Научная статья на тему 'Внешнеполитические проекции альтерглобализма в Латинской Америке'

Внешнеполитические проекции альтерглобализма в Латинской Америке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
804
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМ / "ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ" / "LEFT TURN" / УНАСУР / АЛБА / INTEGRATION / ALTER GLOBALIZATION / UNASUR / ALBA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нелина Лариса Павловна

В статье на примере УНАСУР и АЛБА рассматриваются предлагаемые правительствами «левого поворота» альтернативные модели интеграции, основанные на приоритете политического сотрудничества для решения социальных проблем региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOREIGN POLITICAL PROJECTIONS OF ALTER GLOBALIZATION IN LATIN AMERICA

The author analises the cases of UNASUR and ALBA in order to examine alternative models of integration that were offered by the governments of the «left turn». These models are based on the priority of political cooperation to solve the social problems of the region.

Текст научной работы на тему «Внешнеполитические проекции альтерглобализма в Латинской Америке»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 327.7(8)

Л. П. Нелина

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМА В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

В статье на примере УНАСУР и АЛБА рассматриваются предлагаемые правительствами «левого поворота» альтернативные модели интеграции, основанные на приори-

тете политического сотрудничества для решения социальных проблем региона.

Ключевые слова: интеграция, альтер-глобализм, «левый поворот», УНАСУР, АЛБА.

L. P. Nelina

THE FOREIGN POLITICAL PROJECTIONS OF ALTER GLOBALIZATION IN LATIN AMERICA

The author analises the cases of UNA-SUR and ALBA in order to examine alternative models of integration that were offered by the governments of the «left turn». These models are based on the priority of political

Определяющей тенденцией общественного развития в конце XX - начале XXI вв. является глобализация, затрагивающая наряду с культурной, политическую и экономическую сферы. Среди глобализацион-ных процессов в экономике приоритетным стал процесс повсеместного внедрения неолиберальных стратегий, результатом реализации которых является формирование моделей зависимого развития. По сути, реализация неолиберальных экономических стратегий является вызовом глобализации для государств, не входящих в число стран центра мировой экономической системы. С конца прошлого века попытка поиска ответов на этот вызов осуществляется на уровне глобального гражданского общества и выражается в появлении феномена альтерглобализма. Выдвигая общее требование «справедливой глобализации», это движение имеет свои особенности в каждом из регионов мира. Специфика латиноамериканского альтерглобалистского движения обусловлена тем, что обострение социального вопроса в Латинской Америке

cooperation to solve the social problems of the region.

Key words: integration, alter globalization, "left turn", UNASUR, ALBA.

на рубеже веков с одной стороны способствовало зарождению и развитию альтерглобалистского движения в этом регионе, с другой - возрождению популярности «левых» политических партий и движений, многие из которых восприняли альтерглобалист-ские лозунги.

Разворачивание «левого поворота» в регионе на волне массового разочарования неолиберальным курсом предопределило характер внешне- и внутриполитических инициатив его акторов. Осознание субъективности и управляемости доминирующих в регионе процессов глобализации в первую очередь поставило вопрос об альтернативных формах интеграции, катализатором которых стала интенсификация курса США на создание Зоны свободной торговли для Америк, АЛКА (Área de Libre Comercio de las Américas, ALCA).

В 1989 г. в США был разработан План Американская инициатива (Enterprise for the Americas Initiative, EAI) по формированию зоны свободной торговли в Западном полушарии к 2000г. Но, после подписания

Гуманитарные и юридические исследования

соглашения НАФТА этот план претерпел изменения, и вместо Инициативы для Америки появился проект АЛКА подписание которого было отложено до 2005г. [2, с. 11]. Данный проект, созданный на базе соглашений ВТО, выходит за их рамки, поэтому его называют проектом ВТО-Плюс, также как и НАФТА-Плюс, поскольку он охватывает все Западное полушарие. Существует также мнение, что ВТО, НАФТА и АЛКА формируют глобальную конституцию, которая нивелирует нормы национальных конституций [7, с. 518-519]. Стремление навязать новый неолиберальный проект вызвало волну выступлений против него по всему субконтиненту. Центральным событием борьбы против АЛКА стал I Социальный Форум Америк (FSA) в Кито 29-30 июля 2004 г. Активное выражение мнения общественности, которая оказывала давление на правительства, содействовало отказу южноамериканских правительств подписать договор в 2005г. на саммите в Мар-дель-Плата (Аргентина).

Отказ от подписания АЛКА, тем не менее, не снял повестку интеграции в регионе, он изменил ее характер и приоритеты. Выдвигаемые в регионе инициативы в глобальном масштабе отстаивают концепцию «многостороннего» мироустройства и демонтаж современного глобального диктата США. Кроме того, доминирующая в 1990-2005 гг. концепция «открытого регионализма», постулирующая либерализацию всех секторов экономики и «взаимность» в открытии рынков, в соответствии с требованиями ВТО [8, р. 5], продемонстрировала свою несостоятельность. Подобные, основанные на либерализации экономики и торговли, модели в литературе получили название «негативной интеграции», в то время как «позитивная интеграция» рассматривается как процесс, сосредоточенный на государственной политике и институциональном строительстве [10, р. 14], имеющий целью построение «постлиберальных» моделей, которые в литературе также предлагается рассматривать как модели «альтернативной интеграции» [5, с. 111]. На современном этапе в Латинской

Америке выдвигаются два альтернативных «постлиберальных» проекта интеграции, в значительной мере конкурирующих между собой.

Первый из них, являющийся, по сути, бразильской альтернативой интеграционной модели в регионе, реализуется в рамках создания УНАСУР. В 2000 г. на первом саммите президентов 12 стран Южной Америки Бразилией была выдвинута инициатива создания Южноамериканской зоны свободной торговли. В 2004 г. на третьем по счету саммите президентов стран Южной Америки было принято решение о формировании Южноамериканского сообщества наций в составе 12 стран, входящих в МЕР-КОСУР, Андское сообщество наций, а также Суринама, Чили и Гайаны. Наблюдателями стали Мексика и Панама. Правовое оформление Сообщества произошло с подписанием Декларации Куско от 8 декабря 2004 г. В этой декларации были заявлены намерения сократить бедность и нестабильность. В целом же концепция Сообщества во многом перекликается с известной идеей С.Боливара, выступавшего за объединение стран Южной Америки на основе федерации народов в целях роста благосостояния и сохранения безопасности. В апреле 2007 г. на очередной встрече президентов стран Южной Америки на о. Маргарита (Венесуэла) первоначальная концепция формирования Южноамериканского сообщества наций была трансформирована в идею создания Союза Южноамериканских наций, УНАСУР (Unión de Naciones Suramericanas, UNASUR). Учредительный договор УНАСУР был подписан в Бразилиа 23 мая 2008 г. лидерами Аргентины, Бразилии, Боливии, Чили, Эквадора, Венесуэлы, Колумбии, Перу, Парагвая, Уругвая, Гайаны и Суринама.

Причиной изменения походов к процессу интеграции в регионе стало изменение их акцентов. Если в рамках Сообщества главный из них делался на экономическую интеграцию и создание экономического союза по европейской модели, то в рамках Союза акцент сместился на политическое сотрудничество, отодвинув экономические вопросы на второй план [2, с. 15].

С целью снижения давления на страны региона глобальных финансовых институтов одновременно с договором об УНАСУР был подписан договор о создании регионального кредитного института - Банка Юга (Banco del Sur). Его учредителями стали Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Боливия, Парагвай, Уругвай, Эквадор. Совокупный капитал Банка составляет 7 млрд. долл., уставной капитал достигает 20 млрд долл. Размеры вкладов стран-участниц определяются с учетом возможностей их экономик. Банк находится в Каракасе и имеет представительства в Аргентине (Буэнос-Айрес) и в Боливии (Ла Пас). Цель Банка - финансирование проектов экономического развития стран-членов по повышению уровня конкурентоспособности, содействию научному и технологическому развитию, стимулированию реализации интеграционных проектов, сокращению дифференциации между экономиками стран-членов, содействию более равномерному и справедливому распределению инвестиций.

Другой важной инициативой в рамках УНАСУР стал запуск регионального телеканала «Telesur», призванного стать альтернативой доминирующим в регионе новостным испаноязычным СМИ США. Его учредителями стали Венесуэла, Аргентина, Куба, Уругвай, вложившие 2,5 млн долл. [1, с. 101]. Канал начал вещание 26 июля 2005 г. под лозунгом «Наш Север - Юг». Миссией «Telesur» была провозглашена «ведущая роль и содействие процессу объединения народов Юга», который понимается не в географическом, а геополитическом значении - концепция, способствующая борьбе народов за мир, самоопределение, уважение к правам человека и социальной справедливости [11].

Таким образом, выдвигаемая Бразилией модель региональной интеграции в рамках УНАСУР, базирующаяся на усилении экономического взаимодействия стран Южной Америки при отведении значительной роли политической и культурной сферам, ставит главной целью создание регионального центра силы в системе международных от-

ношений, обладающего достаточной субъ-ектностью для выбора путей собственного развития и отражает амбиции бразильского руководства на лидерство в этом регионе.

Венесуэльской альтенативой АЛКА является «Боливарианский альянс для народов нашей Америки - Договор о торговле народов», АЛБА-ТКП (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América - Tratado de Comercio de los Pueblos, ALBA-TCP). Идея АЛБА была выдвинута У. Чавесом в 2001 г. Начало ее осуществлению было положено в декабре 2004 г. заключением первого соглашения в его рамках между Венесуэлой и Кубой. Проект АЛБА предполагает комплексный характер интеграции, затрагивающей все сферы общественных отношений: политическую, экономическую, социальную, культурную, выступающих как единое целое. Это позволяет исследователям расценивать проект не просто как очередной, но как принципиально новый [4, с. 62]. Рассматривая идеологические основы АЛБА в рамках концепции «социализма XXI века» выделяют два основных принципа:

- принцип «кооперативных преимуществ», который предполагает устранение неравенства в развитии и введение неэквивалентного обмена между богатыми и бедными странами посредством применения различных компенсационных механизмов в противовес принципу «сравнительных преимуществ», предполагающему получение высокой и быстрой прибыли [6, с. 52];

- принцип солидарной ответственности за энергетическую безопасность входящих в объединение стран, реализующийся в облегчении бремени закупок энергоресурсов для развивающихся стран [3].

В 2005 г. с подписанием Договора о торговле народов к блоку присоединилась Боливия, внеся свой вклад в идеологические основы объединения. Положения ТКП достаточно сходны с принципами АЛБА, но основной акцент в нем сделан на критике неолиберальной модели, разрушающей

Гуманитарные и юридические исследования

механизмы кооперации и производства коренных народов. Согласно ТКП торговля должна служить «укреплению мелких производителей, предпринимателей, кооперативов и общественных предприятий». Договор также содержит ряд требований, направленных на сохранение культуры коренных народов [8, р.10]. Указанные принципы с подписанием трехстороннего соглашения были перенесены на АЛБА в целом.

В политическом плане проект предусматривает создание конфедерации латиноамериканских государств, в экономическом - намечает создание в регионе единого комплекса на основе государственного сектора. В основе интеграции лежит создание альянса государственных нефтяных и газовых компаний «Петроамерика». Сегодня этот проект реализуется государственной нефтяной компанией Венесуэлы PDVSA в рамках трех инициатив: «Петрока-рибе», «Петроандина» и «Петросур», хотя охваченные этими инициативами страны и не являются членами АЛБА. Внутри АЛБА предусмотрены механизмы, когда в качестве частичной оплаты поставок венесуэльских энергоносителей страны-участники будут предоставлять продукты питания.

АЛБА также предлагает практиковавшуюся в Латинской Америке на протяжении многих десятилетий стратегию национальной диверсификации на базе импортза-мещения заменить стратегией межнациональной диверсификации, основанной на взаимодополняющем развитии [4, с. 59]. В своей деятельности АЛБА-ТКП руководствуется 14 принципами, главными из которых являются утверждения, что «инвестиции должны быть инструментом достижения справедливого и устойчивого развития», а заключаемые между государствами соглашения должны учитывать «уровень развития» и «объемы экономики» каждого из них [9].

В настоящий момент в состав альянса входят Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа, Эквадор, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины, Доминика, Санта Лусия. Чтобы включить в проект АЛБА большее количество государств, венесуэльское правительство предлагает прежде всего сделать

ставку на сотрудничество государственных компаний или создание новых совместных предприятий. Примерами служит активное участие Венесуэлы в инициативах УНАСУР -Банке Юга и учреждении «Те^иг», оказывая тем самым влияние на бразильские инициативы. По данным венесуэльского Центра экономических исследований (СИЕКА), с момента создания АЛБА до середины 2008 г. Венесуэла вложила в этот проект 32,95 млрд долл., или 23,5 % доходов бюджета за указанный период [3].

В целом же представляется возможным рассматривать АЛБА с одной стороны, как торгово-инвестиционный инструмент, который Каракас использует для продвижения собственного видения региональной интеграции, а с другой - как внешнеполитическое продолжение внутренней стратегии боливарианской трансформации национальной экономики.

Суммируя выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

• процесс имплементации неолиберальных экономических стратегий и основанных на них моделей интеграции, призванных к сокращению возможностей национальных экономик противостоять рискам глоба-лизировнной мировой экономики в Латинской Америке наталкивается на противодействие гражданского общества и пришедших к власти на волне антинеолиберальных настроений «левых» правительств;

• в регионе выдвигаются два альтернативных проекта интеграции (УНАСУР и АЛБА), которые на современном этапе доказывают свою жизнеспособность;

• приоритетом предлагаемых альтернативных интеграционных проектов является политическое сотрудничество во имя решения социальных проблем региона, а экономическая интеграция рассматривается в качестве средства достижения этой цели;

• опыт функционирования АЛБА и УНАСУР ставит вопрос о правомерности утверждения о безальтернативности неолиберальной повестки интеграции.

Литература

1. Белов Д., Старостина Е. Интеграционные процессы в Латинской Америке // Международная жизнь. 2006. № 3.

2. Костюнина Г.М., Пронина Н.К. Эволюция концепции формирования общерегиональной зоны свободной торговли в Латинской Америке/ Г.М. Костюнина, Н.К. Пронина // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 7.

3. Лезгинцев Ю. «Боливарианская альтернатива для Америк» как новая форма интеграционных объединений в странах Латинской Америки и Карибского бассейна // Экономические стратегии. 2009. № 5-6. [Электронный ресурс] URL: http://www.inesnet.ru/magazine/mag_archive/ free/2009_05_06/lezgintsev.htm (Дата обращения: 31.10.2014).

4. Пятаков А. Латиноамериканская грань мирового альтерглобализма: итоги и перспективы развития // Свободная мысль. 2007. № 7.

5. Пятаков А.Н. Модели альтернативной интеграции Латинской Америки в начале XXI в. // Ибероа-мериканские тетради. Вып 3(5) - МГИМО-Университет, 2014.

6. Строганова Е.Д. Идеи социализма в Латинской Америке // Латинская Америка. 2009. № 12.

7. Сул\ма £.М., Шепелев М.А. Глобал\стика: п1дручник. К.: Вища школа, 2010.

8. Fritz T. ALBA contra ALCA : La Alternativa Bolivariana para las Americas: una nueva via para la interacion regional en Latinoamerica/ Thomas Fritz; Centro de Investigación y Documentación Chile Latinoamerica (FDCL). Berlin, 2007.

9. Fundamental Principles of the Peoples' Trade Treaty (TCP) [Internet resource]. URL: http://www.alba-tcp.org/en/contenido/governing-principles-tcp (fecha de recurso visitada: 16.03.2015).

10. Sanahuja J.A. Del «regionalismo abierto» al «regionalismo post-liberal». Crisis y cambio en la integracion regional en America Latina/ Jose Antonio Sanahuja//Anuario de la Integracion Regional de America Latina y el Gran Caribe 2008-2009. Buenos Aires. 2008. № 7.

11. Sobre teleSUR [Recurso de Internet]. URL: http://www.telesurtv.net/pages/sobrenosotros.html (fecha de recurso visitada: 16.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.