Научная статья на тему 'РОЛЬ ЧЕБОЛЕЙ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ'

РОЛЬ ЧЕБОЛЕЙ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Корея / чеболь / финансово-промышленные группы / глобализация / экономическое развитие / риски. / Republic of Korea / Chaebol / financial and industrial groups / globalization / economic development / risks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахмеева Яна Ракибовна

Ключевую роль в интеграции республики Корея в глобальные экономические процессы играют чеболи – конгломераты с корпоративной системой управления. Чеболи осуществляют почти две трети всего экспорта страны. В этой связи особую актуальность представляет исследование роли чеболей в глобальной экономической деятельности Республики Корея. Исследовательская цель может быть достигнута с помощью применения различных методов. При помощи анализа статистики и официальных документов мы определили особенности развития чеболей, выявили динамику их влияния на глобальную экономическую деятельность Республики Корея. Системный и институциональный анализ позволили определить последствия и риски для корейского национального хозяйства, которое влечет за собой масштабная деятельность чеболей на глобальной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CHAEBOLS IN THE GLOBAL ECONOMIC ACTIVITY OF THE REPUBLIC OF KOREA

Chaebols – conglomerates with a corporate management system – play a key role in the integration of the Republic of Korea into global economic processes. Chaebols carry out almost two-thirds of the country's total exports. In this regard, the study of the role of chaebols in the global economic activity of the Republic of Korea is of particular relevance. The research goal can be achieved by applying various methods. With the help of the analysis of statistics and official documents, we determined the peculiarities of the development of chaebols, revealed the dynamics of their influence on the global economic activity of the Republic of Korea. Systemic and institutional analysis allowed us to determine the consequences and risks for the Korean national economy, which entails large-scale activities of chaebols in the global arena.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЧЕБОЛЕЙ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ»

Введение

Экономическое развитие Республики Корея вызывает интерес в связи с мощным экономическим рывком, который менее чем за век позволил изменить свою аграрную экономику на процветающую высокотехнологичную. В связи с экономическим ростом Республики Корея и возрастанием экономической активности в глобальной экономической деятельности возникает необходимость не только в исследовании влияния чеболей на корейскую экономику, но и возможных рисков, с которыми может столкнуться государство.

Результаты исследования

Чтобы дать определение чеболям как субъекту экономической деятельности, необходимо определить основные признаки, типы и характеристики транснациональных компаний, а также определить транснационализацию и глобализацию как главные тенденции развития мировой экономики на современном этапе. Глобализация – усиления взаимодействия и взаимозависимости политических систем и национальных хозяйств. Этот процесс обусловлен развитием информационных технологий, международной торговли, инвестиций, транспортных и коммуникационных систем. В рамках транснационализации ТНК расширяют свой бизнес за пределы своих стран и формируют международные кооперационные связи. Глобализация и ТНК неразрывны и тесно связаны друг с другом. Можно утверждать, что ТНК являются ключевыми носителями идеи глобализации и движущей силой в развитии этого процесса.

Определение транснациональных корпораций имеет множество интерпретаций, так как различные признаки и функции могут быть выделены в первую очередь при определении, и на них делается акцент.

Согласно определению ЮНКТАД, под транснациональными корпорациями понимаются компании любой организационно-правовой формы, состоящие из головного предприятия и его дочерних или зависимых структур, где головное предприятие владеет не менее 10% акций в другой стране [1]. ТНК – это компания, которая предполагает создание производственного, торгового и финансового комплекса, которая осуществляет свою деятельность в двух и более странах посредством создания в них производственных подразделений, взаимосвязанных друг с другом.

По мере развития ТНК, отмечаются отличительные признаки, присущие транснациональным компаниям. Во-первых, ТНК реализует выпускаемую продукции более чем в одной стране. Во-вторых, ТНК обладают зарубежными дочерними предприятиями и филиалами в двух или более странах. В-третьих, ТНК имеют тесные связи с правительством и в экономическом контексте рассматриваются как “too big to fail” (слишком большие, чтобы обанкротиться), что подчеркивает их масштабность в экономике. Это означает, что определенные компании, особенно финансовые учреждения, настолько крупны и взаимосвязаны, что их банкротство может иметь катастрофические последствия для всей экономической системы, и, следовательно, они должны получать поддержку от правительств, когда сталкиваются с потенциальным провалом. Таким образом, обе стороны идут на риск, так как провал ТНК может привести к краху всей экономической системы.

Согласно Кондратьеву, В.Б следует отметить ряд функций, выполняющихся транснациональными корпорациями: ТНК способствуют развитию научно-технического прогресса, проводя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Также транснациональные корпорации стимулируют процесс глобализации мировой экономики, привлекая принимающие страны к международной специализации и сотрудничеству, и они в целомсодействуют развитию мировой экономики, являясь важным источником инвестиций. Так, суммируя вышеизложенные признаки, можно сказать, что транснациональные корпорации способствуют наличию конкуренции на рынке, обладая конкурентоспособными преимуществами и создавая условия для конкурентной борьбы [2, С. 112].

Чеболи, как и ТНК западного формата, обладают зарубежными филиалами и реализуют выпускаемую продукцию более чем в одной стране. Однако, несмотря на некоторые общие черты с транснациональными корпорациями, они обладают своими уникальными особенностями. В Республике Корея термин «чеболь» не имеет четкого определения в официальных документах. Однако, в некоторых контекстах он используется, чтобы описать группу компаний или деловых конгломератов, чья деятельность контролируется одним и тем же лицом. Так, можно встретить понятие в таком контексте: «…소위 재벌이 주도하는 수출 위주의. 전통적 경제성장 모델이 한계에 직면했다.» (…ориентированный на экспорт, возглавляемый так называемыми чеболями [3].

В Акте о монопольном регулирование и честной торговле чеболь определяется, как «группа компаний, деловая активность которых контролируется одним и тем же лицом» [4].

Таким образом, чеболь можно определить как финансово-промышленную группу или конгломерат, который состоит из отдельных юридически независимых компаний. Эти компании принадлежат определенным семьям и подразумевают единое административное и финансовое управление [5, С. 140].

Среди особенностей чеболей можно выделит следующие. В процессе производства, непосредственный контроль осуществляется семейным кланом и чонсу, они также владеют финансовыми институтами. Ключевое отличие – структура чеболей. помимо главного руководства, представленного материнской компанией и дочерними компаниями, чонсу и семейный клан также занимают важные руководящие позиции. В настоящее время основатель чеболя принимает участие в управлении всеми компаниями конгломерата. Семейный клан контролирует только материнские компании, которые, в свою очередь, контролируют дочерние структуры.

Чеболи появились в 1960-е гг. и возникли не вследствие конкуренции на свободном рынке, а были созданы искусственно и целенаправленно. Частные фирмы в Корее существовали и до переворота 1961 г., но действительно крупных фирм среди них в то время не было. Так, Корея должна была превратиться в экспортоориентированную страну, закупающую сырье за границей и экспортирующую уже готовую продукцию. Президент решил сделать ставку на развитие тяжелой промышленности.

Впоследствии, Республика Корея присоединилась к ГАТТ, предшественнику ВТО, в апреле 1967 г. К этому времени страна уже перешла к анализу экспортоориентированного развития, в основе которой лежала активная международная торговля, и вступление в эту организацию способствовало росту торговли. Принимая обязательства, связанные с ВТО, Республика Корея нашла равновесие между стимулированием экспорта продукции чеболей в развитые страны и защитой внутреннего рынка.

Вступление Южной Кореи в ВТО привело к росту товарооборота и экономическому развитию страны. За 22 года членства в ВТО средний рост составил 4,7%, с максимальным значением в 11%. Вступление в ВТО сыграло большую роль в укреплении международной конкурентоспособности южнокорейских компаний. Хотя чеболи потеряли свой монопольный статус на внутреннем рынке, они стали более конкурентоспособными и повысили технический уровень производства [6, С. 72].

В прошлом столетии южнокорейские чеболи сыграли важную роль в экономическом развитии страны, благодаря своим высоким показателям экспорта и доходности. В 1987 году, четыре ведущих чеболя – Samsung, Hyundai, LG и SK – заработали 80,7 млрд долларов, что составляло две трети от общего ВВП. Также важно отметить, что 10 крупнейших чеболей контролировали 66% всего экспорта Южной Кореи этого года. Эти крупные корпорации также имели значительное влияние на занятость и промышленное производство страны [7, С. 77].

С момента появления, чеболи в Республике Корея имеют тесную связь с государством, которое выступает поддерживающим элементом для них. Однако азиатский финансовый кризис обнажил слабые стороны экономики Южной Кореи и поставил вопрос о необходимости реформирования экономической системы. Из 30 крупнейших чеболей 11 обанкротились за период с июля 1997 года по июнь 1999 года. Кризис возник из-за резкого падения стоимости валюты, что вызвало проблемы с выплатой внешних долгов. Кризис 1997 г. дал понять, что чеболь не «слишком большой, чтобы обанкротиться» (Too big to fail), это знание стало толчком к тому, что в дальнейшем на законодательном уровне для компаний ввели обязательность отчета перед инвесторами., чтобы предотвратить подобные ситуации в будущем.

Международный Валютный Фонд (МВФ) вынес условие о проведении реформирования экономической системы, включая чеболи, как неотъемлемую часть финансовой помощи для преодоления кризиса. Таким образом, фактически выбора у государственного аппарата не было. В целом, ожидалось, что Южная Корея должна провести реструктуризацию предприятий, улучшить качество управления компаниями и укрепить их финансовую стабильность, а также восстановить банковские капиталы.

Основные положения, касающиеся проведения реформ, были изложены в Протоколе о намерениях и техническом приложении к нему, подписанном РК и МВФ 3 декабря 1997 г., а также в ряде принятых впоследствии законов: Закон о поощрении прямых иностранных инвестиций (ноябрь 1998 г.), Закон об операциях с иностранной валютой (сентябрь 1998 г.), Закона о труде (февраль 1998 г.) [8].

Правительство предприняло попытку изменить установившиеся принципы взаимодействия с крупным бизнесом, включая чеболи, и осуществил курс реформ, направленных на разукрупнение и реструктуризацию чеболей, что привело к положительным результатам для экономической и финансовой системы Южной Кореи, позволив успешно преодолеть кризисные явления. Уже 1999 и 2000 годах корейская экономика продемонстрировала высокие темпы роста около 10% в год, при низкой инфляции в 0,8% и 2,3% соответственно.

На сегодняшний день, внешнеэкономическая стратегия Южной Кореи и роль чеболей для государства в той или иной мере отражается в различных официальных документах, в выступлениях президента страны на национальных и международных мероприятиях, материалах и докладах министерств. Так, в материалах Министерства торговли, обозначены основные направления внешнеэкономической политики РК, относящиеся в том числе и к деятельности чеболей, к которым относятся поддержка предприятий, привлечение иностранных инвестиций, борьба с протекционизмом и стимулирование свободной торговли. Южная Корея также стимулирует соглашения о свободной торговле и стремится к многосторонней интеграции, в том числе посредством ВТО [9, С. 171].

Помимо ВТО страна участвует и в других многостороннихорганизациях и форумах, где обсуждаются вопросы торговли, например, в форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Организации экономического сотрудничества и развития. Республика Корея продолжает активно развивать двусторонниеторговые отношения со своими ключевыми торговыми партнерамии заключать с ними региональные торговые соглашения. Все это указывает на то, что роль чеболей в глобальной экономической деятельности укореняется и Республика Корея, благодаря чеболям в том числе, вписывается в глобальные производственные и торговые цепочки.

Благодаря активной внешнеэкономической политике и участию в международных организациях, а также развитию торговых отношений, уровень транснационализации крупнейших южнокорейских чеболей от года к году возрастает. Уровень транснационализации отражает значимость зарубежной деятельности корпорации, а также ее филиалов за рубежом и важность иностранных рынков для данной ТНК.

Оценить уровень транснационализации компаний Республики Корея можно используя данные официального сайта ЮНКТАД. Например, по данным отчета ЮНКТАД (ASEAN Investment Report 2022 Pandemic Recovery and Investment Facilitation) можно проанализировать динамику транснационализации ведущих чеболей по отчетам компаний LG и Samsung. Так, в 2022 году LG Display расширяет производственные мощности в Хайфоне (Вьетнам), что предполагает увеличение капитала на 2,1 миллиарда долл. Samsung Group инвестировала дополнительные средства в страну, построив завод по производству электроники, стоимость которого оценивается в 952 миллиона долл. [10]. Так, на примере двух чеболей Samsung Group и LG можно увидеть рост уровня транснационализации корейских конгломератов и оценить то, насколько значимой является их зарубежная деятельность.

На современном этапе экономика Республики Корея основана на небольшом числе чеболей и 3 млн малых и средних предприятий, которые являются поставщиками для чеболей и находятся в зависимом положении. Чеболи, такие как LG, Hyundai, Lotte и Samsung, имеют значительное влияние на глобальном уровне и включены в рейтинги крупнейших мировых компаний, такие как Global Forbes 2000. Согласно рейтингу The Glоbal Fоrbes 2000 за 2016 г. Samsung Group расположилась на 18 месте, Hyundai Motor на 108, SK Hynix на 377, LG CHEM на 564, KIA на 290 месте.

Ведущие южнокорейские конгломераты Samsung, Hyundai, LG, SK до сих пор располагаются в рейтингах вместе с корпорациями с мировой известностью. Так, в ниже представленной таблице 1, благодаря данным The Glоbal Fоrbes 2000 за 2022 г., можно увидеть и оценить роль чеболей в глобальной экономической деятельности в настоящее время [13].

Таблица 1

Позиции чеболей в глобальном рейтинге Fоrbes за 2022 г.

Компания Позиция в рейтинге Доходы, млрд. долл.

Samsung Group 14 34,27

Hyundai Motor 147 4,32

SK Hynix 170 8,4

KB Financial Group 257 3,8

Shinhan Financial Group 279 3,57

KIA 283 4,16

LG CHEM 333 3,2

Сравнивая показатели рейтинга The Glоbal Fоrbes 2000 за 2016 и 2022 гг., можно увидеть, что позиции чеболей с годами только становятся выше. Согласно ежегодному отчету FAIR TRADE COMMISSION REPUBLIC OF KOREA за 2022 г. совокупный общий доход и чистая прибыль крупнейших чеболей с активами в 5 трлн вон и более составили 1,15 трлн долларов и 37,7 млрд долларов соответственно, что на 57,1 трлн вон и 4,5 трлн вон меньше, чем годом ранее (1 401,6 трлн вон трлн, 48,0 трлн вон) [14].

Компании, представленные в таблице, ранее были заняты во всех основных отраслях промышленности, что приводило к высокой конкуренции между ними. Сейчас, экономическая неопределенность современного мира привела чеболей к необходимости укрепления потенциала в своих существующих основных направлениях деятельности, а не тратиться на покорение новых сфер бизнеса. Количество охватываемых сфер деятельности сокращается, хотя и продолжает оставаться значительным. Так, в таблице 2 представлена характеристика крупнейших чеболей по охвату сфер деятельности в настоящее время [15].

Таблица 2

Сферы деятельности ведущих чеболей

Вид деятельности SamsungGroup HyundaiMotor SK Hynix KB FinancialGrоup ShinhanFinancialGrоup KIA LG CHEM

Автомобилестроение X X X

Аэрокосмическая X X

Строительная X X X X

Бытовая техника X X

Финансовые услуги X X X X

Переработка нефти X X

Полупроводники X X X

Телекоммуникационное оборудование X X X

Телекоммуникационные услуги X

Нефтехимическое производство X X X

Машинное оборудование X X X

Так, основными движущими силами крупнейших чеболей является автомобилестроение, сфера строительства, разработка бытовой техники, полупроводников машинного оборудования и представление финансовых услуг.

Несмотря на положительное влияние на экономику Республики Корея, деятельность чеболей несет в себе риски, что требует регулирования со стороны государства. Деятельность чеболей тесно связана с проблемой взяточничества и коррупции.

Согласно данным Отчета о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, Южная Корея занимает 37-е место по индексу восприятия коррупции и 123-е место по уровню прозрачности общественных политических решений. В 2015 году организация Transparency International также опубликовала доклад, в котором Южная Корея заняла 27-е место по индексу восприятия коррупции среди стран ОЭСР [11] Для борьбы со взяточничеством государство ввело жесткий антикоррупционный закон, который вступил в силу 28 сентября 2016 года. Закон касается 4 млн чиновников и сотрудников образовательных учреждений. Им запрещено принимать подарки стоимостью выше 50 000 корейских вон (45 долл).

Помимо этого, государственное регулирование деятельности чеболей связано с рядом законов: Законом №13278 от 28 сентября 2016 года «О противодействии вымогательству и получению незаконного вознаграждения», законом о регулировании монополий и честной конкуренции (англ. Monopoly Regulation and Fair Trade Act) (с изменениями от 2016 г.), указом Президента Республики Корея о применении закона о внешней торговле (англ. Enforcement Decree of the Foreign Trade Act) (с изменениями от 2017 г.), законом о таможне (англ. Customs Act) (с изменениями от 2017 г.), основополагающий законом о национальных налогах (англ. Framework Acton National Taxes) (с изменениями от 2017 г.).

Закон о регулировании монополий и честной конкуренции закрепляет, что компания-член бизнес-группы, на которую распространяются ограничения на перекрестное владение акциями, не может иметь никакого участия в какой-либо дочерней компании, которая формирует какое-либо круговое владение акциями. А в статье 3 (Переходные меры в отношении общего количества акций) указано, что если компания-член бизнес-группы, обозначенной как конгломерат, осуществляет инвестиции, превышающие лимит владения акциями на момент вступления настоящего Закона в силу, общая сумма сделанного пакета акций такой компанией на дату вступления настоящего Закона в силу, считается лимитом владения акциями на один год с даты вступления настоящего Закона в силу.

Также, существуют законы и меры, направленные на регулирование олигопольного характера деятельности чеболей в целях поддержания малого и среднего бизнеса. как например в Постановлении о введении в действие закона о специальных мерах по развитию венчурный компаний (벤처기업육성에관한특별조치법시행령 (бэнчхо гиоб югсонъэ гванхан тхыгбйол' чочхи бобщи хэнънйон)) департамент малого и среднего венчурного бизнеса обязывается поощрять венчурные инвестиции и поддерживать предпринимательство. Закон также устанавливает определенные требования для суммы инвестиций и доли общей суммы инвестиций из капитала компании. в соответствии с частью 2 статьи 10, обязывается поддерживать предпринимательство в малом и среднем бизнесе. В других частях указывается, что сумма суммы, инвестированной в предприятие лицами, составляет 2 миллионов вон или более, а доля общей суммы инвестиций из капитала компании составляет 1/8 или более (5/100 капитала, если компания является корпорацией среди производителей [12].

Таким образом, чеболи, несмотря на положительное влияние на экономику, несут в себе риски, что требует регулирования со стороны государства. Один из таких рисков связан с проблемой коррупции и взяточничества.: для борьбы со взяточничеством государство ввело антикоррупционный закон. Помимо этого, государственное регулирование деятельности чеболей связано с рядом законов: о регулировании монополий и честной конкуренции, о применении закона о внешней торговле. Также, существуют законы и меры, направленные на регулирование олигопольного характера деятельности чеболей в целях поддержания малого и среднего бизнеса. Однако, несмотря на реформы и законы, направленные на ограничение влияния чеболей, они по-прежнему сохраняют свою самобытность и уникальность, и пока что нет альтернативы для формирования движущей силы экономики страны.

Выводы

Роль чеболей в глобальной экономической деятельности Республики Корея велика: свыше половины общего объема внешней торговли страны выполняется крупными международными конгломератами. Рейтинг Global 2000, публикуемый ежегодно, позволяет определить масштабные конгломераты с глобальным влиянием. Некоторые из них, такие как LG, Hyundai, Lotte и Samsung, выделяются среди 2000 крупнейших компаний в мире. Значение чеболей в экономическом развитии только возрастает с 2000-х годов до настоящего времени. Они являются движущими силами в автомобилестроении, строительстве, разработке бытовой электроники, полупроводниковом оборудовании и финансовых услугах.

Чеболи являются главной движущей силой участия Республики Корея в глобализационных процессах, способствуя динамичному росту и внешней ориентации мировой экономики. Благодаря высокой конкурентоспособности товаров и агрессивной торговой политике, Южная Корея занимает достойное место на мировых товарных рынках.

Помимо положительного влияния, чеболи также несут в себе риски, что требует регулирования со стороны государства. Деятельность чеболей тесно связана с проблемой взяточничества и коррупции и несовершенной конкуренцией. Поэтому, приняты ряд мер и законов, направленных на борьбу с коррупцией и регулирование олигопольного характера деятельности чеболей. Также, существуют законы и меры, направленные на регулирование олигопольного характера деятельности чеболей в целях поддержания малого и среднего бизнеса. Несмотря на реформы и законы, ограничивающие владение акциями и устанавливающие рамки для инвестиций, южнокорейские конгломераты по-прежнему сохраняют свое влияние, самобытность и уникальность.

Хотя чеболи имеют положительный вклад в экономику страны, их деятельность также несет риски такие как взяточничество, коррупция и проблема несовершенной конкуренции, что требует регулирования со стороны государства. В связи с этим, государство принимает меры и законы для борьбы с этими проблемами и принимает меры для поддержания малого и среднего бизнеса. Несмотря на это, чеболям все еще удается сохранять свою уникальность, и они продолжают иметь значимую роль в глобальной экономической деятельности Республики Кореи, несмотря на ограничения.

Список литературы

1. World Investment Report Отчет о мировых инвестициях. // Unctad.org. URL: https://unctad.org/en/PublicationChapters/wir2018chMethodNote_ en.pdf. (дата обращения: 02.09.2023).

2. Кондратьев, В.Б. Особенности процесса глобализации в отраслях и комплексах мировой экономики [Текст] / Под ред. В.Б. Кондратьева. – М.: ИМЭМО РАН, 2020 – 245 c.

3. OECD경제보고서. // oecd.org. URL: https://www.oecd.org/economy/surveys/Korea-2018-OECD-economic-survey-overview-Korean.pdf) (дата обращения: 02.09.2023).

4. Monopoly Regulation and Fair Trade Act 1980. // Elaw.klrie.re.kr. URL: http://elaw.klri.re.kr/kor_service/lawView.do?hseq=35763&lang=KOR (дата обращения: 25.08.2023).

5. Сигида, Ю.С. Роль финансово промышленных групп чеболь во внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности Южной Кореи в 1980-2000-е гг. [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 399. – С. 140-141 (дата обращения: 25.08.2023).

6. Murillo, D., Sun, Yun-dal. Understanding Korean Capitalism: Chaebols and Their Corporate Governance. Position Paper 33. Текст электронный// ESADEgeo Center for Global Economy and Geopolitics. 2013. URL (дата обращения: 26.08.2023).

7. Галиахметов, А.В. Структура чеболей, как неотъемлемый элемент экономического кризиса Республики Корея 1997 гг. Текст электронный //Казанский вестник молодых ученых. – 2020. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-cheboley-kak-neotemlemyy-element-ekonomicheskogo-krizisa-respubliki-koreya-1997-goda (дата обращения: 26.08.2023).

8. Конина, Н. Реструктурирование деятельности финансово-промышленных групп Южной Кореи в условиях кризиса. Текст электронный // Международный журнал Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3. URL: http://vasilievaa.narod.ru/6_3_99.htm, свободный (дата обращения: 03.09.2023).

9. Кукла, М.П. Внешняя политика и дипломатия Республики Корея [Текст]: учебное пособие / под общ. Ред. М. П. Куклы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного Федерального Университета, 2022 – 252 с.

10. ASEAN.ORG.Текст электронный // Asean Investment. URL: AIR2022-Web-Online-Final-211022.pdf (asean.org)) (дата обращения: 01.09.2023).

11. The Global 2000, 2022. Текст электронный// Forbes.com. URL: https://www.forbes.com/lists/global2000/?sh=4889faee5ac0 (дата обращения: 01.09.2023).

12. FAIR TRADE COMMISSION REPUBLIC OF KOREA.Текст электронный // ftc.go.kr URL:file:///C:/Users/Admin/Downloads/Annual%20Report%202022%20(2).pdf] (дата обращения: 02.09.2023).

13. The Chaebols. Текст электронный//studyres.coURL:https://studyres.com/doc/7821618/the-chaebols-in-south-korea---thomas-white-international (дата обращения: 02.09.2023).

14. Orruption perceptions index: сайт. – URL: Transparency International – Transparency.org) – (датаобращения: 05.09.2023). – Текст: электронный.

15. 벤처기업육성에관한특별조치법시행령 (бэнчхогиобюгсонъэгванхантхыгбйол' чочхибобщихэнънйон) [시행 1999. 4. 30.] [대통령령 제16277호, 1999. 4. 30., 일부개정]. Постановление о введении в действие закона о специальных мерах по развитию венчурный компаний/ Текст электронный // law.go.kr. URL: https://law.go.kr/LSW/lsInfoP.do?lsiSeq=55577#0000 (дата обращения: 05.09.2023).

References

1. World Investment Report Otchet o mirovyh investicijah. // Unctad.org. URL: https://unctad.org/en/PublicationChapters/wir2018chMethodNote_ en.pdf. (data obrashhenija: 02.09.2023).

2. Kondrat'ev, V.B. Osobennosti processa globalizacii v otrasljah i kompleksah mirovoj jekonomiki [Tekst] / Pod red. V.B. Kondrat'eva. – M.: IMJeMO RAN, 2020 – 245 c.

3. OECD경제보고서. // oecd.org. URL: https://www.oecd.org/economy/surveys/Korea-2018-OECD-economic-survey-overview-Korean.pdf) (data obrashhenija: 02.09.2023).

4. Monopoly Regulation and Fair Trade Act 1980. // Elaw.klrie.re.kr. URL: http://elaw.klri.re.kr/kor_service/lawView.do?hseq=35763&lang=KOR (data obrashhenija: 25.08.2023).

5. Sigida, Ju.S. Rol' finansovo promyshlennyh grupp chebol' vo vneshnejekonomicheskoj i vneshnepoliticheskoj dejatel'nosti Juzhnoj Korei v 1980-2000-e gg. [Jelektronnyj resurs] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2015. – № 399. – S. 140-141 (data obrashhenija: 25.08.2023).

6. Murillo, D., Sun, Yun-dal. Understanding Korean Capitalism: Chaebols and Their Corporate Governance. Position Paper 33. Tekst jelektronnyj// ESADEgeo Center for Global Economy and Geopolitics. 2013. URL (data obrashhenija: 26.08.2023).

7. Galiahmetov, A.V. Struktura chebolej, kak neot#emlemyj jelement jekonomicheskogo krizisa Respubliki Koreja 1997 gg. Tekst jelektronnyj //Kazanskij vestnik molodyh uchenyh. – 2020. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-cheboley-kak-neotemlemyy-element-ekonomicheskogo-krizisa-respubliki-koreya-1997-goda (data obrashhenija: 26.08.2023).

8. Konina, N. Restrukturirovanie dejatel'nosti finansovo-promyshlennyh grupp Juzhnoj Korei v uslovijah krizisa. Tekst jelektronnyj // Mezhdunarodnyj zhurnal Problemy teorii i praktiki upravlenija. 1999. № 3. URL: http://vasilievaa.narod.ru/6_3_99.htm, svobodnyj (data obrashhenija: 03.09.2023).

9. Kukla, M.P. Vneshnjaja politika i diplomatija Respubliki Koreja [Tekst]: uchebnoe posobie / pod obshh. Red. M. P. Kukly. – Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo Federal'nogo Universiteta, 2022 – 252 s.

10. ASEAN.ORG.Tekst jelektronnyj // Asean Investment. URL: AIR2022-Web-Online-Final-211022.pdf (asean.org)) (data obrashhenija: 01.09.2023).

11. The Global 2000, 2022. Tekst jelektronnyj// Forbes.com. URL: https://www.forbes.com/lists/global2000/?sh=4889faee5ac0 (data obrashhenija: 01.09.2023).

12. FAIR TRADE COMMISSION REPUBLIC OF KOREA.Tekst jelektronnyj // ftc.go.kr URL:file:///C:/Users/Admin/Downloads/Annual%20Report%202022%20(2).pdf] (data obrashhenija: 02.09.2023).

13. The Chaebols. Tekst jelektronnyj//studyres.coURL:https://studyres.com/doc/7821618/the-chaebols-in-south-korea---thomas-white-international (data obrashhenija: 02.09.2023).

14. Orruption perceptions index: sajt. –. URL: Transparency International – Transparency.org) – (dataobrashhenija: 05.09.2023). – Tekst: jelektronnyj.

15. 벤처기업육성에관한특별조치법시행령 (bjenchhogiobjugson#jegvanhanthygbjol' chochhibobshhihjen#njon) [시행 1999. 4. 30.] [대통령령 제16277호, 1999. 4. 30., 일부개정]. Postanovlenie o vvedenii v dejstvie zakona o special'nyh merah po razvitiju venchurnyj kompanij/ Tekst jelektronnyj // law.go.kr. URL: https://law.go.kr/LSW/lsInfoP.do?lsiSeq=55577#0000 (data obrashhenija: 05.09.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.