеспечивать необходимый уровень самооценки, поддерживать благоприятный социальный статус, служить условием защищенности подростков, восполнять недостаток событийности их жизни. В детских общественных объединениях больше гарантий для реализации прав на свободное выражение собственных взглядов и мнений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, провозглашенных в международной "Конвенции прав ребенка". Детские общественные объединения обладают уникальными возможностями для политической социализации и формирования у подростков навыков жизни в демократически устроенном обществе.
Необходимо отметить, что за последние годы осуществлен целый ряд весьма плодотворных исследований, посвященных отдельным аспектам деятельности детских объединений (И.А.Валгаева, В.В.Ковров, М.Кульпединова, М.И.Рожков, Е.Н.Сорочинская, Т.В.Трухачева и др.). Семантика терминов "детское общественное движение", "детская общественная организация", "детское общественное объединение" в последние пять-шесть лет вызывает заметный интерес у представителей самых разных научных кругов: от педагогов до юристов, социологов, психологов, философов.
Современное детское объединение больше внимания уделяет развитию личности ребенка, организации его социальной активности. Доказательством этого может служить принятая ООН "Конвенция о правах ребенка" и другие международные документы подобного рода. За статьями этих актов просматривается новый взгляд на
детей и детство не только как на период подготовки к взрослой жизни, но и как на особую социально-демографическую группу населения, представители которой имеют права и свободы, в том числе и гражданские. Общий вектор изменений в общественном сознании, в научном и практическом человековедении явно направляется в сторону приоритета личности, самоценности человека, значимости его прав и свобод.
Таким образом, вопрос о значимости для детей детского движения, на наш взгляд, достаточно очевиден. Детское движение необходимо детям для проявления социальной активности, инициативы, самостоятельности, для посильного и реального участия в жизни общества, для обустройства собственной жизни, для реализации стремления к взрослости и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности. Оно нужно обществу и демократически устроенному государству, поскольку действительное детское движение способствует рождению гражданина. Новое российское государство уже продемонстрировало свою заинтересованность в таком детском движении, приняв Федеральный Закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". Аналогичный интерес проявляли многие субъекты Российской Федерации, принявшие подобные законодательные и нормативные акты на своих территориях.
На современном этапе личностно-ориентированные детские объединения пользуются большей популярностью у подростков. Дети объединяются с учетом своих интересов, реализовать которые, а также получить возможность проявить свою активность, приложить свои силы и возможности подросток получает именно в гуманно-ориентированных объединениях. Цель деятельности любого детского объединения можно рассматривать в двух аспектах: цель, которую ставят перед собой дети, и воспитательная цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе объединения. Необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более "взрослыми". Этот аспект, противоречащий "детской" цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.
С этих позиций Л.В.Байбородовой и М.И.Рожковым определена цель детских объединений и выделены ее главные составляющие, соответствующие основным социальным функциям человека в жизни: "формирование у детей готовности:
- к цивилизованным экономическим отношениям;
- к политическим отношениям на основе норм демократической культуры;
- к отношениям в духовной сфере на базе общественных ценностей" [1: 132].
Каждая из них должна быть реализована в тесной связи с другими. Цель детского объединения при этом определяется как "создание условий для социального становления у детей готовности к выполнению разнообразных социальных функций в обществе" [1: 132].
Другой важный критерий, по которому различаются все детские объединения, - это проблема содержания деятельности, которая гарантирует возможность личного пути каждому подростку. В объединении дети так или иначе овладевают суммой знаний, умений и навыков. Разница в том, на что конкретно делается основной акцент. Или на овладение набором знаний и стереотипов поведения, тогда это репродуктивный тип детских объединений, или объединение ориентировано на овладении способами деятельности, тогда можно говорить о творчески-развивающей направленности его работы. "В коллективе в качестве определяющих, - подчеркивает А.В.Петровский, - выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием" [2: 160]. Как показывают многочисленные исследования, действительно, коллективообразующим фактором деятельность выступает в том случае, когда она характеризуется богатством содержания, достаточной мерой напряженности и интенсивности, общественной значимостью и личностной привлекательностью. М.И.Рожков,
А.В.Волохов предлагают наиболее эффективный путь обоснования содержания работы детских организаций - путь разработки и реализации программ деятельности, т.е. вариативнопрограммный подход [3: 36-45].
Сегодняшним детям предстоит жить в мире, отличном от того, в котором воспитывались их родители. Ориентации подрастающего поколения все значительнее расходятся с "традиционными", присущими в значительной степени старшему поколению. Новые социально-экономические и политические отношения существенно повлияли на процессы формирования соци-
ального опыта детей и подростков. Поэтому задача воспитания социальной активности детей особенно значима для нашего общества. Социальная активность является интегративным критерием социального самоопределения. М.И.Рожков рассматривает социальное самоопределение подростков как выбор ими своей социальной роли и социальной позиции в общей системе социальных отношений, обеспечивающих их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей. Социальное самоопределение предполагает достаточную информированность подростка в системе социальных отношений, наличие мотивов социальной деятельности, реальные действия подростков, направленные на реализацию социальных интересов и потребностей личности [3: 47].
Для социального становления большое значение имеет социальная практика, т.е. реальное включение ребенка в различные сферы социальных отношений, призванных удовлетворить основные потребности человека: экономические, политические, духовные. Именно через экономические отношения, через труд человек удовлетворяет свои витальные потребности, а политика служит их основным регулятором. Отношения в духовной сфере специфичны для гуманного общества. В каждом из перечисленных видов социальных отношений можно выделить те объекты, с которыми вступает в контакт ребенок. Таких отношений множество, но главными из них являются: ребенок - семья, ребенок - школа, ребенок - среда; ребенок - государство; ребенок -мир.
Наполнение интересов детей и подростков социально-значимым содержанием, основанным на опыте предыдущих поколений, помощь им в освоении и использовании этого опыта, преобразование окружающей жизни к лучшему является одной из главных задач детских организаций, способствующих социализации личности ребенка. Социальная активность подростков формируется в едином процессе социализации, которая выступает, с одной стороны, как результат деятельности детского объединения, а с другой -как средство его деятельности по развитию активности подростков. Воспитание социальной активности - главный критерий эффективности деятельности организации. Этому вопросу исследователями детского движения посвящено множество работ (К.Д.Радина, А.Г.Кирпичник, М.И.Рожков, А.В.Волохов, М.Е.Кульпединова), авторы которых справедливо полагают, что целенаправленное формирование общественно активной личности возможно в условиях коллектива, который и обеспечивает те или иные воздей-
ствия на эту личность, и стимулирует ее усилия по самовоспитанию. Наметившийся процесс гармонизации личностных и общественных целей тесно сопряжен с осознанием каждым ребенком своей роли в этом объединении и формированием его потребности "быть нужным другим", "быть востребованным" этим объединением.
Социальный опыт пополняется не только в детском коллективе, но и вне его (в семье, в свободном общении). Однако этот же опыт, приобретаемый в детском объединении с его общественно-значимой направленностью, широкими социальными связями, является качественно другим. Он полнее, нежели накопленная сумма конкретных умений и навыков деятельности в обществе и для общества, т.к. обогащен усвоением коллективных целей и ценностей, приобщением к соответствующим нормам внутриколлек-тивных и межколлективных отношений, делового общения со сверстниками, старшими и младшими, отношений и общения, возникающими в процессе социальной деятельности. По мнению
В.И. Андреева, "активное участие детей и подростков в общественных движениях и организациях не остается бесследным, особенно для саморазвития гражданских качеств личности, среди которых, прежде всего, можно выделить гражданскую позицию как качество личности, характеризующее гражданскую сопричастность личности ко всему тому, в чем юный гражданин России принимает непосредственное, а так же опосредованное участие. Дети и подростки очень остро реагируют на все, что происходит в нашей стране и в мире" [4: 216].
Активная позиция подростка как личностное выражение его социальной активности является единством объективного и субъективного, внешнего и внутреннего. Такое единство внешнего и внутреннего выражается в показателях, по которым можно судить о позиции данного подростка в коллективной общественной деятельности. По мнению К.Д.Радиной, эти показатели включают в себя:
- положительное отношение подростка к делам и начинаниям коллектива, готовность их выполнить;
- наличие опыта участия в них, что связано с выполнением конкретных обязанностей (поручений);
- наличие известного уровня организации умений, оптимального для данного возраста;
- переживание ответственности за свою работу перед коллективом; благоприятное положение подростка в деловом и межличностном общении, что выражается в его высоком общест-
венном статусе и правильной, адекватной оценке своего положения [5: 39].
Все эти показатели взаимодействуют, их гармоничное соотнесение позволяет говорить о проявлении общественно-активной позиции подростка. Вместе с тем эти показатели могут быть противоречивыми, и тогда позиция будет общественно-пассивной, негативной.
Причина расширения и развития сети детских объединений, на наш взгляд, заключена в потребности детей в общении с равными себе по жизненному опыту и социальному статусу. Добровольное объединение воздействует на развитие социальной активности. Результат такого воздействия - формирование ценностных ориентаций, общественно значимых мотивов участия подростков в познавательной и общественной деятельности, характер и содержание этой деятельности, т.е. основные компоненты, определяющие общественную направленность личности подростка.
Таким образом, анализ теоретического и методического материала позволяет сделать вывод о важности проблемы воспитания социальной активности подростка в детском объединении и необходимости поиска новых, более широких подходов к постановке и решению этой проблемы именно с позиции психолого-педагогическо-го видения.
Основой для этого могут служить следующие положения:
1. Детское движение есть результат самоорганизации детской активности;
2. Современная ситуация в детском движении предоставляет ребенку право поиска и выбора приемлемого и привлекательного для него по целям и масштабам деятельности объединения;
3. Желание подростка что-то значить повышает его активность, развивает творческую инициативу, включает в общественную жизнь, поднимает ответственность и чувство долга. Названные особенности делают подростковый возраст особенно благоприятным для развития социальной активности подростка;
4. Важнейшая роль в воспитании социальной активности подростков принадлежит детским объединениям;
5. Воспитательные возможности детских объединений по развитию социальной активно-
сти не используются в полной мере в силу неразработанности содержания, форм и методов деятельности в современных условиях.
6. Социальная активность имеет своей основой мотивацию деятельности. Проблема мотивации деятельности как движущая сила активности личности является одной из наиболее значимых психолого-педагогических проблем. Общественно значимые мотивы реализуются в социальной активности через участие в коллективных делах, что предполагает овладение приемами и способами, обеспечивающими успешность деятельности.
Рассматриваемая в работе проблема воспитания социальной активности подростков имеет, с нашей точки зрения, значение для теории и практики работы с подростками как в школе, так и вне ее - в рамках детского объединения. Теоретическое значение данной проблемы связано с выявлением круга вопросов, требующих исследования, с интеграцией знаний, накопленных в результате предыдущих исследований, с определением своеобразия детского объединения как педагогического явления. Изучение его возможностей как субъекта воспитания и потребностей как объекта воспитания дает, на наш взгляд, пе-дагогу-исследователю более полное представление о детском объединении как факторе воспитательного воздействия на личность подростка, ее социализации, помогает выявить закономерности педагогического управления этим воздействием.
1. Байбородова Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль: Изд-во ЯШУ, 1997. - 379 с.
2. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М: Политиздат, 1982. - 255 с.
3. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации. Возможности выбора. Вариативно-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций: Методическое пособие для организаторов детского движения. - М., 1996. -111 с.
4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
5. Радина К.Д. Воспитание общественной активности пионеров. - М.: Знание, 1979. - 48 с.
ON THE PROBLEM OF URGENCY OF RESEARCHING TEENAGERS’ SOCIAL ACTIVITY DEVELOPMENT IN CHILDREN’S ASSOCIATIONS
O.V.Shipitsina
The article deals with the problem of development of teenagers’ social activity in children’s associations.
We speculate on the role of such associations in the up-bringing and formation personalities. We define the importance of participation in children’s social movements in the formation of civic position and general socialization of a teenager.
Key words: children's associations, children's public organizations, social activity of teenagers, socialization of the child, children's movement.
Шипицына Ольга Васильевна - аспирант НОУ ВПО "Столичная финансово-гуманитарная академия" г.Москва.
E-mail: [email protected]