УДК 338
Е. В. Золотова,
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова РОЛЬ БОЛИВАРИАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЕНЕСУЭЛА В АЛЬЯНСЕ АЛБА
В данной статье ставится задача рассмотреть место и роль Боливарианской Республики Венесуэла в рамках альянса АЛБА. Проанализированы основные макроэкономические показатели Венесуэлы и АЛБА, особое внимание уделено структуре взаимной торговли между странами-участниками. На основе проведенного исследования автором выделяются сильные и слабые стороны участия Венесуэлы в АЛБА и самого альянса.
Ключевые слова: ALBA-TCP, экспорт Венесуэлы, импорт Венесуэлы, СУКРЕ, ВВП, минеральные ресурсы.
«Боливарианский альянс для народов нашей Америки» (ALBA-TCP) - это выдвинутая венесуэльским правительством инициатива для интеграции стран Латинской Америки и Карибского региона с целью объединения стран -участниц в экономический, политический и социальный блоки. Это второй по величине торговый блок в Латинской Америке и в Карибском регионе после МЕРКОСУР. Интеграционная группировка противоположна неолиберальным идеям FTAA, зоны свободной торговли Америки. Активное присутствие в делах блока нефтедобывающей Венесуэлы, а также нефтеэкс-портирующего Эквадора и богатой углеводородами Боливии привлекает внимание к этому интеграционному объединению.
Реальная экономическая основа ALBA - экспорт венесуэльской нефти в США, Китай и страны ЕС.
Согласно данным Экономической комиссии для Латинский Америки и Карибского бассейна, на долю интеграционного Альянса приходится лишь 9,5 % от общего ВВП Латинской Америки и Карибского региона и 17,7 % населения Латинской Америки.
ВВП Венесуэлы (примерно 380 миллиардов долларов в 2013 году) превосходит ВВП остальных стран блока вместе взятых. Доля ВВП страны составляет 60 % от общего ВВП альянса АЛБА. Помимо Венесуэлы, в АЛБА Эквадор достиг доли в 16 %, а доля Кубы -18 %. Участие остальных стран крайне мало.
Основные макроэкономические показатели АЛБА и роль Венесуэлы, 2011-2013 гг.
Показатель 2011 2012 2013
ВВП АЛБА (млрд долл.) 545,8 485,8 566,3
Доля Венесуэлы (%) 72,15 65,03 67,13
Население АЛБА (млн чел.) 71,6 72,5 73,5
Доля Венесуэлы (%) 40,55 40,65 40,75
Внешняя торговля
Экспорт АЛБА (млрд долл.) 96,7 132,5 141,3
Доля Венесуэлы 67,96 70,06 68,89
Импорт АЛБА (млрд долл.) 82,6 101,4 115,6
Доля Венесуэлы 47,23 47,34 52,35
Внутренняя торговля
Импорт Венесуэлы из АЛБА (%) 5,18 4,21 4,38
Экспорт Венесуэлы из АЛБА (%) 6,52 6,06 7,03
Источник: составлено автором по данным UNCTAD
Другие страны альянса привлечены к участию в нем, прежде всего, надеждой получить долю от нефтяной ренты, достающейся Венесуэле. Их собственный экономический потенциал невелик. На Кубе преобладает низкопроизводительное и монокультурное сельское хозяйство. Боливия богата залежами металлов и углеводородов, но их разработка требует крупных инвестиций и значительного времени. Эквадор располагает запасами нефти, но остается в целом аграрной страной. Никарагуа является второй беднейшей страной региона после Гаити.
40 % всего населения, или 29 млн человек, проживают в Венесуэле, что говорит о том, что рассматриваемая страна является крупнейшей среди стран-участниц. На долю Боливии и Кубы приходятся 14 и 15 % соответственно. Пятая часть населения проживает в Эквадоре.
Общий экспорт альянса вырос на 6,6 % в 2013 году и составил 141 млн долл. Венесуэла также является активным участником международной торговли: на ее долю приходится 68 % всего экспорта АЛБА, или 97 млн долл. в 2013 году. 16 % занимает экспорт Эквадора, роль остальных стран незначительна. А вот на долю венесуэльского импорта приходится половина всего импорта АЛБА, при этом четверть всех товаров импортирует Эквадор, а 11 % всего импорта в 2013 году пришлось на долю Кубы. У всех участников нового валютного союза (за исключением Кубы) крупнейший внешнеторговый партнер - США, на которые приходится примерно половина экспорта и четверть импорта.
Однако традиционно успех процесса экономической интеграции оценивается уровнем взаимной торговли между членами группировки. Стоит отметить, что внутренняя торговля блока крайне мала. Страны-участницы не являются важными партнерами Венесуэлы ни по экспорту, ни по импорту. Лишь 7 % всего экспорта Венесуэлы приходится на страны АЛБА, причем экспорт в Кубу составляет 4,5 %. В АЛБА отсутствует взаимная дополняемость экономики, взаимная потребность экономик государств здесь минимальна, торговля ведется в основном одними и теми же позициями. Таким образом, основными статьями экспорта в большую часть стран группировки являются нефтяные масла и битумные материалы. Например, почти весь экспорт Венесуэлы в Боливию, а именно 97 % в 2013 году, составил вывоз нефтяных масел и битумных материалов, на долю данной статьи в Доминике пришлось 92 % всего венесуэльского экспорта в эту страну, 80 % - в Эквадоре, 76 % - в Сент-Винсент и Гренадины.
Лишь структура экспорта Венесуэлы в Кубу отлична от остальных стран-участниц: около 20 % венесуэльского экспорта в Кубу составляет прокатное железо и 16 % - инсектициды и аналогичные изделия.
Также низки показатели импорта Венесуэлы из стран-участниц. Лишь 4,3 % всего импорта Венесуэлы составляет ввоз товаров из АЛБА. Около 2,3 % приходится на долю Эквадора. Тем не менее, импорт Венесуэлы из стран-участниц АЛБА состоит из различных позиций. Так, например, около 70 % импорта Венесуэлы из Кубы составляют медикаменты, из Никарагуа страна ввозит мясо и кофе, Боливия поставляет в Венесуэлу корма для животных, около 30 % эквадорского экспорта в Венесуэлу составляют нефтяные масла, а 15 % - рыба.
Тем не менее, внутренняя торговля между странами растет быстрыми темпами. Так, например, импорт Венесуэлы из остальных стран АЛБА в 2013 году вырос на 55 %, по сравнению с 2011, а экспорт - на 48 % за рассматриваемый период.
Развитию торговли способствовало создание Банка АЛБА и Уникальной системы региональной компенсации платежей, названной сукре. Между 2011 и 2013 годами внутренняя торговля АЛБА выросла с 10 млн сукре до 852 млн сукре (то есть 1,065 трлн сукре).
Венесуэла стала страной, которая в большей степени использует сукре. С начала создания платежной системы в 2008 году за страной закрепилось звание чистого импортера из остальных стран, особенно из Эквадора, который в то время стал основным торговым партнером Венесуэлы в обстановке сукре.
В 2013 году Боливарианская Республика Венесуэла была основным импортером операций, совершенных в сукре, - до 92 % от всего количества операций. Можно отметить, что Альянс представляет собой успешный процесс интеграции с учетом показателей торговли.
В дополнение Венесуэла предоставила большую внебюджетную финансовую помощь - дотации составили около 30 трлн долл. АЛБА расширила мероприятия в рамках проектов Grandnational, при этом внедрялись проекты между двумя и более странами. Эти государственные программы управляются межгосударственными компаниями Grandnational (созданными в противоположность транснациональным). На данный момент Венесуэла участвует в 12 проектах Grandnational, которые находятся на разных стадиях развития. Самыми успешными стали образовательные программы «Si se puede», которые сократили уровень неграмотности населения по всему региону, продовольственные программы, в результате которых мировой уровень нехватки продуктов питания сократился на 4 %, а также телекоммуникационные проекты, которые создали новые каналы АЛБА и вещательную сеть TELESUR.
Кроме того, Венесуэла принимает активное участие в продовольственной, здравоохранительной, транспортной программах, программе по энергетике, окружающей среде, программе по развитию честной торговли, промышленности. В рамках альянса были созданы: научно-исследовательская работа в области горного дела, Институт исследований и анализа АЛБА (INGEOALBA), горнодобывающее и металлургическое предприятие, цементное предприятие Grannational, алюминиевое предприятие. На данный момент Венесуэла принимает участие в обсуждении институциональной силы этого блока, а также реализации региональной валюты, Общего Резервного Фонда и стратегии по расширению социальных программ, например, прав женщин, сокращения уровня бедности и повышения образования.
Выделим основные сильные стороны альянса и участия Венесуэлы в нем. Вследствие того, что Венесуэла является членом АЛБА, альянс обладает самыми большими запасами нефти в мире. В группировке сосредоточены огромные запасы железа, руды, золота, колтана, никеля, алюминия, меди, стали, также более половины мировых запасов лития. АЛБА занимает 8 место в мире по запасам газа. Кроме того, в группировке имеются большие площади пахотных земель и биоразнообразие. АЛБА взаимодействует с UNASUR и CELAC, кроме того у ALBA в лице UNASUR есть «подушка безопасности». Интеграционный блок сейчас развивает новую международную финансовую систему для защиты АЛБА от происходящего кризиса капитализма. Кроме того, Венесуэла активно инвестирует в проекты АЛБА.
К возможностям интеграционного блока относится развитие сотрудничества с Содружеством латиноамериканских и карибских государств (CELAC), созданным как альтернатива проводящей линию США Организации американских государств (ОАГ) - важнейшего политического института в Западном полушарии (своеобразной американской ООН), что может стать дополнительной «подушкой безопасности». В плане приобретения новых косвенных союзников AЛБA стоит отметить тесное взаимодействие между Венесуэлой и Бразилией.
Помимо этого, Венесуэла в рамках АЛБА создала условия для возникновения новых форм обмена и сотрудничества между изолированными прежде странами.
Однако можно сделать вывод, что основными слабыми сторонами группировки являются демократический дефицит в управленческом аппарате, односторонний характер развития, неясность, связанная с отношениями между группировкой и другими региональными инициативными организациями, например УНАСУР. Также страны не граничат друг с другом, что затрудняет процесс развития интеграции.
Кроме того, в АЛБА отсутствует теоретический и надгосударственный базис, основной законодательной силой наделено государство. Состояние и дальнейшее развитие АЛБА напрямую зависит от Венесуэлы. С точки зрения участия в гражданском обществе, АЛБА до сих пор предложила только организацию первой встречи социального движения, проведенного АЛБА в Венесуэле, и потенциальное объединение консульства социального движения в формальную структуру.
Крайне низки уровни поддержки президентов в странах-участницах, в Венесуэле новый президент Николас Мадуро не может поддерживать нефтяные проекты своего предшественника Уго Чавеса в АЛБА. Также фактор слабости блока ALBA заключается в том, что к нему не присоединилась ни одна крупная страна Латинской Америки.
Главная угроза существования организации - раскол общества в странах ALBA, особенно в стране-лидере Венесуэле. Сепаратистские процессы в Латинской Америке стимулируются крупномасштабной поддержкой со стороны США правых оппозиционеров, в том числе выступающих под флагом провинциального «суверенитета».
Одно из основных противоречий АЛБА - это напряжение между зависимостью стран-членов от эксплуатации природных ресурсов и изображением организованного общества, которое сильно противоречит этой эксплуатации по социальным и экологическим причинам. Таким образом, Венесуэла играет ведущую роль в интеграционном объединении АЛБА. Страна имеет наибольшую долю в совокупном ВВП организации, а также на ее долю приходится больше половины экспорта и импорта АЛБА. При этом экономическое и политическое состояние страны имеет огромное влияние на развитие интеграционных процессов.
Однако еще слишком рано предсказывать финал регионального интеграционного проекта в Южной Америке, но уже сейчас можно утверждать, что АЛБА создала условия для возникновения новых форм обмена и сотрудничества между изолированными прежде странами, хотя очевидно, что ALBA-TCP предполагалась не как схема региональной итерации, а скорее как политический альянс, который может остановить трансформировавшегося в механизм объединения FTAA.
Библиографический список
1. Буланов, А. Тень Уго Чавеса: что такое Боливарианский альянс // Информационно-политический портал «Око планеты» от 27.06.2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://oko-planet.su/politik/politikmir/124517-ten-ugo-chavesa-chto-takoe-bolivarianskiy-alyans.html
2. Пятаков, А. Империализм и сепаратизм. Возможна ли «арабская весна» в Латинской Америке? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://left.ru/2011/5/pyatakov207.phtml.
3. Томберг, И. Сукре для половины ALBA. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://opec.ru/1157071.html.
4. Joel D. Hirst. A Guide to ALBA. _ What is the Bolivarian Alternative to the Americas and What Does It Do? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.americasquarterly.org/hirst/article#hirst.
5. Tahina Ojeda Medina-CIUDAD CSS. 7 Years on from the Creation of the ALBA-TCP [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://venezuelanalysis.com/analysis/6972
6. Комиссия ООН по торговле и развитию. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://unctad.org
7. Официальный сайт посольства Боливарианской Республики Венесуэла в РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://embavenez.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1046:petrocaribeenduma &catid=70:energia&Itemid=279&lang=ru
8. Экономическая комиссия для Латинский Америки и Карибского бассейна [Электронный ресурс]. -Режим доступа : www.un.org/ecosoc/eclac/
E. V. Zolotova, Plekhanov Russian University of Economics
THE ROLE OF THE BOLIVARIAN REPUBLIC OF VENEZUELA IN ALBA ALLIANCE
The article considers a place and a role of the Bolivarian Republic of Venezuela within the limits of ALBA alliance. The basic macroeconomic indicators of Venezuela and ALB А were analyzed, a special attention was given to the structure of mutual trade between the countries-participants. On the basis of the spent research the author places special emphasis on strong and weak points of participation of Venezuela in АLBА and the alliance itself. The possibilities were also analyzed.
Keywords: ALBA-TCP, Venezuelan export, Venezuelan import, SUCRE, VVP (gross domestic product), mineral resources.
References
1. Bulanov, A. Ten' Ugo CHavesa: chto takoe Bolivarianskij al'jans // Informacionno-politicheskij portal «Oko planety» ot 27.06.2012. [JElektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://oko-planet.su/politik/politikmir/124517-ten-ugo-chavesa-chto-takoe-bolivarianskiy-alyans.html
2. Pjatakov, A. Imperializm i separatizm. Vozmozhna li «arabskaja vesna» v Latinskoj Amerike? [JElektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://left.ru/2011/5/pyatakov207.phtml.
3. Tomberg, I. Sukre dlja poloviny ALBA. [JElektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://opec.ru/1157071.html.
4. Joel D. Hirst. A Guide to ALBA. What is the Bolivarian Alternative to the Americas and What Does It Do? [JElektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.americasquarterly.org/hirst/article#hirst.
5. Tahina Ojeda Medina-CIUDAD CSS. 7 Years on from the Creation of the ALBA-TCP [JElektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://venezuelanalysis.com/analysis/6972
6. Komissija OON po torgovle i razvitiju. [JElektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://unctad.org
7. Oficial'nyj sajt posol'stva Bolivarianskoj Respubliki Venesujela v RF. [JElektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://embavenez.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1046:petrocaribeenduma &catid=70:energia&Itemid=279&lang=ru
8. JEkonomicheskaja komissija dlja Latinskij Ameriki i Karibskogo bassejna [JElektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : www.un.org/ecosoc/eclac/
© Е. В. Золотова, 2015
Автор статьи - Екатерина Владимировна Золотова, аспирант, Российский экономический университет
им. Г. В. Плеханова.
Рецензенты:
Ирина Борисовна Стукалова, доктор экономических наук, профессор, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.
Алексей Энверович Садеков, кандидат экономических наук, генеральный директор ООО «Консет-Рус».
УДК 338
С. М. Ильченко, Омская гуманитарная академия Я. В. Круковский,
Научно-производственное объединение «Специальная радиосвязь»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (ГЧП)
НА УРОВНЕ РЕГИОНОВ
В работе продолжается серия авторских публикаций, посвященная современным формам интегрированных рыночных структур в российской экономике. Актуализирована роль государственно-частного партнерства в сфере промышленного производства на федеральном и региональном уровнях. Рассмотрен один из перспективных вариантов реализации инновационно-инжиниринговых структур на принципах ГЧП.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, промышленная политика, устойчивое развитие, импортозамещение, инновации, интегрированные рыночные структуры
Как уже было отмечено в ряде работ [7-9], современный этап развития российского сектора промышленного производства (ПП) в целом, и оборонно-промышленного (ОПК) в частности, в условиях реализации политики импортозамещения характеризуется интенсивным развитием интеграционных связей и взаимодействий субъектов производственной инфраструктуры разных форм собственности с инновационно ориентированными финансовыми структурами (ИФС) в соответствующих отраслях экономики (рис. 1). Сформирован ряд госкорпораций для реализации государственной промышленной и инновационной политики