Научная статья на тему 'Особенности транснационализации компаний Южной Кореи'

Особенности транснационализации компаний Южной Кореи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3213
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ (ТНК) / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / ЧЕБОЛИ / КОНГЛОМЕРАТЫ / УРОВЕНЬ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Виктор Степанович, Владимирова Ирина Геннадьевна

К теме крупных корпораций Южной Кореи достаточно регулярно обращаются и за рубежом, и в России. Исследуются специфические особенности их корпоративного управления, роль в экономическом развитии страны, структура конгломератов, их становление и реформирование, однако недостаточно уделяется внимание транснационализации их деятельности. В связи с этим в статье поставлена задача проанализировать уровень интеграции южнокорейских транснациональных корпораций в международное бизнеспространство и выявить особенности этого процесса. Оценка уровня транснационализации компаний проведена с использованием подходов, применяемых UNCTAD (Конференцией ООН по торговле и развитию) и основывается, прежде всего, на информации, содержащейся в ежегодно публикуемых этой организацией отчетах о мировых инвестициях (WIR). В ходе исследования, результаты которого представлены в статье, были определены характерные черты транснационализации ТНК Республики Корея, заключающиеся в их ориентации, прежде всего, на экспортную деятельность, а не на формы выхода на зарубежные рынки, основанные на прямых иностранных инвестициях, хотя и эти формы развиваются достаточно успешно. По мнению авторов, процесс транснационализации корейских компаний продолжится и этому, в том числе, будет способствовать реформирование крупнейших компаний Кореи чеболей, укрепление их позиций в приоритетных для них сферах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности транснационализации компаний Южной Кореи»

Особенности транснационализации компаний Южной Кореи

сч cJ £

Б

2 ©

Ефремов Виктор Степанович

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента экономического факультета РУДН, vsefremov@yahoo.com Владимирова Ирина Геннадьевна доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента экономического факультета РУДН, ivladi@list.ru

К теме крупных корпораций Южной Кореи достаточно регулярно обращаются и за рубежом, и в России. Исследуются специфические особенности их корпоративного управления, роль в экономическом развитии страны, структура конгломератов, их становление и реформирование, однако недостаточно уделяется внимание транснационализации их деятельности. В связи с этим в статье поставлена задача проанализировать уровень интеграции южнокорейских транснациональных корпораций в международное бизнес-пространство и выявить особенности этого процесса. Оценка уровня транснационализации компаний проведена с использованием подходов, применяемых UNCTAD (Конференцией ООН по торговле и развитию) и основывается, прежде всего, на информации, содержащейся в ежегодно публикуемых этой организацией отчетах о мировых инвестициях (WIR). В ходе исследования, результаты которого представлены в статье, были определены характерные черты транснационализации ТНК Республики Корея, заключающиеся в их ориентации, прежде всего, на экспортную деятельность, а не на формы выхода на зарубежные рынки, основанные на прямых иностранных инвестициях, хотя и эти формы развиваются достаточно успешно. По мнению авторов, процесс транснационализации корейских компаний продолжится и этому, в том числе, будет способствовать реформирование крупнейших компаний Кореи - чеболей, укрепление их позиций в приоритетных для них сферах деятельности. Ключевые слова: транснациональные корпорации (ТНК), Республика Корея, чеболи, конгломераты, уровень транснационализации

Экономическое развитие Республики Корея продолжает вызывать интерес в связи с мощным экономическим рывком, который за несколько десятков лет позволил еще недавно отсталой стране занять достойное место среди ведущих мировых государств. Во многом это достижение связано с применением модели развития, основанной на целенаправленном использовании чеболей - семейных конгломератов со специфической системой корпоративного управления.

Общая характеристика крупнейших компаний Южной Кореи

Чеболь представляет собой группу формально самостоятельных компаний, которые находятся в собственности определенных семей и под единым административным и финансовым контролем. На них ставки были сделаны более 50 лет назад во время модернизации страны. Именно их создание и развитие стали причиной экономического скачка, известного в мире, как «экономическое чудо». На сегодняшний день в Корее около 30 чеболей, самыми известными из которых являются: Samsung, LG, Lotte, GS Group, SK Group, Hyundai [1].

Гигантские конгломераты, контролирующие почти весь внутренний рынок Южной Кореи, уже больше полувека переходят от отца к сыну. Каждый чеболь подчинен интересам семьи, члены которой обычно занимают все высшие посты компании. Однако, в официальных документах республики понятие «чеболь» не раскрывается, хотя его можно встретить, в частности, в решениях Корейской комиссии по честной торговле (Korea Fair Trade Commission). В законодательстве используется термин «группа компаний (enterprise group)» [2]. В Акте о монопольном регулировании и честной торговле (Monopoly Regulation and Fair Trade Act) от 1980 г. (с учетом изменений, внесенных в марте 2012 г.) он означает группу компаний, деловая активность которых контролируется одним и тем же лицом.

В ряде исследований южнокорейских ученых чеболю дается определение как «группе компаний, более 30% акций которых принадлежит акционерам с правом решающего голоса и связанным с этими акционерами компаниям» [3]. При характеристике чеболей выделяются следующие их главные особенности: важная роль в развитии национальной экономики, своеобразная модель корпоративного управления и охват их аффилированными фирмами различных секторов экономики и отраслей промышленности [4, С. 28].

Среди этих особенностей, прежде всего, выделяется охват чеболями сфер деятельности. Компании, входящие в каждый из них, до недавнего времени были заняты во всех ведущих отраслях промышленности, что, несомненно, обусловливало высокий уровень конкуренции между ними. В середине 1980 годов в трех крупнейших чеболях были представлены компании от 33 до 57 отраслей. Однако, в настоящее время конгломераты не могут продолжать вести свою деятельность со всем разнообразием бизнесов, как это было в прошлом. Они вынуждены сосредоточиваться на приоритетных отраслях, в противном случае, они не смогут выжить на таком высоко конкурентном мировом рынке. Экономическая неопределенность современного мира привела чеболи к необходимости укрепления потенциала в своих существующих основных направлениях деятельности, а не тратиться на покорение новых сфер бизнеса. Количество охватываемых сфер деятельности сокращается, хотя и продолжает оставаться значительным (табл. 1). Так, например, чеболь Samsung оперирует производственными мощностями в производстве электрического оборудования, металлообрабатывающих станков, автомобилей, военной техники, текстиля, целлюлозы, бумаги, микросхем, кинескопов, в судостроении, занимается оптовой и розничной торговлей, оказывает финансовые услуги, владеет страховой компанией, газетой, радиостанцией, гостиницами, клиниками, и даже университетами. Если у какой-либо компании, входящей в состав конгломерата, возникают проблемы, связанные с выходом на новый рынок, изменением экспортной политики и т.п., она может полагаться на то, что более успешные члены чеболя окажут ей поддержку (4, С. 30).

Таблица 1

Характеристика крупнейших чеболей Южной Кореи по охвату сфер деятельности

Сфера деятельности Samsung Hyu iid ai LG SK Lotte Hanwha

Автомобилестроение X X

Электронная X X X X

промышленность

Строительная отрасль X X X X X

финансовые услуги X X X X

Производство бытовой X X

техники

Переработка нефти X X X

Нефтехимическая и X X X X X X

химическая

промышленность

Фармацевтическая X X

п ромышленность

Металлургическая X

промышленность

Тяжелая X X

промышленность

Оборонная X X X X

промышленность

Текстильная X

промышленность

Производство X

продуктов питания

Судостроение X X

Телекоммуникации X X X X X

Развлечения и досуг X X X

Оптовая и розничная X X X X

торговля

Гостиничный би знес X X X X

Таблица 2

Характеристика крупнейших компаний Республики Корея (по данным рейтингов)

HlliB&HHL' KOMnaHBH Рейтинг IWIOOO Рейтинг Forbes Global 2000 (за 2016 год) Рейтинг Fortune Global 500 (за 2016 год)

Место в рейтинге 2016/2015 Выручка компании и 21)1? i. — основа рейтинга 2016 Г., МЛН. ДОЛЛ.

Samsung Electronics Co. Ltd. 10/ 12 170 544 18 13

Hyundai Motor Co. Ltd. 37/47 78 159 108 84

POSCO 65/63 49 460 576 173

LG Electronics Inc. 71 /73 48 029 814 180

Kia Motors Corp. 88 / 98 42 090 290 208

SK Innovation Co. Ltd. 91 /62 41 100 500 (247 SK Holdings) 294 - SK Holdings

Hyundai Heavy Industries Co. Ltd. 96/85 39 294 819 237

Hyundai MobisCo. Ltd. 128/ 138 30 614 297 310

LG Display Co. Ltd. 163/ 174 24 124 660 429

CJ Corp. 225 / 250 17 990 1225

LG C lie in Ltd 231/203 17 174 564

SK Hynix Inc. 245 / 287 15 977 377

S-Oil Corp. 258/ 158 15 205 913

Hyundai Sleel Co. 285/295 13 71 1 746

Роль чеболей в экономическом развитии Республики Корея очень велика: по итогам 2011 года доли 5 и 20 самых крупных групп в производстве ВВП составили соответственно 55,7% и 85,2%. При этом следует отметить, что в 2010 и 2011 гг. вклад чеболей в южнокорейскую экономику в годовом измерении неуклонно возрастал [5]. Динамичный рост чеболей, ориентация на внешний рынок постепенно способствовали превращению их в транснациональные корпорации (ТНК), являющиеся основной движущей силой глобализации мировой экономики. Именно эти фирмы реализовывали политику экспортоориентированности экономики. Благодаря высокой конкурентоспособности товаров и агрессивной торговой политике чеболей, Республике Корея удалось занять достойное место на многих мировых товарных рынках. При этом на глобальном рынке представлены, как правило, не чеболи, а наиболее успешные компании, входящие в их состав (табл. 2).

Таблица составлена на основе информации, содержащейся в наиболее признанных мировых рейтингах крупнейших компаний: IW 1000, Forbes Global 2000 и Fortune Global 500. IndustryWeek совместно с Mergent Inc в своем рейтинге IW 1000 публикует перечень 1000 крупнейших публичных мировых компаний-производителей, ранжированных по выручке, полученной в предшествующем году (прежде всего, компаний, у которых не менее чем 50% дохода получено в обрабатывающей промышленности). В Forbes Global 2000 - ежегодном рейтинге 2000 крупнейших публичных компаний мира -ТНК оцениваются по четырём показателям - выручке, чистой прибыли, активам и рыночной капитализации. В Fortune Global 500 - рейтинге 500 крупнейших мировых компаний - критерием ранжирования выступает выручка корпорации.

Анализ уровня транснационализации крупнейших южнокорейских корпораций

Оценить уровень транснационализации компаний Республики Корея можно используя подходы, применяемые UNCTAD. Так, целесообразно проанализировать индекс транснациональности (транснационализации) (Transnationality Index) компании, рассчитываемый как среднее арифметическое трех слагаемых - доли зарубежных активов в общей стоимости активов, доли зарубежных продаж в общем объеме продаж и доли зарубежного персонала в общей численности персонала компании.

Уровень транснациональности характеризует, насколько значимой является

0 3

ю i

ff 2

сч cJ £

б

2 о

зарубежная деятельность корпорации, насколько важны зарубежные филиалы и иностранные рынки для той или иной ТНК. Исследования показывают, что по большинству крупнейших мировых ТНК, в том числе и корейских, индекс транснациональности год от года возрастает. Динамика анализируемого индекса по четырем крупнейшим компаниям Кореи представлена в табл. 3.

Наибольшим уровнем транснационализации из приведенного в таблице перечня характеризуются компания Samsung Electronics (61,8%). Причем представляет интерес как информация, отражающая уровень транснационализации деятельности крупнейших корейских компаний по величине итогового показателя, так и по его составляющим. Проанализируем уровень транснационализации активов, продаж и рабочей силы корейских корпораций по данным 2014 года. UNCTAD, как правило, ранжирует ТНК по величине зарубежных активов и публикует 100 крупнейших компаний развивающихся стран и стран с переходной экономикой по этому показателю. В соответствии с отчетом о мировых инвестициях ООН за 2016 год в перечень этих 100 крупнейших компаний вошли 7 корейских ТНК (табл. 4).

Самые большие зарубежные активы из приведенных в таблице корейских ТНК были у компании Samsung Electronics, они составили 56,2 млрд долл. У замыкающей этот список (седьмой) компании - SK Hynix Inc - эта величина в 10 раз ниже и равна 5,6 млрд. Если сравнить рейтинг компаний за 2014 год (отчет UNCTAD за 2016 год) с одним из аналогичных рейтингов, составленных ООН по данным 2006 года, то Samsung Electronics с зарубежными активами в размере 27,1 млрд долл. в то время также возглавляла рейтинг. Ее зарубежные активы за 8 лет увеличились в 2,1 раза.

Характерной чертой внешнеэкономической деятельности корейских корпораций, как следует из табл. 4, является то, что из трех составляющих индекса транснационализации наибольшее значение наблюдается у доли зарубежных продаж в общем объеме продаж компаний, а значения двух других составляющих значительно ниже. Можно сделать вывод о том, что и в настоящее время крупнейшие ТНК Южной Кореи продолжают ориентироваться, прежде всего, на экспортную деятельность, а не на осуществление прямых иностранных инвестиций. Это несколько противоречит тенденциям развития крупнейших ТНК мира:

Таблица 3

Динамика индекса транснациональности крупнейших ТНК Южной Кореи Примечание: Составлено на основе информации UNCTAD, опубликованной в Докладах о мировых инвестициях с 2008 по 2016 год [6-14].

Компания Индекс транснациональное™, %

2006 г. 2008 г. 2009 г. 201Н г. 2011 i. 2014 г.

Samsung Electronics Co., Lid. 47.8 54,2 54.8 49,4 51,9 61,8

Hyundai Motor Company 26,6 36,5 37,5 34,9 30,4 38,8

rasco и.д. 21,4 13,5 17,3 17,2 22,4

LG El ее Iron 1С s Inc. 47,2 43,8 48,6 Н.Д. 56,3 51,0

Таблица 4

Характеристика крупнейших корейских ТНК, ранжированных по объему зарубежных активов, по данным 2014 года

Примечание: Рассчитано на основе данных, содержащихся в World Investment Report 2016 - Investor Nationality: Policy Challenges, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2016 [6], данные по компаниям Doosan Corp и SK Hynix Inc уточнены по информации, содержащейся в годовых отчетах, опубликованных на сайтах компаний.

Ранг no Ранг по Зарубеж- Зарубеж- Зарубе ж- Индекс Ранг по

Компания обьему обьему ные ные НЬ1И фане на- индексу

зарубеж- зарубеж- активы. % продажи, персонал, ционал!, три: 1С-

ных ных от всех % от %от -ПОСТИ. нацио-

акт Roß активов активов общего всего % нально-

среди среди 100 компании объема персонала сти

корейских ТНК крупнейших ТНК развивающихся стран продаж компании

Samsung Eleetroiiies Co.. 1 4 26,6 89.9 68,9 61.8 1

Ltd.

Hyundai Motor Company 2 13 21,1 55,3 39,9 38.8 5

Hanwha Corporation 3 IS 21,3 16,4 21,3 19,6 7

POSCO 4 34 21,6 29.8 15,7 22,4 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T.G Electronics Inc 5 81 22,2 75,1 54,8 51.0 2

Doosan Corp 6 88 22,6 64.0 40,0 42,2 4

SK Hynix inc 7 94 22.6 93,1 19,9 45,2 3

Таблица 5

Крупнейшие корейские ТНК, ранжированные по объему зарубежных активов, продаж, численности зарубежного персонала и по индексу транснационализации, по данным 2014 года

Примечание: Составлено на основе данных, содержащихся в World Investment Report 2016 - Investor Nationality: Policy Challenges, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2016 [6].

Ранг Ранжирование по объему зарубежных активов Ранжирование по объему зарубежных продаж Ранжирование no численности зарубежного персонала Ранжирование no индексу чран с на ц ко нал изаци H

1 Samsung Electronics Co., Ltd. Samsung Electronics Co., Ltd. Samsung Electronics Co., Ltd. Sain s un g Electronics Co., Ltd.

2 Hyundai Motor Company Hyundai Motor Company LG Electronics Inc. 1X3 Electronics Inc.

3 Hanwlia Corporation LG Electronics Inc. Hyundai Motor Company SK Hynix Inc

4 POSCO POSCO Doosan Corp Doosan Corp

5 LG Electronics Tnc SK Hynix Inc POSCO Hyundai Motor Company

6 Doosan Corp Doosan Corp SK Hynix Ine POSCO

7 SK Ну nix Ine Hanwha Corporation Hanwha Corporation Hanwha Corporation

Таблица 6

Общая характеристика 100 крупнейших нефинансовых компаний развивающихся стран и стран с переходной экономикой

Примечание: Составлено и рассчитано на основе данных, содержащихся в World Investment Report за 2010-2016 годы [6-14].

Показатели 2008 21HI9 2010 2011 2012 2013 2014 год

год ГОД год год год год Ii ее 1 о II т.ч. IIO 7 ТНК Корен

Активы, всего, млрд. 2673 3152 4311 4882 5531 5540 5948 625

долл.

нт.ч. зарубежные 899 997 1104 1321 1506 1556 1731 145

Зарубежные акТНВЫ, 33,6 31,6 25,6 27.1 27,2 284 29,1 23,2

% от всех активов

компании

Продажи, всего, 2234 1914 2918 3481 3863 4170 4295 471

млрд. лот

нт.ч. зарубежные 989 911 1220 1650 1690 2003 2135 312

Зарубежные 44,3 47,6 41,8 47,4 43,7 48,0 49,7 66,4

продажи. %от общего объема

продаж

Персонал компании. 6778 8259 9044 10197 10596 11447 11534 618

нсега, тыс. чел.

в т.ч. зарубежный 2651 3399 3561 3979 4103 4083 4173 336

Зарубежный 39,1 41,2 39.4 39,0 38,7 35,7 36,2 54,4

переопал, % от всего

персонала компании

Средний индекс 39,0 40,1 35,6 37.8 36,5 37,3 38,3 48,0

■ране на ционал в н ос г

и, %

70 60 SO 40 30 20 10 о

Год 19% 1999 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 200Ö 2009 2010 201 1 2013 2014 2015

^"Ицдекс транснационализации, %

Рис. 1. Динамика индекса транснационализации компании Samsung Electronics

в современной внешнеэкономическом деятельности доминирует уже не внешняя торговля, а организация производства и сбыта товаров и услуг непосредственно на зарубежных рынках. Сам по себе мировой экспорт все больше становится внутрифирменной торговлей между различными подразделениями корпораций.

Целесообразно проранжировать компании по всем компонентам процесса транснационализации их деятельности. Результаты этого ранжирования представлены в табл. 5.

Самые большие зарубежные продажи в 2014 году были опять же у компании Samsung Electronics, они составили 178,5 млрд долл., а у компании, замыкающей этот рейтинг - Hanwha Corporation - всего 5,8 млрд долл., то есть более чем в 30 раз меньше.

Одним из критериев оценки уровня транснационализации компании является численность зарубежного персонала и состав ее высшего руководства, которое, как правило, должно формироваться из подданных различных государств, чтобы исключить одностороннюю ориентацию деятельности на интересы какой-либо одной страны. В 2014 году явными лидерами среди крупнейших корейских ТНК по привлечению зарубежного персонала являлись компании Samsung Electronics (почти 220 тыс. человек, 68,9% всего персонала) и LG Electronics (45,8 тыс. человек, 54,8% всего персонала).

Интересным представляется сравнение уровней транснационализации корейских компаний и 100 крупнейших нефинансовых корпораций развивающихся стран и стран с переходной экономи-

кой, в состав которых входят эти корейские ТНК (табл. 6).

Анализ данных, содержащихся в табл. 6, подтверждает выводы, сформулированные выше: корейские компании ориентированы, прежде всего, на транснационализацию своих продаж, а не на транснационализацию активов. Еще, безусловно, надо отметить более высокий уровень транснационализации ТНК Республики Корея по сравнению с данными по 100 крупнейшим нефинансовым компаниям развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Сегодня чеболи осуществляют почти две трети всего экспорта страны, и это громадное достижение - стать шестой страной в мире по размерам экспорта (данные на 2016 год). Крупнейшим экспортером с долей в 20% общего экспорта страны выступает компания Samsung Electronics. Проанализируем более подробно уровень и особенности транснационализации этой корпорации.

Динамика индекса транснациональности Samsung Electronics за последние 20 лет представлена на рис. 1. Несмотря на наличие определенных колебаний индекса значение его, начиная с 2008 года, в большинстве случаев, превышает уровень 50%. На изменение индекса транснациональности влияет, прежде всего, активность процессов слияний и поглощений: ТНК, поглощая зарубежное предприятие, существенно увеличивает свой уровень транснациональности. В принципе, можно отметить, что темпы интернационализации деятельности компании достаточно стабильны.

Если сравнивать значение темпов роста показателей зарубежной деятельности ТНК с общими, то можно отметить, что зарубежные активы, продажи и численность зарубежного персонала компаний растут более быстрыми темпами, чем общие показатели. Так, значение показателей, характеризующих деятельность зарубежных филиалов ТНК, с 2000 по 2015 год увеличилось: по зарубежным активам - в 16 раз, по зарубежным продажам - в 7 раз и по зарубежному персоналу - в 13 раз. Необходимо также отметить, что выросла и доля показателей, характеризующих зарубежную деятельность компаний, в общем размере этих показателей по ТНК (рис. 2).

При этом зарубежные продажи, несмотря на то, что они выросли всего в 7 раз составляют очень значительную величину, намного превышающую зарубежные активы (рис. 3). Такая большая величина зарубежных продаж и ее доля в об-

0 À

BS

S

if 2

сч cJ £

Б

а

о

щих продажах (89,6%) даже у самой транснационализированной компании Кореи говорит, прежде всего, об экспор-тоориентированности корейской экономики. Существенно выросла за последние 10 лет и численность зарубежного персонала (рис. 4).

Глобальное расширение деятельности крупнейших корейских ТНК продолжается, однако это не расширение чебо-лей, а компаний, являющихся их составными частями.

Так, Samsung Electronics в настоящее время инвестирует 2,5 млрд. долл. в расширение производства сенсорных жидкокристаллических экранов для смартфонов на территории Вьетнама. До конца марта 2017 года планируется завершение всех переговоров и подписание соответствующего соглашения представителей Samsung и властей Вьетнама. Вьетнамские заводы Samsung в 2016 году произвели продукции на 39,9 млрд долл., прирост по сравнению с предыдущим годом составил 9,9%. В производстве при этом заняты порядка 110 тыс. граждан Вьетнама. По итогам 2016 года, согласно данным Государственного статистического управления Вьетнама, экспорт продукции Samsung принес стране порядка 22,7 % от общего объема вьетнамского экспорта.

Другая крупнейшая южнокорейская ТНК - Hyundai Motor и ее дочерняя компания Kia - за счет освоения нарождающихся рынков по мере открытия новых заводов поставили на 2017 год цель увеличить продажи до 8,25 млн автомобилей. Реализация этого планируется в том числе и за счет открытия нового завода в китайском Чунцине и выпуска новой модели автомобиля.

При этом в процессе укрепления присутствия чеболей на глобальном рынке становятся все более очевидными слабые стороны их корпоративного управления. К числу главных недостатков указанной модели корпоративного управления можно отнести недостаточный внешний контроль и прозрачность, породившие коррупцию, и то, что инвестиционные решения базировались на личной выгоде собственников, а не на экономической целесообразности. В результате имели место ошибки в виде избыточных капиталовложений в нерентабельные проекты, а чрезмерная диверсификация сфер бизнеса приводила к распылению ресурсов, что снижало эффективность деятельности чеболей.

Сама структура чеболей оказалась неспособной обеспечивать экономичес-

Рис. 2. Динамика основных показателей, характеризующих уровень транснационализации компании Samsung Electronics

Рис. 3. Динамика зарубежных продаж и зарубежных активов компании Samsung Electronics

Рис. 4. Динамика зарубежного персонала компании Samsung Electronics

кии успех в долгосрочной перспективе. Став «неповоротливыми», безынициативными, они не смогли приспособиться к быстро изменяющимся условиям рынка и жесткой мировой конкуренции. Сыграв решающую роль в процессе индустриализации и интеграции страны в мировую экономику, чеболи в последние годы превратились в фактор сдерживания ее современного развития.

Темп прироста экономики Южной Кореи достиг уровня 2,7% в 2015 году,

что ниже результатов последних трех лет. Производители борются изо всех сил, чтобы поддерживать свои доходы и долю рынка в условиях конкуренции со стороны Китая и Японии. Это стало еще одной причиной реструктуризации конгломератов. Компании стремятся реформировать свои подразделения, а порой и продать свои непрофильные активы.

Потребность чеболей, таких как Samsung и SK Group, в перестройке своих бизнес-портфелей, существенно сти-

мулировала в последние годы миллиардные слияния и поглощения в экономике Кореи. Внутринациональные сделки были в значительной степени обусловлены семейным управлением корейских компаний. Так, переход к третьему поколению семьи позволил закрепить контроль над ключевыми активами SK C&C компанией SK Holdings, приобретя активы на 5,3 млрд долл. Самой крупной сделкой по стоимости стало слияние двух филиалов Samsung Group: Cheil Industries и Samsung C&T на сумму 10,9 млрд долл. [15].

По прогнозам экспертов, и такие че-боли, как Lotte, Hyundai и Hanwha, будут подражать Samsung и SK Group, стремясь ускорить свою реструктуризацию.

По мере разрастания чеболей, их превращения в мультинациональные компании они выходят из-под контроля государства, испытывая меньшую необходимость в государственном финансировании и поддержке. В этих условиях государство стремится создать благоприятный климат для привлечения прямых инвестиций именно в корейскую экономику. Так, Республикой Корея в 2013 году был принят Акт о поддержке возвращения зарубежных корейских предприятий. Для реализации законодательного акта правительство создало Центр поддержки этих предприятий и запланировало предоставлять им льготы, аналогичные тем, которые имеют компании с иностранным капиталом [16]. Реализация положений этого нормативного акта также должна помочь корейским компаниям, оказавшимся в тяжелых финансовых условиях в связи с экономическим кризисом.

В заключение надо отметить, что в ходе исследования, результаты которого представлены в статье, были выявлены особенности транснационализации корейских ТНК, заключающиеся в их ориентации, прежде всего, на экспортную деятельность, а не на формы выхода на зарубежные рынки, основанные на прямых иностранных инвестициях, хотя и эти формы развиваются достаточно успешно. Процесс транснационализации корейских компаний продолжится и этому, в том числе, будет способствовать и реформирование чеболей, укрепление их позиций в приоритетных для них отраслях.

Литература

1. Levick R. «The Korean Miracle: The Challenge Ahead For The Chaebols», Forbes, 2015.

2. Korea Fair Trade Commission. FTC to reform the regulation on activities of family-run conglomerates in pursuit of their own interest. Press Release Information. October 2012.

3. Cho Jungeun, Goh Jaimin, Lee Jaehong. Chaebol Firms' Real and Accrual-Based Earnings Management in the Pre-and Post-Asian Financial Crisis Periods. Journal of Modern Accounting and Auditing. Vol. 8, No. 7, 2012.

4. Ли Ч.С. Крупный семейный бизнес Республики Корея: особенности корпоративного управления и роль в развитии национальной экономики, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2015, №4.

5. Murillo D., Sun Yun-dal. Understanding Korean Capitalism: Chaebols and Their Corporate Governance. Position Paper 33. ESADEgeo Center for Global Economy and Geopolitics. 2013.

6. World Investment Report 2016 -Investor Nationality: Policy Challenges, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2016.

7. World Investment Report 2015: Reforming International Investment Governance, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2015.

8. World Investment Report 2014: Investing in the SDGs: An Action Plan, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2014.

9. World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2013.

10. World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies?, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2012.

11. World Investment Report 2011: Non-Equity Modes of International Production and Development, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2011.

12. World Investment Report 2010: Investing in a Low-carbon Economy, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2010.

13. World Investment Report 2009: Transnational Corporations, Agricultural Production and Development, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2009.

14. World Investment Report 2008: Transnational Corporations and Infrastructure Challenge, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2008.

15. Yonhap News Agency «Foreign companies lead S. Korea's M&A market in 2015».

16. National Assembly, Act on

Supporting the Return of Overseas Korean Enterprises, 27 June 2013.

Features of transnationalization of the companies of South Korea

Efremov V. S., Vladimirova I. G.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian Peoples' Friendship University

The topic of large corporations in South Korea is being fairly regularly discussed both in Russia and abroad. Specific features of corporate governance, its role in the economic development of the country, conglomerates' structure, their formation and reformation are examined, but not enough attention is paid to the transnationalization of their activities. Thereby this article tasked to analyze the level of integration of the South Korean multinational corporations in the international business environment and to identify the features of this process. The assessment of the level of companies'

transnationalization carried out by using approaches adopted by UNCTAD (United Nations Conference on Trade and Development) and is based primarily on the information contained in the published annually by the organization of the World Investment Reports (WIR). In the research, the results of which are presented in this article have been identified traits of

transnationalization TNK Republic of Korea, is their orientation, especially on export activities, rather than on the form of entering foreign markets, based on foreign direct investment, although these forms developing quite successfully. Authors suggest, that the process of transnationalization Korean companies will continue and that, in particular, will contribute to the reform of the largest Korean companies - chaebol, strengthening their position in their priority areas.

Key words: transnational corporations (TNCs), Republic of Korea, the chaebol, the conglomerates, the level of transnationalization

References

1. Levick R. «The Korean Miracle: The

Challenge Ahead For The Chaebols», Forbes, 2015.

2. Korea Fair Trade Commission. FTC to

reform the regulation on activities of family-run conglomerates in pursuit of their own interest. Press Release Information. October 2012.

3. Cho Jungeun, Goh Jaimin, Lee Jaehong. Chaebol Firms' Real and Accrual-Based Earnings Management in the Pre-and Post-Asian Financial Crisis Periods. Journal of Modern Accounting and Auditing. Vol. 8, No. 7, 2012.

4. CS Lee Close family business of the

Republic of Korea: corporate governance characteristics and role in the development of the national economy, the Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: Economy. 2015, №4.

5. Murillo D., Sun Yun-dal. Understanding Korean Capitalism: Chaebols and Their Corporate

О À

I

i? N

Governance. Position Paper 33. ESADEgeo Center for Global Economy and Geopolitics. 2013.

6. World Investment Report 2016 -

Investor Nationality: Policy Challenges, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2016.

7. World Investment Report 2015: Reforming International Investment Governance, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2015.

8. World Investment Report 2014: Investing in the SDGs: An Action Plan, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2014.

9. World Investment Report 2013: Global

Value Chains: Investment and Trade for Development, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva 2013.

10. World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva 2012.

11. World Investment Report 2011: NonEquity Modes of International Production and Development, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva 2011.

12. World Investment Report 2010: Investing in a Low-carbon Economy, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2010.

13. World Investment Report 2009: Transnational Corporations, Agricultural Production and Development, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2009.

14. World Investment Report 2008: Transnational Corporations and Infrastructure Challenge, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2008.

15. Yonhap News Agency «Foreign companies lead S. Korea's M & A market in 2015».

16. National Assembly, Act on Supporting the Return of Overseas Korean Enterprises, June 27, 2013.

СЧ

cJ £

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.