Научная статья на тему 'РОЛЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ'

РОЛЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1288
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНЫЕ ДОХОДЫ / ОТМЫВАНИЕ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР В СИСТЕМЕ ПОД/ФТ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мендрук К. С.

Данное научное исследование выполнено с целью изучения влияния банковского сектора в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В работе рассмотрены теоретические и правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов в банковском секторе Российской Федерации, изучено взаимодействие Банка России и Росфинмониторинга в области банковского сектора. Научно-исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Цель работы - изучить теоретические и правовые основы противодействия легализации (отмывания) доходов в банковской системе Российской Федерации. Методы и объекты исследования: анализ литературы по теме исследования; изучение и обобщение сведений; синтез (объединение фактов в одно целое); индукция (рассуждение от частного к общему); дедукция (рассуждение от общего к частному); классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу). Объект исследования: банковский сектор в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Результаты. Изучены теоретические и правовые основы противодействия легализации (отмывания) доходов в банковской системе Российской Федерации, нормы права, регулирующие отношения в сфере банковского надзора. Рассмотрены механизмы противодействия легализации незаконных доходов в банковской системе. Выводы. Одним из основных каналов для легализации незаконных доходов являются в современных условиях банковские системы. Использование банковских систем для незаконных целей, обусловлено, прежде всего, множеством видов оказываемых услуг финансового посредничества и огромными объемами операций. В настоящее время масштабы проблемы легализации незаконных доходов для банковской системы Российской Федерации можно охарактеризовать количеством отозванных у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций. За период с 2017 по 2020 гг. Банк России лишил лицензии - 122 кредитных организаций. Основаниями для отзыва лицензий являлись: 1/3 - по основанию «сомнительности», 1/3 - неустойчивости, 1/3 - по обоим основаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE BANKING SECTOR IN COMBATING MONEY LAUNDERING

This research study was carried out to study the impact of the banking sector in combating the legalization (laundering) of proceeds from crime. The paper examines the theoretical and legal foundations of countering the legalization (laundering) of incomes in the banking sector of the Russian Federation, studies the interaction of the Bank of Russia and Rosfinmonitoring in the banking sector. The research work consists of an introduction, a main part, a conclusion and a bibliographic list. Purpose of the article is to study the theoretical and legal foundations of combating the legalization (laundering) of income in the banking system of the Russian Federation. Methods and objects of the research are analysis of the literature on the research topic; study and generalization of information; synthesis (combining facts into one whole); induction (reasoning from particular to general); deduction (reasoning from the general to the particular); classification (creation of a system that unites heterogeneous phenomena according to a single principle). Object of research: the banking sector in combating the legalization (laundering) of proceeds from crime. Results. The theoretical and legal foundations of combating the legalization (laundering) of incomes in the banking system of the Russian Federation, the rules of law governing relations in the field of banking supervision have been studied. The mechanisms of counteraction to legalization of illegal income in the banking system are considered. Conclusions. In modern conditions, banking systems are one of the main channels for legalizing illegal income. The use of banking systems for illegal purposes is primarily due to the many types of financial intermediation services provided and the huge volumes of transactions. At present, the scale of the problem of legalization of illegal income for the banking system of the Russian Federation can be characterized by the number of licenses revoked from credit institutions to carry out banking operations. For the period from 2017 to 2020 The Bank of Russia revoked licenses - 122 credit institutions. The grounds for revoking licenses were: 1/3 - on the basis of "doubtfulness", 1/3 - instability, 1/3 - on both grounds.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ»

Роль банковского сектора в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путем

Мендрук К. С.,

еашИа. ёа]апоуа@уапёех. ги

Московский финансово-юридический университет -Калининградский филиал (г. Калининград, Россия)

УДК 338.246.05.2

Аннотация. Данное научное исследование выполнено с целью изучения влияния банковского сектора в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В работе рассмотрены теоретические и правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов в банковском секторе Российской Федерации, изучено взаимодействие Банка России и Росфинмониторинга в области банковского сектора. Научно-исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Цель работы - изучить теоретические и правовые основы противодействия легализации (отмывания) доходов в банковской системе Российской Федерации. Методы и объекты исследования: анализ литературы по теме исследования; изучение и обобщение сведений; синтез (объединение фактов в одно целое); индукция (рассуждение от частного к общему); дедукция (рассуждение от общего к частному); классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу). Объект исследования: банковский сектор в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Результаты. Изучены теоретические и правовые основы противодействия легализации (отмывания) доходов в банковской системе Российской Федерации, нормы права, регулирующие отношения в сфере банковского надзора. Рассмотрены механизмы противодействия легализации незаконных доходов в банковской системе. Выводы. Одним из основных каналов для легализации незаконных доходов являются в современных условиях банковские системы. Использование банковских систем для незаконных целей, обусловлено, прежде всего, множеством видов оказываемых услуг финансового посредничества и огромными объемами операций. В настоящее время масштабы проблемы легализации незаконных доходов для банковской системы Российской Федерации можно охарактеризовать количеством отозванных у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций. За период с 2017 по 2020 гг. Банк России лишил лицензии - 122 кредитных организаций. Основаниями для отзыва лицензий являлись: 1/3 - по основанию «сомнительности», 1/3 - неустойчивости, 1/3 -по обоим основаниям.

Ключевые слова: преступные доходы, отмывание, банковский сектор в системе ПОД/ФТ, легализация незаконных доходов.

The role of the banking sector in combating money

laundering

Mendruk K.S., Annotation. This research study was carried out to study the

[email protected] impact of the banking sector in combating the legalization

(laundering) of proceeds from crime. The paper examines the Moscow University of Finance theoretical and legal foundations of countering the legalization and Law - Kaliningrad (laundering) of incomes in the banking sector of the Russian

Branch Federation, studies the interaction of the Bank of Russia and

(Kaliningrad, Russia) Rosfinmonitoring in the banking sector. The research work consists

of an introduction, a main part, a conclusion and a bibliographic UDC 338.246.05.2 list. Purpose of the article is to study the theoretical and legal

foundations of combating the legalization (laundering) of income in the banking system of the Russian Federation. Methods and objects of the research are analysis of the literature on the research topic; study and generalization of information; synthesis (combining facts into one whole); induction (reasoning from particular to general); deduction (reasoning from the general to the particular); classification (creation of a system that unites heterogeneous phenomena according to a single principle). Object of research: the banking sector in combating the legalization (laundering) of proceeds from crime. Results. The theoretical and legal foundations of combating the legalization (laundering) of incomes in the banking system of the Russian Federation, the rules of law governing relations in the field of banking supervision have been studied. The mechanisms of counteraction to legalization of illegal income in the banking system are considered. Conclusions. In modern conditions, banking systems are one of the main channels for legalizing illegal income. The use of banking systems for illegal purposes is primarily due to the many types of financial intermediation services provided and the huge volumes of transactions. At present, the scale of the problem of legalization of illegal income for the banking system of the Russian Federation can be characterized by the number of licenses revoked from credit institutions to carry out banking operations. For the period from 2017 to 2020 The Bank of Russia revoked licenses - 122 credit institutions. The grounds for revoking licenses were: 1/3 - on the basis of "doubtfulness", 1/3 - instability, 1/3 - on both grounds.

Keywords: criminal proceeds, laundering, banking sector in the AML / CFT system, legalization of illegal proceeds.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 138 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.18 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Введение

В настоящее время рост объемов легализации (отмывания) незаконных доходов, занимает одно из лидирующих мест среди наиболее тревожных тенденций в мировой статистике финансовых преступлений. По оценкам экспертов, в последние годы доходы от различного рода финансовых преступлений составляют от 2 до 5% мирового валового продукта, то есть от 1 до 4 трлн. долларов США в год, при этом ежегодно в мире отмывается не менее 650 млрд. долларов США.

Одним из основных каналов для легализации незаконных доходов являются в современных условиях банковские системы. Использование банковских систем для незаконных целей, обусловлено, прежде всего, множеством видов оказываемых услуг финансового посредничества и огромными объемами операций. В настоящее время масштабы проблемы легализации незаконных доходов для банковской системы Российской Федерации можно охарактеризовать количеством отозванных у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций.

Целью данной работы является изучение теоретических и правовых основ противодействия легализации (отмывания) доходов в банковской системе Российской Федерации.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— исследовать теоретические основы противодействия легализации (отмывания) доходов в банковской системе.

— рассмотреть механизмы противодействия легализации незаконных доходов в банковской системе.

— изучить взаимодействие Банка России и Росфинмониторинга в области банковского сектора

Теоретической и методологической основой работы являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Постановления Правительства, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, судебная практика Конституционного суда Российской Федерации монографии, учебные пособия и материалы периодической печати, посвященные проблемам организации борьбы с незаконной легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Основная часть

Вопросы, касающиеся системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма отражаются в ряде международных правовых актов — от конвенций ООН до документов неправительственных организаций. Соответствующие акты имеют различия по предмету регулирования и юридической силе. Однако, они взаимно дополняют друг друга, тем самым образуя правовую базу международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Так, определение «отмывание преступных доходов» нашло отражение в ряде международных правовых актов, таких как: Венская конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988) [7], Директива Совета ЕС от 10 июня 1991 г. (91/308/EEC) «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег» [з, С. 324 - 344].

К числу конвенций, содержащие вопросы борьбе с финансовыми правонарушениями, относятся:

— Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 г. (Варшавская конвенция);

— Конвенция ООН против коррупции 2003 г. (Меридская конвенция);

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 139 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.18 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Большую угрозу для национальной безопасности представляют преступления по отмыванию денежных средств. Высокий уровень преступности сказывается негативно на имидже страны на международной арене.

Повышенный уровень преступности приводит к необходимости со стороны государства бороться с этим явлением, вынуждено повышая тем самым расходы на содержание правоохранительных органов, что, как правило, негативно отразиться на других сферах нуждающиеся в государственном финансировании. Государство перестает должным образом поддерживать инвестиционные проекты, что сказывается на замедление роста ВВП, бюджетный дефицит, возможны ошибки в фискальной и денежно-кредитной политике вследствие искажений оценок экономической ситуации.

Сегодня легализация доходов, полученных преступным путём, является преступлением международного характера, даже если оно было совершено в рамках национальной экономики одного государства. Таким образом, для сокращения рисков вовлечения банковской системы в процесс легализации доходов, полученных преступным путем, требуется комплексный подход. Любая организация, не проявившая должной осмотрительности и принявшая на обслуживание или оказывающая услуги неблагонадежному клиенту, становится вовлеченной в преступную схему и тем самым понесёт неблагоприятные последствия, такие как отток добросовестных потребителей.

В российском законодательстве понятие легализация (отмывание) определено Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в котором понимается: «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления» [10]. В российском законодательстве термины «отмывание» и «легализация» используются равнозначно и употребляются как взаимозаменяемые термины. Российское законодательство в сфере ПОД/ФТ основывается на международно-признанных рекомендациях ФАТФ и Вольсфбергских принципах.

Существуют множество схем по отмыванию денежных средств, при этом регулярно появляются новые. Для новых схем характерно постоянное усложнение процесса, ускоряется проведение незаконных операций, всё это негативно сказывается на экономических и репутационных потерях банков. Отсюда, существующая в стране система борьбы с отмыванием денег в первую очередь должна разрабатываться для банковского сектора. Для государства важно защитить свою финансовую систему от проникновения в нее денег от преступной деятельности, становится необходимым иметь эффективную систему борьбы с легализацией незаконных доходов, тем самым обеспечить экономическую устойчивость банковской системы Российской Федерации и содействовать использованию банковских ресурсов в целях развития экономики. В связи с этим борьба с легализацией незаконных доходов стало одной из наиболее актуальных задач, которые стоят перед международным сообществом в целом и перед каждым государством в отдельности.

Элементы системы ПОД/ФТ существовать не могут, так как в отдельности от нее они представляют собой объекты, которые обладают лишь системно значимыми свойствами. Если рассмотреть в качестве примера подразделения банков по ПОД/ФТ, то можно отметить их неэффективность в выявлении и пресечении преступлений при отсутствии двухсторонней связи с контрольно-надзорными органами. Контрольно-надзорные органы в свою очередь получают информацию о преступлении от банков, так как большой массив информации самостоятельно получить не могут.

Рисунок 1. Схема национальной системы ПОД/ФТ.

Российскую систему ПОД/ФТ можно представить, как совокупность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, осуществляющие противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Данную систему состоит из двух основных подсистем — правоохранительной деятельности и финансового мониторинга. Субъектами правоохранительного блока российской системы ПОД/ФТ являются правоохранительные органы, в компетенцию которых входят расследование данных преступлений. К таким органам относятся МВД России, Прокуратура РФ, ФСБ России. Задача правоохранительных органов сводится не только к расследованию данной категории преступлений, но и профилактике и недопущение совершение таких деяний в будущем. Государственный финансовый мониторинг осуществляет Подразделение финансовой разведки России — Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), обеспечивающая контроль финансовых операций на основании информации, получаемой от субъектов первичного финансового мониторинга (банков, страховщиков) углубленную проверку этой информации и при наличии достаточных оснований последующая передача информации и материалов в правоохранительные органы. Субъектами государственного финансового мониторинга являются также надзорные органы, осуществляющие контроль исполнения физическими и юридическими лицами требований Закона № 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации, а также за организацией внутреннего контроля. В Российской Федерации надзорным органом, уполномоченным осуществлять мониторинг кредитных организаций является Центральный Банк Российской Федерации.

Основными субъектами первичного финансового мониторинга выступают: «организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом. Законом на них возложена обязанность проводить надлежащую проверку клиентов и проявлять должную осмотрительность при проведении операций и выявлять те, которое являются подозрительными, и дальнейшая передача информации уполномоченному органу — Банку России и Росфинмониторингу [10]. Кредитные организации в законодательном порядке выполняют

следующие функции: выявление, хранение и передачи информации в целях борьбы с преступлениями определенного вида.

Рисунок 2. Система финансового мониторинга в кредитных организациях в целях ПОД/ФТ.

Осуществляя функции надзора за кредитными организациями, Банк России призван обеспечивать условия для финансовой устойчивости как банковской системы в целом, так и каждой кредитной организации. Правовую основу банковского регулирования и надзора Российской Федерации составляет, прежде всего, законодательство РФ, в частности Конституция Российской Федерации [2], Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [12] и Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [9]. При этом важную роль в правовом обеспечении банковского надзора играют непосредственно нормативные документы Банка России, определяющие нормы и требования к кредитным организациям.

Вовлечение в процесс противодействия отмыванию денег разных ведомств позволяет обеспечить эффективность работы системы в целом. Большое внимание уделяется взаимодействию с банковским сектором, а в частности учитываются его интересы. К примеру, излишняя огласка правоохранительных органов о нарушениях законодательства банком может привести к нарушению финансового благополучия и оттоку клиентов, и может стать причиной сокрытия банком в дальнейшем информации от правоохранительных или надзорных органов. Только повышая уровень доверия банков и государственных органов можно прийти к высокому уровню соблюдения законодательства и избежать нежелательных последствий.

При анализе российского законодательства в сфере финансового мониторинга можно отметить, что Российская Федерация оперативно реагировала на все изменения, происходившее в международной системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и до настоящего времени выстраивает законодательство в соответствии с международными стандартами, являясь примером того, как за сравнительный короткий

Ф Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 142 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.18 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

промежуток времени построить эффективную систему ПОД/ФТ и выйти на одно из ведущих мест в сфере международной борьбы с отмыванием преступных доходов.

Существующие принципы Базельского комитета, международные стандарты ФАТФ не дают конкретного положения о том, какие модели или какие меры банковского надзора должны использоваться государством и какой из видов мероприятий является эффективнее. Каждое государство самостоятельно разрабатывает и устанавливает организационные принципы банковского контроля и надзора с целью борьбы с отмыванием денег. Выбор определённой модели или мер банковского надзора утверждается с учетом индивидуальных особенностей той или иной страны, которые базируются на особенностях национальной банковской системы.

Уникальность банковской системы как элемента национальной системы ПОД/ФТ заключается в универсальности его обязанностей и комплексности выполняемых и функций. Борьба с отмыванием денег на национальном уровне относится к компетенции различных органов.

Государственный надзор над банковской системой можно определить, как: «совместную деятельность государственных органов по проверке финансовых операций на предмет их использования для придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления».

Методы государственного надзора представляют собой инструменты, используемые контролирующими органами и их агентами для выявления факта использования банковских операции для легализации преступных доходов.

Так как роль банков в современной экономике возросла, это способствовало необходимости в публичном вмешательстве в деятельность кредитных организации со стороны государства. Основной целью органов банковского надзора практически во всех странах является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов кредиторов и вкладчиков. Основным направлением надзора за деятельностью кредитных организаций является надзор за исполнением кредитными организациями требований законодательства о ПОД/ФТ.

Особенности государственного банковского контроля и надзора в Российской Федерации за банковской системой, является то, что основные полномочия по предупреждению и пресечению незаконных сделок делегированы на сами коммерческие банки, а именно на их службы внутреннего контроля. При организации внутреннего короля коммерческие банки, прежде всего, руководствуются инструкциями и рекомендациями, которые издают органы, наделенные полномочиями в сфере ПОД/ФТ.

Правовое положение Росфинмониторинга регулируется Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу", согласно которому: «Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [8]. Данный орган проводит колоссальную работу по внедрению международных стандартов системы ПОД/ФТ в российскую практику и проводит координацию деятельности в этой сфере с правоохранительными органами и подразделениями финансовой разведки других государств.

Основу деятельности Росфинмониторинга составляет сбор и обработка информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, которые перечисленные в ст. 6 Закона № 115-ФЗ в их число входят операции: «на сумму более 600 000 рублей. Следующую группу составляют операции, одной из сторон которых выступает гражданин или житель стран, где не противодействуют легализации дохода (Иран и Корея), а также операции по открытию вкладов на третьих лиц, переводы за границу анонимному владельцу, операции с драгметаллами и недвижимостью на сумму свыше трёх миллионов рублей» [10]. Порядок предоставления кредитными организациями сведений в уполномоченный орган установлен Положение Банка

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 143 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.18 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

России от 29.08.2008 № 321-П [6] Росфинмониторинг совместно с правоохранительными, контролирующими и надзорными органами, продолжает работу по формированию механизмов пресечения экономической преступности, а также совершенствует системы превентивных мер, затрудняющих процесс организации экономического преступления и препятствующих свободному перемещению капиталов, полученных незаконным путем.

Обязательный контроль заключается в документальном фиксировании банками и представлении в уполномоченный орган не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения об операциях, перечисленных в ст. 6 Закона № 115 -ФЗ, а также формально не относимых к операциям, подлежащим обязательному контролю, однако в силу разных причин дающим основание полагать, что они связаны с отмыванием преступных доходов. Далее обработку и анализ информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, осуществляет Управление по противодействию отмыванию доходов Федеральной службы по финансовому мониторингу с целью последующего отбора информации и объектов для финансовых расследований.

Органом, уполномоченным осуществлять надзор за соблюдением кредитными организациями законодательства о противодействии легализации преступных доходов и проводить мониторинг общего состояния банковской системы для обнаружения предпосылок к отмыванию денежных средств является Банк России. Осуществляет свою деятельность на основании Закона № 86-ФЗ [12].

В соответствии с Инструкцией Банка России от 25 февраля 2014 года № 149-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации» [1 ], Банк России осуществляет банковское регулирование и банковский надзор на территории Российской Федерации. В связи с этим, в его компетенцию входит проведение проверок кредитных организаций. Результатом проверок становится составление предписаний по устранению нарушений, если такие были выявлены, а также принятие мер воздействия в отношении нарушителей. Так как в компетенцию Росфинмониторинга не входит осуществление проверок деятельности кредитных организаций на предмет соблюдения ими законодательства, то и принимать меры воздействия не может. Применять меры ответственности вправе только Банк России.

Банк России ежегодно публикует Годовой отчет, в котором подводится итог о проделанной работе в сфере ПОД/ФТ. Реализация надзорных функций в сфере ПОД/ФТ осуществлялась Банком России посредством проведения мероприятий дистанционного и контактного надзора. В 2019 году мероприятия дистанционного надзора в сфере ПОД/ФТ проводились в отношении 403 кредитных организаций, что составило 91% от числа действовавших в отчетном периоде кредитных организаций Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2020 количество действующих кредитных организаций составило 442). В рамках контактного надзора в сфере ПОД/ФТ завершено 48 проверок кредитных организаций и 17 проверок некредитных финансовых организаций, что составило 34 и 12% соответственно от общего количества контактных проверок кредитных организаций и НФО. За нарушения требований законодательства, в том числе в области ПОД/ФТ, в 2019 году были отозваны лицензии на осуществление банковских операций у девяти кредитных организаций (всего в 2019 году отозваны лицензии у 16 кредитных организаций). За нарушения требований нормативных актов в области ПОД/ФТ и нарушения требований Федерального закона №115-ФЗ (за исключением пункта 3 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ) в отношении 92 кредитных организаций были применены меры на основании статьи 74 Федерального закона №86-ФЗ, в том числе: штрафы -в отношении 73 кредитных организаций; ограничения на осуществление отдельных операций -в отношении шести кредитных организаций; требования об устранении нарушений нормативных актов в области ПОД/ФТ - в отношении 52 кредитных организаций. [4]

Ф Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 144 www.forummn.ru

Youth sconcc F, run ........http://forummn.ru/article-2.4.18.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Таблица 1 - Прекращение деятельности финансовых организаций по итогам проверки ЦБ РФ

Количество временных администраций финансовых

Тип финансовой организации под организаций

управлением временной На 01.01.2019 В 2019 году На 01.01.2020

администрации Назначено Прекращена деятельность

Кредитные организации 8 16 16 8

Страховые организации 5 4 6 3

Специализированные депозитарии 2 - 2 -

Управляющие компании 2 - 1 1

Кредитные потребительные 1 1

кооперативы

Всего 18 20 26 12

В процессе проверки внимание уделяют вопросу обеспечения информационной безопасности и управлению информационными потоками, какими способами происходит информирование руководителей банка о факторах (внутренних и внешних), влияющих на повышение уровня банковских рисков.

Банк России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере финансового мониторинга путем составления и рассылки информационных писем. На основании методических рекомендаций в кредитных организациях, разработанных Банком России, проверяются:

— наличие правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

— наличие программ для осуществления правил внутреннего контроля, а также наличие квалифицированного должностного лица, который ответственный за их соблюдение и реализацию, обладающий соответствующими квалификационными требованиями;

— качество соблюдения обязательных требований об идентификации лиц и выгодоприобретателей, находящиеся на обслуживании в кредитной организации, а также регулярность в обновлении информации о данных клиентах с учетом «черных» списков Росфинмониторинга;

— наличие требований, отражающие вопросы по документальному фиксированию сведений, порядки и сроки хранения документов для дальнейшей возможности оперативного предоставления в правоохранительные органы информации по их запросу;

— наличие правил о порядке предоставления информации в уполномоченные органы об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащие обязательному контролю и соблюдение порядка направления в уполномоченный орган такой информации» [5].

В целях противодействия легализации преступных доходов Банк России, в соответствии со ст. 74 Закона о Банке России осуществляет следующие меры:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— взыскание с кредитной организации штрафа;

— осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов. Так же предусмотрен запрет на осуществление операций, указанных в лицензии и открытие филиалов.

Банк России самостоятельно выбирает меры воздействия, исходя из требований закона, учитывая нарушения, допущенные кредитной организацией и их причины, послуживших возникновению нарушений. При выборе мер воздействия Банк России должен произвести общее

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 145 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.18 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

финансовое состояние кредитной организации и принимая решения о применении мер воздействия к кредитным организациям, прежде всего обязан соизмерить размер рисков, возникших при выявлении нарушения законодательства ПОД/ФТ банками.

В случае, если кредитной организацией совершено нескольких нарушений в области ПОД/ФТ, Банк России применяет меры воздействия за каждое нарушение в отдельности.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11], информация о том, что кредитной организацией было нарушено антилегализационное законодательства подлежит официальному опубликованию. На официальном сайте Банка России.

Заключение

Для банковского сектора одним из основных инструментов для нормального функционирования и контроля за выполнением мероприятий, направленных на ПОД/ФТ, является система внутреннего контроля. Система внутреннего контроля представляет собой образованную органами управления банка в соответствии с учредительными и внутренними документами организации система органов управления, включая подразделения и назначенных ответственных сотрудников, отвечающие за реализацию направлений внутреннего контроля. Именно на подразделения банков по ПОД/ФТ возлагаются основные задачи по выявлению сомнительных операций и принятию оперативных мер для их предупреждения, а также обеспечение устойчивости и безопасности банковских операций. Для того, чтобы подразделения эффективно функционировали, необходимо решения целого комплекса задач. Сегодня невозможно построить универсальную систему внутреннего контроля, подходящую для каждого банка, ведь эта система зависит от организационной структуры банка, его размеров и характера деятельности. При разработке системы внутреннего контроля экономическая выгода, которую банк получит от ее использования должна быть соразмерна затратам, потраченным на ее внедрение и поддержание.

При составлении правил внутреннего контроля должно соблюдаться единство подхода к их составлению, и обязательно в них должны быть определены цели, задачи, принципы, лежащие в основе, направления деятельности банка для выполнения требования законодательства в сфере ПОД/ФТ. Несмотря на то, что в российском законодательстве установлены лишь общие для всех стандарты внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в каждом банке разрабатываются такие правила самостоятельно с учетом специфики организации. Так как Российское законодательство изменяется в связи с появлением новых преступных схем, принятием новых международных стандартов, то и в правила внутреннего контроля требуется вносить соответствующие изменения.

Обязательно назначается ответственное лицо, которое в рамках своих полномочий обеспечивает реализацию правил внутреннего контроля. Проверку соответствия правил, принятых в кредитной организации с законодательством Российской Федерации и их актуальность, проверяется надзорными органами. Сегодня одним из базовых принципов, на котором строится система внутреннего контроля — «знай своего клиента». Одним из ключевых мероприятий в процедуре внутреннего контроля в рамках выше обозначенного принципа отводится идентификации клиентов. Идентификация клиента означает проведение мероприятий по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. Конституционный суд Российской Федерации в своем определение от 01.12.2005 № 519-О установил: «положение об

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 146 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article-2.4.18 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

обязательной идентификации клиентов и их выгодоприобретателей служит общественным интересам и направлено на реализацию участниками гражданского оборота взаимных прав и обязанностей, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право собственности, гражданско-правовой принцип свободы договора и автономии воли стороны такого договора и тем самым - как противоречащее Конституции Российской Федерации».

Сегодня процедуре идентификации уделяется особое внимание, так как большинство преступных схем используют банки именно на стадии размещения денежных средств. На стадии размещения основной задачей становится не упустить криминальные деньги из вида, так как в дальнейшем доказать их преступное происхождение становится практически невозможным. Уже размещенные в банке деньги обретают законный вид и с лёгкостью интегрируются в реальную экономику и финансовою систему. Сегодня существует два порядка идентификации клиентов по полной и упрощенной процедуре. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Идентификация клиентов происходит не только на этапе открытия счета, но и во время всего периода, когда клиент находится на расчётно- кассовом обслуживании в кредитной организации. Закон установил обязательные основания документального фиксирования информации, которыми являются запутанный или необычный характер сделки, несоответствие сделки целям деятельности организации, указанные в учредительных документах.

Оценка финансовой деятельности клиента во многом зависит от человеческого фактора. В случае, если у работников банка, реализующие программы внутреннего контроля, возникли подозрения, что осуществляемые клиентом операции имеют своей целью легализации доходов, то банк обязан проинформировать Росфинмониторинг о таких операциях независимо от того, относятся ли они к операциям, подлежащие обязательному контролю в соответствии со статьей Закона № 115-ФЗ. Закон установил здесь сугубо субъективные основания для направления информации в Росфинмониторинг: у одних работников такие подозрения могут возникнуть, а у других - нет, следовательно, информирование уполномоченного органа власти во многом будет зависеть от оценок и усмотрения самих сотрудников банка, велика доля отказов в открытии банковского счёта по принципу лучше отказать, чем тратить ресурсы на углубленный анализ и мониторинг клиента. Кроме того, большая доля отказов в открытии счёта обусловлена передачей информации в соответствии с Положением Банка России от 20 июля 2016 г. № 550-П «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) или расторжения договора.

Библиографический список

1. Инструкция Банка России от 25.02.2014 N 149-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) //Вестник Банка России —2014. —№ 23-24

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993// Собрание законодательства РФ. —2014. — № 31. —Ст. 4398

3. Овчинский. В.С. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов. М: ИНФРА-М, 2004. 638 с.

4. Отчет Банка России за 2019 год Утвержден Советом директоров Банка России 29.04.2019 [Электронный ресурс]. https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/32268/ar_2019.pdf

5. Письмо Банка России от 13.07.2005 № 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия

легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»// Вестник Банка России — 2005—. № 37

6. Положение Банка России от 29.08 2008 г. № 321 -П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» //Вестник Банка России.

7. Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. — М: Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, Вып. ХЦУП,1994. — С. 133 - 157

8. Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу»// Собрание законодательства РФ—2012. —№ 25. —ст. 3314.

9. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности»

10. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

11. Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

12. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.