Научная статья на тему 'Общественная дипломатия стран АЛБА перед вызовами глобализации'

Общественная дипломатия стран АЛБА перед вызовами глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
349
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛБА / ALBA / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / STRATEGIC COMMUNICATIONS / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ / PUBLIC DIPLOMACY / ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ / DIGITAL DIPLOMACY / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОРТАЛЫ / ELECTRONIC PORTALS / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION POLICY / TELESUR / "БОЛИВАРИАНСКИЕ КРУЖКИ" / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKING / ИМИДЖ / IMAGE / BOLIVARIAN CIRCLES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Виноградова Екатерина Алексеевна

Общественная дипломатия стран АЛБА направлена на укрепление социально-экономического сотрудничества между странами участницами интеграционного объединения, а также на расширение культурных и образовательных программ для проведения независимого политического курса стран АЛБА на международной арене. Создание культурно-цивилизационного единства для народов, проживающих на территории стран АЛБА, является одной из целей ее общественной дипломатии. В этой связи институты интеграционного объединения работают для повышения эффективности информационной политики, в частности, посредством создания и развития информационных порталов различных организаций АЛБА. Целью данной статьи является анализ методов общественной дипломатии АЛБА, используемых для формирования имиджа интеграционного объединения на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALBA Countries’ Public Diplomacy Facing the Challenges of Clobalization

Public diplomacy of ALBA countries is aimed at strengthening the socio-economic cooperation between the members of the integration association, as well as the expansion of cultural and educational programs for independent political course of ALBA countries on the international level. Creating cultural and civilizational unity for the peoples living on the territory of the ALBA, is one of the goals of public diplomacy of ALBA. The regional integration institutions within the association work to expand the field of informational policy, by creating and developing of informational portals of various organizations of ALBA. The purpose of this article is to analyze the methods of public diplomacy ALBA uses to form the image integration association on the international level.

Текст научной работы на тему «Общественная дипломатия стран АЛБА перед вызовами глобализации»

Виноградова Е.А.

Общественная дипломатия стран АЛБА перед вызовами глобализации

Виноградова Екатерина Алексеевна — магистр истории, соискатель, исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: vimgradovacatherme7@,gmail.com

Аннотация

Общественная дипломатия стран АЛБА направлена на укрепление социально-экономического сотрудничества между странами — участницами интеграционного объединения, а также на расширение культурных и образовательных программ для проведения независимого политического курса стран АЛБА на международной арене.

Создание культурно-цивилизационного единства для народов, проживающих на территории стран АЛБА, является одной из целей ее общественной дипломатии.

В этой связи институты интеграционного объединения работают для повышения эффективности информационной политики, в частности, посредством создания и развития информационных порталов различных организаций АЛБА.

Целью данной статьи является анализ методов общественной дипломатии АЛБА, используемых для формирования имиджа интеграционного объединения на международной арене.

Ключевые слова

АЛБА, стратегическая коммуникация, общественная дипломатия, цифровая дипломатия, электронные порталы, информационная политика, TeleSUR, «боливарианские кружки», межкультурная коммуникация, социальные сети, имидж.

Общественная дипломатия1 стран АЛБА2 направлена на укрепление социально-экономического сотрудничества между странами — участницами интеграционного объединения, а также на расширение культурных и образовательных программ для проведения независимого политического курса стран АЛБА на международной арене.

Создание культурно-цивилизационного единства для народов, проживающих на территории стран АЛБА, является одной из целей общественной дипломатии АЛБА. В первую очередь здесь следует выделить работу, направленную на совершенствование такой важной области общественной дипломатии, как цифровая

1 Общественная дипломатия — комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов между отдельными лицами и общественными организациями разных стран.

2 АЛБА — Боливарианский альянс для народов нашей Америки (исп. Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra America). В состав альянса АЛБА входят девять стран: Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины. Как международная организация и субрегиональное интеграционное объединение был создан в 2004 году по инициативе Уго Чавеса и Фиделя Кастро. Цель альянса — содействие торговле и кооперации между ее участниками.

дипломатия3, получившую активное развитие благодаря созданию информационных порталов различных организаций АЛБА и их успешному информационно-коммуникационному оснащению.

Целью данной статьи является анализ методов общественной дипломатии АЛБА, используемых для формирования имиджа интеграционного объединения на международной арене.

Цифровая дипломатия АЛБА как одно из ведущих направлений общественной дипломатии

Информационные порталы интеграционного объединения АЛБА условно можно поделить на несколько тематических групп, направленных на работу с различными целевыми аудиториями и решение различных стратегических задач:

- портал, отвечающий за освещение социально-экономических и политических новостей и проектов в рамках работы интеграционного объединения. Сюда можно отнести портал торгового соглашения народов АЛБА — www.alba-tcp.org;

- порталы, отвечающие за освещение финансовых и банковских новостей. Портал Банка АЛБА — www.bancodelalba.org, портал денежной единицы сукре — www.sucrealba.org;

- портал, отвечающий за культурные новости и проекты АЛБА, — «Культура нашей Америки. Культурный портал АЛБА» www.albacultural.org;

- общий информационный портал АЛБА, где содержится информация обо всех основных проектах альянса, раскрывается его историческая роль, даются ссылки на все основные организации, относящиеся к работе интеграционного объединения. «Портал ALBA. Строя нашу Великую Родину» — www.alianzabolivariana.org;

- новостные порталы, относящиеся к масс-медиа: мультиканал АЛБА — www.dailymotion.com/multicanalALBA#video=xbhawp, канал АЛБА ТВ — www.albatv.org, радио Юга — www.laradiodelsur.com, телекомпания TeleSUR — www.telesurtv.net.

- информационный портал, посвященный развитию медицинских технологий в странах АЛБА, — портал АЛБАмед — www.salud.alianzabolivariana.org.

Большой популярностью среди стран Латинской Америки пользуются так называемые новостные порталы, которые содержат информацию о политических, социальных, культурных и экономических событиях происходящих в странах

3 Цифровая дипломатия — одно из направлений общественной дипломатии, ориентированной на вовлечение в дипломатическую практику широких слоев населения посредством интернета, социальных сетей.

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 137

АЛБА. Соответственно, информация, размещенная на данных порталах, направлена на работу с различными целевыми аудиториями стран, входящих в данное интеграционное объединение.

TeleSUR — главный канал стратегической коммуникации стран АЛБА

В качестве главного новостного портала, являющегося также одним из крупнейших наднациональных институтов АЛБА, выступает латиноамериканский телеканал, который является своего рода информационно-коммуникационным и идеологическим инструментом интеграционного объединения.

Телевизионная компания TeleSUR (La Nueva Televisora del Sur)4 была создана при активном содействии Уго Чавеса 24 июля 2005, явившись первой и единственной телекомпанией, принадлежащей латиноамериканцам (кроме Венесуэлы, в финансировании компании принимают участие правительства других стран АЛБА, а также Аргентины, Уругвая, Колумбии, Парагвая, Перу)5.

Основными языками телеканала являются испанский, португальский и английский.

Сигнал TeleSUR транслируется через спутник, и его можно принимать в Южной Америке6, Соединенных Штатах, некоторых странах Западной Европы и Северной Африки. В ее сетке вещания 40% времени отдается информационным программам. TeleSUR также транслирует документальные и художественные фильмы, репортажи о культурных событиях. Канал изначально был задуман как некоммерческий проект, поэтому на нем отсутствует реклама .

Повестка дня данного новостного канала утверждается советом директоров при помощи консультативного совета, в который входят многие международные и региональные общественные деятели, такие как лауреат Нобелевской премии мира Адольфо Перес Эскивель, поэт Эрнесто Карденал, писатели Эдуардо Галеано, Тарик Али, Саул Ландау, главный редактор Le Monde diplomatique и историк Игнасио Рамоне, аргентинский режиссер и продюсер Тристан Бауэр и актер Дэнни Гловер.

Канал состоит из восьми тематических разделов:

4 Программы TeleSUR доступны 250 миллионам зрителей во всей Латинской Америке, Европе, Северной Африке и Ближнем Востоке.

5 Финансовые спонсоры: Аргентина — 20%, Боливия — 5%, Куба — 19%, Эквадор, Никарагуа, Уругвай — 10%, Венесуэла — 51%.

6 Venezolana de Televisión; Canal 7 Argentina; Cubavisión; Ecuador TV; TV Boliviana; Multinoticias.

7 Филаткина Г.С. Взаимоотношения государственной Власти и СМИ в Венесуэле // Самое интересное [Блог]. 29.07.2011. URL: www.abv-project.ru/368 (14.01.2011).

• главная страница — на ней размещаются ежедневные новости;

• новости — сюда входит освещение всех мировых событий, которые произошли в течение месяца;

• мнение — статьи, интервью, аналитические заметки;

• программы — обзор расписания всех передач телевидения на неделю;

• видео — новости, интервью, репортажи по регионам;

• канал — расписана миссия телеканала, которая заключается в том, чтобы при помощи мультимедийной связи TeleSUR, имеющей латиноамериканскую социальную направленность, ориентированную на руководство и стимулирования процессов объединения южных народов, способствовать борьбе народов за мир, самоопределение, уважение прав человека и социальной справедливости8;

• расписание — график выхода программ на неделю с указанием телевизионных программ и времени для каждой страны Южной Америки.

• «Я репортер» — новостные репортажи по разным странам Латинской Америки.

Канал TeleSUR имеет свои официальные странички в Facebook9 и в Twitter 10. Кроме того, создание данного информационного канала коммуникации является успешным стратегическим решением латиноамериканских стран, так как, несмотря на развитие новых медиа, телевидение и радио остаются доминирующими способами получения новостей для населения стран Латинской Америки. Приблизительно 90% населения Латинской Америки используют данные традиционные каналы коммуникации для получения информации11.

Таким образом, мы можем видеть, что канал является крупнейшим телекоммуникационным институтом при интеграционном объединении АЛБА, который активно работает в области развития общественной дипломатии и является своего рода информационным фильтром, отвечающим за работу каналов стратегической коммуникации, таких как традиционные СМИ и новые медиа. На наш взгляд, основной целью создания данного наднационального органа, работающего в области

8 TeleSUR es. Nuestra mission // teleSUR. La Señal Informativa de América Latina [Official site]. URL: www.telesurtv.net/el-canal (26.07.2013).

9 Señal en vivo en Facebook. URL: www.facebook.com/teleSUR?sk=app 190322544333196 (26.07.2013). Создана 19 июня 2012. Насчитывает 23 866 ежедневных читателей.

10 TeleSUR TV @teleSURtv. Somos la Señal Informativa de América Latina Caracas telesurtv.net. URL: www.twitter.com/teleSURtv (26.07.2013). Насчитывает 567 243ежедневных читателей.

11 Painter J. The Boom in Counter-hegemonic News Channels: A case study of Telesur / Research paper presented to the Reuters Institute for the Study of Journalism, Oxford University, Feb. 2007. P. 25. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/fileadmin/documents/James Painter.pdf (15.05.2014).

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 139

общественной дипломатии, является укрепление стратегических контактов не только

среди стран участниц АЛБА и других латиноамериканских стран, но и расширение

контактов с различными регионами мира. Учитывая национально-патриотический уклон

программ, передач и фильмов телеканала, можно сделать вывод о том, что он является

органом, способным интегрировать народы Латинской Америки, опираясь на

цивилизационно-культурную специфику региона. В качестве технологий общественной

дипломатии, применяемых в работе данного наднационального института АЛБА,

выделяются межкультурная коммуникация, работа с новыми медиа.

C момента своего появления TeleSUR неоднократно подвергался

информационным нападкам со стороны многих чиновников правительства США, а

также американских СМИ.

СМИ США в своих публикациях сравнивали TeleSUR с арабским телеканалом

Аль-Джазира, отнеся их к главным агрессивным информационным каналам мира. Так,

американское издание New York Times в 2005 году подвергло резкой критике

правительство Венесуэлы и других стран АЛБА в том, что канал создан в целях

12

пропаганды, направленной против правительства США .

После того, как в 2006 году TeleSUR объявила о своем партнерстве с Аль-Джазирой, конгрессмен Конни Мак заявил, что TeleSUR представляет угрозу для Соединенных Штатов, обвинив президента Венесуэлы Уго Чавеса в «создании глобальной телевизионной сети для террористов»13.

В 2007 году информационные нападки со стороны американских СМИ снова усилились. Так, согласно очередной публикации New York Times, телеканал продолжает носить антиамериканскую направленность, агрессивно настроен против республиканской партии США и финансируется нефтяными и газовыми доходами. Кроме того, согласно публикациям издания, TeleSUR активно поддерживает тесные

14

контакты с террористическими группировками в регионе .

Однако, несмотря на резкую критику со стороны США, латиноамериканская телевизионная компания TeleSUR не утратила своего положительного имиджа в мире и смогла подписать контракты со многими медиакомпаниями Латинской Америки, ЕС,

12 Forero J. And Now, the News in Latin America's View // The New York Times. 16.05.2005. URL: www.nvtimes.com/2005/05/16/international/americas/16venez.html?n=Top%2fRefe-rence%2fTimes%20Topics%2fSubiects%2fT%2fTelevision (26.07.2013).

13 Mack, Rep. Connie, R-Fla (14th CD). New Alliance Between Chavez's Telesur, Al-Jazeera Creates Global Terror TV Network. US Federal News Service, 2/1/2006.

14 Romero S. Building a TV Station and a Platform for Leftists // The New York Times. 16.06.2007. URL: www.nvtimes.com/2007/06/16/world/americas/16izarrap.html?pagewanted=all& r=1& (26.07.2013).

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 140

Африки, Азии, что говорит о высоком уровне общественной дипломатии, которую развивает канал.

Работа порталов Торгового соглашения народов АЛБА15, Банка АЛБА16, рассчитана на контакты с политическими, экономическими и финансовыми группами.

Портал Торгового соглашения народов АЛБА состоит из семи тематических разделов и дает обширную информацию об экономических, политических и социальных проектах, осуществляемых в рамках интеграционного объединения. Портал располагает подробной информацией о каждой стране АЛБА. В технологическом плане он хорошо оснащен, имеет большую медиатеку, располагает выходом на СМИ стран АЛБА. Портал имеет значительную аналитическую поддержку, о чем свидетельствует раздел «Публикации».

Межкультурная коммуникация АЛБА как отражение цивилизационной идентичности латиноамериканского региона

За работу, направленную на управление общественным мнением и создание национально-региональной идеологии, отвечают такие порталы АЛБА, как «Культура

17

нашей Америки» .

Культурный портал АЛБА состоит из семи тематических разделов (культура, информация, участники, консультации, контакты, художественная галерея, мультимедиа). Само название портала говорит о цели его создания, которая заключается в том, чтобы показать культурно-цивилизационную общность этих народов. Кроме того, портал «Культура нашей Америки» рассчитан на зарубежную целевую аудиторию, о чем свидетельствует двуязычная информация на испанском и английском языках.

Портал располагает обширной информацией о латиноамериканских деятелях культуры, фольклоре стран Латинской Америки, ее исторических особенностях. Богатый медиавизуальный материал позволяет ближе познакомиться с латиноамериканской культурой.

Однако хотелось бы отметить, что культурный портал АЛБА не является какой-либо искусственной формой, созданной для формирования культурного единства латиноамериканского населения. Как справедливо отметил французский историк Ф. Бродель: «Закат престижа Европы, наблюдающийся в странах Латинской Америки

15 ALBA-TCP (The Bolivarian Alliance for the Peoples of Our America — Peoples' Trade Treaty) [Official site]. URL: http://alba-tcp.org/en (15.07.2013).

16 Banko del ALBA [Official site]. URL: www.bancodelalba.org (17.07.2013).

17 Portal del Alba Cultural. URL: www.albacultural.org/ (17.07.2013).

после Первой и особенно после Второй мировой войны, недоверие латиноамериканской интеллигенции к гегемонии США совпали с обнаружением ею окружающих культурных богатств, пониманием стоящих перед нею задач. Народ, то есть кабакло, пеон, индеец, чернокожий, вышел на авансцену. Они перестали быть дикарями, о которых вспоминали лишь тогда, когда говорили о необходимости донести до них блага цивилизации. Стали интересоваться их жизнью, их мыслями, их поговорками, их религией, они стали объектом социологических исследований, в которых им симпатизировали; они превратились в неотъемлемую часть национальной культуры»18.

Таким образом, культурный портал АЛБА является общественной платформой, которая позволяет распространять латиноамериканские культурные ценности в других странах мира, демонстрируя богатейший культурный потенциал латиноамериканского региона, через призму которого происходит повышение имиджевой стратегии стран АЛБА.

Располагая информацией на нескольких языках, данные информационные каналы АЛБА ежедневно информируют зарубежные и региональные целевые аудитории о главных событиях в жизни Латинской Америки. Важнейшим информационным каналом общественной дипломатии АЛБА является общий информационный портал АЛБА19. Он состоит из шести коммуникационных разделов. Важнейший пласт информации располагается в разделе «Библиотека». Здесь можно ознакомиться с политической, экономической и художественной литературой латиноамериканских стран. Данный раздел содержит информацию о встречах, проходящих на высшем уровне между лидерами стран АЛБА и их зарубежными партнерами. Кроме того, на сайте содержится информация о других информационных каналах стран АЛБА.

«Боливарианские кружки» как одна из форм общественной дипломатии стран АЛБА

Говоря об особенностях общественной дипломатии стран АЛБА как одной из важных частей стратегической коммуникации20, необходимо отметить, что огромную роль в налаживании внешнеполитических связей, социальной мобилизации сторонников идеологии боливаризма оказывают так называемые «боливарианские кружки» в России и Европе.

18 Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М.: Весь мир, 2008. С. 436.

19 Portal ALBA. URL: www.alianzabolivariana.org/ (12.10.2013).

20 Стратегическая коммуникация — стратегически скоординированная деятельность, направленная на управление целевыми аудиториями как внутри страны, так и за ее пределами для повышения репутации своей страны на международном уровне. Определение дано автором.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 142

Понятие «боливарианских кружков» используется латиноамериканистами при изучении внутренней социальной мобилизации сторонников Уго Чавеса в Венесуэле. «Боливарианские кружки» призваны стать основой самоорганизации граждан, поскольку у правительства нет практически никакой организации или партии, на которую можно было бы опереться в ходе реформ. Одна из важных функций «боливарианских кружков» — изучение и разъяснение сути новой конституции, то есть гражданское образование.

В настоящем исследовании автор использует это понятие для обозначения деятельности сторонников боливарианской идеологии и лидеров стран АЛБА в мире на примере создания подобных центров в странах СНГ и ЕС.

Целью создания «боливарианских кружков» в Европе и России является продвижение политических интересов АЛБА в этих странах.

В качестве основных технологий общественной дипломатии, активно используемых в этой области, можно выделить межкультурную коммуникацию и политический РЯ.

В странах СНГ и ЕС сторонников боливарианской идеологии и лидеров стран АЛБА объединяет латиноамериканские культурные центры, существующие, как правило, при посольстве Венесуэлы. В России это латиноамериканский культурный центр имени Симона Боливара. Его основные цели — формирование образа стран Латинской Америки и Карибского бассейна в Российской Федерации, пропаганда культурной идентичности и культурного многообразия, которые способствуют межнациональной гармонии на основе боливарианской мысли, установление сотрудничества и обмен с правительственными организациями Российской Федерации, а также организациями культуры и образования21.

При активном участии латиноамериканского культурного центра в Москве проводятся встречи российских общественных организаций с венесуэльскими президентами и руководителями других стран АЛБА. Центр принимал участие в организации встреч с бывшим президентом Венесуэлы Уго Чавесом и нынешним президентом страны Николасом Мадуро. Здесь надо отметить, что подобного рода встречи с президентом Венесуэлы характерны только для России и стран СНГ. Уго Чавес, учитывая особенности российского менталитета, для которого характерна крайняя эмоциональность, на встречах с российской общественностью прибегал к

21 Посольство Боливарианской Республики Венесуэла в Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.embavenez.ru/ (12.10.2012).

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 143

использованию популистского сленга, что особо ценилось российскими целевыми аудиториями. Так, в сентябре 2010 года во время визита президента Венесуэлы Уго Чавеса в РУДН эмоционально настроенную молодежь, главным образом российскую, с трудом удавалось сдерживать правоохранительным органам. Звучала венесуэльская песня «Чавес не уйдет» и создавался эффект фанатов на футбольном матче22.

Сторонники боливарианских проектов в странах СНГ объединяются в социальной сети «Вконтакте», где делятся информацией о том или ином событии в странах АЛБА23.

В ЕС, где крайний популизм лидеров стран АЛБА зачастую вызывает резкую критику, для социальной мобилизации своих сторонников они прибегают к другим методам, среди которых можно выделить культурные мероприятия, посвященные распространению боливарианской идеологии в ЕС. Результатом этой политики стала работа по продвижению латиноамериканских культурных ценностей, которая ведется европейской молодежью в социальных сетях. Так, в Facebook, Skyrock, Myspace имеются самостоятельные европейские блоги, созданные для поддержки боливарианского проекта.

В странах СНГ сторонники лидеров стран АЛБА также ведут активную работу в российских социальных сетях. Популярная российская социальная сеть «ВКонтакте» насчитывает более 300 групп, которые созданы в поддержку лидеров стран АЛБА и боливарианского проекта. Эти группы созданы в разных городах России, Белоруссии, Украины, что свидетельствует об эффективности социальной мобилизации сторонников боливарианской идеологии.

Важной задачей для стран АЛБА является создание благоприятного имиджа интеграционного объединения для расширения политических, экономических, социальных и культурных взаимоотношений не только между странами участницами интеграционного объединения, но с другими государствами мира. В этой связи работа в области общественной дипломатии стран АЛБА направлена на укрепление благоприятного имиджа интеграционного объединения и продвижения его национальных интересов за рубежом.

22 Автору настоящей статьи довелось принять участие в этой встрече.

23 Так, в сети «ВКонтакте» имеется 45 групп, посвященных деятельности бывшего президента Венесуэлы Уго Чавеса. Только одно сообществоЛатиноамериканского центра имени Уго Чавеса «ВКонтакте» насчитывает 1 543 человека (Официальная группа Латиноамериканского Центра имени Уго Чавеса «ВКонтакте». URL: www.vk.com/cc la (02.04.2014)), в Facebook — 5 510 участников (Официальная группа Латиноамериканского Центра имени Уго Чавеса в Facebook. URL: www.facebook.com/groups/477814438903702/ (02.04.2014)).

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 144

* * *

Использование информационно-коммуникационных каналов в общественной дипломатии для продвижения национальных интересов свидетельствует о модернизации политической системы АЛБА, направленной на использование новейших информационных технологий в своей политике.

Работая с различными группами целевых аудиторий в своих странах и за рубежом, АЛБА выработал свою информационно-коммуникационную политику.

Однако, несмотря на успешное развитие информационных каналов общественной дипломатии, коммуникация осуществляется не в полной мере. Это связано в первую очередь с тем, что многие вышеперечисленные каналы не имеют выхода в социальные сети и не осуществляют напрямую диалогическую связь с той или иной группой целевой аудитории, которым они адресуют информацию.

Работу в социальных сетях, которые являются на сегодняшний день одним из важнейших каналов общественной дипломатии, проводят сторонники боливарианской идеологии, значительно повышая имиджевые характеристики АЛБА. Но в силу слабой информационной поддержки АЛБА они не способны в полной мере нейтрализовать информационное давление со стороны американских стратегических коммуникаторов, работающих на подрыв имиджа АЛБА в глазах международных партнеров и информационно-психологические операции по дестабилизации режимов в этих странах и распаду альянса.

Список литературы:

1. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М.: Весь мир, 2008.

2. Официальная группа Латиноамериканского Центра имени Уго Чавеса «ВКонтакте». URL: www.vk.com/cc la (02.04.2014).

3. Официальная группа Латиноамериканского центра имени Уго Чавеса в Facebook. URL: www.facebook.com/groups/477814438903702/ (02.04.2014).

4. Пайович С. Понятие интеграции в латиноамериканской мысли // Латинская Америка. 2010. № 4. С. 31-45.

5. Посольство Боливарианской Республики Венесуэла в Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.embavenez.ru/ (12.10.2012).

6. Роговский Е.А. Глобальные информационные технологии — фактор международной безопасности // США и Канада: экономика, политика, культура. 2010. № 12. C. 3-26.

7. Филаткина Г.С. Взаимоотношения государственной Власти и СМИ в Венесуэле // Самое интересное [Блог]. 29.07.2011. URL: www.abv-proiect.ru/368 (14.01.2011).

8. ALBA-TCP (The Bolivarian Alliance for the Peoples of Our America — Peoples' Trade Treaty) [Official site]. URL: http://alba-tcp.org/en (15.07.2013).

9. Banko del ALBA [Official site]. URL: www.bancodelalba.org (17.07.2013).

10. Bruce G. Public Diplomacy and Strategic Communication: Cultures, Firewalls, and Imported Norms / George Washington University and Georgetown University. Washington, D C. August 31, 2005. URL: http://web.ccas.gwu.edu/dev/filehost/5/APSA Panel6 Paper 8-23-05.pdf (14.05.2014).

11. CancliniN.G. L'Amérique latine au XXIe siècle. Paris, 2007.

12. Castillo W. Sistema Nacional de Medios en revolución / Ministerio para el Poder Popular para la Comunicación y la Información. 2008. URL: http://www.minci.gob.ve/2008/04/sistem a-nacional-de-medios-en-revolucion/ (14.05.2014).

13. Devirieux M. Etude et critique du concept de Diplomatie Publique // Journal of Policy Studies. 2011, Winter. P. 58-95.

14. Forero J. And Now, the News in Latin America's View // The New York Times. 16.05.2005. URL: www.nytimes.com/2005/05/16/international/americas/16venez.html?n=To p%2fRefe-rence%2fTimes%20Topics%2fSubiects%2fT%2fTelevision (26.07.2013).

15. Lujan F., Connors T. Forging a Security Strategy for Latin America. October 31 — November 2, 2007. Chicago: McCormick Foundation, 2008. URL: http://documents.mccormi ckfoundation.org/publications/specialreports/strategyLatinAmerica.pdf (15.05.2014).

16. Mack, Rep. Connie, R-Fla (14th CD). New Alliance Between Chavez's Telesur, Al-Jazeera Creates Global Terror TV Network. US Federal News Service, 2/1/2006.

17. Mazzoleni G. La comunicazione politica. Bologna: Il Mulino, 2004.

18. Painter J. The Boom in Counter-hegemonic News Channels: A case study of Telesur / Research paper presented to the Reuters Institute for the Study of Journalism, Oxford University, Feb. 2007. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/fileadmin/documents/Ja mes Painter.pdf (15.05.2014).

19. Portal ALBA. URL: www.alianzabolivariana.org/ (12.10.2013).

20. Portal del Alba Cultural [Official site]. URL: www.albacultural.org/ (17.07.2013).

21. Romero S. Building a TV Station and a Platform for Leftists // The New York Times. 16.06.2007. URL: www.nytimes.com/2007/06/16/world/americas/16izarrap.html?pagewanted =all& r=1& (26.07.2013).

22. Señal en vivo en Facebook.

URL: www.facebook.com/teleSUR?sk=app 190322544333196 (26.07.2013).

23. Social Movements and Leftist Governments in Latin America. Confrontation or Cooptation? / eds.: G. Prevost, C.O. Campos, H.E. Vanden. London: Zed Books, 2012.

24. TeleSUR TV @teleSURtv. Somos la Señal Informativa de América Latina Caracas telesurtv.net. URL: www.twitter.com/teleSURtv (26.07.2013).

25. TeleSUR es. Nuestra mission // teleSUR. La Señal Informativa de América Latina [Official site]. URL: www.telesurtv.net/el-canal (26.07.2013).

Vinogradova E.

ALBA Countries' Public Diplomacy Facing the Challenges of Clobalization

Vinogradova, Ekaterina — MA, postgraduate student, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: vinogradovacatherine7@gmail.com

Annotation

Public diplomacy of ALBA countries is aimed at strengthening the socio-economic cooperation between the members of the integration association , as well as the expansion of cultural and educational programs for independent political course of ALBA countries on the international level.

Creating cultural and civilizational unity for the peoples living on the territory of the ALBA, is one of the goals of public diplomacy of ALBA.

The regional integration institutions within the association work to expand the field of informational policy, by creating and developing of informational portals of various organizations of ALBA.

The purpose of this article is to analyze the methods of public diplomacy ALBA uses to form the image integration association on the international level.

Keywords

ALBA, strategic communications, public diplomacy, digital diplomacy, electronic portals, information policy, TeleSuR, bolivarian circles, intercultural communication, social networking, image.

References:

1. Brodel' F. Grammatika civilizacij. Moscow: Ves' mir, 2008.

2. Oficial'naja gruppa Latinoamerikanskogo Centra imeni Ugo Chavesa «VKontakte». URL: www.vk.com/cc_la (02.04.2014).

3. Oficial'naja gruppa Latinoamerikanskogo centra imeni Ugo Chavesa v Facebook. URL: www.facebook.com/groups/477814438903702/ (02.04.2014).

4. Pajovich S. Ponjatie integracii v latinoamerikanskoj mysli. Latinskaja Amerika, 2010, 4, pp. 31-45.

5. Posol'stvo Bolivarianskoj Respubliki Venesujela v Rossijskoj Federacii [Oficial'nyj sajt]. URL: http://www.embavenez.ru/ (12.10.2012).

6. Rogovskij E.A. Global'nye informacionnye tehnologii — faktor mezhdunarodnoj bezopasnosti. SShA i Kanada: jekonomika, politika, kul'tura, 2010, 12, pp. 3-26.

7. Filatkina G.S. Vzaimootnoshenija gosudarstvennoj Vlasti i SMI v Venesujele. Samoe interesnoe [Blog], 29.07.2011. URL: www.abv-proiect.ru/368 (14.01.2011).

8. ALBA-TCP (The Bolivarian Alliance for the Peoples of Our America — Peoples' Trade Treaty) [Official site]. URL: http://alba-tcp.org/en (15.07.2013).

9. Banko del ALBA [Official site]. URL: www.bancodelalba.org (17.07.2013).

10. Bruce G. Public Diplomacy and Strategic Communication: Cultures, Firewalls, and Imported Norms / George Washington University and Georgetown University. Washington, D.C. August 31, 2005. URL: http://web.ccas.gwu.edu/dev/filehost/5/APSA Panel6 Paper 8-23-05.pdf (14.05.2014).

11. Canclini N.G. L'Amérique latine auXXIe siècle. Paris, 2007.

12. Castillo W. Sistema Nacional de Medios en revolución / Ministerio para el Poder Popular para la Comunicación y la Información. 2008. URL: http://www.minci.gob.ve/2008/04/sistema-nacional-de-medios-en-revolucion/ (14.05.2014).

13. Devirieux M. Etude et critique du concept de Diplomatie Publique. Journal of Policy Studies, 2011, Winter, pp. 58-95.

14. Forero J. And Now, the News in Latin America's View. The New York Times, 16.05.2005. URL: www.nytimes.com/2005/05/16/international/americas/16venez.html?n=Top%2fRefe-rence%2fTimes%20Topics%2fSubiects%2fT%2fTelevision (26.07.2013).

15. Lujan F., Connors T. Forging a Security Strategy for Latin America. October 31 — November 2, 2007. Chicago: McCormick Foundation, 2008. URL: http://documents.mccormickfoundation.org/publications/specialr eports/strategyLatinAmerica.pdf (15.05.2014).

16. Mack, Rep. Connie, R-Fla (14th CD). New Alliance Between Chavez's Telesur, Al-Jazeera Creates Global Terror TV Network. US Federal News Service, 2/1/2006.

17. Mazzoleni G. La comunicazione politica. Bologna: Il Mulino, 2004.

18. Painter J. The Boom in Counter-hegemonic News Channels: A case study of Telesur / Research paper presented to the Reuters Institute for the Study of Journalism, Oxford University, Feb. 2007. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/fileadmin/documents/James Painter.pdf (15.05.2014).

19. Portal ALBA. URL: www.alianzabolivariana.org/ (12.10.2013).

20. Portal del Alba Cultural [Official site]. URL: www.albacultural.org/ (17.07.2013).

21. Romero S. Building a TV Station and a Platform for Leftists. The New York Times, 16.06.2007. URL: www.nytimes.com/2007/06/16/world/americas/16izarrap.html?pagewanted=all& r=1& (26.07.2013).

22. Señal en vivo en Facebook. URL: www.facebook.com/teleSUR?sk=app 190322544333196 (26.07.2013).

23. Social Movements and Leftist Governments in Latin America. Confrontation or Co-optation? / eds.: G. Prevost, C.O. Campos, H.E. Vanden. London: Zed Books, 2012.

24. TeleSUR TV @teleSURtv. Somos la Señal Informativa de América Latina Caracas telesurtv.net. URL: www.twitter.com/teleSURtv (26.07.2013).

25. TeleSUR es. Nuestra mission. teleSUR. La Señal Informativa de América Latina [Official site]. URL: www.telesurtv.net/el-canal (26.07.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.