Анализ состояния нормативно-правовой базы по противодействию легализации преступных доходов через банки
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
Чурилова Эльвира Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент, Департамент учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве РФ, EChurilova@fa.ru
Салин Виктор Николаевич
кандидат экономических наук, профессор, Департамент учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве РФ, salvini@rambler.ru
В статье рассматривается история и современное состояние нормативно-правовой базы, на которой базируется деятельность российских банков в области противодействия легализации преступных доходов. Проблемы в формировании нормативно-правовой базы в основном возникают вследствие наличия жестких требований к секретности в отношении деятельности банковских структур, отсутствия единого информационного банка данных о сомнительных сделках, наличия несовершенных правил лицензирования и создания кредитных организаций. Статья затрагивает основные тенденции деятельности российских банков в области противодействия легализации преступных доходов в неразрывной связи с формированием нормативно-правовой базы, соответствующей международным стандартам.
Современная нормативно-правовая база направлена на ужесточение систем учета и хранения документов, которые идентифицируют клиента; создание системы хранения информации о банковских операциях; формирование методик проведения проверок клиентов с целью подтверждения их идентификации. Ключевые слова: банковская нормативно-правовая база, нормативно-правовая база противодействия легализации преступных доходов через банки, законодательство и «отмыв» незаконных денежных средств.
На территории бывшего Советского Союза не было каких-либо специальных законов и норм, определяющих ответственность за получение нелегальных доходов. Уголовный кодекс лишь содержал определенные положения, касающиеся таких преступлений, как скупка краденого, перепродажа дефицитных товаров («фарцовка»), всевозможные «приписки» в процессе ведения хозяйственной деятельности на предприятиях и т.п. Этого было вполне достаточно.
Ситуация изменилась в 90-е годы. Начало капитализма в России ознаменовалось таким типичным для него процессом, как первоначальное накопление капитала, которое во всех странах мира во все времена происходило незаконным путем. Государственный контроль за движением денежных средств, как обычно, значительно отставал от скорости формирования рыночных отношений, законодательство по противодействию легализации преступных доходов отсутствовало, что в свою очередь стимулировало развитие процессов, связанных с получением незаконных доходов. Эти незаконные доходы в дальнейшем шли либо в легальную экономику - «отмывались», либо в инвестирование преступной деятельности. Надо сказать, что если бы ситуация было в корне другой, и предпринимались в то время законодательные меры по противодействию легализации преступных доходов, то такой общественной прослойки, как крупная буржуазия, в России не сформировалось.
Возникновение антилегализационного законодательства в России началось после того, как процесс первоначального накопления капитала завершился, и образовались олигархические финансово-промышленные группы. Стоявший в то время перед Россией серьезный вопрос об ее участии в ВТО значительно ускорил создание такого законодательства, что также положительно отразилось и на международном престиже страны. Однако надо сказать, что предпринимавшиеся меры борьбы с отмыванием преступных доходов до 2000-х годов все же не приносили существенного результата, были не столь эффективны, как хотелось бы.В результате в 2000 г ФАТФ включила Россию в «черный список» стран, не противодействующих получению преступных доходов, что грозило в конечном счете различными санкциями, так и не предпринятыми. В упомянутом списке Россия находилась до сентября 2002 года.
За эти два года в спешном порядке был разработан и принят Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2001 г. № 115-Фз, который вступил в действие с 1 февраля 2002 года, а также приведены в соответствие с ним другие нормативные акты.
Кроме того, Президент России издал Указ «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 1 ноября 2001 года № 1263, в результате чего был образован новый федеральный орган исполнительной власти - Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ). Этот Комитет имел полномочия принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координировать деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
Перед банками встала непростая задача: как эффективно исполнить внесенные в законодательство поправки в обстановке расплывчатых формулировок закона и отсутствия автоматизации системы проверки большого объема документов, касающихся банковских операций.
Каждая кредитная организация, каждый банк имеют наряду с типичными операциями свой уникальный их набор, связанный с направлениями бизнеса, определенной специфической клиентурой и контрагентами. Как исполнить закон и не потерять клиентов - задача не из легких. Понадобилось индивидуально каждому банку разрабатывать свои правила внутреннего контроля и свою систему мер противодействия отмыванию преступных доходов.
Первые российские законодательные акты по противодействию легализации незаконных доходов базировались на опыте разработки подобных законов западными странами и США, где подобная борьба велась уже на протяжении многих лет. Отличия
составляли лишь в области противодействия неуплате налогов. Надо сказать, что в нашей стране упомянутая проблема в 90-е и 2000-е годы стояла особо остро. Например, в торговле объем неуплаты налогов достигал неимоверной величины, почти 40 % товарооборота попадало под определение «скрытого» товарооборота. Таким образом, наше отечественное законодательство признало неуплату налогов таким же опасным преступлением, как и торговля оружием, наркоторговля и терроризм. Это существенно отличало нашу страну от США и западных стран, где на проблему ухода от уплаты налогов смотрели значительно мягче.
Другая проблема - терроризм, потребовала внести существенные дополнения в Закони закрепить такую норму, как выявление операций с лицами, причастными к террористической деятельности. Так, согласно пункту 2 Статьи 6 Федерального закона соответствующий список операций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации, которое, в свою очередь, 18 января 2003 г. приняло Постановление № 27, определяющее, что такой перечень составляет КФМ, и он же доводит его непосредственно до организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами.
Следующая волна борьбы с нарушениями законодательства в сфере ПОД ФТ касалась отзывов лицензий у коммерческих банков Банком России и пришлась на период с 2005 г по 2007 г. Отзыв лицензий у банков - это наивысшая мера пресечения со стороны регулятора. На этот период приходится событие, потрясшее всю страну - убийство 13 сентября 2006 года Андрея Козлова, первого заместителя Председателя Банка России, одного из главных инициаторов кампании против недобросовестных кредитных организаций, непосредственно руководившего ею. Но это не заставило регулятор отказаться от выбранной политики.
В 2007 году Банк России в письме Ассоциации российских банков (АРБ) отмечал, что «как показывает практика зарубежных стран, в отношении банков, нарушивших требования законодательства в сфере ПОДФТ, применяются достаточно жесткие меры. ... Представляется, что российское законодательство содержит адекватные и необходимые меры ответственности в области ПОД/ФТ, соответствующие международным стандартам, в том числе требованиям международных конвенций, ратифицированных
Российской Федерацией».
Положительная тенденция наметилась в 2008-09 годах: число отозванных у банков лицензий стало значительно сокращаться. Так, в 2008 году все семь отозванных лицензий за нарушение Закона 115 - ФЗ приходятся на период январь - июль, в то же время количество отзывов по иным основаниям за тот же период составляет всего 5.
Нельзя сказать, что Банк России проводит только политику ужесточения наказания за нарушения законодательства в области ПОДФТ. Письма рекомендательного характера, разъясняющие банковским структурам важность ПОД/ФТ, необходимость их активного участия в создаваемом правовом механизме, а также содержащие методические рекомендации по организациям тех или иных аспектов внутреннего контроля, - постоянная практика регулятора. Назовем несколько документов: письма Банка России от 30 июня 2005 года № 92 - Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах», от 13 июля 2005 года № 99 - Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях ПОД/ ФТ», от 26 декабря 2005 года № 161 - Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций», многочисленные информационные письма Банка России об обобщении практики применения Закона 115 - ФЗ и т.д. [1, 2, 3, 4, 7, 10, 14, 16, 19, 20]
Подобный подход Банка России к проблеме принес свои результаты: число отзывов банковских лицензий в связи с нарушениями законодательства в сфере ПОД/ФТ в 2009 - 2012 годы достиг-ловсего лишь 1 - 3 случаев в год.
Большую помощь в этом вопросе оказала Ассоциация российских банков (АРБ), которая принимала активное участие в разработке законопроектов, касающихся ПОД/ФТ. Так, типовые правила внутреннего контроля в целях ПОДФТ, одобренные Банком России и Росфин-мониторингом, официальные рекомендации АРБ по тем или иным вопросам применения Закона 115 - ФЗ и подзаконных актов в целях их единообразного толкования и исполнения, оказали существенную помощь кредитным организациям. Кроме того, АРБ помогает банкам разработать собственные корпоративные нормативныеакты [14, 16, 19, 20].
К текущему периоду времени действу-
ющее законодательство Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, абсолютно соответствует международным обязательствам и стандартам в этой сфере.
В настоящее время правовой механизм противодействия легализации преступных доходов в России определяется следующимиосновными нормативно-правовыми актами:
- Федеральным законом от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»; Законом Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- Уголовным и Уголовно-процессуальным, а также Гражданским и Гражданским процессуальным кодексамиРоссий-ской Федерации, содержащими основные правовые нормы, направленные на пресечение деятельности по легализации преступных доходов и предусматривающие жесткие карательные санкции за совершение этих противоправных деяний;
- Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»;
- Положением об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Банком России 19.08.2004 № 262-П (ред. от 10.02.2012) (зарегистрировано Минюстом России 06.09.2004, регистрационный № 6005);
- Положением о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденным Банком России 29.08.2008 № 321-П (ред. от 19.04.2013) (зарегистрировано Минюстом России 16.09.2008, регистрационный № 12296);
- Положением о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное Бан-
© £
Я
3
9
2 а
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 о
ком России 02.03.2012 № 375-П (зарегистрировано Минюстом России 06.04.2012, регистрационный № 23744);
- Письмом от 06.04.2005 № 56-т «О методических рекомендациях по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Инструкцией Банка России от 12.02.99 № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушение валютного законодательства»;
- Приказом Росфинмониторинга от 20.10.2015 № 332 «О внесении изменений в приложениек приказу Федеральной службы по финансовомумониторин-гу»;
-Приказом Росфинмониторинга от 27 августа 2015 г. № 261«Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г.;
- Приказом Росфинмониторинга «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110, и рекомендаций по их заполнению» от 27.08.2015 № 261;
- Приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. N 110 «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа
2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
-Приказом Росфинмониторинга «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации
0 противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства» от 29.07.2014 № 191;
- Приказом Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 года № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»;
- Приказом Росфинмониторинга от
1 ноября 2010 года № 293 «О внесении изменений в Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года № 203»;
- Приказом Росфинмониторинга от 3 августа 2010 года № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Приказом от 21.06.2005 № 76н «Об утверждении положения о порядке осуществления органами федерального пробирного надзора контроля за исполнением организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Приказом от 18.08.2003 № 75н «Об утверждении перечня должностных лиц органов федерального пробирного надзора, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонаруше-ниях»;стоит обратить внимание и на письмо ФСФР от 09.02.2010 № 10-ВМ-04/ 2373 «О мерах предотвращения использования инструментов фондового рынка в схемах легализации денежных средств».
Существуют и другие нормативно -правовые документы, определяющие правовые аспекты по противодействию легализации преступных доходов [5, 6, 7, 9, 14, 18, 17, 20].
Одним из основных законодательных актов в сфере борьбы с получением нелегальных доходов является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вступивший в силу 01.02.2002. Так, статья 3 рассматриваемого Закона дает определение понятия «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» (то есть придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Принятие вышеуказанного Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ привело к изменению редакции ст. 174 УК РФ. Так, Федеральным законом от 07.08.2001 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» изменена редакция ст. 174 УК РФ, а также введена новая норма - ст. 174 УК РФ. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» внес поправки в указанные статьи: изменен порог наступления уголовной ответственности и в новой редакции определена его сумма - это свыше 1 млн. руб.; исключен такой квалифицирующий признак, как неоднократность совершения этих деяний; расширен список исключений из числа преди-
катных преступлений - ст. 199 (неисполнение обязанностей налогового агента) и 199(сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов).
Стоит упомянуть и про административные вопросы, касательно Федеральный закон № 115 -ФЗ определяет и некоторые чисто административные вопросы. Например, сколько лет надо хранить документы, содержащие сведения, указанные в статье 7 данного Федерального закона, и сведения, необходимые для идентификации личности (пункт 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).
Федеральный закон № 115-ФЗ в части подпункта 1 пункта 1, пункта 1.4 и 1.11 статьи 7 гласит, что при проведении упрощенной идентификации клиента - физического лица в случаях, предусмотренных пунктом 1.11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, у кредитной организации не возникает обязанности идентифицировать представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, поскольку идентификация указанной категории лиц предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ только в случае проведения полной идентификация клиента-.Если проводится упрощенная идентификация, то в случаях, установленных пунктом 1.11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, кредитная организация устанавливает в отношении документа, удостоверяющего личность клиента - физического лица, серию и номер такого документа.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 7 Информационного письма от 22.07.2014 № 24, упрощенная идентификация, проводимая при совершении операций купли-продажи наличной иностранной валюты, указанных в пункте 3.1 Положения Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», сопровождается установлением серии и номера документа, даты выдачи, наименования органа, выдавшего документ, и кода подразделения (если имеется).
Однако, способы проведения упро-
щенной идентификации, установленные Федеральным законом № 115-ФЗ, не связаны с порядком проведения идентификации при совершении сделок с использованием платежных (банковских) карт.
Вместе с тем, положениями Федерального закона № 115-ФЗ не предусмотрено проведение упрощенной идентификации при совершении операций по пополнению счетов, открытых в кредитной организации, в том числе через банковские платежные терминалы. Способ проведения идентификации при совершении сделок с использованием платежных (банковских) карт указан в пункте 3.3 Положения № 262-П.
В случае если при приеме распоряжения клиента - физического лица на осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета кредитная организация располагает информацией (например, содержащейся в платежном документе), что такой перевод осуществляется в пользу юридического лица, созданного за пределами территории Российской Федерации, то идентификация, либо упрощенная идентификация такого клиента должна быть проведена кредитной организацией в порядке и объеме, установленными соответственно подпунктом 1 пункта 1 либо пунктом 1.11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Если в рассматриваемом случае кредитная организация не располагает информацией о том, является ли юридическое лицо - получатель денежных средств российским либо иностранным юридическим лицом, то соответствующая информация может быть запрошена кредитной организацией у клиента. При этом в соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Федерального закона № 115-ФЗ.
По мнению Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального Банка Российской Федерации, в целях надлежащего исполнения кредитной организацией требований пункта 1.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ операции, связанные с погашением кредитов физическими лицами, следует рассматривать по формальным основаниям.
При этом по формальному основанию положения пункта 1.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части
возможности непроведения идентификации физического лица при осуществлении по его поручению перевода денежных средств без открытия банковского счета не распространяются на случаи, когда получателем переводимых денежных средств является физическое лицо.
В пункте 1.13 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлен способ подтверждения успешного завершения процедуры упрощенной идентификации, в частности в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Заметим также, что подзаконные нормативные акты требуют от кредитной организации принятия мер по прекращению клиентом «необычных сделок» (например, Письмо Банка России от 26 декабря 2005 года № 161 - Т). Различные нормативные акты Банка России и Рос-финмониторинга предусматривают достаточно обширные список критериев операций, связанных с легализацией криминальных доходов. В случае присутствия таких критериев в регулярной отчетности коммерческого банка, регулятором может быть сделан вывод о неисполнении кредитной организацией рекомендаций Банка России, а также возможной заинтересованности банка в легализации теневых фондов [8, 11, 12, 13, 15].
К другим источникам, ориентирующим правоохранительные органы в борьбе с данными видами преступлений, следует отнести также:
- постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»;
- приказ Генерального прокурора РФ от 27.07.2005 № 26 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
Современный коммерческий российский банк заинтересован в сотрудничестве с клиентами, финансовая деятельность которых полностью прозрачна и не вызывает сомнений в отсутствии связи с теневой экономикой, вследствие чего их обслуживание безопасно для деловой репутации и инвестиционной привлекательности кредитной организации. Кроме того, активность кредитных организаций в этом вопросе является следствием развития правовой культуры ПОД/ФТ
О £
Я
3
9
2 а
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
в среде российских банкиров и интеграции общепризнанных мировых стандартов финансового контроля в правовую систему России. Поэтому существующие консультации с АРБ, семинары и «круглые столы» с представителями банковского сектора, является способствующим толчком для продолжения развития более эффективного законодательства.
Литература
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 19.12.2016).
2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
3. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
4. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.07.2016) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
5. Федеральный закон от 21.07.2014 N 213-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле»
7. Положение об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 15.10.2015 N 499-П) (ред. от 20.07.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2015 N 39962) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=203307
8. Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, по-
лученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П) (ред. от 28.07.2016)
9. Указание Банка России от 09.08.2004 N 1486-У (ред. от 31.10.2011) «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях»
10. Указание Банка России от 09.08.2004 N 1485-У (ред. от 27.11.2014) «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях»
11. Указание Банка России от 19.09.2013 N 3063-У «О порядке информирования кредитными организациями уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц и о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию денежных средств и иного имущества»
12. Указание Банка России от 23.08.2013 N 3041-У (с изм. от
20.07.2016) «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции и о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации» [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154236 (Дата обращения 15.12.2016)
13. Письмо Банка России от 04.09.2013 № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора»
14. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Анализ трендов денежно-кредитной системы и финансовых рынков Очищение банковской системы России продолжается [Электронный ресурс] - URL: http://www.rea.ru/ ru/news/siteassets/bulleten/bulleten-yanvar2016.pdf с. 4 (дата обращения
28.01.2017)
15. Перечень рекомендаций ФАТФ [Электронный ресурс] - URL: http:// www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/
recommendations/pdfs/FATF-40-Rec-2012-Russian.pdf (дата обращения 20.01.2017)
16. Руководство ФАТФ по применению риск-ориентированного подхода для банковского сектора. АНО «МУМцФм». -2015. // [Электронный ресурс] - URL: http://www.fatf-gaft.org/ (дата обращения 15.01.2017)
17. Зыкова Т. В России обнаружены новые «адреса», где отмывают грязные деньги. Российская Газета [Электронный ресурс] - URL: https://rg.ru/2016/05/15/ v-rossii-obnaruzheny-novye-adresa-gde-otmyvaiut-dengi.html (дата обращения 28.01.2017)
18. Годовой отчет Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2015 год [Электронный ресурс] - URL: http:// www.fedsfm.ru/content/files/activity/ annualreports/otchet_verstka_3.pdf (дата обращения 20.01.2017)
19. Финмаркет. Борьба банков с отмыванием приносит доход [Электронный ресурс] - URL: http://www.finmarket.ru/ news/4276894 (дата обращения 25.12.2016)
20. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации // Нормативные акты, регулирующие вопросы ответственности за нарушения в сфере ПОД/ФТ [Электронный ресурс] - URL: https://www.cbr.ru/today/ ceb^paF>lc=iesäsüb8ch=lm_22B41#Chec^^ (дата обращения 27.12.2016)
The analysis of a condition of standard and legal base on counteraction of money laundering through banks
Churilova E.Yu., Salin V.N.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The article discusses the history and current status of the regulatory framework, which is based on the activities of Russian banks in the sphere of combating legalization of criminal proceeds. Problems in the formation of the regulatory framework mainly arise due to the presence of strict requirements for secrecy in relation to the activities of banking institutions, the lack of a single data Bank about questionable transactions, the presence of imperfect rules of licensing and the establishment of credit institutions.
The article touches upon the main trends of activities of Russian banks in the field of combating money laundering in connection with the formation of the regulatory framework that meets international standards.
Modern regulatory frameworks aimed at strengthening systems of accounting for and storage of documents that identificeret of the client; the creation of a system storing information about banking operations; and the development of techniques of carrying out audits of customers to verify their identification.
Keywords: banking regulatory framework, the legal framework of combating legalization of criminal proceeds through banks, legislation, and «cleaning» illicit funds.
References
1. The Criminal Code of the Russian Federation
from 6/13/1996 N 63-FZ (an edition from 12/ 19/2016).
2. The federal law from 7/10/2002 N 86-FZ (an
edition from 7/3/2016) «About the Central bank the Russian Federation (Bank of Russia)» (with amendment and additional, вступ. in force with 7/15/2016)
3. The federal law from 8/7/2001 N 115-FZ (an
edition from 7/6/2016) «About counteraction of legalization (washing) of income gained in the criminal way and to terrorism financing» (with amendment and additional, вступ. in force with 9/1/2016)
4. The federal law from 12/2/1990 N 395-1 (an
edition from 7/3/2016) «About banks and bank activity» (with amendment and additional, вступ. in force with 9/1/2016)
5. The federal law from 7/21/2014 N 213-FZ (an
edition from 12/29/2015) «About opening of bank accounts and letters of credit, about signing of the contracts of a bank deposit, the contract for maintaining the register of owners of securities by the economic societies having a strategic importance for defense industry complex and safety of the Russian Federation and introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation»
6. The federal law from 12/10/2003 N 173-FZ (an
edition from 7/3/2016) «On currency regulation and currency control»
7. The provision on identification by credit
institutions of clients, representatives of the client, beneficiaries and beneficial owners for counteraction of legalization (washing) of income gained in the criminal way and to terrorism financing» (утв. The Bank of Russia 10/15/2015 N 499-P) (an edition from 7/20/ 2016) (It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 12/4/2015 N 39962)
[An electronic resource] - URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=203307
8. The provision on requirements to rules of internal
control of credit institution for counteraction of legalization (washing) of income gained in the criminal way and to terrorism financing» (утв. The Bank of Russia 3/2/2012 N 375-P) (an edition from 7/28/2016)
9. The indication of the Bank of Russia from 8/9/
2004 N 1486-U (an edition from 10/31/2011) «About qualification requirements to the special officials responsible for observance of rules of internal control for counteraction of legalization (washing) of income gained in the criminal way and to financing of terrorism and programs of his implementation in credit institutions»
10. The indication of the Bank of Russia from 8/9/ 2004 N 1485-U (an edition from 11/27/2014) «About requirements to preparation and personnel training in credit institutions»
11. The indication of the Bank of Russia from 9/19/ 2013 N 3063-U «About an order of informing authorized body by credit institutions on the taken measures for freezing (blocking) of money or other property of the organizations and natural persons and about results of verification among the clients of the organizations and natural persons to whom measures for freezing of money and other property are applied or have to be applied»
12. The indication of the Bank of Russia from 8/23/
2013 N 3041-U (with amendment from 7/20/ 2016) «About an order of submission by credit institutions to authorized body of data on cases of refusal of the conclusion to
13. The letter of the Bank of Russia from 9/4/2013
No. 172-T «About priority measures at implementation of bank supervision»
14. Plekhanov Russian Academy of Economics. The analysis of trends of a monetary and credit system and the financial markets Clarification of a banking system of Russia proceeds [An electronic resource] - URL: http://www.rea.ru/ ru/news/siteassets/bulleten/bulleten-yanvar2016.pdf of page 4 (date of the address 1/28/2017)
15. The set of guidelines of FATF [An electronic resource] - URL: http://www.fatf-gafi.org/ media/fatf/documents/recommendations/pdfs/ FATF-40-Rec-2012-Russian.pdf (date of the address 1/20/2017)
16. The guide of FATF to application risk - the focused approach for the banking sector. ANO MUMTsFM. - 2015.//[An electronic resource]
- URL: http://www.fatf-gaft.org/ (date of the address 1/15/2017)
17. Zykova T. In Russia new «addresses» where launder dirty money are found. The Russian Newspaper [An electronic resource] - URL: https://rg.ru/201 6/05/1 5/v-rossii-obnaruzheny-novye-adresa-gde-otmyvaiut-dengi.html (date of the address 1/28/2017)
18. The annual report of Federal Service for Financial
Monitoring for 2015 [An electronic resource]
- URL: http://www.fedsfm.ru/content/files/ activity/annualreports/otchet_verstka_3.pdf (date of the address 1/20/2017)
19. Finmarket. Fight of banks against washing brings income [An electronic resource] - URL: http:/ /www.finmarket.ru/news/4276894 (date of the address 12/25/2016)
20. The official site of the Central bank of the Russian Federation//Regulations regulating questions of responsibility for violations in the sphere of POD/FT [An electronic resource]
- URL: https://www.cbr.ru/today/default.aspx? Prtid=resist_sub&ch=itm_22641#CheckedItem (date of the address 12/27/2016)
О
3
В
3
2 e
8