Научная статья на тему 'Институциональная стратегия формирования модели мониторинга и прогнозирования риска вовлечения банка в легализацию преступных доходов'

Институциональная стратегия формирования модели мониторинга и прогнозирования риска вовлечения банка в легализацию преступных доходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
495
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ / ОТМЫВАНИЕ ДОХОДОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ / РЕКОМЕНДАЦИИ ФАТФ / INSTITUTIONAL MODEL / TRANSPARENCY OF FINANCIAL FLOWS / MONEY LAUNDERING / COMBATING THE LEGALIZATION / THE FATF RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вовченко Наталья Геннадьевна, Фильчакова Наталья Юрьевна

В условиях повышения мобильности трансграничных финансовых потоков описана необходимость разработки институциональной модели противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В этой связи представлена институциональная модель субъектно-объектных отношений, направленных на выявление и мониторинг рисков вовлечения кредитных организаций в противоправные схемы по отмыванию доходов, как со стороны банка, так и со стороны государственных органов Проведен анализ институциональной модели, присущей Российской Федерации, в свете имплементации новых стандартов ФАТФ в целях обеспечения прозрачности финансовых потоков через создание системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вовченко Наталья Геннадьевна, Фильчакова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL STRATEGY FORMATION MODELS FOR MONITORING AND FORECASTING THE RISK OF INVOLVEMENT OF THE BANK IN MONEY LAUNDERING

The need to develop institutional model of counteraction to incomes legalization received in a criminal way is described in conditions of mobility increase of cross-border financial flows. In this regard, the institutional model of the subject-object relations, aimed at identifying and monitoring risks involving credit institutions in illegal scheme for money laundering, as part of the Bank, and on the part of state bodies is presented. The institutional model in the Russian Federation in the light of the implementation of the new FATF standards in order to ensure transparency of financial flows through the creation of a system of anti-money laundering is analyzed.

Текст научной работы на тему «Институциональная стратегия формирования модели мониторинга и прогнозирования риска вовлечения банка в легализацию преступных доходов»

www.hjournal.ru

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ВОВЛЕЧЕНИЯ БАНКА В ЛЕГАЛИЗАЦИЮ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

ВОВЧЕНКО НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы», Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», г. Ростов-на-Дону,

e-mail: [email protected]

ФИЛЬЧАКОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА,

аспирант,

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», заместитель начальника отдела Межрегионального управления, Федеральная служба по финансовому мониторингу в ЮФО, г. Ростов-на-Дону,

e-mail: [email protected]

В условиях повышения мобильности трансграничных финансовых потоков описана необходимость разработки институциональной модели противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В этой связи представлена институциональная модель субъектно-объектных отношений, направленных на выявление и мониторинг рисков вовлечения кредитных организаций в противоправные схемы по отмыванию доходов, как со стороны банка, так и со стороны государственных органов

Проведен анализ институциональной модели, присущей Российской Федерации, в свете имплементации новых стандартов ФАТФ в целях обеспечения прозрачности финансовых потоков через создание системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Ключевые слова: институциональная модель; транспарентность финансовых потоков; отмывание доходов; противодействие легализации; рекомендации ФАТФ.

INSTITUTIONAL STRATEGY FORMATION MODELS FOR MONITORING AND FORECASTING THE RISK OF INVOLVEMENT OF THE BANK IN MONEY LAUNDERING

VOVCHENKO NATALYA, G.,

Doctor of Economic Sciences (PhD), Professor of the Department «Finance», Rostov State Economic University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

FILCHAKOVA NATALYA, YU.,

Post-Graduate Student, Rostov State Economic University, Deputy Head of the Inter-Regional Department, Federal Service for Financial Monitoring in the Southern Federal District, Rostov-on-Don,

e-mail: [email protected]

© Вовченко Н. Г., Фильчакова Н. Ю., 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

The need to develop institutional model of counteraction to incomes legalization received in a criminal way is described in conditions of mobility increase of cross-border financial flows. In this regard, the institutional model of the subject-object relations, aimed at identifying and monitoring risks involving credit institutions in illegal scheme for money laundering, as part of the Bank, and on the part of state bodies is presented.

The institutional model in the Russian Federation in the light of the implementation of the new FATF standards in order to ensure transparency of financial flows through the creation of a system of antimoney laundering is analyzed.

Keywords: institutional model; transparency of financial flows; money laundering; combating the legalization; the FATF recommendations.

JEL: B52, G20.

В современном глобализирующем мировом сообществе широкое развитие получили процессы трансграничных денежных переводов, способы осуществления которых стали основным элементом легализации доходов, полученных преступным путем.

Принимая во внимание масштабы негативных последствий от реализации процессов легализации преступных доходов для экономики, мировым сообществом предприняты усилия по разработке ряда мер и стандартов в целях своевременного выявления и дальнейшего пресечения рисков и угроз со стороны инициаторов реализации механизмов отмывания денежных средств.

В условиях активной имплементации международных норм и стандартов в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем проблема создания эффективной системы противодействия данному негативному явлению приобрела особую актуальность с характерной сложноструктурированной составляющей, требующей разработанной институциональной модели.

В современном мире именно от эффективности функционирования институциональной системы противодействия отмыванию доходов зависит качество проводимых в этой связи мероприятий, определение дальнейших приоритетов работы, а также выработка соответствующих механизмов воздействия.

В этой связи следует отметить, что институциональная модель является основой для функционирования любого процесса, нацеленного на долгосрочную перспективу и получение результатов. В этой связи необходимым условием институциональной системы должна стать гибкость, дающая возможность оперативно реагировать на возникающие изменения.

Следовательно, система противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, должна строиться с учетом институциональной модели как совокупности взаимосвязанных институтов, характеризующихся отношениями взаимовлияния. На сегодняшний день российская институциональная модель противодействия наглядно представлена на рис. 1.

Институциональное закрепление противодействия отмыванию доходов в Российской Федерации способствовало ежегодному снижению динамики преступлений экономической направленности, в том числе и в сфере легализации преступных доходов, что отражено в табл. 1.

Данный факт обусловлен как развитием системы мониторинга и профилактики финансово-экономических преступлений, так и институциональным закреплением механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Международ- ные организации

Суд Нормативные и правовые акты

Контрольно- Профес- Правоохрани- Частный

надзорные сиональные тельные орга- сектор

органы ны

юристы

-Росфинмониторинг;

- ЦБ РФ;

- Федеральная налоговая служба;

- Государственная пробирная палата;

- Роскомнадзор;

- Минюст; -Пенсионный фонд

- Нотариусы; -Адвокаты;

- МВД; -ФСБ;

- Прокурату-

ра;

- Госнаркоко-

нтроль;

- Федеральная таможенная служба

-кредитные организации; -профучастники рынка ценных бумаг;

-страховые организации; -лизинговые компании; -организации федеральной почтовой связи;

-ломбарды;

-ювелирный сектор -игорный бизнес; -организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; -риэлторы;

-операторы по приему платежей; -факторинговые компании; -кредитные потребительские кооперативы,

-микрофинансовые организации; -общества взаимного страхования; -негосударственные пенсионные фонды,

-операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Рис. 1. Институты системы противодействия отмыванию доходов Источник: составлено автором.

Таблица 1

Преступления экономической направленности

Япварь-Септябрь 2011 Япварь-Септябрь 2012 Январь-Сентябрь 2013

Всего выявленных преступлений В % к предыд. периоду Всего выявленных преступлений В % к предыд. периоду Всего выявленных преступлений В % к предыд. периоду

Общее количество преступлений экономической направленности 184 531 -27,1 % 153 345 - 16,9 % 116 847 16,8 %

Количество преступлений в сфере легализации преступных доходов 593 - 69,3 % 542 - 8,6 % 414 - 15,3 %

Эффективность и значение институционального оформления системы противодействия отмыванию доходов контрастно отражается в данных Росфинмониторинга. Так, за 2011 год проведено более 1 500 финансовых расследований в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем. Однако уже за 2012 год количество финансовых расследований возросло до 30 000, что связано с

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

новыми подходами по систематизации информационных ресурсов, с совершенствованием механизмов межведомственного взаимодействия, а также в дальнейшем оформлении нормативно-правовой базы1.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что на фоне общего снижения преступлений экономической направленности, институциональное закрепление элементов системы противодействия отмыванию доходов позволяет выявлять огромное количество нелегальных схем, направленных на легализацию преступных доходов.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что увеличивающееся взаимопроникновение финансовых институтов, развитие электронных инструментов в мировой экономической системе, увеличивающиеся объемы трансграничных траншей привели к осознанию необходимости создания действенной институциональной системы обеспечения прозрачности финансовых операций.

Необходимость противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, определила новые ориентиры по созданию системы мониторинга рисков перед финансовым сектором и его институтами, что позволит повысить прозрачность не только внутристрановых трансакции, но также и трансграничных движений капитала.

Известно, что понятие института включает в себя правила, механизмы и нормы поведения, структурирующие повторяющиеся взаимодействия между людьми. Кроме того, институт является основным фактором экономических преобразований и изменений. Однако нередки случаи, при которых институциональные изменения отстают от развития структурных элементов экономической сферы, в этом случае можно наблюдать неэффективность работы отдельных участков системы.

Следовательно, для формирования и внедрения любого процесса необходимо четко выработать систему его институционального сопровождения. Это, в частности, относится и к обеспечению процесса транспарентности финансовых операций, эффективное институциональное обеспечение которых способствует противодействию легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Вышеизложенное позволяет сделать соответствующее утверждение: институциональная модель включает в себя такие аспекты, как нормативная база, государственные структуры, экономические субъекты и элементы гражданского общества. Мониторинг риска вовлечения банков в сомнительные схемы по отмыванию доходов является также и общегосударственной задачей ввиду общественной опасности исследуемого явления.

В этой связи целесообразно рассмотреть институциональную модель субъектно-объектных отношений, направленных на выявление и мониторинг рисков вовлечения кредитных организаций в противоправные схемы по отмыванию доходов, как со стороны банка, так и со стороны государственных органов (см. рис. 2).

Нормативные акты позволяют создать базу функционирования всей системы противодействия отмыванию доходов, направленной на повышение транспарентности финансовых потоков. Государство через систему органов исполнительной власти осуществляет контроль и надзор за исполнением установленного профильного законодательства. Однако эффективное взаимодействие возможно лишь в случае развитого гражданского общества, характеризующегося устойчивым правосознанием и финансовой грамотностью. Каждый из этих аспектов имеет немаловажное значение, а в ряде случаев является определяющим.

1 См.: Официальный сайт Росфинмониторинга. (http://www.fedsfm.ru).

Рис. 2. Институциональная система субъектно-объектных отношений противодействия

отмыванию доходов в банковской сфере Источник: составлено автором.

В целях формирования нормативной базы, как основы для создания институциональной среды, в феврале 2012 года ФАТФ приняты новые стандарты, создавшие прецедент, касающийся необходимости проведения национальной оценки рисков отмывания преступных доходов, которая должна сформировать систему мониторинга угроз, в том числе и понижающих транспарентность финансовых операций. Рекомендации ФАТФ призывают стран-членов применять риск-ориентированный подход в целях своевременного выявления, оценки и квалификации соответствующих угроз (рисков), возникающих как на общестрановом, так и на региональном уровне. Кроме того, требуется разработать действенную систему компенсации либо минимизации возможных последствий и самих рисков в целом, используя при этом эффективно распределенные ресурсы. Во исполнение данного утверждения странам необходимо создать инструментарий, который будет способен в каждом конкретном случае выявить и установить

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

ключевые критерии имеющегося или потенциального риска легализации доходов, полученных преступным путем, понижающего транспарентность финансовых институтов. Данное положение предполагает создание ряда институтов как в законодательной, так и в финансовой сфере.

В частности, это послужило основой для принятия в Российской Федерации Указа Президента № 808 от 13.06.2012 г., который возлагал на Росфинмониторинг функции государственного института по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, и по выработке мер противодействия этим угрозам2.

Таким образом, в современных условиях масштабы банковских операций и скорость их осуществления приняли глобальный характер и приобрели статус ключевого фактора развития экономической системы в целом. Финансовые институты являются посредниками, транзитерами капитала в экономике, и как следствие имеют прямое влияние на возможность последующего его использования.

Данная особенность банковской системы может, как способствовать пресечению противоправной деятельности в сфере легализации доходов, так и способствовать развитию этого негативного экономического явления.

Следовательно, развитие мировой финансовой системы предопределили необходимость институциональных преобразований в национальной финансовой системе в целях повышения транспарентности финансовых потоков, как элемента стабильности банковской системы.

Учитывая роль финансовой стабильности в общегосударственном масштабе, принципиальным остается вопрос о создании эффективного механизма регулирования и надзора со стороны государственных регуляторов за прозрачностью банковской деятельности, в том числе в части усиления информационного взаимодействия по обозначенной проблеме.

В этой связи государственный контроль в целях противодействия легализациями доходов, полученных преступным путём, должен определяться как многоуровневая система, обеспечивающая реализацию стратегических задач государственной антиотмывочной политики, воздействуя на предмет контроля через использование специфичных форм воздействия, характеризующихся конкретными методами и принципами.

Государственный контроль в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, должен ориентироваться на достижение определенного результата, основной составляющей которого должны стать как выявленные дисфункции в исследуемой системе, так и на формирование гражданской ответственности в обществе, при выработке нетерпимости к противоправным деяниям.

В ходе реализации государственного контроля в целях противодействия легализации требуется руководствоваться рядом принципов:

- Законности — проводимые мероприятия должны основываться исключительно на законодательстве, регулирующем денежные отношения в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;

- Объективности — действия со стороны государства должны исключать субъективное воздействие на объект контроля;

- Прозрачности — проводимые мероприятия контроля должны иметь четкую цель и быть понятны для проверяемого объекта;

- Адекватности - формы и методы контроля должны быть соответствующими целям противодействия отмыванию доходов;

- Непрерывности — государственный контроль должен быть непрерывным в целях своевременного выявления базиса для появления противоправных схем

2 См.: Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808. «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» // Справочная система «Консультант Плюс».

отмывания доходов, а также пресечения рисков и угроз, возникающих в этой связи;

- Комплексности — государственный контроль должен носить комплексный характер и исследовать все компоненты системы противодействия отмыванию доходов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Результативности - итогом проверочных мероприятий должны стать полученные результаты о работе компонентов антиотмывочной системы, на основе которых возможно сделать соответствующие выводы;

- Информативности — полученные результаты должны носить информационный характер, который позволит со стороны государства и объекта контроля своевременно реагировать на возникающие риски и угрозы со стороны процессов отмывания денежных средств.

Указанные механизмы эффективно реализуемы лишь при наличии установленной обратной связи между объектом и субъектом контроля в целях противодействия отмыванию доходов. Реализация обратной связи напрямую зависит от развития гражданского общества, от уровня финансовой грамотности и правосознания граждан.

Кроме того, мировые тенденции обусловили институциональную трансформацию банков в интеллектуальные центры по сбору, анализу и оценке информации о проводимых финансовых операциях, в целях выявления противоправных схем, направленных на легализацию доходов и мониторинг возможных рисков.

Вопреки данной позиции, ряд исследователей не поддерживали данной позиции, утверждая, что участвуя в системе финансового мониторинга и применяя меры, направленные на установление достоверных сведений о клиенте, банки рискуют потерять договорные отношения с клиентом. В своих трудах В. А. Гамза и И. Б. Ткачук указывали, что «в соответствии с законом коммерческий банк приобрел статус субъекта выявления и предупреждения преступлений, не связанных непосредственно с посягательствами на его безопасность; его наделили не только специфическими правами, обязанностями компетенцией в сфере выявления и предупреждения конкретного вида преступлений, но и обязанностью принимать постоянное участие в правоохранительной деятельности. Сложилась уникальная ситуация, состоящая в том, что банк, не являясь государственной организацией, должен участвовать в реализации мер, которые выходят за пределы целей собственно банковской деятельности» (Гамза и Ткачук, 2002. С. 25-31).

Однако, как показывает складывающаяся мировая практика, банк, планирующий долгосрочное устойчивое развитие, непременно должен учитывать и риски, связанные с транспарентностью финансовых потоков. Так как риск вовлечения банка в сомнительные схемы, направленные на отмывание преступных доходов, провоцирует появление целой совокупности рисков, таких как репутационный риск, являющийся основой для потери доверия ряда партнеров, в том числе и иностранных, снижение уровня капитализации, падение стоимости акций, изменение условий привлечения средств ввиду повышенного уровня риска и как следствие снижение общей ликвидности банка.

В этой связи принципиально важным является создание институциональной основы в правовом поле, которая позволит создать своеобразную «точку отсчета» для формирования последующих этапов институциональных изменений в целях соблюдения транспарентности финансовых потоков. Так, на сегодняшний день Письмом Банка России от 13.07.2005 г. N 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» регламентирован механизм по созданию свода программ, направленных на противодействие легализации преступных доходов, кроме того, установлен перечень критериев и признаков необычных сделок, требующих особого внимания со стороны банков при осуществлении операций, в

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

целях повышения прозрачности деятельности банка в целом3. Наряду с изменяющимися условиями функционирования финансовой системы, появлением различных конъюнктурных особенностей, а также внедрением новых финансовых продуктов, указный перечень претерпевает регулярные обновления.

Целесообразно определить роль института идентификации клиентов кредитных организаций в контексте изучаемого явления. Первостепенно отметим, что на международном уровне рекомендации ФАТФ устанавливают жесткие требования к порядку идентификации клиентов, а также обязывают проводить мероприятия, направленные на установление бенефициарных владельцев. Однако в российском законодательстве механизм по идентификации бенефициарных собственников прописан неоднозначно, а именно, кредитным организациям необходимо принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в случае, если в результате принятия мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента4. Отсутствует конкретный механизм и меры по установлению сведений о бенефициарных владельцах, в то время как именно последние являются ключевыми фигурами в организации противоправных схем, направленных на отмывание доходов.

Одновременно с этим, международными требованиями, отраженными в рекомендациях ФАТФ, установлено, что в случае невозможности получения достоверных сведений о бенефициарных собственниках банкам рекомендуется запретить проведение любых трансакций и установление деловых отношений.

Однако в российском законодательстве это положение нашло отражение в следующей форме: банк вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма либо вообще расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом5.

Однако отнесение совершаемых операций к категории сомнительных или необычных сделок — это высококвалифицированный труд специалистов банка, имеющий субъективное видение проблемы и относящийся к мерам «второго» порядка, т.е. в данном случае между банком и клиентом уже существуют договорные отношения. В этом случае при осуществлении нелегальных операций банку грозит наступление ряда негативных последствий, как правового, так и материального характера.

Обобщая вышеизложенное, следует указать на необходимость использования нормативного инструментария по отказу в совершении операций и открытию банковского счета на стадии сбора данных о клиенте, так как риск вовлечения банка в процесс отмывания денежных средств может привести банк к потери репутации, влекущий за собой сопутствующие угрозы. Кроме того, именно идентификация клиентов и конечных бенефициарных владельцев является системным звеном в стратегии по повышению транспарентности финансовых потоков.

В подтверждение высказанного положения о первостепенном значении институционального формирования процесса идентификации говорит закрепление на международном уровне стандартов ФАТФ, регламентирующих идентификацию публичных должностных лиц. Эта мера является особо актуальной в ходе борьбы с построением масштабных схем легализации преступных доходов и их латентными

3 См.: Письмо Банка России от 13.07.2005 N 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Справочная система «Консультант Плюс».

4 См.: Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Справочная система «Консультант Плюс».

5 Там же.

проявлениями, основой для которых служат именно банковские операции сомнительного содержания. В частности, накопленный капитал криминальных структур стремится к властному ресурсу в целях дальнейшего обеспечения протекционизма своей деятельности. Реализации возникших намерений способствует создание механизмов социально-политического, силового и экономического воздействия на конкретной территории, в определённой сфере общественных отношений.

В данном ключе в целях повышения транспарентности операций, проводимых банком, требуется уделять особое внимание активам лиц, занимающих высокие государственные посты не только на территории Российской Федерации, но и в других странах.

Следовательно, институциональное закрепление комплекса мер по надлежащей и всесторонней идентификации клиентов играет главенствующую роль в системе повышения прозрачности банковских операций, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

Таким образом, анализ международных стандартов и институционального обеспечения процесса транспарентности финансовых потоков позволяет сделать следующие выводы. Система регулирования прозрачности финансовых потоков включает в себя следующие структурные элементы: институциональное

преобразование государственных органов, нормативное закрепление внутриорганизационных мер, проводимых в целях противодействия нелегальным операциям, направленным на отмывание доходов, использование критериев и признаков необычных сделок, позволяющих оценить риск вовлечения банка в противоправные схемы, а также меры по комплексной идентификации клиентов и конечных бенефициарных собственников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гамза В. А. и Ткачук И. Б. (2002). Банк как субъект борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов // Банковское дело, № 5, с. 25-31.

Официальный сайт Росфинмониторинга. (http://www.fedsfm.ru).

Письмо Банка России от 13.07.2005 № 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Справочная система «Консультант Плюс».

Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808. «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» // Справочная система «Консультант Плюс».

Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Справочная система «Консультант Плюс».

REFERENCES

Gamza V. A. and Tkachuk I. N. (2002). The Bank as a subject of combating legalization (laundering) of criminal proceeds. Banking, no. 5, pp. 25-31. (In Russian).

Official web-site of Rosfinmonitoring. (http://www.fedsfm.ru). (In Russian).

The Letter of the Bank of Russia Dated 13.07.2005 № 99-T «On Methodological Recommendations on the Development of Credit Organizations of the Rules of Internal Control for the Purposes to Counteract the Legalization (Laundering) of Criminal Proceeds and Financing of Terrorism». Reference system "Consultant Plus". (In Russian).

The Decree of the President of the Russian Federation of 13.06.2012 № 808. "Issues of the Federal Service for Financial Monitoring". The Reference System "Consultant Plus". (In Russian).

Federal Law № 115-FZ of 07.08.2001 "On Counteracting Legalization (Laundering) of Criminal Proceeds and Financing of Terrorism". Reference System "Consultant Plus". (In Russian).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.