Научная статья на тему 'Банковская деятельность по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем'

Банковская деятельность по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
849
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кредитная организация / легализация (отмывание) / противодействие легализации доходов / кредитно-финансовая система. / credit organization / legalization (laundering) / counteraction to the legalization of proceeds of crime / credit and financial system.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М. М. Ахиярова

В настоящее время все эксперты сходятся во мнении, что основным каналом отмывания преступных доходов выступают банковские системы в лице коммерческих (деловых) банков, которые повсеместно пользуются недобросовестными кредитными организациями в целях перевода и размещения преступных активов за границей и последующей их легализации под видом иностранных инвестиций. Деятельность профессиональных «отмывателей денег» присутствует во многих сферах экономики, но ключевой остается кредитно-финансовая, а именно банковская, которая служит главным каналом движения криминальных денежных средств. В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с противодействием легализации преступных доходов в банковской сфере, раскрыты недостатки в деятельности коммерческих банков и правоохранительных органов, показаны возможные риски вовлечения банков в преступные схемы по отмыванию нелегальных доходов в кредитно-финансовой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — М. М. Ахиярова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANKING ACTIVITIES TO COUNTER LEGALIZATION OF INCOME RECEIVED BY CRIMINAL

Currently, all experts agree that the main channel for laundering criminal proceeds is the banking system represented by commercial (business) banks, which universally use unscrupulous credit organizations to transfer and place criminal assets abroad and their subsequent legalization under the guise of foreign investment. The activities of professional "money launderers" are present in many areas of the economy, but the key remains credit and financial, namely banking, which serves as the main channel for the movement of criminal money. The article discusses the main problems associated with counteracting the legalization of criminal income in the banking sector, reveals shortcomings in the activities of commercial banks and law enforcement agencies, shows the possible risks of involving banks in criminal schemes for laundering illegal income in the credit and financial system.

Текст научной работы на тему «Банковская деятельность по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем»

БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

М.М. Ахиярова, секретарь судебных заседаний отдела обеспечения гражданского судопроизводства

Ханты-Мансийский районный суд (Россия, г. Ханты-Мансийск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10272

Аннотация. В настоящее время все эксперты сходятся во мнении, что основным каналом отмывания преступных доходов выступают банковские системы в лице коммерческих (деловых) банков, которые повсеместно пользуются недобросовестными кредитными организациями в целях перевода и размещения преступных активов за границей и последующей их легализации под видом иностранных инвестиций. Деятельность профессиональных «отмывателей денег» присутствует во многих сферах экономики, но ключевой остается кредитно-финансовая, а именно банковская, которая служит главным каналом движения криминальных денежных средств. В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с противодействием легализации преступных доходов в банковской сфере, раскрыты недостатки в деятельности коммерческих банков и правоохранительных органов, показаны возможные риски вовлечения банков в преступные схемы по отмыванию нелегальных доходов в кредитно-финансовой системе.

Ключевые слова: кредитная организация, легализация (отмывание), противодействие легализации доходов, кредитно-финансовая система.

Деятельность профессиональных «отмывателей денег» присутствует во многих сферах экономики, но ключевой остается кредитно-финансовая, а именно банковская, которая служит главным каналом движения криминальных денежных средств.

По мнению исследователей, термин «отмывание денег» впервые появился в практике правоохранительной деятельности США в 1920-е годы. Американская мафия в те времена открывала автоматические прачечные, для того чтобы скрыть источники криминального происхождения денег и объяснить наличие доходов якобы уплатой денег за стирку белья. А проследить доходы от стирки белья и одежды тогда было невозможно. Отсюда и возник такой образный термин [4].

Из всех стран наибольший опыт в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, накоплен американским законодательством, так как в США раньше, чем где бы то ни было, началось противодействие легализации денег, полученных преступным путем.

В силу особого исторического пути, в течение советского периода власти препятствовали развитию частной собственности и денежных отношений. Поэтому в России законодательная база для противодействия легализации денег, полученных преступным путем, возникла гораздо позже. Лишь в 1996 году был принят ныне действующий Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу 1 января 1997 г. В этом федеральном законе впервые в истории российского права появилась статья 174, предусматривающая ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.

В настоящее время основу отечественного законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма составляет Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении расчетов» (далее - Закон N 115-ФЗ) [2].

Указанный Закон дает следующую дефиницию (ст. 3): «Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления».

В настоящее время все эксперты сходятся во мнении, что основным каналом отмывания преступных доходов выступают банковские системы в лице коммерческих (деловых) банков, которые повсеместно пользуются недобросовестными кредитными организациями в целях перевода и размещения преступных активов за границей и последующей их легализации под видом иностранных инвестиций.

Использование банковской системы для легализации преступных доходов обусловлено прежде всего разнообразием оказываемых финансовых операций, таких как денежно-валютные операции, открытие в банках счетов, в том числе обслуживаемых с использованием пластиковых карт, структурирование (дробление) операций с денежными средствами, заключение банками договоров о совместной деятельности со страховыми фирмами, а также высокой скоростью обращения денежных средств, резким ростом внутренних оборотов, использования специфических финансовых инструментов. Помимо этого, в целях отмывания преступных доходов активно используются зарубежные банки-корреспонденты, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях [6].

Для предотвращения легализации денежных средств на кредитные организации Законом N 115-ФЗ возложена обязанность обязательного контроля следующих операций:

- операции с денежными средствами или иным движимым имуществом, если сумма превышает 600 тыс. руб. (либо эквивалент в иностранной валюте);

- сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн. руб. либо равна сумме в иностранной

валюте, эквивалентной 3 млн. руб., или превышает ее;

- операции по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 тыс. руб., или превышает ее;

- операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 50 млн. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 млн. руб., или превышает ее;

- другие операции с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица [2].

Также в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, обязаны в целях противодействия легализации преступных доходов разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию

правил внутреннего контроля, принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Однако на практике банки повсеместно допускают нарушения правил идентификации клиентов и (или) выгодоприобретателей, которая зачастую проводится не в полном объеме, при идентификации принимаются документы, не действительные на дату их представления, не проверяются сведения о местонахождении юридического лица, имеют место нарушения упрощенной процедуры идентификации клиентов, распространены случаи отсутствия у организаций программ подготовки и обучения сотрудников в рассматриваемой сфере, случаи непрохождения руководителями организаций, специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля, иными лицами обязательной подготовки и обучения в целях противодействия отмыванию доходов.

Сокрытие происхождения преступных активов осуществляется с помощью широкого спектра сделок и различных видов финансовых операций. При этом используемая в каждом конкретном случае технология легализации преступных доходов содержит действия, которые связаны с использованием схемы перемещения денежных средств за границу. Например, одним распространенным способом вывода активов является «депозитная схема». Суть ее заключается в размещении денежных средств в иностранных банках международного уровня в виде депозита. На первый взгляд такие действия банка будут только приветствоваться регулятором (ЦБ РФ), поскольку образуют ликвидный портфель и относятся к активам банка высокого качества, что, в свою очередь, повышает рейтинг банка, его стоимость и т.д. Но дело в том, что такие договоры могут содержать скрытые условия возврата средств. Например, условие о том, что деньги не могут быть возвращены без согласия третьей стороны, которой, как правило, выступает контролируемая офшорная фирма, связанная с собственниками российского банка, либо в договоре делается запись о том, что под залог этого депозита зарубежный банк выдает кредит

определенной офшорной компании, бенефициарами которой также выступают владельцы российского банка. При этом невозврат кредита иностранному банку делает невозможным и возврат депозита российскому банку [3].

Во многом причиной массового отзыва лицензий у коммерческих банков, который проводит в последние годы Центробанк, является вовлечение кредитных организаций в проведение крупномасштабных сомнительных операций. Только в 2019 г. около 50 банков уже лишились лицензий.

Уязвимость коммерческих банков перед организованной экономической преступностью, их использование в целях легализации преступных доходов очевидны. В целях выявления легализации на стадии размещения преступных доходов банки должны тщательно изучать документы и личность своих клиентов, фиксировать вызывающие сомнения операции. При наличии признаков сомнительных операций клиентов коммерческим банкам со стороны Банка России рекомендовано обращаться в правоохранительные органы. Банковскую информацию при открытии счетов и движения вкладов по ним необходимо использовать для получения дополнительных сведений о вкладах и финансовых операциях по счетам физических и юридических лиц, которые могут иметь доказательственное значение при расследовании уголовных дел о преступлениях данной категории [5].

В случае совершения клиентом операций, подлежащих обязательному контролю, кредитная организация не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, представляет через ЦБ РФ в уполномоченный орган следующие сведения: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной

регистрации и адрес местонахождения бований, утверждаемых ЦБ РФ по согла-юридического лица, совершающего опера- сованию с Росфинмониторингом РФ, и ут-цию с денежными средствами или иным верждаются руководителем организа-имуществом, и др. ции [7].

Кредитные организации обязаны разра- Таким образом, коммерческие банки

батывать правила внутреннего контроля, должны осознавать, что размещение в назначать специальных должностных лиц, банковской системе доходов, полученных ответственных за реализацию правил в результате совершения операций, не внутреннего контроля, а также принимать имеющих экономического смысла и за-иные внутренние организационные меры в конной цели, оказывает на них крайне неуказанных целях. Правила внутреннего гативное влияние, угрожает их стабильно-контроля разрабатываются с учетом тре- сти, интересам кредиторов и вкладчиков.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3418.

3. Гроховская Е.Н. Идентификация выгодоприобретателя в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Закон. - 2018. - № 10. - С. 15-16.

4. Кули-Заде Т.А. Легализация (отмывание) преступных доходов и коррупционная преступность: международно-правовые аспекты регулирования // Российская юстиция. -2018. - №5. - С. 42-44.

5. Лавроненко Р.А. Актуальные проблемы противодействия легализации преступных доходов в банковской сфере // Безопасность бизнеса. - 2018. - №2. - С. 32-33.

6. Торбин Ю.Г., Янчуркин О.В. Противодействие легализации и незаконному выводу за рубеж банковских активов / Ю.Г. Торбин, О.В. Янчуркин // Журнал российского права. -2016. - №12. - С. 27-29.

7. Шестернева Е. Банки смогут блокировать сомнительные платежи // Административное право. - 2018. - №3. - С. 29-32.

BANKING ACTIVITIES TO COUNTER LEGALIZATION OF INCOME RECEIVED

BY CRIMINAL

M.M. Akhiyarova, Secretary Court Hearings Civil Litigation Department Khanty-Mansiyskiy District Court (Russia, Khanty-Mansiysk)

Abstract. Currently, all experts agree that the main channel for laundering criminal proceeds is the banking system represented by commercial (business) banks, which universally use unscrupulous credit organizations to transfer and place criminal assets abroad and their subsequent legalization under the guise offoreign investment. The activities of professional "money launderers" are present in many areas of the economy, but the key remains credit and financial, namely banking, which serves as the main channel for the movement of criminal money. The article discusses the main problems associated with counteracting the legalization of criminal income in the banking sector, reveals shortcomings in the activities of commercial banks and law enforcement agencies, shows the possible risks of involving banks in criminal schemes for laundering illegal income in the credit and financial system.

Keywords: credit organization, legalization (laundering), counteraction to the legalization of proceeds of crime, credit and financial system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.